Что такое новостная заметка
Что такое заметки в журналистике и как их нужно создавать
Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике.
Разберем основные ее виды и правила написания.
Еще будет много подробных примеров и описаний.
Что такое заметка?
В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации.
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
Как написать заметку
Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.
Вы не спрашиваете у читателя!
Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.
Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.
Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.
На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.
Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.
На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.
Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.
В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.
Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.
Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.
Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.
Виды заметки
Давайте рассмотрим основные виды заметки:
Поджанры
Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.
Событийная заметка
В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.
Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.
Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.
В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.
Анонс
Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.
Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.
Аннотация
Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.
Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.
Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.
Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.
Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.
В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.
Мини-рецензия
Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).
Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.
Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.
Блиц-портрет
Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.
Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.
Мини-обозрение
Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.
Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.
Мини-история
В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.
Мини-совет
Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.
Пример мини-совета
Пример заметки в газете
Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.
В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.
Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.
В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.
Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.
Плохой пример заметки
Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.
Грубые ошибки в заметке
Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.
Дальше идет введение (лид).
Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.
Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.
Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.
Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»
Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.
Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.
Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.
Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.
Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.
Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.
В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.
Приемы компоновки информации
Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.
Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.
Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.
Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.
Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»
Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.
Какая польза от такого сообщения?
Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.
В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.
Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.
И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.
Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.
Виды статей в интернет-журналистике
Статья долгое время была ярким представителем жанра печатной аналитической журналистики. С появлением в конце XX века интернета изменилось само понятие «журналистика», появились новые виды статей. Сегодня СМИ — это газеты и журналы, радио-, ТВ-вещание, многочисленные интернет-площадки.
Заполнив сайты и различные типы блогов, журналистские материалы стали именоваться «сетевым контентом». В широком смысле статья теперь — любой информационный (нерекламный) контент: текст на сайте, письмо в рассылке и даже пост в соцсетях. За исключением, пожалуй, коротких описаний товаров в онлайн-магазинах.
Любопытно, что работать сегодня в средствах массовой информации может, при желании, любой. Однако СМИ не стали источником легкого заработка. Статьи в интернете разнообразны по форматам, уложить в голове которые начинающим авторам подчас трудно. Для лучшего понимания и узнавания мы рассмотрим жанры, которые пришли в интернет-издания из газетной прессы — назовем их «универсальными». А также некоторые форматы, более характерные для онлайн-журналистики.
Жанры интернет-журналистики: отличия от печатной
Жанр — это особая форма подачи материала. Традиционно печатная журналистика включает в себя три основных жанра : информационный, аналитический и художественно-публицистический. Это деление существуют и сейчас, с переходом прессы в виртуальное пространство.
Жанр | Формы жанра |
---|---|
Информационный | Новость, заметка, репортаж, интервью |
Аналитический | Статья, обзор, рецензия, обозрение |
Художественно-публицистический | Очерк, эссе, фельетон, зарисовка |
Важно то, что контент приобрел новые характеристики и стал:
Онлайн-журналистика обрела недоступные печатным изданиям возможности. А именно:
Кстати говоря, на практике чистых жанров существует очень мало. Не стоит удивляться, если вдруг в интервью встретите аналитику. Современные СМИ — это синтез газет, сайтов и пабликов. Форма и стиль подачи материалов везде со своими тонкостями.
Познакомимся с универсальными жанрами подробнее. Назовем их для простоты восприятия просто «сообщениями».
Информационное сообщение
Цель жанра понятна из самого названия: донести через материал информацию о текущих событиях.
Новость (хроника)
Новость — краткое сообщение о каком-либо значимом событии или явлении. Цель новостной публикации: донести информацию до читателя таким образом, чтобы он ее понял, запомнил и смог пересказать. Больше всего этот формат используется в социальных сетях или на сайтах изданий, например, ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, Лента.ру.
Пример новостной статьи
Общепринятая структура новостного сюжета:
Такую структуру называют «принципом перевернутой пирамиды». Чем выше в тексте размещается важная информация, тем больше вероятность, что читатель ее запомнит. Даже если не дочитает статью до конца.
Новостные сообщения пишутся для широкой аудитории. Новость обычно отвечает на 5 основных вопросов: Что произошло? Где? Когда? С кем? При каких обстоятельствах?
Чтобы новость стала популярной, она должна быть:
Особенность формата — в новизне, свежести информации. Новости привлекают интерес, вызывают любопытство. Люди любят читать о том, что произошло сегодня или, лучше, 5 минут назад.
Сложность в работе с новостями в том, что обычно уже спустя сутки они устаревают. Требуется регулярное вливание свежих порций информации. Часто у авторов возникает проблема: о чем писать. Работая с новостным форматом, придется овладеть навыком поиска так называемого «инфоповода» — события, которое вызовет интерес у публики. Либо научиться преподносить обыденный факт интересно.
Оптимальный объем новости — 1500-2000 знаков.
Заметка
Пример заметки
Заметка не претендует на полноту охвата информации. В отличие от новости, в ней меньше подробностей и дополнительной информации. Из заметки читатель получает ответы на вопросы : Что? Кто? Где? Когда? Расширенная (развернутая) заметка включает вопрос: Почему? В нее может, например, добавляться интервью.
Заметка состоит из:
Текст заметки обычно выдержан в строгом стиле, без художественных метафор и эпитетов. В нем отсутствуют выводы, оценки автора. Обозначается лишь причинно-следственная связь — почему произошло это событие. Оценки же дают эксперты или живые участники — например, в интервью.
Заметка становится популярной, если она:
Особенность этого жанра — в его краткости. Прочитав заметку, человек схватывает нужную информацию в течение нескольких секунд, буквально на бегу.
Стандартный объем материала — не более 2000 знаков.
В интернет-журналистике грань между новостью и заметкой стерлась, это практически одно и то же.
Информационное интервью, виды и стили
Интервью представляет собой диалог журналиста с экспертом, очевидцем (респондентом), представляющим интерес для определенной аудитории. По сути, это беседа в форме «вопрос-ответ».
Цель подобной беседы — краткое освещение факта, события или явления (Кто? Что? Где? Когда?). Быстрое интервью дает ответы на волнующие вопросы без глубокого анализа.
Респондент отвечает обычно письменно (анкетирование) или устно, например, посредством разговора в мессенджере. В случае с устным интервью разговор записывается, затем перед публикацией речь переводится в текст — транскрибируется.
Пример интервью
Интервью как жанр включает нескольких подтипов:
Его основная особенность — в легкости прочтения готовой публикации. Читая материал, можно перескочить в любое его место, не потеряв при этом сути излагаемого.
Интервью — не просто жанр, но и метод сбора информации. С его помощью легко получить ценный материал, который ляжет в основу других форматов. Например, можно записать выступления экспертов на профильных конференциях, транскрибировать и разместить у себя на сайте. Отчет с посещения мероприятия вызовет интерес аудитории. При этом писать самому контент не придется.
Оптимальный объем — до 6000 знаков.
Репортаж
Репортаж — более объемный, нежели заметка. Хотя содержит те же структурные элементы: заголовок, введение и основной текст. Репортаж предполагает, что автор находится на месте событий, говорит с присутствующими там людьми, описывает увиденное. При этом старается донести событие с разных сторон и точек зрения.
Можно сказать, это хроника, передача информации из самого «сердца» события. Задача репортера — создать для читателя эффект присутствия. Так, чтобы человек с его слов нарисовал в сознании картину происшествия, как если бы побывал там лично.
Основные формы репортажа:
Чаще всего журналисту приходится писать событийный репортаж, который посвящен общественно-значимой теме. Это репортажи с места происшествия, с праздничных событий, спортивных состязаний. Жанр особенно популярен в телевизионной журналистике.
Материал в форме событийной хроники имеет отличительные особенности: четкую структуру, последовательность изложения, хронологию событий.
Пример спортивного репортажа
В репортаже уместны приемы, которые усиливают эффект присутствия :
Жанр помогает журналисту проявить, прежде всего, свое Я. В духе «как я это увидел, что переживали в этот момент я и люди». Этим репортаж выгодно отличается от новости и заметки, где личность журналиста не видно. Хотя он и более труден для восприятия, чем интервью.
Сложность же заключается в том, чтобы не идти на поводу у своих эмоций. Излишняя субъективность опасна тем, что читатель будет невольно введен в заблуждение. Личное мнение следует выдавать дозированно, не искажая при этом факты. А выводы лучше предоставить сделать самому читателю.
Несмотря на кажущуюся сложность, для автора это вопрос наработки опыта и журналистских навыков. Начинать осваивать жанр можно, просто рассказывая окружающим, например, о событиях, свидетелем которых вы являлись.
Оптимальный объем — до 5000 знаков.
Фоторепортаж — способ получить информацию с помощью визуального ряда. Как и в репортаже, в нем событие подается в динамике. Когда тематическая подборка из фото отражает развитие события, есть поясняющие подписи к фотографиям. В фоторепортаже объект можно рассмотреть детально либо с другой точки зрения, а не просто полистать фото.
Аналитическое сообщение
Это жанр сообщения, в котором используется множество фактов, их сравнивают между собой и делают какие-то выводы. Основное требование к аналитическому жанру: взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. В рамках жанра чаще всего пишут статьи.
Статья
Статья — жанр журналистики, когда излагается какая-то мысль. Она глубоко анализируется, подтверждается фактами, которые играют здесь иллюстративную роль. Анализ темы в статье проводится так, чтобы читатели могли поразмышлять самостоятельно над интересующими вопросами.
Какие бывают типы статей в классической журналистике:
Принятая классификация, на самом деле, не единственная.
Статья — яркий представитель направления журналистики данных.
В зависимости от целей, которые ставятся перед текстом, статьи в интернете имеют разный формат и стили написания:
Статья-проблема. Отвечает на конкретный вопрос, например: «Сколько можно заработать на копирайтинге», «Почему скручиваются листья у томатов», «Отчего вы бедны».В заголовке обозначается проблема, а в самом тексте дается ее решение.
Инструкция (руководство). После ее прочтения человек начинает четко представлять, что ему нужно сделать для получения результата. Строго по делу, последовательно, без воды. Например, в формате пошагового плана пишется инструкция: «Как научиться играть на гитаре», «Как сделать сайт с нуля», «Как начать писать статьи». Это востребованный вид статей для сайтов.
Статья-список. Текст в ней структурирован в виде списка. Статьи имеют цепляющие заголовки, популярны на сайтах и в глянцевых журналах. Варианты заголовков: «10 способов заработка в интернете», «5 особенностей прыжков в высоту», «7 вариантов модного маникюра».
Рецензия — относительно небольшой по объему краткий обзор, оценка чего-либо — книги, фильма, статьи, научной работы. В отличие от отзыва, где мнение автора просто подкрепляется каким-то количеством аргументов, объект рецензии разбирается с большей конкретикой.
Интересно, что при написании статьи допустимо сочетание всех трех классических жанров журналистики.
Контент сайтов чаще всего служит информационно-развлекательным целям. Внимание читателя зацепит материал, который будет:
Считается, что оптимальный размер полезной статьи не может быть меньше 1500-2000 знаков. Д ля успешного продвижения в поисковых системах желательная длина текста от 8000 символов для информационных ресурсов.
Художественно-публицистическое сообщение
Публицистика — самый творческий жанр в журналистике. Из-под пера выходит не просто журналистская публикация, а практически литературное произведение. Основное место в нем отводится личным эмоциональным переживаниям автора, его впечатлениям и суждениям.
Статьи в этом жанре пишут профессиональные журналисты, обладающие литературным талантом. Широкий кругозор, жизненный опыт, хваткий ум, наблюдательность — без них невозможно создать незаурядный художественно-публицистический материал.
Гениальное произведение В.В. Гиляровского «Москва и москвичи», работы известных журналистов Ю. Фучика («Репортаж с петлей на шее»), Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» — это образцы нестандартного авторского видения. Примеры журналистской работы в художественно-публицистическом стиле, на которых стоит учиться.
Основные разновидности жанра: отражающие положительные явления очерк, зарисовка, а также высмеивающие пороки фельетон и памфлет.
Очерк. Объединяет в себе социологическое исследование общественных проблем, художественное представление достоверной картины окружающей действительности, опору на факты. При подготовке очерковой публикации мало только собрать, проанализировать материал. Его необходимо полностью переработать в рамках жанра.
По сути, очерк сочетает принципы аналитической статьи и образного репортажа с эффектом присутствия.
Проблемный очерк по своей логической структуре наиболее схож с аналитической статьей. С той разницей, что проблема в нем рассматривается через обязательный конфликт, столкновение интересов разных людей. До корня проблемы журналист добирается, исследуя конфликтную ситуацию в ее динамичном развитии. Может быть описательный (путевой, событийный) и сюжетный (портретный, проблемный).
Характерные особенности очерка:
Родоначальниками русского очерка были В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»). В советское время — А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Аграновский. Путевой очерк прославили А.С. Пушкин, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев.
Фрагмент очерка В.М. Пескова для газеты Комсомольская правда
Современный очерк — произведение в большей степени документальное, чем художественное. Зачастую драматизм события или масштаб личности таковы, что способны привлечь внимание читателя без активной художественной переработки исходного материала.
Фрагмент очерка об А.Д. Сахарове в Новой газете
Зарисовка. Это короткий, живой рассказ о собственных впечатлениях. Художник слова воспроизводит — зарисовывает — картину встречи с событием, явлением или другим человеком. Перед читателем разворачивается целая череда ярких образных сравнений, эпитетов и ассоциаций. Сюжетная линия и проблема обычно в зарисовке отсутствуют.
Виды зарисовок: портретная, ассоциативная, пейзажная.
Будоражат воображение великолепные зарисовки классиков русской литературы: И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.
Фрагмент ассоциативной зарисовки Л.Н. Толстого Пейзажная зарисовка К. Паустовского
В газетной зарисовке журналист кратко рассказывает о своих наблюдениях, описывает обстановку, дает наиболее полную картину увиденного. Зарисовка имеет много общего с репортажем. Она так же эмоциональна, динамична, создает эффект присутствия. В то же время всегда ограничена пространственными и временными рамками, одномоментна. Для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина и логичность.
Фрагмент зарисовки В.М. Пескова
На телевидении «зарисовкой» часто называют так называемые видовые съемки, некоторое количество взаимосвязанных кадров.
Фельетон — это соединение публицистического, сатирического, художественного начал. Фельетон публично высмеивает отдельные недостатки, используя различные литературные приемы. Суть жанра — в комическом иносказании. В фельетоне могут дополнительно появиться вымышленные персонажи, фантастические элементы, события в виде сновидения, диалога. Однако все используемые приемы не должны искажать сам факт, который взят за основу произведения.
Пример фельетона
Фельетон всегда пронизан юмором и иронией. Он остроумный, интересный, при этом дает четкую картину описываемого события.
Одни из самых известных фельетонистов прошлого: великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, блестящий публицист и театральный критик В.М. Дорошевич. Замечательными мастерами жанра были М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.А. Булгаков.
Фрагмент памфлета Л.М. Леонова Происхождение памфлета связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Едким памфлетистом был французский ученый и философ Блез Паскаль («Письма к провинциалу»). Образцовым примером политической сатиры на современное общественное устройство признаны труды Д.И. Писарева «Пчелы», М.Горького «Город желтого дьявола».
Как и фельетон, памфлет на страницах российской прессы явление редкое. С прекращением «холодной войны» исчезли популярные ранее памфлеты на международные темы.
В наши дни художественно-публицистические жанры не слишком распространены в периодической печати, на телевидении и радио. Их написание требует высокого уровня мастерства и доступно не каждому журналисту. Создание таких текстов трудозатратно и занимает много времени. Однако некоторые жанры все же можно встретить в специализированных передачах и журналах.
Преимущество художественной публицистики — в активном воздействии на аудиторию через факты и образы. С их помощью автору легче донести идею, а читателю разобраться в сложных нравственно-психологических или социальных проблемах.
В среднем объем очерка может составлять от 8000 символов, зарисовки — около 1000-2000, фельетона, памфлета — от 500 до 3000 знаков. Четких требований к объемам здесь нет, все зависит от полноты освещения темы.
Способы взаимодействия с аудиторией
Сторителлинг как жанр
Сторителлинг — рассказывание историй — не считается самостоятельным жанром. Это, скорее, прием донесения нужной информации. Однако с каждым годом его все больше называют одним из самых мощных инструментов психологического влияния на сознание человека.
Как способ передачи поучительной информации сторителлинг используют в обучающих, развлекательных целях, в продвижении, маркетинге и рекламе. Интересный рассказ всегда приходится к месту на серьезных бизнес-форумах, в общении с клиентами. В социальных сетях истории вызывают намного больший интерес, чем просто посты с картинками.
Сторителлинг всегда подстраивается под интересы аудитории и говорит о вещах, ей знакомых. Человек представляет в голове происходящее как некое кино, узнает себя. Через историю вы подводите читателя к определенной мысли. Он логически и через эмоциональные подъемы и спады рассказа приходит к тому, что вам нужно. Идея, которую вы хотите донести до читателя, рождается у него как бы сама. Он думает, что она его собственная.
Пример личной истории
С помощью разного рода историй, стилей рассказов:
Способность увлекательно рассказывать дает множество преимуществ. Любому, вне зависимости от рода занятий, будь то политик, социальный деятель или актер. Многие великие люди, будучи талантливыми рассказчиками, влияли таким образом на судьбы целых народов — У. Черчилль, Мартин Лютер Кинг и даже Шахерезада. Благодаря этому своему дару их помнят миллионы.
Пример истории рекламного характера
Грамотно выстроенная убеждающая история содержит:
При этом без деталей, не имеющих отношения к делу.
Огромное преимущество сторителлинга в том, что истории естественным образом захватывают внимание зрителя. Компании тратят огромные средства на рекламу, но она не дает желаемого эффекта. Реклама «в лоб» вызывает даже отторжение. Выход из этой ситуации — использовать сторителлинг.
Чтобы рассказывать истории, нужно много читать художественной литературы. Здесь не подойдет даже просмотр кинофильмов. Только когда мы читаем художественные произведения, мозг набирает необходимый словарный запас и оттачивает образную память: интриги, диалоги, трагические и комические ситуации. Очень хорошо не только иметь свои истории, но и уметь пересказывать чужие.
Верхней границы объема историй в сторителлинге не существует. Главное — исчерпывающее раскрыть тему. Однако хороший рассказ всегда не слишком длинный. Ровно такой по хронометражу, чтобы удерживать внимание читателя или слушателя необходимое время.
Веб-копирайтинг, его особенность и типы
Копирайтинг — это особое направление работы с текстовой информацией. Текст здесь служит конкретной цели — склонить читателя к определенному действию: позвонить, перейти по ссылке, зарегистрироваться, оплатить товар или услугу, сделать заявку. Он полностью составлен таким образом, чтобы человек в конечном итоге это действие совершил.
Пример страницы регистрации
Копирайтер пишет продающие тексты, но при этом не является журналистом или писателем. Текст — не самоцель, скорее, один из инструментов достижения цели в решении проблемы клиента. Например, если текст «не работает», его меняют на другой — целиком или блоками.
Типы задач, которые решаются в копирайтинге:
Кроме этого, написание скриптов продаж, сценариев продающего видео, постов для социальных сетей, объявлений для контекстной рекламы. И это не весь перечень.
Иногда копирайтеры выбирают и специализируются на какой-то одной нише. Есть и универсальные специалисты. Профессиональный копирайтер получает деньги не за количество знаков, а за конечный результат. Их заработок в конечном итоге напрямую зависит от сложности задач и степени ответственности, которые они на себя возлагают.
Основная ценность копирайтинга в том, что продающий текст приносит заказчику прямую прибыль. Его стоит освоить как автору, так и владельцу микро- или инфобизнеса. Веб-автор сможет предложить клиенту больше форматов, выделиться из массы копирайтеров и веб-авторов. Предпринимателю он просто необходим, чтобы качественно взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях, на сайте или досках объявлений.
Чтобы стать специалистом по продающим текстам, придется изучить и понять множество смежных направлений. Хороший продажник собирается на основе собранных маркетинговых данных, понимания трафика, с основательной предварительной подготовкой и постшлифовкой. Руководитель Школы и Агентства Сергей Трубадур, который посвятил копирайтингу больше 10 лет жизни, настаивает на том, что специалист должен быть копирайтером-маркетологом, владеть навыком оформления будущих продающих страниц. Именно этому обучаются студенты в коучинг-программе « Цех копимаркетологов ».
Универсальных рекомендаций по объему продающего текста нет. Оптимальная его длина зависит от многих факторов: тематики, дизайна страниц продающего сайта, особенностей визуального восприятия посетителями. В идеале все элементы, в том числе и текст, тестируются.
Заменит ли со временем интернет газетную журналистику
Последние лет 15 бытует мнение, что традиционные газетные жанры будут вытеснены интернет-журналистикой. В этой связи вспоминается герой культового фильма В. Меньшова 1979 года и его уверенность в том, что через двадцать лет «будет одно сплошное телевидение». Его «пророчество», как видим, не сбылось — ТВ-воронка не смогла поглотить радио и прессу. То же самое, вероятно, относится и к «сплошному интернету».
Классическая газета перестает быть источником новостей. В скорости доступа к информации она не может соперничать с веб-сайтами. Зато газета становится более аналитической, публицистичной, привлекая аудиторию более серьезную и вдумчивую. Журналистика будущего — это интернет-СМИ, блогосфера, газеты, радио, ТВ. А это значит, что поле деятельности журналиста в XXI веке только расширяется и углубляется.