Что такое образ персонаж
Лекция 7
^ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУБЪЕКТ
(Персонаж. Герой. Характер. Тип. Прототип. Портрет)
Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.
Влитературном произведенииобычно бываютперсонажи разных планов и разной степени участия в развитии событий.
Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей.
В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.
О роли, которую отводят авторы своему герою, свидетельствуют так называемые «персонажные» заглавия литературных произведений(например, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Генрих фон Офтендингер» Новалиса).Это, однако, не значит, что в произведениях, озаглавленных именем одного персонажа, обязательно одно главное действующее лицо. Так, В.Г.Белинский считал Татьяну равноправной главной героиней романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а Ф.М.Достоевский считал ее образ даже более значительным, чем образ Онегина. Заглавием могут быть введены не одно, а несколько действующих лиц, что, как правило, подчеркивает их равное значение для автора.
Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.
Литературный тип – персонаж, несущий в себе широкое обобщение.Иначе говоря, литературный тип – это персонаж, в характере которого общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.
Иногда в центре внимания писателя оказывается целая группа характеров, как, например, в «семейных» романах-эпопеях: «Сага о Форсайтах» Дж.Голсуорси, «Будденброки» Т.Манна. В XIX–XX вв. особый интерес для писателей начинает представлять собирательный персонаж как некий психологический тип, что иногда также проявляется в заглавиях произведений («Помпадуры и помпадурши» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского).Типизация является средством художественного обобщения.
Прототип – определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.
Портрет как составная часть структуры персонажа, один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора. Виды портрета (детализированный, психологический, сатирический, иронический и т.д.).
Портрет – одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Портрет может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т.п. Особый тип описания – психологический портрет – позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», портреты героев романов и повестей Ф.М.Достоевского.
Контрольные вопросы по теме «Литературный субъект»:
1.
Из чего складывается образ литературного персонажа?
2.
Чем отличаются понятия характер и тип?
3.
Типизация как художественное обобщение.
4.
Что такое персонаж литературного произведения?
5.
Определить место героя в системе персонажей.
6.
Что такое прототип литературногогероя или персонажа?
7.
Что такое портрет?Виды портрета.
Лекция 8.
^ АВТОР. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Автор –одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.
В современном литературоведении четко различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной реальности, и 2) автор в его внутритекстовом,художественном воплощении.
Автор в первом значении – писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность – словесно-художественные высказывания любого рода и жанра. Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатленного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее), обнаруживаемых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как, например, в «Евгении Онегине»).
Автора нельзя смешивать с повествователем эпического произведения и лирическим героем в лирике. ^ С автором как реальным биографическим лицом и с автором как носителем концепции произведения не следует путать образ автора, который создается в некоторых произведениях словесного искусства.
Лирический герой – это наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен образу автора – создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя.Одним из методов воплощения образа лирического героясчитается циклизация (т.е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир лирического героя). Примерами может служить, в частности, цикл «Стихов о Прекрасной Даме» А.Блока, где лирическийгерой предстает в различных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что лишь отчасти позволяет прочесть сквозь образ лирического героя биографию самого автора. Между поэтом и лирическим героем всегда ощущается некая дистанция, лирический герой не столько субъект, сколько объект изображения, «»Я» сотворенное» (М.М.Пришвин).
Лирический герой как особая форма «легализации» авторского сознания порожден романтизмом. Применительно к классицизму и сентиментализму термин не употребляется, т.к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках сентиментализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте (т.е. о тождественности авторского мироощущения и его воплощения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и лирическим героем сопоставимы с отношениями между автором – создателем произведения и литературным героем. Однако, несмотря на то, что лирический герой – персонаж, можно сказать, что в его образе исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом.
Иногда поэт избирает модель так называемой «ролевой дистанции», тогда говорят о специфической ролевой лирике – повествовании от первого лица, воспринимаемого читателем как нетождественное автору. В ролевой лирике поэту удается «чужое вдруг почувствовать своим» (А.А.Фет). Ролевой характер лирического персонажа выявляется в такого рода поэтических произведениях благодаря внетекстовым факторам (например, знанию биографии поэта или пониманию, что изображенное не может иметь места в действительности: в частности, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пленный рыцарь» могло бы не относиться к ролевой лирике, если бы на самом деле было написано рыцарем-пленником, а стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом. » представляет собой монолог-обращение к живым погибшего на войне солдата). Лирическое «Я» в ролевой лирике – условный персонаж, которому автор доверяет повествование, как правило, характерный для данной эпохи или жанра: пастух в пасторальной поэзии, мертвец в эпитафии, странник или узник в романтической лирике; нередко повествование ведется от лица женщины (например, в стихотворении Ф.Сологуба «Швея») и т.д. Таким образом, различие между лирическим субъектом, лирическим героем и героем ролевой лирикизаключается в разной степени дистанцированности автора (поэта) от образа (лирического «Я») в стихотворении.
Контрольные вопросы к теме «Автор. Лирический герой»:
1.
Можно ли отождествлять образ автора с личностью автора?
2.
Что такое лирическое «Я» в ролевой лирике?
Лекция 9.
^ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Литературный персонаж
Понятие «литературный персонаж». «герой», «действующее лицо». Персонажи в мире эпических и драматических произведений.— Персонаж как характер (тип) и как образ. Внесцснические, заимствованные, собирательные образы. Сюжетные функции персонажей.
Понятие персонажа (героя, действующего лица)
Персонаж (от лат. persona — особа, лицо, маска) — вид художественного образа. Это тот, кто действует в произведении. В учебниках по теории литературы его называют субъектом действия, переживания, высказывания в произведении. В таком же значении, как и персонаж используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (причем термин «действующее лицо» используют преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). То есть персонаж, литературный герой и действующее лицо – это синонимы. Слово персонаж — наиболее нейтральное, оно происходит от слова persona — маска, которую надевал актер в античном театре, и не несет дополнительной смысловой нагрузки. В то время как героем (от rpеческого héros — полубог, обожествленный человек) в некоторых случаях неудобно называть того, кто лишен героических черт. Хотя эти слова обозначают одно и то же – действующих в произведении лиц.
В прозаическом произведении героем может быть и сам повествователь (он же рассказчик), если он участвует в сюжете. Например, Петр Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, Макар Девушкин и Варенька Доброселова в эпистолярном романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Чаще всего литературный персонаж — это человек. То, насколько детально изображен персонаж, зависит от его места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. Но чаще всего особенности изображения персонажа определяются замыслом произведения, творческим методом писателя.
Помимо людей в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. Вспомним «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человека-амфибию» А. Беляева, «Войну с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргариту» М. Булгакова. Эти нечеловекоподобные действующие лица тоже являются персонажами. И есть жанры, виды литературы, в которых такие персонажи обязательны или очень вероятны, то есть читатель заранее ждет, что в этом тексте будут действовать не человекоподобные герои: например, в сказке, басне, балладе, в научной фантастике и др.
Характеры и типы персонажей
Характер (от гр. charakter— признак, отличительная черта) — это общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности — тип (от rp. typos— отпечаток, оттиск). Часто слова характер и тип используются как синонимы.
Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д.
Пушкин так комментировал характер главного героя поэмы «Кавказский пленник»: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».
А Толстой в дневнике за 1990 год писал: «Мы пишем наши романы хотя и не так грубо, как бывало: злодей — только злодей и Добротворов — добротворов, но все-таки ужасно грубо, одноцветно — люди ведь все точно такие же, как я, то есть пегие —дурные и хорошие вместе. ». «Пегими» оказываются для Толстого и люди прошлых эпох, ложно, с его точки зрения, отраженные в литературе: как «злодеи» или «Добротворовы».
«Персонаж» и «характер» — понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелем: «Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было. » В литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), раскрытие характеров и составляет основное содержание.
Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой — как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» H. M. Карамзина — подруга героини, сообщившая матери о гибели дочери). Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).
Раскрытие характера персонажа
С тех пор, как общество у целом и философия в частности начинают интересоваться личностью человека, ее формированием, становлением и развитием, в центре внимания писателя оказываются именно характеры. Концепция личности становится основным объектом исследования всех литературных направлений, начиная с классицизма (единственным исключением, пожалуй, является постмодернизм). Сюжет начинает восприниматься авторами как способ раскрытия характера, его испытание, а сюжетные коллизии выступают как стимул развития характера персонажа.
Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности». Под этими словами Лессинга могли бы подписаться многие писатели, критики, эстетики. Именно поступки персонажа в произведениях мировой классики позволяют автору раскрыть характер героя.
Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (например, в пьесе Чехова «Три сестры» — Протопопов, у которого «романчик» с Наташей; в рассказе «Хамелеон» — генерал и его брат, любители собак разных пород).
Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей.
Однотипные персонажи дают критикам возможность классифицировать их («самодуры» и «безответные» в статье Н. А. Добролюбова «Темное царство», посвященной творчеству Островского; тургеневский «лишний человек» в статьях «Литературный тип слабого человека» П. В. Анненкова, «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находя в нем все новые грани, добиваясь эстетической безупречности образа. Анненков отметил, что Тургенев «в течение десяти лет занимался обработкой одного и того же типа — благородного, но неумелого человека, начиная с 1846 года, когда написаны были «Три портрета», вплоть до «Рудина», появившегося в 1856 году, где самый образ такого человека нашел полное свое воплощение».
Сюжетные функции персонажей — в отвлечении от их характеров — стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. (русский формализм: В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский; структурализм, в особенности французский; А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Р. Барт (См.: Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.) и др.). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов.
Источники:
Аристотель. Об искусстве поэзии.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004.
Томашевский Б.В. История литературы. Поэтика. М, 1999.
Более полную информацию на эту тему вы найдете в материале Система персонажей
Образ, персонаж, литературный тип, лирический герой.
Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц. Все они имеют чёткие характеристики в теории литературы. Какие именно – узнаем из этой статьи.
Слово «образ» в русском литературоведении имеет несколько значений.
Во-первых, все искусство образно, т.е. действительность воссоздается художником при помощи образов. В образе общее, родовое раскрывается через индивидуальное, преобразовывается. В этом смысле мы можем говорить: образ Родины, образ природы, образ человека, т.е. изображение в художественной форме Родины, природы, человека.
Во-вторых, на языковом уровне произведения образ тождественен понятию «троп». В таком случае речь идет о метафоре, сравнении, гиперболе и т.д., т.е. об образных средствах поэтического языка. Если представить себе образное строение произведения, то первый образный слой — это образы-детали. Из них вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений, т.е. всего того, что динамично развернуто во времени. Третий слой — образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах. Из образов третьего слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т.е. концепция бытия.
Понятие «персонаж» более широкое, чем понятие «образ». Персонаж — это любое действующее лицо произведения. Нельзя говорить вместо «лирический герой» «лирический персонаж». Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Это художественный «двойник» автора-поэта, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Лирический герой не автобиографический образ, хотя отражает личные переживания, отношение к разным сторонам «жизни самого автора. В лирическом герое воплощается духовный мир автора и его современников. Лирический герой А. С. Пушкина — гармоничная, духовно богатая личность, верящая в любовь, дружбу, оптимистичная во взглядах на жизнь. Иной лирический герой М. Ю. Лермонтова. Это — «сын страдания», разочарованный в действительности, одинокий, романтически рвущийся к воле и свободе и трагически не находящий их. Персонажи, как и герои, могут быть главными и второстепенными, но в применении к эпизодическим действующим лицам употребляется только термин «персонаж».
Часто под персонажем понимают второстепенное лицо, не влияющее на события, а литературный герой — это многогранно нарисованное, важное для выражения идеи произведения действующее лицо. Можно встретить суждение, что герой — это только тот персонаж, который несет в себе положительные начала и является выразителем авторского идеала (Чацкий, Татьяна Ларина, Болконский, Катерина). Утверждение о том, что отрицательные сатирические персонажи (Плюшкин, Иудушка Головлев, Кабаниха) не являются героями, неверно. Здесь смешиваются два понятия — герой как действующее лицо и героическое как способ поведения человека.
Сатирический герой произведения — это действующее лицо, персонаж, против которого направлено острие сатиры. Естественно, что такой герой вряд ли способен на героические поступки, т.е. не является героем в поведенческом смысле этого слова. В творческом процессе создания образов героев в’ некоторых из них воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты. Такой образ называется литературным типом.
Характер — человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт. Это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно—исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения. Характер состоит из многообразных черт и качеств, но это не случайное их соединение. В каждом характере есть главная, доминирующая черта, которая и придает живое единство всему многообразию качеств и свойств. Характер в произведении может быть и статичным, уже сформированным и проявляющимся в поступках. Но чаще всего характер подается в изменении, в развитии, эволюции. В развитии характера проявляется закономерность. Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его «ведома»). Повинуясь этой логике, автор не всегда может повернуть судьбу героя так, как ему хочется.
Написать ответную статью
ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.
Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно — через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи.
Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.
Литература «переигрывает» действительность. Это «переигрывание» происходит в связи с теми «стилеобразующими» тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или «стиля эпохи». Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность».
В литературных произведениях изображаются человеческие индивидуальности (иногда их подобия: очеловеченные животные, растения), с присущими им поведением, наружностью, миропониманием.
Существует несколько форм присутствия человека в произведении:
А) повествователь- рассказчик,
Б) лирический герой;
В) персонаж (характер – объект художественного познания, воплощение в индивидуальности общих черт; действующее лицо – персонаж, проявляющий себя преимущественно в поступках (например, для Раневской в «Вишневом саде» не подходит), герой – подчеркнута позитивная роль (к отрицательным персонажам трудно применимо – Плюшкин, Собакевич).
Словом «persona» древние римляне называли маску, которую надевали актеры, позднее – изображаемое в художественном произведении лицо.
«Персонажи художественного произведения – не просто двойники живых людей, а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора» – Б.Брехт.
Различают персонажи главные (центральные) и второстепенные, сквозные и эпизодические, внесценические (в драме) и упоминаемые (эпос).
Второстепенным автор уделяет значительно меньше внимания, в большинстве случаев они играют вспомогательную роль. Нередко их роль сводится к функции «пружины», приводящей в действие механизм сюжета.
Но иногда второстепенные, по их месту в сюжете, персонажи получают первостепенное значение для выражения идеи произведения (Платон Каратаев в «Войне и мире»).
Персонажи в произведении составляют завершенную систему. Они соотнесены, «сцеплены» между собой не только ходом изображаемых событий (это бывает не всегда), но всегда – логикой художественного мышления писателя. Системой называют такую общность элементов, в котрой целое больше суммы частей. Элемент, взятый в системе, не равен самому себе, взятому изолированно или в другой системе. «Как любая система, персонажная сфера произведения характеризуется чере составляющие ее элементы (персонажи) и структуру».
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ раскрывает содержание произведения и представляет одну из сторон композиции. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их высказывания и поступки.
Она создает единство и целостность художественной формы произведения. Это проявляется особенно ярко в тех случаях, когда изображаемые писателем события не находятся в прямых причинно-следственных связях друг с другом. Например, «Анна Каренина» Толстого: три группы действующих лиц – Анна-Вронский-Каренин, Левин-Кити, Стива Облонский- Долли – изображатся как бы независимо друг от друга. «Треугольник» Кити- Вронский-Анна возникает в качестве частного и кратковременного эпизода, контакты Анны с семьей братаи Левиным тоже не играют в романе большой роли. На недоумение одного из читателей Толстой отвечал, что отсутствие прямого общения между действующими лицами не случайно, а «архитектура» (точнее – композиция) его романа основана на «внутренних связях» между действующими лицами, а не на их знакомстве. Т.Е. «расстановка» героев скрепляет в данном случае воедино все изображенное писателем и становится особенно важным средством выражения идеи.
Система персонажей м.б. моноцентрической и полицентрической.
Персонаж и писатель (герой и автор). Автор всегда выражает свое отношение к персонажу (посредством художественных образов). Персонаж является воплощением писательской концепции, идеи в рамках более широкой художественной целостности всего произведения.
Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным (хотя Флобер пытался – в «Госпоже Бовари»).
Образ-персонаж обладает определенной структурой, в которой различимы внутреннее и внешнее.
А) СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ.
Важнейший способ литературно-художественного освоения жизни человека – психологизм. Этим термином обозначается тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей в их взаимосвязи и динамике, воссоздание в литературном произведении человеческого сознания.
Психологизм может быть явным, открытым, «демонстративным» – Толстой, Достоевский. А Тургенев, например, утверждал, что писатель должен быть «Тайным» психологом. И для ряда его произведений, а также, например, для творчества Чехова характерен «тайный», скрытый психологизм, связанный с широким использованием «подтекста», с обилием недомолвок, намеков.
Б) ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА
Описание наружности и жестикуляции, мимики персонажа. Портрет может быть дан экспозиционно (при первом появлении) и лейтмотивно (неоднократно повторяющаяся черта). У Толстого – глаза кн. Марьи, плечи Элен и т.п.
В) ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
Г) ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПЕРСОНАЖА
Персонаж проявляет себя в словах. Речьдиалогическая и монологическая (в широком смысле) – это выразительно значимые высказывания, как бы подчеркивающие «авторскую» принадлежность, раскрывающие суть персонажа. Диалоги и монологи являются связующим звеном между миром художественного произведения и его речевой тканью.
Диалогическая ( dialogos – разговор, беседа (др.греч.) речь связана с общением говорящих и воздействием друг на друга, слагается из высказываний разных людей.
Различают монологи обращенные и уединенные.
Первые – определенным образом воздействуют на адресата, но не требуют сиюминутного ответа. Здесь один (говорящий) – активен, остальные (слушающие) – пассивны.
Уединенные монологи – это высказывания, осуществляемые человеком либо в одиночестве (буквальном), либо в изначально предполагаемой изоляции (дневники, «говорение» самого с собой, «про себя».
Ø ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖА –характеристика героя через его действия и поступки в системе сюжета; раскрывается в поступках, в отношениях к другим персонажам, в описании чувств героя, в его речи;
. Здесь возникает необходимая для решения проблема соотношения типического и индивидуального в персонаже.
В XIX веке возобладала и упрочилась концепция искусства, опирающаяся на опыт реалистического творчества. Опорные понятия этой концепции – ТИП и ХАРАКТЕР. И в наполнении этих понятий существуют две точки зрения:
Первая (Г.Н.Поспелов, Кормилов): ТИП (типическое) понимается широко, как воплощение общего в индивидуальном (если оно достигает яркости и полноты), тип как высокая степень характерности.
ХАРАКТЕР (характерностью) – индивидуальное прежде всего, некий комплекс выделенных черт, отличающих данный персонаж от других. В характере «заключено прочное ядро человеческой индивидуальности, проявленное ярко и крупно. Психологической предпосылкой для появления характера в литературе становится объемное видение душевной реальности, накопление психологической зоркости в мире культуры» (В.А.Грехнев)
Вторая (Л.В.Чернец, В.Е. Хализев): ХАРАКТЕР – общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности – ТИП. (Часто термины характер и тип используются как синонимы).
Ø ПРЯМАЯ АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (в эпосе)
Ø ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ ДРУГИМИ ПЕРСОНАЖАМИ (в эпосе, но особенно в драме)
Ø СОПОСТАВЛЕНИЕ ИЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ персонажа другим персонажам (в системе персонажей)
Ø ИНТЕРЬЕР (изображение условий, в которых живет и действует герой – в эпосе)
Ø ПЕЙЗАЖ (как средство психологизма; в эпосе)
Ø Изображение СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЩЕСТВА, в которых живет и действует персонаж.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет