Что такое оглашение в церкви
Оглашение
Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.
Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.
«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя ( Мф.28:19 ), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься ( Деян.1:41, 8:37-38 ), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2‑го и с 3‑го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».
Николай Д. Тальберг. История Церкви. Часть 1.
«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и принятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7‑ое правило Константинопольского Собора 381 г.) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3‑ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.
Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное научение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».
Михаил Эммануилович Поснов. История Христианской Церкви
Оглашенные
Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему. Греческое слово «катехумены» является причастием от глагола «κατηχέω», обозначающего «оглашать», то есть звучать вслух, или «сообщать широкой аудитории»2. В христианстве за этим термином постепенно закрепилось значение «наставлять в истинах веры».
Формирование института оглашенных в Древней Церкви
Несмотря на то, что об оглашении в широком смысле иногда говорят как о явлении, связанном с проповедью апостолов и самого Господа Иисуса Христа3, институт оглашенных в классическом, узком смысле, то есть как особый порядок наставления в вере для осознанного ее исповедания при вступлении в Церковь, распространяется в древней Церкви лишь с начала III в.
Однако, и ранее этого времени встречаются упоминания о подготовке к Таинству Крещения через пост, молитву и нравственные наставления. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содержащую нравственное учение, автор этого древнейшего памятника христианской литературы, предписывает преподать крещаемым (Дидахи 7)5. Св. мученик Иустин Философ, пострадавший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апологии» (1 Апол. 61) сообщает о предкрещальном посте и молитве, как самих готовящихся принять таинство, так и сочувствующих им христиан7. Тертуллиан, чей активный период творчества пришелся на рубеж II и III вв.8, впервые упоминает слово «сathechumeni» и считает необходимым для оглашенных пост, молитву, бодрствование и коленопреклонение (О Крещении 20)9.
Оглашенные в III в. согласно «Апостольскому преданию»
Подробное описание оглашения содержится в «Апостольском предании», автором которого долгое время считался св. Ипполит Римский. Этот текст показывает церковную жизнь III в., однако, может содержать дополнения, сделанные столетием позже10. Согласно «Апостольскому преданию» (Апостольское предание. 15–22), желающий стать христианином приводился вместе с воспреемником, свидетельствовавшим о его готовности к слушанию, к учителям. Последние задавали вопросы о причине обращения к вере, семейном положении, социальном статусе, образе жизни. Для раба, принадлежащего христианину, требовалось дополнительное свидетельство господина. Также «Апостольское предание» приводит целый список профессий, которые препятствовали включению в число оглашенных. Кроме очевидно невозможных для христианина, таких как владелец публичного дома, блудница, языческий жрец, изготовитель и страж идолов, в их число входили актер, гладиатор, наездник, участвующий в состязаниях. Запрещено было даже намерение стать воином, лишь в качестве исключения допускалось учить детей. В число оглашенных могла быть включена рабыня-наложница, но имеющий наложницу господин должен был «взять жену по закону».
Период оглашения продолжался три года, однако, в случае добродетельной жизни оглашенного «принималось во внимание не время, а само поведение». Протопресв. Николай Афанасьев отмечает, что это могло означать также сокращение срока вследствие болезни и увеличение его, например, для бывших жрецов11.
Каждое поучение оглашенных завершалось молитвой, где катехумены молились отдельно от верных, мужчины отдельно от женщин. Молитва оглашенных, в отличие от молитвы верных, не завершалась «лобзанием мира». После молитвы учитель, который мог быть и мирянином, возлагал на оглашенных руки. Христианин, ставший мучеником в период своего оглашения, как отдельно указано в «Апостольском предании», «принял Крещение своею кровью».
В том случае, если оглашенный проводил в добродетельную жизнь, по завершению времени катехизации и ручательству о его достоинстве восприемника, он мог быть допущен к слушанию Евангелия на богослужении и поступить в число «избранных». На таких перешедших в новое качество оглашенных «ежедневно возлагались руки, пока заклинали их». С приближением дня Крещения епископ вновь испытывал достоинство и чистоту оглашенного. При положительном решении катехуменам предписывалось омыться в пятый день недели, поститься накануне субботы, а в саму субботу собраться и принять заклинание от епископа, который вслед за этим приступал непосредственно к чину Крещения.
Оглашенные в IV–V вв.
Миланским эдиктом 313 г. христианство было признано в Римской империи дозволенной религией. Кроме того, оно получило покровительство св. равноап. императора Константина Великого и всех его преемников за исключением Юлиана Отступника. Уже в 380 году император Феодосий Великий эдиктом Cunctos populus признал никейскую веру, то есть провозглашенную Первым Вселенским Собором, обязательной для всех подданных Империи.
Оглашение, таким образом, продолжало развиваться в совершенно новых условиях. Две стадии оглашения, о которых говорило «Апостольское предание» сохранились, однако претерпели некоторые изменения. Вследствие того, что вступление в число христиан больше не было опасным, но часто давало дополнительные преимущества, число желающих стать оглашенными увеличилось. Часто терялась возможность подробно расспрашивать приходящих. В разряд оглашенных могли зачислять без дополнительного испытания через осенение крестным знамением, возложение рук и заклинание. Они могли посещать богослужение, за исключением непосредственно Евхаристии («литургии верных»), читать Писание, слушать проповеди, что заменяло собой специальные занятия.
Обычным делом стало затягивать свое пребывание в чине оглашенных. Это могло происходить вследствие того, что к оглашенным не применялись такие же моральные требования, как к верным, или же по причине устоявшегося обычая. Так, известно о Крещении взрослыми отцов Церкви, происходивших из христианских семей: Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина Иппонского. Все они, тем не менее, стали со временем проповедниками раннего Крещения.
Те же, кто желал скорее принять Крещение, сообщали свои имена епископу для записи и только тогда приступали непосредственно к подготовке, которая оканчивалась совершением таинства в один из главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления (в зависимости от местного обычая)12. Такие оглашенные назывались «просвещаемыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избранными» («electi»).
Описание подобной практики содержится в знаменитом «Паломничестве» Эгерии, путевых заметках западной паломницы, сделанных в путешествии на Восток. Паломничество было совершено во второй половине IV в. и его запись отражает огласительную практику Иерусалима13. Автор сообщает (Паломничество, 45), что записать имя в число крещаемых следовало до начала Четыредесятницы. Это делал пресвитер, а епископ с началом Поста в присутствии клира по одиночке принимал всех находящихся в списках вместе с восприемниками и расспрашивал о них знакомых. В случае доброго свидетельства они поступали в число «избранных». Затем, в течение сорока дней Поста, после утреннего богослужения готовящихся ко Крещению оглашенных заклинали пресвитеры, а вслед за этим епископ начинал свое поучение для них. Слушать его могли только верные и оглашенные, намеревавшиеся принимать Крещение на ближайшую Пасху. Епископ постепенно излагал Писание «от Бытия» и толковал его. Спустя пять недель оглашенные «получали» (слушали) символ, а епископ объяснял его. Каждое занятие продолжалось в течение трех часов, от первого до третьего часа. На последней неделе Четыредесятницы оглашенные вновь приходили к епископу поодиночке, «муж со своим отцом, жена – со своею матерью», то есть с восприемниками, и «возвращали» (т.е., читали) епископу символ, после чего тот сообщал, что после Крещения новопросвещенным будут объяснены также «сокровенные таинства Божии».
Содержание Иерусалимского оглашения показывают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского14. Сохранились также огласительные беседы свт. Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, содержащие сведения о непосредственной подготовке ко Крещению в Антиохии. Здесь оно длилось тридцать дней, а оглашенным в большей степени были доступны знания о таинствах15. Об оглашении на Западе сообщают произведения блж. Августина и свт. Амвросия Медиоланского. Здесь меньшее внимание уделяли толкованию символа, а также отсутствовало его «частное» чтение перед епископом каждым из крещающихся.
К концу V в. институт оглашенных начинает приходить в упадок. Это происходит вследствие того, что большую часть крещаемых начинают составлять младенцы, дети христианских родителей. Несмотря на это, в Типиконе Великой Церкви, то есть богослужебном уставе храма Святой Софии в Константинополе (X век), оглашение все еще связывается с Великим Постом. И хотя «оглашенными» были в основном дети трех лет от роду, основные обряды оглашения над ними по-прежнему совершались16.
Следы оглашения сохранились и в современном богослужении. Так, на Литургии Преждеосвященных Даров с середины Великого Поста произносится особая ектения о «иже ко просвещению готовящихся». Молитвы об оглашенных присутствуют в чине Божественной Литургии, и наконец, Требник содержит «молитву во еже сотворити оглашеннаго», экзорцизмы, чин отречения от сатаны и сочетания Христу, а также чтение символа Веры, что напоминает о его «возвращении» в Древней Церкви. Это чинопоследование обычно совершается непосредственно перед таинством Крещения17.
Оглашенные в современной практике Русской Православной Церкви
В XX в. интерес к древней практике оглашения возрос как на Западе, так и на Востоке. После падения Советской власти в России многократно возросло число желающих принять Крещение. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одновременно появилась возможность развития религиозного просвещения. Вследствие этого стали появляется многочисленные курсы катехизации и подготовки катехизаторов. В настоящее время положение оглашенных регулируется принятым в 2011 г. положением «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»18. Непосредственно оглашению в нем посвящен первый параграф второго раздела. Оглашение определяется как «совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение»19. Оглашенными могут стать желающие принять святое Крещение старше семи лет. В случае Крещения младенца огласительные беседы проводятся для его родителей и восприемников, что в какой-то степени заставляет вспомнить византийскую практику. В случае Крещения в смертельной опасности оглашение может быть совершено после Крещения. Продолжительность периода оглашения определяет священник или катехизатор.
Документ также определяет примерное содержание оглашения. Беседы (не менее двух) должны познакомить оглашенного с Символом веры, некоторыми отрывками из Священного Писания, основами христианской нравственности и богослужебной жизни Церкви. От оглашенного требуется вера и покаяние, а также осознание смысла таинства Крещения. Документ также выражает надежду на возрождение древней практики Крещения накануне Рождества, Богоявления и в Великую Субботу ради участия в таинстве всей общины, в которую вступает новокрещенный.
Примечания:
«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании ( Рим.2:18 ; Гал.6:6 ; ср. Деян.18:25 ; 1Кор.14:19 ), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую Церковь, должны изучать христианское учение ( Мф.28:19 ; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον.
Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и Матфея Властаря, которые подразделяют их на два разряда. В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5‑го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин. Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32). Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в церковь к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма. В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица. В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры. Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь».
Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милаша). Правила Вселенских Соборов Святого Первого Вселенского Собора, Никейского. Толкование на Правило 14
Оглашение
Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство Крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со II — III вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.
Из истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых.
Св. муч. Иринарх — палач, который исповедал себя христианином и принял крещение кровью
Чин оглашения
Чин оглашения, особенно в Иеросалимской и Константинопольской Церкви, совершался с большой торжественностью. В IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
Блаженный Августин (354-430 гг)
Интересно, что древняя практика Русской Церкви была такова, что в чине крещения при отрицании от сатаны на беса полагалось только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Несмотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса стал в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение. При этом отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличие от трех раз в современном чине. Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившимися до настоящего времени.
В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.
Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.
Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять Святое Крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).
И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через Святое Крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.