святотихоновский университет богослужения воскресная школа
Университет ПСТГУ
Официальная страница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
В целях улучшения навигации:
51 программа обучения (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).
219 бюджетных мест, 87 мест за счет образовательного гранта, платные места
Университет находится в Москве. Главное здание располагается в Лиховом переулке, д. 6.
Университет ПСТГУ запись закреплена
Университет ПСТГУ запись закреплена
4 ноября – празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
В честь праздника публикуем фрагмент из нового учебного пособия д.и.н. Владислава Игоревича Петрушко «История Русской Церкви: Первый патриарший период (конец XVI –XVII вв.)», вышедшего в издательстве ПСТГУ в 2020 году.
Показать полностью.
«22 октября 1612 г. был взят приступом Китай-город, и ополченцы вошли в него, неся Казанскую икону Божией Матери. Начались переговоры о сдаче Кремля. 26 октября польский гарнизон Кремля сдался, и Москва была полностью освобождена от поляков.
Случившееся казалось ополченцам подлинным чудом – так невелики были их силы. И, тем не менее, любовь к Отечеству и верность Православию вдохновили русских ратников на победу, которая привела к освобождению России от врага. Именно поэтому избавление Москвы от польских интервентов русские люди сочли чудом от Казанской иконы Божией Матери, которая почиталась как покровительница ополчения.
Уже в 1613 г. ставший царем Михаил Федорович Романов приказал установить второе празднование в честь Казанской иконы Богородицы и отмечать его 22 октября. Праздник этот при царе Михаиле и патриархе Филарете отмечали особенно торжественно – Казанскую икону стали почитать как святыню новой царской династии Романовых, пришедших к власти после Смуты. При патриархе Иосифе и царе Алексее Михайловиче в связи с рождением 22 октября 1649 г. государева первенца – Дмитрия Алексеевича – этот праздник, прежде носивший местный московский характер, был объявлен общерусским»
(глава «Русская Церковь в Смутное время», с. 112–113).
Университет ПСТГУ запись закреплена
3 ноября совершается память преподобномученика Неофита (Осипова), представителя ученого монашества, личного секретаря Святейшего Патриарха Тихона, богослова и духовного наставника многих христиан в годы гонений, принявшего мученическую кончину в сибирском Мариинском лагере НКВД в ноябре 1937 года.
В 2019 году Отделом новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ была подготовлена книга о прпмч. Неофите «Авво мой родной». Название книги взято из писем святителя Кирилла (Смирнова): именно так он и многие единомышленники относились к архимандриту Неофиту – как к Авве.
Предлагаем Вашему вниманию интервью с нашим преподавателем Ольгой Игоревной Хайловой, в котором она рассказывает порталу «Правчтение» об этой книге и деятельности отдела НИРЦ ПСТГУ (март 2021 г.):
https://pravchtenie.ru/praktika-chteniya/userdnyy-tru..
Университет ПСТГУ запись закреплена
ЧТЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ ОБ ОБЩЕНИИ И ОБЩИННОСТИБ В МКАД, VOL. 5, Г. МАРСЕЛЬ
31 октября, собравшись после Литургии в беседке на приходе прп. Сергия Радонежского в Гольянове, мы, Молодая Команда Активных Друзей, начали уже пятую встречу в цикле по чтению и обсуждению текстов об общении и общинности.
Показать полностью. В этот раз встреча стала знакомством с главой «Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему» из книги Габриэля Марселя «Трагическая мудрость философии». Вместе с нами ее читали и те, кто присоединялся к трансляции беседы.
Вот что об общении говорит сам автор: «Что-то могущественное и скрытое уверяет меня в том, что если других нет, то нет и меня… Философ, как я его понимаю, должен развить до предела возможного волю к общению. Но оно действительно может быть достигнуто лишь окольным путём. Путь, ведущий от меня к другому, проходит через мои собственные глубины».
Что такое онтология и онтологическая потребность? Что такое истинное бытие? Чем таинство отличается от проблемы? Что общего между таинством и любовью? В каких случаях встреча с человеком выходит за рамки обыденности и становится чем-то большим? Что такое сосредоточенность? Чем сосредоточенность отличается от погружения в себя и почему именно сосредоточенность помогает нам выйти на встречу другим? Что такое подлинная надежда и почему она связана со смирением? Как можно сформулировать философскую проблему гордости? Вот лишь малая часть вопросов, которые ставит перед нами автор.
Мы честно и вдумчиво попытались дать на них ответы. Мы искали решение поставленных проблем не только в тексте изучаемой главы, но и в своем, пускай небогатом, опыте духовной жизни. В ходе дискуссии вспоминались и прочитанные ранее книги, и услышанные проповеди, и диалоги с верующими и не очень людьми.
Это привело нас к постановке своего вопроса: насколько возможно подлинное бытие, онтологическое таинство, без поиска воли Божьей и жизни в соответствии с ней? Возможно ли сосредоточение, в том смысле, что в этом сосредоточении осуществляется выход за пределы собственного «я», без опыта молитвы, милосердия, и других христианских добродетелей? Как потакание собственным страстям делает нашу жизнь всё более и более отдаленной от того образа, который в нас заложен Богом?
Надеемся, изученный текст и беседа в ходе прочтения поможет нам осмыслить собственный жизненный опыт и главное – находить в себе силы и мотивацию для наших дальнейших встреч, общения, и таких разных по степени интеллектуальной насыщенности бесед.
Для желающих посмотреть, как мы читали и обсуждали текст, прикрепляем видеозапись трансляции встречи.
Школа православного святоотеческого просвещения
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ И ВЗРОСЛЫХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
Здесь (а еще больше – на нашем сайте http://school.orthpatr.ru) вы найдете:
— тематические планы предметов
— учебно-методические материалы занятий,
Показать полностью.
— сценарии праздников,
— конкурсы, викторины и проч.
Также приглашаем всех преподавателей воскресных школ к обмену опытом. Вместе решать проблемы продуктивней!
Приходите на форум нашего сайта: http://forum.orthpatr.ru
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Предмет: История РПЦ
Русская Церковь в период правления великого князя Иоанна III
Показать полностью.
Цель занятия – рассмотреть основные события истории Русской Церкви в период правления великого князя Иоанна III.
1. Рассмотреть поставление и правление митрополита Феодосия.
2. Рассмотреть основные моменты церковной истории периода правления митрополита Филиппа I.
3. Рассмотреть изменение характера взаимоотношений между церковной и государственной властью при митрополите Геронтии.
4. Рассмотреть возникновение «ереси жидовствующих», борьбу с ней и начавшуюся в связи с ее возникновением просветительскую деятельность.
1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с источником, дополнительной литературой и видеоматериалами.
Источники и литература по теме
1. Иосиф Волоцкий, прп. Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/otvet-nedo.. (дата обращения: 22.09.2017). // Он же. Просветитель. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/prosvetitel/ (дата обращения: 22.09.2017).
Основная учебная литература:
1. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
2. Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М., 2005. – 358 с.
1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. Минск, 2007.
2. Макарий Булгаков, митр. История Русской Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-.. (дата обращения: 03.10.2017).
3. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
4. Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/books/19193.. (дата обращения: 03.10.2017).
5. Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших. Житие преподобного и богоносного отца нашего Нила Сорского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-.. (дата обращения: 03.10.2017).
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Предмет: История Церкви
Император Юстиниан. Теория симфонии. V Вселенский Собор
Показать полностью.
Цель занятия – рассмотреть особенности правления императора Юстиниана и деяния V Вселенского Собора.
1. Дать информацию о личности императора Юстиниана как правителя и как богослова.
2. Рассмотреть теорию Юстиниана о симфонии между государством и Церковью.
3. Рассмотреть деяния V Вселенского Собора.
1. Совместно со слушателями вспомнить содержание рассмотренных христологических споров и итоги IV Вселенского Собора.
2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.
Источники и литература по теме
1. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. (См.: Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija.. (дата обращения: 12.01.2017).
2. Деяния Вселенских соборов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenski.. (дата обращения: 11.01.2017).
Основная учебная литература:
1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. – Н.Новогород: Христианская библиотека, 2014.
1. Асмус В., прот. Лекции по истории Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.predanie.ru/asmus-valentin-valentinovich-.. (дата обращения: 11.01.2017).
2. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. – Минск: Харвест, 2008. (См.: 3. История церкви в период Вселенских соборов).
3. Карташов А.В. Вселенские соборы. – Минск: Харвест, 2008.
4. Вселенский V собор. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/155498.html#part_17 (дата обращения: 11.01.2017).
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Предмет: Новый Завет
Евангельское учение о браке и девстве, о богатстве, о молитве и о рассудительности
Показать полностью.
Цель занятия – рассмотреть евангельское учение о браке и девстве, о богатстве, о молитве и рассудительности.
1. Рассмотреть евангельское учение о браке, содержащееся в беседе фарисеев и учеников с Господом.
2. Рассмотреть евангельское учение о богатстве и рассудительности, содержащееся в беседе Господа с богатым юношей и в притче о безрассудном богаче.
3. Рассмотреть притчи, показывающие важность постоянства в молитве.
1. Совместно со слушателями кратко вспомнить из курса «Ветхого Завета» постановления относительно семейных отношений, в частности, о разводном письме.
2. Познакомить слушателей с п. 1 содержания занятий.
3. Совместно со слушателями кратко вспомнить смысл притчи о богаче и Лазаре, отметив влияние отношения к богатству на спасение.
4. Познакомить слушателей с пп. 2,3 содержания занятия.
5. Совместно со слушателями кратко вспомнить учение о молитве, содержащееся в Нагорной проповеди.
6. Познакомить слушателей с п. 4 содержания занятий.
7. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.
Источники и литература по теме
1. Николай Сербский, свт. Евангелие о бремени богатства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/96931.html (дата обращения: 13.10.2016).
2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. (См.: гл. 19). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkova.. (дата обращения: 12.10.2016)
3. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 3, п. 67). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/isidor-pelusiot-prepodobnyy/book/6.. (дата обращения: 12.10.2016).
4. Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. (См.: кн. 4). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhen.. (дата обращения: 12.10.2016).
5. Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. Том II. Чтение из Нового Завета. Евангелие от Марка. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevni.. (дата обращения: 12.10.2016).
6. Григорий Богослов, свт. Слово 37. [Электронный ресурс]. – URL: http://pagez.ru/lsn/bogoslov/037.php (дата обращения: 12.10.2016).
7. Василий Великий, свт. Беседы. (См.: Беседа 6). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/6 (дата обращения: 12.10.2016).
8. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: дни 292,318). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-k.. (дата обращения: 12.10.2016).
9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. (См.: гл. 11,12,18). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkov.. (дата обращения: 12.10.2016).
10. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Новый Завет. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/68300/ (дата обращения: 12.10.2016).
Основная учебная литература:
1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014.
2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Четвероевангелие» и «Апостол». Руководство к изучению Нового Завета. – М.: ПСТГУ. 2012.
1. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014.
2. Олег Стеняев, прот. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Т. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/stenyaev/besedy-na-evangelie-ot-matf.. (дата обращения: 12.10.2016).
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Предмет: Богослужебная традиция
Праздники и посты. Благовещение. Вход Господень в Иерусалим
Показать полностью.
Цель занятия – рассмотреть историю, традиции и особенности богослужения Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.
1. Рассмотреть историю и сотериологическое значение Благовещения Пресвятой Богородицы.
2. Рассмотреть традиции и особенности богослужения Благовещения Пресвятой Богородицы.
3. Рассмотреть историю Входа Господня в Иерусалим.
4. Рассмотреть традиции и богослужебные особенности Входа Господня в Иерусалим.
1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, выучить тропари и кондаки рассмотренных на занятии праздников, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с источниками и с дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
1. Иоанн Кронштадтский, прав. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie-zhulebino.ru/news/temple_news/.. (дата обращения: 21.01.2016).
2. Андрей Критский, свт. Слово в неделю Вайи. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-v-ned.. (дата обращения: 21.01.2016).
Основная учебная литература:
1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Благовещение Пресвятой Богородицы.
2. Фелми К. Богоматерь в Литургии и гимнографии. [Электронный ресурс]. – URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/019/019-felmi-fr.htm (дата обращения: 21.01.2016).
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ
Заблуждения и ошибки
О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
— В разное время на Православие в большей или меньшей степени «давили» разные ереси. В последние столетия особенно увеличилось давление католицизма и протестантизма. Какая из этих ересей по своему влиянию страшнее для православных? От какой выработано более совершенное противоядие?
Показать полностью.
— Со времени отпадения Рима от вселенского Православия у нас накопилась обширная апологетическая литература, где подробно рассмотрены и исследованы разногласия между католицизмом и Православием. Надо сказать, что с каждым столетием образовавшийся разрыв все более расширялся и углублялся вследствие того, что Рим принимал новые догматы и каноны, несовместимые с учением древней Церкви. Возрастающее влияние иезуитского ордена на Западе внесло в сознание латинских теологов мощную струю либерализма и гуманизма (надо сказать, что само слово «иезуитство» стало синонимом прагматизма и неразборчивости в средствах для достижения поставленной цели). Между Православием и католицизмом проведены четкие границы, которые не могут сдвинуть или уничтожить ни экуменизм, ни волны нарастающей секуляризации.
С протестантством дело обстоит сложнее. В отличие от католицизма протестантизм представляет собой конгломерат конфессий, деноминаций, сект и теологических школ, вследствие чего он не имеет единой богословской концепции. То общее, что характерно для протестантизма, как бы его кредо, — это отвержение и разрушение Предания и замена его частными мнениями и субъективными толкованиями Священного Писания. Именно благодаря аморфности и многоликости протестантизм легче подделывать под Православие. В этом отношении он имеет своих единомышленников и союзников — «православных» теологов-модернистов, которые стараются дискредитировать Священное Предание и разрушить изнутри Церкви само Православие. Поэтому в настоящее время протестантизм я нахожу более замаскированным и опасным противником, чем католицизм.
Что же касается противоядия от лжеучений и ересей, то я считаю главным противоядием стяжание благодати Духа Святого. Благодать делает православным не только ум, но и сердце человека, и он непосредственно ощущает и познает духовными интуициями, что спасение возможно только в Церкви, в ее Предании, догматике и литургике, что Церковь — это Ковчег, вне которого спастись от потопа зла и греха невозможно. Однако если мы продолжим эту аналогию, то и в спасительном ковчеге нашлись Хам и Ханаан. Для спасения необходимым условием является пребывание в Церкви, однако спасение не происходит механически, а зависит кроме благодати от воли и жизни каждого человека.
Говорить о том, кто ближе к спасению — католики, протестанты или другие еретики — мне кажется бессмысленным. Во время потопа одни люди погибали на равнинах, другие бежали в горы, взбирались на самые вершины, но и там их настигали волны — и все вместе нашли общую могилу в бездне океана. Утонуть вблизи или поодаль от берега — одинаково.
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ
Заблуждения и ошибки
Грех против Церкви
Думы о русской интеллигенции
Показать полностью.
Заходит солнце, заливая пурпуром стволы берез и золотистую листву. Над Москвою гудит и медленно расплывается в воздухе колокольный звон: звонят ко всенощной.
А р х а н г е л ь с к и й. Зазвонила Москва. До чего ж я люблю ее, братцы!
О н у ф р и й. По какому случаю трезвон?
А р х а н г е л ь с к и й. Завтра же воскресенье. Ко всенощной.
М и ш к а. Молчи, молчи! Слушайте! (Издает грудью певучий, глубокий звук в тон поющим колоколам). Гууууу, гууууу…
Г л у х о в ц е в (вскакивает). Нет, я не могу! Это такая красота, что можно с ума сойти. Оля Ольга Николаевна, пойдемте к обрыву.
Г о л о с а. И мы, и мы. Да оставьте вы ваше пиво, Онуфрий Николаевич!
(Все высыпают на край обрыва. Мишка со стаканом пива, Онуфрий держит бутылку и время от времени пьет прямо из горлышка. Слушают).
О н у ф р и й. Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он (пьет).
На «много дум» наводит эта небольшая сценка из драмы Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Древняя столица православного русского царства тысячью голосов зовет во храмы на молитву, а группа молодежи, студентов, среди которых есть и бывший семинарист попович Архангельский, слушает этот «звон призывный» с обрыва Воробьевых гор. Правда, звоном восхищаются, но восхищаются звоном как явлением своеобразно эстетическим. Звон — лишь случайная интересная обстановка для загородного пикника, то же, что музыка в ресторане, и под звон церковных колоколов студенты пьют пиво, кто из стакана, а кто и прямо из бутылки.
Может ли быть еще ярче описана духовная раздвоенность русской земли? Когда одни, услышав благовест, благоговейно крестятся и идут ко всенощной, — другие под звон колоколов пьют пиво на Воробьевых горах! Наша Русь может сказать о себе словами Фауста:
Ах, две души живут в моей груди.
Одна все отделиться хочет от другой!
Времена великих народных потрясений, в роде тех, какие мы переживаем теперь, не должны проходить бесследно для народного самосознания, для врачевания народных недугов. Нельзя в настоящее время не размышлять над судьбами родной земли, не болеть ее недугами, не помышлять об исцелении этих недугов. Болезненная раздвоенность русской души очевидна всякому мыслящему наблюдателю жизни. Когда эта болезнь началась, как она развивалась, в чем ее сущность, как от нее избавиться? — на все эти вопросы нельзя не пытаться дать себе ответ всякому, кто хочет послужить родной земле.
Школа православного святоотеческого просвещения запись закреплена
ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ
Заблуждения и ошибки
О колдовстве и порче
Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой.
Показать полностью.
Поскольку часто — желая вам помочь — я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас — снова желая вам помочь — расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведем брань.
Однажды ко мне в каливу пришел один юноша — колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трехлетним младенцем — будучи только отнятым от груди матери — он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошел до одиннадцатой степени колдовства — высшая степень двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему: «Я хочу воды». После того как он произнес эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, подлетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звезды. Он использовал колдовство четвертой степени и хотел дойти до одиннадцатой.
Потом он спросил священника, как тот оценивает все, что видит. «Если бы он похулил сатану, — говорил мне молодой колдун, — то я мог бы его убить». Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: «А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?» — «Мой Бог — Бог смиренный», — ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: «Сотвори еще какое-нибудь знамение». Юноша позвал Мину — старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вел себя так же — боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: «Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле — великое бессилие». Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.
В младенчестве с этим несчастным обошлись несправедливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешавшись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако молитесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня — когда он приезжает ко мне и просит помощи, — то насколько большую брань они едут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчастного лопаются и течет кровь. Бесы страшно мучают несчастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только помогали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень внимательным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, «Идет и по́ймет с собо́ю се́дмь ины́х ду́хов люте́йших себе́, и вше́дше живу́т ту́: и бу́дут после́дняя челове́ку тому́ го́рша пе́рвых»
Колдуны используют и различные бесовские «святыни»