Что такое оглашение в церкви

Оглашение

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (кати­хео) — огла­шать, устно настав­лять) – 1) прак­тика настав­лять в вере гото­вя­щихся к при­ня­тию Кре­ще­ния (сино­ним — кате­хи­за­ция); 2) часть чино­по­сле­до­ва­ния Таин­ства Кре­ще­ния.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры.

Под огла­ше­нием или катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви пони­ма­лось нази­да­ние в вере хри­стиан, жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние и участ­во­вать в Евха­ри­стии. Жизнь древ­ней Церкви среди гоне­ний тре­бо­вала особой ответ­ствен­но­сти к при­ня­тию новых членов. Именно поэтому Таин­ству Кре­ще­ния пред­ше­ство­вало «огла­ше­ние словом истины», часто слу­жа­щее не только при­го­тов­ле­нием к кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства среди язы­че­ского мира. Уча­стие в огла­ше­нии («при­ня­тие в катеху­ме­нат») делало чело­века хри­сти­а­ни­ном.

«Таин­ство Кре­ще­ния, по запо­веди Спа­си­теля ( Мф.28:19 ), совер­ша­лось над всеми всту­па­ю­щими в Цер­ковь. Во вре­мена апо­столь­ские оно совер­ша­лось непо­сред­ственно после испо­ве­да­ния веры в Гос­пода Иисуса Христа уве­ро­вав­шими в Него и заяв­ле­ния жела­ния кре­ститься ( Деян.1:41, 8:37-38 ), без про­дол­жи­тель­ного при­го­тов­ле­ния. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно при­ни­мав­ших хри­сти­ан­ство и отпа­дав­ших от него во время гоне­ний, Цер­ковь при­знала неудоб­ным совер­шать кре­ще­ние вслед за изъ­яв­ле­нием жела­ния при­нять хри­сти­ан­ство, и поэтому уста­но­вила опре­де­лен­ный поря­док испы­та­ния и при­го­тов­ле­ния уве­ро­вав­ших ко вступ­ле­нию в обще­ство хри­стиан. Такое пред­ва­ри­тель­ное испы­та­ние в искрен­но­сти наме­ре­ния всту­пить в Цер­ковь и при­го­тов­ле­ние к Кре­ще­нию полу­чило назва­ние огла­ше­ния. Выра­зив­шие жела­ние кре­ститься из иудеев или языч­ни­ков прежде всего отде­ля­лись от язы­че­ского или иудей­ского обще­ства и при­со­еди­ня­лись к обще­ству хри­стиан, причем им дава­лись новые имена святых и бла­го­че­сти­вых мужей вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной Церкви, или назва­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей; иногда отстав­ляли те же имена. Затем, начи­на­лось состо­я­ние огла­ше­ния, кото­рое про­дол­жа­лось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокра­ща­лось до несколь­ких дней, вслед­ствие чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств, именно, во время гоне­ний, когда огла­ша­е­мые твер­дым испо­ве­да­нием веры дока­зы­вали уже свою готов­ность всту­пить в хри­сти­ан­ское обще­ство. Состо­я­ние огла­ше­ния со 2‑го и с 3‑го века раз­де­ля­лось на три сте­пени для про­хож­де­ния огла­шен­ными, почему они также раз­де­ля­лись на три класса. К пер­вому при­над­ле­жали слу­ша­ю­щие, ко вто­рому коле­но­пре­кло­нен­ные или огла­шен­ные в соб­ствен­ном смысле, и к тре­тьему – гото­вя­щи­еся к про­све­ще­нию (кре­ще­нию). Огла­шен­ные пер­вого класса допус­ка­лись только к слу­ша­нию св. Писа­ния, поуче­ний и молитв из при­твора, вто­рого – стояли вместе с вер­ными до вре­мени совер­ше­ния евха­ри­стии, после чего, став на колена и приняв бла­го­сло­ве­ние пред­сто­я­теля, выхо­дили из церкви; нако­нец, огла­шен­ные тре­тьего класса, всту­пав­шие в оное только на корот­кое время перед самым кре­ще­нием, постом и молит­вой при­го­тов­ля­лись к при­ня­тию кре­ще­ния и были науча­емы, как и что отве­чать при его совер­ше­нии. В тече­ние всего вре­мени огла­ше­ния их учили исти­нам хри­сти­ан­ской веры кто-либо из клира или бла­го­че­сти­вых мирян, по боль­шей части, те, кто обра­щал их в хри­сти­ан­ство. Обу­че­ние состо­яло в рас­кры­тии уве­ро­вав­шему всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния рода чело­ве­че­ского в свете исто­рии Вет­хого и Нового Заве­тов».
Нико­лай Д. Таль­берг. Исто­рия Церкви. Часть 1.

«Вступ­ле­ние в хри­сти­ан­ство совер­ша­лось чрез два глав­ных акта – про­хож­де­ние катеху­ме­ната и при­нятие Таин­ства Кре­ще­ния. Катеху­ме­нат или огла­ше­ние – состоял из трех момен­тов: 1) засви­де­тель­ство­ва­ние, или заяв­ле­ние о своем жела­нии всту­пить в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь пред епи­ско­пом или заме­ща­ю­щим его пре­сви­те­ром или диа­ко­ном, – пре­иму­ще­ственно, пред таким лицом, кото­рое имеет своею зада­чею именно поуче­ние всту­па­ю­щих в Цер­ковь, в при­сут­ствии других лиц. Затем сле­дует поуче­ние основ­ным исти­нам хри­сти­ан­ским – дог­ма­ти­че­ским и нрав­ствен­ным. 2) Тор­же­ствен­ное посвя­ще­ние чрез o’bsignatio, т.е. крест­ного зна­ме­ния на лбу и груди, как знака Хри­сто­вых стра­да­ний, как пред­ва­ри­тель­ного запе­чат­ле­ния хри­сти­ан­ского состо­я­ния. Поэтому в Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ниях (3.17) назы­ва­ется σφραγις. Кроме того, воз­ла­га­ются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсе­вий. De Vita Const. IV, 61; Апо­столь­ские Настав­ле­ния VII, 39). На Востоке еще был акт отре­че­ния (7‑ое пра­вило Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 381 г.) с дуно­ве­нием в лицо, уши, как при кре­ще­нии, а на Западе, по край­ней мере в Африке, пред­ло­же­ние освя­щен­ной соли, по ана­ло­гии с после­ду­ю­щей Евха­ри­стией. 3) 3‑ий момент состоял в изъ­яс­не­нии смысла полу­чен­ных знаков и был ана­ло­ги­чен или парал­ле­лен мис­та­го­ги­че­скому настав­ле­нию при таин­стве кре­ще­ния.
Сле­до­ва­тельно катеху­ме­нат (о катеху­ме­нате см. Бла­жен­ный Авгу­стин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иеру­са­лим­ского), как пред­ва­ри­тель­ное на­учение отно­си­тельно сущ­но­сти хри­сти­ан­ского учения и пред­ва­ри­тель­ное посвя­ще­ние, как бы в неко­то­рое отра­же­ние хри­сти­ан­ского таин­ства – нала­гал обя­зан­но­сти и давал неко­то­рые цер­ков­ные права. Огла­шен­ный мог и должен был при­сут­ство­вать в церкви до Евха­ри­стии и под­чи­няться пока­ян­ной дис­ци­плине. Затем сле­до­вал полный прием в хри­сти­ан­скую общину чрез таин­ство кре­ще­ния. Если огла­ше­ние имело зна­че­ние χριστιανους ποιειν, то кре­ще­ние было заклю­чи­тель­ным актом вве­де­ния в хри­сти­ан­скую общину».
Михаил Эмма­ну­и­ло­вич Поснов. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

Источник

Оглашенные

Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катеху­мены, иногда «слу­ща­ю­щие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — после­до­ва­тели Христа, еще не при­няв­шие Кре­ще­ние, но про­хо­дя­щие под­го­товку к нему. Гре­че­ское слово «катеху­мены» явля­ется при­ча­стием от гла­гола «κατηχέω», обо­зна­ча­ю­щего «огла­шать», то есть зву­чать вслух, или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии»2. В хри­сти­ан­стве за этим тер­ми­ном посте­пенно закре­пи­лось зна­че­ние «настав­лять в исти­нах веры».

Что такое оглашение в церкви. Смотреть фото Что такое оглашение в церкви. Смотреть картинку Что такое оглашение в церкви. Картинка про Что такое оглашение в церкви. Фото Что такое оглашение в церкви

Фор­ми­ро­ва­ние инсти­тута огла­шен­ных в Древ­ней Церкви

Несмотря на то, что об огла­ше­нии в широ­ком смысле иногда гово­рят как о явле­нии, свя­зан­ном с про­по­ве­дью апо­сто­лов и самого Гос­пода Иисуса Христа3, инсти­тут огла­шен­ных в клас­си­че­ском, узком смысле, то есть как особый поря­док настав­ле­ния в вере для осо­знан­ного ее испо­ве­да­ния при вступ­ле­нии в Цер­ковь, рас­про­стра­ня­ется в древ­ней Церкви лишь с начала III в.

Однако, и ранее этого вре­мени встре­ча­ются упо­ми­на­ния о под­го­товке к Таин­ству Кре­ще­ния через пост, молитву и нрав­ствен­ные настав­ле­ния. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содер­жа­щую нрав­ствен­ное учение, автор этого древ­ней­шего памят­ника хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, пред­пи­сы­вает пре­по­дать кре­ща­е­мым (Дидахи 7)5. Св. муче­ник Иустин Фило­соф, постра­дав­ший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апо­ло­гии» (1 Апол. 61) сооб­щает о пред­кре­щаль­ном посте и молитве, как самих гото­вя­щихся при­нять таин­ство, так и сочув­ству­ю­щих им хри­стиан7. Тер­тул­лиан, чей актив­ный период твор­че­ства при­шелся на рубеж II и III вв.8, впер­вые упо­ми­нает слово «сathechumeni» и счи­тает необ­хо­ди­мым для огла­шен­ных пост, молитву, бодр­ство­ва­ние и коле­но­пре­кло­не­ние (О Кре­ще­нии 20)9.

Огла­шен­ные в III в. согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию»

Подроб­ное опи­са­ние огла­ше­ния содер­жится в «Апо­столь­ском пре­да­нии», авто­ром кото­рого долгое время счи­тался св. Иппо­лит Рим­ский. Этот текст пока­зы­вает цер­ков­ную жизнь III в., однако, может содер­жать допол­не­ния, сде­лан­ные сто­ле­тием позже10. Согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 15–22), жела­ю­щий стать хри­сти­а­ни­ном при­во­дился вместе с вос­пре­ем­ни­ком, сви­де­тель­ство­вав­шим о его готов­но­сти к слу­ша­нию, к учи­те­лям. Послед­ние зада­вали вопросы о при­чине обра­ще­ния к вере, семей­ном поло­же­нии, соци­аль­ном ста­тусе, образе жизни. Для раба, при­над­ле­жа­щего хри­сти­а­нину, тре­бо­ва­лось допол­ни­тель­ное сви­де­тель­ство гос­по­дина. Также «Апо­столь­ское пре­да­ние» при­во­дит целый список про­фес­сий, кото­рые пре­пят­ство­вали вклю­че­нию в число огла­шен­ных. Кроме оче­видно невоз­мож­ных для хри­сти­а­нина, таких как вла­де­лец пуб­лич­ного дома, блуд­ница, язы­че­ский жрец, изго­то­ви­тель и страж идолов, в их число вхо­дили актер, гла­ди­а­тор, наезд­ник, участ­ву­ю­щий в состя­за­ниях. Запре­щено было даже наме­ре­ние стать воином, лишь в каче­стве исклю­че­ния допус­ка­лось учить детей. В число огла­шен­ных могла быть вклю­чена рабыня-налож­ница, но име­ю­щий налож­ницу гос­по­дин должен был «взять жену по закону».

Период огла­ше­ния про­дол­жался три года, однако, в случае доб­ро­де­тель­ной жизни огла­шен­ного «при­ни­ма­лось во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние». Про­то­пресв. Нико­лай Афа­на­сьев отме­чает, что это могло озна­чать также сокра­ще­ние срока вслед­ствие болезни и уве­ли­че­ние его, напри­мер, для бывших жрецов11.

Каждое поуче­ние огла­шен­ных завер­ша­лось молит­вой, где катеху­мены моли­лись отдельно от верных, муж­чины отдельно от женщин. Молитва огла­шен­ных, в отли­чие от молитвы верных, не завер­ша­лась «лоб­за­нием мира». После молитвы учи­тель, кото­рый мог быть и миря­ни­ном, воз­ла­гал на огла­шен­ных руки. Хри­сти­а­нин, став­ший муче­ни­ком в период своего огла­ше­ния, как отдельно ука­зано в «Апо­столь­ском пре­да­нии», «принял Кре­ще­ние своею кровью».

В том случае, если огла­шен­ный про­во­дил в доб­ро­де­тель­ную жизнь, по завер­ше­нию вре­мени кате­хи­за­ции и руча­тель­ству о его досто­ин­стве вос­при­ем­ника, он мог быть допу­щен к слу­ша­нию Еван­ге­лия на бого­слу­же­нии и посту­пить в число «избран­ных». На таких пере­шед­ших в новое каче­ство огла­шен­ных «еже­дневно воз­ла­га­лись руки, пока закли­нали их». С при­бли­же­нием дня Кре­ще­ния епи­скоп вновь испы­ты­вал досто­ин­ство и чистоту огла­шен­ного. При поло­жи­тель­ном реше­нии катеху­ме­нам пред­пи­сы­ва­лось омыться в пятый день недели, поститься нака­нуне суб­боты, а в саму суб­боту собраться и при­нять закли­на­ние от епи­скопа, кото­рый вслед за этим при­сту­пал непо­сред­ственно к чину Кре­ще­ния.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая)12. Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима13. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского14. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах15. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись16.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния17.

Огла­шен­ные в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В XX в. инте­рес к древ­ней прак­тике огла­ше­ния возрос как на Западе, так и на Востоке. После паде­ния Совет­ской власти в России мно­го­кратно воз­росло число жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одно­вре­менно появи­лась воз­мож­ность раз­ви­тия рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния. Вслед­ствие этого стали появ­ля­ется мно­го­чис­лен­ные курсы кате­хи­за­ции и под­го­товки кате­хи­за­то­ров. В насто­я­щее время поло­же­ние огла­шен­ных регу­ли­ру­ется при­ня­тым в 2011 г. поло­же­нием «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»18. Непо­сред­ственно огла­ше­нию в нем посвя­щен первый пара­граф вто­рого раз­дела. Огла­ше­ние опре­де­ля­ется как «сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Святое Кре­ще­ние»19. Огла­шен­ными могут стать жела­ю­щие при­нять святое Кре­ще­ние старше семи лет. В случае Кре­ще­ния мла­денца огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся для его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, что в какой-то сте­пени застав­ляет вспом­нить визан­тий­скую прак­тику. В случае Кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти огла­ше­ние может быть совер­шено после Кре­ще­ния. Про­дол­жи­тель­ность пери­ода огла­ше­ния опре­де­ляет свя­щен­ник или кате­хи­за­тор.

Доку­мент также опре­де­ляет при­мер­ное содер­жа­ние огла­ше­ния. Беседы (не менее двух) должны позна­ко­мить огла­шен­ного с Сим­во­лом веры, неко­то­рыми отрыв­ками из Свя­щен­ного Писа­ния, осно­вами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной жизни Церкви. От огла­шен­ного тре­бу­ется вера и пока­я­ние, а также осо­зна­ние смысла таин­ства Кре­ще­ния. Доку­мент также выра­жает надежду на воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики Кре­ще­ния нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и в Вели­кую Суб­боту ради уча­стия в таин­стве всей общины, в кото­рую всту­пает ново­кре­щен­ный.

При­ме­ча­ния:

«Слово κατηχούμενοι, нахо­дя­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии ( Рим.2:18 ; Гал.6:6 ; ср. Деян.18:25 ; 1Кор.14:19 ), обо­зна­чает тех лиц, кото­рые, чтобы быть при­ня­тыми в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь, должны изу­чать хри­сти­ан­ское учение ( Мф.28:19 ; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Сле­до­ва­тельно, это были, так ска­зать, кан­ди­даты на кре­ще­ние. Обу­че­ние хри­сти­ан­скому учению назы­ва­лось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учи­тель лиц, гото­вя­щихся к кре­ще­нию, назы­вался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где про­ис­хо­дило обу­че­ние, назы­ва­лось κατηχουμενείον.
Огла­шен­ные, или кати­ху­мены, раз­де­ля­лись обычно на несколько раз­ря­дов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы при­дер­жи­ва­емся мнения сред­не­ве­ко­вых гре­че­ских ком­мен­та­то­ров: Зонары, Валь­са­мона, Ари­стина и Матфея Вла­старя, кото­рые под­раз­де­ляют их на два раз­ряда. В тол­ко­ва­нии дан­ного Никей­ского пра­вила Ари­стин гово­рит: “есть два рода огла­шен­ных, одни – только что всту­пив­шие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, кото­рые сде­ла­лись более совер­шен­ными (τελεώτεροι), так как доста­точно обу­чены исти­нам веры.” То же гово­рят Зонара и Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии 5‑го пра­вила Неоке­са­рий­ского Собора и то же повто­ряет в тол­ко­ва­нии этого пра­вила Ари­стин. Ссы­ла­ясь на тол­ко­ва­ния упо­мя­ну­тых ком­мен­та­то­ров, то же гово­рит и Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме. Сле­до­ва­тельно, огла­шен­ные раз­де­ля­ются на два раз­ряда. Когда какой-либо языч­ник или еврей заяв­лял о своем жела­нии всту­пить в число огла­шен­ных, то он должен был обра­титься к какому-либо хри­сти­а­нину из мирян или же к диа­кону, кото­рый, руча­ясь за его доброе наме­ре­ние, при­во­дил его к под­ле­жа­щему пре­сви­теру или епи­скопу (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32). Епи­скоп или пре­сви­тер, убе­див­шись в добром наме­ре­нии тако­вого, читал ему пред­пи­сан­ную молитву, осенял его кре­стом и вводил его в первый разряд огла­шен­ных, кото­рым пре­по­да­ва­лись первые истины хри­сти­ан­ского учения. Они назы­ва­лись άκροώμενοι (audientes), так как им раз­ре­ша­лось при­хо­дить в цер­ковь к литур­гии и слу­шать чтение Свя­щен­ного Писа­ния и Еван­ге­лия, после чего они тотчас должны были выхо­дить из храма. В первом раз­ряде огла­шен­ные обык­но­венно оста­ва­лись три года (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32), хотя это время могло быть сокра­щено или про­дол­жено сооб­разно с усер­дием и пове­де­нием дан­ного лица. В тех слу­чаях, когда кати­хит видел, что его уче­ники доста­точно озна­ком­лены с началь­ными све­де­ни­ями из хри­сти­ан­ского учения и что они достойны по своему доб­рому пове­де­нию, он раз­ре­шал им перейти во второй разряд огла­шен­ных, где послед­ним обширно изла­га­лось хри­сти­ан­ское учение и осо­бенно изъ­яс­нялся со всеми подроб­но­стями символ веры. Они назы­ва­лись έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с вер­ными и после Еван­ге­лия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что пре­кло­няли колена, когда им во время литур­гии чита­лась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оста­ва­лись в церкви до тех пор, пока диакон во время литур­гии не обра­щался к ним со сло­вами: “огла­шен­ные изы­дите,” после чего они уда­ля­лись из храма. Про­дол­жи­тель­ность их пре­бы­ва­ния на этой сте­пени также зави­села от их усер­дия к учению и от их пове­де­ния. Огла­шен­ным пер­вого и вто­рого раз­ряда в церкви было отве­дено место вместе с каю­щи­мися второй сте­пени, т.е. в при­творе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назна­чен­ным для кре­ще­ния (κολυμβήθρα), близ глав­ного входа в цер­ковь».
Пра­вила Святой Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Епи­скопа Нико­дима (Милаша). Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров Свя­того Пер­вого Все­лен­ского Собора, Никей­ского. Тол­ко­ва­ние на Пра­вило 14

Источник

Оглашение

Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство Крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со II — III вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.

Из истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых.

Что такое оглашение в церкви. Смотреть фото Что такое оглашение в церкви. Смотреть картинку Что такое оглашение в церкви. Картинка про Что такое оглашение в церкви. Фото Что такое оглашение в церквиСв. муч. Иринарх — палач, который исповедал себя христианином и принял крещение кровью

Чин оглашения

Чин оглашения, особенно в Иеросалимской и Константинопольской Церкви, совершался с большой торжественностью. В IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.

Что такое оглашение в церкви. Смотреть фото Что такое оглашение в церкви. Смотреть картинку Что такое оглашение в церкви. Картинка про Что такое оглашение в церкви. Фото Что такое оглашение в церквиБлаженный Августин (354-430 гг)

Интересно, что древняя практика Русской Церкви была такова, что в чине крещения при отрицании от сатаны на беса полагалось только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Несмотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса стал в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение. При этом отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличие от трех раз в современном чине. Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившимися до настоящего времени.

В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.

Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.

Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять Святое Крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).

И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через Святое Крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *