сколько апсид у древнерусского храма

Церковное зодчество

Верующие идут в церковь ради общения с Господом, и проводимые в храме службы – главное. Но не надо забывать о составляющих, которые направляют чувства человека к молитве. Архитектура дает человеку первый эмоциональный толчок. Человек еще не вошел в храм, но он уже издалека видит его. Храм уже по своему внешнему облику отличен от окружающих домов. В прошлом, когда городская застройка была малоэтажной, русский город представлял собой сказочное зрелище – над ним поднимался целый лес колоколен и глав, увенчанных крестами.

Вид православного храма не только вызывает чувство восторга, но и наводит на глубокие раздумья о жизни, о Боге, о вечности, прекрасно вписывается в окружающую природу, что нашло отражение в картинах И. Левитана «Вечерний звон» или «Над вечным покоем».

Но вот человек входит в храм. Служба еще не началась. В храме тихо, сумеречно. Потихоньку сходятся верующие. Покупают свечи, обходят храм – прикладываются к иконам, святыням. В эти минуты архитектура уже начинает оказывать на присутствующих свое влияние, настраивает на то Великое, что в скором времени здесь произойдет. В древних храмах величественно вверх к сводам поднимаются столпы. На них изображены святые – столпы Церкви. Со стен в мерцающем сумеречном освещении на верующих глядят лики Спасителя, Богоматери, святых. Пробивающийся сквозь верхние и боковые окна свет выхватывает из этой череды то один лик, то другой. Иное ощущение возникает в поздних бесстолпных храмах. Открытое пространство позволяет обеспечить равномерное освещение храма через оконные проемы. Как правило, верхнее освещение в таких храмах отсутствует. В солнечные дни все пространство наполняется светом, и это вызывает чувство радости.

Но вот начинается служба. Зажигаются огни, и пространство храма преображается. И уже не существуют порознь архитектура, икона, освещение, пишет отец Павел Флоренский. Теперь «все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь».

сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть фото сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть картинку сколько апсид у древнерусского храма. Картинка про сколько апсид у древнерусского храма. Фото сколько апсид у древнерусского храма
Устройство храма

А какой силы достигает колокольный звон в шатровых храмах! Проникая внутрь храма, он целиком заполняет пространство его огромного шатра, и человек, молящийся в храме, погружается в эти звуки всем своим существом.

Структура православного храма

Храм Божий, или молитвенный дом, православные люди именуют церковью. Храм может иметь сложную композицию и помимо основного церковного объема включать в свой состав придельные храмы, трапезную, паперть, колокольню.

Освободимся мысленно от всех пристроек и обратимся к основному церковному объему. Рассмотрим его строение и характерные особенности, знание которых впоследствии позволит детям разобраться в ансамбле православного храма.

Церковный объем может иметь в плане форму прямоугольную, крестообразную и форму круга. Он обязательно увенчан одной или несколькими главами либо шатрами, которые в свою очередь венчают кресты. Количество глав определяется рядом условий, на которых мы в настоящем разделе останавливаться не будем. Крест является обязательным элементом церкви. Он может быть 4-, 6- или 8-конечным либо иметь внизу над яблоком серповидную чашу.

Кресты обращены плоскостью с запада на восток. С восточной стороны к церковному объему пристраиваются алтарные выступы – апсиды. В древних каменных храмах апсиды имели полукруглую в плане форму. Позже появились многогранные и прямоугольные апсиды. Число апсид – от одной и более. В храмах, имеющих в плане форму круга, нередко специальные выступы не устраиваются, а с восточной стороны церковного пространства вычленяется объем, где и устраивается алтарь. В крестообразных в плане храмах алтарь размещают в восточном выступе. В деревянном зодчестве, как правило, апсиды имеют прямоугольную либо многогранную форму.

С западной, южной и северной сторон церковного объема устраиваются входы, главным из которых является западный. Над ним часто помещают храмовую икону. С восточной стороны, где находится алтарь, дверей не устраивают. В поздней архитектуре, образ которой строится на принципах симметрии, нередко с восточной стороны можно увидеть ложный портал, по виду аналогичный реальным церковным порталам…

сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть фото сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть картинку сколько апсид у древнерусского храма. Картинка про сколько апсид у древнерусского храма. Фото сколько апсид у древнерусского храма
Структура храма

Православный храм – это модель мироздания. Человек, вошедший в храм, оказывается в центре вселенной, он пронизан невидимыми лучами бытия – и земного, и посмертного. Он предстоит пред алтарем собственной совести, Творца. По примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова православная церковь делится на три части. Эти части суть следующие: алтарь, средняя часть и притвор. Алтарь, как и в ветхозаветном храме Святое Святых, означает Царство Небесное. Средняя часть, соответствующая ветхозаветному святилищу, открылась всем верующим – членам Церкви земной и Небесной. Поэтому среднюю часть нередко называют собственно церковью. Притвор соответствует двору Иерусалимского храма, где во времена Ветхого Завета находился народ. В православном храме в первые годы христианизации в притворе стояли оглашенные, которые готовились к принятию христианства, но еще не сподобились таинства Крещения. В древних храмах пространство притвора нередко отделялось от средней части стенкой. Позже, когда Православие окрепло и прочно вошло в жизнь общества, притвор как место пребывания оглашенных перестал играть существенную роль. Теперь иногда там стоят тяжело согрешившие.

Среднюю часть храма от алтаря отделяет алтарная преграда.

Алтарь – главная часть храма, важнейшее место в котором занимает престол. К северу от алтаря ставится жертвенник, к югу – диаконник. Алтарь, диаконник и жервенник могут размещаться как в одном объеме, так и в отдельных. Соответственно с внешней стороны храма мы видим либо одну апсиду, ограничивающую единое алтарное пространство, либо три апсиды, ограничивающие пространство, где размещаются алтарь (центральная апсида), жертвенник (северная апсида) и диаконник (южная апсида). В первом случае говорят, что храм одноапсидный, во втором – храм трехапсидный. Чтобы иметь возможность служить в один день две литургии, нередко в диаконнике стали устраивать второй престол. В этом случае диаконник переносили в северное полукружие, то есть в помещение жертвенника. Первый престол стали называть главным, а устроенный в диаконнике – приделанной церковью, или параекклисией. Иногда над апсидой, в которой устроена придельная церковь, устанавливают главу. Тогда о наличии придельной церкви можно судить, находясь вне храма.

Со временем складываются различные варианты размещения придельных церквей за алтарной преградой, что приводит к появлению храмов с числом апсид 1, 2, 3, 5. В двухапсидных храмах одна апсида, как правило более крупная, относится к главному престолу, другая, меньшая, – к приделанной церкви. В пятиапсидных храмах три центральные апсиды могут быть местом размещения алтаря, жертвенника и диаконника главного престола, тогда две крайние будут относиться к двум приделанным церквам.

Дополнительные престолы могут быть устроены и в других помещениях. Например, на хорах, в трапезных, в колокольнях или в отдельных объемах. Последние называют придельными храмами.

Придельные храмы пристраиваются к основному церковному объему чаще с северной или южной стороны, увенчаны главой, завершены с восточной стороны апсидой, то есть имеют все разобранные выше элементы, характерные для церковного объема.

Трапезная – это дополнительный церковный объем, располагающийся на месте притвора, к западу от средней части. Название этого объема происходит от слова «трапеза», в связи с чем некоторые связывают его происхождение с монастырскими трапезными, которые издавна возводились в комплексе с церковью, располагавшейся с восточной стороны трапезной. К трапезным не предъявляют особых требований, связанных с символикой храма, таким образом, они более просты по исполнению, чем церковный объем, что позволяет сделать их обширными. Поэтому трапезные стали пристраивать к церковному объему с целью увеличения церковных площадей. В трапезной обычно располагаются свечные ящики, где принимаются поминальные записки, продаются свечи, церковные книги. В трапезной совершаются литии и читаются церковные молитвословия. Нередко в трапезных размещают дополнительные престолы. В последнем случае иногда над трапезной устанавливают главу. Размещаются трапезные, как правило, в отдельном объеме, пространство которого в интерьере плавно перетекает в церковное пространство, но иногда и в одном объеме с церковью, то есть с ее средней частью. Извне последний случай всегда можно обнаружить по смещенным к востоку главам, поскольку главы устанавливаются только над церковным объемом.

сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть фото сколько апсид у древнерусского храма. Смотреть картинку сколько апсид у древнерусского храма. Картинка про сколько апсид у древнерусского храма. Фото сколько апсид у древнерусского храма
Алтарь православного храма

Важной составной частью храма является колокольня, которая может быть как отдельно стоящей, так и входящей в единый блок с церковным объемом. Колокольни представляют собой особый раздел церковной архитектуры. В разные времена были свои излюбленные композиции. Так, в первой половине XVII века, когда предпочтение отдавалось красочным живописным композициям, колокольни стали примыкать к северо-западному углу церковного объема. Были и другие варианты. Во второй половине XVII века изменилась эстетика, появилась тяга к изысканной архитектуре, что сказалось и на компоновке объемов. Популярной становится компоновка объемов «кораблем»: церковный объем на востоке, колокольня на западе и между ними трапезная. Эта компоновка становится традиционной для последующего церковного зодчества.

Паперть, по определению, – внешний притвор, площадка вне храма перед внутренним притвором. Как в древности, так и теперь на паперти стоят нищие, живущие подаянием.

Паперть представляет собой внешнее крыльцо, или сени, и могут располагаться не только перед западным входом, ведущим в помещение внутреннего притвора, в трапезную либо в колокольню, но и устраиваться перед южными и северными входами в церковь.

Все объемы могут объединяться между собой галереей, играющей роль паперти.

Храмы нередко возводятся на подклетных этажах. Подклеты предохраняют помещения храма от сырости, вместе с тем зачастую несут некоторую функциональную нагрузку. В подклетных этажах могут размещаться: церкви, часто теплые, некрополь, подсобные помещения, в монастырях – кладовые, хлебодарни и другие хозяйственные службы, в церквах на купеческих дворах в подклетах нередко устраивались помещения для хранения товаров.

Источник

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Источник

Апсида храмов Руси и готических соборов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность апсиды

Апсидой называют примыкающий к основному объему здания пониженный выступ. Он может быть полукруглым, граненым, прямоугольным или усложненным в плане.

Апсиды нередко перекрываются куполом или сомкнутым полусводом. Как правило, под термином «апсида» понимается алтарные объемы в религиозных сооружениях. Апсидиолой называют пониженный выступ небольшого размера, примыкающий к конструкции основного здания и не имеющий внутри себя алтаря. Считается, что первые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Апсида храмов Руси

Как правило в христианских религиозных сооружениях апсида представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Надо сказать, что назначение апсид в христианских храмах может быть и иным (например, декоративным или утилитарным). Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря имеет несколько апсид с каждой стороны. В католических храмах внутри апсиды могли размещаться капеллы.

Православные храмы Руси имели нечетное число апсид, как правило – одну или три. Константинопольские храмы, которые в некоторой степени являлись прообразом для древнерусских, часто могли иметь три апсиды, изначально использовавшиеся как три независимых друг от друга алтаря.

В XIV веке апсиды трехапсидных религиозных сооружений превращаются в алтарь, располагающийся в средней апсиде. Алтарь средней апсиды назывался протезисом или жертвенником, если располагался в северной части, и диаконником (ризницей), если располагался в южной апсиде. Ризница служила для хранения богослужебных книг, а также облачений, использовавшихся в литургии.

Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В однотипных готических соборах можно увидеть вытянутую базилику с трехчастным делением и с вытянутыми апсидами. Классический православный храм выглядит идентично, он имеет однокупольное четырехстолпное перекрытие. Этот по истине уникальный вариант религиозного сооружения в России можно наблюдать на примере церквей Владимира и Новгорода.

Успенский собор во Владимире может показаться многокупольным, однако в действительности он является однокупольным, поскольку остальные купольные конструкции не функционируют. Нагрузку от данного купола воспринимают четыре столпа, купол при этом имеет три апсиды, в которых располагается алтари. В данном случае перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Такая идея демонстрируют иллюзорную хрупкость. Аналогичный принцип символического концептуализма применяется в готических соборах.

Единственным сходным по идейным и экстерьерным параметрам православным храмом в России является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Сходство наблюдается во внутреннем и внешнем убранстве сооружения:

Архитектором данного храма считают В.И. Баженова, поскольку он является первым зачинателем русской псевдоготической архитектуры, однако, доказательств этому нет.

Готический собор и православных храм

Строительная отрасль всегда иллюстрирует представление времени о модели мира. «Миром» готического собора было средневековье, время рыцарской культуры и розенкрейцеров.

Надо сказать, что готическая архитектура не имеет конкретных авторов. Иногда в источниках указываются псевдонимы (например, Аббат Сугерий, который занимался реконструкцией церкви Сен-Дени в XII веке). В этой связи можно утверждать, что готика является безымянным архитектурным стилем.

В XI веке существовало множество мастеров-каменщиков, а также художников-архитекторов, которые предпочитали остаться в тени. В то время стать Мастером было непросто – необходимо было сдать экзамен. Для того, чтобы его сдать, требовался высочайший уровень подготовки. В некоторой степени Мастер сдавал экзамен на сооружение-шедевр.

Рисунок 2. Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все готические соборы имеют похожий план сооружения в виде вытянутого прямоугольника. Обычно такой собор имеет трехчастное деление. Собор Парижской Богоматери и Реймский Собор наглядно иллюстрирует это. Нижняя часть готического собора называется «корабль», средняя – «трансепт», верхняя – «алтарная часть». Ключевой особенностью готического собора является способ соединения стрельчатого свода с системой подпорок. Такая конструктивная схема ведет к тому, что нагрузку от сводчатого покрытия воспринимают лишь столбы, а стеновые конструкции не участвуют в передаче усилий, поскольку боковое давление «корабля» передается на контрфорсы.

Центральная часть собора в плане имеет вид креста. Каждый готический собор имел глубочайший смысл. В непосредственном удалении от каждого из них обычно располагался университет (но не в современном, классическом понимании). По этому принципу была построена Сорбонна. Данный университет являлся в то время источником тайных знаний. У цеха мастеров каменных работ также существовала своя архитектурная наука.

Внешний фасад готического собора создает впечатление незаконченности сооружения. Данный эффект производят колокольные башни. Считается, что это является задумкой архитекторов, поскольку в то время символом башни являлось познание, а познание всегда бесконечно.

Замысел готической архитектуры содержит и православный храм. У него также есть подкупольное пространство, трансепт, называемый иконостасом и алтарь. Здесь также наблюдается эволюция готического пространства (трансепта) в православный иконостас, т.е. трансепт трансформируется в вертикаль.

Трехчастность православного храма и готического собора имеет общую идею Святой Троицы. «Корабль» здания отдается телу, трансепт отображает душу, а алтарь – дух. Поскольку тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет, апсида храмов и имеет несколько обособленный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *