Что такое нормативная лексика

Что такое нормативная лексика

Оценивая изменения норм русского языка, единодушие демонстрируют даже те участники общественных дискуссий, которым отродясь не удавалось прийти к согласию ни по одному вопросу. Приказом № 195 министерства образования и науки, вступившим в силу 1 сентября, примерно в одинаковой мере недовольны и либералы, и националисты, и государственники.

Даже верноподданническая и неизменно лояльная по отношению ко всем инициативам центральной власти программа «Вести» в репортаже, посвящённом этой теме, осмеливается деликатно намекнуть: совершено посягательство на святое.

Понять эту реакцию можно: ставшие по новым правилам нормативными словосочетания вроде «вкусное кофе» или «заключать договора» в самом деле режут слух. А жуткий неологизм «брачащиеся» (заменивший другого лексического уродца — «брачующиеся») вызывает примерно те же чувства, что звук алюминиевой вилки, царапающей ценный веджвудский фарфор. Отрицать всё это не приходится. Равно как и то, что именно таким образом изъясняются сегодня десятки миллионов наших соотечественников, с полным на то основанием считающих русский язык родным.

Конечно, признать за этой толпой «неучей» право говорить так, как они привыкли, и безнаказанно без оглядки на школу и суровый словарь Ожегова транслировать свой прононс дальше — детям и внукам, очень сложно. Особенно тяжело это сделать людям, десятки лет героически державшим оборону от «кофе» среднего рода и сделавшим эту беззаветную борьбу частью своей культурной и социальной идентичности. И всё же рано или поздно всем нам придётся покориться неизбежному: попытки противостоять процессам, происходящим в живом языке, более всего похожи на стремление руками сдерживать весенний паводок. Язык меняется, и никто — в том числе Минобразования — не властен над этим обстоятельством.

Вероятно, в нашей конкретной ситуации дело осложняется помимо прочего расплывчатостью самого понятия «нормы». В силу давних культурных традиций слово это в России вызывает довольно мрачные коннотации: нормы насаждают, за их неукоснительным исполнением следят, а ещё бывают такие неприятные вещи, как «норма выработки» или норма, описанная в одноимённом произведении Владимира Сорокина. Трудно отделаться от впечатления, что не сегодня-завтра за привычные и ещё недавно единственно правильные «вкусный кофе» или «заключённые договоры» нас станут штрафовать, притеснять и наказывать — что поделаешь, не норматив. А там и до жуткого принудительного оруэлловского новояза недалеко…

Разумеется, в данном случае понятие «норма» имеет гораздо более щадящий смысл: оно всего лишь означает, что так — «вкусное кофе», а также «йогурт» с ударением на последний слог и «договор» с ударением на первый — теперь тоже можно. Языковые нормы (в отличие от многих других) ничего не предписывают — они просто фиксируют некую объективную реальность, не более того. В наше время нижний слой языка (приметой которого долгое время оставались эти и другие узаконенные нынче обороты) неудержимо распространяется вверх по социальному древу, и не замечать этого — значит страдать солипсизмом в тяжёлой форме.

И именно это обстоятельство — уравнивание разных языковых уровней в правах, а вовсе не сами неблагозвучные, на взгляд многих, выражения больше всего пугают и раздражают борцов за чистоту русского языка вне зависимости от их политических убеждений. Их можно понять — подобного рода нововведения лишают их права претендовать на культурную и социальную гегемонию.

Очень схожая история произошла в Греции, где в 1976 году архаичный и сложный язык элиты кафаревуса был в одночасье заменён упрощённой разговорной демотикой — или, как говорят сами греки, димотики. Греческие интеллектуалы, долгие годы отстаивавшие чистоту кафаревусы (каковой термин, собственно говоря, и означает «чистый»), были в ярости — для них способность говорить и читать на этом красивом книжном языке была знаком принадлежности к элите, обозначая не только культурное, но и зачастую классовое превосходство над носителями простецкой димотики. И, разумеется, победа димотики означала помимо прочего утрату носителями кафаревусы господствующего положения в обществе.

Похоже, что те же или очень сходные мотивы двигают российскими сторонниками непоколебимой мужественности чёрного кофе. Сегодня для очень многих информация о том, «звонИт» у человека телефон или, напротив, «звОнит», является релевантной: в ней имплицитно зашиты сведения о географическом и социальном происхождении злополучного звонильщика (в столицах «звОнят» реже, чем в провинции), об уровне его образования, а нередко и дохода. Разделение различных форм произношения на «правильные» и «неправильные» создаёт не только благодатную почву для интеллектуальского снобизма, но и фактически узаконивает социальный барьер между теми, кто говорит с ошибками, и теми, для кого нормативные варианты являются привычными и единственно возможными. И законодательно оформленное устранение этого барьера не может не оказаться травматичным для привилегированной части общества — в самом деле, на их исконное право считать себя элитой и свысока поглядывать на чернь совершено грубое посягательство.

Коротко говоря, все те, кого глубоко шокировал приказ № 195, беспокоятся не вовсе понапрасну. Основания для беспокойства есть — правда, лежат они далеко за пределами области лингвистики, да, пожалуй, и культуры в целом. Бояться за свои права и привилегии нормально — но так же нормально с достоинством принимать неотвратимое. Не надо быть знатоком Священного писания, чтобы знать: слова вовсе не так просты, как кажется. Они обладают вполне реальной материальной силой, а по некоторым данным, и вовсе являются эманацией божественного начала. Именно поэтому так смешно и нелепо выглядят все попытки удержать их под контролем при помощи формальных запретов и публичных протестов. Дух, знаете ли, веет где хочет. И нынче он определённо склоняется в пользу любителей йогУрта.

Источник

Лексические нормы русского языка.

Лексические нормы – это свод правил, который регулирует использование словарного запаса в соответствии с лексическим значением слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски. Лексика (греч. lexikos – словарный, словесный) – это полный словарный запас языка. Словарный запас, а также лексические нормы русского языка рассматривает раздел языковедения, который называется лексикология.

Для чего нужно изучать и знать лексические нормы современного русского языка? Прежде всего, для того, чтобы не выглядеть невеждой в глазах собеседников, читателей или слушателей. Лексикологические ошибки – это не то, что может оттолкнуть собеседника, это также может способствовать полному непониманию. В этой статье мы рассмотрим основные нарушения лексических норм русского языка.

Неправильное оперирование фразеологизмами.

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые имеют смысл только при использовании в том виде, в котором они существуют. С точки зрения лексикологии это отдельная и неделимая единица речи. Фразеологизмами могут быть как пословицы и поговорки, так и афоризмы, и крылатые фразы, а также появившиеся не так давно, но уже ставшие широко известными идиомы.

Плеоназмы в речи.

Плеоназм – это словосочетание, использование которого считается речевым излишеством. Почему? Потому что часто одно из двух слов в словосочетании является лишним, так как его значение повторяет значение второго слова. В итоге, словосочетание становится смысловой тавтологией. Примеры плеоназмов: горячий кипяток, необъяснимый феномен, памятный сувенир, ведущие лидеры, народный фольклор и др.

Неправильное употребление паронимов.

Паронимы – это слова, которые имеют большую схожесть, но кардинально противоположное значение. Часто они являются однокоренными. Как можно догадаться, именно из-за их схожести люди часто допускают ошибки при употреблении этих слов.

Давайте рассмотрим примеры паронимов.

Неуместное использование слов с нарушением их лексической сочетаемости.

Это нарушение лексической сочетаемости проще всего сразу рассмотреть на конкретных примерах:

Какой вывод можно сделать из данной статьи? Правильное употребление слов, фразеологизмов, паронимов и других лексических норм современного литературного языка – это возможность зарекомендовать уровень своей образованности с первых слов общения. Также это возможность избежать непонимания с собеседником, читателями или слушателями.

Источник

Что значит использовать ненормативную лексику?

У большинства людей выражение «ненормативная лексика» вызывает четкую ассоциацию с высказываниями, запрещенными к использованию в обществе.

В действительности все обстоит совершенно иначе. Такой лексикон имеет более широкое значение.

Определение ненормативной лексики

Если рассматривать всеобщий случай, то ненормативная лексика — совокупность слов, которые не прижились в русской речи и находятся вне литературной нормы.

Сюда относятся варваризмы, диалектизмы и неправильные или придуманные слова (неологизмы авторского происхождения), да и просто хамские выражения.

Часть последних не воспринимается, а отдельные настолько тесно входят в русский язык, что стают неотделимой частью речи.

К примеру, в былое время Велимир Хлебников выдумал слово “летчик”, а Михаил Ломоносов-слово “градусник”.

Ненормативной лексикой также называют обсценную лексику (от лат. оbscenus) со значениями непристойности, распутности, безнравственности.

Русское сквернословие является одним из разделов последней. Вся разновидность матерных выражений берет исток от трех понятий, имеющих значения человеческих гениталий, а также полового акта.

История возникновения

На сегодня имеется не один вариант возникновения такого лексикона на Руси. По первому из них бранный лексический набор был принесен татаро-монголами во время захвата русских земель.

Этот вариант не очень нравится отдельной группе историков. По их утверждению, кочевники не использовали матерных слов в своем языке. Во время раскопок отыскали страницы, которые еще до прихода захватчиков содержали бранные выражения. Другой вариант берет начало с периода язычества.

Для облегчения деторождения предки применяли заговоры, в которых использовали подобные выражения. А колдуны вставляли их в свои проклятия. Принятие христианства повлекло за собой изменение системы ценностей. На всю символику, связанную с половыми органами, а также с половым актом, наложился запрет.

Исследователи русской ненормативной лексики

Большей частью русский непристойный лексикон изучался зарубежными исследователями. На Западе после семидесятых годов даже были изданы несколько статей на эту тему.

Свою публикацию «Матерный словарь как феномен русской культуры» А. Плуцера-Сарно посвятил исследованию русской бранной лексики. Вдобавок за границей были напечатаны начальные работы русских исследователей В. Быкова и Б. Успенского.

В России первую исследовательскую работу на тему матерных выражений написал доктор филологических наук профессор В.И.Жельвисон «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема».

В 1998 году российскими ученными Дмитрием Добровольским и Анатолием Барановым была издана книга «Русская заветная идиоматика».

На протяжении 25 лет Алексей Плуцер-Сарно составлял двенадцати томный «Словарь русского мата». Лишь в 2001-2005 годах были изданы две первые книги.

Категоризация русской бранной лексики

В. М. Мокиенко предложил свою систематизацию такой лексики. В его понятии «обсценная лексика» и «бранная лексика» пересекаются, но не являются тождественными.

Брань — порицательные и оскорбительные выражения, а обсценная лексика — грубые непристойные слова. Но эти группы связаны одинаковым признаком — эмоциональный ответ на нежданные отвратительные поступки.

Мокиенко разделяет бранный лексикон по функциональным и тематическим свойствам на такие группы:

Функции употребления ненормативной лексики

Различные назначения использования непечатной лексики в языке распределены специалистами в отдельные группы:

Почему люди матерятся?

Существует несколько причин, которые вызывают использование мата в повседневной речи:

Ненормативная лексика в русском языке

В русском языке широкое распространение получил один из видов обсценной лексики – русский мат.

В нем насчитывается около 6-7 основных слов. Но также в языке применяется пара десятков иных обсценных слов, которые не принадлежат к матерным, тем не менее относятся к «неприличным».

Ненормативная лексика и закон

Закон о запрете на употребление ненормальной лексики был принят в России в 2014 году. До этого периода ограничения были не такими строгими.

А в 2014 году в законопроект № 53 от 2005 года «О государственном языке РФ» были внесены некоторые поправки, исходя из которых запрещается применять брань и нецензурные выражения при использовании русского языка в качестве государственного. Пренебрежение принятыми нормами несет за собой определенную ответственность.

Важно! Если художественная литература содержит нецензурную лексику, то ее распространение разрешается только в запечатанном виде. При этом на обложке обязательно должно быть примечание о наличии матов в сочинении.

Ограничения законодательного акта распространяются на все художественные произведения. Это касается как произведений классиков, так и современных авторов стихов и песен.

Ненормативная лексика и общество

Нецензурные выражения постоянно были распространены в разных слоях общества, хотя и были запрещены в печати.

В последний период времени демократизация общества, а также ослабление контроля государства над печатной сферой, привели к некоторому ослаблению запрета на брань.

Отсутствие табу на распространение отдельных тем повлекло за собой увеличение количества допустимых слов письменного русского языка. В результате бранные слова стали модными, многие их используют для пиара.

Употребление мата в средствах массовой информации

Применение непечатного словарного запаса в СМИ недопустимо. Это правило соблюдается в прессе, во время телевещания, на радио.

В советское время даже за ошибочное ударение, не упоминая уже о матерном словечке, могли на всю жизнь лишить возможности работать журналистом.

Нынче на ТВ требования не такие строгие, за нарушение канал заплатит большой штраф. Но регулярное употребление мата может привести к лишению лицензии на вещание.

Официальная пресса исключает употребление недопустимого лексикона.

Но при всем этом ненормативная лексика сегодня присутствует в «законном» порядке: неподходящие выражения старательно скрываются телеканалами. Таким способом они избегают ответственности. Аналогично работают радиостанции.

Клевета

Клевета—это распространение ложных сведений о другом человеке, что в СМИ представляется публикацией и демонстрацией последних в источниках:

Клеветнические сведения в СМИ могут затрагивать человека с разных сторон: деловые качества, характеристика, взаимоотношения с коллегами и членами семьи, взгляды на религию и политику.

Но преступное деяние всегда имеет обязательный признак: такая информация доносится третьему лицу или безграничному количеству людей.

Оскорбление

Оскорбление — это отрицательная оценка личности человека, выраженная в неприличной форме. При этом унижаются достоинство и честь потерпевшего.

Под распространением сведений имеется в виду их публикация в СМИ, изложением в публичных выступлениях или сообщении другому лицу.

Под доносом имеется в виду устное или письменное сообщение о совершении преступления от своего имени, анонимно или от третьих лиц.

Сообщение в таком случае не соответствует действительности. Это может быть искажение сведений о преступлении или приписывание совершение последнего какому-то лицу. Очень часто такие действия происходят непосредственно в СМИ.

Хулиганство

Хулиганство ассоциируется с несоблюдением общественных норм поведения, выражающееся в непочтительном отношении к обществу и сопровождается нецензурной бранью на территории общего пользования.

Сюда же относится дерзкое приставание к людям, порча или уничтожение чужой собственности.

Влияние мата на жизнь и здоровье человека

Проанализировав историю возникновения мата и проведенные исследования, можно предположить, что нецензурные выражения имеют определенную силу и отрицательно воздействуют на человеческую жизнь и здоровье.

Но стоит отметить, что через использование мата человек избавляется от негативной энергии, что обеспечивает его эффективное функционирование.

Как перестать ругаться матом

Сквернословие—это проявление отрицательных изменений в человеке. Поэтому, чтобы навсегда избавиться от него, необходимо выяснить начальные истоки и разобраться в них. Приведенные рекомендации помогут вернуть в общение прекрасный русский язык.

Определив мотивы, влекущие за собой применение ругательных выражений, требуется разорвать с ними связь или выбросить из повседневной жизни.

К примеру, употребление мата за рулем. Понятно внутренние переживания водителя, который отвечает за пассажиров и машину. Люди переходят дорогу в неразрешенных местах, лихие водители считаются потенциальной опасностью.

Но во время сквернословия и выражения недовольства снижается внимательность водителя за рулем. В то же время мат никак не повлияет на всеобщую обстановку на дороге, а иные участники движения не проявят к нему особого интереса.

Поэтому не имеет смысла себя накручивать, а нужно спокойно добраться домой в хорошем настроении.

Для регулярного снижения напряжения рекомендуется систематическое занятие спортом, проведение свободного времени на природе, медитация.

Умение снижать напряженность, выделять время для собственных целей повлечет за собой избавление от употребления нецензурной лексики в повседневном общении.

Рекомендуется избавиться от самоутверждения за счет посторонних людей. Очень важно иметь собственное мнение, чувствовать себя личностью, уважать себя и ценить.

Уверенный в себе человек, который обладает сильным духом и внутренней волей, никогда не будет унижать других людей.

Крайне важно научиться держать контроль над своими эмоциями. Один из действенных распространенных методов — медленно посчитать до десяти, а лишь потом показать реакцию на определенные обстоятельства или ответить неприятному собеседнику.

Неприличные слова рекомендуются заменить на выражения из нормальной речи. На первых порах во время тренировок придется применить выдержку.

Нельзя останавливаться на первых достижениях. Чтение качественных литературных книг положительно повлияет на увеличение допустимого лексического запаса.

Саморазвитие укрепит уверенность в собственных силах и внесет положительные изменения в жизнь.

Скорее всего все эти меры приведут к знакомству с новыми интересными людьми, с которыми можно будет приятно общаться без употребления нецензурной лексики.

Что представляет из себя ненормативная лексика?

Это набор слов в памяти у человека, которым он пользуется в разных стрессовых ситуациях.

Словечки эти могут применять как впопад, так и вообще без надобности.

Они могут формироваться на ходу, когда человек что-то быстро говорит. Или наоборот — у человека нет подходящих слов, чтобы описать ситуацию или назвать что-то конкретное. Тогда на помощь приходят словечки, которых нет в словарях, предлагающих нормативные выражения и лексические единицы.

История появления мата

Интересен факт внедрения в речь человека ненормативных единиц — матовых высказываний.

В древности во время деторождения повитухи и колдуны вставляли такие слова во время разных заклинаний для облегчения родов у женщин.

При этом использовались термины, обозначающие половые органы.

Исследования в области непристойных слов

Бранные высказывания изучаются лингвистами почти всех стран мира. Ученых интересует вопрос, почему люди применяют такие слова практически в любых случаях.

Когда человеку трудно что-то выполнять — поднимает тяжелые предметы или не справляется с какой-то другой сложной работой, то использование матерных слов, кажется, более-менее понятным.

Но некоторые личности матерятся даже в тех случаях, когда испытывают радость, эмоциональный положительный настрой. Вот здесь — где логика?

Замечено, что даже в средствах массовых информаций, несущих людям вести о мире и в мире, и там стали замечать, что непристойная, ненормативная лексика все чаще стала иметь место.

Как исключить из речи бранные слова?

Очистить свою речь от матерных (или бранных) слова, которые относятся к ненормативной лексике, можно и даже нужно.

Человеку, который много лет, даже начиная с детства, матерился, сделать это не легко.

Придется приложить много усилий, чтобы гнилое слово не соскакивало с языка.

Но есть один действенный способ, который понравится многим.

Это пополнять свой словарный запас разными словами-синонимами. Просто взять хороший словарь русского языка и держать его всегда под рукой.

Когда появляется необходимость высказаться, можно сразу подумать, какое слово могу я использовать в данной фразе. Посмотреть, какие есть заместители для этого слова.

Затем вставить это слово в предложение, проговорить его несколько раз.

Методы искоренения бранных слов из речи

Приведу пример. Я поднимаю бревно. Тяжело. Вылетает следующее — Эх,…это бревнышко.

Вместо того, чтобы выразиться, вспоминаю что ведь есть такие слова, как «трудно», «тяжело», «сложно», «не под силу» и другие. Я остановлюсь на этих.

Теперь я подставляю их по очереди в предложение и получаю примерно следующее:

Эх, тяжелое это бревнышко. Эх, не под силу мне это бревнышко.

Повторяю несколько раз. И в памяти фиксируется фраза с нормативной лексической единицей.

Встречаюсь с неприятным мне человеком. Так и хочется сказать: «Да ты …».

Но вместо этого на время замолчу, вспомню разные приличные существительные и прилагательные.

И вот составляю предложения: «Да ты мне неприятен», «Да ты совсем неправ», «Да ты обманываешь меня».

Можно придумать много таких вариантов. После подстановки подходящих слов предложение проговаривается несколько раз для запоминания.

Как не вырастить ребенка — матершинника

Дети — они, как губки, все впитывают с самого младенчества. Если мы не хотим однажды стать «таким-то» и «тем-то» и постоянно ходить «туда-то», то нужно придерживаться некоторых правил:

Я представила лишь краткие мысли из статьи, взятой с источника о ненормативной лексике в речи людей.

Источник

10 класс. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики

«Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения».

— расширить лексический запас и кругозор студентов;

— отработать умения относить слова к определенному пласту лексики русского языка;

— развитие речи через обогащение и усложнение словарного запаса;

— развитие коммуникативных свойств речи: выразительность, экспрессивность.

— воспитать внимательное отношение к слову и интерес к языку;

— воспитать творческую активность студентов.

Знать основные понятия лексики и слова;

Знать пласты лексики русского языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы и устаревшие слова.

Уметь относить слова к определенному пласту лексики;

Уметь устранять лексические ошибки;

Уметь пользоваться словарями.

Тип занятия: комбинированное.

Метод обучения: репродуктивный.

Место проведения: учебный класс

Продолжительность занятия: 90 мин.

Оснащенность занятия: задания для входного и выходного контроля, словари.

ВПС: Орфоэпия и орфография.

МПС: «История», «Литература», «Анатомия»

Организационный момент – 5 мин.

Постановка цели занятия, ее мотивация – 5 мин

Входной контроль – 15 мин

Изложение нового материала – 45 мин.

Выходной контроль – 15 мин.

Подведение итогов, дом. задание – 5 мин.

Организационный момент – 5 мин.

Преподаватель приветствует студентов, принимает рапорт у дежурного о готовности кабинета и студентов к занятию, выясняет, кто из студентов отсутствует и по какой причине; проверяет подготовку рабочих мест и внешний вид; проверяет оснащение кабинета к проведению занятия.

Сообщение темы: «Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения, основные типы словарей».

I . Постановка целей занятия, мотивация – 5 мин:

Постановка целей занятия :

— расширить лексический запас и кругозор студентов;

— отработать умения относить слова к определенному пласту лексики русского языка;

— развитие речи через обогащение и усложнение словарного запаса;

— развитие коммуникативных свойств речи: выразительность, экспрессивность.

— воспитать внимательное отношение к слову и интерес к языку;

— воспитать творческую активность студентов.

Слово учителя: Лексику нужно изучать для того, чтобы делать свою речь богатой и выразительной с одной стороны, и чтобы не допускать лексических ошибок – с другой стороны.

II . Входной контроль:

Цель: контроль и актуализация знаний.

– Какие слова можно произнести с ударением на разных слогах?

 От чего это зависит? (от лексического значения)

М у ка – сильное физическое страдание

Мук а – размолотые в порошок хлебные зерна

О рган – часть организма

Орг а н – музыкальный инструмент

Цель: контроль и актуализация знаний – 7 мин.

Прочитайте следующие слова и вставьте буквы:

1. Р…внять (дорогу) 1. Выр…внять (грядки)

2. Обм…кнуть (перо) 2. Пром…кать (об обуви)

3. Пром…кнуть (под дождем) 3. Пром…кательная (бумага)

4. Пр…творять (дверь) 4. Пр…творять (в жизнь)

5. Пр…близиться 5. Пр…дать (друга)

6. Пр…открыть 6. Пр…дорожный

7. Пр…образование 7. Пр…горелый

8. Ср…внение 8. Р…внозначный

1. Ровнять (дорогу) 1. Выровнять (грядки)

2. Обмакнуть (перо) 2. Промокать (об обуви)

3. Промокнуть (под дождем) 3. Промокательная (бумага)

4. Притворять (дверь) 4. Претворять (в жизнь)

5. Приблизиться 5. Предать (друга)

6. Приоткрыть 6. Придорожный

7. Преобразование 7. Пригорелый

8. Сравнение 8. Равнозначный

Разбор ошибок и объявление оценок.

Цель: контроль и актуализация знаний.

а) узнайте по лексическому значению слово (время выполнения: 5 мин.):

— повышенная чувствительность организма к определенному аллергену (аллергия)

— отсутствие аппетита при наличии физической потребности (анорексия)

— удушье, обусловленное кислородным голоданием организма (асфиксия)

— расстройство пищеварения, сопровождающееся тяжестью в желудке (диспепсия)

— расстройство глотания; нарушение прохождения пищи по пищеводу из глотки в желудок (дисфагия)

— хроническое заболевание органов дыхания (астма)

— упражнение сердечных сокращений (брадикардия)

— повышение артериального давления (гипертензия)

— пониженное артериальное давление (гипотония)

— лекарственное средство, устраняющее боль (анальгин)

— защитная реакция организма (иммунитет)

Результаты входного контроля.

III . Изложение нового материала.

а) Слово учителя – 2 мин:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Сегодня наша речь пойдет о лексике русского языка.

Лексика – совокупность слов характерных для того или иного языка. Раздел науки, изучающий лексику, называется лексикологией. В лексике изучается слово в его историческом значении. Слово – единица языка, которая выполняет назывную функцию. Каждое слово в языке имеет лексическое значение, которое связывается его с реальной действительностью.

Чтобы не допустить неточного и неверного употребления слова, надо хорошо представить его значение и при сомнении обращаться к толковым словарям русского языка.

«Молодая была уже не молода…»

В этом ироническом замечании, слово «молодая» выступает в двух значениях: «только что вступившая в брак» и «юная, не достигшая зрелого возраста». А если заглянуть в толковый словарь русского языка, то можно убедиться, что это прилагательное имеет и другие значения.

В русском языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение: бинт, береза, фломастер.

У многозначного слова одно из значений имеет прямое – называет предмет, признак, действие; переносное – связанное с прямым по смыслу, мотивированное им.

Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами – прямое значение.

Он ходит как медведь (о неуклюжем человеке) – переносное значение.

Многозначность слова широко используется писателями как средство, позволяющее представить явления более конкретно и наглядно.

Пример: Он дышит в небо тучами дыма и сопит.

Употребите предложенные слова в переносном значении. Составьте предложения, употребляя данные слова в разных значениях.

Ответ: Наступили зимние холода (холод – низкая температура воздуха).

В его глазах я увидела холод и безразличие (бездушное отношение – переносное значение).

У Ольги мягкий голос (приятный на ощущение).

Мы купили билеты в мягкий вагон (на транспорте – мягкие сидения – переносное значение)

Ответ: Дуб – крупное лиственное дерево с крепкой древесиной.

Модестовна была яркой женщиной (выдающейся в каком-нибудь отношении).

Слово учителя: Русский язык насчитывает большое количество синонимов.

(Сообщение студентов на тему: «Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы».)

Синонимами называются слова различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Пример : бояться – робеть; интересный – увлекательный.

Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов.

Пример: красный, алый, багряный, багровый.

Некоторые синонимы отличаются друг от друга дополнительной окрашенностью в сфере своего употребления.

Пример: глаза, очи, зенки.

Все эти слова обозначают орган зрения и являются синонимами.

Глаза – не имеет дополнительной эмоциональной окраски.

Очи – устаревшее значение и употребляется в поэтическом произведении.

Зенки – имеет оттенок грубости, употребляется в ненормативной лексике.

Ярким выразительным средством являются антонимы – слова, противоположные по значению.

Пример: мрак – свет, громкий – тихий.

Слова, создающие контрастность образов.

Пример: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт.

Антонимы помогают показать широту пространственных и временных границ. Так в «Сказке о золотом петушке»:

Войска идут и день и ночь; им становится невмочь;

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть –

Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Пример: коса – с/х орудие, коса – сплетенные волосы, коса – узкая полоса земли.

Омонимы могут не только радовать нас, но и в особых случаях могут являться причиной досадных ошибок:

«Футболисты сегодня ушли с поля без голов»,

«Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому».

Из-за смешения паронимов можно встретить в учебных сочинениях самые невероятные утверждения: «Ларина сама била придворных, если они ей не могли угодить» (вместо дворовы х). «Пушкин был связан крепкими узлами с декабристами» (вместо узами ).

Многих речевых ошибок можно было бы избежать, если правильно употреблять паронимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *