Что такое общественная деятельность человека
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Общественная деятельность, как начало карьеры
В детстве многие мечтали стать супергероями, спасать человечество и менять мир к лучшему. Реальность оказалась сложнее, и усилий для каких-то изменений или даже для спасения всего одного человека нужно приложить больше, чем просто для схватки со злодеем. Тем не менее, стать супергероем можно, хотя и не каждому подходит этот путь. Общественная деятельность — это героизм XXI века: она может принести пользу целым социальным слоям или регионам, может дать толчок тектоническим изменениям в самой структуре общества или государства. Что, как и ради чего делать — решить можешь только ты сам.
А для этого нужно разобраться с этапом жизни обычного общественного деятеля. Предлагаю рассмотреть самый обычный и стандартный вариант.
Первый этап: «активист»
Человека разными путями засасывает в различные общественные организации: услышал от друга, случайно попал на мероприятие этой общественной организации, оно понравилось, зацепило – и пошло-поехало. Активисту общественная деятельность нравится: лидер организации красиво вешает ему лапшу на уши, а самолюбие удовлетворено причастностью к «большим делам». Только вот эти большие дела чаще всего сводятся к раздаче агитационных или рекламных бумажек, регистрации участников и сопровождению гостей на мероприятие в красивой колоритной официальной форме данной общественной организации.
Второй этап: «деятель»
Третий этап: «прозревший»
Потихоньку к вам приходит осознание, что ваше общественное дело, подкрепленное стремлением к прекрасной мечте – это, конечно, общественная деятельность, но какая-то не такая все равно. А затрачивая такое же количество времени на официальную работу (хоть тем же грузчиком), можно получить гораздо больше материальных благ. Но трясина цепко держит вас, и вы, подергиваясь и выдавая циничные тирады, продолжаете заниматься проектами.
За третьим этапом, как вы успели наверно догадаться, обычно следует прекращение общественной деятельности – у человека попросту нет настоящих причин продолжать ей заниматься. Что мы можем сказать, проследив три этапа деятельности нашего героя? А то, что он занимался ерундой. И это никак не поспособствует его успеху в жизни.
Значит ли это, что общественная деятельность – никчемное занятие?
Нет. Просто к ней, как и к любому другому делу, нужно подходить с умом взвешенно и обдуманно.
1. Четко определите, с какой целью вы занимаетесь общественной деятельностью и стройте ее, основываясь на этой цели.
Очень важно ставить цели четко. Не абстрактно «хочу много связей», а «хочу к первому января связей чтобы… (выдвинуть свою кандидатуру на выборы и согласовать ее заранее, собрать на свой семинар несколько сотен людей, найти надежных партнеров и т.д.).
2. В каждый конкретный момент спрашивайте себя: окупается ли ваша работа на благо общества? Приносит ли она вам то, чего вы хотите?
3. Оглядывайтесь по сторонам. Чем занимаются ваши коллеги-общественники? Какую выгоду извлекают они? Чего они хотят и ждут от вас? Чему у них можно поучиться.
4. Не затягивайте с завершением вашей общественной деятельности, если она не дает вам то, что вам нужно. 2-3 года – это предел в таком случае.
Получили необходимый минимум или вовсе остались у разбитого корыта – и хватит. Общественная деятельность не должна стать тормозом на пути карьеры. Будьте готовы уйти из общественной организации, когда это потребуется, невзирая на гарантированные вам протесты коллег.
Итак: общественная деятельность может стать хорошим стартом для вашей карьеры или бизнеса. Для этого надо всегда четко ставить личную цель своей деятельности и быть готовым уйти в «настоящую» жизнь, когда цель будет достигнута, забрав с собой с прошлого этапа жизни все самое лучшее.
Что нужно знать, если решил стать общественным деятелем
В детстве многие мечтали стать супергероями, спасать человечество и менять мир к лучшему. Реальность оказалась сложнее, и усилий для каких-то изменений или даже для спасения всего одного человека нужно приложить больше, чем просто для схватки со злодеем. Тем не менее стать супергероем можно, хотя и не каждому подходит этот путь. Общественная деятельность — это героизм XXI века: она может принести пользу целым социальным слоям или регионам, может дать толчок тектоническим изменениям в самой структуре общества или государства. Что, как и ради чего делать — решить можешь только ты сам. Здесь рассмотрим только общие примеры и обсудим основы безопасности, которые необходимо соблюдать.
Общее понимание предстоящего пути
Прежде всего тебе нужно найти понимание того, что из себя представляет общественная деятельность. Это когда никто тебе ничего не должен, а ты, наоборот, должен многим, и в первую очередь — своей совести. Звучит идеализированно, но в этом деле без идеализма никак. В противном случае тебе лучше заниматься политикой.
Кстати, не путай активизм с политикой: они вроде бы очень похожи и на определённом этапе, скорее всего, пересекутся, но смысл разный. Политик — это человек, который говорит одно, думает о втором, а делает третье. Политик видит общество в целом и людей в частности как ресурс, как голоса. Общественный деятель — это человек, который вообще говорит не так много, а делает то, что считает необходимым. Общественник видит людей как потерпевшую сторону. Потерпевшую в том числе и от действий политиков.
То есть речь не о том, чтобы баблишка нарубить или заполучить удобное кресло в большом кабинете, а в том, чтобы через самореализацию изменить мир, страну, город, район. Начать, кстати, придётся с района, скорее всего. В этом активизм ничем не отличается от других сфер деятельности. Сначала нужно влиться, получить какой-то опыт, научиться оказывать влияние на какие-то мелочи — и уже потом переходить к глобальным проблемам человечества.
Выбор ниши и организации
Естественно, нужно выбрать нишу. Общественный деятель — это примерно как рабочий: общее обозначение с кучей разнообразных сфер деятельности. Выбирать нужно исходя из собственного видения жизни и мироустройства, и сделать это очень просто. Представь, что тебе предлагают назвать три вещи — самые отвратительные, которые можно убрать из мира. Вот посиди, подумай. И когда сформируешь чёткое представление о том, чего в мире быть не должно или, может быть, наоборот, чего миру остро не хватает, тогда и выбирай нишу.
Это может быть экология, например, или какая-то юридическая помощь; может быть организационная помощь, какой-то гражданский контроль — выбор безграничен, ведь проблем хватает. При этом каждая конкретная проблема может иметь несколько подходов для решения. Вот экологическая ситуация — с ней много проблем. Браконьерство — это одна проблема, которая тоже делится на много подпунктов — от ловли рыбы с динамитными шашками до охоты на редкие виды животных, занесённые в Красную книгу. Вырубка лесов и загрязнение рек промышленными выбросами — это тоже большие и актуальные проблемы. То же самое с юридической помощью: нельзя оказывать её по всем фронтам — нужно выбрать нечто близкое твоему пониманию. Одно дело — защищать обманутых дольщиков, совсем другое — защищать людей, пострадавших от произвола силовых органов. Оба направления являются одинаково острыми, но не получится объединить их, во всяком случае не сразу.
В общественной деятельности есть место и для людей без особых навыков или знаний. Ты наверняка видел или хотя бы слышал о всяких проектах вроде «СтопХам», «Лев против» или «Хрюши против». Последние занимаются выявлением просрочки на прилавках крупных магазинов. Вроде мелочь, но если копнуть глубже — выясняется, что на этой мелочи десятки миллионов наживают, скармливая народу не только низкокачественную, так ещё и просроченную еду. Названия движений приведены просто как примеры — есть много более мелких и никому не известных. Для начала тебе лучше примкнуть к одной из уже существующих организаций — они есть в любом крупном городе.
Собственная безопасность
Общественная деятельность сама по себе является самопожертвованием, ведь человек тратит время и силы ради общего блага. Тем не менее есть разница между самоотверженностью и безрассудством. Во-первых, тебе необходимо всегда иметь действующий загранпаспорт, желательно с открытой визой в какую-нибудь европейскую страну. Без загранника ты больше камикадзе, чем активист. Во-вторых, обязательно нужно иметь в телефоне и в собственной памяти контакты для скорой юридической помощи.
Оба пункта легко выполнимы — не пренебрегай ими: общественная деятельность — штука небезопасная. Причём не только в нашей стране. Никто и нигде не любит «занозы», впивающиеся в одно место. К примеру, озаботился ты вредными заводскими выбросами в реку, где уже вся рыба передохла, а вода приобрела желтоватый оттенок. Поднял проблему до уровня обсуждений в СМИ — на завод зачастили проверки. Владелец несёт убытки, как финансовые, так и репутационные. Для него проблемой становишься именно ты, а не река или завод. Имея значительно больше ресурсов, владелец такого завода может найти методы воздействия — вероятно, ты представляешь какие. Может быть, относительно правовые, а может, и в стиле 90-х. Кроме этого, тебе нужно будет отказаться от всех компрометирующих или незаконных пристрастий и привычек, если таковые имеются. Чем успешнее станет твоя деятельность, тем быстрее до них докопаются.
Общественная деятельность и ее деятели
Почему некоторые люди стремятся к общественной деятельности? Для ответа на этот вопрос стоит узнать, кто такой общественный деятель и чем он занимается. Общественный деятель не только оказывает влияние на общество, но и прислушивается к его реакции. Он связан со своей аудиторией, создаёт, предлагает и активно продвигает решения общественных проблем, болеет за свою работу и борется за продвижение своих идей и идей общества. Для общественного деятеля его работа не просто является целью жизни, но также является смыслом его существования.
Почему же люди стремятся к общественной деятельности?
1) Некоторые люди видят общественные проблемы, и очень хотят их решить, помочь другим людям, хотят творить добро;
2) Тот, кто занимается общественной деятельностью, понимает, какое влияние он оказывает на общество, и использует это для продвижения собственных идей;
3) Также существуют общественные деятели, желающие не решать общественные проблемы, а стать более знаменитыми и известными;
4) Общественными деятелями иногда становятся те, кто не имеет определённых личностных качеств, но эти люди очень хотят обладать ими. Этими качествами могут быть: умение работать в команде, ответственность, уверенность, ораторские и другие навыки, умение находить общий язык с другими людьми и быстрое ориентирование в ситуации.
Далее стоит упомянуть, что никакой общественный деятель не будет работать один. Ему нужна аудитория и команда. В настоящее время общественные движения и люди, их возглавляющие (общественные деятели) привлекают множество людей. Есть большое количество различных движений, каждое из которых работает ради общего блага и пытается улучшить жизнь в стране. Естественно, не все люди хотят делать что-либо под началом общественного деятеля и организации, даже если целью является улучшение уровня жизни или ещё что-то общественно-полезное. Есть несколько причин, объясняющих подобное поведение:
1) Люди опасаются, что общественные организации на самом деле таковыми не являются и были созданы государством для придания видимости свободы выбора и возможности повлиять на жизнь в стране. А общественные деятели, стоящие во главе этих организаций, используют своё положение для продвижения своей карьеры.
2) Мнение, что один человек не способен внести более или менее заметный вклад в развитие общества, что один лишний участник в общественной организации не сможет оказать по-настоящему серьёзную помощь в формировании общественных изменений.
3) Социальная пассивность, которая выражается в бездеятельности, в безразличии к окружающему, в отсутствии воли, самостоятельности, внутренней потребности и привычки проявлять инициативу в различных видах социальной деятельности.
В заключение стоит добавить, что общественная деятельность — это привычный способ существования неравнодушного активного человека, здоровая альтернатива излишней «политической озабоченности», возможность прожить свою жизнь не зря — с пользой и для себя, и для общества. Становитесь и вы частью нашей общественной деятельности, у нас всегда есть чем заняться и те, кому надо помогать. Мы рады всем!
Виды деятельности человека
Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
Что такое деятельность
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».