Что такое диоген тест
Синдром Диогена
Глеб Поспелов о том, почему некоторые люди не могут расстаться со своими вещами
Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) — психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему состоянию.
История жадности – к истокам причины патологического накопительства
Древнегреческий философ Диоген Синопский (404–323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» — не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого убожества.
Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена
Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена
Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, — захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути — мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей — бессистемное хранение и неиспользование.
Лечение синдрома патологического накопительства
1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.
Синдром Диогена: что это, причины и как лечить
Разберём, что такое синдром Диогена и как он проявляется. Наверное, многим приходилось сталкиваться с людьми, питающими какую-то особую страсть к накопительству. С первого взгляда они напоминают бродяг или бедняков, пытающихся утащить с собой как можно больше разного хлама.
На самом деле это состояние является проявлением довольно распространённого психического заболевания – синдрома Диогена. Этим недугом страдает около 5% людей пожилого возраста, хотя встречается он и среди молодых.
Кто такой Диоген
Диоген – древнегреческий философ, которого сейчас бы прозвали главным любителем эпатажа. Известно, что мыслитель жил в глиняном кувшине – пифосе в самом центре Афин, использовал плащ вместо постели, также Диоген часто принимал пищу прямо на площади, что в Древней Греции считалось тем ещё моветоном.
Но вот сведений о том, что философ стаскивал в свою обитель хлам со всех Афин, ни в одном источнике нет. И даже напротив, известно, что имущество мыслителя состояло лишь из сумы и посоха. Через такой жизненный уклад философ пытался выступать на полную свободу и независимость. Известно даже, что от Александра Македонского Диоген хотел только одного: чтобы тот не загораживал ему солнце.
Что такое синдром Диогена?
Синдром Диоге́на или синдром старческого убожества – психическое расстройство, характерными чертами которого являются крайне пренебрежительное отношение к себе, социальная изоляция, апатия, склонность к накоплению и собиранию всякой всячины (патологическое накопительство) и отсутствие стыда.
Такие люди не приспособлены к жизни и испытывают определённые трудности в общении с людьми. Основная проблема заключается в их непонимании и нежелании исправить положение, так как, по их мнению, никаких проблем нет.
Отдельным синдромом было признано в 1966 году. Название «синдром Диогена» было предложено рядом исследователей в честь древнегреческого философа Диогена, сторонника крайнего минимализма, который по легенде жил в пифосе (большом глиняном сосуде). Однако нет точной информации, что Диоген занимался накоплением имущества, и при этом он искал человеческого общения, каждый день совершая прогулки в Агору.
Таким образом, это название ряд исследователей считают неправильным и предлагают использовать другие названия: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из поэмы Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого убожества.
Симптомы синдрома Диогена
Психологи говорят, что синдром Диогена известен такими симптомами:
Некоторые врачи предлагают называть заболевание синдромом старческого убожества или синдромом Плюшкина, который, как помнят читавшие Гоголя, любил принести в дом всего и побольше.
Больные синдромом Диогена, как правило, живут бедно, хотя нередко имеют достаточное количество денежных средств. Свои сбережения, такие люди, предпочитают не трогать и хранят их в своих тайниках либо на счету в банке. Такие люди тащат с улицы всё: пустые картонные коробки, старую мебель, коляски и прочие ненужные вещи. Ситуация ухудшается из-за неприятного запаха. Каждая вещь, по их мнению, нужна и пригодится в быту, поэтому Плюшкины ничего не выбрасывают.
Для таких людей порядок и чистота в доме, а также собственный внешний вид и гигиена отходят на второй план. Выделяют даже необычный вид патологического накопительства – патологическое накопительство животных. Эта ситуация, при которой в жилище содержится огромное количество бездомных собак или кошек, при этом не получая должного ухода.
Как правило, заболеванием страдают пожилые люди, но иногда оно встречается и у молодых. Учёные из Калифорнийского университета, длительное время исследовавшие это заболевание, пришли к выводу, что страсть к коллекционированию заложена в мозге человека. Многие из нас в детстве старательно собирали марки, открытки, значки, монеты, обыкновенные фантики от конфет. Врачи утверждают, что многие коллекционеры постепенно приближаются к данному недугу, поэтому они советуют следить за поведением своих близких. С возрастом эта страсть у одних проходит, у других же перерастает в серьёзное увлечение.
Яркий пример
Житель шведского города Шеллефтео Курт Дегерман последние 30 лет своей жизни жил на помойке, питаясь объедками. Умер он в возрасте 60 лет, то есть данный синдром начался у него примерно в 30 лет и не был связан со старостью. После смерти на его счету в банке обнаружили целое состояние – около полутора миллионов долларов.
В молодости Курт понял, что еда и одежда из магазина лишняя трата, поэтому он предпочёл вместо дома жить на помойке и носить грязные вещи. До самой смерти мужчина ходил в одной и той же грязной голубой куртке. Пищу и одежду находил на свалке. При этом все деньги, которые ему удавалось добыть подаянием или сдачей банок, Дегерман вкладывал в ценные бумаги и золото.
Родственники рассказывали, что Дегерман был прекрасным финансовым аналитиком и отлично разбирался в процессах на фондовой бирже. Правда, он не смог воспользоваться плодами ума, и его богатство досталось его родственникам.
В этом случае объектом патологического накопительства являются финансовые ресурсы.
Причины
Причиной болезни становится нарушение работы лобной доли мозга. Специалисты утверждают, что это нарушение объясняет странное поведение, так как в этой области находится центр, который отвечает за принятие рациональных решений.
Причинами необычной болезни также могут быть:
Долгое время существовала версия, что заболеванием страдают люди, которые на протяжении всей жизни были бедны или те, кому свойственна скупость. Однако, это предположение ошибочно.
Как лечить синдром Диогена
Люди, страдающие данным синдромом, не понимают что им нужна помощь специалиста, поэтому не обращаются за ней. В связи с этим ответственность ложится на плечи близких людей. Именно они должны первыми увидеть проявляющиеся странности и отправить на лечение.
Самым верным решением будет отправить больного на консультацию к психиатру. В незапущенных случаях врач может назначить приём специальных лекарств, которые улучшат состояние пациента. При регулярном приёме препаратов признаки болезни ослабевают или исчезают полностью, человек возвращается к нормальному образу жизни.
Большую пользу принесёт умение мотивировать больного. К примеру, наводить чистоту в доме необходимо, чтобы «коллекция» содержалась в порядке и на неё приятно было смотреть. Больной должен понять, что ему необходимо и самому следить за чистотой своей комнаты, пусть даже понятие о порядке у жертв синдрома Диогена исключительное. Психиатры советуют влиять на сознание больных тем, что в их комнате некомфортно и негде присесть.
Очень важно, хотя бы раз в неделю, интересоваться его «коллекцией» и общаться с ним на тему его хобби. Необходимо оставаться любящим родственником, который в любую минуту готов прийти на помощь. Это будет непросто, так как люди, страдающие синдромом Диогена, обычно стремятся к изоляции и порой очень агрессивны. Домашняя психотерапия сильно поможет в лечении, если попытаться найти с ними контакт и постараться понять их.
Если болезнь находится в запущенной стадии, необходимо пройти лечение в психиатрической клинике. Но поместить туда больного можно только с его согласия или признав его недееспособным, то есть по решению суда. Но так как подобное поведение до сих пор расценивается как стиль жизни, врачи зачастую признают больных этим недугом адекватными, что говорит об отсутствии необходимости принудительной медицинской помощи.
Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Как древние философы гнобили друг друга и людей
Все люди похожи друг на друга. Абсолютно! Только одеваются по-разному. Хотя Серж Гензбур еще в начале 80-х выглядел как модник наших дней. Но даже если взять времена гораздо более древние, то можно с удивлением обнаружить, что слабости человеческие во все времена тоже одинаковые. Например, самой древней из найденных шуток 4000 лет, и она записана на шумерской глиняной табличке:
Как видно, плохой пердильный юмор существовал во все времена. Люди так же пили, изменяли и порой шутили. Несмотря на многочисленную редакцию древних текстов, мы знаем, как глумились и иронизировали люди, которых принято считать великими.
Диоген, что ты за чудовище?!
Одним из самых заметных древних шутников и острословов, без сомнения, является Диоген Синопский. Живя в пифосе (так назывался большой глиняный сосуд, ставший ему домом), он в основном занимался тем, что спорил с людьми и эпатировал местных жителей. Например, тем, что мочился на людей, которые раздражали его, испражнялся в театрах и онанировал у всех на глазах, отвечая на претензии фразой: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот». Только тонкая линия отделяет философа от мрази. Но больше всего он запомнился своей беседой с Александром Македонским, которая в дальнейшем стала историческим анекдотом.
«Покоритель мира» и самая могущественная персона Античности искал встречи с грязным и ужасно сварливым философом, который жил в бочке и ввергал в шок местных жителей. Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать свое почтение, но философ совершенно беззаботно грелся на солнце. Ему было плевать на постоянно воюющих и сменяющих друг друга царей. Тогда Александр сам решил навестить его. Нашел его в Карани, где философ занимался любимым делом — загорал на солнце. И тут завязался хрестоматийный диалог:
— Я — великий царь Александр.
— А я — собака Диоген.
— И за что тебя зовут собакой?
— Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.
— А меня ты боишься?
— А что ты такое: зло или добро?
— Добро.
— А кто же боится добра?
— Проси у меня чего хочешь, — наконец, сказал царь.
— Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
Диоген был эталонным циником в нормальном смысле этого слова. Слово «циник» в переводе с греческого означает «собака», но, как видим, оно нисколько не унижало философа, а дало начало целой философской школе. Если остальные видели в слове «собака» что-то пренебрежительное и уничижительное, то Диоген носил его с гордостью, потому что, судя по диалогу с Александром, считал их самыми справедливыми животными. Достаточно вспомнить еще одну байку, чтобы понять его отношение. Однажды Диоген ел что-то очень низкосортное и несвежее на публичном рынке. Толпа тут же окружила его, начала высмеивать за такую кошмарную неразборчивость в еде и сравнивать с собакой. На что философ ответил: «Если я собака, то почему вы окружили меня и хрюкаете, пока я ем?». Прожарка в античном стиле!
Была аналогичная ситуация, когда Диогена пригласили в дом очень богатого человека. Философу, естественно, было плевать на материальные блага — он даже выбросил свою миску, когда увидел ребенка, пившего воду из горсти, со словами: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». А вот хозяин дома тем не менее старался произвести впечатление подробными рассказами о том, сколько он потратил, чтобы построить и обставить свое обиталище. Диогена подробный пересказ сметы не впечатлил, но хозяин, желавший подчеркнуть роскошь своего дома, обратился к философу-дервишу со словами: «Видишь, как здесь чисто! Смотри не плюнь куда-нибудь — с тебя станется!». Это была его роковая ошибка. Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже!».
Платон VS Диоген
Нет ничего удивительного в том, что с таким характером у Диогена было больше врагов, чем друзей. Уж очень он любил издеваться над людьми. Например, основательно подпортил репутацию Анаксимену Лампсакскому, когда пришел на его лекцию, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Разумеется, все слушатели повернулись и начали смотреть на знаменитого бомжа с рыбой, перестав слушать лектора. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!». «Но что стоит лекция, если какая-то соленая рыбка опрокинула твои рассуждения?», — возразил Диоген. А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!». Но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Досталось от Диогена и легендарному Платону. Их споры едва не доходили до драки, а взгляды на жизнь радикально отличались. Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха, принес в платоновскую школу со словами: «Вот платоновский человек!». Но Платон не растерялся и к своему определению добавил еще одно: «…и с плоскими ногтями».
Но однажды Платон его все-таки уделал, хотя конфликт опять спровоцировал обитатель пифоса. В дождливый день он заявился к Платону домой и, топая по ковру грязными ногами, возвестил: «Так я топчу гордость Платона». На что тот со свойственным ему спокойствием ответил: «Ага, попираешь мою гордость своей». Может быть, это не смешно, но очень тонко. После такого буйный Диоген развернулся и ушел.
Сумасшедшие истории Лукиана о Демонаксе
Несомненно, самым смешным человеком Древнего мира был Лукиан Самосатский — писатель, сатирик и оратор, живший в середине 100-х годов нашей эры. Эдакий Жванецкий или Стивен Фрай древности. Он был мастером комических диалогов, написал немало биографий и масштабных произведений о путешествиях и приключениях, которые можно смело назвать предтечей научной фантастики. Но лучшие его работы посвящены еще одному интересному и очень самобытному философу-цинику по имени Демонакс. По сравнению с ними остроумные ведущие вечерних шоу и стендаперы-импровизаторы кажутся щенками. Самое забавное, что Лукиан терпеть не мог циников. Однако Демонакса считал идеалом практического философа. Хотя он, как и все циники, не всегда был вежливым, но все же гораздо более сдержанным и менее радикальным, чем его коллеги. Достаточно вспомнить краткую беседу Демонакса с одним публичным учителем, который рассказывал толпе, как он учился во всех существующих на тот момент школах. «С Платоном я убежал в академию, с Аристотелем я ушел в дискурс, с Зеноном я сидел на крыльце, а с Пифагором (чья философия подчеркивала спокойное созерцание) я погрузился в молчание». В этот момент Демонакс крикнул что-то вроде: «Эй, чувак! Пифагор зовет! Так что заткнись!».
Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Истории, связанные с Диогеном:
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любит людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
Диоген
Содержание
Очерк
Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)
Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.
Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртский и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).
Основной источник сведений о Диогене — трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.
Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же Переживёт века слава твоя, Диоген: Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь, Ты указал нам путь, легче которого нет.
Философ-изгнанник
Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.
Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.
Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции. Около 355—350 годов до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.
Случаи из жизни Диогена
— Юлиан. К невежественным киникам