Обоснование финансовых потребностей при формировании расходов, включаемых в себестоимость содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Состав расходов, включаемых в расчет экономически обоснованного размера платы
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из суммы расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (п.1. ст.158 ЖК РФ) и предложений по размеру платы управляющей организацией (п.7.ст. 156 ЖК РФ), собственникам предложен размер платы, соответствующий перечню работ и услуг в соответствии с действующим Постановлением правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества МКД» и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Постановление Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и постановление Правительства РФ от 15.05.201г. №416.
Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения произведен на основании нормативов трудовых и материальных затрат с учетом технико-экономических сведений, в соответствии с калькуляцией себестоимости содержания и ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении, осуществляемая в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, утвержденной Постановлением Госстроя РФ №9 от 23.02.1999, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 28.12.2000 №303.
Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе плата за управление, складывается из следующих статей затрат:
пп№
Статьи затрат
Обоснование
1.
Содержание и ремонт конструктивных элементов жилых зданий:
В соответствии с разделом 2.2. Приказа Госстроя России №303 от 28.12.2003, от 09.12.1999г. №139, Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, Центр муниципальной экономики и права, Москва 2016г., Нормативы содержания жилищного фонда- приказ №7 от 1999г.
Нормативные затраты на проведение комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии элементов жилого здания, заданных параметров и режимов работы его конструкций и технических устройств: профосмотров (2 раза в год), устранение мелких неисправностей в ходе профосморов, заявочные работы, подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт конструктивных элементов зданий в МОП (фундаменты и подвальные помещения, стены, перекрытия, крыши, оконные и дверные заполнения, перегородки, лестницы, крыльца, полы и др.).
1.1.
Заработная плата рабочих, выполняющих содержание и ремонт
Нормативный фонд заработной платы рабочих, непосредственно занятых содержанием и ремонтом конструктивных элементов жилых зданий, исходя из трудоемкости работ, численности рабочих и уровня заработной платы
1.2.
Заработная плата рабочих, выполняющих содержание и ремонт
Обязательные отчисления по установленным законодательством РФ нормам во внебюджетные формы
Затраты на содержание машин и механизмов, плата за арендованные машины и механизмы, затраты на вывоз строительного мусора, транспортирование материалов внутри объекта.
2.
Содержание и ремонт внутридомового инженерного оборудования
В соответствии с разделом 2.2. Приказа Госстроя России №303 от 28.12.2003, от 09.12.1999г. №139, Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, Центр муниципальной экономики и права, Москва 2016г., Нормативы содержания жилищного фонда- приказ №7 от 1999г.
Нормативные затраты на содержание и ремонт систем водоснабжения (включая горячее), теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции и другого инженерного оборудования жилого дома, проведение профосмотров (2 раза в год) инженерных элементов дома, устранение мелких неисправностей в ходе профосморов, заявочные работы, аварийно-диспетчерское обслуживание, контроль за состоянием и параметрами работы инженерного оборудования.
Аналогично п. 1 настоящей таблицы, в указанную статью затрат включаются: — Заработная плата; — Отчисления во внебюджетные фонды; — Материалы; — Охрана труда; — Прочие расходы.
3.
Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
В соответствии с разделом 2.2. Приказа Госстроя России №303 от 28.12.2003, от 09.12.1999г. №139, Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, Центр муниципальной экономики и права, Москва 2016г., Нормативы содержания жилищного фонда- приказ №7 от 1999г.
Нормативные расходы по уборке придомовой территории, а также содержанию и освещению мест общего пользования жилых домов; уборке лестничных клеток и маршей; уборке чердаков и подвалов; уборке лифтов; противопожарным мероприятиям; озеленению; вывозу крупногабаритного мусора; обслуживание мусоропровода; другие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории.
Аналогично п. 1 настоящей таблицы, в указанную статью затрат включаются: — заработная плата рабочих, занятых благоустройством и обеспечением санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории; — отчисления во внебюджетные фонды; материалы, охрана труда, прочие расходы
В соответствии с п. 7.1.5. Постановления Госстроя №9 от 23.02.1999 г. Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, Центр муниципальной экономики и права, Москва 2016г.
Услуги специализированных организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и жидких нечистот, вывозу снега, механизированной уборке, обслуживанию лифтового хозяйства (техническое обслуживание, освидетельствование, страхование), дератизации и дезинсекции МОП, противопожарная безопасность, техническое обслуживание ВДГО, профилактические электрические измерения и испытания электрического оборудования, повторное заземление, обслуживание приборов учета и тепловых пунктов, поверка общедомовых приборов учета, спил и омоложение деревьев, промывка систем отопления (сетевая вода), диагностика лифтов, отработавших нормативный срок, обслуживание вентканалов и дымоходов и другое.
Рекомендации по определению численности работников управляющей организации в жилищной сфере» ЦНИС Москва, 2015, смета расходов, постановление Правительства РФ от 15.05.201г. №416.: — оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, принявших такое решение на общем собрании МКД в порядке, предусмотренном жилищным законодательством; — оказание услуг по всему комплексу работ, связанных с содержанием, ремонтом и сохранностью жилищного и нежилого фондов; — осуществление функций по работе с задолженностью населения, подготовка и подача исковых заявлений в суд; — выдача справок; — осуществление перерасчетов за непредоставленные услуги или предоставленные услуги ненадлежащего качества; — предоставление круглосуточной информационно-диспетчерской услуги, рассмотрение жалоб и заявлений граждан; — заключение договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, осуществление контроля за исполнением обязательств со стороны привлеченных организаций; — взаимодействие с надзорными и контролирующими государственными органами; — ведение технической документации и учета; — осуществление технического надзора за капитальным ремонтом жилищного фонда; — инвентаризация, реструктуризация и ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности; — методическая и информационная помощь в проведении собраний; — оформление лицевого счета, изменений на лицевом счете; — выдача выписок из лицевого счета; — оформление документов на регистрацию по месту жительства и пребывания; — оформление документов на снятие с регистрационного учета; — оформление карточек паспортного учета; — оформление документов по замене и получению паспортов.
В указанную статью затрат включаются: — расходы на оплату труда персонала управляющей компании; — отчисления в государственные в внебюджетные фонды; — расходы на аренду служебных помещений; — прочие расходы (почтовые, коммунальные, транспортные, консультационные, информационные и др.); — налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления.
(п. 7.1.6. Постановления Госстроя РФ №9 от 23.02.1999, Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, Центр муниципальной экономики и права, Москва 2016г., Центр муниципальной экономики,2012г. «Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»).
В соответствии с п. 4.1. Приказа Госстроя РФ от 28.12.2000 №303, помимо себестоимости вторым элементом тарифа (общей потребности в финансовых средствах) на содержание и ремонт жилищного фонда является прибыль, т.к. требуется развитие и модернизация. Постановлением Главы администрации Хабаровского края №157-р от 28.02.2001 г. был установлен предельный уровень рентабельности – 25%.
Чтобы обеспечить безубыточность предприятия в размер платы за содержание и ремонт включена рентабельность предприятия – 10%.
Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Эксперт в статье:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal
Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
Также к категориям льготников относятся:
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Большой долг за коммунальные услуги: что делать?
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.
Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕНОРМАТИВЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ В ПЛАТЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Настоящий сборник предназначен для определения нормативным методом общеэксплуатационных расходов: административно-хозяйственных, по обслуживанию работников производства, по организации работ, прочих общеэксплуатационных расходов, включаемых в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Сборник разработан Центром муниципальной экономики и права.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
Приложение 1 Перечень расходов, включаемых в общеэксплуатационные расходы
Приложение 2 Пример расчета нормативной величины общеэксплуатационных расходов Приложение 3 Примерный перечень документов для определения величины общеэксплуатационных расходов
Приложение 4 Нормы потребности в инструменте для рабочих, занятых ремонтом конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме предназначены для определения общеэксплуатационных расходов независимо от их фактической величины у организаций-подрядчиков, занятых содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.
1.2. Рекомендуемые нормативы являются основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления нормативно-методических документов по вопросам ценообразования, формирования «прозрачной» и обоснованной структуры стоимости работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
1.3. Рекомендуемые нормативы могут быть использованы собственниками помещений в многоквартирных домах; организациями-подрядчиками, занятыми содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, независимо от организационно-правовых форм; управляющими организациями.
1.4. В общеэксплуатационные расходы включаются следующие группы расходов:
— расходы по обслуживанию работников производства;
— расходы по организации работ;
— прочие общеэксплуатационные расходы.
1.5. В основу рекомендуемых нормативов положены среднеотраслевые величины общеэксплуатационных затрат предприятий, занимающихся содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.
1.6. При определении стоимости содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме организация-подрядчик и заказчик также вправе определять величину общеэксплуатационных расходов методом калькулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.
1.7. Перечень затрат, включаемых в нормативные общеэксплуатационные расходы, приведен в Приложении 1.
1.8. В Приложении 2 приведен пример расчета нормативным методом величины общеэксплуатационных расходов.
1.9. Примерный перечень документов для определения общеэксплуатационных расходов методом калькулирования приведен в Приложении 3.
1.10. В качестве вспомогательного материала для расчета нормативной потребности в инструменте в Приложении 4, согласно СНиП 5.02.02-86 «Нормы потребности в строительном инструменте», приведены нормы потребности в инструменте для рабочих, занятых ремонтом конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования.
2. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
2.1.1. Нормативная величина общеэксплуатационных расходов определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, и зависит от общей площади обслуживаемых многоквартирных домов.
2.1.2. Рекомендуемое значение норматива общеэксплуатационных расходов составляет от 65 до 100% к планируемому фонду оплаты труда рабочих, в том числе по основным группам расходов:
— административно-хозяйственные расходы от 53 до 76%;
— расходы по обслуживанию работников производства от5 до 10%;
— расходы по организации работ от 5 до 9%;
— прочие общеэксплуатационные расходы от 2 до 5%.
При этом в фонд оплаты труда рабочих включаются все виды начислений стимулирующего и компенсирующего характера, выплачиваемые за счет себестоимости в соответствии с действующим законодательством.
2.1.3.В таблице 2.1.3. приведен норматив общеэксплуатационных расходов в зависимости от общей площади обслуживаемых многоквартирных домов.
Общая площадь обслуживаемых многоквартирных домов, тыс. м 2
Норматив общеэксплуатационных расходов, в процентах от фонда оплаты труда рабочих
административно-хозяйст венные расходы
расходы по обслуживанию работников производства
расходы по организации работ
прочие общеэксплуатационные расходы
При определении норматива общеэксплуатационных расходов в общую площадь многоквартирного дома включается общая площадь жилых помещений, общая площадь мест общего пользования (межэтажные лестничные клетки, лестницы, коридоры), общая площадь нежилых помещений (торговые, складские, производственные, офисные, культурно-бытовые помещения). При этом общая площадь мест общего пользования и нежилых помещений учитывается с коэффициентом 0,5.
Приложение 1 Перечень расходов, включаемых в общеэксплуатационные расходы
1. Административно-хозяйственные расходы:
1.1. Затраты на оплату труда, начисления стимулирующего и компенсирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, а работу в ночное время, за совмещение профессий и др., работников административно-хозяйственного персонала:
1.1.1. Работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других служащих);
1.1.2. Работников, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда (начальников участка, инженеров, мастеров, техников);
1.1.3. Рабочих, осуществляющих обслуживание работников аппарата управления и работников, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда (уборщиков производственных и служебных помещений, гардеробщиков и др.).
1.2. Отчисления на социальные нужды по установленным законодательством нормам от расходов на оплату труда указанных категорий работников (отчисления в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, в фонд социального страхования и др.);
1.3. Расходы на обеспечение бесперебойной деятельности административно-хозяйственного персонала:
1.3.1. Расходы на почтовые, телеграфные, телефонные и другие подобные услуги, оплата услуг связи, включая расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, установок диспетчерской, радио-, а также факсимильной, спутниковой и других видов связи, электронной почты и других информационных систем, используемых для управления организацией, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями по договорам;
1.3.2. Расходы по эксплуатации вычислительной техники, используемой для управления и находящейся на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, услуг, выполняемых по договорам;
1.3.3. Типографские расходы;
1.3.4. Расходы на канцелярские товары, бланки учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для достижения производственных целей и управления предприятием, на приобретение технической литературы, переплетные работы;
1.3.5. Расходы на содержание служебного автотранспорта, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с установленными законодательством нормами;
1.3.6. Расходы на командировки работников, в соответствие установленными законодательством нормами (затраты на проезд работника в оба конца, наем жилого помещения, суточные, оформление, выдача виз и др.);
1.3.7. Расходы на оплату юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг в соответствии с заключенными договорами;
1.3.8. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с действующим законодательством;
1.3.9. Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или руководящего органа, независимо от места проведения указанного мероприятия, а также расходы по проведению официального приема (завтрака, обеда, или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий;
1.3.10. Расходы на содержание основных средств и инвентаря общехозяйственного назначения (зданий, сооружений, передаточных устройств, дворовых территорий, складских помещений организации (без складских помещений подразделений), включая грузоподъемное оборудование, погрузочно-разгрузочные машины и оборудование для обслуживания складов и т.п.):
— расходы на смазочные, обтирочные и др. материалы, инвентарь и оборудование для уборки помещений, на водоснабжение, канализацию и удаление отходов, электроэнергию для освещения помещений и территории организации, а также материалы, оборудование и приборы для освещения;
— расходы на отопление и вентиляцию (кондиционирование воздуха) помещений;
— расходы на возмещение износа и ремонт инвентаря общехозяйственного назначения.
1.4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения в соответствии с действующим законодательством;
1.5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения.
2. Расходы по обслуживанию работников:
2.1. Расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (в том числе с повышением квалификации кадров) на договорной основе с образовательными учреждениями.
2.2. Расходы на охрану труда и технику безопасности:
2.2.1. Износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
2.2.2. Расходы, связанные с приобретением аптечек и медикаментов;
2.2.3. Стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока и др.;
2.2.4. Расходы на приобретение необходимых справочников и плакатов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний, а также улучшению условий труда;
2.2.5. Расходы по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности;
2.2.6. Прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности.
2.3. Расходы на содержание служебных помещений, в том числе санитарно-бытовых помещений и инвентаря, предоставляемых работникам.
3. Расходы по организации работ:
3.1. Расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности, в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь службу безопасности, расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования, спецодежды и др.
3.2. Расходы на содержание и ремонт производственных мастерских (в части работ по содержанию и ремонту жилищного фонда): затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников производственных мастерских, амортизация, расходы на проведение ремонта оборудования и инвентаря мастерской.
4. Прочие общеэксплуатационные расходы:
4.1. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества предприятий и организаций в соответствии с установленным законодательством порядком и в других разрешенных законодательством страховых случаях;
4.2. Платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции;
4.3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, баз данных по договорам с правообладателем, а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных, расходы на получение лицензий и др.;
4.4. Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Приложение 2 Пример расчета нормативной величины общеэксплуатационных расходов
Исходные данные
Группы общеэксплуатационных расходов
Норматив общеэксплуатационных расходов, % от планируемого фонда оплаты труда рабочих