Что такое нормативно правовая база образования детей с овз
Что такое нормативно правовая база образования детей с овз
Реализация права на образование детей с ОВЗ
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
•международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
•федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
•правительственные (постановления, распоряжения);
•ведомственные (Министерства образования);
•региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
· создание условий для освоения социальных навыков;
· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
— обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
— нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
— пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
— реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
— внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
1. Федеральный уровень
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ 1598 от 19.12.14 )
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( Приказ 1599 от 19.12.14)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ ( Исх ВК-333_07 )
2. Региональный уровень
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17 апреля 2015 года № 996-р «О внесении дополнений в распоряжение комитет общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 февраля 2015 года №295 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования Ленинградской области» ( Об обеспечении внедрения ФГОС ОВЗ)
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26 августа 2015 года № 2077-р «Об утверждении мероприятий по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2015-2016 учебном году» (Распоряжение апробация ФГОС ОВЗ)
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 сентября 2015 года № 2268-р «О проведении мониторинга готовности и создания условий для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях системы образования Ленинградской области» (Распоряжение мониторинг ФГОС ОВЗ)
Научно-методическое сопровождение организации обучения обучающихся с ОВЗ в Ленинградской области осуществляет Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», кафедра специальной педагогики http://www.loiro.ru/subdivisions/22/
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года №1309 » Об утверждении порядка о беспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются»
Методическое пособие от 10 августа 2015 года для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Сборник нормативных правовых актов и справочных документов по обеспечению доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Приказ Минтруда России №527н от 30 июля 2015 г.«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Права детей с ОВЗ
Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов
на образование
Закон ЛНР от 30.09.2016г. № 128-II«Об образовании» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей.
Закон подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Государство обязуется обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.
В статье 78 Закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются Советом Министров Луганской Народной Республики для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством учредителя образовательной организации (учреждения) в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований Луганской Народной Республики. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, обеспечение этих мер социальной поддержки осуществляется за счет средств Государственного бюджета Луганской Народной Республики.
Также в статье 42 Закона ЛНР «Об образовании» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (учреждения);
3) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
4) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных правовых актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией (учреждением) и обучающимися и / или их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Законом, иными законами, договором об образовании (при его наличии).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Луганской Народной Республики.
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.
Дети с ОВЗ в основном — это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ *
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Россией) федеральные (законы РФ, кодексы) правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ) ведомственные (документы Министерства образования) региональные (документы АТО, ДОО ТО) муниципальные (документы МОУО) *
Международные документы стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме; с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества». (Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 год) *
Международные документы В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. *
Международные документы В случае ратификации Конвенции Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году. *
Федеральные документы Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на образование». *
* Федеральные документы Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Закон РФ «Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями). Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. \ 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Федеральные документы Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают Дошкольное внешкольное воспитание образование детей-инвалидов получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. *
Федеральные документы Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство всё же определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует Конвенции. *
Федеральные документы Проблема: Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей-инвалидов. *
Правительственные документы Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе специального образования является постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.) В соответствии с ним созданы и функционируют коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования коррекционные общеобразовательные учреждения коррекционные учреждения начального профессионального образования. *
Правительственные документы Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи» позволило решать качественно задачи по осуществлению индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. *
Правительственные документы Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 04.10.2000 «О национальной доктрине образования в РФ». Доктрина определяет цели воспитания и обучения пути их достижения посредством государственной политики в области образования ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание. *
* Ведомственные документы «Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999. Образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды,обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Лица с ОВЗ в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).
* Ведомственные документы «Концепция реформирования системы специального образования» В Концепции были определены наиболее значимые направления совершенствования системы специального образования, а именно: структурная перестройка; содержание и оценка качества образования, образовательные технологии; научно-исследовательская и инновационная деятельность; обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования.
* Ведомственные документы «КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» (ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6) Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: 1. интеграция через раннюю диагностику, 2. через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и 3. через разноуровневые модели интеграции. Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
* Ведомственные документы Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50 Закона РФ «Об образовании» ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, Утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95.
* Ведомственные документы В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: ● выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; ● осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); ● возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Региональные документы Распоряжение ДОО ТО от 15.09.2010 № 515 Утверждает Состав Совета Состав координационного совета по внедрению системы интегрированного (инклюзивного) образования в региональной образовательной системе Томской области в следующем составе, утверждает список образовательных учреждений, участвующих в экспериментальной работе по внедрению интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.2010г. *
* Региональные документы Разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Нормотворческая деятельность в этом направлении в обязательном порядке должна быть продолжена. Это обусловлено, в том числе, изменениями социально-экономической ситуации, появлением и применением новых форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Однако развитию региональной нормативно-правовой базы во многом мешают отсутствие ряда нормативных правовых актов федерального уровня и противоречия в действующем законодательстве. До конца не отработаны механизмы реализации существующих законов, регламентирующих эту сферу и исполнение норм, связанных с реабилитацией и образованием детей-инвалидов, отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.