Что такое образование в медицине
Медицинское образование в России
Выпускники российских медвузов успешно работают в более чем 100 странах мира.
Одно из самых популярных направлений обучения иностранцев в России – медицина. Российские университеты имеют богатую историю подготовки врачей. Первое учебное медицинское заведение – Аптекарский указ – появилось в России в XVII веке. Сейчас врачей готовят в более чем 70 российских вузах.
Как поступить в медицинский вуз России
Высшее медицинское образование в России можно получить только путем очного обучения в вузе. Заочное медицинское образование в России не существует. Сроки обучения в медицинском университете зависят от специализации. Например, стать бакалавром по направлению «Сестринское дело» можно за 4 года. А чтобы получить диплом хирурга, придется отучиться в общей сложности 8-9 лет.
В США, например, для того чтобы стать врачом, получить высшее мед. образование, необходимо потратить на учебу 12-18 лет. В Великобритании студенты-медики проходят обучение на протяжении 10 лет, в Германии – 8-10 лет. Чтобы получить диплом врача в Канаде, нужно 4 года отучиться в медицинской школе, еще столько же – в университете, а затем, в зависимости от специализации, от 3 до 5 лет в интернатуре.
В медицинские вузы России можно поступить сразу после школы. Университеты предлагают программы на русском и английском языках. Если вы не знаете русского, то его можно выучить на подготовительном отделении или курсах, действующих при ведущих медицинских вузах России. На таких отделениях, помимо языка, иностранные абитуриенты изучают и другие дисциплины, что помогает им лучше подготовиться к предстоящей учебе.
Абитуриентам предстоит сдавать экзамены по основным дисциплинам – биологии и химии. Некоторые вузы проводят дополнительные вступительные испытания. Например, в Балтийском федеральном университете имени И. Канта (БФУ им. Канта) при поступлении на русскоязычную программу «Лечебное дело» абитуриенты сдают русский язык, биологию и химию. При поступлении на аналогичный англоязычный курс – экзамены по биологии и химии.
А в Казанском федеральном университете (КФУ) абитуриенту, который поступает на программу General Medicine («Лечебное дело»), помимо химии и биологии, придется сдавать экзамен по английскому языку либо предоставить сертификат TOEFL. Полный перечень вступительных испытаний необходимо уточнять в приемной комиссии университета непосредственно перед поступлением.
© МГМУ
Бакалавриат в медицинских вузах России
Бакалавриат, который длится 4 года, в российских вузах предусмотрен только по направлению «Сестринское дело». В среднем обучение по этой программе в медицинских университетах стоит 90-100 тысяч рублей (1,5-1,7 тысячи долларов) в год.
Если вы хотите стать врачом общей практики, то срок обучения увеличивается еще на 2 года. А если планируете работать по узкой специальности, то на 4 года.
Специалитет в медицинских вузах России
На отделения «Лечебное дело» и «Педиатрия» студенты сразу поступают на программу специалитета, срок обучения – 6 лет. На «Лечебном деле» есть как русскоязычные, так и англоязычные программы обучения. Стоимость варьируется от 80 до 400 тысяч рублей (1,4-7 тысяч долларов) в год.
К примеру, прослушать курс по основным лечебным специальностям в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) стоит 180 тысяч рублей (около 3,2 тысячи долларов) в год. А программу «Педиатрия» в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова (МГМУ им. Сеченова) – около 260 тысяч рублей (5 тысяч долларов) в год.
Исключение здесь – «Фармация», «Клиническая психология» и некоторые другие специальности, срок обучения по которым – 5-5,5 года. Стоимость этих направлений несколько ниже. Так, курс по направлению «Фармация» стоит от 140 тысяч рублей (2,3 тысячи долларов) в год в КФУ и ДВФУ.
© РУДН
Стоматологическое образование в России
Российские вузы принимают абитуриентов на факультет «Стоматология» сразу после школы. Вступительные экзамены здесь такие же, как и при поступлении на другие основные медицинские направления.
Срок обучения по направлению «Стоматология» составляет 5 лет. Стоимость одного года варьируется от 170 до 430 тысяч рублей (3-7,5 тысячи долларов). Цена зависит от города, в котором расположен вуз, а также от специфики университета.
Российские вузы предлагают будущим стоматологам программы на русском и английском языках. Например, англоязычная программа в КФУ стоит 170-255 тысяч рублей (3-4,5 тысячи долларов) в год. Однако стать полноценным специалистом выпускник стоматологического факультета сможет только после окончания ординатуры.
Ординатура в России
Чтобы стать врачом более узкой специализации, например, дерматовенерологом, гастроэнтерологом или ортодонтом, после специалитета необходимо поступить в ординатуру.
В России срок обучения в ординатуре составляет 2-4 года в зависимости от выбранной специализации и университета. Стоимость одного года обучения – от 100 до 380 тысяч рублей (1,8-6,6 тысячи долларов).
Ординатура для стоматологов длится 2 года. Здесь молодые врачи проходят углубленную подготовку и получают практические знания в определенном направлении: например, в терапевтической, хирургической или детской стоматологии.
Один год обучения в Москве в ординатуре МГМУ им. Сеченова по основным направлениям стоит 377 тысяч (6,5 тысячи долларов). Программа детской стоматологии – 316 тысяч рублей (5,5 тысячи долларов).
Российские вузы предлагают и англоязычные программы ординатуры. Так, получить специализацию «Дерматовенеролог» на английском языке в Новосибирском государственном университете (НГУ) стоит около 580 тысяч рублей (10 тысяч долларов) в год. Курс для кардиологов в Российском университете дружбы народов (РУДН) – 260 тысяч рублей (4,5 тысячи долларов) в год, эта англоязычная программа рассчитана на 4 года обучения.
Программ ординатуры на русском языке заметно больше, и стоимость их несколько ниже. Все направления ординатуры в БФУ им. Канта стоят около 180 тысяч рублей (3,2 тысячи долларов) в год. Стать детским хирургом в МГМУ им. Сеченова можно за 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
Российские вузы готовят ординаторов не только по классическим специальностям, но и по ряду редких направлений. Так, в МГМУ им. Сеченова можно пройти подготовку по программам «Водолазная медицина», «Авиационная и космическая медицина». Стоимость этих программ составляет 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
© МГМУ
Аспирантура для медиков
Выпускники специалитета медицинского вуза в России могут не идти в ординатуру, а заняться наукой. Для этого нужно поступить в аспирантуру. В российских вузах аспиранты учатся 3 года. После чего они должны защитить диссертацию, а затем – получить ступень кандидата наук.
Для поступления в аспирантуру понадобится сдать экзамен по специализации, английскому языку, предоставить портфолио своих научных статей и пройти собеседование – перечень испытаний каждый университет устанавливает самостоятельно.
Есть очные и заочные программы. Например, учиться в аспирантуре МГМУ им. Сеченова по направлению «Клиническая медицина» можно заочно. Стоимость программы – 233-316 тысяч рублей (4,2-5,5 тысячи долларов) в год. А пройти аспирантуру по специальности «Наркология» в РУДН можно только очно. Ее стоимость – 264,5 тысячи рублей (4,7 тысячи долларов) в год.
После окончания медицинского вуза в России большинству иностранных студентов нужно будет пройти процедуру признания диплома для допуска к врачебной деятельности в своих странах.
Подать заявку бесплатно и без посредников вы можете в Личном кабинете абитуриента на нашем сайте.
Медицинское образование в России
Плюсы и минусы образования в России
Плюсами медицинского образования в России являются:
Специалисты с дипломом в области медицины всегда востребованы и могут работать во многих государственных и частных учреждениях.
К минусам относятся:
Во время учебы студенты приобретают знания по многим дисциплинам, а также возможность выбрать подходящую профессию в будущем.
Медицинский вуз и колледж
Абитуриенты, которые не хотят тратить много времени, могут пойти в медицинский колледж. К специальностям, на которые здесь обучают, относятся:
Абитуриентам, которые хотят в будущем занимать руководящую должность или быть узким специалистом, нужно окончить медицинский вуз. В университете можно поступить на пять факультетов:
Ординатура, аспирантура и магистратура — наивысшие ступени обучения в медицинском университете. Ординатура направлена на приобретение практических навыков и возможность выбирать узкую врачебную специальность. Аспирантура и магистратура дают возможность вести научно-исследовательскую деятельность и получить научную степень.
Специалитет и бакалавриат
Специалитет и бакалавриат — программы обучения в медицинском университете.
Программа специалитета предусмотрена для лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. После окончания специалитета есть шанс пройти по конкурсу в ординатуру и в аспирантуру.
По программе бакалавриата учатся те, кто поступил на ВСО. С дипломом бакалавра есть шанс пройти по конкурсу в магистратуру.
Особенности образования
Обучение в вузе и колледже возможно только на очном отделении, потому что студентам необходимы практические навыки и знания, которые они не смогут получить заочно. Дистанционная форма подготовки возможна при обучении на высших ступенях.
Подать документы в колледж можно после окончания 9 и 11 классов. Срок учебы на базовом курсе составит 3 г. и 10 месяцев для выпускников 9 класса. Они могут быть фармацевтами и медсестрами. Для тех, кто окончил 11 классов, срок составит 3 г. и 10 месяцев для будущих фельдшеров и на год меньше для остальных профессий. Срок изучения дисциплин по углубленной программе будет на год больше для всех направлений.
В медицинский университет можно поступить только после 11 класса. На лечебном и педиатрическом факультетах срок учебы составит 6 лет, а по направлениям «Стоматология» и «Фармация» — 5 лет. Программа бакалавриата рассчитана на 4 года. После этого можно начать профессиональную карьеру или продолжить учиться.
Программа магистратуры рассчитана на 2 года. Аспирантура длится 3 года для студентов на дневном отделении и 4 года для тех, кто учится заочно. Ординатура длится от 3 до 5 лет, срок учебы зависит от выбранной профессии.
Как поступить
Для поступления нужно сдать экзамены по предметам: русский язык, биология и химия. Абитуриенты в колледж могут поступить по среднему баллу аттестата.
Для тех, кто получил наивысшие баллы, возможно поступление на бюджетной основе.
Для поступления после 9 и 11 класса абитуриенты должны принести:
Для поступления в ординатуру, магистратуру или аспирантуру нужно принести:
Медицина требует сил и времени, поэтому абитуриенты должны осознавать всю важность своего решения при поступлении.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Роль медицинского образования в современном обществе
Баранова М.С., Ермолаева Е.В.
Роль медицинского образования в современном обществе
Баранова М.С., Ермолаева Е.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Роль медицинского образования в современном обществе
Баранова М.С., Ермолаева Е.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В наше время все медицинские учреждения в нашей стране нуждаются в высококвалифицированных специалистах, готовых знакомиться с новыми технологиями и совершенствовать свои навыки. Во время профессиональной социализации студенты-медики приобретают знания, формируются навыки, поведенческие модели и этическая культура будущего врача. Государство увеличивает объем финансирования, что позволяет обеспечить медицинские вузы современным оборудованием, что важно в процессе обучения, разрабатываются и внедряются новые программы обучения, расширяет количество клинических баз для прохождения учебных практик.
На развитие медицинского образования влияют множество факторов. Главным из них является все большая зависимость человека от медицины. Люди все чаще нуждаются в медицинской помощи. Кроме того, медицинская профессия приобретает в обществе все большую популярность.
В последние годы совершенствуется и последипломное медицинское образование. Это позволяет уже работающим врачам совершенствовать свои навыки, осваивать новые технологии, повышать свою квалификацию. Проблемные ситуации, являясь частью ежедневной практики в медицинских вузах, предоставляют реальные возможности осознания своего профессионализма или непрофессионализма в различных ситуациях.
Таким образом, современная система высшего медицинского образования способствует выработке у студентов-медиков умений действовать эффективно в обществе.
Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. М., 2013. С. 369-375.
Нигматулина А.С., Тимурзиева М.Ж., Ермолаева Е.В. Тьюторство в российских вузах // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015.
Россошанская А.Ю., Ермолаева Е.В. Социальный портрет современного студента-медика // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015.
СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в РФ (вузовское медицинское образование) осуществляется в 47 медицинских вузах, а также на медицинских факультетах государственных университетов. Общий выпуск врачей и фармацевтов составляет около 25 000 в год. Планирование числа обучающихся осуществляется Минздравсоцразвития России совместно с территориальными органами управления здравоохранением.
Система повышения квалификации врачей (последипломное медицинское образование) представлена семью учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения.
Работу по специализации и усовершенствованию врачей регулируют Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) и Федеральное агентство по здравоохранению (Росздрав). Головное учреждение — Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО).
В нашей стране установлены единые требования к организации всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и продолжительности обучения. Используются единые (типовые) образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей.
Существуют следующие этапы последипломной подготовки врачей (организованных форм обучения):
В системе Минздравсоцразвития России работают 607,7 тыс. врачей. Ежегодно более 180 тыс. врачей имеют возможность бесплатно повысить свою квалификацию.
В процессе профессиональной деятельности любой врач может получить новую специальность, предусмотренную номенклатурой специальностей, утверждённой Минздравсоцразвития России. Для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку в установленном порядке.
Зарубежный опыт непрерывного медицинского образования
Последипломное медицинское образование в развитых странах проводится в рамках программы, которую так и называют: непрерывное медицинское образование (англ. continuous medical education — CME) и непрерывная профессиональная подготовка (англ. continuous professional development — CPD). Особенность CME/CPD — проведение обучения не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно.
После завершения обучения врача в резидентуре или ординатуре начинается процесс последипломного образования, который длится всю жизнь. Для того чтобы быть в курсе новых достижений медицины, врачи регулярно изучают современную медицинскую литературу, проходят курсы медицинского образования, посещают медицинские конференции и т.д. Во многих профессиональных журналах и на специализированных медицинских сайтах публикуются специально выделенные разделы (CME) с учебными материалами. После освоения тем и ответа на контрольные вопросы можно получить «кредит» и соответствующий сертификат.
Больницы, лицензирующие коллегии, профессиональные медицинские общества требуют от врачей предоставления отчётов об их участии в различных видах последипломного образования.
Сегодня во всём мире идёт осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в укреплении здоровья населения.
Цель любого образования — раскрыть творческий потенциал и возможности самореализации каждой личности на благо всего общества.
Современное медицинское образование должно быть:
Многие годы вузы боролись за увеличение часов в учебных программах обучения. Сегодня мир пошёл по другому пути. В настоящее время общество интересуют не только часы и время, затраченное на обучение, но и приобретённые профессиональные знания и навыки.
Сегодня у нас есть все возможности для модернизации российского медицинского образования в соответствии с требованиями времени. При этом важно сохранить и развить то лучшее, что было заложено в отечественной медицине и медицинском образовании великими российскими врачами и педагогами Н.И. Пироговым, Г.А. Захарьиным, С.П. Боткиным и др. Это гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность, активная жизненная позиция. В российской традиции врач — это не просто квалифицированный специалист – это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный человек, дающий надежду на исцеление и поддерживающий больного и его близких. А российский профессор медицины—носитель не только знаний, но и мудрости, интересный, яркий, увлекающий своей работой наставник, искренне заинтересованный в успехе своих учеников.
Глубокие традиции отечественной медицины — это основа дальнейшего её развития. И это то, чем российская медицинская школа может поделиться с европейской на пути интеграции.
В июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана декларация, названная впоследствии Болонской. Она предусматривает создание к 2010 г. гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования. На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечено более 40 европейских стран. На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в сентябре 2002 г. в Берлине, было принято решение о присоединении России к Болонской декларации, и с 2003 г. Россия вошла в Болонский процесс официально.
Болонский процесс предусматривает решение нескольких основных задач.
Подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя определённые обязательства. В ближайшие годы вузы России, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, должны адаптировать свою систему подготовки кадров к европейской: развивать непрерывность образования, связь с наукой и повышать его качество. Таким образом, Россия войдёт в единое европейское образовательное пространство и добьётся признания отечественных дипломов в европейских странах.
Одной из важнейших задач на этом пути является введение системы зачётных единиц (кредитов). В кредитах будет исчисляться объём всех видов учебной работы. Кредиты — это баллы, накапливаемые обучающимся в процессе получения образования. Кредиты можно считать своеобразным международным эквивалентом оценки образования. Кредиты отражают не только время, затраченное на обучение, но и результат обучения — освоение знаний и умений. Кредиты могут быть использованы для всех типов обучения (как организованного, так и самостоятельного). Зачёт кредитов позволяет обучающемуся в любой момент продолжить получение образования в другой стране — участнице Болонского процесса.
Введение системы зачётных единиц позволит накапливать кредиты не только в вузах, но и в системе последипломного образования с последующим их зачётом (например, при повторной сертификации).
Дистанционное обучение даёт ряд преимуществ. Врачи имеют возможность на время обучения не прерывать своей профессиональной деятельности и не терять заработок. Кроме того, они не тратят времени на дорогу. Преподаватели могут находиться в любом месте и распространять лекции, которые будут просмотрены в удобное время и дойдут до более широкой аудитории специалистов.
Мультимедийные и интерактивные средства обучения в дополнение к традиционным формам позволяют повысить качество образования путём использования в образовательном процессе современных компьютерных технологий (обучающие компакт-диски, книги, атласы, презентации, фильмы, тесты и пр.)
Непрерывное профессиональное развитие (НПР) — период образования и подготовки врачей, начинающийся после завершения первичной специализации и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной деятельности каждого врача. Основная цель НПР — сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков.
Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена новой – «Образование через всю жизнь»
В нашей стране в систему различных уровней образования введены государственные образовательные стандарты. Принято положение об организации учебного процесса с использованием системы зачётных единиц. При организованных формах обучения на этапе додипломного образования 1 кредит соответствует 36 академическим часам; на этапе последипломного образования 1 кредит соответствует 1 академическому часу. Примеры начисления кредитов при самостоятельной работе приведены в табл. 2.
таблица 2.
Наименование обучающего действия
Кредит
Форма отчётности
Текст, заверенный куратором
Выступление на конференции: местный уровень региональный уровень российский уровень за рубежом
Доклад, программа конференции с указанием докладчика и темы
Организация школы пациентов
Приказ по ЛПУ, план работы
Разработка информационных материалов для пациентов
Материал, копия отзыва
Публикация статьи в рецензируемом журнале
Публикация тезисов в сборнике
Проведение занятия со стажёрами с разработкой материала занятия
Комплект материалов, заверенный ЛПУ
Доклад клинического случая (клинический разбор)
Комплект материалов, заверенный ЛПУ
В настоящий момент разрабатывается методика зачёта образовательных кредитов. Результаты (сумма полученных баллов) будут учитываться при ресертификации и получении врачебных категорий.
Но даже самая совершенная система контроля не может заменить главный стимул — внутреннюю мотивацию врача на получение новых знаний, понимание им своей миссии, своей роли в жизни людей, доверивших ему своё здоровье.
Есть только один путь формирования врача: больной — книга, книга — больной.
В настоящее время в Российской Федерации реализуются следующие Первоочередные мероприятия по совершенствованию системы медицинского образования:
Доказательная медицина (медицина, основанная на доказательствах) — это медицинская практика, отличающаяся применением в лечении отдельного пациента только вмешательств (методов диагностики, профилактики, лечения), эффективность которых доказана высококачественными научными исследованиями.
Традиционно в понимании научных основ медицины лежало представление о причинах болезней, механизмах их развития, механизмах действия лекарственных средств (ЛС), хирургических операций и других вмешательств. К сожалению, наши знания о некоторых болезнях недостаточны: неизвестны ни их причина, ни механизмы развития. Иногда только кажется, что причина болезни известна. Так, до открытия инфекционного возбудителя язвенной болезни (Helicobacter pylori) её лечили содой, сном, резекцией желудка, и для каждого метода лечения были свои объяснения, своя теория язвенной болезни — нервная, самопереваривания и т.д.
Одновременно всегда существовал другой подход к медицинской практике, прагматический, согласно которому тот метод лечения лучше, который быстрее помогает пациентам. При этом неважно, знаем ли мы, как этот метод действует. Например, точно не известно, почему однократная инъекция дексаметазона женщине, у которой начались преждевременные роды, значительно снижает вероятность смерти у незрелого новорождённого от респираторного дистресс-синдрома. Но известно, что это вмешательство действует — значит, его следует применять.
Конечно, важно знать, почему вмешательство помогает. Это знание особенно полезно учёным, разрабатывающим новые лекарства на основе знания механизмов развития болезни и действия лекарств. Полезно это знание и врачам: можно применять вмешательство более эффективно, можно предсказать возможные побочные эффекты лечения, хотя и не всегда. Тем не менее знания механизмов действия лекарств не доказывают их эффективности для лечения конкретной болезни. Например, есть лекарства, устраняющие аритмию при инфаркте миокарда, но при этом они не уменьшают, а, наоборот, увеличивают летальность от инфаркта! Поэтому для выбора метода лечения конкретного пациента лучше иметь не только знания о механизмах развития болезни, но и научные доказательства того, что у таких пациентов определённое вмешательство помогает достичь желаемых результатов.
В этом и заключается принцип доказательной медицины, являющийся основой современного здравоохранения. Он применим не только для лечения отдельных больных. В управлении здравоохранением, в методах финансирования здравоохранения, управления качеством, в организации сестринского дела, сестринских вмешательств — везде практика должна включать только действия, эффективность которых доказана для отдельных пациентов, для здоровья населения в целом, для функционирования медицинских учреждений и т.д. Неэффективные вмешательства из практики должны быть исключены, а новые вмешательства включаются в повседневную практику, только когда их эффективность доказана.
Знания о механизмах действия лекарств или поражения клеток при заболеваниях можно получить в лаборатории, на животных, в культуре клеток. Знания о действии лекарства (или любого другого метода лечения) на течение болезни можно получить только в клинике. Поэтому для врача, для медицинской практики в целом важны клинические исследования. Различные исследования отличаются друг от друга структурой (дизайном) исследования.
Самое простое исследование — описание случая болезни или нескольких случаев (серия случаев). Такое исследование обычно указывает на интересный редкий вариант болезни, подсказывает врачу возможные исходы, но ничего не говорит о том, как следует вести такого больного.
Сложнее исследование типа «описание текущей практики». Врач-исследователь не просто описывает, как он лечил своих больных, но и указывает на исходы, сроки выписки из больницы, вычисляет среднюю тяжесть симптомов, среднюю длительность госпитализации, частоту инвалидизации и т.д. Такое исследование также недоказательно.
Лишь в редких случаях контролируемый эксперимент не нужен: если лечение приводит к выздоровлению заметной доли больных, то не требуется дополнительной проверки — больных надо лечить именно так. Например, при остром приступе бронхиальной астмы применяют кислород; его польза настолько убедительна, что нет необходимости проводить контролируемые испытания для оценки его эффективности.
Самая надёжная структура исследования для оценки эффективности методов лечения — контролируемое клиническое испытание. Его главное отличие в том, что результат применения изучаемого метода сравнивают с результатом в контрольной группе. Если группы отличаются только тем, как их лечили, то различие в исходах между этими группами связано с разным лечением. Так исследователи узнали, что тромболизис (растворение тромбов в сосудах сердца путём использования специальных лекарств
— тромболитиков, таких, например, как тканевый активатор плазминогена, или альтеплаза) при инфаркте миокарда сокращает летальность почти на по сравнению с лечением без тромболизиса. Поэтому во всём мире стандарт лечения острого инфаркта миокарда включает в первую очередь быструю транспортировку в стационар, где больному будет проведён тромболизис.
В таких же экспериментах — контролируемых клинических испытаниях — установлено, что тромболизис при ишемическом инсульте улучшает отдалённые исходы по сравнению с ведением больного без тромболизиса. Улучшение выражается в сокращении инвалидности и зависимости от постороннего ухода, но, увы, при этом заметно увеличивается летальность в остром периоде (из-за кровотечений, возникающих вследствие тромболизиса). Поэтому тромболизис при ишемическом инсульте рекомендуется проводить только в специализированных центрах. Сравнительные контролируемые клинические испытания — самые надёжные доказательства преимуществ или недостатков лечения. Такими доказательствами и оперирует доказательная медицина.
Повседневный опыт не является доказательством. Возможно, что повседневно врач лишь повторяет ошибки и вредит пациентам. В истории медицины много таких примеров. Достаточно вспомнить медицинские банки при пневмонии и горчичники при стенокардии. В повседневной клинической практике многие врачи попрежнему часто используют методы лечения (в том числе лекарства), не имеющие научных доказательств их эффективности.
Доказательная медицина не отменяет существовавшую ранее медицину. Она лишь обращает внимание врача на прямые доказательства эффективности или неэффективности лечения. Поскольку для некоторых вмешательств, для некоторых ситуаций не существует надёжных доказательных данных об эффективности, врачу неизбежно в таких случаях приходится принимать решения на основе своих знаний о механизмах развития заболевания и механизмах действия лекарств.
Все слагаемые врачебного решения объединяются опытом врача, включая багаж его знаний и навыков. Таким образом, от врача требуется не только знать научные доказательства, но и владеть приёмами обследования пациента (чтобы выявлять особенности конкретного случая болезни), уметь информировать пациента и выявлять его предпочтения.
Итак, доказательная медицина призывает отказаться от традиционных для неопытных людей вопросов: Что это? Как это объясняется? Почему это происходит? Ответы на эти вопросы могут быть интересны, но они имеют отдалённое отношение к ведению конкретного пациента.
Доказательная медицина ставит правильные вопросы: в структуре правильного клинического вопроса должно быть указано исследуемое вмешательство (например, метод лечения), заболевание или состояние, группа пациентов, оцениваемые исходы. Эти вопросы относятся не только к лечебным вмешательствам (терапевтическим, хирургическим), но и к диагностике и профилактике.
Примеры правильно поставленных клинических вопросов
Позволяет ли назначение антибиотиков (вмешательство) у взрослых (состояние) лиц с фарингитом (пациенты) ускорить выздоровление (исход)? Ускоряет ли выздоровление (исход) при пневмонии (пациент, состояние) использование физиотерапевтических процедур (вмешательство)?
Более подробно с методами медицины, основанной на доказательствах, можно ознакомиться, прочитав современные учебные пособия, посвящённые этой теме.
Объём медицинских знаний постоянно увеличивается. Появляются всё новые методы диагностики, профилактики и лечения. Разрабатываются и становятся доступными новые лекарственные средства, расширяется наш опыт использования уже известных лекарств, выявляются их побочные эффекты. Современному врачу — врачу XXI века — необходимо постоянно поддерживать и пополнять свои знания.
Известно множество источников медицинской информации — от международных электронных баз данных до локальных планов ведения больных и формуляров медицинских учреждений. Источники информации могут быть коммерческими и независимыми. Медицинская информация распространяется в виде печатной продукции, компакт-дисков, интернет-сайтов и др.