слева над дубовой рощей возвышался величественный храм справа стоял храм
Вариант 5
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Выражение «у каждого свой стиль» связано с орудием для письма древних греков и римлян, которые процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой — стилосом.
2. Древние греки и римляне процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой, на другом конце которой имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск.
3. Заострённую палочку, которой писали древние греки и римляне, называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск
4. Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках заострёнными палочками, которые называли стилос, или стиль.
5. Орудием для письма у древних греков и римлян была заострённая палочка — стилос, которая легла в основу выражения «у каждого свой стиль».
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.
2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.
4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.
2. Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
3. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.
4. В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.
5. При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Все, кто приезжал в Волгоград, приходил на Мамаев курган. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | 2) Директор малого предприятия самостоятельно занимался подбором кадров и их руководством. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики |
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 4) Ничто, даже начавшийся дождь, не могло помешать нашей прогулке. |
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 5) В посёлке интересовались и верили всему необычному. |
6) Согласно древнерусской «Повести временных лет» княгиня Ольга была родом из Пскова. | |
7) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты. | |
8) Одинокий пассажир обращал на себя внимание не только приличной скромностью костюма, но и отсутствием багажа. | |
9) С Ростова я вернулась поздним вечером. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. небрежение, пр. поднятое
ра. шифровать, во. ликовать
по. строенный, о. писанный
нед. едание, пр. бабушка
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.
1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.
2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.
3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.
4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.
5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.
2. У подножия ели, просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.
3. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.
4. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.
5. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянулся ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Слева над дубовой рощей возвышался величестве(1)ый храм, справа стоял храм, посвящё(2)ый богине Церере, а рядом с ним виднелась многоколо(3)ая базилика.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.
2. Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.
3. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
4. Море искрилось и шумело и играло волнами.
5. Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сороки и вороны (1) перелетая с дерева на дерево (2) колыхали ветки (3) задев крылом (4) обламывали хрупкие прутики.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне.
Пожалуйста (3) голубчик (4) не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь (5) ты (6) не знаешь, что такое жизнь.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он понимал (1) что бой закончился (2) что сам он уцелел (3) и даже не ранен (4) но не испытывал сейчас ничего (5) кроме тошноты и усталости.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.
Вариант 58
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Не всё поддаётся непосредственному восприятию, например, невозможно, скажем, в наше время наблюдать бой гладиаторов, так как это реалии далёкого прошлого. (2) _____ силой воображения, на основе переработки восприятий прошлого, такую картину представить вполне возможно. (3)Вот почему так велика роль воображения в деятельности человека, особенно в искусстве и литературе, в области научно-технического творчества.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. В наше время невозможно наблюдать бой гладиаторов, так как это реалии далёкого прошлого.
2. Роль воображения в деятельности человека так велика потому, что только силой воображения можно представить то, что не поддаётся непосредственному восприятию.
3. Роль воображения в деятельности человека так велика потому, что только силой воображения можно представить бой гладиаторов.
4. Роль воображения особенно велика в искусстве и литературе, в области научно-технического творчества.
5. То, что не поддаётся непосредственному восприятию, можно представить благодаря силе воображения, роль которой очень велика в деятельности человека.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света. С. инерции. С. ветра. Землетрясение силой в шесть баллов.
2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Выбиться из сил. Собраться с силами. Приняться за работу со свежими силами. Применить силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).
3. Обычно мн. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. Силы природы. Творческие силы народа.
4. Чего. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.
5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. народа.
6. Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.
7. Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло (утратило) силу.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Пройдясь пешочком, Дмитрий Павлович ПОПОЛНИТ свой запас наблюдений и в гости к писателю приедет не с пустыми руками.
2. Когда весной я приехал в Коктебель, то застал НЕПРИГЛЯДНУЮ картину: все дома на берегу залива были в развалинах.
3. В порту стоял один старинный корабль — трёхмачтовая шхуна под ЗВУКОВЫМ именем «Параундир».
4. Авторы делятся ВОСПОМИНАНИЯМИ о своей работе под руководством Д. Б. Эльконина по изучению психологии школьников.
5. В книге описаны различные «системы исчисления», выделены «обязательный» и «ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ» наборы элементов.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Работу над поэмой «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголь начал по совету А. С. Пушкина. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. лежание, пр. подаваемый
бе. мятежный, во. хождение
с. трудник, зан. веска
пр. морский, пр. вкусный
и. меритель, чре. мерный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Отношение к природе у Некрасова (не)редко служит характеристикой нравственного облика героя.
2. Вся его жизнь — (не)престанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни.
3. Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.
4. В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, ещё (не)давно бурно волновавшие его.
5. В трагедии «Борис Годунов» есть красоты удивительные, автора почти нигде (не)видно.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Дубы росли (ПОДАЛЬШЕ от берега, и лист их звучал совсем (ПО)ДРУГОМУ.
2. Но сотрудник ВСЁ(ТАКИ) не во всё посвящён (В)ВИДУ его молодости.
3. Приезжие кричали так, БУД(ТО) между ними километры и (ОТ)ТОГО, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь.
4. Пыльный воздух комнаты был БУД(ТО) распилен сверху (ДОНИЗУ косым лучом солнца.
5. (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени (В)СЛЕД бежавшему раздавались громкие крики.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Слева над дубовой рощей возвышался величестве(1)ый храм, справа стоял храм, посвящё(2)ый богине Церере, а рядом с ним виднелась многоколо(3)ая базилика.
Расставьте знаки препинания. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Около полудня в воздухе появилась густая мгла и горы сделались тёмно-синими и угрюмыми.
2. Влажный воздух промытого дождями леса наполнился смолистым ароматом тополёвых листьев и медвяным запахом липового цвета.
3. Подевались куда-то и свежая прохлада и сверкание росы.
4. Три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь.
5. Надоедливый дождь сбивал с берёз холодные листья и стучал по железной крыше.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Это мне (1) кажется (2) очень интересным, и в этом направлении сейчас идёт довольно много новых работ. Казалось (3) море устало за день и тоже укладывается спать.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мудрость состоит не в том (1) чтобы подавлять наши страсти (2) а в том (3) чтобы заставлять их содействовать нашему счастью.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чем дольше находишься среди англичан (1) тем глубже убеждаешься (2) что (3) лишь уяснив их национальную психологию (4) можно почувствовать своеобразие человеческих взаимоотношений и общественных процессов в этой стране.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.
(1)Позже мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (2)И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (З)Странный человек! (4)В то время всё юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.
(7)— Я окончил второй курс, когда война началась. (8)Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (9)Из моей группы я один остался жив. (10)Все погибли. (11)И две девочки погибли. (12)Поэтому я обеими руками против войны.
(13)Университет на Моховой! (14)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом.
(15)Всё в Калинове было бедным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (16)И, пожалуй, люди были получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(17)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но материя повседневной жизни была столь груба, и девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до школы прибрать скотину и Малых братьев-сестёр, и мальчикам, летом тянувшим всю мужскую тяжёлую работу на земле, — нужны ли им были все эти культурные ценности?
(18)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(19)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те, кого матери охотно отпускали в школу, несомненное меньшинство, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
(20)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (21)Какой Радищев? (22)Какой Гоголь? (23)Какой Пушкин, в конце концов? (24)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (25)Да и сами они только этого и желали.
(26)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (27)Когда оно начинается, вопросов не вызывало. (28)Но когда оно заканчивается?
(29)Где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым?
(30)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(31)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (32)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулось с войны двое, один безногий, второй туберкулёзный, и тот через год умер. (ЗЗ)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено.
(34)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других юность, у третьих — свобода.
(35)После трёхлетнего срока полуссылки — места были те самые, куда при царизме ссылали таких, как он, умненьких молодых людей с чувством собственного достоинства, — выпустив семиклассников, Виктор Юльевич вернулся в Москву, к маме, в Большевистский переулок, в дом с рыцарем в нише у входа.
(36)Самым интересным для Виктора оказалось общение с тринадцатилетними мальчишками. (37)Они ничего общего не имели со своими деревенскими сверстниками. (38)Эти московские мальчишки не пахали, не сеяли, не чинили конской сбруи, да и крестьянской ответственности за семью они не знали.
(39)Они были нормальные дети — баловались на уроках, перекидывались шариками из жёваной бумаги, брызгали друг в друга водой, прятали портфели и учебники, жадничали, дрались, пихались, как щенята, а потом вдруг замирали и задавали настоящие вопросы. (40)У них, в отличие от деревенских сверстников, всё-таки было детство, из которого они неотвратимо выходили. (41)Помимо прыщей, были и другие, с высшей нервной деятельностью связанные признаки их взросления: задавали «проклятые вопросы», мучились несправедливостью мира, слушали стихи, а двое-трое из класса даже писали нечто стихообразное.
(42)Почему они его слушали? (43)Почему ему самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чём они совершенно не нуждались?
(44)И волновало ощущение очень тонкой власти — они на глазах обучались думать и чувствовать. (45)Какой оазис посреди скучного безобразия!
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990) и «Женщина для всех» (1991).
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Виктор Юльевич не любил войну, потому что на войне погибла его невеста.
2. Люди в Калинове были такие же, как и в городе.
3. Учитель понимал, что знания по литературе деревенским детям никогда не понадобятся.
4. В Калинове Виктор Юльевич проработал учителем литературы три года.
5. Виктору Юльевичу было интересно учить детей, потому что они на глазах обучались думать и чувствовать.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1—5 представлено повествование.
2. В предложениях 15-18 содержится рассуждение.
3. В предложении 19 раскрывается причина того, о чём говорится в предложении 20.
4. Предложение 38 поясняет предложение 37.
5. В предложениях 39—41 содержится описание.
Из предложений 26—28 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 19—25 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью синтаксического параллелизма. Напишите номера этих предложений.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Проблема взросления в годы тяжёлых военных испытаний очень многогранна, поэтому в тексте Л. Улицкой так много вопросов, ответы на которые давала сама жизнь. Автор использует яркие оригинальные (А) ____ («вопросы дымились» в предложении 5, «чистил кровь Пушкиным, Толстым. » в предложении 14, «детство было украдено» в предложении 33), (Б) _____ («деревенские — городские» в предложении 30), (В) _____ («ребятишки» в предложении 30, «вконец» в предложении 31, «мужики и бабы» в предложении 19) и многочисленные (Г) _____(предложения 17, 18, 20, 21, 22, 23, 28, 29)».
3) разговорная и просторечная лексика
5) обособленные члены предложения
6) контекстные антонимы
7) вопросительные предложения
8) синтаксический параллелизм
9) контекстные синонимы.
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.