содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольноговоз-раста речь становится универсальным средством общения ребенка с окру-жающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми раз-ного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи,умение ориентироваться на осо-бенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его вос-приятию содержание и речевые формы.

В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от жела-ния детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познава-тельно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций,направленных на решение постепенно усложняю-щихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собе-седником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последова-тельности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить спо-собам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми ак-тивно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детейс разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).

В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста хорошо используются элементы инновационной техно-логии Л. Д. Коротковой «Сказкотерапия».

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих мно-гообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Мои любимые сказки», «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рас-сказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. А именно «Развитие диалогической речи дошкольников в игре«. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. Дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога). Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие,но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.

Развивая речетворчество дошкольников, можно использовать конструкторы ле-го. В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из лего используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произве-дения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использо-вание лего-конструированияспособствует речевому творчеству: во время по-стройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется лего-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудес-ный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с лего.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуа-ции, любого занятия в дошкольномобразовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи до-школьников, формирования коммуникативной компетентности детей,если:

• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совме-стной образовательной деятельности;

• педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

2. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. //Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования.

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Структурные диалоги

1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закреп-ления родительного падежа множественного числа.

— У тебя есть апельсины?

— Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть ябло-ки?

2. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

— В вазе что-нибудь есть?

— На стене что-нибудь висит?

— Нет, на стене ничего не висит.

— За коробкой есть что-нибудь?

— Да, за коробкой лежит карандаш.

— Это зима, не так ли?

— Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет сне-га. Это осень.

— Это лошадка, не так ли?

— Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

— Это ромашка, не так ли?

— У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.

— Это книжный магазин, не так ли?

— Совершенно верно. На полках одни книги.

— Мальчик собрался на каток, не так ли?

— Вы правы. В руках у него коньки.

Обусловленные диалоги

Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, тре-бующих словесного сопровождения (объяснения).

Игра: «Какая игрушка?».

— неваляшка, матрёшка, снеговик

— вагончик, машина, паровоз

— лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка

— пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус

— мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч

— собака, кошка, утёнок

— кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт

— На какую игрушку похожа?

— Я думаю на неваляшку.

— Можно дорисовать ручки и глазки и т. д.

Игра «Лабиринт» (план города).

Показ образца диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка):

— Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки).Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика?А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения!После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.

В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продук-тивно.

Диалоги-сравнения

В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.

Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обра-щая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспра-шивает, какие понятия употребляет.

Например,пары для сравнения:

«А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе»

Игры «Разное – одинаковое»

Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустар-ники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.

Вопросы начинаются со слов: «Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поля-не, на рисунке больше. «

Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?.»

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста» Борисова Елена Леонидовна Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение.

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через технику «Квиллинг» Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года) 1.1 Понятие «диалогическая речь».

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (часть 2) III. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в.

Источник

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Смотреть фото содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Смотреть картинку содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Картинка про содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Фото содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста Людмила Козлитина
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи. Говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем –то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Диалог –является основной формой речевого развития ребенка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической речив детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалогетребует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседниками тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1.Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими;;

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, прощание.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета («Здравствуйте!», «Доброе утро!», не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг.

1. Вступление (зачин).

2. Развитие темы разговора.

Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например,вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют…», «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не….», «Кто знает, что это у меня в руках?». Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором пойдет разговор с детьми. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки. Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, и надо добиваться того, чтобы дети не отвлекались от данной темы. Иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы. Особенность мышления детей такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. Чем младше ребенок, тем он легче отвлекается, быстрее забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие –беседа призвана вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему. Заканчиваться беседа может загадкой, стихами, показом воспитателем соответствующей картины. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы, которым должен был научить детей в течение беседы.

Обязательность участия детей в беседе.

Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то он не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе только видимость. При большом количестве детей невозможно уделить внимание каждому ребенку, поэтому нужно подключать родителей, инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу.

Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков, построение связных высказываний. Следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью- необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые. Относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям.

Использование театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность» Если ребенок любит играть в театр – значит он верит в чудо и в то, что сказки никогда не кончаются! (А. Б. Никитина) Актуальность Дошкольное.

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций» Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством.

Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений,.

Презентация «Семинар по речевому развитию «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества,.

содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Смотреть фото содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Смотреть картинку содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Картинка про содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Фото содержание работы воспитателя по обучению диалогической речи детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *