Что такое неотложка в поликлинике у врачей
Что такое неотложка в поликлинике у врачей
Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития
Еще относительно недавно понятие «скорая помощь» было единым. Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития. Поневоле была внесена некоторая путаница, и разница очевидна далеко не для всех.
Обе службы вызываются по одному и тому же телефону «03», а вот, кого именно к вам присылать, решение принимает диспетчер. Для того, чтобы сориентироваться, он задаст обратившемуся ключевые вопросы, которые дадут представление о состояние человека, которому нужна помощь. После этого вызов будет переадресован либо в отделение «неотложки» районной поликлиники, либо на ближайшую станцию скорой помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями с потерей сознания, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях. Медицинская помощь предоставляется круглосуточно и бесплатно. Вызов скорой помощи осуществляется по телефону «03».
Таким образом, скорая помощь – это экстренный выезд бригады специалистов для разрешения сложных ситуаций и оказания помощи в тяжелых случаях, когда есть явная угроза жизни человека и требуется экстренная и оперативная медицинская помощь с возможностью скорейшей госпитализации.
Неотложная помощь была создана для того, чтобы «разгрузить» именно ту самую «скорую», которая нужна на те случаи, когда важна действительно каждая секунда.
Неотложная помощь организована при поликлинике и состоит из участковых врачей. Бригада неотложки выезжает на дом к пациенту в том случае, если его жизни и здоровью ничто не угрожает. Эта служба аналогична вызову врача на дом и функционирует она только в рабочее время. Вызов неотложной медицинской помощи осуществляется по специально выделенным телефонам в поликлиниках или телефону «03».
Неотложная медицинская помощь оказывается при состояниях, не угрожающих жизни граждан, вызванных обострением хронических заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта), температура у детей старше 3 лет и взрослых, где нет непосредственной угрозы жизни человека, и по предварительным данным не требуется госпитализация в стационар.
Тем не менее, после прибытия «неотложки» и осмотра пациента, врач может выявить, что состояние человека серьезнее, чем ранее предполагалось. В таком случае он лично вызывает бригаду скорой помощи для госпитализации больного.
Что такое кабинеты неотложной помощи и в каких случаях туда следует обращаться
8 октября в Министерстве здравоохранения Тверской области прошло открытое совещание по вопросу работы кабинетов неотложной медицинской помощи.
Это первое мероприятие в рамках новой концепции «Открытое Министерство здравоохранения Тверской области». Теперь все актуальные для населения Твери и области темы будут обсуждаться с привлечением общественности и СМИ.
Тема для первого открытого совещания была выбрана неслучайно. В Верхневолжье продолжают открываться кабинеты неотложной помощи, а большинство жителей до сих пор не понимают, каким образом туда можно обратиться, как эту помощь получить и для чего вообще разделили скорую медицинскую помощь на экстренную и неотложную.
В рамках совещания главные врачи тверских больниц обменялись опытом по созданию на базе медицинских учреждений отделений неотложной помощи, а также ответили на вопросы журналистов.
Для начала приведем цифры. Первый заместитель Министра здравоохранения Тверской области Алла Соловьева в ходе совещания озвучила следующую информацию: «Порядка 60% вызовов, поступающих от населения Тверской области на станции скорой медицинской помощи, требуют оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, а не скорой. Если один человек, допустим, получил серьезную травму, а у другого поднялась температура, то диспетчер, конечно, отправит «скорую» сначала по первому адресу».
Поясним, что на данный момент законодательством определены основные положения оказания медицинской помощи. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на неопределенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Константин Шахматов рассказал:
— Экстренная медицинская помощь должна быть оказана в течение 20 мин. Если угрозы жизни пациенту нет, то приедет неотложная помощь. Это будет врач из той поликлиники, в которой и наблюдается больной. В задачу медика входят осмотр, предварительный диагноз, оказание первичной помощи и при необходимости доставка в медицинское учреждение. Организация кабинетов неотложки – это, можно сказать, панацея для перегруженных «скорых».
Однако, это только на первый взгляд. В работе «скорой» есть так называемые «часы пик», когда бригады просто не в состоянии обслужить больных быстро и вовремя. В таких случаях передача вызова на неотложную помощь – лучшее решение и для нас, и для больных. После оказания помощи врач «неотложки» отзванивается в нашу диспетчерскую и сообщает о результате. Таким образом, мы не «теряем» звонки от больных, а, напротив, отслеживаем и контролируем ситуацию. Сортировка экстренных и неотложных вызовов, еще на этапе поступления звонка, фиксируется в журнале диспетчеров «скорой помощи».
А что всем нам ожидать в ближайшей перспективе? Такой логичный вопрос прозвучал от представителей СМИ. Как было заявлено на совещании, в ближайшем будущем кабинеты неотложной помощи будут открыты абсолютно в каждом медицинском государственном учреждении области. Уже в первом квартале 2016 года должна начать работу единая диспетчерская служба «скорой помощи», которая сможет отслеживать нахождение каждой машины, выбирать для нее оптимальные маршруты, чтобы как можно быстрее прислать бригаду к пациенту. Хотя уже и сейчас кареты «скорой помощи» укомплектованы системой слежения («маячками»), но те работают пока в тестовом режиме. Совсем скоро сами автомобили и диспетчерские пункты будут оснащены так называемыми «горячими кнопками», с помощью которых можно сигнализировать о нехватке бензина, попросить дополнительную помощь, особые медикаменты и т.д.
Итоги совещания подвел Министр здравоохранения Тверской области Роман Курынин:
— Резюмируя все, что уже сказали мои коллеги, хочу подчеркнуть самое важное. Отделения неотложной помощи были созданы при поликлиниках не для того, чтобы вытеснить скорую помощь, а чтобы ее «разгрузить». Это объективный момент, вызванный реалиями сегодняшнего дня. Да, бригада неотложной помощи выезжает в тех случаях, когда непосредственной угрозы жизни человека нет, и срочная госпитализация не требуется. Но все строго индивидуально. Если врач неотложной помощи обнаружит, что состояние больного серьёзнее, чем предполагалось ранее, он вызывает бригаду скорой с последующей госпитализацией. Внедряя все новшества, о которых мы говорили сегодня, особое внимание будет уделено аспектам оптимизации и модернизации работы «скорых». Могу сказать, что все эти нововведения в комплексе направлены на повышение эффективности экстренной и неотложной «скорой помощи», а также оказание своевременных и качественных медицинских услуг населению.
Скорая и неотложная медицинская помощь в вопросах и ответах
Немногие знают, чем отличается скорая медицинская помощь от неотложной. «Разве это не одно и то же?» — спросит большинство россиян. Нет, это две разные службы. Несколько лет назад они были разделены. Давайте разберемся, в чем разница между скорой помощью и неотложной.
Скорая и неотложная медицинская помощь, чем различаются эти понятия?
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются:
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При этом помощь оказывается в экстренной или неотложной форме.
Поводами для вызова неотложки являются:
— внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Оказание неотложной медицинской помощи может осуществляться как в амбулаторных условиях (в поликлиниках) или на дому при вызове медицинского работника.
В целях оказания гражданам неотложной первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре поликлиник работают подразделения медицинской помощи – кабинеты неотложной помощи. Они есть во всех территориальных поликлиниках.
Какие поводы существуют для вызова пациентом скорой медицинской помощи?
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме представлены выше.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Кто определяет в скорой или неотложной медицинской помощи нуждается пациент?
В зависимости от повода к вызову и результата опроса диспетчера на вызов направляется бригада скорой медицинской помощи или неотложной медицинской помощи поликлиники.
Телефоны в Астрахани для вызова скорой и неотложной медицинской помощи
Прием вызовов для обслуживания бригадами скорой медицинской помощи осуществляется по телефонам: «03», «103» и «112» с городского телефона или любого сотового оператора круглосуточно.
Чем отличается приезд бригады неотложной медицинской помощи от визита врача из участковой поликлиники?
Бригады неотложной медицинской помощи поликлиник обслуживают вызовы только на территории своей поликлиники по графику с 10-00 до 22-00 ежедневно без выходных.
Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
Бригады неотложной медицинской помощи оснащены санитарным автотранспортом и укладками для оказания неотложной медицинской помощи.
В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающие вызовы врача на дом, укладок для оказания неотложной медицинский помощи не имеют и санитарным автотранспортом могут быть не оснащены.
Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Разгрузило ли введение неотложной медицинской помощи работу бригад скорой медицинской помощи?
Организация пунктов неотложной помощи при поликлиниках позволила уменьшить нагрузку на бригады скорой медицинской помощи и освободить бригады для пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
Имеет ли право бригада скорой или неотложной помощи отказать в оказании медицинской помощи если у пациента нет с собой полиса ОМС?
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Сравнительная характеристика неотложной и экстренной медицинской помощи
В бытовом представлении понятия «неотложная медицинская помощь» и «экстренная медицинская помощь» кажутся синонимами. Для пациента, обращающегося за срочной медицинской помощью, не имеет особого значения разница между этими терминами – ведь ему необходима помощь. Однако для врачей, в особенности врачей скорой помощи, разграничение этих понятий имеет принципиальное значение.
Законодательство определяет данные понятия не как синонимы, предъявляет к экстренной и неотложной медицинской помощи различные самостоятельные требования и т.д. Далее разберем принципиальные отличия и сходства между экстренной и неотложной медицинской помощью.
Понятия и нормативное определение
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») неотложная и экстренная медицинская помощь определяются как формы оказания медицинской помощи:
При этом, под экстренной медицинской помощью понимается
Под неотложной медицинской помощью понимается
Трудно не заметить, что определения практически идентичны. Их отличия кроются в конце и выражаются в разнице между состояниями пациентов: либо представляющих угрозу жизни, либо не представляющих явную угрозу жизни.
Именно в этом различии и кроется основная проблема неотложной и экстренной медицинской помощи – сложность разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Особенно очевидной эта проблема становится в работе оператора (диспетчера) скорой медицинской помощи, который должен исходя из слов обращающегося по телефону пациента идентифицировать характер его состояния и определить вызов как экстренный или неотложный. От этой идентификации будет зависеть время, в течение которого бригада скорой помощи должна будет прибыть к пациенту, а значит и судьба самого пациента.
Проблема усугубляется за счет отсутствия в законодательстве четкого разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Практика, в свою очередь, показывает, что пациенты сами не всегда могут корректно определить тяжесть своего состояния и, соответственно, проинформировать о нем специалиста. Например, порезы острыми предметами могут являться по факту повреждениями крупных сосудов, которые могут привести к смерти из-за кровопотери, а головная боль может быть симптомом обширного мозгового кровоизлияния.
Кроме того, существует разница в определениях, связанная с различными формулировками, используемыми в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут затронуты позднее.
Критерии экстренной и неотложной медицинской помощи
Условно критерии разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи можно разделить на основные и дополнительные.
Основные критерии отражены в самих определениях, представленных в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а именно:
Основной критерий (наличие либо отсутствие угрозы жизни пациента) | |||
---|---|---|---|
Экстренная медицинская помощь | Неотложная медицинская помощь | ||
Состояние пациента угрожает его жизни | Состояние без явных признаков угрозы жизни пациента |
Основной критерий можно также назвать медицинским, так как он базируется на состоянии пациента.
Дополнительные критерии мы можем черпать из иных статей ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:
Дополнительные критерии | ||||
---|---|---|---|---|
Критерий | Экстренная медицинская помощь | Неотложная медицинская помощь | Источник | |
Взимание платы | Не допускается | Допускается | ч.2 ст. 10 | |
Наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство | Допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека | Наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство обязательно | п. 1 ч. 9 ст. 20 | |
Обязательность оказания помощи любой медицинской организацией (включая частные медицинские организации) | Медицинская организация обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме | Соответствующая обязанность не предусмотрена | п. 1 ч. 1 ст. 79 |
Таким образом, полное определение экстренной медицинской помощи выглядит следующим образом:
Экстренная медицинская помощь – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, которая оказывается любой медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, а отказ в ее оказании не допускается.
Состояния, представляющие угрозу для жизни пациента
Как уже было отмечено выше, наличие либо отсутствие угрозы для жизни пациента является главным критерием разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.
Однако открытым остается вопрос об определении полного перечня таких состояний, которые создают угрозу для жизни пациента.
На сегодняшний день нормативного акта, содержащего соответствующий перечень, не существует. Кроме того, отсутствуют также указания по определению таких состояний и т.д. То есть в конечном счете оценка всегда производится очень субъективно и ошибки не исключены. На существование проблемы указывают и статистические данные. Так, наиболее часто со стороны пациентов предъявляются претензии именно к оказанию экстренной медицинской помощи (порядка 64% от всех предъявляемых претензий в сфере оказания медицинских услуг, по данным из статьи Лядовой М. В., Тучик Е. С., Лядова А. В. «Анализ правовой грамотности врачей экстренной медицинской помощи»).
Кроме того, как уже было отмечено выше, проблему с определением критериев состояний, представляющих угрозу жизни пациента, усугубляют отличия в трактовках, содержащихся в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТПГГ).
ТПГГ зачастую ссылаются на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – Приказ № 194н).
Приказ № 194н классифицирует тяжкий вряд здоровью по двум параметрам, выделяя:
Основным объединяющим фактором для данных состояний является невозможность организма компенсировать данные состояния самостоятельно, что, как правило, ведет к смерти.
Экстренная и неотложная медицинская помощь в контексте скорой медицинской помощи
В соответствии со ст. 35 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» скорая медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют также такие нормативные понятия как «скорая экстренная» и «скорая неотложная» медицинская помощь.
Но в чем отличие скорой неотложной медицинской помощи от первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме? Исходя из буквального толкования законодательства, разница заключается лишь в организациях, оказывающих такую помощь. Так, скорую неотложную медицинскую помощь оказывают службы скорой помощи, а первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме – поликлиники и некоторые другие медицинские организации первичного звена. Несмотря на формальные различия этих видов медицинской помощи, на практике они создают существенные проблемы для пациентов, когда обращение за скорой медицинской помощью оборачивается направлением пациента диспетчером скорой помощи в ближайшую поликлинику. К сожалению, во многих случаях это ведет к причинению вреда жизни и здоровью пациента.
Чем еще примечательна тема экстренной и неотложной скорой медицинской помощи, так это наличием собственных критериев состояний, угрожающих жизни пациента, и, соответственно, требующих экстренного медицинского вмешательства.
Так, состояния, угрожающие жизни пациента, перечислены в Приказе Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее – Приказ № 388н).
Согласно пункту 11 данного Приказа, «поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
Исходя из формулировок, перечень является открытым, а состояния, перечисленные в Приказе, предельно обобщены, что не добавляет ясности при определении конкретного перечня состояний, подлежащих экстренной медицинской помощи.
Также определены и поводы для вызова скорой в неотложной форме:
В практическом аспекте неоднозначность разграничения экстренной и неотложной скорой медицинской помощи выливается в абсурдные случаи. В соответствии с Приказом № 388н максимальное время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Для неотложной скорой медицинской помощи соответствующие временные лимиты не установлены. Диспетчер, получив сообщение о пострадавших в ДТП скорее всего направит свободную бригаду скорой помощи туда. В это же время может поступить вызов об острой боли в животе, который будет квалифицирован как неотложный. Пациент с болью в животе может ожидать приезда бригады скорой помощи в течение нескольких часов. В действительности же попавшим в ДТП пациентам констатируют легкие ушибы, а пациент с острой болью в животе окажется пациентом с расслаивающейся аневризмой аорты непосредственно угрожающей жизни пациента.
Экстренная и неотложная медицинская помощь в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ)
Как уже было отмечено выше, ТПГГ содержат свои критерии экстренной и неотложной медицинской помощи, которые не всегда совпадают. А значит в каждом регионе подход к разграничению этих форм оказания медицинской помощи может отличаться. Рассмотрим некоторые примеры.
В первую очередь, имеет смысл обратиться к федеральному Постановлению Правительства от 07.12.2019 N 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Именно от этого документа отталкиваются регионы при формировании ТПГГ.
В соответствии с этим Постановлением, экстренная медицинская помощь определяется классическим образом (формулировка из ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), то есть как медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Перечень соответствующих состояний в документе не приводится. Теперь обратимся к территориальным программам.
Регион | Наименование документа | Показания и состояния, требующие экстренной медицинской помощи | Комментарий |
---|---|---|---|
Свердловская область | Постановление Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019г. № 994-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» | «Перечень показаний для вызова скорой медицинской помощив экстренной и неотложной формах регламентирован порядком оказания скороймедицинской помощи, утверждаемым нормативным правовым актомуполномоченного федерального органа исполнительной власти». | ТПГГ ссылается на критерии, приведенные в Приказе № 388н |
Пермский край | Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2019 г. № 1062-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» | «Критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных пунктами 6.1. и 6.2 Медицинских критериев определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства хдравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». | ТПГГ ссылается на состояния, перечисленные в Приказе № 194н |
Оренбургская область | Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 971-пп«Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатногооказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов» | Критерии экстренной медицинской помощи не определены | |
Саратовская область | Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2019 года № 919-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» | «Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстреннойформе являются:а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;…»«118. Критерием экстренности медицинской помощи является наличиеугрожающих жизни человека состояний.Согласно приказу Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 194н«Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжестивреда, причиненного здоровью человека» вред здоровью, опасный для жизничеловека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организмачеловека, которое не может быть компенсировано организмомсамостоятельно и обычно заканчивается смертью: шок тяжелой (III-IV) степени;кома II-III степени различной этиологии;острая, обильная или массивная кровопотери;острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени,или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения;….» | В ТПГГ имеются отсылки как к критериям, обозначенным в Приказе № 388н, так и к состояниям, перечисленным в Приказе № 194н |
Как можно заметить, регионы не единообразно подходят к определению критериев экстренной и неотложной медицинской помощи, что также указывает на неопределенность данных понятий в действующем законодательстве.
Порядок оказания экстренной и неотложной медицинской помощи
Итак, несмотря на существующие сложности разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи, при оказании экстренной медицинской помощи существуют важные особенности, которые необходимо учитывать медицинским работникам.
Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» допускается оказание медицинской помощи в экстренной форме без получения добровольного информированного согласия лица, если состояние пациента не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители. Для медицинской помощи в неотложной форме данное исключение не действует и, соответственно, добровольное информированное согласие пациента должно быть получено.
Во-вторых, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в аналогичных случаях (то есть при невозможности выразить волю) допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Это правило также распространяется лишь на случаи оказания экстренной, но не неотложной медицинской помощи.
В-третьих, расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, в соответствии с ч. 10 ст. 83 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подлежат возмещению (в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения).
В-четвертых, при оказании неотложной медицинской помощи существуют особенности, касающиеся лицензирования. Так, в 2013 году в Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 Минздрав разъяснил, что медицинская услуга «неотложная медицинская помощь» подлежит лицензированию лишь в случаях, когда медицинская организация создает в своей структуре подразделение для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме (такая возможность предусмотрена ст. 33 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Таким образом, если медицинская организация оказывает медицинские услуги в неотложной форме, но в ее структуре соответствующее подразделение отсутствует, получение лицензии не требуется.
Правовые последствия неоказания экстренной медицинской помощи
Возможна, однако, и ситуация, когда вместо неотложной медицинской помощи была оказана экстренная. В этой связи возникает вопрос возмещения средств, затраченных медицинской организацией на такую помощь (например, частная медицинская организация бесплатно оказала медицинскую помощь пациенту, квалифицировав случай как экстренный).
Также можно представить ситуацию, в которой на платный прием к гинекологу приходит гражданка иностранного государства, не застрахованная в системе ОМС. На платном приеме врач выявляет у нее внематочную беременность, что не является состоянием, явно угрожающим жизни пациента. Однако неоказание хирургической медицинской помощи в этом случае обязательно станет причиной развития угрожающего жизни состояния. Складывается ситуация, в которой у медицинской организации еще нет оснований для бесплатного оказания экстренной медицинской помощи (т.к. состояние еще не угрожает жизни пациента), но и не оказать соответствующую медицинскую помощь врач не может, поскольку ситуация обязательно разовьется в угрожающее жизни состояние. В данной ситуации остается открытым вопрос о возмещении средств за оказание медицинской помощи.
Заключение
Имеющееся в действующем законодательстве формальное разграничение экстренной и неотложной медицинской помощи, к сожалению, нельзя назвать совершенным. Очевидно, что требуются дополнительные нормативные акты, определяющие более точную границу между угрожающими и не угрожающими жизни состояниями пациентов.
Кроме того, требует дополнительного рассмотрения вопрос о привлечении к ответственности сотрудников бригад скорой помощи, действия которых во многом зависят от решений, принятых диспетчером скорой помощи.
Также в дополнительной регламентации нуждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Как минимум, представляется целесообразным привести их содержание в унифицированный вид в части разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.
На сегодняшний день, к сожалению, медицинские организации вынуждены действовать в условиях повышенных юридических рисков, нередко пытаясь самостоятельно разграничивать состояния пациентов на требующие оказания им экстренной или неотложной медицинской помощи.