Что такое жертва в библии
Жертва
I. ЖЕРТВА
1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл – от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидетельству Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов ( Быт. 4:3.4 ; Быт. 8:20 ; Быт. 15:9 ; Быт. 26:25 ; Быт. 31:54 ; Иов. 1:5 ). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа ⇒ Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения ( Лев. 1 ), хлебное приношение ( Лев. 2 ), Ж. благодарности, или мирная Ж. ( Лев. 3 ), а также Ж. за грех ( Лев. 4 – Лев. 5:13 ) и Ж. повинности ( Лев. 5:14 – Лев. 6:7 ). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения ( Лев. 9:16.17 ). Различные поводы, по которым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. пункт V.
II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ( Лев. 1 ) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника. Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт. 22:2 ). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа – два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. ( Исх. 29:38–42 ; Числ. 28:3–8 ; 1Езд. 9:4.5 ; Дан. 9:21 );
3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ( Лев. 2 ) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения ( Числ. 28:4–6 ). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества ( Лев. 2:1 ), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли ⇒ ладан ( Лев. 2:1.2 в Синод. пер. – «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс. 140:2 ; Лк. 1:10 ; Откр. 5:8 ); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста ( Лев. 2:11 ), которое символизирует греховность (ср. 1Кор. 5:6–8 ). Ж. следовало приносить соленой ( Лев. 2:13 ): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (⇒ Маслина, масло, елей) ( Исх. 29:40 ). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам ( Лев. 2:3 );
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА ( Лев. 3:3 ) приносилась из крупного скота – быков (волов) или коров, или из мелкого – овец или коз. Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис. 25:6 ; Ис. 55:2 ). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного ( Лев. 7:15 ). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5 ; Лк. 15:23 ) в Доме Божьем ( Втор. 12:5–7.17.18 ), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ ( Лев. 7:12.15 ; Лев. 22:29 ), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ ( Лев. 7:16 ; Лев. 22:21 ; Числ. 15:3 );
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев. 5:14 – Лев. 6:7 ; Лев. 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев. 5:16 ; Лев. 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев. 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Один раз в год, в ⇒ день очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев. 16 ):
1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета. Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;
3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения ( Евр. 9:16–19.33 ; Евр. 9:21 ). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.
IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ
5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при котором жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидетельствует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе ( 2Кор. 5:17–21 ), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас ( Гал. 2:20 ; Кол. 1:27 );
6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение ( Евр. 9:9–14 ). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непреходящее значение и для христиан.
V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года.
Б. Ж. по особым случаям:
а) Ж. всесожжения ( Лев. 1 ), которой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния ( Числ. 15:1–12 ): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;
б) хлебное приношение ( Лев. 2 ): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;
в) мирная Ж. ( Лев. 3:1 ; Лев. 7:12–14 ): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;
а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей ( Лев. 8 – Лев. 9:1 ). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника – теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;
б) Ж. каждого священника в день его помазания ( Лев 6 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки;
в) Ж. посвящения левитов ( Числ. 8:5–22 ); теленок – в Ж. за грех; теленок – в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением;
г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии ( Числ. 7 ): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную;
4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:
а) Ж. за грех ( Лев. 4 – Лев. 5:13 ; Числ. 15:24–28 ): первосвященник – одного теленка; народ – одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник – одного козла; рядовой израильтянин – одну козу или одну овцу; бедняк – двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;
б) в Ж. повинности ( Лев. 5 – Лев. 6:7 ): одного барана стоимостью «серебряными сиклями по сиклю священному»;
а) за телесную нечистоту ( Лев. 15:14.15.29.30 ): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) за роженицу ( Лев. 12 ): молодого голубя или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж. всесожжения; для бедных – двух голубей или двух горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
в) за очищение от проказы ( Лев. 14:1–32 ). В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (т.е. красную) нить; иссоп. В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех; одного барашка в Ж. всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных – ягненка и один лог оливкового масла в Ж. повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;
г) за очищение дома от «язв проказы» ( Лев. 14:48–53 ): то же, что для прокаженного в первый день;
д) для приготовления очистительной (⇒ Вода, III, 2) воды ( Лев. 19 ): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;
е) за убитого (если убийца неизвестен) ( Втор. 21:1–9 ): одну телку;
а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж. повинности; двух голубей или горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за грех; одного барана в Ж. всесожжения (с хлебным приношением и Ж. возлияния); барана в мирную Ж. и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;
7) приношение ревнования или воспоминания ( Числ. 5:11–31 ; ⇒ Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;
8) Ж. при исчислении израил. народа ( Исх. 30:12–15 ): половину сикля за каждого исчисляемого.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Жертва
Жертва
I. ЖЕРТВА
1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл — от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидетельству Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов ( Быт 4:3.4 ; Быт 8:20 ; Быт 15:9 ; Быт 26:25 ; Быт 31:54 ; Иов 1:5 ). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа → Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения ( Лев 1 ), хлебное приношение ( Лев 2 ), Ж. благодарности, или мирная Ж. ( Лев 3 ), а также Ж. за грех ( Лев 4 — Лев 5:13 ) и Ж. повинности ( Лев 5:14 — Лев 6:7 ). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения ( Лев 9:16.17 ). Различные поводы, по которым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. пункт V.
II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ( Лев 1 ) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника. Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Таким образом, Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2 ). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа — два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. ( Исх 29:38–42 ; Чис 28:3–8 ; Езд 9:4.5 ; Дан 9:21 );
3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ( Лев 2 ) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения ( Чис 28:4–6 ). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества ( Лев 2:1 ), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли → ладан ( Лев 2:1.2 в Синодальном переводе — «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2 ; Лк 1:10 ; Откр 5:8 ); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста ( Лев 2:11 ), которое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6–8 ). Ж. следовало приносить соленой ( Лев 2:13 ): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (→ Маслина, масло, елей) ( Исх 29:40 ). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам ( Лев 2:3 );
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА ( Лев 3:3 ) приносилась из крупного скота — быков (волов) или коров, или из мелкого — овец или коз. Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис 25:6 ; Ис 55:2 ). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного ( Лев 7:15 ). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5 ; Лк 15:23 ) в Доме Божьем ( Втор 12:5–7.17.18 ), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ ( Лев 7:12.15 ; Лев 22:29 ), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ ( Лев 7:16 ; Лев 22:21 ; Чис 15:3 );
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев 5:14 — Лев 6:7 ; Лев 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев 5:16 ; Лев 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Один раз в год, в → день очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев 16 ):
1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил → крышку ковчега завета. Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх 25:22 ; Чис 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;
3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения ( Евр 9:16–19.33 ; Евр 9:21 ). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.
IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ
5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при котором жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидетельствует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе ( 2Кор 5:17–21 ), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас ( Гал 2:20 ; Кол 1:27 );
6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение ( Евр 9:9–14 ). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непреходящее значение и для христиан.
V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года.
Б. Ж. по особым случаям:
а) Ж. всесожжения ( Лев 1 ), которой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния ( Чис 15:1–12 ): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;
б) хлебное приношение ( Лев 2 ): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;
в) мирная Ж. ( Лев 3:1 ; Лев 7:12–14 ): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;
а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей ( Лев 8 — Лев 9:1 ). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника — теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;
б) Ж. каждого священника в день его помазания ( Лев 6 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки;
в) Ж. посвящения левитов ( Чис 8:5–22 ); теленок — в Ж. за грех; теленок — в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением;
г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии ( Чис 7 ): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную;
4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:
а) Ж. за грех ( Лев 4 — Лев 5:13 ; Чис 15:24–28 ): первосвященник — одного теленка; народ — одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник — одного козла; рядовой израильтянин — одну козу или одну овцу; бедняк — двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;
б) в Ж. повинности ( Лев 5 — Лев 6:7 ): одного барана стоимостью «серебряными сиклями по сиклю священному»;
а) за телесную нечистоту ( Лев 15:14.15.29.30 ): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) за роженицу ( Лев 12 ): молодого голубя или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж. всесожжения; для бедных — двух голубей или двух горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
в) за очищение от проказы ( Лев 14:1–32 ). В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (т.е. красную) нить; иссоп. В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех; одного барашка в Ж. всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных — ягненка и один лог оливкового масла в Ж. повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;
г) за очищение дома от «язв проказы» ( Лев 14:48–53 ): то же, что для прокаженного в первый день;
д) для приготовления очистительной (→ Вода, III, 2) воды ( Лев 19 ): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;
е) за убитого (если убийца неизвестен) ( Втор 21:1–9 ): одну телку;
6) Ж., приносимые → назореями ( Чис 6 ):
а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж. повинности; двух голубей или горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за грех; одного барана в Ж. всесожжения (с хлебным приношением и Ж. возлияния); барана в мирную Ж. и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;
7) приношение ревнования или воспоминания ( Чис 5:11–31 ; → Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;
8) Ж. при исчислении израил. народа ( Исх 30:12–15 ): половину сикля за каждого исчисляемого.
О таинстве и значении жертвоприношения. Очищение
В своем высшем значении ветхозаветное жертвоприношение было символом и прообразом жертвы Бога Иисуса Христа. Его страдания были проявлением любви Бога к людям. В Библии говорится о Христе как об Агнце, «предопределённом прежде основания мира» (1Петра 1:19). В Ветхом Завете жертву приносил человек, но в Новом Завете в жертву Бог принёс Себя. Эта жертва есть Его любовь, любовь Бога Отца: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Жертвы Ветхого Завета, которые приносились евреями, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому жертвоприношение должно было исполняться с пролитием крови и было символом Голгофской жертвы Христа, но не только символом единичного действия Авеля, но и всяким жертвоприношением евреев Ветхого Завета всегда обозначала для них будущую жертву Сына Бога, Которого они ожидали как Мессию. Всякое жертвоприношение стало утверждать на земле историю возникновения христианства. Об этом можно прочитать в Прозе.ру, в статье «Причина возникновения Израиля есть христианство»
( http://www.proza.ru/2018/06/14/441 )
Верующие люди вплоть до Голгофы всегда приносили жертвы Богу за грехи в своей жизни. Первые жертвоприношения Богу сделали дети Адама и Евы как дар Богу. «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел». (Быт.4:1-5) Старший сын Каин был земледелец, а младший сын был пастырем овец. Почему же Господь призрел только на жертвоприношение Авеля? Жертва Каина была бескровной, жертва Авеля произошла с пролитием крови.
Бог выбрал жертвоприношение Авеля потому, что оно было связано с жертвоприношением Иисуса Христа для спасения людей и пролитием Его Крови на Голгофском кресте. Жертвоприношение Авеля явилось предсказанием для евреев и для всех других народов о жертвоприношении Иисусом Христом Себя для спасения всех верующих людей. Первым христианином среди людей стал Авель, который не имел национальности, но был праведником у Бога (Евреям 11:4).
Жертвы, которые приносили все верующие люди в Израиле, а также и до его существования, не могли очистить греховную сущность человека, его греховную душу, унаследованную от Адама и Евы, так как только «Кровь Иисуса Христа, Сына Божьего, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:7). Итак, мы знаем, что Спаситель наш Сын Бога- Господь наш Иисус Христос, «В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Колосянам 1:14). Кровь жертвы, принесенной Авелем, и то, что Авель был пастырем своих овец являются предсказанием Великой Голгофы, где уже Сам Пастырь принес Себя в жертву.
Иудеи не могут делать больше жертвоприношения, так как Израиль, вскоре после Голгофы, утратил первосвященство. Первосвященником для всех стал Сын Бога Иисус Христос. Христианам, последователям первоначальной веры, Бог определил Первосвященником Иисуса Христа «Первосвященником будущих благ», Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» для любящих Его, а значит и верующих в Него» (Евр. 9:11-12).
Может быть все-таки какую-то жертву должны исполнять христиане? Да, должны! И об этом так говорит Библия (Евр.13:15-16): «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
Согласно Библии в крови человека находится душа его, которая при смерти покидает тело и устремляется к Богу. О значении крови для сохранения души человека Библия сообщает то, что человек не подлежит никакому соединению с кровью животных при исполнении жертвоприношений: «потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11) «ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израиля: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится» (Левит 17:14).
Действительно ли то, что в крови животных и человека находится душа? Это есть второе таинство, которое надо понять нам. Кровь есть одна из составляющих частей нашего тела, а поэтому душа в ней находиться не может. Так мы знаем из Библии, что при творении человека всё телесное людей и животных Бог сотворил из всех компонентов земли. Следующим шагом было творение для них жизни, которое произошло созданием для каждого тела людей и животных души посредством Духа Бога.
Как понимать нам слово Очищение!?
Многие неверующие люди в своей жизни употребляют это слово, когда очищают своё тело от грязи, но верующие люди слово «очищение» понимают и иначе. Согласно Ветхого Завета очищение в Израиле проводилось через жертвоприношение (Левит глава 16:23-27 и только помазанным священником (16:32). «потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11), а также (Лука 5:14).
Только через жертвоприношение, тоько через кровь очищается человек от грехов. Без пролития крови человек не может получить очищение грехов. Единственный путь спасения для людей (очищение от грехов) лежит через Голгофу. Только Голгофская Кровь Бога очищает от всякого греха для всех людей со времени их грехопадения.
Вот, что говорит нам любимый ученик Господа Иоанн о Сыне Единородном Бога и о Его ВЕЛИЧИИ И СЛАВЕ, ставшего среди людей Христом, Спасителем людей: