Что такое неосознанная некомпетентность
Как учиться легко и с интересом?
В наше время умение быстро и эффективно учиться и переучиваться – это необходимое условие для достижения успеха. Но как научиться это делать? Как учиться быстро и эффективно? Как овладевать нужными знаниями легко и получать удовольствие от процесса обучения? На эти вопросы я попытался дать ответ в этой книге.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как учиться легко и с интересом? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
На тренингах я часто рассказываю про старую добрую Шкалу уровней компетентности, она имеет прямое отношение к нашей теме.
«Знаю» относится к уму, но умения и навыки — это то, чем занимается наше подсознание. Ниже мы подробно рассмотрим каждый уровень этой шкалы.
Неосознанная некомпетентность означает, что в уме нет абсолютно никакой информации об определенном объекте, а в подсознании, соответственно, нет никаких навыков с этим объектом связанных.
Например, Маша ни разу не слышала о керамической флористике, она вообще не знает, что существует такой вид творчества и, соответственно, не владеет никакими навыками в этой области.
На уровне неосознанной некомпетентности единственное, что может на нас как-то повлиять и воздействовать, для того чтобы перенести нас на следующий уровень, на уровень осознанной некомпетентности, — это социум, люди вокруг нас.
Как-то раз, гуляя по Арбату, Маша видит великолепные цветы, спрашивает из чего они сделаны, и с удивлением узнает, что это — керамика! В этот момент она переходит на следующий уровень — уровень осознанной некомпетентности.
Теперь Маша знает, что можно делать цветы из полимерной глины, и они выглядят в точности как живые! Но она совершенно не представляет, как это делается. Она знает, что не умеет это делать — это осознанная некомпетентность.
Осознанная некомпетентность — состояние не самое приятное, особенно, если то, с чем столкнулся человек, имеет отношение к его способности выживать, быть правым, доминировать или к каким-нибудь другим глубинным потребностям. Это уровень, на котором хочется, но не можется.
Например, Маше могла прийти в голову мысль, что изготовление керамических цветов могло бы быть неплохим источником дохода! Она начинает спрашивать у знакомых, искать информацию в интернете, другими словами, она старается побыстрее перейти на следующий уровень — уровень осознанной компетентности.
На этом уровне и хочется, и можется! На этом уровне человек умом уже знает, что и как надо делать, но навык еще не наработан. Именно это состояние может стать своего рода ловушкой, ибо «знать как» — вовсе не означает «сделать это»! Знать путь и пройти его — не одно и то же. В нашем контексте, пройти путь — это наработать навык делания.
В эту ловушку часто попадают любители различных курсов самосовершенствования, которые набирают таких курсов великое множество, они много всего знают, но с деланием у них проблемы — ни один курс не доведен до наличия устойчивого навыка.
На этом уровне человек «знает как» и учится уметь это делать. Например, наша Маша нашла в интернете курсы по изготовлению керамических цветов и начала прилежно учиться, осваивать технологию. На начальном этапе ей постоянно надо смотреть в инструкцию, смотреть, как это делают другие и т. п. Если Маша будет стараться, то, рано или поздно, у нее появится навык, а это означает, что она перейдет на следующий уровень, который называется неосознанная компетентность.
Допустим, у Маши есть приятель Федя, который решил научиться кататься на велосипеде. На этом этапе ему придется каждый раз соображать, с каким усилием жать на педаль, как повернуть руль, когда надо опереться ногой на землю и т. п. Это говорит о том, что у него еще нет устойчивого навыка, но он учится.
Стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности
Познакомимся моделью, которая называется «Квадрант компетенций» или «Сознательная лестница компетенций» или «4 стадии обучения». Эта модель дополняет модель спектра формальности мышления в понимании процесса обучения. Данная модель обучения мастерству (компетенций) приводится в том числе, чтобы продемонстрировать еще раз тот факт, что одну и ту же деятельность/системы можно рассмотреть с разных точек зрения. В зависимости от целей мы может гибко пользоваться разными моделями, каждая из которых отвечает на свои вопросы. Например, модель спектра формальности мышления применяется, чтобы показать необходимость пользования разными типами мышления, не застревая в одной из частей спектра. Модель стадий обучения лучше объясняет, этапы осознания своего мастерства в процессе его получения. Обе модели можно связать между собой, они имеют общую часть и не противоречат друг другу.
Необходимо к месту сказать, что системное мышление — это умения работать с разными моделями одной и той же системы (или деятельности). Причем системное мышление помогает увидеть противоречия между разными моделями, поскольку нужно создавать общее системное описание системы из множества разных моделей, которые отвечают на разные вопросы заинтересованных в системе лиц.
С помощью квадранта компетенций можно описать любое осознанное обучение. Для этого выделяется 4 стадии:
Неосознанная некомпетентность. Чтобы начать чему-то учиться надо сначала узнать о существовании этого. Аборигены, живущие в джунглях, находятся в неосознанной некомпетентности относительно знаний человеческой цивилизации и могут думать, что живут на плоской земле. Точно также многие работники предприятий не догадываются о существовании практик деятельности (методов), они просто «работу работают». Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии «осознанной некомпетентности» необходимо узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться. Как говорил Сократ: «я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». То есть большинство людей находятся на стадии незнания того, чего они и не могут знать.
Осознанная некомпетентность. Когда человек узнает о существовании теории (знания, дисциплины) или технологии, то может осознать, что он не имеет компетентности в данной сфере деятельности, и тем более не знает, как пользоваться технологиями[1]. Например, человек может осознанно понимать, что ничего не соображает в квантовой физике. Без этого осознания невозможно начать учиться (конечно, еще необходима мотивация). Именно осознание того, что человек не имеет ответов на большинство вопросов об устройстве мира, в отличие от религии (которая призвана, наоборот, иметь ответы на все вопросы), привело к научной революции: человек осознал, что многого не знает и перестал довольствоваться ответом о том, что на всё есть воля божья. Чтобы начать учиться чему-то или исследовать неизведанное необходимо осознать и принять, что существующие (ранее загруженные в голову) картины мира не дают необходимого объяснения реальности, а потому важно умение выбирать хорошую теорию и уметь осознанно учиться. И для этого, как мы говорили ранее, человек должен осознанно встать в роль ученика и задействовать свой правый спектр мышления, чтобы разобраться с понятиями и принципами теории. Тем самым переходя на следующую стадию обучения.
Осознанная компетентность. Разбираясь в теории (дисциплине, моделях) человек получает профессиональные знания, а если учится технологии, то получает навык обращения с техникой. Например, после курсов вождения человек овладевает практикой управления транспортным средством и может водить машину. Он полностью концентрирует свое внимание на окружающей обстановке и старается выполнять все то, чему учили в теории. Вчерашний ученик отслеживает все свои действия и подчас не может расслабиться за рулем. Чтобы перейти на следующий уровень мастерства ему необходимо время на тренировку.
Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Находиться постоянно в осознанной компетентности или в правом спектре мышления довольно энергозатратное занятие. Если необходимо довести мастерство до автоматизма (что не всегда нужно), то нужно перевести свое поведение из правого спектра мышления в левый спектр мышления. Например, «налет часов» езды на автомобиле делают свое дело, и через некоторое время вождение не доставляет такого дискомфорта, когда компетенция была осознанной. Также, например, пианист не концентрирует внимание на том какую ноту или аккорд нужно выдать, и в какой последовательности.
Мастерством мы будем считать именно неосознанную компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по серьезному. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, проходя все стадии обучения, изучая дисциплину и инвестирования достаточного времени, чтобы получить беглость в знаниях или во владении технологией.
[1] Человек может заранее осознавать, что многого не знает. В противоположность этому есть люди с так называемым эффектом «Данинга-Крюгера», которые уверены в своем знании и не осознают свою некомпетентность.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.
Матрица обучения “Осознанная компетентность”
Психолог Альберт Бандура в своих исследованиях рассматривает четыре плоскости индивидуального процесса обучения. Матрица обучения “Осознанная компетентность” объясняет стадии, через которые каждый человек проходит, овладевая новыми навыками: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности.
Все обучающиеся всегда начинают со стадии №1. “Неосознанная некомпетентность”. Далее следуют три другие стадии: №2. “Осознанная некомпетентность”, № 3.”Осознанная компетентность” и, наконец, № 4.”Неосознанная компетентность”.
Имейте в виду, что движение по стадиям матрицы необязательно будет линейным и закончится финальной стадией № 4. Хорошим примером в данном случае может стать изучение иностранного языка или игры на музыкальном инструменте. Если вы не практикуетесь постоянно, то вы легко можете регрессировать со стадии № 4 на стадию № 3, впрочем как и со стадии № 3 на стадию № 2. Также иногда человек считает достаточным для себя достижение стадии № 3 и не хочет продвигаться дальше.
Предлагаю подробнее разобрать четыре стадии матрицы, применяя их к вопросу обучения сотрудников:
1. Неосознанная некомпетентность
На этой стадии матрицы работник абсолютно не осведомлен о своей некомпетентности в какой либо сфере знаний или конкретном вопросе. Зачастую он даже может и не догадываться о существовании такого знания, или о том, что данный вопрос относится именно к этой сфере знаний, а также просто о том, что у него существует пробел в конкретных знаниях, который ему требуется заполнить.
Для того, чтобы начать цикл любого обучения, сотрудник должен понять, что он некомпетентен в данной сфере знаний. Для выявления зон для развития, работодатели используют процедуру оценки сотрудников, и составляют персональные планы развития каждого работника.
2. Осознанная некомпетентность
На второй стадии матрицы работник уже в курсе существования каких-либо знаний, не имеющихся у него в наличие вообще, либо на достаточном уровне, и которые ему необходимо освоить.
На своем рабочем месте сотрудник осознает, что приобретение или развитие определенных знаний/навыков поможет ему лучше справляться со своей работой, расширить круг своих обязанностей (горизонтальное продвижение), либо получить повышение по службе (вертикальное продвижение).
Именно на этой стадии начинается процесс обучения и внедрения на практике новых знаний.
3. Осознанная компетентность
Используя приобретенные знания на практике, сотрудник может достигнуть третьей стадии матрицы – осознанной компетентности, которая предполагает, что работник уже способен хорошо выполнять свою работу, но ему еще требуется концентрироваться на процессе исполнения и прикладывать достаточное количество усилий. Это означает, что у сотрудника уже есть достаточно знаний и навыков, но они еще не доведены в использовании до автоматизма, и дополнительная практика и отработка новых навыков еще требуется. Без продолжения практики, может наступить регресс и “скатывание” со стадии №3 “Осознанная компетентность” на стадию №2. “Осознанная некомпетентность”. С другой стороны, при постоянном применении вновь приобретенных знаний и навыков на практике, обучающийся может достигнуть стадии №4. “Неосознанная компетентность”.
4. Неосознанная компетентность
Регулярное применение знаний и навыков на практике формирует автоматизм, что позволяет сотруднику осуществлять рабочий процесс, не задумываясь о том, как это сделать. Как только обучающийся приобретает неосознанную компетентность, он может выполнять данное задание одновременно с каким-либо другим действием.
Примером автоматического знания/навыка для многочисленных взрослых является управление автомобилем, в котором они приобретают неосознанную компетентность, т.к. они уже не думают о назначении, порядке и характере действий, управляя автомобилем.
Подведем итоги
Матрица осознанной компетентности помогает нам понять, какие стадии проходит каждый обучающийся в процессе получения новых знаний. Надеюсь, это поможет вам в собственном развитии, а также в развитии ваших подчиненных.
Модели обучения
Стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности
Существует множество теорий (моделей) того, как происходит обучение человека. В зависимости от целей можно пользоваться разными моделями, каждая из которых отвечает на свои вопросы. Познакомимся с моделью «Квадрант компетенций» или «Сознательная лестница компетенций» или «4 стадии обучения». Все три модели можно связать между собой, они направлены на объяснение процесса обучения, и не противоречат друг другу. Например, модель стадий обучения лучше объясняет как человек осознает уровень своего текущего мастерства. Рассматриваемые в следующем разделе модель спектра формальности мышления и этапы постановки привычек показывают другие аспекты обучения.
Необходимо к месту сказать, что системное мышление — этоумение работать с разными моделями одной и той же системы (или деятельности). Системное мышление помогает увязывать разные интересы и многочисленные модели в непротиворечивое системное описание, которое отвечает на разные вопросы заинтересованных в системе лиц.
С помощью квадранта компетенций можно описать любое осознанное обучение. Для этого выделяется 4 стадии:
Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Постоянно находиться в осознанной компетентности или постоянно использовать медленное мышление довольно энергозатратное занятие. Поэтому мастерство часто доводится до автоматизма, то есть медленное мышление должно становиться быстрым. Например, «налет часов» езды на автомобиле делают свое дело, и через некоторое время вождение не доставляет такого дискомфорта, когда компетенция была осознанной. Также профессиональный пианист не концентрирует внимание на том какую ноту или аккорд нужно выдать, и в какой последовательности.
Мастерством будем считать именно неосознанную компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по серьезному. Особенно, в прикладных практиках. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, проходя все стадии обучения, изучая дисциплину и инвестируя достаточного времени, чтобы получить беглость в знаниях и во владении технологией.Спектр формальности мышления для процесса обучения
«Спектр формальности мышления» — это модель о том, как наш мозг работает с разными картинами мира и как он взаимодействует с физическим миром. Подробно данная модель, предложенная Прапион Медведевой, разбирается на курсе «Онтологика и коммуникации 2020 », а здесь с помощью спектра формальности мышления объясним процесс обучения.
В спектре формальности мышления используется не бинарное разбиение Д. Канемана (на быстрое и медленное мышление), а выделены и другие варианты функционирования мозга. На спектре мы можем расположить несколько вариантов поведения мозга, что позволяет лучше определять действия человека и создаваемые им рабочие продукты. Но при этом можно говорить, что есть левая часть спектра или быстрое мышление, и правая часть спектра или медленное мышление.
Животное мышление человека заложено природой, и проявляется это поведение через рефлекторные действия. В ответ на воздействие окружающей среды и/или с помощью чувств человек определяет контекст сложившейся ситуации, и действует исходя из заложенных эволюцией программ. Например, мы можем резко отдергивать руку от огня или невольно строить гримасу на лице, если неприятен разговор.
Обычное поведение человека, как мы говорили ранее, основано на симбиозе формальных теорий и ненаучных моделей мира (стереотипы, приметы, мифы ). Для большинства жизненных решений не нужна большая точность моделей реальности, вполне достаточно прикинуть что-то в уме или на салфетке. То есть в отличие от интуиции здесь уже появляются зачатки формализации. Могут строиться простые и нестрогие модели, которые называем схемоидами. Модели строятся с помощью тех картин мира, которые получены человеком ранее. Содержание схемоида содержит описание конкретной жизненной ситуации. Например, человек может прикинуть [11] в уме свой маршрут путешествия и понять сколько литров бензина ему понадобится, а также сколько это примерно будет стоить.
Когда же ставка последствий от принимаемых решений высока, то требуются более точные вычисления. Максимальная формализация требует значительных ресурсов времени и средств, поэтому чаще используется в рабочей деятельности, чем в личной жизни. Так называемое машинное мышление — это совокупность или цепочка бинарных операций, которые точным математическим образом расписаны и просчитаны. Если какую-то деятельность можно описать таким способом, то её выполнение можно поручить компьютеру. Роботизация как раз имеет целью строго описать или научить машину самостоятельно принимать решения лучше человека.
Осознанное или формальное обучение можно представить следующим образом. Человек сначала «включает» формальное мышление из правого спектра, чтобы разобраться с теорией/дисциплиной. Он осознанно раскладывает дисциплину по полочкам, и таким образом «закладывает в голову» формальные модели мира. Этот процесс освоения сложных картин мира намного эффективнее и быстрее, чем изучение образцово-показательного выступления мастера [16] или освоение технологии сразу в жизни без изучения теории.
Осознанное обучение дисциплине начинается с изучения понятий, принципов, правил и моделей, при котором человек задействует правый спектр мышления. Внимание сосредотачивается на том, как устроено какое-то описание мира, какая-то теория. Например, поэтапно на протяжении длительного времени будущий водитель изучает [17] дорожные знаки и правила дорожного движения.
После изучения теории (или одновременно) человек начинает осваивать выбранную технологию, которая поддерживает данную дисциплину. Освоение технологии также важно проводить осознанным образом, а не исподволь. Инструктор по вождению вряд ли будет развлекать студента, который должен сконцентрировать внимание на дорожной обстановке. Опрометчиво ученику тратить ресурс внимания на игровую форму обучения, которая своей простой и притягательностью забирает внимания от тренировки дисциплины и освоения технологии. Это ещё один аргумент почему нет легких дорог к сложному мастерству, ведь вождение не преподается в игровой форме. Математический анализ или алгебра постигается путем вставания в роль ученика, который далее «набивает руку» на решении задач. Системное мышление учится почти также, но ещё необходимо заложить время на реализацию своего рабочего проекта.
Тренировка технологии призвана автоматизировать новый навык. Пилот нарабатывает «часы налета» на тренажере и в самолете, а чтобы стать водителем нужно до автоматизма довести свои действия по управлению авто. Постоянная концентрация внимания на исполнении своих действий требует значительных усилий и времени, которые мы инвестируем в изучение новой практики, при этом формальное мышление переводится в интуитивное. То есть сначала задействуется формальное мышление правого спектра и далее тренируясь человек переводит свое мышление в левый спектр, где реализация практики осуществляется почти неосознанно, быстрее и без особых затрат энергии.
Сопоставьте тот период, когда вы только начинали ездить за рулем, кататься на лыжах, делать новую работу, и текущий уровень мастерства, при котором вы уже не тратите столько энергии и непринужденно выполняете все действия по прикладной практике. Таким же образом можно ставить хорошие привычки, которые станут автоматизмами посредством осознанного обучения.
С другой стороны, бывает необходимо перенести знания из левой части спектра в правый спектр мышления. Например, когда мы хотим улучшить деятельность нам нужно формально её описать. Насколько формально? Это зависит от конкретной цели, поскольку формализация достается не бесплатно. Описание может быть на салфетке, чтобы дать быстрый ответ. Но для того, чтобы сделать цифровой двойник предприятия необходимо подготовить достаточно подробное описание, понятное даже компьютеру.
Также человек может понаблюдать за собой в сложных ситуациях и описать свое поведение, чтобы потом его улучшить. Например, рассматриваемые в следующих разделах стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля — это результат [19] такой верхнеуровневой формализации деятельности человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод — человекдолжен уметь пользоваться всем спектром формальности мышления в зависимости от сложившихся обстоятельств. Движение по спектру мышления означает то, насколько человек осознанно принимает эти решения и как он обучается. Деятель при необходимости может «двигаться» то влево, то вправо по спектру формальности мышления.Этапы постановки привычки
Насколько привычка плоха каждый человек должен решить самостоятельно, но можно дать три критерия, каждый из которых может указывать на то, что привычка является плохой:
Постоянный наносимый ущерб своему организму не может быть оправдан ментальными и нервными переживаниями в текущем моменте. Подобные привычки (типа курения или алкоголя) сначала проникают в человека, а потом вносят дискомфорт в физическое состояние (зависимость) или используют любой внешний сигнал (например, стресс), чтобы запустить наработанное автоматическое поведение.
В модели постановки привычки или личной практики выделяются 4 этапа.
Первый этап называется «НАДО или ЛЮБОПЫТНО». Из внешней среды, скорей всего, неосознанно мы получаем какой-то сигнал, который резонирует с уже заложенными ранее картинами мира. В результате у нас формируется мысль [30] предпринять какие-то действия. Нам могут говорить родители, коллеги, мы можем сами догадываться, что пора что-то делать или же у нас возникло любопытство к чему-то и нам захотелось это попробовать. Например, надо похудеть, надо заняться спортом, надо выучить системное мышление или любопытно прыгнуть с парашютом, заняться дайвингом, поуправлять дроном.
Прежде чем начать ставить привычку важно подготовиться и хорошо изучить предполагаемую деятельность, в том числе [32] :
На этом этапе необходимо инвестировать время, чтобы перевести знания из правого спектра в автоматизм левого спектра формальности мышления. На этом этапе сила первоначальной мотивации может угасать, поэтому нужно быть готовым к неудачам. Важно запастись внутренней мотивацией, чтобы продержаться то время, которое запланировано до получения положительного результата. В этом случае помогает внутренний стержень, например, пережитая в детстве нужда/бедность, которая заставляет идти к своей мечте несмотря ни на что.
«Хочу» появляется как результат внутреннего ощущения самоуважения и получения радости от потоковой деятельности, внешнего признания, поощрения и вознаграждения. Поэтому необходимо продемонстрировать навык хорошего владения практикой.
На этом этапе можем говорить, что появился ещё один «интерес», то есть возникла какая-то новая характеристика вашей жизни. Занимаясь данной деятельностью, вы можете время от времени получать потоковое переживание.
Четвертый этап — «Не могу не» или не могу не делать. Это означает, что данная деятельность становится обязательной в вашей жизни и вы не можете без неё жить. Радость потоковых переживаний высока, и вы их регулярно получаете, занимаясь данной прикладной практикой. То есть вы зависимы от такой деятельности на физиологическом уровне. При этом вы постоянно совершенствуете свое мастерство, повышая сложность решаемых задач.
Поэтому Deep Work может происходить потому что для вас это обязанность, то есть работа по созданию будущей системы, которые вы вынуждены делать. «Не могу не» — это про желание и физиологическую зависимость, а Deep Work необязательно должно это подразумевает. Некоторые профессионалы мечтают бросить свою работу, и с удовольствием отходят от дел. Однако многие профессиональные спортсмены совмещают Deep Work и «Не могу не». То есть заканчивая профессиональный спорт, всё же занимаются любимым делом, потому что не могут этого не делать.
Приведенная модель «Этапы постановки привычки» подходит не всем, но каждый может усовершенствовать её или создать свою модель, которая поможет возможные жизненные интересы перевести в привычку.
Понятия и модели: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность; животное мышление, интуитивное мышление, обывательское мышление, формальное мышление, машинное мышление; этапы постановки привычки — «Надо или любопытно», «Могу», «Хочу», «Не могу не»; «квадрант компетенций: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности»; «спектр формальности мышления»; «этапы постановки привычки».