Что такое нормы этики

Что такое ЭТИКА, простыми словами. Что изучает этика

Этика. Задаваясь вопросом, что такое этика, многие даже не подозревают, насколько богато и широко это понятие. Оно может подразумевать под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.

Что изучает этика?

С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.

Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.

Чем этика отличается от этикета?

Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:

Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества. Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:

Этика и психология

Как правило, этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология. Это связано с тем, что указанная наука занимается исследованием психологических аспектов личности, ее существования, взаимодействия с окружающим обществом, процессов, которые протекают в сознании человека и зачастую служат причиной его поступков. Этика, вдобавок, рассматривает поведение и мировоззрение человека, но с точки зрения моральных и нравственных устоев и традиций, сложившихся в обществе.

Задаваясь вопросом, что же такое этика, можно рассмотреть некоторые ее функции, при помощи которых можно скорректировать некоторые моменты в психологическом и моральном воспитании личности и всего общества в целом:

Профессиональная этика

Важным направлением в изучении этических норм является их распространение на трудовую сферу деятельности человека. Устраиваясь на работу, важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система моральных норм и правил поведения специалиста, в которую заложена особенность конкретной производственной сферы. Ее соблюдение зачастую является обязательным требованием на рабочем месте, залогом успешного развития, и, возможно, даже карьерного роста.

Корпоративная этика

В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:

Деловая этика

Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:

В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.

Религиозная этика

Для церковных традиций характерны свои моральные ценности, ведь религия и этика неразрывно связаны друг с другом. Религиозная этика представляет собой систему нравственных устоев, характеризующих поведение и сознание человека. Они опираются на церковные заповеди, но не ограничиваются ими. Кроме взаимоотношений внутри общества, этика в религии устанавливает моральные правила и нормы отношений между человеком и Богом, возможность прощения, исцеления и веры людей в божественное начало.

Этика семейных отношений

В семье этика отношений, помимо любви и привязанности – основополагающая часть счастливого брака. В данном случае моральные ценности основываются на следующих принципах:

Обратите внимание на то, что этика взаимоотношений между брачными партнерами и родственниками важна для сохранения полноценной и счастливой семьи, морального и нравственного воспитания будущего поколения. В связи со скоротечным ритмом жизни, большое количество населения порой даже не реагирует на слова или поступки близких им людей: супругов, родителей, детей.

Светская этика

Отвечая на вопрос, что такое светская этика, важно вспомнить определение термина «светский» — гражданский, не церковный. Отсюда следуют, что светская этика, это свод моральных принципов, основанных на деятельности гражданского общества без влияния церкви. Эти принципы, как правило, выделены разумом, а не сознанием человека. Они регулируют отношения между людьми с точки зрения морали, вводят понятия добра и зла, благодетели и сострадания, без которых невозможна жизнь цивилизованного общества.

Этика в интернете

В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:

Социальная этика

Для цивилизованного общества характерна этика социальной работы, которая включает в себя нормы взаимодействия людей в социуме. Подобные правила или принципы могут регулировать деятельность индивида в обществе, поддерживать его существование, повысить ответственность лиц, отвечающих за нормальное развитие социума. Самому же человеку важно придерживаться норм социальной этики для благополучного развития, как самого себя, так и общества, которое его окружает.

Моральная этика

Понятия этика и мораль часто употребляются в одном контексте. Моралью называются нормы для регулирования поведения или оценки поступков человека, его взаимоотношений с обществом, а также особенностей политического и межгосударственного взаимодействия. Моральная этика же представляет систему подобных норм, применимых в различных сферах деятельности общества:

В любой сложившейся ситуации важно помнить, что такое этика, и что это понятие существует не только для урегулирования, но и оценки взаимодействия людей в различных сферах их жизнедеятельности. Следуя этическим нормам, можно найти необходимый баланс для комфортного существования, осознать грань между добром и злом, научиться быть справедливым и милосердным, чего иногда не хватает современному обществу.

Источник

Что такое этические нормы?

Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики

Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики

Что такое нормы этики. Смотреть фото Что такое нормы этики. Смотреть картинку Что такое нормы этики. Картинка про Что такое нормы этики. Фото Что такое нормы этики

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.

Сами этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения — это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение законов нравственности, поэтому эти нормы можно условно отнести к механизмам культуры стратегического уровня, которые регулируют взаимоотношения с миром в целом и конкретным партнером по общению в частности.

Естественно, что этические нормы в силу того, что они относятся к духовной сфере жизни людей, существуют в обобщенных, нерецептурных формулировках, поскольку носят базовый универсальный характер. Педагогам особенно важно помнить, что этические нормы формируются преимущественно в детстве на основании всех без исключения ситуаций общения, свидетелем которых был ребенок, а поскольку значительная часть жизни учеников проходит в школе, в которую к тому же ребенок идет с внутренней установкой научиться там всему, чему только можно, именно учителям предназначено развивать и/или корректировать представления учащихся об этих нормах. И происходит это, осознанно или неосознанно, непрерывно в течение всего общения как на уроке, так и за его рамками.

Этические нормы — это не только призывы быть вежливыми, но это, главным образом, инструмент реализации ответственности за свои речевые действия. Следовательно, этические нормы помогают с нравственной точки зрения оценить допустимость или недопустимость конкретных явлений в общении. При этом этическая оценка носит особый характер, поскольку она выносится с позиций духовной культуры и ее высших ценностей: «Сознательно или неосознанно говорящий предполагает существование, помимо данного адресата, «высшего нададресата». В различных мировоззренческих концепциях этот нададресат может осмысливаться как Бог, абсолютная истина, совесть, суд истории, народ ит. д.» (Ю. М. Лотман). Следовательно, этическая культура речи отражает аксиологический (ценностный) компонент культуры в целом.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно являются критериями оценки этичности речи и речевого поведения в целом.

Соответственно, основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость (в том числе полнота и неискаженность информации), понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия для ее расшифровки), содержательность (пустая речь лишь отнимает время и силы у адресата), информативность (расхожие высказывания, общие слова адресат обычно расценивает как недооценку своего умственного уровня или уровня своей информированности), целесообразность (необходимо использовать в речи только то, что соответствует цели, а все лишнее исключить как отнимающее время и силы), краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), вежливость (в первую очередь как знак уважения партнеров по общению и самоуважения) и т. д.

Таким образом, этические нормы в первую очередь направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С точки зрения этических норм в современном обществе неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Напротив, уважение к людям, терпимость к тем, кто отличается чем-либо, к их мнению, позиции и пр., доброжелательность — это норма.

Источник

ЛЕКЦИЯ 6. Универсальные этические и психологические нормы и принципы общения

Этические нормы и принципы делового общения.

Модели политической психологии федеральный и региональный аспекты.

Психология и труд. Профессиональная психология.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Этика деловых отношений — это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике; о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, какие склонности и идеалы обеспечивают эффективный труд, а какие ему мешают.

У деловых людей всего мира существует строгое понятие деловой этики и обязательности. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением исследуют, часто вычеркивая из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам. Поэтому новоиспеченным предпринимателям, всем своим поведением попирающим элементарные основы деловой этики, надеяться на успех не приходится.

Этика и этикет деловых отношений требуют, чтобы руководитель обладал следующими качествами:

• решительностью и оправданной уступчивостью;

• требовательностью к себе и другим;

• способностью работать в стрессовой обстановке.

Деловые отношения — это один из типов общественных отношений, таких как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (заключить сделку), следует стремиться понять партнера делового общения. В деловых отношениях необходимо быть хозяином положения, брать инициативу и ответственность на себя. Участники деловых отношений получают возможность влиять на знания, умения, отношения, чувства друг друга. В исследованиях профессора Б.Ф. Ломова, достаточно большое внимание уделившего аспектам социально-психологического феномена общения, четко представлена мысль: когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать и то, с кем и как он общается. Это знание партнера общения в профессиональной жизни не менее значимо, чем в быту. То есть сфера деловых отношений может раскрыть сущность нашего партнера, а также конкурента по бизнесу. Деловые отношения включают много аспектов, в том числе общение.

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Этические принципы — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Этические нормы — система общих ценностей и правил этики, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Психологические нормы и принципы содержат необходимый перечень психологических характеристик делового человека.

Принципы этики делового общения — это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Можно выделить шесть основных этических принципов делового поведения.

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 % к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе) должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому его виду, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности, и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить его, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов».

Когда речь идет о своих промахах, следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а претензии предъявлять к себе.

Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих.

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения: «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху — вниз» (руководитель — подчиненный), «снизу — вверх» (подчиненный — руководитель), «по горизонтали» (сотрудник — сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху — вниз». В деловом общении «сверху — вниз», т. е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое — нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

Этика делового общения «снизу — вверх». В деловом общении «снизу — вверх», т. е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, чтобы…?» и т. д.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свои принципы и характер. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению непосредственного начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш руководитель при этом теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг ваших обязанностей пересекается с обязанностями ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Этические нормы

Это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила предусматривают права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав. Этические нормы выступают в роли регулятора деловых отношений. Универсальные этические нормы представляют собой требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и категорией экономической. Подсчитано, что в результате грубого отношения работники теряют в производительности труда в среднем около 17 %.

Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения.

Тактичность также является одной из важных составляющих культуры делового общения. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, нарушение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *