Что такое оборотно сальдовая ведомость в бухгалтерии простыми словами
Оборотно-сальдовая ведомость
Определение
Оборотно-сальдовая (оборотная) ведомость – регистр бухгалтерского учета, предназначенный для контроля операций и сальдо по счетам бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
На бухгалтерском слэнге оборотно-сальдовую ведомость называют «обороткой».
Какую информацию содержит оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость содержит сальдо (остатки) на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого применяемого компанией счёта (субсчёта) бухгалтерского учета.
Как формируется оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость, как правило, автоматически формируется используемой программой автоматизации бухгалтерского учета на основании введенных в программу операций (проводок по счетам бухгалтерского учета).
Как оформляется оборотно-сальдовая ведомость
Форма оборотно-сальдовой ведомости устанавливается каждой компанией самостоятельно и утверждается приложением к учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете»; п. 4 ПБУ 1/2008).
Форма оборотно-сальдовой ведомости должна содержать следующие реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете»):
1) наименование – «Оборотно-сальдовая ведомость»;
2) наименование компании, составившей оборотно-сальдовую ведомость;
3) период, за который составлена оборотно-сальдовая ведомость;
4) непосредственно данные бухучета, которые отражаются в оборотно-сальдовой ведомости;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение оборотно-сальдовой ведомости;
7) подписи лиц, ответственных за ведение оборотно-сальдовой ведомости, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Оборотно-сальдовая ведомость составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке и сроки, установленные учетной политикой для целей бухгалтерского учета (п. 6 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете»).
Исправления в оборотно-сальдовой ведомости должны содержать даты исправлений, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п. 8 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете»).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что показывает оборотно-сальдовая ведомость?
Приветствую, уважаемые читатели блога. Недавно одна из моих подписчиц предложила мне рассмотреть в статье оборотно-сальдовую ведомость для людей, которые не являются бухгалтерами, но которым нужно понять основную информацию из этого регистра. Также статья пригодится начинающим бухгалтером и тем, кто обучается этой профессии.
В этой статье мы рассмотрим саму обротную ведомость, из чего она состоит (ее структуру), кратко разберем основные понятия бухгалтерского учета, без которых сложно разобраться в оборотке, поймем, как составить оборотную ведомость, а также рассмотрим самые распространенные счета: счет 10, счет 20, счет 41, счет 43, счет 60, счет 62 и счет 70.
Что такое оборотная ведомость и из чего она состоит?
Начнем с определения. Оборотно – сальдовая ведомость, также говорят оборотная ведомость или оборотка – это бухгалтерский регистр, в котором отражаются остатки и обороты (операции) по всем бухгалтерским счетам.
Раньше по оборотной ведомости составляли баланс. Если учились на бухгалтера, экономиста и другие специальности, где изучается бухгалтерский учет, наверное, знаете так называемые сквозные задачи, когда нужно составить проводки, рассчитать остатки по счетам, составить оборотно-сальдовую ведомость, а по ней составить баланс.
Сейчас чаще всего баланс составляют в программе и оборотная ведомость нужна, чтобы посмотреть обороты и остатки по счетам, а сверить суммы, если в балансе что-то не сходится.
Вот пример оборотно-сальдовой ведомости из программы 1С Бухгалтерия 8.
Она имеет следующие колонки. Номер счета, наименование счета (иногда наименование счета пропускают и дают только его номер), далее остаток (сальдо) на начало периода (если оборотка составляется за месяц, значит остаток на начало месяца), обороты за месяц и остаток (сальдо) на конец периода.
Теперь, думаю, понятно, откуда происходит название данного регистра. Т.к. в нем содержатся остатки, говоря бухгалтерским языком – сальдо и обороты за период.
Колонки с сальдо и оборотами в свою очередь делятся на две части: дебет и кредит.
Это две части бухгалтерского счета.
Обратите внимание, что суммы по дебету и кредиту по остаткам должны быть равны между собой, тоже самое по оборотами.
Активные и пассивные бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета — это основа бухгалтерского учета. С их помощью отражаются все операции предприятия. Номера и названия счетов можно посмотреть в плане счетов все коммерческие организации используют план счетов от 31 октября 2000 года, который действует с 2001 года.
Все счета можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные счета – это счета, на которых учитывается имущество организации, то есть основные средства, материалы, товары, денежные средства и т.д.
В схематичном виде счет можно представить в виде таблицы, состоящей из двух частей, дебета слева и кредита справа. Сокращенно дебет обозначают Дт, а кредит – Кт.
Остаток по счету на начало или конец периода называется «сальдо».
Схема активного счета
Д-т | К-т |
Сн – сальдо или остаток на начало периода | |
Операции, которые увеличивают счет | Операции, которые уменьшают счет |
Обд— общая сумма операций по дебету | Обк— общая сумма операций по кредиту |
Ск (сальдо или остаток на конец периода)= Сн+Обд — Обк |
В активном счете сальдо на начало и на конец периода может быть только по дебету.
Пример:
Сальдо по счету 51 «Расчетные счета» на начало месяца составляет 20 000 руб. В течение месяца поступило денег на расчетный счет на суммы 60 000 и 70 000 рублей и было перечислено с расчетного счета на суммы 40 000 и 50 000 рублей. Определить сальдо по счету 51 на конец месяца.
Нарисуем схему счета 51:
Д-т | К-т |
Сн – 20 000 руб. | |
60 000 | 40 000 |
70 000 | 50 000 |
Обд— 130 000 | Обк— 90 000 |
Ск = 20000+130000 – 90000=60 000 |
Пассивные счета – это счета источников образования имущества, то есть за счет чего это имущество приобретается. Источники могут быть собственными и заемными.
Собственные – это уставный капитал, нераспределенная прибыль и т.д. Заемные – кредиты и займы.
Схема пассивного счета
Д-т | К-т |
Сн – сальдо или остаток на начало периода | |
Операции, которые уменьшают счет | Операции, которые увеличивают счет |
Обд— общая сумма операций по дебету | Обк— общая сумма операций по кредиту |
Ск (сальдо или остаток на конец периода)= Сн+Обк – Обд |
В пассивном счете сальдо на начало и на конец периода может быть только по кредиту
Пример:
Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» на начало месяца составляет 10 000 руб. В течение месяца учредители внесли вкладов на суммы 40 000 и 60 000 рублей и был уменьшен капитал, в связи с выходом учредителей на суммы 20 000 и 30 000 рублей. Определить сальдо по счету 80 на конец месяца.
Нарисуем схему счета 80:
Д-т | К-т |
Сн – 10 000 руб. | |
20 000 | 40 000 |
30 000 | 60 000 |
Обд— 50 000 | Обк— 100 000 |
Ск = 10000+100000 – 50000=60 000 |
Как составить оборотно-сальдовую ведомость?
Данные в оборотку попадают из бухгалтерских счетов. Составим регистр на примере 51 и 80 счетов, рассмотренных выше.
Сальдо на начало месяца по счету 51 мы запишем в колонку Сальдо на начало по Дт. Обороты записываем в колонку «Обороты» по дебету и кредиту. Сальдо на конец в колонку Сальдо на конец по Дт.
По счету 80 будет немного наоборот. Сальдо на начало месяца записываем в колонку Сальдо на начало по Кт. Обороты записываем в колонку «Обороты» по дебету и кредиту. Сальдо на конец в колонку Сальдо на конец по Кт.
Обратите внимания, что обороты по счету записывают как в колонку по дебету, так и по кредиту. А вот остатки (сальдо) могут быть либо по дебету, либо по кредиту.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы»
Данный счет является активным, и на нем отражаются все материалы, которые есть у предприятия. Например, у предприятия по производству мебели материалами будут доски, ткань для обшивки и т.д. У предприятия по пошиву одежды: ткань, пуговицы, нитки.
Также материалами являются канцтовары, бензин и другие.
Так как данный счет активный, то сальдо на начало него будет по дебету. Оно означает, сколько материалов на начало периода есть на складе. Оборот по дебету показывает, сколько материалов поступило на предприятие за период. А по кредиту – сколько материалов было списано. У данного счета сальдо на конец периода всегда будет по дебету.
Если вдруг сальдо получается по кредиту (если вы ведете учет в программе, там эта сумма показывается в дебете, но красным и с минусом) – это означает ошибку. То есть было списано материалов больше, чем их есть на самом деле.
Оборотно-сальдовая ведомость по счетам 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»
Эти счета, как и счет 10 являются активными и у них будет аналогичная структура в оборотке.
Товары – это то, что предприятие покупает или перепродает.
Готовая продукция – то, что предприятие изготавливает. Например, мебель, одежду и т.д.
Сальдо на начало периода всегда по дебету и означает, сколько товаров или готовой продукции есть на начало периода на складе. Оборот по дебету показывает, сколько товаров поступило на предприятие за период или сколько готовой продукции было изготовлено. А по кредиту – сколько товаров и готовой продукции было продано. У данного счета сальдо на конец периода всегда будет по дебету. Сальдо с минусом означает ошибку.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 «Основное производство»
На данном счете собирается себестоимость готовой продукции или услуг на предприятии. Например, если предприятие занимается пошивом одежды на данном счете отражаются все затраты связанные с этим. Материалы (ткань, пуговицы, нитки и т.д.), зарплата швей и отчисления с нее, амортизация швейного оборудования, аренда и коммунальные услуги и другие расходы.
Счет 20 является активным. Сальдо на начало периода всегда по дебету и означает, остаток незавершенного производства на начало периода. Например, для пошивочного предприятия – это будут недошитые и незаконченные вещи.
Оборот по дебету показывает расходы предприятия, связанные с изготовлением продукции или оказанием услуг. А по кредиту списание расходов при поступлении продукции на склад или оказании услуг. У данного счета сальдо на конец периода всегда будет по дебету. Сальдо с минусом означает ошибку. Как раз такой вариант представлен на картинке. По кредиту затраты списаны, а по дебету ничего нет. Поэтому сальдо показывается красным и сигнализирует ошибку.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Данный счет предназначен для учета расчетов с поставщиками, которые поставляют предприятию материалы, товары или оказывают услуги.
И здесь мы столкнемся с еще одним видом счетов – активно-пассивным. Отличие данных счетов в том, что сальдо у них может быть как по дебету, так и по кредиту.
В остальном они сохраняют структуру либо активную структуру (операции увеличивающие счет показываются по дебету, а уменьшающие по кредиту) или пассивную (наоборот, операции уменьшающие счет показываются по дебету, а увеличивающие по кредиту).
Счет 60 относится к активно-пассивным счетам с пассивной структурой. Значит, по дебету будет показываться уменьшение нашей задолженности перед поставщиком, а по кредиту увеличение. Сальдо по кредиту счета показывает, что мы должны поставщику определенную сумму.
А если сальдо получилось по дебету, это значит, что поставщик должен нашему предприятию. Такое может быть, если мы перечислили поставщику аванс, а материалы, товары или услуги поставщик еще не предоставил.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
На данном счете ведутся расчеты с покупателями. Он тоже активно-пассивный, но с активной структурой. То есть по дебету счета показывается увеличение задолженности покупателей перед нашим предприятием, а по кредиту ее уменьшение.
Сальдо по дебету счета показывает, что покупатель должен нашему предприятию определенную сумму.
А если сальдо получилось по кредиту, это значит, что наше предприятие должно покупателю. Такое может быть, если мы получили от него аванс, а товары, готовую продукцию или услуги еще не предоставили.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
И в завершении счет 70. На этом счете учитываются расчеты с персоналом организации.
Счет 70 относится к активно-пассивным счетам с пассивной структурой. По дебету показывается уменьшение нашей задолженности перед персоналом, а по кредиту увеличение. Сальдо по кредиту счета показывает, что мы должны сотрудникам определенную сумму.
А если сальдо получилось по дебету, это значит, что сотрудники должны нашему предприятию. Такое может быть, если предприятие, например, перечисляет авансы работникам.
Надеюсь, статья вам помогла разобраться с тем, что показывает оборотно-сальдовая ведомость. Материал получился очень объемным, поэтому если что-то непонятно или есть другие вопросы, например, по другим счетам, задавайте их в комментариях.
Делитесь статьей в социальных сетях, задавайте вопросы в комментариях и подписывайтесь на мой Инстаграм
Если вам необходимо индивидуальное обучение, консультации и другие услуги по работе с 1С, загляните в раздел «Консультации»
Подробнее про то, что показывает оборотно-сальдовая ведомость смотрите в видео:
Что такое дебет и кредит простыми словами
Статья рассказывает, что такое кредит и дебет в бухгалтерии, зачем нужны активные и пассивные счета, приведен понятный пример расчета.
Вопросы, связанные с финансами, всегда вызывают удивление у тех, кто не сталкивается с ними ежедневно. Кредит, дебет и другая профессиональная терминология непроста для понимания. Особенно у начинающих бизнесменов, которые при сдаче налоговой отчетности хватаются за голову и спрашивают: «Дебет и кредит — это что?» В этой статье пойдет речь об этих понятиях простыми словами.
Двоичная запись
Так сложилось исторически, что все финансово-хозяйственные операции отражаются с помощью двоичной записи. Сделано это для того, чтобы понять, какие активы есть у бизнеса и за счет чего они были получены. Таким образом можно оценить эффективность ведения предпринимательской деятельности и принять правильные стратегические решения.
Запись любого действия, проведенного в бизнесе, фиксируется в журнале операций с помощью его сути и двух цифр, которым оно соответствует в так называемом плане счетов — группировка в зависимости от цели операции. Например, если мы выдали заработную плату с расчетного счета, то одновременно этот факт отражается сразу в двух столбцах, где дебетовый счет — это левая часть ведомости, где отражаются расчеты с персоналом, а кредитовый — правая часть, откуда эти средства были вычтены. С присвоением необходимых цифровых обозначений, соответственно. В результате это дает понимание того, откуда средства пришли и куда они ушли, а в более широком смысле — что такое кредит и дебет в бухгалтерии.
Что такое дебет?
Как уже было описано выше, двоичная запись нужна для того, чтобы понимать происхождение активов и целесообразность их использования. То, что имеет компания, в том числе и чужая задолженность перед ней, находит свое отражение в дебетовых счета. Дебет — это левый столбец в ведомостях. Здесь накапливаются основные средства, учитывается все имущество, а также прибыль.
Что такое кредит?
Чтобы понимать, каким образом достигается получение того имущества, что есть у предприятия, используется понятие кредитового счета. Кредит — это правый столбец ведомости. Он показывает, сколько должна компания, как распределены средства, что приносит основную прибыль. Простым языком — это расход активов, которые расположены в дебете.
Кредитовый и дебетовый оборот
Благодаря тому, что при подсчете финансового результата используется двоичная запись операции, можно с легкостью сказать, в какую пользу она прошла. Например, если мы снимаем деньги из кассы и отправляем их на расчетный счет, то на языке бухгалтерского учета мы списываем эти средства с кредита и записываем их на дебет. Таких проводок за месяц может быть большое количество, поэтому по итогам отчетного периода проводится определенная статистика. Из той суммы, что пришла на дебет, вычитается та, что ушла. Это и называется дебетовым оборотом. То же самое и для кредита. Таким образом мы можем проследить движение ценностей вплоть до операции и принять верное управленческое решение.
Что такое сальдо?
После того, как мы подсчитали все обороты, необходимо выявить разницу между большим и меньшим числом. Если по дебету цифра оказалась больше, значит сальдо, то есть остаток между приходом и расходом за период, — дебетовое. Это дает нам понять, в какую пользу прошел отчетный период и позволяет корректировать доходы и расходы для выведения итогового бухгалтерского баланса.
Активные и пассивные счета
Бухучет также разделяет все счета на два типа: активные и пассивные. Первые — это средства в денежном эквиваленте, которыми обладает предприятие. Начальное и конечное сальдо у этих счетов всегда дебетовое. Вторые всегда показывают изменение источников активов компании. Соответственно, сальдо на начало и конец периода всегда кредитовое. Они всегда показывают общую задолженность перед банками и контрагентами, амортизационные начисления и уменьшение или увеличение капитала. Таким образом можно сказать, что дебетовый счет — активный, а кредитовый — пассивный.
Примеры расчета
Чтобы наглядно понять, что такое кредит и дебет, рассмотрим простой пример.
Предположим, вы решили открыть магазин с одеждой и продали свой первый заказ на сумму 5000 рублей Часть суммы, 2000 рублей, решено положить на расчетный счет в банк. То, что пришло, учитывается в столбце «Дебет», а то, что ушло — в кредит. В ведомости данная операция будет выглядеть так:
Касса (счет 50):
Расчетный счет (счет 51):
Далее вы решили оформить заказ на новый костюм на сумму 4000 рублей, но оплатили только 1000 рублей с расчетного счета, а остальную часть решено отдать позже. В учете это будет выглядеть так:
Расчетный счет (счет 51):
Заказчик (счет 62):
Склад (счет 41):
Пришло время подводить итог первого месяца работы. Считаем суммы дебетового и кредитового оборота (те, что накопились по соответствующим счетам).
Касса: 5000 – 2000 = 3000 рублей. Первая сумма больше, поэтому по итогам записывается в дебетовую часть.
Расчетный счет: 2000 – 1000 = 1000 рублей — то же самое.
Заказчик: 1000 – 4000 = 3000 рублей — здесь ситуация обратная, то есть вторая цифра больше. Соответственно она идет в правую часть столбца — в кредит.
Склад: 4000 рублей.
Таким образом, дебетовое сальдо дает понять, какие активы у нас есть на текущий момент, а кредитовое не дает забыть, что мы должны поставщику часть средств за заказ.
В следующем отчетном периоде мы переносим все данные, которые получились по итогу работы. Это будет называться входящим сальдо.
Безусловно, рассмотренный пример достаточно примитивен, а названия статей условные. Однако он наглядно показывает, что означают термины «кредит», «дебет» как они взаимосвязаны и как проходит оборот между ними. Само собой, бухгалтерский учет — это более сложный и трудоемкий процесс.
Как научиться понимать и анализировать оборотно-сальдовую ведомость
Сегодняшнюю статью я посвящу одному из важнейших бухгалтерских документов, без которого анализ хозяйственной деятельности компании был бы крайне затруднен. Мы поговорим об ОБОРОТНО-САЛЬДОВОЙ ВЕДОМОСТИ (ОСВ).
Давайте представим: мы целый месяц фиксируем в бухгалтерском учете все имеющие место быть операции хозяйственной деятельности, будь то начисление зарплаты, оплата поставщику, поступление товаров и материалов, выдача денежных средств под отчет, иначе говоря, все, что происходит в компании день за днем. И вот наступает час «Х», когда заканчивается месяц, и нужно проверить, как обстоят у нас дела с учетом, нет ли ошибок, кому и сколько мы должны, кто должен нам, сколько денег нам заплатили покупатели, кто не отчитался за подотчетные суммы… И вот тут–то нам поможет оборотно-сальдовая ведомость.
Разобраться в ОСВ не так сложно. Но, чтобы уметь ее читать, нужно сначала научиться ее составлять, то есть, практически ощутить из чего она состоит, тогда и анализ будет понятен.
Именно этим мы с Вами сейчас и займемся – составим ОСВ. За основу возьмем несколько наиболее частых операций.
Итак: «За месяц бухгалтер компании ООО «Сфера» провела ряд хозяйственных операций:
Оплатила с р/с 129 800 руб. за товар поставщику.
Оприходовала товар на сумму 129 800 (в т.ч. НДС 18% 19 800 руб.)
Выделен НДС по оприходованным товарам
НДС принят к вычету на основании счета-фактуры от поставщика
Оприходовала материалы на склад стоимостью 29 500 руб. ( в т. ч. НДС 18 % 4 500 руб.)
Выделен НДС по оприходованным товарам
НДС принят к вычету на основании счета-фактуры от поставщика
Поступила предоплата от покупателя 300 000 руб.
Оформила отгрузку товара покупателю на сумму 212 400 (в т.ч. НДС 18% 32 400 руб.)
Начислен НДС с реализации товара
Списана стоимость товара на себестоимость
Снятие с р/с и оприходование д/с в кассу 50 000 руб.
Выдача подотчет 50 000 руб.
Начисление заработной платы сотрудникам 250 000 руб.
Удержан НДФЛ с з/п – 32 500 руб.
Вот, собственно, наша ОСВ и готова!
Сформировав отчет своими собственными руками, мы уже четко понимаем, откуда берутся цифры и какое значение имеют. Таким образом, мы с легкостью можем проанализировать движение и остатки на любом участке бухгалтерского учета.
Для того, чтобы получить развернутую информацию по какому-то определенному бухгалтерскому участку, формируется ОСВ по конкретному счету.
Как видите, оборотно-сальдовая ведомость просто необходима каждому бухгалтеру, в ней аккумулируется информация обо всех операциях компании.
Подпишитесь на наш канал на YouTube!
Почему я рекомендую этот курс?
Во-первых, Вы поймете, что освоить бухгалтерский учет легко.
Во-вторых, Вы получите готовые практические кейсы почти по всем рабочим ситуациям из хозяйственной деятельности компании.
В-третьих, Вы сами себя проверите и убедитесь в полученных знаниях.
В-четвертых, Вы выбираете удобный способ обучения: очно, либо дистанционно.