Что такое нецензурная брань в общественном месте

Что такое нецензурная брань в общественном месте

КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.1. КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 3 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(часть 4 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)

(примечание введено Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)

Источник

Статья за нецензурную брань и мат в общественном месте. Нецензурная брань в статье 20.1 КоАП Мелкое хулиганство.

Использование ненормативной лексики нарушает моральные и этические нормы общества. Нецензурная брань в общественном месте рассматривается законодателем как административный проступок, так как представляет повышенную опасность для правопорядка. В этом материале разберем, какая статья применятся для наказания за мат в общественных местах, и какие последствия закон предусматривает для нарушителя.

Что такое нецензурная брань в общественном месте. Смотреть фото Что такое нецензурная брань в общественном месте. Смотреть картинку Что такое нецензурная брань в общественном месте. Картинка про Что такое нецензурная брань в общественном месте. Фото Что такое нецензурная брань в общественном месте

Что это такое

Употребление нецензурных выражений влечет наказание, если оно присутствовало при унижении чести и достоинства граждан, либо было выявлено в общественных местах. Соблюдение правил правопорядка является обязанностью каждого гражданина, а их нарушение рассматривается как мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ. Выделим ключевые признаки, которыми характеризуется данное правонарушение:

Чтобы применить административные санкции, факт правонарушения должен быть зафиксирован в форме протокола. В этом документе указываются все обстоятельства нарушения общественного порядка, в том числе конкретные слова и выражения, использованные правонарушителем. Исходя из состава ст. 20.1 КоАП РФ, нецензурная брань должна быть выражена в устной форме, а точное содержание высказываний фиксируется в процессуальном протоколе.

Как происходит привлечение к ответственности

При выявлении фактов нарушения правопорядка, на месте происшествия вызываются сотрудники правоохранительных органов. Они обязаны пресечь продолжение правонарушения, а также зафиксировать его обстоятельства в протокольной форме. В протоколе указываются следующие данные:

Подача объяснений и возражений является правом, а не обязанностью нарушителя. Об отказе дать соответствующие пояснения будет сделана отметка в тексте протокола.

К нарушителю общественного порядка могут применить административное задержание с помещением в изолятор временного содержания. Для этого составляется отдельный процессуальный документ. Если на момент составления протокола личность нарушителя неизвестна (например, по причине отсутствия паспорта), в процессе задержания будут сделаны запросы по базе данных МВД, миграционной службы и т.д. На момент рассмотрения дела по существу личность правонарушителя должна быть установлена, так как наказание носит персональный характер.

По статье 20.1 КоАП РФ нарушителю грозит не только штраф, но и административный арест. Поэтому дела указанной категории рассматриваются только судом. Если нарушитель общественного порядка был задержан, рассмотрение дела происходит в течение суток после получения судом протокола.

При рассмотрении дела будут учтены следующие нюансы:

Судебный акт вручается нарушителю, либо направляется по его домашнему адресу. На обжалование закон дает 10 суток – этот срок начинает течь с момента получения копии постановления.

Что грозит нарушителю

За использование матерных выражений могут применяться меры воздействия по двум частям ст. 20.1 КоАП РФ:

При выборе меры воздействий суд обязан учесть ограничения и запреты КоАП РФ. Например, запрещено применять арест к беременным женщинам и несовершеннолетним детям. Для таких категорий граждан в судебном акте арест будет заменен штрафом.

Оплатить назначенный штраф граждане должны не позднее 60 дней после вступления постановления в силу. После истечения указанного срока судебный акт будет направлен на принудительное взыскание в службу ФССП. Арест исполняется путем помещения нарушителя в спецучреждения МВД, где обеспечивается их временная изоляция от общества.

Источник

Что такое нецензурная брань?

Люди вполне могут ругаться матом на себя, на всех других людей, на капризных животных, на раздражающие явления природы, на всевозможные неодушевленные предметы — по-своему олицетворяя их и выказывая свое эмоциональное, очень часто негативное отношение к ним. При этом часто происходит серьезный эмоциональный выплеск негативной энергии, которая не сохранится в психике, а значит не навредит человеку.

Получается, что сильно нецензурно выражаться порой бывает как бы и полезно? Но в обычном социуме всему есть свое время и место — а это все же, общие моральные правила для всех!

Однако, очевидно, что любой человек, находясь в приличном обществе постесняется сделать это, ведь это сможет привести не только к падению его авторитета, но и к возникновению проблем с законом!

Важно!

Нецензурная брань имеет синонимы, которые позволяют использовать подобную лексику, но все же и их применение вряд ли возможно называть средством продемонстрировать свои хорошие качества.

Нецензурщина в общепосещаемом месте

К общественным местам относятся те, где в любой момент могут появиться посторонние люди, но весь перечень предлагаемых общественных мест довольно объемный и очень разнообразный. К ним возможно отнести:

Важно!

Если вам очевидно, что гражданин в трезвом или пьяном виде выражался нецензурной бранью, то это вполне сможет стать важным основанием для составления административного протокола.

Нецензурная брань и закон

В целом для правильной квалификации того или иного существующего понятия в качестве нецензурного достаточно применять принцип его общеизвестности в произносимом значения и наличии общественного порицания за данное публичное высказывание.

Статья за мат и нецензурную брань

Нецензурная брань по УК РФ за ее использование в общественных местах очерчивает следующий круг возможных последствий, ведь она трактуется ведущими юристами как мелкое хулиганство и наказание за нее трактуется статьей 20.1 административного кодекса РФ:

2. Проведение тех же действий, сопряженных с возникновением неповиновения законному требованию законных представителей власти либо иного служебного лица, которое исполняет обязанности по охране общественного порядка или же пресекает нарушение общественного порядка, — повлечет за этим наложение административного штрафа, который равняется размеру от тысячи до двух тысяч пятисот рублей или же возникновению ареста на 15 дней!

Важно!

Повторное желание материться в неположенном месте может караться сроком ограничения свободы до 2 лет, что крайне важно учитывать и соизмерять свои слова, которые могут обойтись любому гражданину довольно дорого, лучше всего все-таки не позволять себе проявлять эту вредную привычку и не переносить ее на своих детей, поскольку подобный пример явно может быть заразительным, но небезопасным!

Источник

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Источник

Какие законы нарушают люди, разговаривая матом

В повседневной жизни мы достаточно часто сталкиваемся с ненормативной лексикой, которая употребляется окружающими. Ее использование выступает противоправным деянием, так как она нарушает честь и достоинство конкретного лица и выражает неуважение к морально-этическим нормам, которые действуют в обществе. Использование мата недопустимо в письменной или устной форме.

Немногим известно, что за мат можно получить не только социальное порицание, но и административную ответственность в виде штрафа. По действующему законодательству мат классифицируется, как хулиганство.

Что такое мат

Нецензурная брань, или мат – это часть лексики русского языка, которая содержит непристойные и грубые выражения. Мат часто применяется в позиции представителей социального дна – граждан, которые склонны к антисоциальному поведению. Мат может употребляться безадресно, и тогда он относится к спонтанной реакции на полученный стресс, своего рода эмоциональным междометием. Но также он может использоваться при попытках оскорбить другого человека.

Мат – это выражения, которые осуждаются общественностью и оскорбляют собеседника, принижая его достоинство.

К какому правонарушению относится нецензурная брань в общественном месте

Сам по себе мат не запрещен и не является правонарушением. Но это актуально, пока мат не затрагивает права других лиц. В последнем случае мат становится административным правонарушением. Нормами Кодекса об административных нарушениях (КоАП) преследуется мат в общественном месте и мат, который используется в целях оскорбления личности.

Ответственность за мат наступает на основании следующих норм административного кодекса:

Наказание на мат предусматривает штраф до 5 тыс. р. Компенсация вреда производится в денежном формате, и ее размер определяется судом в зависимости от степени причиненных нравственных страданий, а также степени вины нарушителя.

Административная ответственность за мат в общественном месте

По Административному кодексу мат в общественном месте расценивается, как мелкое хулиганство. На основании ч. 1 ст. 20.1 КоАП под мелким хулиганством понимается нарушение общественного правопорядка, которое выражается в неуважении к обществу и сопровождается приставанием к людям, нецензурной бранью, уничтожением и повреждением имущества. Приставание в общественном месте характеризуется навязчивыми и дерзкими действиями хулиганов, которые наносят моральный и физический вред незнакомому лицу.

Субъектам РФ дается возможность на урегулирование ответственности за мат самостоятельно. То есть такие субъекты вправе вводить региональные законы, которые будут увеличивать штрафные санкции за нецензурную брань.

По нормам ч. 1 ст. 20.1 КоАП мат в общественном месте грозит нарушителю административным штрафом в размере 500-1000 р. или административной ответственностью в виде ареста до 15 суток.

Если, помимо нецензурной брани, лицо было задействовано в неповиновении законным требованиям представителя власти или лица, которое исполняет обязанности по охране правопорядка, то штраф по ч. 2 ст. 20.1 КоАП возрастает до 1-2,5 тыс. р. Это, например, ситуации, когда представитель правопорядка пытался образумить хулигана, но получил порцию нецензурных оскорблений и в свой адрес. По данной норме также возможен административный арест до 15 суток.

Обо всех указанных в п. 3-5 ст. 20.1 КоАП правонарушениях нужно уведомить прокуратуру в течение суток.

Ругань матом в адрес конкретного лица

Если нецензурная брань высказывается не в общественном месте, а в отношении определенного лица, то гражданин может быть привлечен к ответственности по нормам ст. 5.61 КоАП. Оскорбление становится объектом преследования по нормам административного права, так как право гражданина на честь и достоинство выступает объектом защиты Конституции. По ч. 1 ст. 21 Конституции ничто не может стать основанием для умаления достоинства. По ч. 1 ст. 23 Конституции каждый россиянин наделен правом на защиту чести и доброго имени.

До 2011 года оскорбление личности относилось к уголовно наказуемым деяниям, но затем оно было декриминализировано (речь идет о ст. 130 Уголовного кодекса (УК)). Специальные составы этого преступления остались в ст. 148, 297, 319, 336 Уголовного кодекса. Но они распространяются на ограниченный круг граждан, в отношении которых совершено преступление (например, в отношении судьи или присяжного), на ограниченные субъекты правонарушения (например, в отношении военнослужащего) и ограниченные обстоятельства совершения преступления (например, исполнение потерпевшим своих должностных обязанностей в тот момент).

Так, по нормам ч. 1 ст. 5.61 КоАП оскорбление другого лица выступает унижением его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оно грозит нарушителю административным штрафом в размере 1000-3000 рублей. Если противоправное деяние совершило должностное лицо, то штраф составляет 10-30 тыс. р., юридическое лицо – 50-100 тыс. р.

Ч. 2 ст. 5.61 КоАП представляет квалифицированный состав административного правонарушения. В качестве квалифицирующего признака выступает публичность доведения оскорбительных действий, которые помогают унизить потерпевшего перед иными лицами. Штраф по указанной статье составляет уже как минимум 3000-5000 р. В отношении должностных лиц штрафы возрастают до 30-50 тыс. р., юрлиц – 100-500 тыс. р.

Еще один квалифицированный состав, согласно ч. 3 ст. 5.61 КоАП – непринятие мер к недопущению оскорбления в публичном формате. В отличие от вышеуказанного состава правонарушения в указанной правовой норме есть указание только на специальные субъекты: должностных и юридических лиц. При непринятии мер к недопущению оскорбления в произведении или СМИ должностным лицам предстоит заплатить штраф 10-30 тыс. р., юридическим лицам – 30-50 тыс. р.

Помимо привлечения к административной ответственности, лицу, которое оскорбило другое лицо, по Гражданскому кодексу грозит возможность взыскания морального вреда. Такая компенсация уплачивается в денежной форме, а размер определяется с учетом характера физических или нравственных страданий.

Оскорбление в адрес представителя власти во время исполнения им своих обязанностей

Если ст. 130 УК, которая касалась оскорблений рядовых граждан, сегодня утратила силу, то уголовная ответственность за оскорбление представителя власти сохранилась. Согласно ст. 319 УК, лицо могут привлечь к ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Данная статья предусматривает следующие меры наказания:

Порядок доказывания нарушения и привлечения к ответственности за нецензурную брань

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении за мат по правилам ст. 28.4 КоАП относится к компетенции прокурора и рассматривается в судебном порядке, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП. Такие административные дела вправе возбуждать только прокурор.

В связи с этим существенное число обращений, которые поступают в прокуратуру, связаны с оскорблениями граждан. Основанием для принятия мер реагирования прокурором могут стать далеко не все оскорбления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии правонарушения по ст. 5.61 КоАП выступает не тот факт, что потерпевший воспринял деяние, как унижающее честь и достоинство, а то, имела ли место неприличная форма высказывания.

По смыслу законодательства неприличной формой можно считать такую, которая явно противоречит нравственным нормам и правилам общественного поведения. Установление указанного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом обстоятельств дела.

В рамках дела об административном правонарушении необходимо установить наличие:

По результатам учета вышеперечисленных обстоятельств прокурор принимает решение о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении.

Оскорбление характеризуется умышленной формой вины обвиняемого. К ответственности можно привлечь любое физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет.

Какие сложности могут возникнуть

В действительности применение нормы КоАП в части оскорбления личности вызывает немало сложностей. Основными проблемами правоприменительной практики является:

Возбуждение и доказывание дел по употреблению ненормативной лексики в общественном месте

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.1 КоАП рассматриваются сотрудниками ОВД или судьями, если ОВД передал его на рассмотрение судье. Дела возбуждаются на основании протоколов, который составляют полицейские. Субъектом правонарушения выступают рядовые граждане. Правонарушение относится к умышленным. Его объектом являются общественные отношения, складывающиеся при обеспечении порядка в общественных местах.

Таким образом, мат в общественном месте и использование мата, как оскорбления, грозит гражданину штрафом по нормам КоАП. Ответственность наступает по нормам ст. 5.61 КоАП за оскорбление и ст. 20.1 КоАП за мелкое хулиганство при употреблении нецензурной лексики в общественном месте. Поэтому гражданам не стоит забывать о нравственных нормах и правилах поведения в общественных местах и нормах общения между людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *