Что такое общество доклад
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Обществознание
План урока:
С незапамятных времен совместное проживание помогало людям защищаться от нападений диких животных и врагов, выживать в неблагоприятных природных условиях, добывать средства к существованию. Первобытные люди смогли выжить и развиться до современного человека только благодаря объединению друг с другом, сплоченности. Так как без общества человек не может выжить, его возникновение соотносят с появлением первых разумных людей на Земле – около 200 тысяч лет назад.
Понятие общества
В современное время под обществом подразумевают как футбольную команду, так и все население Российской Федерации. Определений, что такое общество очень много, поэтому принято выделять понятие общества в узком и широком смысле.
В узком смысле общество это:
Понятие общества в широком смысле:
Может показаться, что любое скопление людей можно назвать обществом, но это не так. Нужно разобраться, в каких смыслах употребляется понятие общество. В отличие от случайного скопления людей в социуме существует сложная структура, в которой человек, группа людей являются отдельными элементами.
Другие основные признаки понятия общества:
Кроме того социум отличается своей способностью к саморазвитию, это возможно благодаря эволюции общественных отношений.
На чем строятся общественные отношения
Между большими социальными группами, народами, классами, в процессе жизни в социуме складываются многообразные взаимосвязи, их называют общественными отношениями. Общественные отношения строятся на определенных правилах поведения, принятых в данном обществе, они связывают между собой сотни, тысячи и миллионы людей.
Примеры общественных отношений:
Общественные отношения возникают в результате материальной или духовной деятельности, связывающей большие группы людей. Виды материальных общественных отношений:
Виды духовных общественных отношений:
Важно! Нельзя путать общественные с межличностными отношениями. Общественные отношения складываются благодаря взаимодействию больших групп людей, межличностные складываются только в малых группах (семье, школьном классе).
Жизнь человека в обществе
Как жизнь групп людей, так и жизнь отдельного человека полностью зависят от социума. Рассмотрим, как соотносятся понятия человек и общество:
Кроме того, в человеческой жизни социум выполняет важные функции:
Сферы общественной жизни
В обществе выделяют 4 основные сферы общественной жизни:
Основными элементами экономической сферы общества являются:
Задача духовной сферы воспитать человека как нравственное, духовное существо, удовлетворить его духовные потребности.
Взаимосвязь сфер общественной жизни очевидна, так как ни одна из них не может жить обособленно от остальных. Политика защищает порядок во всех сферах общества, экономика обеспечивает их материальными ресурсами, а духовная сфера производит общечеловеческие ценности.
Общественные нормы
К нормам поведения человека в обществе относят:
Нормы поведения в обществе обязывают каждого человека действовать в соответствии с эталоном, образцом поведения.
Пример. В общественном транспорте необходимо пропускать пассажиров, которые хотят выйти из транспортного средства, и лишь потом самим в него заходить. При несоблюдении этой нормы возникнут столкновения между людьми, беспорядок.
Поощрение и наказание человека в обществе
Не всегда люди желают придерживаться установленных правил поведения в обществе, из-за этого существует система общественного одобрения правильного поведения и наказания за нарушение норм. Поведение соответствующие культурным, религиозным, моральным нормам обычно поощряется устным одобрением окружающих людей, грамотой, государственной наградой (например, орденом за героический поступок). Наказанием за несоблюдение правил поведения людей в обществе может быть общественное неодобрение, выговор, штраф.
Словарь
2. Капитал – это совокупность собственности (материальной, интеллектуальной) используемой для получения прибыли.
Что такое общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей
Размышления над сутью общества приводят человека к разным мыслям. Все мы понимаем, что это группа людей, объединенная общими интересами, ценностями, целями и совместной деятельностью, основанная на взаимопомощи. В данном понимании можно привести в пример общество рыболовов, общество книгоманов, общество художников и так далее. На уроках истории вы слышали о первобытном обществе, капиталистическом обществе, а на уроках географии вам говорили о французском обществе, японском обществе. Что здесь имеется ввиду? В данном случае под понятием общество подразумевается исторический этап развития человечества и население конкретной страны. Эти определения характеризуют общество в узком смысле слова. Также существует определение общества в широком смысле:
Общество – это не просто совокупность людей, а особая социальная структура, состоящая из взаимосвязанных индивидов и групп. Взаимодействие людей между собой и с окружающим миром проявляется в двигательной активности: помыли посуду, пообщались с другом, полили цветок, посадили дерево, очистили сад от мусора, накормили голодного щенка на улице и т.д. Из примеров видно, что основой взаимодействия людей является деятельность.
Как же человек взаимодействует с окружающей средой? В отличие от животных, которые только приспосабливаются к ней, человек еще и преобразует окружающую среду с помощью орудий труда: строит дома, дороги, мосты. Активность животного целесообразна инстинктам, которыми оно не в силах управлять. Человеку тоже свойственны инстинкты, значит его деятельность также целесообразна. Но человек обладает ещё и разумом, поэтому может регулировать своё поведение, подавлять инстинкты, ставить цели, предвидеть результаты своих действий. Значит деятельность человека не только целесообразна, но и целеполагательна.
Важным условием жизнедеятельности человека является коллективность. Как существам общественным нам трудно без других людей, многое мы не можем сделать без их помощи. Да и, становление человека зависит от взаимодействия с людьми. Вспомните детей – маугли, которые по тем или иным жизненным обстоятельствам были оторваны от общества. Какими они выросли? Можно ли было их переучивать и обучить даже самым простым человеческим навыкам: надевать и носить на себе одежду, держать ложку, говорить? Если это и удавалось, то с большим трудом. Такие дети чувствовали себя среди людей, как не в своей тарелке. Их судьбы трагичны. Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в обществе. Взрослому же человеку, уже имеющему знания и опыт использования предметов, созданных в сотрудничестве с другими людьми, выжить в отрыве от общества легче.
Взаимодействие людей осуществляется в социальных группах. Вхождение человека в общество осуществляется через семью. Со взрослением количество групп, в которые он входит постепенно расширяется. Сначала появляются дворовые друзья, школьный класс, футбольная команда, затем трудовой коллектив, религиозная организация, партия и т.д. Человек входит и в более крупные социальные общности. Он брюнет или блондин, учитель или врач, русский или француз.
Между индивидами и группами возникают экономические, социальные, политические и духовные отношения. Общественными отношениями называются только устойчивые связи между людьми, возникающие многократно. К примеру, у Антона повысилась температура и он обратился к участковому терапевту в поликлинике. Это пример многократного поведения, потому что заболевший человек чаще всего обращается к врачу. Другой пример, после приема врача Антон поехал домой на маршрутке. Маршрутка переполнена людьми. Они взаимодействуют, спрашивают друг у друга о времени, о следующей остановке и прочее. Но эти контакты случайны и эпизодичны, поэтому общественными отношениями не являются.
Общество и природа
Преобразовательная деятельность человека привела к возникновению культуры – второй природы, которая не может существовать без человека. Если природа – это естественная среда обитания человека, то культура – искусственная.
Общество и культура
В речи мы используем фразы «художественная культура», «культурный человек». Что же такое культура? Это понятие также, как и понятие общества имеет много значений. Наиболее ёмкое определение, которое следует запомнить следующее: «Культура – это система всех результатов преобразовательной деятельности человека, направленных как на внешнюю среду, так и на самого себя. Значит, культура включает в себя и построенные сооружения, архитектурные здания, засеянные поля, написанные книги, картины, музыку, традиции и обычаи, ценности и идеалы и многое другое. Таким образом в мире культуры результаты материальной и духовной деятельности человека, соответственно её условно делят на два вида – материальную и духовную. Почему условно? Потому что не бывает духовной или материальной культуры в чистом виде. Они переплетены. Так, прежде чем построить дом, у архитектора возникает идея, а слово писателя не дошло бы до читателя без книги.
Когда говорят о культуре какого – либо народа, подчеркивают её самобытность, т.е. уникальность, которая проявляется в особенных традициях, манере общения, методах воспитания детей и т.д. Но культурам всех народов присущи и общие черты – культурные универсалии, к примеру, язык, институты брака и семьи.
Науки об обществе
Мы убедились насколько многообразна общественная жизнь. Поэтому её изучают множество наук, которые называются социально – гуманитарными. Вспомним, что все науки группируются на три вида: естественные, социально-гуманитарные и технические. Общество изучают такие социально – гуманитарные науки, как история, социология, правоведение, экономика, этика и многие другие. Специфичность общества, отличающая её от природы, например, заключается ещё и в том, что оно существует по законам, которые созданы самим обществом. Поэтому говорить об объективности социальной действительности с точки зрения науки сложно. Но об этом я вам расскажу в следующий раз.
Реферат по обществу «Общество»
Определение понятия «Общество»……..……………………………………….. 3
История развития общества ………..……………………. ……………….…… 4
Общественные отношения …………………………………………………… 5- 6
Общество и его социальные институты……………..……………………………9
Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок ………… 11 – 12
Список используемых источников ……………………………………………… 14
Под словом «общество» обычно подразумевается всем понятный термин. Однако трудность заключается в том, что давать определение подобного рода понятию, устанавливать его границы очень трудно.
В лексиконе всех народов мира под «обществом» понимается конкретная определённость, начиная от свободных объединений людей, связанных профессионально или по интересам (например, Общество по спасению утопающих, Общество книголюбов и т.д.), до национально-государственного образования. Людей, относящихся к какому-либо кругу, также называют обществом. Это понятие также применяется при такой характеристике отношений, как «взаимосвязи природы и общества». Как видно, круг использования понятия «общество» весьма широк.
Зададимся вопросом: что такое общество? На первый взгляд ответить на него не сложно. Это слово давно и прочно вошло и в повседневную речь, и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Вот один ряд устойчивых словосочетаний: «общество садоводов-любителей», «общество филателистов», «педагогическое общество». Здесь под обществом понимается группа людей, объединившихся для совместной деятельности, общения, взаимопомощи и поддержки друг друга. Когда мы говорим «западноевропейское общество», «российское общество», мы подразумеваем определенные страны или целые сообщества государств. Это более высокий уровень абстракции, хотя сами страны, о которых идет речь, вполне реальны. На новую ступень обобщения мы поднимаемся, используя понятия «архаическое общество», «феодальное общество», «индустриальное общество». В данном случае имеются в виду определенные исторические типы обществ. Предельным обобщением в этом ряду станет понятие общества как такового, без отнесения его к какой-либо конкретной форме организации.
В своей работе остановимся на рассмотрении структуры общества
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА
В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек — его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.
В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п., имеющие свои интересы и особенности.
История общества (человечества) — прошлое предков людей начиная с периода жизни охотников.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям.
Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.
Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п.
Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте — это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми.
Объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»?
С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий.
Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Некоторые исследователи подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к массовой культуре: было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Карл Маркс считал, что изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни.
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики.
ОБЩЕСТВО И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. Как уже отмечалось, люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.
Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена.
Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты.
Самым важным и крупнейшим социальным институтом стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.
Основные социальные институты:
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная). Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой— подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник, первоноситель власти. Власть невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.
Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов. Беспорядок в обществе — это противоположность общественному порядку, стихийность, хаос, неорганизованность. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные, которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни. Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.
Понятие общество многогранно. Человек и общество неотделимы друг от друга. Нормальное развитие человека невозможно без общества. Развитие отдельного человека непосредственно связано с его жизнью в обществе, зависит от совместной деятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Деятельность конкретного человека является общественным, деятельность человека характеризует материальную жизнь людей, способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества, общественное сознание.
Отношения человека и общества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и человек развиваются, меняются и их взаимоотношения. Общество как система человеческих отношений для каждого человека выступает и внешней социальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности.
Любое общество разнохарактерно, его воздействие на человека осуществляется через влияние на нее среды. Главным условием формирования человеческой личности в обществе являются материальные условия жизни, основу которых составляет способ производства.
Большую значимость имеют такие личностные элементы социальной среды, как социальная общность (семья, друзья, коллектив), в которую включен данный человек и ее духовная атмосфера.