Что такое обедня о здравии в церкви
Обедня – что это такое, для чего и когда ее заказывают? Как проходит литургия, чем отличается от проскомидии?
Иногда можно услышать о том, что нужно в церкви заказать обедню, что это помогает болеющему или нуждающемуся в помощи человеку. Еще говорится об обедне за упокой души умершего. Действительно, в храме существует такая возможность. Но для чего нужно данное служение?
Что такое обедня и когда ее заказывают?
Слово «литургия» имеет греческое происхождение и означает «общее дело», а слово «обедня» появилось в народе из-за того, что проводилась до обеда. Она считается наиболее важным служением суточного церковного круга, в течение обедни осуществляется Евхаристия, то есть Святое Причастие.
Литургия проводится не по заказу, а по расписанию.
Обедней еще в разговоре могут называть записки с именами, которые составляют прихожане, желая заказать помин души усопшего или упоминание ближнего в молитве за здравие. Это не значит, что по заказу будет проведено отдельное служение, посвященное только людям, указанным на листке, ведь таких прошений довольно много. Подразумевается, что записанные христиане во время обедни будут упомянуты в молитве.
Что такое суточный богослужебный круг?
Церковный день происходит по определенному графику, в который входят три важных богослужения:
Так звучат разговорные названия служений, отражая собой время исполнения каждого из них. С точки зрения не знающего некоторых традиций человека этот цикл начинается с утра, то есть с утрени. Но для священников и других работающих в церкви людей отсчет круга начинается с вечера. В качестве аргумента к такому порядку событий ссылаются на то, что сотворение мира начиналось с вечера.
Поэтому в начале круга стоит вечерня, потом идет утреня, после которой следует обедня. Каждое из служений, в свою очередь, подразделяется на три части, в результате чего получается девять служб.
В этом видео отец Афанасий рассказывает, как проводится суточный круг богослужений в православной церкви:
Какая разница между вечерней, утреней и обедней?
Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.
В течение вечерни проводятся:
Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.
Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.
Обедня включает в себя:
По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.
И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:
Чем отличается проскомидия от обедни?
Проскомидия не является обедней, она представляет собой только часть подготовительных действий, производимых в процессе литургии.
Само Таинство Причастия имеет греческое название «Евхаристия», означающее «благодарение», является напоминанием о Тайной Вечере, когда Христос собрал Своих учеников на пасхальную трапезу и, в определенной степени, ее воспроизведением.
На том торжественном совместном приеме пищи Иисус подал апостолам хлеб и вино, сказав о том, что в них Его Тело и Кровь, и что вкушающий Их имеет жизнь вечную.
Для приготовления к Причастию священнослужитель берет пять просфор. Из первой он вырезает и достает часть в виде куба, символизирующую образ страдающего за нас Христа. Ей присваивается название Агнец. Из других просфор вынимаются доли в честь Пресвятой Богородицы и святых.
Из последних двух вырезаются частицы за людей, как за тех, кто еще обретается в мире живущих на земле, так и за тех, кто покинул его. Такие хлеб и вино называются Святыми Дарами.
В эти минуты приготовления и укладывания кусочков просфор читаются молитвы и упоминаются имена христиан, указанных в поданных прихожанами записках.
Обедня по усопшим: что это такое?
Обедня по усопшим не является каким-то отдельным служением, отличным от основного. В процессе проведения Литургии есть минуты, когда произносятся молитвенные слова за умерших крещеных людей.
Поминовение усопших происходит в следующие моменты:
Обедня о здравии: что это такое?
Обедню о здравии можно охарактеризовать словами, похожими на те, что были сказаны выше насчет обедни об усопших. В ходе совершения Литургии выделяется некоторое время на прочтение молитвенной просьбы за здравие живых крещеных людей.
Молитвенные слова за здравие живых имеют место в следующие моменты:
Считается, что для живых и усопших нужна обедня, что это имеет важное значение. Умершие особенно нуждаются в молитве, соединенной с принесением Бескровной Жертвы, ведь сами они уже не могут совершить подобных действий. Лучше все заказать до начала богослужения, чтобы потом, не отвлекаясь, помолиться за своих ближних во время службы.
Видео: как проходит обедня?
В данном ролике Алена Лосева расскажет, как правильно проводится литургия, кто ее проводит в церкви:
Обедня — это богослужение или молитва?
Обедня — это церковная служба или вид молитвы?
Каждый православный христианин знает, что главное центральное богослужение — это Литургия. Однако подавая в храме записку о здравии или упокоении, можно услышать вопросы: «подаёте на Проскомидию? Может, закажите Обедню? Нет, Вам лучше Молебен» и т.д. Даже воцерковленному человеку легко растеряться. Обедня — что это такое? Это молитва или часть богослужения? Отличается ли она от Литургии? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Литургия — основа христианской жизни
«Это — ось мира!» — так праведный Иоанн Кронштадтский восклицал о Божественной Литургии. И это действительно главное и древнейшее богослужение. Вокруг него, как колеса вокруг оси, выстраивается весь богослужебный цикл Православия.
Главное Таинство Православной Церкви совершается во время Божественной Литургии. Это Таинство Причащения или Евхаристия. Христиане вкушают хлеб и вино, которые мистическим образом превращаются во время богослужения в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Евхаристия была установлена Самим Господом накануне Его крестных страданий. Христос собрался в последний раз с учениками в Сионской горнице, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Спаситель преломил хлеб и раздал его апостолам со словами:
«приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк.14:22).
Затем подал чашу с вином и сказал:
«сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).
И вот уже два тысячелетия по завету Христа верующие в Евхаристии принимают в своё тело, сердце и душу Самого Господа.
«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь» (Праведный Иоанн Кронштадтский).
В Литургии можно выделить три части. Первая — Проскомидия — происходит невидимо для молящихся. За закрытыми Царскими Вратами священник подготавливает Святые Дары для Таинства Причастия, совершая молитвы за всю Церковь Христову. В храме в это время читаются Третий и Девятый Час.
Затем завеса Царских Врат открывается и начинается Литургия оглашенных. Оглашенный — человек, который ещё не является членом Церкви и лишь готовится принять Крещение. В древности такие люди могли присутствовать на службе при чтении Евангелия и Апостола. После ектении об оглашенных перед началом третьей части Литургии они должны были покинуть храм. Сегодня эта традиция почти утрачена из-за отсутствия самих оглашенных.
Затем начинается Литургия верных. В этой части службы читается древнейшая главная молитва — Анафора или Евхаристический канон. Именно в этот момент совершается главное Таинство Православия — превращение под действием Святого Духа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Что такое обедня
Литургия — главное богослужение Православной Церкви. Но что такое Обедня и как она связана с Литургией? Данные названия — слова-синонимы.
Исторически слово Обедня берет своё начало ещё со времён первых христиан. Они приносили с собой хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии. По окончании Литургии из оставшихся даров устраивался совместный обед. Это и послужило основой для второго названия.
Со временем традиция совместных трапез после совершения богослужения прекратилась. И в простонародье термин «Обедня» закрепился за Литургией по времени, в которое обычно совершается богослужение. То есть в первой половине дня, до обеда.
Праведный Иоанн Кронштадтский связывал возникновение народного названия Обедня с тем, что Литургия — это званый Обед, на котором христиане удостаиваются принять Божественную трапезу: Тело и Кровь Христа.
«Литургия у нас еще называется обедней. Это Обед и Пир, на который Господь зовет через слуг Своих; слуги — это пастыри» (праведный Иоанн Кронштадский).
Кроме того, в народе нередко можно услышать словосочетания: «заказная обедня», «обедня о здравии» или «обедня об упокоении» и т.д. Так православные люди называют прочитывание священнослужителями церковных записок во время совершения Божественной Литургии. Такие молитвы совершаются во время Проскомидии, на сугубой или заупокойной ектении. А также по окончании Литургии во время молебна или панихиды (в зависимости от того, о здравии или упокоении была написана церковная записка).
Проскомидия — часть обедни
Желая подать церковную записку, какую молитву выбрать: Проскомидию иди Обедню? Нужно разобраться, что такое Проскомидия и чем от неё отличаются молитвы Обедни.
Проскомидия — это первая подготовительная часть Литургии. Священник берет пять специальных просфор, из каждой из которых вынимает частицы для Таинства Причастия и кладёт их вместе на специальное блюдо, называемое дискос.
Из первой просфоры вырезается часть в виде куба — Агнец, который символизирует собой Христа Спасителя. Именно этой Агничной просфорой будут причащаться верующие.
Из второй «Богородичной» просфоры достаётся часть в честь Пресвятой Девы.
Третья просфора имеет название «девятичинная», поскольку из нее достаются частицы в память о девяти святых. Это Иоанн Креститель, все ветхозаветные пророки, апостолы, святители, мученики, бессребреники (святые, отказавшиеся от своего имущества), родители Богородицы Иоаким и Анна, а также святитель Иоанн Златоуст или Василий Великий (в зависимости от того, чья совершается Литургия).
Четвёртая просфора служит для поминовения всех живых православных христиан. Из пятой священник вынимает частицы в честь всех усопших.
После этого священник начинает поминать каждого православного христианина, чьё имя указано в церковной записке. За каждое имя он вынимает частицу со словами «Помяни, Господи, (имя)» и кладёт ее на дискос к ранее вынутым частицам.
«Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос» (святитель Иоанн Златоуст).
В конце Божественной Литургии священник опускает вынутые за всех указанных в записках христиан частицы в Кровь Господню, произнося молитву:
«Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
Записка на обедню — когда и как поминается
В разных храмах можно встретить различные названия церковной требы, связанное с Обедней: «заказная обедня», «обедня о здравии», «полное поминовение». Все это подразумевает поминовение имен несколько раз в течение Литургии.
Первый раз во время Проскомидии — подготовительной части Обедни. В этот момент священник прочитывает каждое имя церковной записки, вынимая из специальных просфор частицы.
Затем записки о здравии прочитываются во время молитвы, называемой «сугубая ектения». Слово «ектения» — греческого происхождения и означает буквально «протяжное моление». Во время такой молитвы на каждое прошение священника хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
“Сугубая” же означает усиленная, поскольку возглас «Господи, помилуй» каждый раз повторяется трижды. В момент сугубой ектении священник возносит прошение:
«О ми́лости, ми́ре, жи́зни, здра́вии, спасе́нии рабо́в Бо́жиих (и́мя) и все́х зде́ предстоя́щих и моля́щихся и о е́же умно́жити ле́та живота́ и́х».
В этот момент он гласно или тайно про себя (в зависимости от традиций прихода) перечисляет христиан, чьи имена указаны в записке о здравии.
Если заказана обедня об упокоении, то имена из церковной записки поминаются во время заупокойной ектении. Одно из ее прошений гласит:
«О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся».
Здесь и перечисляются имена наших усопших близких и родных.
По окончании Литургии церковные записки, поданные на Обедню, прочитываются во время молебна о здравии или заупокойной панихиды.
Выбирая между Проскомидией и Обедней, не нужно думать, что какая-то из молитв сильнее и действеннее. Не нужно церковной записке приписывать магические свойства. Главное это наша добродетельная жизнь в лоне Церкви по заповедям Христа и искренняя молитва за родных.
«Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки и т. д. А я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч.» (профессор А.И. Осипов).
Правила подачи церковных записок
Обедня о здравии или обедня об упокоении требует правильного написания церковной записки. Существует ряд требований, которых нужно придерживаться при указании имён своих родных и близких.
Во-первых, молиться во время Литургии можно только за крещеных православных христиан. Люди другой веры, а также откровенные атеисты и богоборцы, даже если они крещены, не могут быть указаны в записке. Если речь об обедне за упокой, то нельзя писать имена людей, покончивших жизнь самоубийством. Исключение составляют отдельные случаи, когда на поминовение получено специальное разрешение архиерея.
Священник молится о здравии рабов Божьих, написанные имена должны стоять в родительном падеже. Имя, полученное при Крещении, имеет огромное значение, ведь так зовут его небесного покровителя. Поэтому недопустимо коверкание имени или указание его меньшительно-ласкательной формы, типа Иванушки или Маруси. Все имена указываются в полной церковной форме.
Допускаются следующие подписи к именам: младенца (дети до 7 лет), отрока (дети с 7 до 14 лет), непраздной, то есть беременной, воина, болящего или путешествующего. В записках об упокоении можно применять следующие подписи: новопреставленного (до 40 дней со дня смерти), приснопоминаемого (в годовщину смерти, в день Ангела, в день рождения усопшего), убиенного.
Первым в записке принято писать имя священника с полным указанием его сана, например, протоиерея, иеродиакона и т.д. Затем следует указать имя вашего духовного отца или наставника, если таковой имеется. После пишутся имена младенцев и отроков, затем имена других мирян.
Подавая записку, важно помнить, что это не магический оберег или счастливый амулет. Отдав записку в свечной ящик, мы не перепоручаем заботу и молитву о наших близких священнослужителям. Мы должны стараться сами присутствовать на богослужении, приобщится Христовых Тайн и соборно помолиться со всей Церковью о спасении родных и близких.
«Конечно, Господь слышит каждую молитву, но Он Сам сказал – где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Он сказал — собраны, а это требует от человека внутреннего усилия» (протоиерей Павел Кивович).
Сорок обеден
Что такое обедня?
Этот вопрос очень часто можно услышать даже от людей, которые регулярно посещают храм. Слово «обедня» сегодня действительно употребляется нечасто, и поэтому далеко не все знают, что это всего-навсего другое название Божественной литургии. Литургия — слово греческое, что значит «общественная служба, общее дело». Это самое древнее и самое важное богослужение христианской церкви. Первой литургией была Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом. На ней происходит таинство Святого Причащения, т.е. Евхаристия — умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих — живых и умерших. Евхаристия (Причащение) является смысловым центром литургии. Вся служба построена вокруг нее.
На Руси литургию называли «обедней» по двум причинам. Во-первых, ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, а Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в таинстве Святого Причащения, называются «трапезой», т.е. обедом. Во-вторых, название связано с обычаем древних христиан соединять Божественную литургию с так называемыми агапами, т.е. трапезами любви — организовывать из остатков принесенных хлебов и вина трапезу (обед) для всех участников литургии.
И хотя потом литургия была отделена от трапезы, до сих пор священник или работник церковной лавки может предложить вам заказать обедню или сорок обеден о здравии или об упокоении. Что же такое сорок обеден и когда их заказывают?
Что такое проскомидия?
Прежде чем ответить на вопрос, что такое сорок обеден, следует вспомнить о том, что происходит во время Божественной литургии. Первая ее часть называется проскомидией, что в переводе с греческого языка означает «принесение» — по обычаю древних христиан приносить с собой хлеб (просфору) и вино для совершения Евхаристии.
Во время проскомидии происходит приготовление хлеба и вина для освящения. Именно в этот момент священник совершает молитву за членов Церкви, при этом вынимая частицы из просфор. Позже извлеченные частицы погружаются в Чашу. Подавая записки на проскомидию, мы просим помянуть наших близких именно во время этого приготовления к Причастию.
Во время Евхаристии православные христиане причащаются из Чаши, куда священник предварительно поместил хлеб и вино, которые претворяются в Тело и Кровь Христовы. Так все участники литургии (присутствующие и не присутствующие в храме) соединяются вместе во Христе Иисусе.
Чем отличаются проскомидия, сорокоуст и сорок обеден?
Сорокоу́ст — церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и об упокоении усопших, так как «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.
Сорок обеден — поминовение православных христиан (живых или умерших) на проскомидии во время сорока литургий (обеден) подряд.
Почему именно сорок?
Число сорок в Ветхом и Новом Завете встречается очень часто и символизирует завершенность испытания, его полноту. Мы помним, что сорок лет народ иудейский скитался по пустыне. Пророк Моисей постился сорок дней. Спаситель после Своего Крещения, постясь, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Небесного. Самый продолжительный православный пост тоже длится сорок дней. Сороковой день после смерти считается особенно важным в посмертном испытании души. Первые апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в это время Церковь молится не только за усопших, но и за живых.
Поэтому поминовение на сорока литургиях (сорока обеднях) также имеет определенный символический смысл: выражает особую полноту молитвословия за душу человека.
Когда заказывают сорок обеден?
Обычно с просьбой о такой сугубой молитве обращаются в особенных жизненных ситуациях: когда молитвенная поддержка особенно нужна человеку или же когда христианин хочет воздать благодарение Богу за Его милость (например, излечение от болезни).
Сорок обеден или сорокоуст об упокоении служится для того, чтобы помочь душе усопшего на пути в иной мир. Можно также заказать такое поминовение в годовщину смерти или спустя несколько лет — в память о покойном.
Как заказать сорок обеден?
Чтобы заказать сорок обеден, нужно обратиться в церковную лавку и подать записку с именами тех людей, о которых вы просите помолиться. Помните: в записках можно указывать только имена крещенных в Православии. Имена иноверцев и инославных христиан (католиков, протестантов) писать в записках не следует.
Кроме того, нельзя подавать записки об упокоении людей, которые совершили самоубийство. Дело в том, что во время проскомидии из просфоры вынимаются частицы только за членов Церкви. Инославные и иноверцы не являются членами Православной Церкви, самоубийцы же (даже если и были крещены в православной вере) самовольно отвергают Бога, а значит, и отрекаются от Церкви. Для поминания таких людей существуют специальные молитвы.
Что такое обедня и когда её заказывают?
В православных храмах проводится множество разных богослужений. Каждое из них имеет свой собственный смысл и отражает внутреннее содержимое веры. Одним из важнейших религиозных обрядов в церкви является обедня.
Во время ее проведения совершается великое таинство Причастия, которое Иисус Христос завещал апостолам, а те передали своим преемникам. Что такое обедня? Для чего она проводится и в каких случаях ее заказывают?
Что означает слово «обедня»?
Термин «обедня» происходит от русского слово «обед», которое, в свою очередь, было заимствовано от старославянского «обѣдъ». Понятие считается простонародным выражением.
В церковной практике его синонимом выступает термин «литургия», корни которого уходят в греческий язык. В Древней Элладе под словом λειτουργία понимали «совместное дело» и использовали в отношении денежной повинности, которую выполняли богатые граждане Афин. Со временем понятие утратило свой первоначальный смысл и стало применяться в отношении церковного богослужения.
Что такое обедня?
Народное название обедни связано с тем, что служба проводится в утренние часы – до обеда, а также с обычаем после посещения храма устраивать совместную трапезу.
Под обедней понимают важнейшее богослужение суточного круга (существуют еще утреня и вечерня), выступающее кульминацией церковной службы. В больших церквях и монастырях ее проводят каждый день, а в маленьких религиозных сооружениях литургия устраивается по воскресеньям.
Одним из главных элементов любой обедни выступает Евхаристия. Согласно церковным преданиям, порядок ее проведения установил сам Христос, завещая последователям вкушать хлеб и вино в знак приобщения к своему Телу и Крови. Наряду с Причастием, во время литургии православные вспоминают всю жизнь Господа, слушают чтение глав из Священного Писания, читают молитвы и поют псалмы.
Как проходит обедня?
Обедня включает в себя три этапа, которые выполняются в строгой последовательности. Первая часть литургии носит название «проскомидия», что означает «принесение». Термин связан с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору).
В наши дни Божьи дары не приносятся, а заказываются непосредственно в храме. Во время проведения Проскомидии священнослужитель подготавливает хлеб и вино к Причастию, сопровождая свои действия чтением богослужебной книги (Часослова).
Второй этап обедни – Литургия оглашенных, при которой прихожане учатся, каким образом нужно жить по Заповедям Господним. Диакон или священник произносит молитвы о здравии, о близких, храме, людях, попавших в беду или совершающих путешествие, а также зачитывает главы из Евангелия.
В третьей части обедни, называемой Литургия Верных, происходит Причастие, перед которым поются молитвы, ектении и запричастный стих. После завершения Евхаристии совершается благодарение, а затем люди расходятся по домам.
Когда заказывают обедню?
Считается, что обедня обладает великой силой, поэтому перед богослужением христиане передают священнослужителю записки с просьбой помолиться о близких им людям. Для подачи прошений в храмах предусмотрены регистратуры с двумя окошками – в одном принимают записки о здравии живых, в другом – об упокоении умерших. Поминовения могут заказываться на одно богослужение, а также на месяц, полгода или год.
Обедня о здравии заказывается в том случае, если человек хочет помолиться о здоровье, пожелать долголетия и избавления от проблем. Литургия сопровождается молебном, при котором диакон зачитывает имена поминающихся, а затем возносит о них молитву. Обедня об упокоении происходит аналогичным образом, только вместо молитв о здравии осуществляется панихида.
Литургию можно назвать проявлением любви друг к другу. Чаще всего к ней прибегают, когда исчерпаны все земные средства, и у человека остается надежда только на Бога. Считается, что она помогает не только живым, но и умершим, поскольку христианская молитва способна умолить Господа о спасении усопших, облегчить мучения грешных, а иногда вывести их из ада на небеса.