Что такое оглашение в православии

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

Что такое оглашение в православии. Смотреть фото Что такое оглашение в православии. Смотреть картинку Что такое оглашение в православии. Картинка про Что такое оглашение в православии. Фото Что такое оглашение в православии

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Источник

Значение практики оглашения: история и современность — Пешков А.А.

Про­блема того, что совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная прак­тика и пони­ма­ние Таинств нуж­да­ются в пере­осмыс­ле­нии в духе свя­то­оте­че­ского насле­дия, осо­зна­ва­лась еще в начале XX в. — это можно про­сле­дить в отзы­вах епар­хи­аль­ных архи­ереев по вопросу о цер­ков­ной реформе, состав­лен­ных в ходе под­го­товки к Помест­ному Собору, состо­яв­ше­муся в 1917–1918 гг.

Значение практики оглашения: история и современность

Доклад на научно-прак­ти­че­ском семи­наре «Бого­слов­ские и цер­ковно-прак­ти­че­ские аспекты Таинств Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния» в Ниже­го­род­ской духов­ной семи­на­рии 27 фев­раля 2007 года.

Про­блема того, что совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная прак­тика и пони­ма­ние Таинств нуж­да­ются в пере­осмыс­ле­нии в духе свя­то­оте­че­ского насле­дия, осо­зна­ва­лась еще в начале XX в. — это можно про­сле­дить в отзы­вах епар­хи­аль­ных архи­ереев по вопросу о цер­ков­ной реформе, состав­лен­ных в ходе под­го­товки к Помест­ному Собору, состо­яв­ше­муся в 1917–1918 гг. [1] В част­но­сти, мно­гих сму­щало несо­от­вет­ствие содер­жа­ние чина огла­ше­ния пре­об­ла­дав­шей тогда прак­тике совер­ше­ния Кре­ще­ния. Поскольку слу­чаи при­ня­тия Кре­ще­ния уже во взрос­лом воз­расте были в то время редки, мно­гие выска­зы­ва­лись за исклю­че­ние молитв об огла­шен­ных из чина таин­ства [2]. Неко­то­рые даже пред­ла­гали исклю­чить из чина закли­на­тель­ные молитвы и обряд экзор­цизма, как не согла­су­ю­щи­еся с «уче­нием Биб­лии» [3].

В насто­я­щее время, при смене цер­ковно-исто­ри­че­ской пара­дигмы, напро­тив, все больше кри­тики раз­да­ется в адрес совре­мен­ного обы­чая совер­шать Кре­ще­ние без пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки, и все чаще гово­рится о прак­тике огла­ше­ния. В силу того, что в раз­лич­ных исто­ри­че­ских ситу­а­циях пони­ма­ние важ­но­сти пред­кре­щаль­ной под­го­товки было раз­ным, для оценки важ­но­сти огла­си­тель­ной прак­тики необ­хо­димо рас­смот­реть при­чины, повлек­шие ее ста­нов­ле­ние, рост и после­ду­ю­щее угасание.

Клю­че­выми датами здесь можно назвать сере­дину II в. — начало интен­сив­ного ста­нов­ле­ния катеху­ме­ната; IV в. — время лега­ли­за­ции Церкви; и начало VI в. — окон­ча­тель­ное уга­са­ние огла­си­тель­ной практики.

В послеа­по­столь­ский период Цер­ковь живет напря­жен­ным ожи­да­нием ско­рого при­ше­ствия Хри­ста. Взгляд не про­сти­ра­ется в дале­кое буду­щее, этот мир пре­хо­дит и эсха­тон бли­зок. «Да прейдет мир сей», «Маранафа (Гос­подь гря­дет)» — молится община тех дней. Кроме того, в этот период еще не было столь острой кон­фрон­та­ции хри­сти­ан­ской общины и язы­че­ского обще­ства [4]. Есте­ственно пред­по­ло­жить, что община, сама состо­яв­шая из вче­раш­них языч­ни­ков и не имев­шая опыта дав­ле­ния со сто­роны госу­дар­ства, не смот­рела на язы­че­ское обще­ство как на край­нее зло. Ожи­дая ско­рого при­ше­ствия Хри­ста, она не тре­бо­вала от вновь при­хо­дя­щих той дли­тель­ной прак­тики огла­ше­ния и очи­ще­ния, какую мы встре­чаем позднее.

Такой под­ход тем более есте­стве­нен, что ран­няя Цер­ковь не нахо­дила раз­вер­ну­того опыта катеху­ме­ната в апо­столь­ской прак­тике. Наобо­рот, исходя из Книги Дея­ний апо­сто­лов (8. 36; 16. 33) можно поду­мать, что Кре­ще­ние совер­ша­лось сразу же, как только люди, услы­шав про­по­ведь, изъ­яв­ляли согла­сие при­нять его. Несо­мненно, что основа буду­щего катеху­ме­ната зало­жена в пове­ле­нии Хри­ста: «Научите народы», пред­ва­ря­ю­щего собой запо­ведь о Кре­ще­нии ( Мф 28. 19 ). Однако лако­нич­ные сви­де­тель­ства апо­столь­ских посла­ний (напр.: Рим 2. 18 ; 1 Кор 15. 1 ; Гал 6. 6 ; Евр 6. 2–3 ) и хри­сти­ан­ских про­из­ве­де­ний, близ­ких к апо­столь­скому веку [5], поз­во­ляют гово­рить о тра­ди­ции огла­ше­ния в смысле пред­ва­ря­ю­щей про­по­веди или науче­ния, но не дают осно­ва­ния под­ра­зу­ме­вать здесь дли­тель­ную прак­тику огла­ше­ния и очи­ще­ния. Самого инсти­тута огла­ше­ния как буфер­ной зоны для вступ­ле­ния в Цер­ковь не было. Апо­столь­ская про­по­ведь была не только в слове, но и в силе Духа, поэтому нет нужды удив­ляться столь быстро совер­шав­шимся обра­ще­ниям и сле­до­вав­шим за этим Кре­ще­ниям. Ста­нов­ле­ние же и орга­ни­за­цию катеху­ме­нат полу­чает, начи­ная со 2‑й поло­вины II в. [6]

Итак, ран­не­хри­сти­ан­ский период являет отсут­ствие раз­ви­того инсти­тута огла­ше­ния, чему спо­соб­ство­вала живая апо­столь­ская про­по­ведь, оби­лие даров, напря­жен­ное эсха­то­ло­ги­че­ское ожи­да­ние ско­рого при­ше­ствия Хри­ста. Хотя основ­ные эле­менты все же суще­ствуют уже и в этот период: 1) пред­ва­ри­тель­ное науче­ние (про­по­ведь); и 2) пред­кре­щаль­ная под­го­товка (напр., пост и молитва — Дидахи 7.4).

Что же спо­соб­ство­вало ста­нов­ле­нию и раз­ви­тию инсти­тута огла­ше­ния? Без ответа на этот вопрос сложно понять смысл и зна­че­ние катеху­ме­ната, а также при­чины его уга­са­ния и исчез­но­ве­ния. Несо­мненно, огла­ше­ние не было нов­ше­ством: форма науче­ние-Кре­ще­ние, как мы видели, ведет свое начало с апо­столь­ских вре­мен, но науче­ние там состав­ляло непро­дол­жи­тель­ный период, часто это — про­по­ведь-согла­сие-Кре­ще­ние. Обу­че­ние могло про­дол­жаться далее в общине (см. напр.: Дидахи 4. 1–2; сщмч. Поли­карп Смирн­ский. Посла­ние к Филип­пий­цам. 4). Кроме того, крат­кость пред­кре­щаль­ная под­го­товка объ­яс­ня­лась эсха­то­ло­ги­че­скими чая­ни­ями общины: мир осуж­ден, и мед­лить нельзя — «уже послед­ние вре­мена», пре­ду­пре­ждает сщмч. Игна­тий Бого­но­сец эфес­ских хри­стиан (Посла­ние к Ефе­ся­нам. 9). Напря­жен­ность эсха­то­ло­ги­че­ских ожи­да­ний под­ни­мала аске­ти­че­ский настрой общины на боль­шую высоту: «Никто, испо­ве­ду­ю­щий веру, не гре­шит, и никто, стя­жав­ший любовь, не нена­ви­дит. Дерево позна­ется по плоду сво­ему: так и те, кото­рые испо­ве­дуют себя хри­сти­а­нами, обна­ру­жатся по делам своим. Теперь дело не в испо­ве­да­нии только, а в силе веры, если кто пре­бу­дет в ней до конца», — про­дол­жает в 14‑й главе том же посла­ния сщмч. Игна­тий Антио­хий­ский.

Но с тече­нием вре­мени пред­по­ло­же­ние, что мир скоро кон­чится, начи­нает терять свою силу. Община посте­пенно пере­осмыс­ли­вает цели сво­его исто­ри­че­ского суще­ство­ва­ния. По мере этого, в общине начи­нают появ­ляться члены, не отда­ю­щие себе отчета в высо­ких нрав­ствен­ных иде­а­лах Церкви. Кроме того, хри­сти­а­нами начи­нают не только ста­но­виться, но и рож­даться. Это послу­жило при­чи­ной появ­ле­ния в Церкви при­зна­ков нрав­ствен­ного раз­ло­же­ния. Реше­нию этой про­блемы посвя­щен один из памят­ни­ков дан­ного пери­ода — «Пас­тырь» Ермы. Инте­ресно, что внутри самого памят­ника вопрос реша­ется обос­но­ва­нием инсти­тута исповеди.

С одной сто­роны, реак­цией на подоб­ное нрав­ствен­ное раз­ло­же­ние явился мон­та­низм, как при­зыв вер­нуться к пер­во­на­чаль­ной апо­столь­ской чистоте [7]. С дру­гой сто­роны, мы наблю­даем раз­ви­тие инсти­тута огла­ше­ния, что могло быть внут­рен­ней реак­цией общины, ограж­да­ю­щей Цер­ковь от даль­ней­шего обмир­ще­ния. В этом слу­чае инсти­тут огла­ше­ния высту­пает как защит­ное про­стран­ство между миром, про­ни­зан­ным ложью язы­че­ства, и общи­ной. Это эккле­зио­ло­ги­че­ское чув­ство не при­ем­лет в Церкви ничего, что в мире и тре­бует отло­же­ния «вет­хого чело­века» ( Еф 4. 22 ). Такой под­ход к всту­па­ю­щим в общину мы наблю­даем уже с апо­столь­ских вре­мен, и надо отме­тить, что ран­не­хри­сти­ан­ская община являла соот­вет­ствие своим иде­а­лам: «Будем убе­гать вся­кого дела непра­вед­ного и воз­не­на­ви­дим заблуж­де­ние насто­я­щего вре­мени… Не дадим душе нашей места, где бы она могла ристать с нече­сти­выми и греш­ни­ками, дабы не упо­до­биться им» (Посла­ние Вар­навы. 4.4).

Ярким сви­де­тель­ством про­ти­во­сто­я­ния язы­че­ству со сто­роны хри­стиан явля­ется т. н. «Апо­столь­ское пре­да­ние» (III в.). Для жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние в памят­нике содер­жится, помимо ряда стро­гих мораль­ных пред­пи­са­ний, еще и спи­сок запре­щен­ных долж­но­стей, куда попали про­фес­сии свя­зан­ные с без­нрав­ствен­но­стью или язы­че­ским куль­том. Харак­терно, что неко­то­рые про­фес­сии раз­ре­шены лишь условно — напри­мер, можно быть скуль­пто­ром, но только в том слу­чае, если по роду заня­тий это не будет свя­зано с изго­тов­ле­нием язы­че­ских идо­лов. Отра­же­ние подоб­ных взгля­дов можно встре­тить и в сочи­не­нии Тер­тул­ли­ана «Об идо­лах», а также в т. н. «Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях» (IV в.).

Сле­дует заост­рить вни­ма­ние на том, что это было про­ти­во­сто­я­ние хри­сти­ан­ства не миру как тако­вому, но тому миру, кото­рый почти во всех его про­яв­ле­ниях про­пи­тался язы­че­ством. Дей­стви­тельно, с одной сто­роны, в ран­нем хри­сти­ан­стве можно заме­тить отвер­же­ние всего язы­че­ского, уход от мира, поли­ти­че­ской, соци­аль­ной жизни, как след­ствие гоне­ния; но, с дру­гой сто­роны, в молит­вах и бого­слу­же­нии нет ника­кого пафоса, озлоб­ле­ния про­тив мира. Так, в Пер­вом посла­нии сщмч. Кли­мента Рим­ского к Корин­фя­нам одна из основ­ных идей — это уче­ние о строй­но­сти и гар­мо­нии мира (осо­бенно 20‑я гл.). Это же можно наблю­дать и в прак­тике катеху­ме­ната, начи­ная с пер­вых дней — очи­ще­ние от всего язы­че­ского, от скверн мира, но не нена­висть к нему.

Дру­гой при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния катеху­ме­ната, уже внеш­него харак­тера, были раз­вер­нув­ши­еся гоне­ния на хри­стиан. Конечно, между гоне­ни­ями бывали довольно дли­тель­ные про­ме­жутки, но все же хри­сти­ан­ские общины в любой момент могли быть объ­яв­лены пре­ступ­ными сбо­ри­щами, и это могло при­ве­сти к тому, что новые неокреп­шие члены общины рис­ко­вали стать отступ­ни­ками. Опас­ность могла угро­жать и осталь­ным чле­нам общины, поскольку пра­ви­тель­ство пыта­лось узнать места собра­ний хри­стиан [8]. Это потре­бо­вало уже не только под­го­то­ви­тель­ной прак­тики, но и пору­чи­те­лей из вер­ных. Дру­гой зада­чей пору­чи­те­лей было сле­дить за нрав­ствен­ным уров­нем жела­ю­щих кре­ститься и помо­гать им совер­шать пер­вые шаги в вере [9]. «Хри­сти­ане же начи­нают, насколько это воз­можно, — сви­де­тель­ствует Ори­ген в своем труде «Про­тив Цельса», — с того, что испы­ты­вают души тех, кто желает их слу­шать, и настав­ляют каж­дого в отдель­но­сти. После того, как слу­ша­тели выка­жут доста­точ­ное жела­ние вести пра­вед­ную жизнь, они вво­дят их в свое обще­ние. Они отде­ляют группу начи­на­ю­щих, кото­рые еще не полу­чили сим­вола очи­ще­ния… Из дру­гой группы (вер­ных) назна­чают людей, кото­рые справ­ля­ются об образе жизни и пове­де­нии жела­ю­щих при­со­еди­ниться к общине. Это дела­ется для того, чтобы вос­пре­пят­ство­вать име­ю­щим тай­ные грехи при­сут­ство­вать на их общих собра­ниях» (3.51).

В целом, эта система пору­чи­тель­ства гово­рит как о подвиге дове­рия общины, так и о ее актив­но­сти и ответ­ствен­но­сти за вос­при­ни­ма­е­мого катеху­мена. «Воз­рас­та­ние в вере было не только лич­ным, но и общим делом», — пишет о. П. Гав­ри­люк [10].

Дока­зав­шие свою вер­ность делам общины и изъ­явив­шие жела­ние при­нять Кре­ще­ние пере­хо­дили ко вто­рому этапу — пред­кре­щаль­ной под­го­товке, сопро­вож­дав­шейся постом, обря­дами экзор­цизма и уси­лен­ными молит­во­сло­ви­ями. Харак­терно то, что пер­во­на­чально община пости­лась вме­сте с гото­вя­щи­мися к кре­ще­нию в знак соли­дар­но­сти с ними. Самое пер­вое упо­ми­на­ние об этом мы нахо­дим в «Дидахи» (7. 4), памят­нике, хро­но­ло­ги­че­ски при­мы­ка­ю­щем к апо­столь­ской эпохе. Этот пост наи­бо­лее ярко дает образ общины актив­ной, откры­той по отно­ше­нию к жела­ю­щему в нее вступить.

Уча­стие в закли­на­тель­ных обря­дах было мно­го­крат­ным, до тор­же­ствен­ного заклю­чи­тель­ного чина изгна­ния злых духов нака­нуне таин­ства Кре­ще­ния: «После того, как они избраны, пусть руки воз­ла­га­ются на них, и пусть бесы изго­ня­ются из них еже­дневно. И когда подой­дет день их Кре­ще­ния, то пусть епи­скоп воз­ло­жит руки на каж­дого, для уве­рен­но­сти в том, что тот очи­щен. Но если най­дется чело­век, кото­рый не очи­щен, то пусть его отстра­нят (от Кре­ще­ния), потому что он слу­шал слова настав­ле­ния без веры. Ибо (злой и) чуж­дый дух оста­вался в нем» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 20. 3–4). Мно­го­чис­лен­ные обряды экзор­цизма пред­стают, как попытка Церкви очи­стить сво­его буду­щего члена от вся­кого сме­ше­ния с язы­че­ским миром, вся­кой скверны и демон­ского вли­я­ния этого мира.

Что же каса­ется самой схемы эта­пов огла­си­тель­ной прак­тики, то в нашем сооб­ще­нии нет необ­хо­ди­мо­сти подробно на ней оста­нав­ли­ваться [11]. Доста­точно отме­тить, что, по мне­нию боль­шин­ства иссле­до­ва­те­лей, к началу III в. катеху­ме­нат полу­чил раз­ви­тие во всех своих основ­ных направ­ле­ниях. [12]

Итак, катеху­ме­нат на его пер­вом исто­ри­че­ском этапе пред­стает перед нами со сто­роны огла­ша­е­мого не про­сто как акт раци­о­наль­ного вос­при­я­тия истин веры, но, прежде всего, как при­го­тов­ле­ние умствен­ное и телес­ное, как дея­тель­ное уча­стие в делах общины и мисти­че­ское очи­ще­ние от «вет­хого чело­века», пред­по­ла­га­ю­щее созна­тель­ный и ответ­ствен­ный выбор. Со сто­роны же общины он выгля­дит как акт вос­при­я­тия нового члена в про­цессе очи­ще­ния его от всего нечи­стого, выде­ля­ю­щий его из мира, освя­ща­ю­щий его и вклю­ча­ю­щий его в пол­ноту обще­ния. Образ именно такой эккле­зио­ло­гии дает нам 3- е «Виде­ние» книги «Пас­тырь» Ермы.

Сле­ду­ю­щий период в фор­ми­ро­ва­нии инсти­тута огла­ше­ния насту­пил в IV в., с момента лега­ли­за­ции хри­сти­ан­ства св. Кон­стан­ти­ном Вели­ким в 313 г. До вре­мени обра­ще­ния Кон­стан­тина Вели­кого основа хри­сти­ан­ской про­по­веди утвер­жда­лась на праве сво­боды сове­сти. Один из апо­ло­ге­тов, Лак­тан­ций, утвер­ждал, что веру нужно защи­щать сло­вами, а не уда­рами: «Мы не зама­ни­ваем в свое обще­ство, а уве­щаем. Если никто от нас не ухо­дит, то не потому, что мы их удер­жи­ваем, но сама истина их удер­жи­вает» [13]. После обра­ще­ния Кон­стан­тина подоб­ный под­ход пона­чалу оста­вался доми­ни­ру­ю­щим. Под­твер­жде­ние этому можно найти, к при­меру, в «Огла­си­тель­ных поуче­ниях» свт. Кирилла Иеру­са­лим­ского: «Хотя Бог и щедр в бла­го­тво­ре­нии, но ожи­дает от каж­дого искрен­него про­из­во­ле­ния. Посему если ты нахо­дишься здесь только телом, а не душой, то нет пользы. И мы, слу­жи­тели Церкви, при­ни­маем вся­кого, и нет запрета войти сюда и с нечи­стым наме­ре­нием. Но смотри, чтобы у тебя при наиме­но­ва­нии вер­ным не было рас­по­ло­же­ния невер­ного. Если ты при­ем­лешь кре­ще­ние только устами, а не серд­цем, то бере­гись суда Серд­це­ведца; и если ты отсту­пил от веры, то огла­си­тели не виновны; тебя при­няла только вода, а не Дух» [14]. В. В. Боло­тов видит в самом факте суще­ство­ва­ния огла­си­тель­ной прак­тики под­твер­жде­ние того, что обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство в IV в. не сопро­вож­да­лось мерами при­нуж­де­ния [15].

Однако посте­пен­ное ослаб­ле­ние язы­че­ства и уси­ле­ние пози­ций Церкви, а также ее актив­ная мис­си­о­нер­ская работа дали мно­го­чис­лен­ных обра­щен­ных. Часто это были массы, не имев­шие твер­дого убеж­де­ния, внут­рен­ней под­го­товки, не отло­жив­шие в себе «вет­хого чело­века». При­двор­ные и мно­гие языч­ники шли за Импе­ра­то­ром часто ради лич­ных выгод и льгот, неко­то­рые шли ради дружбы, дру­гие — ради выгод­ного брака и т. п. Это послу­жило при­чи­ной быст­рого упадка цер­ков­ной дис­ци­плины. Свт. Иоанн Зла­то­уст с горе­чью оце­ни­вает ситу­а­цию так: «Из числа столь мно­гих тысяч нельзя найти более ста спа­са­е­мых, да и в этом сомне­ва­юсь» [16]. Уже в это время можно заме­тить наме­ча­ю­щу­юся тен­ден­цию смяг­че­ния тре­бо­ва­ний к огла­шен­ным. Так, харак­терно, что свт. Гри­го­рий Вели­кий сове­тует сокра­щать срок огла­ше­ния иудеев, чтобы «испы­ту­е­мые не соску­чи­лись в своем поло­же­нии» [17].

Впро­чем, сле­дует при­знать, что ни цер­ков­ная поли­тика Импе­рии, ни мас­со­вые обра­ще­ния не отме­нили огла­ше­ние; катеху­ме­нат все так же оста­вался обя­за­тель­ным для желав­ших кре­ститься. Ситу­а­ция начи­нает меняться при­мерно с сере­дины V в., когда пред­кре­щаль­ная прак­тика огла­ше­ния стала сокра­щаться и посте­пенно выхо­дить из упо­треб­ле­ния, а Пасха и Пяти­де­сят­ница пере­стали быть исклю­чи­тель­ным вре­ме­нем совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния [18].

В каче­стве глав­ных обсто­я­тельств упадка кате­хи­за­ции ука­зы­ва­ются, как пра­вило, внеш­ние при­чины. Во-пер­вых, мас­со­вое при­ня­тие Кре­ще­ния недав­ними языч­ни­ками. Во- вто­рых, раз­ви­тие уче­ния о бла­го­дати и пер­во­род­ном грехе и рас­про­стра­не­ние взгляда на обя­за­тель­ность Кре­ще­ния для спа­се­ния, в связи с чем прак­тика совер­ше­ния Кре­ще­ния над детьми ста­но­вится все­об­щим пра­ви­лом, что серьезно ска­за­лось на зна­че­нии инсти­тута огла­ше­ния, так как при­вело к умень­ше­нию коли­че­ства взрос­лых про­зе­ли­тов. Внут­рен­ней же при­чи­ной отступ­ле­ния от огла­си­тель­ной прак­тики можно назвать изме­не­ние взгляда общины на ее бытие в хри­сти­ан­ской Импе­рии [19].

Цер­ков­ное насле­дие Визан­тии отра­зи­лось во мно­гих поло­же­ниях цер­ков­ного быта и нашего Оте­че­ства; в част­но­сти, прак­тика Кре­ще­ния и вопрос цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний — не исклю­че­ние. Но то, что в сход­ных исто­ри­че­ских усло­виях было при­год­ным и полез­ным, в насто­я­щее время может ока­заться вредным.

Выпуск­ник Ниже­го­род­ской духов­ной семи­на­рии А. Л. Катан­ский в своем труде «Дог­ма­ти­че­ское уче­ние о семи цер­ков­ных таин­ствах» на осно­ва­нии тру­дов свя­тых отцов пер­вых веков хри­сти­ан­ства убе­ди­тельно пока­зы­вает, что пер­вые три таин­ства — Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние и Евха­ри­стия — мыс­ли­лись пер­выми хри­сти­а­нами не отдельно друг от друга, но как еди­ный путь вступ­ле­ния в Цер­ковь. Сквозь призму этого взгляда инсти­тут огла­ше­ния выгля­дит необ­хо­ди­мым под­го­то­ви­тель­ным пери­о­дом для христиан.

Сего­дня сложно ска­зать, какие формы огла­си­тель­ной прак­тики при­ме­нимы к нашим исто­ри­че­ским реа­лиям. Тем не менее, оче­видно, что нельзя огра­ни­читься меха­ни­че­ским вве­де­нием крат­ких огла­си­тель­ных поуче­ний в смысле изло­же­ния тео­ре­ти­че­ского зна­ния. Тре­бу­ется именно под­го­товка, внут­рен­ний настрой при при­ня­тии Кре­ще­ния, как вхож­де­ния в Цер­ковь. При Кре­ще­нии, совер­ша­е­мом над чело­ве­ком, не осо­зна­ю­щим под­лин­ной глу­бины этого Таин­ства, теря­ются актив­ность и лич­ная ответ­ствен­ность; новый член Церкви, зача­стую остав­шись невос­при­ня­тым в пол­ноте, так и оста­ется на Ней сухой вет­вью. Это уже область ответ­ствен­но­сти общины за жела­ю­щего кре­ститься. Но община в насто­я­щее время чаще всего играет лишь пас­сив­ную роль (тогда как, напри­мер, в ран­ней Церкви именно из общины огла­ша­е­мым выби­ра­лись крест­ные настав­ники в вере).

Необ­хо­ди­мость пред­кре­щаль­ной под­го­товки оче­видна, и сего­дня это явственно осо­зна­ется, но про­стым вве­де­нием огла­си­тель­ной прак­тики вопрос не решить, так как про­блема — не про­сто в науче­нии исти­нам веры, но при­ви­тии живого чув­ства общины в опыте вос­при­ни­ма­ю­щей Церкви, что явля­ется вопро­сом экклесиологическим.

Примечания

[1] См.: Бала­шов Н„ прот. На пути к литур­ги­че­скому воз­рож­де­нию. М., 2001 С. 381–382.

[3] См.: Там же. С. 386–388.

[4] См.: Сагарда Н. И. Лек­ции по патро­ло­гии I–IV вв. М., 2004 С. 55.

[6] Мюнье Ш. Кре­ще­ние и обще­ние в Древ­ней Церкви (II–III вв.) // Кре­ще­ние и обще­ние Церк­вей: Сбор­ник мате­ри­а­лов. М., 1999. С. 33.

[7] Боло­тов В. В. Лек­ции по исто­рии Древ­ней Церкви. М. 1994, Т.2 С. 351

[8] Так, на подоб­ный вопрос пре­фекта св. Иустин отве­чал иску­шенно: «Где кто хочет и может; разве ты дума­ешь, что все мы соби­ра­емся только в одно место?». (Цит. по: Сагарда. Указ. соч. С. 240).

[9] Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней Церкви. М., 2001. С. 65.

[10] См.: Гав­ри­люк. Указ. соч. С. 80.

[11] Общая струк­тура кано­ни­че­ской огла­си­тель­ной прак­тики того пери­ода пре­красно изло­жена в моно­гра­фии о. Павла Гав­ри­люка: Гав­ри­люк. Указ. соч. С. 10–12.

[12] Scannel Т. В. Catechumen // Catholic Encyclopedia. N. Y„ 1914. VoL 3.

[13] Цит. по: Боло­тов. Указ. соч. Т. 3. С. 95.

[14] Цит. по: Там же. С. 96.

[17] Цит. по: Боло­тов. Указ. соч. Т. 3. С. 103.

[18] Зарин С. Катехуменат// Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская Энцик­ло­пе­дия. СПб., 1911. С. 188.

[19] В конеч­ном счете, часть функ­ций катеху­ме­ната взяла на себя Импе­рия в своих зако­нах, под­дер­жи­ва­ю­щих цер­ков­ные пра­вила и нравственность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *