Что такое общественная застройка
Общественно-деловая застройка
В городах общественно-деловая застройка включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности.
В настоящее время согласно СНиП 2.07.01-89* учреждения и предприятия обслуживания по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
-учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные, профессионально-технические и высшие учебные заведения, специализированные учебные заведения);
-учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения (поликлиники, диспансеры, аптеки, стационары, станции скорой помощи, дома-интернаты, бассейны, спортивные площадки и залы);
— учреждения культуры и искусства (клубы, библиотеки, кинотеатры, театры, цирки, спортивно-зрелищные залы);
— предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазины, рыночные комплексы, предприятия общественного питания, прачечные, химчистки, бани);
— организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи (отделения связи; организации и учреждения управления; проектные организации и конструкторские бюро; юридические консультации; нотариальные конторы, отделения банков);
— учреждения жилищно-коммунального хозяйства (жилищно-эксплуатационные организации; пункты приема вторичного сырья; гостиничные комплексы; бюро похоронного обслуживания; кладбища).
Деление объектов по функциональному назначению связано с характером реализуемых потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных), а также с различным подходом к их нормированию и размещению в плане города.
Нормирование объектов общественно-деловой застройки, как правило, производится по их вместимости на 1 000 чел. Вместимость может измеряться в натуральных показателях (места, койки и др.), в показателях площади помещения (например, квадратный метр торговой площади). По некоторым объектам нормативная емкость может задаваться количеством объектов на определенное планировочное образование или определенную численность населения (например, жилищно-эксплуатационная организация на микрорайон с населением до 20 тыс. чел., 1 судья на 30 тыс. чел.). Нормативные вместимости по ряду объектов обслуживания дифференцированы по планировочным элементам: микрорайон, жилой район, планировочный район.
Следует учитывать, что установленные в СНиП 2.07.01-89* нормативы носят рекомендательный характер, и их следует уточнять в конкретных условиях с учетом величины города, природных условий, особенностей социально-демографической структуры населения и других факторов.
Нормирование культурно-бытовых объектов, определенное СНиП, сложилось в результате социальной установки на равное распределение общественных благ в советский период. Однако практика последних лет показывает, что система объектов обслуживания в городе не может быть равномерной. В современных условиях, при значительной дифференциации доходов населения и активном развитии потребностей населения в услугах различного вида, необходимо систематическое и постоянное совершенствование организации и планирования размещения объектов обслуживания, культурно-бытовой и деловой застройки.
На размещение объектов обслуживания значительное влияние оказывает заинтересованность предпринимателей, ведущих тот или иной бизнес. Однако размещение сети объектов обслуживания только из-за их заинтересованности может деформировать структуру сети обслуживания населения, исходя из сиюминутной выгоды. Поэтому целесообразно сохранение системы ориентировочных нормативных показателей сферы обслуживания по основным объектам образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения как минимально допустимой нормы обслуживания населения.
Объекты обслуживания размещают на территории города, учитывая частоту посещения населением: чем чаще возникает потребность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают. Поэтому структура культурно-бытового обслуживания в городах обычно строится по ступенчатой схеме:
Как правило, в городах формируется система общественных центров: общегородские и специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и т. д.). Число, состав и размещение общественных центров зависят от величины города и отдельных планировочных образований; народнохозяйственного профиля города; климатических условий; значения города в системе расселения.
Размещение объектов обслуживания на территории города определяется, прежде всего, выбором объектов различными группами населения (массово-стандартный или избирательный уровень); связью с транспортной системой города и путями движения населения (равномерно рассредоточенные по территории, размещенные вблизи транспортных узлов и в обособленных зонах); частотой повторяемости объектов одного профиля; степенью концентрации объектов.
В настоящее время резко увеличилась потребность в дополнительных предприятиях торговли, службы быта, общественного питания, офисах, помещениях для занятий спортом и др. При формировании системы объектов обслуживания населения необходимо учитывать конкретную градостроительную ситуацию по районам города, в частности, пассажирооборот транспортных узлов, размещение мест приложения труда, состав населения, пользующегося данными услугами.
Переход к рыночной экономике обусловил ряд изменений в сфере обслуживания.
Во-первых, наблюдается большая степень дифференциации учреждений обслуживания, связанных с потребностями различных групп населения и их материальными возможностями.
Во-вторых, увеличение разнообразия предоставляемых услуг, расширение видов и объектов обслуживания (биржи, Интернет-кафе, казино и др.).
В-третьих, сочетание различных функций в одном объекте (финансово-деловые центры, бизнес-центры, торгово-гостиничные комплексы и др.).
В-четвертых, изменение в типологии зданий (например, от появления временных объектов торговли в начале 90-х гг. до строительства капитальных зданий торговли в конце 90-х гг.). Все чаще жилые квартиры на первых этажах переводятся в нежилой фонд и используются под офисы, агентства различного назначения, кафе и небольшие магазины, юридические и нотариальные конторы, мелкие мастерские и другие объекты обслуживания. В крупных и крупнейших городах появляются огромные торговые комплексы, где можно делать не только покупки, но и проводить время в кинозалах, кафе, ресторанах и оздоровительных центрах.
При решении вопросов территориального развития города и размещения объектов общественно-деловой застройки следует учитывать, что рыночная экономика не всегда способна создавать социально значимые для города объекты. Роль градостроительного регулирования заключается в координации интересов различных групп, создании благоприятных условий проживания для всего населения города.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 5760 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что такое общественная застройка
ГрК РФ Статья 35. Виды и состав территориальных зон
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) зоны жилой застройки иных видов.
3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Определение и состав земель жилой и общественной застройки
В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения.
При этом земельный закон не выделяет приоритетность жилищного строительства или общественной застройки относительно использования земельных площадей. Важным является то, что эти земли находятся в границах населенных пунктов, а их использование осуществляется главным образом для целей жилищного строительства и общественной застройки.
В результате многопланового использования земельных ресурсов населенных пунктов происходит «слияние» правовых режимов использования различных категорий земель, расположенных в пределах их границ.
В новом Земельном кодексе не определены конкретные признаки отграничения земель жилой и общественной застройки от иных категорий земель, что сильно осложняет соблюдение установленного правового режима их использования.
На правовой режим использования земель жилой и общественной застройки существенное влияние оказывают планировка размещения объектов индивидуального и общественного жилищного фонда, застройка земельных площадей с выделением усадебных участков и осуществление безусадебного строительства.
К усадебной относится застройка, объекты которой (дома усадебного типа) размещаются на приусадебных участках, переданных или предоставленных гражданам. Согласно ст. 121 Земельного кодекса приусадебные земельные участки в городах, поселках и селах в установленных размерах могут передаваться только гражданам и только для строительства и обслуживания жилого дома, возведения хозяйственных построек и иных сооружений. Это в основном характерно для сельской и поселковой местности при сооружении жилых строений и хозяйственных сооружений на землях частной собственности. В свою очередь, безусадебное расположение объектов жилой застройки имеет место при возведении многоквартирных жилых домов, как правило, в городах. Они располагаются на землях жилой и общественной застройки государственной или коммунальной собственности, предоставляемых в постоянное пользование предприятий, учреждений и организаций этих видов собственности.
Рассматриваемая категория земель предназначена не только для жилищного строительства, но и для общественной застройки. К последней относятся общественные здания, сооружения и объекты учреждений образования и здравоохранения, торговли и общественного питания, социально-культурных учреждений и предприятий бытового обслуживания, органов местного самоуправления и т. п. Особенностью правового режима земельных участков, используемых для возведения и эксплуатации объектов общественной застройки, является пользовательское основание. Это определяется предназначением этих земель для удовлетворения общественных потребностей и публичных интересов.
Предназначение земель жилой и общественной застройки предполагает не только эксплуатацию существующих строений и возведение новых зданий и сооружений, но и проведение их капитального ремонта, реконструкции, реставрации, благоустройства территории и т. п. Поэтому жилищное строительство и общественная застройка на землях населенных пунктов предопределяют комплексное использование земельных участков для формирования жилых кварталов, массивов и микрорайонов в городах и других населенных пунктах.
В составе земель жилой и общественной застройки в пределах населенных пунктов особое место занимают земли, занятые другими объектами общего пользования. К ним относятся улицы, переулки, проезды, дороги, площади, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания отходов и т. п. Земельный кодекс относит их к землям коммунальной собственности, не подлежащим передаче в частную собственность.Это не исключает права собственности государства на такие объекты, например, на здания и сооружения спортивных комплексов, учебных заведений, органов государственной власти, а следовательно, и на соответствующие земельные участки в пределах населенных пунктов.
Характерной особенностью правового режима земель общего пользования в пределах городов, поселков и сел является их использование на основе как общего землепользования, т. е. без закрепления за конкретными землепользователями, например, пользование улицами, переулками, проездами, дорогами и площадями, так и предоставления в специальное пользование коммунальных предприятий, например, для складирования, утилизации и обезвреживания коммунально-бытовых отходов.
К землям жилой и общественной застройки относятся не только земельные участки, занятые жилыми и общественными строениями и объектами общего пользования, но и те, которые подлежат застройке коммунально-бытовыми и социально-культурными объектами и сооружениями. Они могут находиться в запасе и составлять резерв земельных площадей для строительства и благоустройства, сохраняя статус земель жилой и общественной застройки.
Таким образом, земли жилой и общественной застройки неоднородны по своему составу. В пределах населенного пункта они в комплексе образуют так называемые селитебные земли, включающие земельные участки, занятые жилыми строениями и общественными застройками, улично-дорожными и транспортно-коммуникационными сетями, а также земли общего пользования. Неоднородность этих земель сказывается на правовом статусе земель городов, поселков и сел и формирует комплексный правовой режим использования земель жилой и общественной застройки.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Статья 35 ГрК РФ. Виды и состав территориальных зон
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Комментарии к ст. 35 ГрК РФ
1. В комментируемой статье определяются виды и состав территориальных зон, которые должны быть определены по результатам градостроительного зонирования. При этом перечень различных зон, предлагаемый законодателем, не носит закрытого характера, поскольку допускается, что в результате территориального зонирования могут быть определены и те зоны, которые не названы в настоящей статье.
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В градостроительных регламентах (т.е. правилах землепользования и застройки) эти положения всегда конкретизируются. Так, например, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» (утв. решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2012 г. N 516), при градостроительном зонировании Северного территориального округа г. Архангельска выделяются:
1) зоны индивидуальных жилых домов с приусадебными участками. Регламентом определено, что количество этажей надземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 1;
2) зоны малоэтажных многоквартирных жилых домов;
3) зоны малоэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов. Количество этажей надземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в этих зонах не должно превышать 6;
4) зоны малоэтажных и среднеэтажных многоквартирных жилых домов. Количество этажей надземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 5;
5) зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов. Количество этажей надземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 9;
6) зоны индивидуальных жилых домов с приусадебными участками и малоэтажных многоквартирных жилых домов. Количество этажей надземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 10.
Для каждой из зон указываются цель ее выделения, основные виды разрешенного использования земельных участков, условно разрешенные виды использования.
По общему правилу в границах жилых зон допускается размещение любых объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду (ГрК РФ дает лишь примерный перечень таких объектов). Выход за пределы указанных требований расценивается в судебной практике как незаконный и влечет негативные последствия.
Пример: отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о признании недействительным распоряжения административного органа об отмене ранее принятого им распоряжения о предоставлении в аренду истцу земельного участка для строительства производственного цеха. Как указал суд, согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Судом установлено, что земельный участок, предоставленный истцу в аренду, относится к рекреационной зоне, на его территории планируется размещение сквера в составе многоэтажной жилой застройки. Согласно ч. 3 ст. 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, суд пришел к выводу, что спорный участок был предоставлен истцу для строительства производственного цеха с нарушением порядка предоставления участка для строительства, без учета градостроительных условий использования соответствующей территории, в связи с чем заявленные требования истца отклонены судом (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 сентября 2013 г. по делу N А69-1908/2012).
По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки.
В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков.
В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены ядро общегородского центра, зона исторической застройки, в том числе ее особые сложившиеся морфотипы застройки. Конкретные регламенты определяются градостроительной документацией, территориальными строительными нормами и правилами застройки.
В комментируемой статье установлено, что в зонах данного вида могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Разновидности общественно-деловых зон могут быть весьма многочисленны. Так, например, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524) определяют правовой режим:
— для общественно-деловой зоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов и исторической застройки пригородов с включением объектов инженерной инфраструктуры;
— общественно-деловой зоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры;
— общественно-деловой зоны специализированных общественно-деловых объектов с включением объектов инженерной инфраструктуры.
При этом для каждой разновидности Правила устанавливают цель выделения зоны, основные виды разрешенного использования земельных участков (их может быть до 18), условно разрешенные виды использования (6 или немного больше), а также показатели, среди которых:
— минимальная площадь земельных участков;
— минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков;
— максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений;
— максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на земельных участках;
— максимальная высота зданий, строений, сооружений на земельных участках;
— максимальная общая площадь объектов капитального строительства нежилого назначения на земельных участках;
— максимальный класс опасности (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами) объектов капитального строительства, размещаемых на земельных участках;
— минимальная площадь озеленения земельных участков;
— минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на земельных участках и пр.
1) производственно-коммунальные зоны, куда входят:
— сохраняемые и планируемые производственно-коммунальные объекты (предприятия коммунального хозяйства, сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств, предприятия по обслуживанию транспортных средств, но также и автозаправочные станции, отдельно стоящие гаражи, объекты пожарной охраны и пр.);
— муниципальная промзона (промышленные и коммунально-складские предприятия, научно-исследовательские и проектные организации, охранные предприятия и пр.);
— гаражи-стоянки, объекты обслуживания автотранспорта (гаражи, но также предприятия по обслуживанию транспортных средств, автозаправочные станции и пр.);
2) зоны инженерно-коммунальной инфраструктуры, куда входят:
— объекты водоснабжения (водозаборные сооружения, метеостанции и пр.);
— объекты водоотведения (очистные сооружения, насосные станции и пр.);
— объекты электроснабжения (электроподстанции, распределительные пункты);
— объекты теплоснабжения (котельные, топливные склады, вспомогательные объекты);
— объекты дождевой канализации (очистные сооружения, транспортные объекты);
— объекты транспортного обслуживания (автовокзал, железнодорожный вокзал и т.д.).
Как установлено в цитированном выше Своде правил градостроительства СП 42.13330.2011, в производственных зонах допускается размещать сооружения и помещения объектов аварийно-спасательных служб, обслуживающих расположенные в производственной зоне предприятия и другие объекты.
— объектами сельскохозяйственного назначения.
И те и другие виды названных зон могут быть включены в границы населенных пунктов.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края (утв. решением совета Арзгирского муниципального района Ставропольского края от 10 июня 2015 г. N 175) устанавливаются следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах, предназначенных для ведения сельского хозяйства:
1) объекты хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна, материальные склады, элеваторы, тепличные и парниковые хозяйства, цеха по приготовлению кормов, мельницы, склады горюче-смазочных материалов и т.д.);
2) животноводство (разведение сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей), сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных);
3) пчеловодство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых);
4) рыбоводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры));
5) научное обеспечение сельскохозяйственной продукции (осуществление научной и селекционной работы, ведение сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира, размещение коллекций генетических ресурсов растений);
6) ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства);
7) питомники (выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян);
8) обеспечение сельскохозяйственного производства (размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).
Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения находятся за границами населенного пункта. При этом, как определено в ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Как указал ВС РФ, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Моргунова Е.Р. Градостроительное зонирование и его влияние на установление правового режима земель // Юридический мир. 2013. N 11.
— зоны рекреационного назначения (они предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки поселения и включают парки, сады, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств поселения);
— зоны особо охраняемых территорий (подразумеваются те природные территории, на которые согласно закону не распространяется действие градостроительных регламентов);
— зоны специального назначения (предназначенные для размещения кладбищ, мемориальных комплексов, бюро похоронного обслуживания, а также для размещения отходов потребления и пр.).
Комментируемая статья, таким образом, не предполагает закрытого перечня возможных территориальных зон, ссылаясь на данные функционального зонирования и особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства, присущие той или иной местности.