Что такое неосознанные аспекты
Тень. Неосознанные аспекты личности
Вот почему в сновидениях Тень появляется в образе личности, пол которой совпадает с полом сновидца. Примером может послужить следующий сон, приснившийся мужчине сорока восьми лет, который старался жить главным образом для себя и ни от кого не зависеть, усердно работал на службе и над самим собой, при этом подавлял в себе тягу к удовольствиям и спонтанным поступкам в гораздо большей мере, чем подходило бы его истинной природе:
«У меня был очень большой дом в городе, но я, хотя и жил в нем, еще не изучил его как следует. Для лучшего знакомства я прошелся по дому и обнаружил несколько комнат, главным образом в подвале, о которых ничего не знал. Там были двери, ведущие в другие подвалы и даже на подземные улицы. Я почувствовал беспокойство, обнаружив, что несколько из них не закрыты, а на некоторых не было и замков. Ведь кругом работали люди, которые могли проникнуть в дом. Поднявшись на первый этаж, я прошел на задний двор, где тоже обнаружил выходы на улицу или в другие дома. Только я начал осматриваться, как ко мне подошел громко смеющийся мужчина и заявил, что мы с ним старые школьные друзья. Я тоже его вспомнил, и пока он рассказывал мне о своей жизни, мы направились к выходу, а затем пошли бродить по улицам.
Воздух был залит странным полусветом. Мы шли по огромной, идущей по кругу улице, огибающей сквер, когда мимо нас внезапно пробежали галопом три лошади. Это были красивые сильные животные, дикие, но хорошо ухоженные, хотя и без наездников (может быть, они сбежали от военных?)».
Мы вскоре поймем, почему сновидец ощутил «беспокойство» как раз перед встречей с этим внешне безобидным старым другом. Когда он гуляет с ним по улице, выскакивают лошади. Сновидец думает, что они, возможно, сбежали из воинской части (иначе говоря, сбежали от сознательной дисциплины, характеризовавшей до сих пор его жизнь). Тот факт, что лошади были без наездников, показывает, что инстинктивные влечения могут выйти из-под контроля сознания. В образах старого друга и лошадей вновь появляется та до сих пор отсутствовавшая позитивная сила, в которой так остро нуждался сновидец.
Один молодой человек, обладая очень живым темпераментом, неоднократно осуществлял то один, то другой проект в бизнесе, и каждый раз успешно; в то же время его сновидения настаивали, чтобы он довел до конца начатый им личный творческий замысел. Приведем один из его снов:
Имеется еще одна отрицательная сторона проецирования вовне нашей Тени. При отождествлении ее, например, с коммунистами или капиталистами, часть нашей личности переходит туда, покидая нас. В результате мы будем постоянно (хотя и непроизвольно) действовать в ущерб себе, поддерживая тем самым другую сторону и неосознанно помогая врагу. И наоборот, если мы осознаем влияние Тени и можем обсуждать с людьми, на которых это влияние проецируется, любые проблемы без страха и враждебности, но с вниманием, тогда появится шанс взаимопонимания или, по крайней мере, примирения.
В отдельных случаях индивидуум ощущает потребность проявить худшую сторону своего характера, подавляя лучшую. В таких случаях Тень является в его снах в образе положительного героя. Но человеку, эмоции и чувства которого ближе к естеству, Тень может явиться в образе холодного и неприятного интеллектуала, который в этом случае олицетворяет скрываемые колкости и неприятные мысли. Таким образом, функция Тени (независимо от принимаемой формы) состоит в олицетворении противоположной стороны эго и тех качеств, которые больше всего не нравятся ее носителю в других людях.
Что такое неосознанные аспекты
Если говорить об этих терминах и их использовании для передвижения по территории человеческой осведомленности, «сознательно» является более сфокусированным определением, в то время как «неосознанно» охватывает очень многое. В данном случае оно означает «все остальное»! Соответственно, мы должны различать разнообразные виды неосознанной осведомленности. Таким образом, мы имеем, по крайней мере, следующие аспекты подсознания.
1. Сознательное, которое стало неосознанным.
2. Автономная нервная система, остающаяся «вне сознательной осведомленности».
3. Подсознательная информация, не достигающая порогового уровня осознания.
4. Забытая информация.
5. Вытесненная информация.
6. Метауровни осведомленности.
1. Когда сознательное становится неосознанным
Джордж Миллер (Miller, 1956) написал свою классическую работу «Магическое число 7+2» в начале развития когнитивной психологии. Эта отличительная особенность позволяет нам понять нашу когнитивную обработку информации в терминах «Чан-Кинга».
Продолжая изучать алфавит, мы осваивали все большее количество «чанков». В конце концов, мы достигли предела «от 5 до 9 чанков» информации за раз (от А/а до З/з). Но тогда вмешался другой процесс. Когда наши «чанки» становились привычными, они начинали «группироваться» вместе, так что одним «чанком» становились «А/а Б/б В/в». Затем чанком становились «Г/г Д/д Е/е» и т. д. В конечном счете все 33 буквы стали одним чанком. Затем все эти знания сами по себе (группировка, «чанкинг» и то, как осуществлять «чанкинг»!) стали одним неосознанным чанком.
Иначе говоря, «чанки» укрупняются. Они группируются вместе для формирования все больших и больших изолированных последовательностей заякоренных, или связанных, вместе элементов информации, которые затем функционируют как отдельные единицы. Мы передвигаемся по сознательным/ неосознанным уровням обучения следующим образом:
Этот процесс развития от неосознанности к осознанию описывает стадии процесса обучения. Он указывает на то, что когда мы учимся чему-либо сознательно и заучиваем это так, что оно становится в нашей нервной системе привычным, это знание «встраивается» в то, что мы называем «подсознанием». При этом мы по-настоящему и глубоко «знаем» материал! Когда наши знания достигают этой стадии, они составляют нашу интуицию. Этот термин описывает наши «внутренние знания». Мы обладаем интуитивным знанием о предмете. Например, мы интуитивно знаем, как водить автомобиль, кататься на коньках, читать, решать математические задачи, играть на гитаре и т. д. В качестве отступления скажем, что Дэниел Деннетт (Dennett, 1991) считает, что феномен «неосознанного вождения автомобиля» лучше описывать как «пример свертывания сознания в результате быстрой потери памяти».
2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы
Еще одним аспектом «подсознания» является «разум» (интеллект) нашей автономной нервной системы. Этот «разум» поддерживает наши сердечные сокращения, регулирует концентрацию нейротрансмиттеров, гормонов, биохимические процессы в нервной системе, управляет дыханием, внутренними органами пищеварения, эндокринной и иммунной системами и т. д. Этот «разум», очевидно, получает из внешней среды входную информацию, описывающую температуру, давление, концентрацию кислорода, запахи, гравитацию, равновесие (вестибулярная система) и т. д. Отвечая на такие «сообщения», он обрабатывает эту информацию в терминах своих внутренних потребностей и желаний. Затем он действует в соответствии с этой информацией, проявляясь в нейрофизиологических реакциях и поведении. Он делает это, не используя какую-либо символическую систему человека (язык, музыку, математику и т. д.).
Однако когда мы начинаем изучать механизмы, позволяющие нам войти в эту более «жестко смонтированную» часть нервной системы и опыта человека, мы понимаем, что этот мир работает преимущественно неосознанным образом. Или можно сказать, что им управляет наше «подсознание».
Теперь мы знаем, что стимулируя и активируя правое полушарие мозга для более яркого переживания и ощущения образов, сценариев и метафор; мы «гипнотически» создаем такую внутренне сфокусированную концентрацию, что она активирует процессы автономной нервной системы. Так мы можем управлять артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, интенсивностью боли и т. д.
3. Подсознание
Другой аспект неосознанной осведомленности касается той информации, которая не достигает порогового уровня и, следовательно, предшествует осознанию. Сигнальное значение этой информации находится ниже уровня, который мы «ощущаем» осознанно. Роберт Дилтс описал эти аспекты в книге «Истоки НЛП» (Dilts, 1983). Здесь речь идет о таких подсознательных элементах, как свет вне пределов видимого диапазона, звуки/вибрация вне слышимого диапазона и т. д.
Какой именно вид информации поступает к нам таким образом? Мы полагаем, что такая информация структурирована как встроенные команды, сдвиги тональности, коннотации, внушения, предположения, метауровневый фрейминг и т. д.
Такое «обучение», по-видимому, функционирует как побочный эффект того, что мы просто живем. То есть мы постоянно чему-то учимся, но не «знаем» (осознанно) об этом. Мы особенно ощущаем это в наших снах. Часто мы включаем в них звук текущей воды, будильника, человеческую речь, лай собаки и т. д. из внешнего мира, но продолжаем спать, сделав этот стимул частью сна. Однажды я (М. X.) бродил мыслями где-то далеко, раскачиваясь при этом в кресле, а когда внезапно «очнулся» от задумчивости, заметил, что неосознанно синхронизировал свои раскачивания с какой-то фоновой музыкой.
Идея перегрузки осознания подробно описана в литературе, посвященной НЛП. Некоторые люди приняли эту идею и использовали ее в своих тренингах. Они так рекламировали свой подход: «Мы перегружаем осознание, чтобы в перегруженном состоянии все просто проскальзывало прямо в подсознание, немедленно давая вам неосознанную компетентность».
Такого просто не бывает, не так ли? Допущение, лежащее в основе этой идеи, при внимательном исследовании не подтверждается. Обычно большая часть обучения происходит с участием сознания, которое усваивает информацию, принимает ее к исполнению, применяет ее, связывает с имеющимися знаниями и т. д. В данном случае мы имеем недобросовестную рекламу, которая не очень хорошо служит НЛП.
Очевидно, что в результате «побочного эффекта» человек не получает большого количества данных, а также, что эти данные даже не являются наилучшими. Как много этих данных? И как мы затем обрабатываем их полезным для себя способом?
4. Забытая информация
Мы называем подсознанием тот «разум» внутри нас, в котором мы храним все наши воспоминания и весь опыт. В 1950-х годах Пенфилд и другие исследователи обнаружили, что электрическая стимуляция различных областей мозга вызывает автоматическое припоминание давно забытых переживаний. Эти «воспоминания» не просто содержат «данные» в чистой или абстрагированной форме, но, по-видимому, являются повторным переживанием информации. Тогда ученые сделали вывод, что все когда-либо пережитое нами где-то записывается и хранится.
Однако более поздние исследования поставили под сомнение этот квантор общности. Теоретики, в конечном счете, пришли к выводу, что записывается многое из пережитого, но не все. Мы не записываем в «памяти» то, на что мы не обратили внимание. Наше «незнание» такой информации не означает, что «она неосознанна». Это может означать, что мы не закодировали ее как важную для нас. Таким образом, если кто-то имеет «белое пятно» на своей линии времени, это не обязательно означает, что он перенес какую-то травму. Он мог просто не закодировать ничего значимого в этот период. Или он мог потерять интерес к информации, и она ускользнула.
Кроме того, мы можем забыть информацию, и это происходит на самом деле. Мы можем забыть предшествующие знания, переживания, разговоры и т. д. Просто просмотрите старые доклады и конспекты, которые вы написали, когда учились в школе 20 или 30 лет назад. Или прочитайте журнальные статьи о повседневных разговорах, переживаниях и событиях пятилетней давности, и вы удивитесь, что многое даже не узнаете. Это стало не просто неосознанным, но неосознанным и недоступным.
5. Вытесненная информация
Хотя не Зигмунд Фрейд ввел понятие «подсознание», он, определенно, популяризировал его. При этом он сделал его частью культуры XX века. Соответственно, он говорил о предсознании, сознании и подсознании. Под последним он понимал ту часть «психики», которую мы подавляем и вытесняем. Он утверждал, что при использовании различных защитных механизмов мы создаем барьеры против осознания. Мы не хотим знать, что находится в нашем подсознании. Мы боимся знания (эта структура функционирует как метасостояние). Так как наше «эго» (он называл это «принципом реальности») не может иметь дело с определенной информацией, оно сдерживает, вытесняет, отвергает, отбрасывает ее и т. д. Оно вырабатывает установку (программирует себя) против знания.
Фрейд смотрел на этот нездоровый аспект подсознания как на место вытесненных отрицательных эмоций, необузданных и запретных сексуальных фантазий и глубоких генетически обусловленных побуждений или «инстинктов», вроде предположенного им «инстинкта смерти».
Талант Фрейда позволил ему разработать многочисленные методы восстановления вытесненной неосознаваемой информации.
1. Свободные ассоциации: лежите спокойно и просто обращайте внимание на то, что вторгается в ваше сознание, позвольте этому случиться, не выталкивайте и не подавляйте это.
2. Запись и анализ снов: обратите внимание на образы и представления, которые ваше подсознание предлагает вам в снах. Записывайте свои сны, затем отделите явное содержание снов от их скрытого содержания.
3. Обратите внимание на «оговорки по Фрейду». Улавливайте неосознанные ошибочные высказывания, которые часто указывают на неосознаваемые мысли и осведомленность. Затем выясните, указывает ли это на какую-либо «программу» против определенного знания.
Относительно этого аспекта подсознания Милтон Эриксон (Erickson, 1976) говорил: «Ваши пациенты являются таковыми из-за того, что они потеряли раппорт со своим подсознанием». Это наводит на мысль, что истинное психическое здоровье подразумевает хороший баланс и раппорт между сознательной и неосознаваемой «частями» разума. То, что мы называем «неосознаваемыми частями», развивается из-за нарушения гармонии между определенными частями разума. Разум больше не функционирует как единое целое.
6. Метауровни осведомленности
Таким образом, осознанная мысль включает не только осведомленность о чем-либо, но и осведомленность более высокого уровня: осведомленность об осведомленности о чем-либо. Я могу управлять автомобилем с осведомленностью об улицах, людях, дорожных знаках и т. д., но пока я не буду иметь осведомленность об этой осведомленности, мне будет казаться, что я управляю автомобилем неосознанно. Розенталь (Rosenthal, 1990) в своей книге «Почему вербально выраженные мысли осознанны?» пишет, что осознанное состояние от неосознанного отличает простое свойство обладания «мыслью более высокого порядка о данном состоянии».
Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека
Сознание
Через сознание явления окружающего мира отражаются в психике человека. В область сознательного входят все знания о действительности.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Сознание дает возможность человеку вести целенаправленную деятельность.
Сознательные процессы мышления характеризуются следующими чертами:
Быть в сознании означает делать то, что собираешься делать, и выбирать способы, которыми будешь это осуществлять, учитывая обстоятельства и свое положение.
С помощью сознательных процессов человек получает знания. В структуру сознания входят следующие познавательные процессы:
Наличие сознания отличает человека от других живых существ. Проводилось множество экспериментов, чтобы определить, обладают ли животные сознанием. Но в результате было установлено, что они не осознают себя, а совершают действия, реагируя на внешние раздражители.
Проявлением сознания является наличие языка, в котором отражается общественно-исторический опыт.
Самопознание можно назвать одной из высших форм проявления сознательного. Это способность направлять психические процессы на исследование самого себя.
Человек может сознательно сопоставлять и противопоставлять себя окружающему миру, то есть находить сходства и различия.
Воспитание и обучение людей происходит через сознание.
Однако далеко не все процессы человек может осознавать и контролировать.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Что бы разобраться в данном вопросе, так же необходимо дать определения таким понятиям как ПСИХИКА и ПСИХИЧЕКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИКА — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.
Так как нас, для решения поставленной цели, интересуют только бессознательное и сознательное, то рассмотрим их более подробно.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки.
Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.
Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ
СОЗНАНИЕ является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.
Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:
· возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
· требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
· надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
· человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.
Семинар 4
Вопрос 1 Соотношение физиологических и психических процессов в организации поведения.
Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чем условно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку.
Психическая деятельность человека состоит не только в построении более сложных нервных моделей окружающего мира (основе процесса познания), но и в производстве новой информации, разных форм творчества.
Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими, но не сводятся к ним.
Соотношение психических и физиологических процессов составляет так называемую психофизиологическую проблему.
Решение психофизиологической проблемы не может быть достигнуто только на физиологической или только на психологической основе, и, следовательно, ни физиология, ни психология не могут дать полного описания поведения.
В настоящее время становится очевидным, что синтез психологии и физиологии в описании поведения возможен только на каком-то более высоком и общем для обеих наук основании. Таким основанием является системный подход, который развивается сейчас во многих областях знания.
Поскольку системные процессы, одним из аспектов рассмотрения которых является психика, внутри организма представляют собой процессы именно организации физиологических функций, то такая точка зрения избегает отождествления психических и физиологических процессов. Она избегает и психофизиологического параллелизма, так как системные процессы — это процессы организации именно физиологических функций и психика оказывается продуктом мозга.
Вопрос 2 Врожденное и приобретенное у животных
Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.
Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
ВРОЖДЕННЫЕ — сосательный рефлекс, пищевые, защитные(Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание лапы от горячего объекта), ориентировочные, половые.напр, к пищевым относится выделение на запах пищи у собаки желудочного сока.
ПРИОБРЕТЕННЫЕ (УСЛОВНЫЕ) — Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено(учение павлова).
Условные рефлексы
· это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»
· являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют
· непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии
· могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям
· замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.
· осуществляются через функциональные временные связи
Безусловные рефлексы
· это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма
· являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида
· относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни
· осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю
· замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга
· осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.
Бессознательное
Раньше психика человека отождествлялась с сознанием. Первым Зигмунд Фрейд указал на огромное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение. Позже представление об этой области расширили Юнг и Ассаджиоли. Изучение области бессознательного идет до сих пор, и ученые получают все новые интересные сведения.
Бессознательные процессы – это те, которые человек не осознает, но они влияют на его суждения, поведение и чувства.
В психике человека сознание является лишь вершиной айсберга, а бессознательное – вся его невидимая часть.
Бессознательное еще называют подсознанием.
Следует отметить, что сознание и подсознание неразрывно связаны. Образы и идеи могут переходить из одной области с другую. Так, навыки, отработанные до автоматизма, перестают осознаваться нами и переходят в область бессознательного. Правила поведения, слова, услышанные от родителей и воспитателей в детстве, могут перерасти в подсознательные страхи и установки, которые человек не будет осознавать, но они будут управлять его поведением.
Бессознательные психические явления
Фрейд относил к бессознательному качества, интересы и желания личности, которые не осознаются, но проявляются в непроизвольных действиях и психических явлениях. Рассмотрим некоторые из них:
Бессознательное влияет на все действия, состояния, чувства человека. У людей есть бессознательное мышление, бессознательная память, бессознательные ощущения и восприятие и т.п.
Бессознательные явления включают в себя следующие виды:
Психика и мозг
В отечественной психологии было принято определять психику как свойство мозга
, отрицая ее независимое существование. Во времена доминирующего материализма, атеизма и коммунистических партий доказать, что души нет, было важнейшей
идеологической
задачей. А последствия этих убеждений для дня сегодняшнего в контексте воспитания, обучения и лечения весьма неоднозначны.
Но если рассматривать этот вопрос детально, не с религиозной точки зрения, а с точки зрения науки и логики, доказательств данное определение (психики как свойства мозга) особо и не имеет.
Порассуждаем на простых примерах. Мы не может утверждать, что компьютерная программа является свойством компьютера, понимая, что именно работа программы – это самое главное
в компьютере. Но и без самого компьютера программа работать не будет.
А можно ли сказать, что ходьба является порождением ноги? С одной стороны да, но не нога же порождает ходьбу. Может ли ходьба быть функцией ноги? Да, мы ходим с помощью ног, но можем и стоять, и бегать, и танцевать. Ребенок рождается с ножками, но сами по себе они не начинают ходить.
Так же и психика не является ни порождением, ни функцией, ни свойством мозга, но и без тела со свойственной ему морфофизиологической организацией, без наличия работающих органов, и мозга, существование психики невозможно (не доказано).
Мозг является тонко организованным инструментом для функционирования психики. Психика определяет работу мозга, а тот гибко подстраивается, иначе невозможно было бы выполнять разнообразную психическую деятельность.
Осознанность
В настоящее время существует множество практик, направленных на достижение человеком большей осознанности. Это позволяет взять под контроль свою жизнь и добиваться отличных результатов. Кроме того, осознанность помогает достичь внутренней гармонии и найти свое место в мире.
Мы зачастую не осознаем своих истинных желаний, а руководствуемся общепринятыми стереотипами. У каждого есть навязанные обществом либо близкими людьми убеждения, как нужно поступать правильно, а что является неправильным и постыдным. Поэтому мы зачастую не хотим признаваться даже себе в своих мыслях и стремлениях. Однако непринятие себя приводит к внутреннему дискомфорту, неудовлетворенности, мешает добиваться результатов, ведь на самом деле мы хотим совсем другого.
Практики осознанности помогают разобраться в себе, распутать клубок из эмоций и чувств, расставить все по своим местам. Необходимо быть честным с собой и признаться себе в своих недостатках. Осознание проблемы – первый шаг на пути ее решения.
Понимание глубинных причин, которые приводят к неосознанным поступкам, помогают взять их под контроль.
Некоторые исследователи говорят о том, что большую часть своей жизни мы проводим неосознанно, в том плане, что действуем по привычке, постоянно думаем о прошлом или фантазируем о будущем. Однако осознанное отношение к настоящему – залог эффективности и результативности действий.
С помощью практик осознанности можно избавиться от вредных привычек. Действие, по сути, сводится к тому, чтобы вытащить явление из области бессознательного в область сознания и проработать его. Либо, напротив, в бессознательное отправляются новые образцы поведения, призванные заменить старые.
Практики осознанности могут включать в себя медитации, аутогенные тренировки, работу с психологом и другие.