Что такое жертва вероломства
15. Вероломство и военные хитрости
Вероломство и военные хитрости регламентированы положениями Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), который был принят в Женеве 8 июня 1977 г.
Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая настоящий Протокол, преследовали цель подтверждения и развития такого положения, которое предусматривало бы необходимую защиту жертв вооруженных конфликтов, кроме этого, дополнительные меры для обеспечения наиболее эффективного их применения.
Согласно ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника с помощью вероломства.
Под вероломством в международном гуманитарном праве следует понимать такие действия, которые осуществляются со следующей целью: вызвать доверие противника. Кроме того, эти действия должны заставить противника поверить в то, что он имеет неотъемлемое право на получение защиты либо обязан предоставить такую защиту в соответствии с нормами международного права, которое имеет место в период вооруженных конфликтов и военных действий, для того чтобы обмануть такое доверие.
Под нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, необходимо понимать такие нормы, которые имеют место в период вооруженных конфликтов и военных действий и которые приведены в международных соглашениях, чьи участники – конфликтующие стороны, помимо этого, общепризнанные принципы и нормы международного права, применяемые к вооруженным конфликтам.
К вероломству относятся следующие действия:
1) имитация намерения осуществлять переговоры под флагом перемирия;
2) имитация капитуляции;
3) имитация выхода из строя по причине полученных ранений либо болезни;
4) имитация обладания статусом гражданского лица или некомбатанта, не принимающего участия в вооруженном конфликте;
5) имитация обладания статусом, который предоставляет защиту, путем использования:
Запрещено:
1) применение не по назначению отличительной эмблемы Международного общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца либо иные эмблемы, которые предусмотрены конвенциями либо Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;
2) преднамеренное злоупотребление в период вооруженного конфликта иными защитными эмблемами, знаками или сигналами, такими как флаг перемирия;
а) отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций;
б) форменной одежды ООН;
в) форменной одежды нейтральных государств, которые не являются конфликтующими сторонами;
г) форменной одежды иных государств, которые не являются сторонами, находящимися в конфликте.
Военные хитрости не запрещены. В международном гуманитарном праве под военными хитростями понимаются действия, осуществляемые с целью введения противника в заблуждение либо побуждения его к совершению опрометчивых поступков. Военные хитрости не должны нарушать норм международного права, которые применяются в период вооруженных конфликтов или военных действий, и не являются вероломными. Это объясняется тем, что они не обманывают доверие конфликтующей стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом.
К военным хитростям относятся:
1) применение маскировки;
2) использование ловушек;
3) проведение ложных операций;
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ВЕРОЛОМСТВО
вероломство ср. 1) Нарушение клятвы, обязательств. 2) Коварство.
вероломство
с.
perfidy, treachery
ВЕРОЛОМСТВО — в международном гуманитарном праве действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Согласно ст. 37 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к В. Примерами В. являются следующие действия: а) симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции; б) симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни; в) симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта, и г) симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных или других государств, не являющихся сторонами конфликта. В. следует отличать от военных хитростей, которые не запрещены международным правом.
В Ѣ РОЛО́МСТВО, а, ср. Нарушение клятвы, обещания; предательство, обман. [Генлей:] А! Изм ѣ нник! Тщетно твое лиц ѣ мерие. В ѣ роломство твое мн ѣ изв ѣ стно. Безбожн. 80. [Добрада:] Употребил еще обман и в ѣ роломство: Засадой скрытою отр ѣ зал ваше войско. Држ. Соч. IV 202.
Вероломство Вероломный
Вероломство — это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас —
обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить.
Доверие, оказанное вероломному, дает ему возможность вредить.
Вероломный друг — самый опасный враг.
Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить
Вероломство как качество личности – склонность к сознательному обману чужого доверия, к вопиющему нарушению принятых обязательств, клятв, обещаний из низменных, часто корыстных побуждений.
Подружились петух и скорпион, и пошли вместе в город. По дороге им повстречалась глубокая река. Скорпион и говорит: — Брат, я не смогу пройти через реку, я утону. — А я для чего? Садись на мою широкую спину, и я перенесу тебя через реку до другого берега, — сказал смелый петух. Не успел скорпион сесть на спину петуха, как тут же попытался ужалить своего друга, но не смог, так как спина у петуха была из сплошной кости. Петух спросил, что это за скрежет. А скорпион ответил: — Не бойся. У меня есть привычка скрежетать. Тогда петух подумал: «Бог милосерден ко мне, а то бы скорпион пронзил меня жалом». И, обращаясь к скорпиону, добавил: — Я не люблю друзей с плохими привычками, — и утопил скорпиона.
Вероломство буквально означает «ломать веру». Как вероломство обычно оцениваются следующие действия: преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, которые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви; клевета, ложный донос на другого человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого; клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем; сознательное введение другого человека в заблуждение с целью использовать затем его ложное убеждение против него же самого в эгоистических целях.
Вероломство – родная сестра коварства. Две сестры, действуя в спайке, представляют такую же грозную силу, как пара натасканных на людей доберманов. Вот исторический пример, описанный Н. И. Костомаровым, когда союз сестер дает такие судьбоносные для страны плоды: «23 ноября 1 741 года цесаревна Елизавета отправилась в Зимний дворец в гости к правительнице. Был куртаг. Вечером гости уселись за карточный стол, цесаревна тоже стала играть в карты. Вдруг правительница Анна Леопольдовна вызвала Елизавету Петровну из-за карточного стола, пригласила в другую комнату, сказала, что получила из Бреславля письмо: ее предостерегают, извещая, что цесаревна со своим лейб-медиком Лестоком замышляют произвести переворот. Цесаревна Елизавета при этих словах показывает вид изумления, уверяет, что ей в голову не приходило ничего подобного, что она ни за что не нарушит клятвы в верности, данной малолетнему императору. Она расплакалась и бросилась к правительнице в объятья. Анна Леопольдовна по своему добродушию расплакалась сама и рассталась с цесаревной при взаимных уверениях в любви и преданности.
В Зимнем дворце принц Антон-Ульрих возобновил в последний раз свои предостережения супруге и просил ее приказать расставить во дворце и около дворца усиленные караулы, а по городу разослать патрули и, одним словом, принять меры насчет опасных замыслов Елизаветы. «Опасности нет, — ответила Анна Леопольдовна. — Елизавета ни в чем невинна, на нее напрасно наговаривают, лишь бы со мной поссорить. Я вчера с нею говорила, она поклялась мне, что ничего не замышляет, и когда уверяла меня в этом, даже плакала. Я вижу ясно, что она невиновна против нас ни в чем». А в ночь с 24 на 25 ноября цесаревна Елизавета, возглавив заговор, свергла правительницу Анну и ее сына, малолетнего императора Иоанна Антоновича, и стала императрицей Елизаветой Петровной.
Посредством применения вероломства жизнь преподносит людям красноречивый урок, отучая их от идеализаций, излишнего романтизма, легкомыслия и помогая горькому прозрению после беззаботного порхания в обществе. Закаленный вероломством человек становится более рассудительным, осторожным и разумным. Если он с первого раза усвоил жизненный урок, то уже никогда опрометчиво не попадется в сети вероломства. Когда человек придает чему-то избыточную значимость, равновесные силы мироздания беспокоятся. Пытаясь вернуть его в равновесное спокойное и устойчивое состояние, они прибегают к помощи вероломства. Когда ученик готов, приходит учитель, а лучшего учителя, чем вероломство, найти затруднительно.
Вот показательный урок из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», как вероломство освобождает человека от идеализаций: «Вы пришли получить деньги по векселю, если не ошибаюсь? — спросил фельдкурат своего гостя. — Да, и надеюсь… Фельдкурат вздохнул: Человек часто попадает в такое положение, когда ему остается только надеяться. О, как красиво звучит слово «надейся» из того трилистника, который возносит человека над хаосом жизни: вера, надежда, любовь. Как прекрасно иметь свой идеал, быть невинным, чистым созданием, которое дает деньги под векселя, и как чудесно надеяться своевременно получить их обратно. Надеяться, что я заплачу вам тысячу двести крон, когда у меня в кармане нет даже сотни. — В таком случае вы… — заикаясь, пролепетал гость. — Да, в таком случае я, — ответил фельдкурат».
Один из самых мощных атрибутов вероломства, который как раз и ломает веру людей в порядочность и честность, служит клятвопреступление. Это вам не простое нарушение обещания жениться или обязательства своевременно отдать долг, здесь затрагиваются куда более мощные струны души, здесь человек посягает на судьбу, игнорирует совесть и Бога.
Последний русский император Николай был клятвопреступником. Этот факт описан в книге А. Горбовского и Ю. Семенова «Закрытые страницы истории». Отец (Александр III) не доверял Николаю, считая его никчемным и неспособным к царствованию. Поэтому решил передать престол младшему сыну. Но когда Александр III умирал, Михаил еще не достиг совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью император взял с Николая клятву, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. « Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, — пророчески говорил умирающий. — Добереги ее до совершеннолетия Михаила. Первыми давать присягу новому царю должны были члены императорской фамилии. Вдова императора наотрез отказалась делать это. Она плакала и повторяла: «Поймите, я же знаю его больше, чем вы, он мой сын и ближе мне всех. Под его управлением Россия погибнет!» Вдовствующая императрица так и не присягнула своему сыну. Чтобы скрыть это, ее объявили больной.
Безвольный, никчемный человечишка, Николай не сдержал свою клятву, данную умирающему отцу. В трагические моменты своего царствования он не раз в отчаянии восклицал, что всему виной его клятвопреступление, но о добровольной передаче короны в пользу Михаила так и не помышлял. Когда он, наконец, отрекся от престола, поезд, как говорится, ушел, было уже поздно.
Вероломство
Вероломство – это негативная моральная категория, характеризующая человека как обманщика и изменщика. Подразумевает оно злоумышленные предательские действия, преднамеренный обман доверия других лиц либо безобразно-возмутительное нарушение взятых обязательств. Данное качество представляет собой свойство человеческого характера, означающее, что человек склонен к предательству, нарушению обетов, клятвопреступлению. Такой человек ради выгоды легко «продаст» друга, совершит ложный донос. Это интриган, легко вводящий в заблуждение окружающих и использующих других для реализации собственных корыстных интересов.
Что это значит
Если разобрать описываемый термин на составные части, то можно получить буквальное значение слова вероломство, а именно – ломать веру. Вероломный субъект втирается в доверие к другим людям, а затем коварно обманывает.
К вероломным обычно причисляют такие поступки, как сознательное нарушение заключённого соглашения, обещания, оговор, ложный донос, продиктованный ненавистью, завистью, стремлением использовать горести других себе на корысть, клятвопреступление, преднамеренное введение кого-либо в заблуждение, дабы использовать его ошибочное убеждение с эгоистичной целью.
Коварство верный спутник вероломства. Они действуют в спайке, представляя грозную силу, словно пара кровожадных хищников.
Вероломство это простыми словами умение предать доверие, обмануть словом или действием. Это напрасные обещания, нарушенные клятвы, предательство и измены.
Жизнь при помощи вероломства преподносит людям яркий урок, отваживая их от излишней идеализации, чрезмерного романтизма, легкомысленности и способствуя скорбному просветлению после беспечного порхания словно бабочка. Столкновение в реальности с вероломством товарища часто становится потрясением. Вероломство способно породить уйму болезненных переживаний. Человек, закалённый вероломством, становится значительно рассудительнее, осторожнее и благоразумнее.
Таким образом, отвечая на вопрос, что означает вероломство, можно заключить, что описываемый термин обозначает склонность людей к преднамеренному осознанному обману доверия других лиц, возмутительному нарушению взятых обязательств и данных клятв. Данные действия порождаются исключительно личной корыстью и эгоистическими мотивами. При этом несоответствие чьим-то ожиданиям, совершение поступков в разрез с желаниями других, и действий, исходя из своих личных интересов, нельзя считать вероломством.
Вероломство в исламе
К сожалению, в нынешнее время обман, мошенничество, предательство, вероломство отнюдь не редкость. И многие индивиды сталкивались с этими явлениями отнюдь не понаслышке. Кроме того, среди некоторых представителей социума приведённая модель поведения считается не просто нормой, а единственно верной. При этом правдивость, честность, верность воспринимаются в качестве пережитка прошлого.
Всё иначе обстоит среди мусульманских общин. Не существует в мире идеологии или вероисповедания, которое возносило бы честность, верность, правдивость на такую высоту, как вероучение Ислама. Однако и среди мусульман также есть люди, пренебрегающие заповедями Ислама.
Ислам категорически возбраняет неисполнение обязательства и вероломство. Эти качества причисляются к проявлениям лицемерия. Запрещается даже отвечать вероломными действиями предателям, изменщикам, обманщикам. За это им грозят муки.
В сказании о словах и деяниях пророка Мухаммеда, сказано, что существует четыре признака лицемерия: враньё, вероломство, предательство и сквернословие. Последователям ислама предписывается быть честными, избегать лжи, выполнять принятые обязательства, а также беречь отданное на хранение. При этом мусульманам вероисповеданием запрещено вероломно поступать, как с людьми одной с ними верой, так и с неверными, им запрещено обманывать их.
Неважно как трактует описываемое понятие либо иное вероучение, главное, что любая религия осуждает вероломное поведение и превозносит такие качества, как верность, искренность, честность.
Действуя коварно, индивид не просто совершает грех против другого лица, доверившегося ему. Своим проступком он содействует распространению недоверчивости, подозрительности в социуме, что неблагоприятным образом отражается на состоянии общества в целом. Поэтому субъект, осознающий и несущий ответственность за собственные деяния и за будущее своей Родины, не будет совершать вероломные деяния и не предаст оказанное ему доверие.
Примеры
Часто примеры вероломства можно встретить в произведениях киноискусства, литературных романах, в жизни и в истории.
Ярчайшим примером вероломного коварства являются агрессивные действия гитлеровской Германии в отношении Советского Союза. Нацистская Германия атаковала Страну Советов, нарушив при этом ранее заключённое соглашение про ненападение.
Также многочисленными примерами вероломства в ходе второй мировой войны считаются действия японских военнослужащих, которые обманным путём (притворялись сдающимися в плен) заманивали американские войска, дабы их уничтожить. Наиболее известным и показательным примером считается «Патруль Геттге».
Сегодня одним из недозволенных способов ведения боевых операций является вероломство, которое представляет собой деяния, устремлённые на то, чтобы породить доверие недруга и вынудить его поверить, будто у него есть право на защиту либо обязательство предоставить защиту в соответствии с принципами международного гуманитарного права, которое применяется во время вооружённых противостояний, ради обмана предоставленного доверия.
Примерами вероломства считается симуляция:
– ранения или болезни;
– намерения проводить переговоры, прикрываясь перемирием или имитацией капитуляции;
– обладания статусом нонкомбатанта или гражданского;
– обладания статусом лица, предоставляющим защиту, посредством использования знаков отличия, эмблем, униформы ООН, форменной одежды нейтральных государств либо иных государств, которые не участвуют в военном противостоянии.
Отдельно следует выделить термин «военные хитрости», которые нередко могут восприниматься за вероломные действия. К таким уловкам причисляются поступки, направленные на введение неприятеля в заблуждение либо побуждение его действовать неосмотрительно. При этом они не должны нарушать никаких постулатов международного права, используемых во время вооружённого противостояния, и не являться вероломными, то есть не предавать доверие противоборствующей стороны касательно защиты, которая предоставляется правом войны. Примерами описываемых уловок служат следующие действия: дезинформация, применение маскировки, использование ловушек и ложных операций.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Жертва вероломства
Все попытки вынудить короля приносить пользу шайке окончились неудачей: он настойчиво отказывался от всякого поручения; кроме того, он все время думал о побеге. В первоначальный же сутки его втолкнули в пустую кухню, – он не только не похитил в том месте ничего, но еще пробовал позвать хозяев. Его отдали меднику помогать в работе, – он не стал работать; кроме того, он грозился прибить медника его же паяльным прутом. В итоге и медник и Гуго лишь о том и заботились, как бы не разрешить мальчишке убежать. Он метал громы собственного царственного бешенства на всякого, кто пробовал стеснить его свободу либо вынудить его помогать шайке. Его отправили под присмотром Гуго просить милостыню вместе с больным и оборванной нищенкой ребенком, – но ничего не вышло: он не желал просить милостыни ни для себя, ни для других.
Так прошло пара дней; невзгоды данной бродячей жизни, тупость, пошлость и низость ее мало-помалу становилась невыносимыми мелкому пленнику, и он уже начинал ощущать, что спасение от ножа отшельника было только временной отсрочкой смерти.
Но по ночам, во сне, он забывал обо всем и опять восседал на троне властелином. Но как плохо бывало его пробуждение! Начиная с того времени, как его захватили, и до поединка с Гуго тяготы его унизительной жизни росли с каждым днем и переносить их становилось все тяжелее и тяжелее.
На второе утро по окончании поединка Гуго проснулся, пылая местью к собственному победителю, и начал замышлять против него всевозможные козни. У него созрело два замысла. Один был в том, чтобы как возможно больнее уязвить гордость и «мнимое» королевское преимущество мальчика; а вдруг данный замысел не удастся – взвалить на короля какое-нибудь правонарушение и позже предать его в руки неумолимого закона.
Гуго сговорился с медником – тем самым, которого король припугнул паяльным прутом; они повели мальчика словно бы бы на работу, но когда вышли в поле, повалили его наземь; медник держал его, а Гуго крепко-накрепко привязывал к его ноге припарку.
Но им помешали; показался «раб», тот самый бродяга, что с таким жаром проклинал британские законы. Он разом положил финиш мерзкой выдумка, сорвав припарку с ноги короля.
Король желал забрать у собственного спасителя тут и дубину же на месте проучить собственных недругов; но тот не разрешил, дабы не поднимать шума, а дал совет отложить дело до ночи, в то время, когда вся шайка будет в сборе и никто из посторонних не помешает. Они дружно возвратились в лагерь, и о произошедшем было донесено атаману. Атаман выслушал, поразмыслил и объявил, что короля не нужно заставлять просить милостыню, по причине того, что он, разумеется, рекомендован к чему-то высшему и лучшему, – в этот самый момент же на месте произвел его из нищих в преступники!
Гуго был вне себя от эйфории. Он уже пробовал вынудить короля красть, но потерпел неудачу; сейчас, само собой разумеется, никаких затруднений не будет: так как не посмеет же король ослушаться самого атамана. Он задумал в тот же сутки совершить кражу, рассчитывая предать короля во власть закона; притом сделать это так искусно, дабы все вышло как бы случайно, – «король боевых петухов» был сейчас неспециализированным любимцем, и бродяги, не питавшие особенных симпатий к Гуго, обошлись бы с ним не через чур нежно, если бы тот вероломно предал мальчика общему врагу их – закону.
И вот, выбрав подходящее время, Гуго привел собственную жертву в соседний город. Они медлительно бродили по улицам; один из них зорко смотрел по сторонам, выжидая эргономичной 60 секунд, дабы осуществить собственный злобный план, второй так же пристально всматривался во все закоулки, дабы при первой же возможности пуститься наутек и окончательно спастись от собственного постыдного рабства.
Обоим представлялись эргономичные случаи; но ни тот, ни второй не воспользовались ими, поскольку в глубине души оба решили в этом случае функционировать точно; ни один не желал рисковать, не убедившись заблаговременно в успехе собственного предприятия.
Гуго посчастливилось первому: навстречу шла дама с не легко нагруженной корзинкой. У Гуго злорадно сверкнули глаза, и он сообщил себе: «Издохнуть мне на этом месте, в случае если я не взвалю это дело на тебя! А тогда – храни тебя всевышний, „король боевых петухов“!
Он стоял с виду спокойный, но внутренне страшно переживая, и ожидал, дабы дама поравнялась с ними; тогда он тихо сообщил:
– Погоди тут, я на данный момент возвращусь! – и украдкой пустился следом за дамой.
Сердце короля наполнилось эйфорией. Сейчас, в случае если лишь Гуго отойдет достаточно на большом растоянии, возможно будет убежать.
Но надежде его не суждено было сбыться. Гуго незаметно подкрался к даме позади, выхватил из корзины узел и побежал назад, обмотав узел обрывком ветхого одеяла, висевшего у него на руке. Дама подняла ужасный крик: она не видела, как провалился сквозь землю узел, но в тот же час же увидела кражу, по причине того, что ее ноша внезапно стала легче.
Гуго, не останавливаясь, сунул узел в руки королю.
– Сейчас беги за мной, – сообщил он, – и кричи: «Держи вора!» Да наблюдай, старайся сбить их с толку!
Через мгновение Гуго уже скрылся за углом и помчался что имеется духу по извилистой улице, и вдобавок через 60 секунд он снова вынырнул на глазах у всех с самым невинным и равнодушным лицом и остановился за деревом, замечая, что будет.
Обиженный король бросил узел на землю; одеяло раскрылось именно в ту 60 секунд, в то время, когда прибежала дама, за которой уже следовала целая масса людей; дама схватила одной рукой короля за руку, а второй рукой собственный узел и, высоко подняв его кверху, начала долгую обращение, осыпая мальчика ругательствами и не отпуская его, как он ни старался вырваться.
Больше Гуго ничего не было необходимо: неприятель его пойман я на избежит кары. Он юркнул в переулок и побежал по направлению к лагерю, посмеиваясь, торжествуя, радуясь; он бежал и раздумывал, как бы правдоподобнее поведать эту историю шайке.
Король в это же время отчаянно бился в сильных руках, прочно державших его, и раздраженно кричал:
– Разреши войти меня, глупая дама! Говорят тебе: это не я крал. Весьма нужна мне твоя жалкая рухлядь!
Масса людей окружила их, осыпая короля угрозами и бранью; громадный кузнец в кожаном фартуке, с засученными по локоть рукавами, подошел к нему, говоря, что необходимо проучить его, – но тут в воздухе сверкнула долгая шпага и упала плашмя на руку кузнеца, а диковинный обладатель шпаги дружелюбно сообщил:
– Погодите, хорошие люди, лучше функционировать миром, без злобы, без ругани. Это дело не нам разбирать, а закону. Выпусти мальчика, хорошая дама!
Кузнец смерил взором статного солдата и отошел прочь, ворча и потирая ушибленную руку; дама нехотя выпустила мелкого короля; зрители неприязненно косились на незнакомца, но разумно молчали. Король с горящими сверкающим взором и щеками ринулся к собственному избавителю.
– Ты продолжительно медлил, господин Майлс, но сейчас пришел во-время. Повелеваю тебе, изруби эту толпу подлецов в куски!