Что такое образование в обществознании

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Сфера духовной культуры

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

План.

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Цели образования:

Функции образования:

Обязательным является полное среднее образование.

Основные принципы образования

(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):

Тенденции в развитии образования:

Элементы системы образования в РФ.

-начальное (1-4 классы)

-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;

-среднее (полное) – 10-11 классы.

-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)

-высшее (вузы : институты, университеты, академии)

Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.

В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).

В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

В систему образования входят:

Пути получения образования в РФ:

Типы образовательных программ:

Документы:

С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль

Содержание:

↑ Понятие «образование». Образованность.

Принципы, определяющие функционирование системы:

Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.

Сеть образовательных учреждений:

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

Источник

Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:

Виды, уровни и ступени образования

Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).

Весь процесс предполагает 3 ступени образования:

Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:

Ступени образованияУровни образования
1начальное образование (обязательно)1
2основное общее образование (обязательно)
3среднее (полное) общее образование2
4начальное профессиональное образование длительностью в 1 год3
5начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации
6среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года4
7среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года
8высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года)5
9высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность
10высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности
11послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года)6

То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?

Разные подходы к построению системы образования

Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.

Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Формы обучения

Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

Отрасли (виды) образования

Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Источник

Образование, его значения для личности и общества

Содержание:

Самообразование – самостоятельное освоение индивидом навыков, способностей, умений, без помощи специалистов.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)

Принципы государственной политики в сфере образования

(закон «Об образовании»)

Что такое образование в обществознании. Смотреть фото Что такое образование в обществознании. Смотреть картинку Что такое образование в обществознании. Картинка про Что такое образование в обществознании. Фото Что такое образование в обществознании

Функции образования

Тенденции развития образования

Виды образования

Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:

Общее образование представлено базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности, участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил, морали.

Профессиональное образование – ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная, экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных знаний, практических умений в выбранной сфере.

Обучение может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.

Источник

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на тему «Образование»

Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Тема: Понятие и цели образования

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению или совершенствованию знаний, умений и навыков.

Образование (другое определение) – это становление личности через приобретение знаний, умений и навыков и развитие познавательных и творческих способностей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется двояко:

как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства;

как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В традиции отечественного образования исторически сложилось так, что перед образованием ставились две задачи: (1) обучение личности и (2) ее воспитание.

Сегодня, воспринимая западную модель образования, наше общество часто оставляет ему только первую из этих задач – обучение. Считается, что воспитание человека в детском саду, школе, ВУЗе – это ограничение его личной свободы при выборе человеком своих моральных ценностей. Часто этот подход вызывает сложности, т.к. сам ребенок/подросток еще не готов выбрать эти ценности правильно, а родители не всегда успевают или умеют помочь ему в этом выборе. Информация, предоставленная Интернетом, тоже далеко не всегда полезна для ребенка.

Школа (в широком смысле, как совокупность образовательных учреждений).

СМИ (включая Интернет).

Экономическая (подготовка специалистов для экономической деятельности).

Социальная (социализация индивидов, воспроизводство социальной структуры общества, обеспечение вертикальной социальной мобильности).

Политическая (привитие политической культуры, патриотизма, гражданственности).

Культурная (передача и освоение накопленного духовного опыта, создание новых культурных ценностей).

Структура системы образования в России

1) Образовательные учреждения:

1) Учреждения дошкольного образования: детский сад, центр развития ребенка, ясли.

2) Учреждения общего образования: школа, лицей, гимназия, интернат, кадетский корпус. В последнее время этот уровень дополнился семейным домашним обучением и экстернатом.

Система общего образования включает 3 ступени:

начальное общее образование (1-4 классы),

основное общее образование (5-9 классы),

среднее общее образование (10-11 классы).

Слово «среднее» означает, что школа считается средним звеном системы образования между дошкольным и профессиональным. Слово «общее» означает, что в школе ребенок получает полную картину мира, состоящую из многих наук: физика, химия, биология, математика, обществознание, история, литература и т.д.

3) Учреждения дополнительного образования: музыкальная и художественная школа, хоровая и хореографическая студия, детско-юношеская спортивная школа, дворец творчества, станция юного натуралиста.

4) Учреждения среднего профессионального образования: техникум, ПТУ (профессионально-техническое училище), колледж, профессиональный лицей.

5) Учреждения высшего профессионального образования: университет, академия, институт.

6) Учреждения дополнительного профессионального образования или профессиональной переподготовки: институт повышения квалификации.

7) Учреждения подготовки научных и педагогических кадров: аспирантура, ординатура.

2) Органы управления образованием (Министерство образования и науки, региональные министерства или департаменты образования, районные управления образования)
3) Образовательные стандарты и программы (определяют содержание образования, то, чему оно учит).
4) Принципы образования:

свободное развитие личности,

сочетание единого федерального и специфического регионального компонентов,

адаптация к потребностям обучаемого,

совместное государственно-общественное управление образованием (родительские комитеты и т.д.).

Тенденции развития образования в России и в мире

гуманизация (внимание к личности и потребностям обучаемого);

гуманитаризация (рост роли гуманитарных дисциплин в содержании учебных программ);

профилизация (ориентация обучающихся на сферу будущей профессиональной деятельности, на реализацию своих интересов и жизненных планов);

интернационализация (сближение образовательных систем разных стран, например, Болонский процесс);

демократизация (повышение доступности для населения);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *