Что такое неудовлетворенная потребность

16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности

16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности

Часто неудовлетворение потребностей, влечений и желаний вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физиологических и психологических защитных механизмов саморегуляции. Одним из первых обозначил некоторые из этих механизмов З. Фрейд. Он говорил о вытеснении, проекции, регрессии поведения и о сублимации.

Вытеснение представляет собой процесс «изгнания» из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживаний, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, переживаясь в форме тревоги, страха и т. п.

Проекция — осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностей индивида. Защитная проекция по 3. Фрейду — это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства и побуждения, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие мира.

Регрессия поведения характеризуется возвращением к ранним, связанным с детством типам поведения, переходом на предшествующие, более примитивные уровни психического развития и использованием успешных в прошлом способов реагирования, чтобы пережить удовлетворение, чувство удовольствия.

Сублимация — снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью.

Эти механизмы (кроме, пожалуй, второго) могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечений.

В последующие годы состав способов саморегуляции потребностного возбуждения, его «разрядки» был значительно расширен (Г. Фримен [G. Freeman, 1948]; А. А. Крауклис, 1963; Д. В. Колесов, 1991 и др.). При этом используются различные каналы разрядки: двигательный, речемыслительный, вегетативный.

С использованием двигательного канала связаны такие способы разрядки, как длительная ходьба, бытовые двигательные действия, физические упражнения, т. е. переключение на деятельность по реализации другой мотивационной установки, другой потребности. При этом замещающая деятельность может выполняться субъектом с удвоенной энергией.

Менее эффективны такие способы двигательной разрядки потребностного возбуждения, отражающего досаду, злость из-за постигшей неудачи, как топание ногой, удары кулаком по столу, хлопанье дверью и т. п.

Речемыслительный канал разрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций. Сюда же можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели; субъект начинает убеждать себя в том, что «не так уж мне этого хотелось», «есть вещи и поважнее», «не так уж это было мне нужно» и т. п. Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того, чего не удалось достигнуть в реальном споре с оппонентом. Наконец, как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через речемыслительный канал может использоваться ругань.

Однако такое «выпускание пара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему— удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива). Следствием этого является невроз.

Нервно-психические расстройства, объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей, влечений, желаний человека. Клинически выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психо-травмирующих факторах. Для человека с неврастенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, неустойчивое, часто пониженное, настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушений нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.

Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушения координации движений, параличи), расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота), речи.

Невроз навязчивых состояний проявляется в раздражительности, повышенной утомляемости, нарушении сна, вегетативных расстройствах, но характерным является наличие у человека навязчивых идей, часто в виде фобий.

Все эти формы невроза являются результатом внутренних конфликтов, возникающих у людей по разным поводам.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между стремлением личности, при завышенных к себе требованиях, и ее возможностями. К неврастении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворять. Они отличаются большой ответственностью, различные правила воспринимаются ими догматично, без учета ситуации, пересматриваются с большим трудом при столкновении с реальной действительностью; мучительно переносят неясность ситуации, неизвестность.

Истерический конфликт возникает из-за чрезмерно завышенных претензий личности, требования к другим при этом превышают требования к себе. Желание выделяться, удовлетворять свои прихоти сочетается с недооценкой или полным игнорированием реальных условий и требований окружающих.

Психастенический конфликт обусловлен противоречивыми потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом резкое усиление нервно-психического напряжения наблюдается при доминировании одной потребности (влечения), но продолжающемся противодействии другой.

К неврозу иной раз приводит и жизнь без определенных целей.

Среди теорий, объясняющих возникновение невроза, следует остановиться на учении З. Фрейда. С его точки зрения, движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Поскольку удовлетворение этих влечений (желаний) наталкивается на препятствия со стороны окружающих, они вытесняются, образуя область бессознательного.

Эти первоначальные представления были затем развиты З. Фрейдом в учении о структуре личности, которая, согласно ему, состоит из «Оно» («Ид»), «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). «Оно» является источником энергии побуждений и составляет биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется «Сверх-Я» — «цензорным» компонентом личности, совестью. «Сверх-Я» складывается из интериоризованных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей. «Цензура» сознания подавляет энергию бессознательных влечений, которая прорывается обходными путями в виде невротических симптомов, сновидений и т. п.

«Эго» выступает у З. Фрейда в роли посредника между «Оно» и «Сверх-Я». «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения. Но поскольку требования к «Эго» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы, возникает внутренний конфликт, психоэмоциональное напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации.

При недостаточной выработке мер защиты, пишет 3. Фрейд, возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры).

Положения З. Фрейда о решающей роли полового влечения и ранних детских переживаний в мотивации поведения и в возникновении неврозов вызвали критику большинства психологов, в том числе и среди учеников 3. Фрейда. В связи с этим возникло новое направление в психоанализе — неофрейдизм, представители которого пытались «исправить» Фрейда.

Так, Карен Хорни (1997) считает, что за невротическое развитие личности отвечает вся совокупность детских переживаний, а не только ограниченное их число, в основном — сексуальные переживания, как это имеет место у З. Фрейда. Невротические личности появляются оттого, пишет К. Хорни, что в детстве человек чувствовал отчуждение в семье и среди сверстников, т. е. не удовлетворялись его потребности в общении, любви, дружбе, внимании окружающих. Это порождает тревогу и создает благоприятные условия для развития особой структуры характера, из-за которого и проистекают в дальнейшем трудности.

К. Хорни выступает против представлений З. Фрейда о неизменяемости человека после пяти лет и о рассмотрении всех дальнейших реакций и переживаний человека только как воспроизведения вытесненных в детстве желаний и страхов. Они не подвергаются, по Фрейду, влиянию со стороны приобретаемого человеком опыта и рассматриваются им как застывшие в бессознательном привязанности и образцы поведения человека. К. Хорни считает, что глубинное переживание ранних детских впечатлений не исключает их последующего развития. Прошлое, пишет она, всегда содержится в настоящем, но не в виде его воспроизведения, а в виде его развития. В процессе развития никогда не возникает простых повторений или регрессии к предыдущим стадиям. Согласно К. Хорни, ранние переживания глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить примитивные, недоразвитые формы реакций и поведения, а потому, что обусловливают наше отношение к окружающему миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно выливается в способы защиты и черты характера взрослого человека. Характер человека — продукт всех предыдущих взаимодействий его психики и окружающей среды.

Мотивационный (потребностный) подход к возникновению неврозов развивает и А. Маслоу (1998), но у него ведущими причинами являются: неудовлетворение потребности в сохранении жизни и в безопасности, в самоуважении и в сопричастности, в любви, уважении и признании. А. Маслоу пишет, что невроз по самой своей сути и с самого начала является «болезнью обездоленных», его порождает неудовлетворенность, связанная с потребностями, с недостаточностью. Удовлетворение этих основных потребностей дает возможность перейти к удовлетворению потребности в самоактуализации, связанной с творчеством, реализацией своих возможностей. Неудовлетворение этой потребности тоже приводит к неврозу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Невротические потребности отрицательно сказываются на браке

Невротические потребности отрицательно сказываются на браке Не нужно быть невротиком, чтобы иметь невротические оттенки в личности. Можно не страдать сильным неврозом и тем не менее своим вынужденным поведением причи­нять ущерб любви.У всех нас возникают привычки,

1.1.1. Невротические, соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями

1.1.1. Невротические, соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями Определения и классификацияI. Невротическое расстройство является психогенным (то есть возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений пациента),

Невротические расстройства: вегетососудистая дистония

Невротические расстройства: вегетососудистая дистония Разобщенность врачей психиатрических и непсихиатрических специальностей, равно как и общая недооценка значимости психосоматической проблематики, – факт печальный, приводящий ко множеству самых разнообразных

Расстройства личности Когда что-то идет не так

Расстройства личности Когда что-то идет не так Личностные расстройства (или психопатии) – это устойчивые паттерны поведения, не согласующиеся с общественными и культурными нормами. Эти негибкие и безусловные модели проявляются в подростковый период либо на этапе

4.3. Нарциссические расстройства личности

4.3. Нарциссические расстройства личности В теории нарциссизма (Kohut, 1971) и в психологии самости (Kohut, 1977) нарциссическим расстройствам личности отводится место между психозами и пограничными расстройствами. Структурные и динамические особенности этой группы пациентов

ОСНОВНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ Пациенты с самым настоящим маниакально-депрессивным расстройством могут иметь пограничную личностную организацию как стабильный характерологический фон, на котором возникают циклические эпизоды аффективного

2.7. Вторичные потребности личности

2.7. Вторичные потребности личности Данное мною определение позволяет говорить не только о базовых, фундаментальных (первичных) потребностях человека, но и о вторичных — о потребностях в знаниях, определенных средствах, умениях (П. В. Симонов), называемых А. Пьероном и К.

Особенности параноидного расстройства личности

Особенности параноидного расстройства личности Рассматривая диагностические критерии, представленные в табл. 6.1, можно заметить, что люди с ПРЛ характеризуются постоянной нереалистичной тенденцией интерпретировать намерения и действия других как унижающие или

Особенности шизоидного расстройства личности

Особенности шизоидного расстройства личности Неудивительно, что люди с шизоидным расстройством личности считают себя скорее наблюдателями, чем участниками жизни. Они рассматривают себя как самодостаточных одиночек. Окружающие часто рассматривают их как унылых,

Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I

Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I Общие соображения Некоторые расстройства Оси I по DSM-III-R могут проявляться наряду с АРЛ, усложняя точность диагностики и лечебные вмешательства. Наиболее частые из них — алкоголизм и

Особенности пограничного расстройства личности

Особенности пограничного расстройства личности В DSM-III-R (АРА, 1987, р. 346–347) ПРЛ определено как устойчивый паттерн восприятия, отношения и мышления (объектом которых могут выступать окружающая среда и сам человек), в котором имеются проблемы в различных областях, включая

Расстройства личности

Расстройства личности Определенный спектр человеческих страданий выходит за рамки просто невротических – это так называемые «личностные нарушения». Невротическая личность отдает себе отчет в своих страданиях, нередко винит себя в неспособности освободиться от

Неудовлетворенные потребности

Неудовлетворенные потребности Те, кто вырос в дисфункциональной семье, часто говорят о постоянной неуверенности в семейных отношениях и странном чувстве душевной пустоты. Они не ощущают близости и поддержки в созданной ими семье, к которым стремится каждая душа (более

Источник

Как выявить неудовлетворённые потребности?

Однажды я сидел в кафе и ждал своего друга, с которым мы договорились пообедать. Этот парень был из породы тех людей, которые ездят на машине даже в булочную, расположенную в соседнем доме.

Он опоздал на полчаса. Когда он наконец-то появился в кафе, он был возбуждён и расстроен, и сразу начал извиняться: «Извини за опоздание! Понимаешь, у меня машина сломалась!».

Несмотря на то, что я знал о ремонте машин очень мало, я спросил его: «Да? И что же с ней случилось?».

«Самая странная вещь на свете!» — ответил он. – «Я проверил замок зажигания, убедился в том, что ремень привода распредвала в порядке, дважды перепроверил работу свечей зажигания…».

Пока он болтал и болтал, перечисляя пункты бесконечного списка возможных неисправностей, моё внимание начало рассеиваться. Однако я не мог не обратить внимания на то, что он упустил из вида кое-что очевидное даже для такого дилетанта, как я.

Конечно же, я рисковал стать объектом насмешек, задавая такой глупый вопрос, но все же я рискнул:

«А ты проверил наличие бензина в баке?»

Он ошеломлённо уставился на меня, и через пару секунд закрыл лицо руками и сквозь смех прокричал, что его сын вчера вечером брал его машину и, видимо, забыл заправиться!

Только подумайте, с какой лёгкостью мы можем упустить из вида то, что позже кажется нам чересчур очевидным!

Для того чтобы мы могли эффективно функционировать в этой жизни и замечательно себя чувствовать, нам необходимо удовлетворять свои основные потребности

Если мы с вами как практикующие терапевты не будем внимательны, то мы рискуем сделать такую же ошибку, проглядев очевидное в попытке докопаться до причин возникновения проблем у наших клиентов.

Например, когда занятая бизнес-леди обращается к врачу по поводу мучающей её бессонницы, врач может диагностировать у неё тревожное расстройство и выписать ей снотворное, даже не подумав задать ей вопрос о количестве кофеина, который она употребляет ежедневно для того чтобы справиться с множеством разных дел в течение рабочего дня, или проверить, удаётся ли ей справляться со стрессом, который связан с её ответственной работой на руководящей должности.

Перед тем, как предположить наличие у клиента какого-то серьёзного расстройства – и поставить соответствующий диагноз, – очень важно оценить степень удовлетворения Основных Человеческих Потребностей в жизни данного индивидуума. Эти потребности являются универсальными и характерны для каждого из нас.

У каждого человека есть не только физические потребности, — такие, как потребность в еде, воде и убежище, — но и целый ряд эмоциональных потребностей, а именно:

Если мы не удовлетворяем все эти потребности в полной мере, мы рискуем стать жертвой различных эмоциональных расстройств, — начиная от депрессии, заканчивая различными зависимостями. Подобные модели поведения часто являются нашей подсознательной попыткой хотя бы как-то удовлетворить те потребности, которым мы не уделяем должного внимания.

Когда мы в полной мере удовлетворяем все эти потребности, мы живём полноценной жизнью, приносящей нам удовольствие. Также в данном случае у нас высвобождаются «резервные возможности», которые позволяют нам полностью сконцентрироваться на долговременных целях и наших обязательствах.

Проверьте уровень горючего в «баке» вашего клиента

Рассмотрев жизнь человека с такой перспективы, мы с лёгкостью сможем заметить, что отсутствие возможности удовлетворения всех этих потребностей оказывает мощнейшее негативное влияние на нашу жизнь в целом и на степень нашего благополучия в частности.

Также мы сразу же сможем проследить связь между различными формами проявления человеческой жестокости – от преследований и унижений на рабочем места до политической тирании, — и неспособностью удовлетворить одну или несколько потребностей из этого списка.

То есть, если мы не получим представления о степени удовлетворения всех этих потребностей в жизни нашего клиента, и не попытаемся найти способ их удовлетворения, наши попытки помочь клиенту рискуют превратиться всего лишь в попытки устранить симптомы (такие, как курение, хронический алкоголизм, депрессия или что-то ещё), а не причину проявления этих симптомов.

Но как же мы можем оценить степень удовлетворения Основных Человеческих Потребностей?

Результатом «светской беседы» могут стать великие открытия

Вы можете просто задавать клиенту какие-то общие вопросы, органично включая их в естественный ход разговора, — это самый элегантный способ оценить образ жизни того или иного индивидуума.

Клиенту может показаться, что Вы всего лишь ведёте с ним «светскую беседу». Однако таким образом Вы поощряете его рассказать вам о своей жизни, — просто слушайте клиента и обращайте внимание на все детали, и этот разговор ни о чем может дать вам массу полезной информации о степени его благополучия.

Конечно же, Вы не хотите превращать сеанс терапии в перекрёстный допрос. Дайте себе свободу – задавайте клиенту те вопросы, которые кажутся вам нужными и правильными. Однако если Вы нуждаетесь во вдохновении и подсказке, Вы можете воспользоваться списком примерных вопросов, представленным ниже.

Источник

Эмоциональный голод. Как за 4 шага закрыть неудовлетворенные потребности и полюбить себя

Эмоциональный голод. Как за 4 шага закрыть неудовлетворенные потребности и полюбить себя

А вы знали, что если у человека в детстве базовые потребности не были полностью удовлетворены, закрыты, восполнены – у него сохраняется эмоциональный голод?

Это похоже на то, как беспризорный мальчишка постоянно хочет кушать.
Так и человек, который не получил в детстве достаточно: любви, принятия, заботы – во взрослой жизни прибывает эмоционально голодным.

Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть фото Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть картинку Что такое неудовлетворенная потребность. Картинка про Что такое неудовлетворенная потребность. Фото Что такое неудовлетворенная потребность

Эту «скорую помощь» из трех терапевтических шагов, вы можете оказывать себе под флагом самоусовершенствования, или личностной инвентаризации. Даже можете начать после прочтения этой статьи. Поехали.

Шаг первый – Признание

Очень часто, человеку даже сложно просто признать, что какая-то конкретная потребность у него существует. Потому как, эти незакрытые из детства потребности (вполне нормальные и естественные) он считает постыдными, и сопротивляясь, пытается бороться сам с собой.

Он может себя: уговаривать и стыдить, рационализировать и убеждать, что нуждаться в принятии своих потребностей глупо.

Запомните!
У вас никогда не получится внушить голодному ребенку, что есть глупо, стыдно, или неправильно. Даже если этот ребенок вы сами.

Самое первое, что нужно сделать это признать самому себе наличие той или иной потребности. Во всём том, чего вам истинно не хватает.

Для начала просто признать.

Что происходит после признания?
В первую очередь, после признания вы перестаете себя обманывать, что у вас всё в порядке.

После чего открывается дорога для поиска, где проясняется:

В этой маленькой инвентаризации ваша энергия тратиться не на сопротивление, а на поиск решения, и что самое важное, на этой дороге воспитывается любовь к себе.

Шаг второй – Отследить проекции

В детстве человек ждет тепло и заботу от своих родителей.
Так же, повзрослев ему часто хочется, чтобы его нужды удовлетворял кто-то другой.

Человек может проецировать свою собственную нужду на самые разные категории из вне: людей, Бога, сообщества.

Может ждать и разочаровываться, что кто-то, не реализует его нужды так, как он этого хочет.

Во втором шаге мы распознаем на кого именно проецируются и возлагаются надежды в удовлетворении собственных нужд и потребностей. Признаем наличие проекции.

Шаг третий – Распознаем надежды

Как правило, ни одна надежда не реализуется в полном объеме. Всегда будет мало и недостаточно.

Взгляните на ребенка, когда он голоден. Малыш с нетерпением ждет, что мама покормит его, а если она это не делает, то он требует от неё.

Так и во взрослой жизни, человек часто ждет, когда его начнёт «кормить» кто-то другой, отказываясь от своей силы, власти и ответственности эмоционально «кормить» себя самостоятельно.

Итак, в третьем шаге вам предстоит:

Вы можете сохранять зависимость от значимого другого до тех пор, пока не научитесь любить себя сами. Не пытайтесь разом погрузить себя в любовь к себе, скорей всего у вас это не получиться. Научитесь сперва любить себя по мелочам, а уже затем по-крупному.

Любить себя это:

Стать самому себе тем другом, которого мы ищем вовне.

На словах все понятно, но на деле этом может означать гигантскую работу с внутренними травмами, ожиданиями и защитами.

Если вы запутались и плохо видите с чего вам начать, то всегда можете обратиться к автору этой статьи. Мы вместе разработаем маршрутную карту, и я проведу вас к результату.

Источник

Потребности человека: классификация и описание

Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть фото Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть картинку Что такое неудовлетворенная потребность. Картинка про Что такое неудовлетворенная потребность. Фото Что такое неудовлетворенная потребность

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть фото Что такое неудовлетворенная потребность. Смотреть картинку Что такое неудовлетворенная потребность. Картинка про Что такое неудовлетворенная потребность. Фото Что такое неудовлетворенная потребность

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *