Что такое мокрый лизинг самолетов
Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость
Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.
Что такое лизинг в авиации
Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.
Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.
Операционный лизинг и его виды
Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.
Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.
Мокрый лизинг
Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.
Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.
Сухой лизинг
Финансовый лизинг
Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.
Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов
Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:
Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?
На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.
Лизинговая компания | Самолёты | Клиенты |
---|---|---|
Сбербанк Лизинг | Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. | Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара. |
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) | 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». | Российские авиаперевозчики. |
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) | 55 самолетов Airbus и Boeing | Авиакомпании Юго-Восточной Азии |
Air Lease Corporation | 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. | 91 авиакомпаний |
Ильюшин Финанс Ко. | Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 | Признана банкротом в 2012 году. |
Видео интервью
Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.
Финансовые условия
Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.
Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.
Предмет: | новый и б/у воздушные суда |
Сумма финансирования: | от 500 тыс. до 500 млн руб. |
Аванс: | от 30% |
Срок: | до 10 лет |
Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.
Мокрый лизинг транспортных средств
Одним из наиболее приемлемых способов приобретения автотранспортного средства при недостаточности собственного капитала является лизинг.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Как правило, лизинговое соглашение подразумевает под собой необходимость приобретения и передачи в пользование определенного вида транспорта на определенный срок.
По истечении указанного периода предмет лизинга передается в собственность лизингополучателя по остаточной (минимальной) стоимости. А что такое мокрый лизинг, и какими преимуществами он обладает, читайте далее.
Что это такое
Итак, лизингом называются финансовые отношения между лизингодателем, который по запросу лизингополучателя приобретает определенный вид транспорта (спецтехники) и передает его в пользование лизингополучателю, за что последний ежемесячно вносит на счет лизингодателя лизинговые платежи.
В соответствии с условиями лизингового договора предмет лизинга может быть отражен на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Именно от этого фактора зависит, какая из компаний может воспользоваться правом получения налоговых льгот.
Существенными условиями договора так же являются:
Как правило, расходы на страхование, обслуживание и ремонт возлагаются на лизингополучателя, что в значительной степени увеличивает стоимость лизинговой сделки.
Лизинговым соглашением так же регулируется порядок передачи в собственность/возврат движимого имущества, ставшего предметом лизинга по истечении срока действия договора.
Описанная схема лизинговых отношений, наиболее распространенная в РФ, называется чистым лизингом.
В отличие от чистого (сухого) лизинга мокрый вид финансовой аренды отличается:
Под дополнительными опциями понимаются расходы, которые возлагаются на лизингодателя и включают:
По окончании срока действия лизинговой сделки предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю или полностью списывается ввиду невозможности его дальнейшего использования.
Где в основном используется мокрый лизинг
Мокрый лизинг преимущественно используется при заключении сделок:
Банки и финансовые организации не имеют возможности заключать сделки с подобными условиями, так как сильно ограничены по роду деятельности и допустимым вложениям денежных средств.
В связи с этим сторонами сделки при условии оплаты расходов на обслуживание лизингодателем являются исключительно крупные предприятия (организации), то есть юридические лица.
Основными предметами мокрого лизинга являются:
Что выгоднее: кредит или лизинг автомобиля, читайте здесь.
Преимущества и недостатки
Мокрый лизинг, как и любой иной вид финансовых отношений, имеет свои существенные преимущества и недостатки, причем как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.
Для лизингодателя
Лизинг мокрый и сухой дает некоторые преимущества лизингодателю. А именно:
Однако следует отметить, что мокрый лизинг имеет и некоторые негативные стороны, к которым относятся:
Для лизингополучателя
Лизингополучатель при заключении сделки мокрого лизинга достигает следующих положительных аспектов:
Среди недостатков данного вида сделки можно выделить:
Особенности оформления в России
В настоящее время мокрый лизинг, как внутренняя финансовая операция, запрещен. Это связано с отсутствием законодательной базы. Однако подобные сделки заключаются на международном уровне.
Основным предметом мокрого лизинга в РФ выступает авиационный транспорт, причем Россия может выступать и в качестве лизингополучателя (приобретение самолетов гражданской авиации), так и в качестве лизингодателя (поставка военной техники).
Условия каждой сделки определяются в индивидуальном порядке, а гарантом по данному виду сделок выступает Правительство Российской Федерации.
Мокрый лизинг со временем планируется внедрить и в другие сферы. Проекты соответствующих постановлений не единожды разрабатывались и представлялись для рассмотрения. Однако окончательного решения до настоящего момента времени не принято.
Про лизинг авто для физических лиц в СПб смотрите на странице.
Что нужно, чтобы купить авто в лизинг для ИП, узнайте из этой информации.
Видео: «Экономика»: Что выбрать — лизинг автомобиля или автокредит
Мокрый лизинг
Местный
Lukas
Старожил
Fyodor
Летающий фотограф
Моя статья в 159 номере АТО. К сожалению ссылка не работает, так что кладу сюда:
Институт «мокрого» лизинга является одним из распространённых инструментов в мире, однако в России он институционально не закреплён и авиакомпаниям приходится прибегать к различным схемам, для того что бы восполнить этот пробел, а часть его полезных функций в принципе не может быть реализована. Решение вопроса упирается в позицию Росавиации и недостаток усилий со стороны самих участников рынка.
В условиях текущего кризиса важным элементом управления рисками для авиакомпаний является политика в области лизинга авиационной техники. Снижение спроса и рост стоимости владения воздушными судами вынуждает авиакомпании прибегать к различным мерам, в том числе и радикальному сокращению флота. Так, за истекший год суммарное выбытие парка ГА РФ превысило 110 ВС. Вместе с тем, пространство для манёвра авиакомпаний сильно ограничено, в том числе и институциональными рамками, а во множестве случаев де-факто определяется частными договорённостями перевозчиков с лизингодателями, которые готовы пойти навстречу клиентам.
Однако даже при самом большом благорасположении контрагентов, экстренные меры, предпринимаемые российскими перевозчиками, всё равно наносят немалый урон репутации авиакомпаний. Снижение объёмов операционной деятельности в авиатранспортной индустрии оказывает так же существенные отрицательное влияние на макроэкономические показатели и налогооблагаемую базу. При этом частично ограничить негативный эффект можно за счёт внедрения в России практики «мокрого» лизинга.
«Мокрый» лизинг или аренда воздушного судна с экипажем, является разновидностью лизинга операционного. Его базовый принцип – ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance) – возможность эксплуатации самолета одной авиакомпании под кодом и в коммерческих интересах другой. При такой схеме авиакомпания «донор» является лизингодателем, однако сохраняет за самолётом собственные экипажи, несёт всю полноту ответственности за техническое обслуживание самолёта, а так же оплачивает страховку. На компанию «реципиента» ложиться коммерческая составляющая перевозки.
Данная практика распространена в мире и является выгодной, в т.ч. за счет снятия эффекта сезонности. Например, при падении спроса в зимний период в Европе, самолёты эксплуатируются в интересах местных авиакомпаний в южных широтах, где в это время как раз имеет место высокий сезон.
В целом ключевые преимущества от реализации принципа «мокрого» лизинга можно представить следующим образом:
üУпрощение процедуры обмена ВС в рамках групп авиакомпаний
üВозможность восполнить дефицит флота в случае резкого роста спроса
üВозможность избавления от избыточного флота без сокращения экипажей, утраты права собственности, разрыва имеющихся лизинговых контрактов;
Вопрос мобильного перемещения судов в рамках групп авиакомпаний до недавнего времени был и остаётся наиболее практичным с точки зрения нужд российских авиаперевозчиков. Данный вопрос очевидно актуален для Аэрофлота, С7 и ЮТэйр, так как в настоящий момент авиакомпаниям с единым коммерческим управлением приходится выполнять все требования, положенные по код-шеринговым соглашениям. Переход к практике «мокрого» лизинга позволил бы повысить гибкость и эффективность деятельности перевозчиков за счёт оперативной реакции на изменение локального спроса в рамках группы авиакомпаний, а так же снижения транзакционных издержек внутри группы.
Второй аспект был весьма актуален в предыдущие годы, когда на фоне «взрывного» роста, российские перевозчики сталкивались с дефицитом парка и персонала. Возможность привлекать к работе самолёты с экипажами могла бы снять нагрузку на компании в моменты пиковых нагрузок. Следует обратить внимание на то, что пики роста не могут является ориентиром для долгосрочной деятельности предприятий. Попытка восполнить возникший краткосрочный дефицит резко увеличивая ёмкости и кадровый резерв неизбежно приведут к последующим избытку мощностей и безработице. Строго говоря, именно это мы и наблюдаем в настоящий момент. Повышение мобильности авиакомпаний в возможности краткосрочного наращивания парка позволило бы снизить риски негативных последствий периодов «после роста».
Третий аспект приобрёл актуальность в связи с возникшей рецессией в области авиаперевозок. Возможность передачи избыточного флота в «мокрый» лизинг помогла бы решить целый спектр стоящих перед перевозчиками и лизингодателями проблем, в том числе:
— сохранение флота, экипажей и части обслуживающего персонала авиакомпании в случае резкого снижения уровня спрос;
— снижение транзакционных издержек лизингодателя, в силу того что не происходит расторжение договоров и продолжается поступление средств по договору;
— сохранение репутации авиакомпании, как надёжного партнёра;
— сохранение налогооблагаемой базы, т.к. авиакомпания продолжает извлекать прибыль от эксплуатации ВС, поддерживать ФОТ и перечислять соответствующие налоги в бюджет.
На последний пункт следует обратить особое внимание, так как в условиях кризиса и сокращения поступлений в бюджет, вопросы сохранения налогооблагаемой базы становятся приоритетными для государственной политики. Очевидно, что меры, направленные на сохранение налогового источника должны вызывать поддержку на самом высоком уровне. На сегодня мы имеем существенное падение налоговых доходов от авиационной деятельности. Размер суммы, которую можно было бы сохранить при реализации принципа «мокрого» лизинга требует дополнительных расчётов, однако уже очевидно, что порядок её определяется миллиардами рублей.
При очевидных преимуществах и общем выигрыше для всех участвующих сторон, вопрос, однако, упирается в негативную позицию регулятора в лице Росавиации, полагающей введение института «мокрого» лизинга нецелесообразным.
В качестве основных опасений ФАВТ называет снижение уровня безопасности полётов. Аргументом регулятора выступает случай с катастрофой самолёта Аэрофлот-Норд (дочернее предприятие Аэрофлота) в Перми, а так же позиция ИКАО, якобы указывающая на «проблемы в сфере безопасности «мокрого» лизинга» и его «единичный характер». Кроме того, чиновники ссылаются на то обстоятельство, что возможность использования иностранных ВС определено межправсоглашениями и почти исключает использования схемы «мокрого лизинга».
Отвечая на первый аргумент следует отметить, что разбившийся в Перми самолёт эксплуатировался строго в рамках существующего правого поля, регламентированного собственно регулятором. Юридически о применении схемы аренды ВС с экипажем речи не шло и данная аргументация не только не представляется корректной, но и оставляет вопрос – если Росавиация считает, что данная катастрофа является следствием действия существующего порядка код-шеринговых соглашений между авиакомпаниями, то кто тогда несёт за это ответственность?
В части позиции ИКАО, действительно Руководство по регулированию международного воздушного транспорта (ICAO, Doc 9626) оговаривает вопросы аренды ВС с экипажем, как одного из основных видов лизинга, но никак не единичной практики. В это же время указание на потенциальные угрозы безопасности ICAO относит к вопросу операционного лизинга в целом. При этом в документе ICAO прямо указывается, что с учётом тенденций либерализации в сфере авиатранспорта, объёмы оперлизинга будут возрастать и следует это учитывать при разработке требований. То есть национальным регуляторам рекомендуется адаптироваться к новой реальности, а не бороться с ней.
В части собственно «мокрого» лизинга Doc 9626 приводит примеры ограничений, например в США. Однако эти ограничения касаются привлечением зарубежных экипажей, а не модели в целом. Причём тот же документ определяет основную причину ограничений: «в международных авиаперевозках, государства … подходят к вопросу разрешения/отказа в разрешении на использование арендованных воздушных судов, в основном, исходя из того, что они используются иностранными авиаперевозчиками». Т.е. речь в данном случае идёт не столько об обеспечении безопасности полётов, сколько о закрытии рынков. С отменой запрета на использование иностранных пилотов в ГА РФ данные ограничения для развития «мокрого» лизинга в России выглядят устранёнными.
В части межправсоглашений, с учётом вероятности внесения изменений в действующее законодательство, перед регулятором стоит очевидная задача постепенной адаптации данных соглашений к новым реалиям. А где действующие соглашения не препятствуют имеющейся практике – авиакомпании смогут реализовывать свои возможности уже сейчас. Равно как и с более простым случаем «мокрого» лизинга внутри страны.
Вызывает сожаление, что при том, что позиция Росавиации не выглядит в полной мере обоснованной, в ней явно игнорируются экономические интересы отрасли и государства. Однако следует бросить «камень в огород» самих авиакомпаний. В части защиты своих интересов опять приходится говорить о разобщённости действий участников рынка, отсутствии аргументированной позиции в продвижении своих интересов. Следует учитывать, что при том, что Минтрансом РФ за прошедшие годы были устранены многие из стоящих перед отраслью проблем, инициатива в области реформ, в том числе с предложением готовых проработанных предложений может и должна (разумеется, если они в чём-то заинтересованы) исходить от участников рынка. Мяч снова на их стороне и от того, как они им воспользуются, зависят перспективы реализации как «мокрого» лизинга, так и других полезных и нужных инициатив.
«Мокрый» и «чистый» лизинг, лизинг-леверидж и другие актуальные понятия
Данный вид лизинга применяется только при небольших сроках аренды оборудования, во время которого продолжительность жизненного цикла изделия намного больше, чем контрактный срок аренды.
При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды, поэтому оно вполне может быть опять сдано в аренду или же возвращено арендодателю. Как показывает практика, сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода.
Арендатор в этих сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт, предварительно уведомив арендодателя. Данная форма лизинга предусматривает большую ответственность арендатора за сохранность объекта аренды. При этом арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования.
Финансовый лизинг часто сравнивают с долгосрочным финансированием капитальных вложений, в то время как при оперативном лизинге арендные платежи сравниваются с текущими оперативными расходами. Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, так как у арендодателя появляется проблема реализации имущества, когда оканчивается срок лизинга.
Признаки оперативного лизинга
Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:
1. Срок договора лизинга намного меньше, чем нормативный срок службы имущества, поэтому лизингодатель не рассчитывает возместить стоимость имущества за счет поступлений всего лишь от одного договора.
2. Имущество в лизинг может сдаваться много раз.
3. В лизинг сдается имущество, которое имеется в лизинговой компании, а не приобретаемое по заявке лизингополучателя. Когда лизинговая компания приобретает имущество, она еще не знает его конкретного пользователя. Именно поэтому лизинговые компании, которые специализируются на оперативном лизинге, должны очень хорошо знать конъюнктуру рынка лизингового имущества — причем как нового, так и б/у.
4. Все обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию — на лизинговой компании.
5. Лизингополучатель легко может расторгнуть договор, если вдруг имущество окажется в состоянии, которое непригодно для использования.
6. Все риски, касающиеся случайной гибели, утраты или порчи лизингового имущества, лежат на лизингодателе.
7. Размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге немного выше, чем при финансовом лизинге, так как лизингодатель учитывает дополнительные риски, которые связаны с отсутствием клиентов для повторной сдачи имущества, а также возможной порчей или гибелью имущества.
8. После окончания срока договора все имущество возвращается обратно к лизингодателю.
Кстати, при желании лизингополучатель может продлить договор на новых условиях и даже приобрести имущество в собственность.
«Мокрый» и «чистый» лизинг
Лизинг разделяют на «чистый» и «мокрый» по объему обслуживания передаваемого имущества.
«Мокрый лизинг» (дословно — wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, куда входит также его ремонт, страхование и ряд других операций, за которые несет ответственность в первую очередь лизингодатель. Кроме этих услуг по желанию лизингополучателя лизингодатель может также взвалить на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и т. д.
Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и пр. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, который включает дополнительные обязательства» — это и есть wet leasing. Предмет такого вида лизинга — это в основном сложное, специализированное оборудование.
«Мокрый лизинг» чаще всего используют изготовители этого оборудования или различные оптовые организации. Финансовые учреждения и банки очень редко обращаются к этому виду лизинга, так как в их компетенцию не входит содержание необходимой технической базы.
Но, так как лизинговые компании не очень часто согласны обеспечивать качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является «чистый». «Чистый лизинг» (дословно — net leasing) — это такие отношения, когда все обслуживание имущества берет на себя непосредственно лизингополучатель. Именно поэтому в конкретно этом случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.
Кстати, в отношениях «чистого лизинга» в основном принимают участие банки, страховые компании или какие-то другие финансовые организации, которые занимаются лизинговым бизнесом.
Финансовый лизинг и леверидж
Лизинговые сделки данного этого типа — это операции, которые подразумевают специальное приобретение имущества в собственность, а затем последующую его сдачу во временное владение и пользование на срок, который приближается по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.
Основные признаки, которые характеризуют финансовый лизинг:
1. Лизингодатель намеренно приобретает имущество для сдачи его в лизинг, а не для собственного пользования;
2. Пользователю принадлежит право выбора имущества, а также его продавца;
3. Продавец данного имущества знает — имущество специально приобретается для того, чтобы сдавать его в лизинг;
4. Имущество поставляется пользователю непосредственно и принимается им же в эксплуатацию;
5. Все претензии по качеству имущества, а также его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;
6. Риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю только после подписания им акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.
В принципе классический финансовый лизинг имеет трехсторонний характер, включающий в себя взаимоотношения и возмещение полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика все необходимое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая при этом свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.
Леверидж (кредитный, паевой или раздельный) лизинг
Этот вид лизинга самый сложный, так как он подразумевает дополнительное привлечение средств и связан с многоканальным финансированием. Он используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.
Отличительная черта левериджа в том, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только какую-то часть. При этом остальную сумму он берет в кредит у одного или нескольких кредиторов. Но при этом лизинговая компания так и продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, рассчитанными из полной стоимости имущества.
Еще одна особенность этого вида лизинга — лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, то есть они нехарактерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Например, кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Именно поэтому лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.
То есть главный риск по сделке несут только кредиторы, выдававшие ссуду: банк, страховая компания, инвестиционный фонд или другие финучреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены именно на основе леверидж-лизинга.
Проблематика и риски лизинга
Необходимость работы в области управления имуществом и перепродажи имущества, вернувшегося к лизингодателю, часто вызывает проблемы. Нередко лизингодатель вынужден сдавать лизингуемое оборудование во временное пользование по несколько раз, поэтому для него и возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него.
Нередко риски связаны с управлением имуществом. При этом проблема состоит не в том, что делать с имуществом по окончании срока лизинга, наоборот, при оперативной аренде срок договора редко бывает соизмерим со сроком «жизни» имущества. При этом рост рынка оперативной аренды вызван в первую очередь тем, что арендодатели ищут новых возможностей в области внебалансового финансирования, а также защиты против рисков, связанных прежде всего с остаточной стоимостью и уменьшением периодических платежей.
Арендодатели, нередко под давлением конкуренции, вынуждены рассчитывать объемы платежей на базе прибыли после налогообложения и переносить налоговые льготы владения имуществом на арендатора в форме уменьшения лизинговых платежей. Часто имущество, которое сдается в оперативную аренду, имеет самое разнообразное направление: начиная от автомобилей и заканчивая компьютерами.
В том случае если предмет оперативного лизинга возвращается арендодателем, этот предмет, когда он опять передается в аренду, будет уже являться предметом текущей аренды. Причем происходит превращение лизинговых отношений в отношения по поводу текущей аренды.
Часто в продажах представляет собой осуществление сбыта имущества при использовании лизинга на основании специального соглашения, которое заключается между поставщиком имущества и лизинговой компанией.
Данные соглашения имеют различные формы. К примеру, в простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, телефон, а также основные условия лизинга указываются в рекламных материалах поставщика, при этом все вопросы по лизингу имущества с потенциальным пользователем непосредственно решает лизинговая компания.
Чаще всего соглашение между поставщиком и лизинговой компанией предусматривает иную возможность заключения самим поставщиком от лица лизинговой компании лизингового договора. В соглашении между поставщиком и лизинговой компанией есть пункт, согласно которому предусмотрено, что в случае банкротства лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой компании.
Очень часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. То есть основной лизингодатель, который через посредника — в основном лизинговую компанию — сдает оборудование в аренду лизингополучателю.
При этом в договоре предусматривается тот факт, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Такие сделки получили название «сублизинг».