Что такое нпа в бухгалтерии
Справочная информация: «Основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внимание! В ГИРБО опубликована актуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год (см. Информацию ФНС России).
С 01.01.2022 отменяется обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения в государственные органы, данные изменения коснутся, в частности федеральных государственных унитарных предприятий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и некоторых других субъектов отчетности (см. Федеральный закон от 02.07.2021 N 352-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1907, Информационные сообщения Минфина России от 30.11.2020 N ИС-учет-30, от 05.07.2021 N ИС-учет-34).
Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним см. Справочную информацию.
— названного Закона N 402-ФЗ,
— других федеральных законов,
— принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся:
— нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ;
— рекомендации в области бухгалтерского учета;
— стандарты экономического субъекта.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона N 402-ФЗ.
Оглавление к справочной информации:
1. Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы
2. Федеральные стандарты для организаций
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению
5. Основные методические указания и рекомендации
6. Отраслевые методические указания (рекомендации) и инструкции
7. Обобщение практики применения законодательства
8. Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет
Что такое нпа в бухгалтерии
Документы предназначены для оформления данных инвентаризации нефинансовых активов, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах, по форме № 0504087 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов», а также для регистрации результатов инвентаризации.
На основании документов по инвентаризации можно ввести документы по поступлению излишков и списанию недостач.
Учет непроизведенных активов
Новый документ «Безвозмездное поступление НПА»
Документ предназначен для отражения в учете поступления безвозмездно полученных непроизведенных активов по внутриведомственному перемещению (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), безвозмездному получению в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, а также для оприходования излишков НПА по результатам инвентаризации.
Документ позволяет оформить поступление НПА как на счет 106.03, так и сразу на счет 103, в случае полностью сформированной стоимости НПА.
Новый документ «Покупка НПА»
Документ предназначен для оформления операций приобретения НПА у поставщиков, формирования первоначальной стоимости НПА на счете 106.03.
Новый документ «Принятие НПА к учету»
Документ предназначен для отражения принятия непроизведенных активов к бухгалтерскому учету (перевод объектов со счета 106.03 на счет 102) и формирования Акта приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1.
Новый документ «Внутреннее перемещение НПА»
Документ предназначен для оформления операций перемещения НПА внутри организации (закрепление за другим МОЛ, подразделением).
Новый документ «Списание НПА»
Документ используется для отражения в учете списания непроизведенных активов или их части (по всем причинам) и оформления Актов по форме № ОС-4.
Документ позволяет оформить списание с учета НПА (полностью или частично) по следующим хозяйственным операциям:
Новый документ «Ввод остатков НПА»
Новый «Журнал документов по учету НПА»
Учет материальных запасов
Новый отчет «Ведомость остатков материалов»
Отчет позволяет получить информацию по остаткам материальных запасов, учтенных на счете 0 105 00, с отбором и группировкой по различным критериям.
Новый документ «Ввод остатков по счету 106.04.НР»
Документ предназначен для формирования проводок по вводу начальных остатков на счете 106.04.НР по каждой партии поступивших, но еще не принятых к учету материальных запасов.
Учет НДС
Реализован учет НДС по выданным авансам. В конфигурацию добавлена возможность оформления вычета НДС согласно п. 12 ст. 171 Налогового Кодекса РФ.
Реализована печать счета-фактуры, выписанного на полученный аванс с учетом требований п.5.1 ст. 169 Налогового Кодекса РФ. В печатную форму счета-фактуры на полученный аванс выводятся сведения о ценностях, в счет которых получен аванс.
Учет расчетов с контрагентами
Новый документ «Акт сверки взаиморасчетов». Документ предназначен для проведения сверки расчетов с контрагентами и оформления акта сверки.
Учет денежных средств и расчетов с органами, организующими исполнение бюджета
Новый документ «Запрос на выяснение принадлежности платежа»
Документ используется для хранения данных формы 0531808 «Запрос на выяснение принадлежности платежа» (составляется органом казначейства), загруженных из СЭД. Документ также может вводиться вручную.
На основании документа «Запрос на выяснение принадлежности платежа» можно ввести документ «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа».
Новый документ «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа»
Документ предназначен для формирования и печати Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по форме 0531809 (Приложение № 8 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н).
Документ «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа» можно вводить на основании документов:
Документ «Заявка на кассовый расход»
Реализованы требования письма Федерального казначейства от 16.02.2009 № 42-7.4-05\5.3-79: «В случае необходимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, указания в платежном поручении, формируемым органом Федерального казначейства на основании представленной получателем бюджетных средств Заявки на кассовый расход, ИНН и (или) КПП, отличных от ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, указанных в Заявлении на открытие (переоформление) лицевого счета, ИНН и КПП плательщика указываются получателем бюджетных средств в скобках перед текстовым назначением платежа в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа» Заявки на кассовый расход.»
Особенности ведения учета централизованными бухгалтериями
Реализованы особенности заполнения расчетных документов централизованной бухгалтерией в случае открытия в органах казначейства единого лицевого счета для всех обслуживаемых централизованной бухгалтерией учреждений:
Реализована возможность ведения одной кассовой книги по всем обслуживаемым централизованной бухгалтерией учреждениям.
Обмен с казначейскими системами и учреждениями банка
Реализована выгрузка документов «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа» (в формате TXUF090101).
Обновлены настройки экспорта в форматах Федерального казначейства согласно Требованиям к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса (версия альбома – 1.0 от 01.01.2009).
Добавлена настройка выгрузки платежных поручений в форматах ФКУ г.Москвы.
Добавлена настройка выгрузки платежных поручений в старых форматах Федерального казначейства 2005.12, 2008.03, 2008.06.
В справочнике «Форматы» добавлена возможность загрузки правил обмена, подготовленных в виде электронных таблиц формата Excel.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.
Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:
Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.
Базовые НПА
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ
«Учетная политика организации»
«Учет договоров строительного подряда»
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
«Бухгалтерская отчетность организации»
«Учет материально-производственных запасов»
«Учет основных средств»
«События после отчетной даты»
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
«Информация о связанных сторонах»
«Информация по сегментам»
«Расходы по займам и кредитам»
«Информация по прекращаемой деятельности»
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
«Расчеты по налогу на прибыль организаций»
«Информация об участии в совместной деятельности»
«Изменения оценочных значений»
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»
«Отчет о движении денежных средств»
«Затраты на освоение природных ресурсов»
То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.
Методички и внутренние нормативные акты
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Итоги
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Какими документами регулируется бухгалтерский учёт
Алексей Иванов рассказывает о действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России: ФСБУ, ОСБУ и все-все-все. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. И даже в свежих учебниках по бухучёту встречаются описания системы, которая упразднена с 2013 года.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаю освещать реформу бухучёта. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучёту, изданных в 2020 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.
Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учёта подразделяются на:
ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трёх альтернативных способов. Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учёту — это тоже ФСБУ. В 2017 году статья 30 закона № 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.
ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый. Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза. Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучёту для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.
Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчётности. Как и все циркуляры этого ведомства, они обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учёте конкретную специфичную ситуацию. Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.
Например, мы разработали проект рекомендации «Учёт по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счёт заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное. В дальнейшем заказчик отдаёт исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один бухгалтерский нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учёта у всех разный. Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учёта аудиторам или суду будет проще.
Стандарты экономического субъекта — это учётная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на неё.
️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.
Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!