Что такое нетривиальность мышления
Тривиальный и нетривиальный
Тривиальный и нетривиальный – эти слова мы нередко слышим от людей или встречаем в литературе. Однако далеко не все люди понимают подлинное значение данных терминов. Многие путают их с другими понятиями, вследствие чего им не удается уловить истинный смысл той или иной фразы.
В данной статье мы расскажем, что подразумевается под тривиальностью и нетривиальностью.
Что такое тривиальность и нетривиальность
Тривиальность – крайняя степень упрощения. Понятие часто используется в математике в отношении простейших объектов. Стоит заметить, что тривиальность не имеет универсального определения.
В разговорной речи множество людей используют данный термин в случаях, когда хотят высказаться о чем-то в негативном свете. В результате, понятие «тривиальность» стало синонимом таких слов, как – банальность, примитивность или очевидность.
Таким образом «тривиальная» информация лишена какой-либо свежести, оригинальности или новизны. Положением на сегодня слово тривиальность используется в уничижительном смысле. Указать человеку на его тривиальность, значит обвинить его в банальности и шаблонности мышления.
Поэтому это слово следует применять с осторожностью, чтобы не обидеть человека или не поставить его в неловкое положение. Достаточно будет просто для себя отметить его тривиальность.
К примеру, при возникновении проблемы такой человек может говорить какие-либо очевидные вещи, не способствующие ее решению. Это можно объяснить на следующем примере:
Во время езды на машине, у автомобиля неожиданно отваливается одно колесо. У водителя есть запасное, но нет болтов, чтобы его прикрутить. Тривиальный человек в таком случае будет говорить банальные вещи: «как-то нужно прикрепить колесо» или «без колеса машина не поедет».
В противовес этому, нетривиальный человек сразу постарается решить проблему. Он может открутить по одному болту от каждого колеса и с их помощью установить запасное четвертое колесо. По крайней мере, осторожно двигаясь вперед ему удастся добраться до ближайшей станции техобслуживания.
Из вышесказанного можно прийти к выводу, что слово – «нетривиальный», имеет противоположный смысл. То есть нетривиальный человек – это умный, находчивый и интересный индивид.
Также нетривиальной может быть идея, поступок, афоризм и т.д. То есть нечто такое, что отличается оригинальностью и новизной – новаторским подходом к делу, лишенному некой шаблонности или штампов.
Тривиальный и нетривиальный — что это такое (значение слов)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тривиальный – это термин, употребляемый в форме прилагательного или наречия. Перечень сфер применения велик.
Значение может отличаться в зависимости от контекста предложения. Это и создает сложность понимания в ряде случаев.
Определение — что это такое
Значение слова «тривиальный» может отличаться. Многие используют термин для негативной окраски. Но это просто неточный синоним следующих слов:
Верное значение слова тривиальность – это обозначение степени упрощения чего-либо.
Используется в математике, других науках и в обычном разговорном стиле. Термин не имеет универсального, точного определения.
Ознакомление с разделом толкового словаря по русскому языку не позволяет понять значение в контексте. Необходимо разобраться с происхождением термина на простом примере.
Использование в современном мире
Термин применяется в науке. Иногда с негативным оттенком. В химии обозначаются словом «тривиальный» вещества, молекулярные элементы которых открыты до начала использования современных обозначений. Пример:
Тривиальность — это банальность, простота
Все без исключения исследователи сходятся во мнении что «тривиальный» — однозначно латинского происхождения (trivialis). Перевод его прост: у трех дорог. Подразумевается перепутье. Располагались на нем:
Основное их назначение: давать приют уставшим путникам, собирать простых людей для дебатов и обсуждения новостей. Отличительной особенностью являлся контингент подобных заведений. Дебаты велись не на самом «высоком» уровне.
Вследствие чего и появилось во французском языке (после и в других) выражение «тривиалис». Подразумевалось нечто простое, банальное, немудреное. Но при этом: много раз повторенное за другими, более авторитетными и умными людьми.
Ранее в русском языке слово имело следующее значение:
С течением времени значение изменилось, приобрело негативную окраску. При употреблении подразумевается «пошлый». Термин с приставкой «не» имеет обратное значение.
Нетривиальный – это необычный, оригинальный.
Существует и альтернативная версия толкования термина.
Нетривиальный — это умный, интересный человек
Некоторые исследователи высказывают мысли о происхождении слова от латинского «trivium». Термином обозначался один из классов образования в Средние века. Обучение тогда подразумевало знание чтения, письма и счета. После сдачи экзамена молодой человек мог поступить на подготовительный курс университета. Где обучался 3 различным наукам:
В такой версии тривиальность изначально не означает что-либо негативное. Наоборот, под термином подразумевается получение определенного уровня образования – «тривиум». В древности так обозначались три свободных искусства. Грамматика являлась в то время основной всех знаний.
Изучение риторики позволяло кратко, но емко выражать мысли. Диалектика обучала вести дискуссию, давала основы логики. На заре возникновения термином trivium обозначали умного, неординарного человека. Но с течением времени значение изменилось на противоположное.
Негативная окраска термина
Среди студентов в Средние века была своеобразная «дедовщина». После получения «тривиального» образования учащийся переходил на следующую ступень. Обозначалась она «quadrivium», включала 4 вида искусства:
После достижения уровня «quadrivium» студент к остальным обучающимся относился пренебрежительно, называл тривиальными.
В таком случае слово использовалось для обозначения негатива. Подразумевался недоучка, не получивший до конца высшее образование.
Современное значение слова тривиальность
Рассмотренное выше значение — исключение из правил. В разговорной речи, публицистическом стиле используется слово в одном значении: избитый, неоригинальный. Нетривиальный – антоним (что это?), подразумевается обратный смысл. Новый, оригинальный.
Часто тривиальными называют шаблонные мысли, штампы – которыми мыслит человек. В русском языке используется в уничижительном значении. Указать человеку на его тривиальность – обозначить банальность, шаблонность его мышления.
Потому использовать слово важно с осторожностью. Некоторые воспримут это как оскорбление. Для лучшего понимания термина стоит посмотреть лекцию:
Со временем, возможно, значение слова снова изменится либо исчезнет. Языку свойственно видоизменяться, устоявшиеся выражения уходят в прошлое. На смену приходят новые термины. Значение слова «тривиальный» сегодня однозначно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Про некоторых людей говорят так: «Отличается нетривиальным интеллектом». То есть, одним словом — умный.
Умение мыслить нетривиально
Умение мыслить нетривиально, видеть возможности там, где другие их не замечают, – в этом и заключается креативность. Организация может выполнять поставленные задачи, справляться с трудностями, но без креативного мышления развитие и рост практически невозможны.
Замечено: решая творческоемкие задачи, люди получают гораздо большее удовлетворение от проделанной работы, существенно меньше устают. Как помочь коллективу стать креативным?
1.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ.
Самым простым и действенным методом повышения креативности коллектива является наделение его… большей свободой действий. Руководитель должен поощрять инициативу и адекватно оценивать идеи, исходящие от сотрудников. Стоит помнить при этом, что люди по-разному реагируют на негативную оценку. Для одних критика становится стимулом для ещё большей работы над собой и оттачиванием идей. Другие же, в свою очередь, замыкаются в себе и разочаровываются в своих задумках. Стоит помнить, что критика (иногда даже оправданная) может свести на нет старания по развитию креативности. Подчёркивайте перед сотрудниками значимость инициативы, введите специальное место «копилку идей», куда можно записывать, отсылать какие-либо предложения. Даже если ваш работник выходит с абсолютно нереализуемым сегодня предложением, всё равно похвалите его, скажите, что вы обязательно обдумаете её. А вдруг завтра это будет актуально?
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Организационной культурой называют систему ценностей и норм, разделяемых
сотрудниками организации и определяющими их поведение. Создайте ее вместе с коллективом! Объявите конкурс на лучшее определение миссии вашего учебного заведения, поэтапно оттачивайте каждое в ней слово. Это не только поможет выработать творческие навыки, но и сплотить коллектив.
Вместе работаем – вместе отдыхаем. Традиции совместного празднования знаменательных событий в тёплой обстановке присущи многим университетам и школам. Подготовка таких мероприятий, если их не формализовать, мощный стимул к творчеству для всех категорий коллектива – от завхоза до педагога со стажем.
3. ДИЗАЙН ПРОСТРАНСТВА
Большинство учебных заведений оформлены одинаково в классическом стиле. Однако необходимо помнить, что интерьер существенно влияет на творческую активность. Украшению помещений посвящены многие исследования, в продаже имеются книги, рассматривающие возможности художественного оформления школы. Похвально стремление воссоздать уникальный образ каждого кабинета, который будет отличать его от любого другого. В кабинеты для детей младшего возраста можно поместить фигурки сказочных персонажей и животных. А в кабинете астрономии потолок может быть украшен звёздами, которые сделают изучение звёздной системы проще и нагляднее. Большое значение имеют стенды, на которых размещены фотографии лучших учеников и учителей школы. Помимо подчёркивания значимости заслуг этих людей, подобные стенды оставят долгую приятную память о лучших сотрудниках и учениках.
Действенным методом повышения креативности персонала может быть и использование музыки или собственных радиопередач в перерывах. Благодаря развитию современных технологий, создание собственной внутришкольной радиостанции стало реальностью. Необходимо отметить, что университеты уже пошли по этому пути. Музыкальные вставки помогают снять напряжение и разнообразить время отдыха, как учеников, так и учителей. Повышение творческой активности коллектива можно постараться достичь путём проведения перемен, в которых будут участвовать ученики и учителя. Дети постоянно придумывают новые игры, превращая перемены в забавный отдых. Участие учителей в играх детей разнообразит рутинный день и создаст доверительную обстановку в классе. Повышенное внимание к организации совместного отдыха учеников и учителей обязательно принесёт свои плоды.
Организация учебного процесса занимает одно из центральных мест работе учителя. Как можно «оживить» урок? – презентациями и выступлениями, конкурсами и соревнованиями. В рамках школы проводятся открытые уроки, при проведении которых творчество необходимо. К презентациям и выступлениям можно привлечь многих учеников, например, поставить сценку. Позитивную роль в развитии креатива сыграет участие в конкурсах в рамках национального проекта «образование». Ежегодно проводится конкурс учитель года, участие в котором предполагает кропотливую работу над подготовкой к урокам и немалые творческие способности при его проведении. Если учитель сомневается в своих творческих способностях, то участие в таких конкурсах просто необходимо, ведь креативность нужно развивать.
Поговорите о том, что ваш коллектив думает о креативности. Что сотрудники понимают под этим словом, считают ли они креативность необходимостью в работе команды? Для обсуждения этого вопроса можно использовать мозговой штурм. Методика проведения этой процедуры достаточно известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Методика группового штурма известна в нашей стране широким слоям общества благодаря популярной интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” Перед проведением мозгового штурма рекомендуется «разогреть» участников. Для этого, как правило, используются простые задачки на эрудицию и смекалку. После этого можно переходить к самой процедуре. Мозговой штурм состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется проблема, которую предстоит решить. Следующий этап заключается в генерации идей. Участники разбиваются на группы по 5-6 человек и начинают предлагать идеи, главное на этом этапе – позитивно оценивать все предложения, даже бредовые. Делается это для того, чтобы не остановить креатив, исходящий от участников. После генерации идей следует перейти к их анализу. Проанализировав идеи участники переходят к следующему этапу, на котором осуществляется поиск возможностей реализации идей. Последним этапом является подведение итогов, на котором каждый из участников подводит итог проделанной работы, оценивает положительные и отрицательные моменты.
7. ТРЕНИНГИ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Одним из самых распространённых тренингов является рассматривание действий сотрудников организации в критической ситуации. Например, группе людей предлагается ситуация, например авиакатастрофа, в результате которой пассажиры оказываются на необитаемом острове. Вместе с выжившими (в роли которых и выступает группа ваших сотрудников) на берег острова выносит 10 – 15 предметов (таких как фонарик, спички, пила и т. д.). Участникам тренинга предлагается в течение нескольких минут обдумать стратегию, которая должна использоваться в такой ситуации и расставить приоритетность предметов. Так же коллективу предлагается рассказать о том, каким образом должны использоваться предметы и в каком сочетании.
А ведь это не про креатив! А про командообразование! Ну, почему? Здесь не только командообразование. Эти тренинги направлены на повышение креативности и слочению коллектива. Если нет сплочённости, то и креатива не будет. По крайней мере, это моё мнение.
8. ПООЩРЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Стремление преподавателя к развитию творческих способностей просто необходимо. Без желания и заинтересованности любая работа обречена на провал. Постоянное самообразование, поиск новой информации – лучший способ стимулировать свои собственные идеи через репродуктивное творчество. Периодические педагогические издания, Интернет – эти инструменты хорошо подходят для этого. Опытные руководители часто сами делятся информацией с коллективом, делая обзоры СМИ, распространяя вырезки и распечатки через методические объединения, а ассы даже готовят специальные инструкции и методички, как раздобыть лучшую информацию. В результате расширения кругозора и пополнения знаний, повышается и качество креативности.
9. ПОДГОТОВКА УРОКА
Главным делом для учителя является урок. Создайте условия для того, чтобы этот процесс не стал рутинным. Правильная организация библиотеки и учительской образовательного учреждения может поощрять педагога дополнять лекционный метод деловыми играми, внеклассными мероприятиями. Будьте в курсе всех новинок, которые придумывают ваши педагоги, приводите их в качестве примеров для других. Подчеркивайте: главное – это фантазия и немного усердия в поисках наглядных материалов. Их использование повысит интерес к предмету, а обучение сделает привлекательнее и эффективнее. Любой материал легче усваивается, если он сопровождается компьютерной презентацией. Удачно составленная презентация может доставить удовольствие не только учащимся, но и самому автору. Процесс подготовки презентации является творческим процессом, требующим не только навыков пользования ПК, но и креативных способностей.
В повышении креативности коллектива большое значение имеет создание и поддержание школьных СМИ. В первую очередь речь идёт о школьных стенгазетах. Несмотря на то, что основную часть работы по ведению школьных стенгазет несут учащиеся, роль учителя и особенно, классного руководителя, очень велика.
Хороший пример подают школы Пензы. В пензенских школах есть пресс-центры, в роли журналистов, редакторов, иллюстраторов мини-газет выступают учащиеся и учителя. Примечательно, что не реже двух раз в году молодые корреспонденты со всей области собираются для того, чтобы обсудить проблемы, возникающие перед школьными СМИ и их возможные решения. Ребята стремятся к тому, чтобы сделать школьные газеты интереснее и придать им профессиональное оформление.
Тренинг по развитию нетривиального мышления
Предложен участникам англоязычной Школы Панорамного Мышления
(ее адрес был http://www.wiser.org/group/Sch_pan_th до закрытия ресурса wiser.org в апреле 2012 г.).
Глядя с другой стороны, внутриситуационное поведение могло бы рассматриваться даже благом для людей, поскольку оно позволяет мозгам быть более открытыми для внеситуационных мыслей, могущих иметь результатом ориентацию в ситуациях более сложных, трудных нетипичных. Именно тех мыслей, для которых требуется нетривиальное мышление (НТМ), чтобы справиться с выявленными проблемами.
Как ни странно, несмотря на то, что на нетривиальность есть большой спрос, тривиальности-банальности весьма распространены среди людей. Потому что в массе люди как раз отделываются при общении штампами и расхожими фразами. Поскольку нетривиальная мысль, как выражение преодоленного дефицита панорамного мышления, имеет столь большую ценность (как для того, кто до нее додумался, так и для тех, кто о ней узнал), то возникает вопрос: как научиться лучше преодолевать шаблоны своего привычного, конвенционального, трафаретного мышления? Более практически: какую методику можно было бы для этого предложить?
Вот одна из многих возможных методик, причем в двух вариантах. Ее можно было бы назвать тренингом по развитию отстраненного мышления. Или просто: загадай загадку.
Например:
Слово: Адам.
Вопрос о нем: Кто был первой жертвой женщины-искусительницы?
Слово: капуста.
Вопрос о ней: Какой у аиста имеется растительный вариант?
Вариант Б. Вы сами предлагаете другим придумывать загадки, задавая свои слова. Разумеется, по каждому из предложенных вами слов у вас самих должен быть уже придуманный вариант вопроса, с которым другие отгадывающие могли бы сравнить свои варианты.
Искра.
Перина.
Курс.
Патрон.
Явка.
Сизиф.
Враг.
Якорь.
Будка.
Метла.
Троя.
Жаворонок.
Значение слова «нетривиальность»
нетривиа́льность
1. книжн. свойство по значению прилагательного нетривиальный
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова марочка (существительное):
Синонимы к слову «нетривиальность»
Предложения со словом «нетривиальность»
Понятия, связанные со словом «нетривиальность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «нетривиальность»
Определяющим фактором здесь является нетривиальность, запутанность, оригинальность отношений между элементами.
Впрочем, пограничники всегда отличались смекалкой и нетривиальностью мышления.
Основания и смыслы нетривиальности такой постановки проблемы, как показано ранее, скрываются в культурологическом измерении метафизики, в особенности в понимании времени.
Синонимы к слову «нетривиальность»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.