Что такое нпа в жкх
Нормативные документы в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Федеральный Закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Федеральный закон от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Федеральный Закон РФ от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
Федеральный Закон РФ от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий применения табака»;
Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральный закон от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электроламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»;
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 №1025 «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (при предоставлении платных услуг гражданам);
— Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155;
— Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
— Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
— Постановление Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»
— Постановление Правительства РФ от 17.01.2013г. №6 «Стандарт раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»
— ГОСТ Р 21617-2000 Жилищно-коммунальные услуги
— ГОСТ р 56037-2014 Услуги диспетчерского и аварийного обслуживания
— ГОСТ Р 51929-2014 Услуги ЖКХ и управления МКД «Термины и определения»
— ГОСТ Р 56195-2014 Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов
— ГОСТ Р 56038-2014 Услуги управления многоквартирными домами
СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»;
СанПиН 2.2.4. 548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий»;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
СН 2.2.4./2.1.8.566-96 «Допустимые уровни вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий»;
СП 1.1.1058-01 с изменениями СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»;
Приказ МЗ и СР РФ от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Обзор законопроектов по коммунальным услугам, счётчикам и работе РСО
Продолжаем цикл статей о проектах нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ, которые были разработаны в 2020–2021 годах и обсуждались депутатами и экспертами. Читайте об актуальных инициативах в сфере предоставления коммунальных услуг, работы РСО и учёта потребления ресурсов.
Повышающие коэффициенты и расчёт платы за КР на СОИ
Проект постановления Правительства РФ в сфере использования при расчётах платы за коммунальные услуги повышающих коэффициентов напрямую затрагивает интересы управляющих домами организаций (ID 02/07/04-21/00115370). Документ находится на общественном обсуждении.
Тогда исполнитель рассчитывает плату за коммунальную услугу исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5 к его стоимости.
Минстрой РФ в проекте постановления предлагает обязать поставщиков холодной и горячей воды направлять разницу между стоимостью норматива и суммой с применением коэффициента на оплату сверхнорматива КР на СОИ за расчётный период.
Такое условие ведомство планирует прописать в п. 22 ПП РФ № 124 и обязать РСО и УО, ТСЖ включать его в договор ресурсоснабжения. Подобная норма даст управляющим домами источник для оплаты сверхнормативного объёма КР на СОИ.
Заключение прямых договоров в домах с ИТП и штрафы за ошибки в расчётах
Группа депутатов предлагает урегулировать в НПА вопрос о возможности заключения прямых договоров в домах с ИТП: закрепить в ЖК РФ право собственников помещений в таких многоквартирных домах перейти на данные договоры с РСО.
Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан в октябре 2021 года внесло в Госдуму РФ законопроект с изменениями в КоАП РФ. Авторы отметили, что сегодня органы ГЖН вправе наказать управляющие организации за ошибки в расчётах платы за ЖКУ по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Сделать это в отношении РСО ведомство не вправе.
Законопроект в случае принятия устранит такой пробел в КоАП РФ. Документ предусматривает санкции в отношении РСО и регоператоров по обращению с ТКО за неверный расчёт платы потребителей за коммунальные услуги.
Плата за установку ОДПУ и порядок монтажа и замены ИПУ
Целый ряд изменений в НПА законодатели предлагают внести в сфере установки приборов учёта коммунальных ресурсов.
ИПУ потребления воды. Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект № 1179010-7. Авторы предложили в сфере установки и замены ИПУ воды пойти по аналогии со сферой энергоснабжения, где за это отвечают не собственники помещений, а гарантирующие поставщики электроэнергии и сетевые компании.
Законодатели хотят с 1 июля 2022 года возложить на РСО обязанности по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков воды. Документ находится на первом чтении.
Плата за установку ОДПУ. Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, если в многоквартирном доме при наличии технической возможности нет ОДПУ, поставщик ресурса вправе принудительно его поставить и взыскать затраченные на это средства с собственников помещений.
Но на практике РСО часто взыскивают единовременно всю сумму с УО или ТСЖ. В результате УО теряют оборотные средства из-за кассового разрыва между датой оплаты стоимости ОДПУ в адрес поставщика ресурсов и датой получения денег от жителей дома. Также на УО и ТСЖ ложатся убытки из-за неплательщиков.
Чтобы избежать этого, авторы законопроекта № 1134523- 7 предложили внести изменения в ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ и запретить РСО взыскивать стоимость ОДПУ с управляющей организации. Законопроект с такими поправками находится на первом чтении.
Штрафы за неустановку ИПУ. Минэнерго России предложило до конца 2023 года не штрафовать сетевые компании и гарантирующих поставщиков электроэнергии за неустановку интеллектуальных приборов учёта (ID 02/07/09-21/00120621). Документ находится на этапе оценки регулирующего воздействия.
Правительство России внесло в Госдуму РФ ещё один проект изменений в НПА в данной сфере – законопроект № 543-8. Кабмин считает, что до 2024 года вообще не нужно штрафовать гарантирующих поставщиков электроэнергии и сетевые компании за неустановку приборов учёта. Такой штраф предусмотрен ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ с 1 июля 2020 года. Законопроект проходит первое чтение.
Установка ПУ и капремонт. Депутаты Госдумы РФ в законопроекте № 21281-8 предлагают внести изменения в перечень МКД, которые не должны быть оснащены приборами учёта. Сейчас в него включены все дома из программы капремонта. Законопроект позволит уточнить, что приборы учёта не нужно устанавливать только в тех МКД, капремонт которых пройдёт в течение трёх лет. Документ проходит этап предварительного рассмотрения.
Переход на закрытые системы теплоснабжения и штрафы за самовольное подключение к сетям
Депутаты обосновали такие меры ростом количества подобных административных дел: получение и выполнение технических условий стоит дороже по сравнению со штрафом. Внесённый в апреле 2021 года документ был отклонён в первом чтении.
Законопроектом № 683798-7 Мурманская областная Дума планирует ввести единый подход к учету потерь ресурсов в сетях водо- и теплоснабжения в ходе установления региональных тарифов. Авторы считают, что установление нормативов потерь воды в централизованных системах приведёт к снижению расходов на электроэнергию и прочих затрат, что «отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей» Документ находится на первом чтении.
Расчёт платы за услугу по обращению с ТКО и раздельный сбор мусора
В заключении написано, что в законопроекте нет алгоритма, как реализовать предложенные изменения на практике.
В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект № 1245543-7 Московской областной и городской Дум. Авторы предлагают дополнить ст. 8.2 КоАП РФ новыми пунктами и ужесточить наказание за создание самовольных свалок отходов, выгрузку мусора вне контейнерных площадок и полигонов.
Также на первом чтении в Госдуме РФ находится законопроект № 611260-7. Авторы предлагают создать условия для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов: наделить ОСС полномочиями принимать такое решение.
Другие законопроекты сферы ЖКХ – в материалах портала
В конце годы мы традиционно подводим итоги и делаем обзоры документов и событий в сфере ЖКХ за весь год. На прошедшей неделе на портале вышел обзор законопроектов и инициатив в сфере выбора управляющих организаций и лицензионных требований к ним. Вскоре подготовим перечень актуальных проектов изменений в НПА в сфере взыскания долгов за ЖКУ и расчёта платы за такие услуги.
Интересуют другая тема из сферы ЖКХ? Напишите нам в комментариях, и возможно, она станет главной в наших следующих материалах.
Обзор законопроектов по коммунальным услугам, счётчикам и работе РСО
Продолжаем цикл статей о проектах нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ, которые были разработаны в 2020–2021 годах и обсуждались депутатами и экспертами. Читайте об актуальных инициативах в сфере предоставления коммунальных услуг, работы РСО и учёта потребления ресурсов.
Повышающие коэффициенты и расчёт платы за КР на СОИ
Проект постановления Правительства РФ в сфере использования при расчётах платы за коммунальные услуги повышающих коэффициентов напрямую затрагивает интересы управляющих домами организаций (ID 02/07/04-21/00115370). Документ находится на общественном обсуждении.
Тогда исполнитель рассчитывает плату за коммунальную услугу исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5 к его стоимости.
Минстрой РФ в проекте постановления предлагает обязать поставщиков холодной и горячей воды направлять разницу между стоимостью норматива и суммой с применением коэффициента на оплату сверхнорматива КР на СОИ за расчётный период.
Такое условие ведомство планирует прописать в п. 22 ПП РФ № 124 и обязать РСО и УО, ТСЖ включать его в договор ресурсоснабжения. Подобная норма даст управляющим домами источник для оплаты сверхнормативного объёма КР на СОИ.
Заключение прямых договоров в домах с ИТП и штрафы за ошибки в расчётах
Группа депутатов предлагает урегулировать в НПА вопрос о возможности заключения прямых договоров в домах с ИТП: закрепить в ЖК РФ право собственников помещений в таких многоквартирных домах перейти на данные договоры с РСО.
Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан в октябре 2021 года внесло в Госдуму РФ законопроект с изменениями в КоАП РФ. Авторы отметили, что сегодня органы ГЖН вправе наказать управляющие организации за ошибки в расчётах платы за ЖКУ по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Сделать это в отношении РСО ведомство не вправе.
Законопроект в случае принятия устранит такой пробел в КоАП РФ. Документ предусматривает санкции в отношении РСО и регоператоров по обращению с ТКО за неверный расчёт платы потребителей за коммунальные услуги.
Плата за установку ОДПУ и порядок монтажа и замены ИПУ
Целый ряд изменений в НПА законодатели предлагают внести в сфере установки приборов учёта коммунальных ресурсов.
ИПУ потребления воды. Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект № 1179010-7. Авторы предложили в сфере установки и замены ИПУ воды пойти по аналогии со сферой энергоснабжения, где за это отвечают не собственники помещений, а гарантирующие поставщики электроэнергии и сетевые компании.
Законодатели хотят с 1 июля 2022 года возложить на РСО обязанности по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков воды. Документ находится на первом чтении.
Плата за установку ОДПУ. Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, если в многоквартирном доме при наличии технической возможности нет ОДПУ, поставщик ресурса вправе принудительно его поставить и взыскать затраченные на это средства с собственников помещений.
Но на практике РСО часто взыскивают единовременно всю сумму с УО или ТСЖ. В результате УО теряют оборотные средства из-за кассового разрыва между датой оплаты стоимости ОДПУ в адрес поставщика ресурсов и датой получения денег от жителей дома. Также на УО и ТСЖ ложатся убытки из-за неплательщиков.
Чтобы избежать этого, авторы законопроекта № 1134523- 7 предложили внести изменения в ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ и запретить РСО взыскивать стоимость ОДПУ с управляющей организации. Законопроект с такими поправками находится на первом чтении.
Штрафы за неустановку ИПУ. Минэнерго России предложило до конца 2023 года не штрафовать сетевые компании и гарантирующих поставщиков электроэнергии за неустановку интеллектуальных приборов учёта (ID 02/07/09-21/00120621). Документ находится на этапе оценки регулирующего воздействия.
Правительство России внесло в Госдуму РФ ещё один проект изменений в НПА в данной сфере – законопроект № 543-8. Кабмин считает, что до 2024 года вообще не нужно штрафовать гарантирующих поставщиков электроэнергии и сетевые компании за неустановку приборов учёта. Такой штраф предусмотрен ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ с 1 июля 2020 года. Законопроект проходит первое чтение.
Установка ПУ и капремонт. Депутаты Госдумы РФ в законопроекте № 21281-8 предлагают внести изменения в перечень МКД, которые не должны быть оснащены приборами учёта. Сейчас в него включены все дома из программы капремонта. Законопроект позволит уточнить, что приборы учёта не нужно устанавливать только в тех МКД, капремонт которых пройдёт в течение трёх лет. Документ проходит этап предварительного рассмотрения.
Переход на закрытые системы теплоснабжения и штрафы за самовольное подключение к сетям
Депутаты обосновали такие меры ростом количества подобных административных дел: получение и выполнение технических условий стоит дороже по сравнению со штрафом. Внесённый в апреле 2021 года документ был отклонён в первом чтении.
Законопроектом № 683798-7 Мурманская областная Дума планирует ввести единый подход к учету потерь ресурсов в сетях водо- и теплоснабжения в ходе установления региональных тарифов. Авторы считают, что установление нормативов потерь воды в централизованных системах приведёт к снижению расходов на электроэнергию и прочих затрат, что «отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей» Документ находится на первом чтении.
Расчёт платы за услугу по обращению с ТКО и раздельный сбор мусора
В заключении написано, что в законопроекте нет алгоритма, как реализовать предложенные изменения на практике.
В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект № 1245543-7 Московской областной и городской Дум. Авторы предлагают дополнить ст. 8.2 КоАП РФ новыми пунктами и ужесточить наказание за создание самовольных свалок отходов, выгрузку мусора вне контейнерных площадок и полигонов.
Также на первом чтении в Госдуме РФ находится законопроект № 611260-7. Авторы предлагают создать условия для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов: наделить ОСС полномочиями принимать такое решение.
Другие законопроекты сферы ЖКХ – в материалах портала
В конце годы мы традиционно подводим итоги и делаем обзоры документов и событий в сфере ЖКХ за весь год. На прошедшей неделе на портале вышел обзор законопроектов и инициатив в сфере выбора управляющих организаций и лицензионных требований к ним. Вскоре подготовим перечень актуальных проектов изменений в НПА в сфере взыскания долгов за ЖКУ и расчёта платы за такие услуги.
Интересуют другая тема из сферы ЖКХ? Напишите нам в комментариях, и возможно, она станет главной в наших следующих материалах.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ
Наименование нормативного документа | Дата, номер |