Что такое дефектология кратко
Дефектология
Полезное
Смотреть что такое «Дефектология» в других словарях:
дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник
дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов
дефектология — (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии
Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. λόγος учение, наука) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов… … Википедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия
Что такое дефектология?
Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические отклонения у детей и взрослых. С ее помощью разрабатываются особенное воспитание и обучение людей с патологиями слуха, зрения, интеллектуальными отклонениями, недоразвитием речевых способностей и другими физическими и психическими недостатками.
Историческая справка
Развитие науки на территории России начинается со второй половины XIX века. Тогда впервые появляются учебные учреждения для людей с физическими отклонениями. Но несмотря на это природа появления патологий не изучалась.
Первый толчок для формирования дефектологии как науки возник после октябрьской революции. Опеку над детьми с недостатками берет на себя государство. Начинают проводиться научные исследования и коррекционные работы. Специалисты в этот период тесно связывают дефектологию с другими науками (педагогика, психология, медицина и другие).
Огромный вклад в развитие дисциплины внесли: Л.C. Выготский – основоположник науки, T.A. Власова, Д.И. Азбукин, B. M. Бехтерев и В.П. Сербский.
Предмет изучения и основные задачи дефектологии
Дефектология разветвляется на отдельные отрасли :
Предметом изучения дефектологии являются дети с различными отклонениями. Они могут выражаться как в физическом, так и в психическом виде. Наука исследует природу происхождения недостатков, способы обучения, развития и воспитания аномальных детей.
Задачи и цели дисциплины:
Задачи и цели дефектологии тесно переплетаются с коррекционной педагогикой. Но отличие в том, что дефектология имеет свое построение. Оно основано на выделении специальных систем и методов образования и воспитания.
Основы
В основе дефектологии заложены коррекционно-педагогические принципы:
Связь с другими науками
Связь между науками многообразна и охватывает широкий спектр различных областей.
Дефектолог кто это и что лечит
Дефектолог – это специалист широкого плана. Он занимается воспитанием и развитием детей с различной степенью отклонений. Нормы можно посмотреть тут. Основная цель – адаптация ребенка в социальной сфере, помощь в формировании способностей и реабилитация.
Лица, требующие консультации дефектолога:
Важно: обращение за помощью к специалисту-дефектологу – это обязательное мероприятие для помощи ребенку с перечисленными нарушениями.
Работа в детском саду
Специалист обследует каждого малыша. Определяет уровень социального, познавательного и речевого развития. Параллельно с исследованием проводится обучающая работа. Она нужна для компенсации и корректировки обнаруженных нарушений. Дефектолог одним из первых осматривает детей. Он изучает медицинские карты, чтобы выявить природу патологий. После его заключения к обследованию приступают логопеды, психологи и другие врачи.
Одна из главных целей дефектолога – это повышение познавательной активности малыша. В комплексе с навыком познавать развивается умение мыслить, тренируется воображение, формируется память и правильное восприятие окружающего мира. Выработка умений происходит в игровой форме. Специалист задействует родителей для оказания помощи ребенку. Также в процессе должны принимать участие воспитатели детского садика.
Важно: в посещении кабинета дефектолога и его услугах нуждаются далеко не все дети. Только те, у которых выявлены психические или физические аномалии.
Чем занимается дефектолог в школе
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
2. Составление мнения о проблеме. Нахождение способностей с нарушениями при взаимодействии с внешней средой. Свидетельство факта недоразвития или неправильного развития умений.
3. Прогноз. Нахождение вспомогательных ресурсов для развития:
4. Позитивный настрой. Составление комплекса мероприятий, а также определение их последовательности.
5. Развитие. Выбор направленности необходимых занятий. Определение способов их реализации. Нахождение средств для работы и установление режима их использования.
6. Привлечение к работе родных ребенка. Проведение занятий в индивидуальной и групповой формах. Включение коррекционного процесса в досуг и повседневную жизнь независимо от занятий с дефектологом. Регулярные консультации родителей и педагогов, занимающихся с ребенком.
7. Оценка (фиксация результатов). Выставляется систематически на основе проведенной деятельности и характера достижений ребенка.
8. Эффективность. Оценивание происходит с помощью анализа изменений после проведенных мероприятий. Определяется скорость развития и уровень подготовки ребенка.
Документация дефектолога в школе :
Дефектология
Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).
Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.
Дефекто́лог — специалист в области дефектологии.
Содержание
Основные направления дефектологии
Известные дефектологи
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Дефектология» в других словарях:
дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник
дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов
дефектология — (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия
Что такое дефектология кратко
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе.
Статья:
К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Кто такой дефектолог
Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.
Дефектология включает в себя несколько отраслей:
Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.
Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.
Какую работу он проводит с детьми
Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.
На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.
На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.
Занятия проводятся в нескольких направлениях:
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.
Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Проблемы дефектологии
В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.
Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.
Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.
Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.
Что изучает дефектология
Первые упоминания о детях с отклонениями в умственном развитии появились еще во времена Древней Греции. Аристотель, изучавший развитие человека, уже тогда смог обнаружить проблемы в психическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, в силу отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, такие дети становились изгоями.
Впоследствии, когда на смену примитивной медицине пришли эффективные способы лечения, вопрос о помощи таким детям стал одним из актуальных. Таким образом зародилась наука дефектология, предметом изучения которой стали «аномальные» дети, в частности закономерности их развития, особенности воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к социуму.
Историческая справка
Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.
Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.
В странах ближнего и дальнего зарубежья под этим понятием подразумевают «особую обучающую программу» или «лечебную педагогическую деятельность», направленную на образование всех детей, которых отличает от обычных наличие пороков развития.
История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков. Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.
Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:
В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.
Какие цели преследует эта область научного познания
Дефектология, как изучающая индивидуальные черты и особые потребности детей с патологиями наука, ставит перед собой задачи выявления природы обнаруженного дефекта, определения его причинно-следственных связей и влияния на психические функции, изучение закономерностей развития, обучения, приобщения детей с отклонениями к социальным и педагогическим нормам современной жизни. Также наука отвечает за обобщение, систематизацию и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности.
Различные научные методы дефектологии применяются с целью объективного исследования физических недостатков или психических дефектов у детей. Таким образом осуществляется научный подход, обусловливающий основные задачи дефектологии, к которым относятся:
Все эти и другие задачи дефектологии позволяют осуществлять основную деятельность научного направления – оказывать специальную помощь лицам, имеющим особые нужды, с целью открытия перед ними возможностей принимать активное участие в общественной деятельности и жить насыщенной жизнью.
Концепция учения
В основу дефектологии легли принципы, следование которым позволяет осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью содействия развитию и становлению личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в рамках образовательных программ для дошкольников и школьников.
Для социума и педагогики проблемы воспитания несовершеннолетних лиц с дефектами, а также вопросы их обучения и социализации являются довольно сложными. Они находят свое решение в преследовании целей дефектологии, а именно в обеспечении условий для подготовки особенных детей с учетом их возможностей, соответствующих возрастным и индивидуальным критериям.
Следовательно, главной целью науки дефектологии можно считать развитие проблемных детей с последующей их адаптацией в обществе посредством программ специального образования, для того чтобы в ходе осуществления сознательной и полезной деятельности, организации отношений у них не возникло осложнений, которые могли бы стать причиной психических отклонений и деструктивных изменений в их поведении.
Осуществляя научную деятельность, дефектология учитывает основные психолого-педагогические принципы, составляющие основу научного познания развития лиц с отклонениями:
Принципы воспитательной стороны дефектологии дополняют специальные принципы коррекционной и педагогической деятельности:
Кроме того, деятельность исследователей-дефектологов должна быть направлена на разработку новых методов и средств, которые соответствовали бы цели науки и помогали оказывать нуждающимся детям соответствующую помощь, тем самым поддерживая принципы данного направления.
Области, составляющие основу науки
Дефектология представляет собой единую и самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на наблюдение и оказание специальной помощи лицам с аномальным развитием.
В то же время наблюдается связь дефектологии с другими науками, такими как социология, психиатрия и психология, педиатрия и педагогика, невропатология и другие. Дело в том, что все аномальные отклонения имеют различную природу происхождения, характер течения и последствия, а потому связь дефектологической науки с другими учениями такая явная и разнообразная.
У дефектологии единая цель и главный ее принцип совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция, которую выделяет наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.
Основные области, в которых непосредственно практикуется дефектология:
1. Сурдопедагогика – отдельное направление, которое рассматривает проблемы детей с глухотой и тугоухостью, а также занимается разработкой методов их воспитания, обучения.
2. Тифлопедагогика – отрасль дефектологии, предметом изучения которой являются дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), а также рассматриваются вопросы образования и воспитания таких лиц.
3. Логопедия – раздел дефектологии, систематизирующий теоретические знания и позволяющий осуществлять практическую деятельность в отношении воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии речи.
4. Олигофренопедагогика – специальная педагогическая отрасль, которая изучает и разрабатывает приемы коррекции развития умственно отсталых детей и подростков.
Каждая из предметных областей дефектологического изучения лиц с патологиями имеет уникальные классификации. В основе классификации по месту расположения аномалии лежит определение ее локализации в отношении единого механизма человеческого организма. Поэтому дефектология выделяет:
Также существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:
По характеру дефекта дефектология предусматривает несколько категорий, к которым относятся пациенты с аномальным развитием:
Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа аномалий у детей, развиваются области научного познания их здоровья и развития. Как целостная отрасль дефектология складывается из отдельных разделов в сочетании с интегрированными знаниями из других областей.
Каждый дефектологический раздел является самостоятельным направлением, которое эффективно при условии комплексного изучения проблем развития. Поэтому методы и приемы, разрабатываемые для областей дефектологии, имеют непосредственную связь с прочими науками. Такой разносторонний подход к изучению аномальных детей обеспечивает широкие теоретические и практические возможности для оказания им специализированной помощи.
Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования. От этих особенностей также зависит конечный результат. При выборе оптимальных обучающих программ специалисты, осуществляющие непосредственную педагогическую деятельность с аномальным ребенком, учитывают возраст пациента и период, в котором появилось (возникло) нарушение.
Методы дефектологии, которые позволяют проводить научно-педагогические исследования:
1. Наблюдение и сбор данных.
3. Непосредственное общение с ребенком.
4. Помещение ребенка в специально созданные условия с целью проверки гипотезы.
Именно процесс и характер обучения таких детей влияет на их развитие и дальнейшие возможности жить комфортно в условиях современного общества. Следовательно, без возможности воспитываться и обучаться по специальной системе, а также при несвоевременном оказании помощи, развитию ребенка с ограниченными возможностями наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями. Автор: Елена Суворова