Что такое неформальное образование
Неформальное обучение
Неформальное обучение – это сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования (например, обучения на вечерних общеобразовательных курсах или в школах).
Примеры неформального обучения
Хотя около 70 процентов всех учебных процессов с участием взрослых протекают за пределами учреждений образования (например, Livingstone 1999), «неформальное обучение» в Германии, в отличие от многих других стран, до сих пор не пользуется должным вниманием со стороны общества и научных кругов.
Любой человек, который обучается в рамках своего хобби, общественной деятельности или повседневной жизни, вовлечен в процесс неформального участия. Например, некоторые люди изучают определенную проблему и пытается решить ее, при этом процесс обучения протекает как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Социальные, семейные, коммуникационные факторы, а также факторы, связанные с трудовой деятельностью, оказывают влияние на процесс обучения. Неформальное обучение происходит также в рамках внутрисемейного общения, например, когда представители старшего поколения передают свой опыт представителям младших поколений.
В сфере дальнейшего образования под неформальным профессиональным обучением понимается также посещение отраслевых ярмарок и конгрессов, участие в кратковременных мероприятиях (например, в лекциях или однодневных семинарах), самостоятельное обучение путем наблюдения и испытания новых навыков на работе или в свободное время, а также самостоятельное обучение с помощью компьютерных программ, специальных аудио- и видеокассет, и самостоятельное обучение с помощью специализированных предложений, например, компьютерных программ и специальных аудио- и видеокассет, которые предлагаются в Интернете. (BMBF 2003).
Различные подходы к пониманию и определению неформального обучения
Среди исследователей в сфере образования нет единого мнения о том, что именно следует понимать под «неформальным» обучением. Существует бесконечное множество различных определений и толкований данного термина (Garrick 1998). Однако на практике можно пренебречь разного рода нюансами и сложными для понимания различиями, пытаясь выяснить, в какой мере «данное неинституционализированное обучение является заранее запланированным, намеренным или осознанным» (Dohmen 2001, стр. 25). Подобные нюансы и различия скорее вводят в заблуждение, чем проясняют ситуацию.
Домен (Dohmen 2001) предлагает использовать определение Смолла (Small, 1999): «Термин «неформальное обучение” обозначает все процессы самостоятельного обучения, которые непосредственным образом связаны с конкретными условиями жизни человека и его опытом и протекают вне рамок формальной системы образования» (Dohmen 2001, стр. 25).
Признание и сертификация неформального обучения
В последние годы в Германии все большее внимание уделяется как самому процессу «неформального обучения», так и признанию и сертификации результатов неформального обучения. Например, в сфере дальнейшего образования в качестве инструментов оценки и признания достигнутых результатов неформального обучения используется несколько специальных сертификатов (Bretschneider & Preißer, 2003). В качестве примера процесса сертификации, с помощью которого можно подтвердить свои знания и способности, приобретенные путем неформального обучения, на официальном централизованном экзамене и получить соответствующий сертификат, можно привести Европейские компьютерные права (ECDL).
Чтобы получить ответы на вопросы, связанные с неформальным обучением Германии, стоит обратиться к опыту соседних стран, в которых давно действуют отчасти проверенные методы подтверждения компетенции, приобретенной с помощью этого вида обучения. В других странах уже несколько десятков лет ведутся научные дискуссии, и многие из этих стран обладают уже многолетним опытом в сфере подтверждения результатов неформального обучения (Dohmen 2001). В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии сравнительно рано были приняты законодательные нормы с целью признания неформального обучения; тем самым правительство «своей политикой в сфере образования отреагировало на проблемы дезинтегрированной системы профессионального образования» (Bretschneider & Preißer 2003, S. 4). В частности в 1989 г. была введена «Национальная система профессиональных квалификаций» (NVQ); «речь идет о гибкой модульной системе, ориентированной на конечный результат и открытой для всех форм и мест проведения обучения; она предлагает реальную альтернативу школьному образованию и обучению и уделяет особое внимание практическому обучению на рабочем месте» (Dohmen 2001, S. 78).
Неопубликованная рукопись Сандры Шафферт
Неформальное обучение – полу-структурированное обучение, реализуется в разных пространствах, таких как обучение дома, на работе и т.д. через ежедневное взаимодействие и взаимосвязи с членами социума. Для многих учащихся это включает освоение языка, усвоение культурных норм, форм поведения. Неформальное обучение для молодежи означает множество мест помимо школы, таких как молодежные программы, спортивные секции, клубы и т.п.
В контексте корпоративного обучения термин «неформальное обучение» широко используется для объяснения многих форм обучения независимых от форм обучения с преподавателем: книги, программы саморазвития, материалы и системы поддержки деятельности, коучинг, сообщества специалистов, справочные материалы.
Общая характеристика
Неформальное обучение может характеризоваться следующим:
Неформальное обучение часто располагается вне учебных заведений, выделяясь среди обыденной жизни и профессиональной практики
Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса или профессиональной организации, но происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики.
Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса, тестированием, ориентированным на квалификацию, но организованные случайно, полностью проблемно ориентированные, связанные с конкретными ситуациями менеджмента, ориентированные на приспособление к конкретной жизни.
Неформальное обучение проверяется каждый день непосредственно жизнью
История
Вначале неформальное обучение разграничивалось с формальным школьным обучением и неформальным обучением на курсах (Coombs/Achmed 1974). Marsick и Watkins приняли этот подход и сделали следующий шаг в определении. Они начали с форм обучения в организациях, причисляя к неформальному обучению собственно неформальное, не организованное формально, не финансируемые учреждениями (Watkins/Marsick, p. 12 et sec.). Примером более широкого подхода является определение Livingstone, ориентированного на автодидактику и самообучение с акцентом на самоопределение учащегося в отношении обучения (Livingstone 1999, p. 68 et seq.).
Формальное и неформальное образование
Для полного понимания неформального обучения определим его через понятия «формального» и «неформального» образования. Merriam, Caffarella, and Baumgartner (2007) поясняют: формальное образование предельно институализировано, бюрократизировано, разложено по курсам, формализовано по грейдам, дипломам, сертификатам. Merriam и другие (2007) добавляют: термин «неформальное образование» предполагает образование за пределами формальных образовательных структур, неформальное образование как правило видится краткосрочным, добровольным, возникающим, только если для него есть предпосылки. Тем не менее, неформальное образование обычно имеет учебный план и часто фасилитатора. Неформальное обучение также предполагает обучение в формальной среде, если концепция обучения адаптирована под индивидуальные запросы, потребности студентов.
Исследования и данные
Merriam и другие (2007): исследования взрослых, занятых самостоятельным обучением показывают, что более 90 % из них тратят сотни часов на неформальное обучение. Это же исследование показало, что большинство (более 70%) обучения на рабочих местах – неформальное, несмотря на то, что бизнес тратит миллиарды долларов на формальное обучение.
Опыт неформального обучения
Неформальное знание не может находиться вовне и может существовать только в чьей-либо голове. (Grebow, David, «At the Water Cooler of Learning» in Cross, J., & Quinn, C. «Transforming Culture: An Executive Briefing on the Power of Learning», Charlottesville: University of Virginia, 2002). Чтобы получить эти знаниях, вам нужно найти и потолковать с носителем этой головы. Примерами такого неформального обучения является общение через программы мгновенного обмена сообщениями (isq, skype), спонтанные встречи в интернете, телефонные звонки тому, кто владеет информацией, которая вам нужна, презентация нового продукта, чат в режиме реального времени, случайная встреча возле кулера, совещание в интернете с запланированной повесткой дня, встречи с назначенным ментором или менеджером.
Опыт показывает, что почти все реальное обучение поведению, деятельности – неформальное (The Institute for Research on Learning, 2000, Menlo Park). Нам всем нужен такое взаимодействие с экспертом, который может ответить на наши вопросы, с которым можно вместе поиграться в обучение, поделать ошибки, попрактиковаться. Это можно делать по телефону, через интернет, лицо в лицо. Неформальное общение не выстроить в процессе формального учебного процесса, в ходе последнего вы получите в лучшем случае устаревшие знания.
Исследование Время/Деятельность (time-to-performance) было сделано Sally Anne Moore в Digital Equipment Corporation в начале 1990-х, (Moore, Sally-Ann, «Time-to-Learning», Digital Equipment Corporation, 1998)
В Великобритании правительство официально признало выгоды неформального обучения в «The Learning Revolution» White Paper published on March 23, 2009 (Department for Business, Innovation and Skills, 2009). Learning Revolution Festival стартовал в октябре 2009 и финансировался библиотеками, предлагающими много форм неформального обучения, таких как книжные группы, встреча с авторами, семейные сессии и т.п.
Примеры неформального обучения
Для иллюстрации различий формального и неформального обучения представьте игру в гольф. Если вы хотите изучить игру в гольф, вам стоит записаться на семинар по гольфу, купить книгу по истории и правилам игры, купить видеокассету с лучшими моментами. Но можете ли вы сказать, что вы изучили игру в гольф? Тогда вы покупаете экипировку для игры, ищите площадку, берете уроки игры, покупаете симуляционные игры и т.п… Но можете ли и тогда сказать, что вы изучили игру в гольф?
От вашего первого рубежа в игре до первого попадания в лунку пройдут часы принятия и приспособления «adopting and adapting», в одиночестве и в четверке, в любую погоду и в любом состоянии. Вы очень много узнаете о себе, своих возможностях, всех тонкостях игры, прежде чем вы сможете сказать «я научился играть в гольф». Настоящее обучение – когда вы можете принять и приспособить знания и умения, полученные в ходе неформального обучения, сквозь широкий спектр условий и непредвиденных обстоятельств. Если верить диаграмме, это занимает 75 % кривой.
Бизнес перспективы
Большинство провайдеров обучения вовлечены только с формальной стороны процесса обучения. Большая часть инвестиций – в формальное обучение же. Т.е. компании тратят большую часть денег на меньшую часть уравнения (см. рисунок). Остальные 75 % отдается на творческую инициативу самих учащихся принимать и приспосабливать под условия работы. При том, что неформальная часть уравнения не только бОльшая, она еще и критическая с точки зрения успешности выполнения деятельности.
Резюме
В сфере обучения на рабочем месте, где все обучение сфокусировано на деятельности, и деятельность есть все, что требуется, неформальные элементы должны быть учтены в том балансе, показанном в уравнении. Компании должны учитывать и принимать неформальные, случайные пересечения обучения и деятельности. Компании должны понимать, что неформальное обучение требует реальных действий людей в реальном времени: менторов, коучей, наставников, мастеров, руководства, опытных специалистов, предметных экспертов, методологов, сообществ практиков. Все, что требуется от компаний и учебных заведений – поощрять случаи трансформации формальных знаний в неформальные. Один из путей достижения этого – создавать среды совместного обучения (collaborative learning environments), где формальное и неформальное уживается между собой. Велика роль технологий: они должны облегчать доступ, как к формальным, так и неформальным знаниям: через встречи с экспертами, электронную почту, совещания/встречи в интернете, виртуальные группы поддержки, программы мгновенного обмена сообщениями, сети экспертов, коучей, чаты и т.п. Цель – достичь 100% учебного решения, при котором формальное и неформальное обучение занимают доли, равные их ценности.
Неформальное образование: современный контекст
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы неформального образования. Исследуются современные подходы и предпосылки научных дискуссий в сфере неформального образования; обобщаются результаты международного и отечественного опыта неформального образования. Показана роль дополнительного образования в становлении неформального содержания образования.
УДК. 374
А.М. Макарский,
Зам. директора по научно-методической работе
канд. пед. наук, доцент,
ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района,
руководитель Ресурсного центра дополнительного образования
Санкт-Петербург
Н.Е. Самсонова,
директор,
ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района
Санкт-Петербург
Современное информационное общество характеризуется большой социальной динамикой и требует адекватного уровня образования. На смену формальной «знаниевой» парадигме образования приходит неформальное образование. В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения» и «неформального образования».
Начало дискуссиям в сфере неформального образования за рубежом положил философ и психолог Д. Дьюи и основатель андрогогики М. Ноулес в конце XIX и в середине ХХ веков соответственно. Первые определения неформального образования были даны Ф. Кумбсом и М. Ахмедом, которые к неформальному образованию отнесли любую организованную учебную деятельность за пределами формального образования и определили его как отдельную деятельность, направленную на служение субъектам обучения и реализующую личностные цели обучения [12].
Понятие «неформальное образование» на Западе стало предметом пристального внимания в 60-е, особенно в 70-е годы, так как школа больше не являлась единственным местом обучения и не могла монопольно претендовать на просветительскую роль в обществе, образование и обучение уже не рассматривалось как синонимы «учебы в школе», возрождался интерес к новым, не традиционным формам и методам обучения.
В зарубежной педагогике обозначаются основные черты неформального образования:
а) оно представляет собой организованную структурированную деятельность;
б) предназначается для поддающейся идентификации целевой группы;
в) организуется для достижения определенного набора учебных целей;
г) эти виды неинституциальзированной деятельности практикуются вне существующей системы образования и рассчитаны на лиц, официально не охваченных школьным образованием.
Граница между формальным и неформальным образованием не всегда четко прослеживается: в структурах формального образования есть аспекты неформального, такие как привлечение непрофессионалов в качестве учителей, участие родителей или членов общины в учебном процессе или в руководстве школой.
Выделяются также и отличительные черты неформального образования:
В России первые работы по неформальному образованию появляются в конце XX века. Так, в 1992 году в журнале ЮНЕСКО «Перспективы» появляется первая переводная статья А. Хамадаш. Автор писал, что неформальное образование «предназначено для того, чтобы компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и удовлетворить зачастую безотлагательные потребности, выпавшие из поля зрения формального образования» [11, с. 141].
Важную роль в неформальном образовании играет особая среда, которая создается с конкретными педагогическими целями. Позиция актуализации создания специальных образовательных сред опирается, в первую очередь, на научные взгляды Л.С. Выготского [4], признававшего социальную среду (а точнее среду вообще, с доминирующим социальным компонентом) главным воспитательным, личностно доминирующим фактором. Он определял важнейшей, первоочередной задачей педагога организацию такой среды. Примером специфической реализации этих идей в современной практике служит организация летних школ, экспедиций, экологических лагерей и некоторых других мероприятий неформального образования.
В 1997 году в России была защищена первая кандидатская диссертация по неформальному образованию Е.А. Песковским. Е.А. Песковский [10] писал, что очень важной является смысловая дифференциация понятия «неформальное образование» и «дополнительное образование», которые в российском контексте имели одинаковые этимологические корни. Но сегодня в России «дополнительное образование стало институциональным и утратило неформальную суть. Поэтому теперь эти понятия уже не тождественны».
Мы считаем, что для неформального образования характерны пространственно-временные и целевые характеристики: территориальная обособленность, «короткоживучесть», неформальность, гибкость и т.д.
Сегодня в отечественной педагогике появилось немало работ, посвященных неформальному образованию. Предметом исследования ученых стали как теоретические, так и практические вопросы неформального образования детей и молодёжи (И.А. Ардабацкая, Э.С. Бабаева, И.Н. Бюрюкова, А.В. Золотарева, И.В. Иванова, Т.В. Мухлаева, Т.С. Комиссарова, М.Е. Кульпединова, А.М. Макарский) [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9].
Так, Э.С. Бабаева, обобщив международный опыт неформального образования, определила его субъектные характеристики:
В России неформальное образование трактуется по-разному. Мы не можем согласиться с И.Н. Бирюковой, которая полагает, что неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования, так как сущностные признаки неформальных практик присутствуют в любых формальных образовательных системах разного уровня. Автор считает, что в настоящее время система неформального образования в России решает основные задачи: компенсаторную (предоставляет образование, которое помогает наверстать упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста и т.д.); адаптирующую (постоянное приспособление индивидуума к меняющемуся миру, новым общественным и экономическим условиям); развивающую (помогает непрерывному обогащению творческого потенциала личности). На наш взгляд, такие же задачи может решать и дополнительное образование[3].
Мы соглашаемся с И.В. Ивановой, которая cчитает, что принципиальное различие формального и неформального образования заключается в том, что для последнего характерны следующие черты: добровольность и свободный выбор объёма и темпа освоения образовательной программы, её содержания, обучение по индивидуальному образовательному маршруту; отсутствие единых стандартов, но подчиненность природе ребенка, его «нормальному развитию» (В.И. Слободчиков); неформальные практики реализуются в детских объединениях (кружках, клубах, секциях, мастерских) и часто определяются авторскими программами педагога [6].
Известно, что неформальное образование достаточно «комфортно себя чувствует» в системе дополнительного образования детей, где присутствует атмосфера доброжелательности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л.С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и учащимися, которые, несомненно, способствуют эффективному обучению и гуманистическому воспитанию.
Вопросам неформального образования в школе посвящены работы И.А. Ардабацкой [1]. Автор полагает, что в современном постиндустриальном обществе школа потеряла монополию на передачу подрастающему поколению культурных ценностей и необходимых для продуктивной жизни сведений. Мы соглашаемся с И.А. Ардабацкой, которая считает, что для того, чтобы сохранить значение школьного образования не только в жизни государства и общества, но и в жизни каждого человека, следует говорить о смене системы координат, в которой осуществляется современный образовательный процесс. Необходим уход от формализма в образовании, от восприятия подрастающего поколения, как объекта воздействия, как экономического, социального или политического ресурса, как маргинальной группы. Только принятие учеников как партнеров по взаимодействию и сотрудничеству позволяет современному учителю сохранить свой авторитет, а образовательной организации реализовать задачи формирования социально активных и потенциально успешных граждан [1].
Нельзя не согласиться с утверждением, что неформальное и дополнительное образование детей решают одни и те же задачи, ориентированы на сходные целевые группы, осуществляют свою деятельность примерно в одних и тех же направлениях. Вместе с тем, в публикациях последних лет представлена и другая позиция, которая заключается в том, что, несмотря на схожие черты, дополнительное образование детей отличается от структур неформального образования особенностями функционирования, институциональной инфраструктурой, источниками финансирования и т.д. В некоторых исследованиях в качестве субъектов неформального образования рассматриваются общественные объединения [1, 5].
И.А. Ардабацкая отстаивает точку зрения, что неформальное образование может восприниматься не только как дополнительное, но и как неотделимое от формального школьного. При этом неформальный компонент является исторически сложившейся частью школьной жизни – это и привычные всем образовательные экскурсии, и ставшие неотъемлемой частью образования исследовательские проекты, и традиционная для советской школы работа с отстающими учениками.
Таким образом, неформальное образование не является для школ абсолютной инновацией. Всё, что требуется от администрации образовательной организации – поощрять случаи трансформации формальных образовательных практик в неформальные. Один из путей достижения этого – создавать среды совместного обучения, где формальное и неформальное уживается между собой [1]. Вопросам неформального образования большое внимание в своих работах уделяет А.В. Золотарева [5], которая констатирует тот факт, что границы формального и неформального образования активно пересекаются как в рамках школьного (основного) образования, так и в рамках дополнительного образования детей (ДОД). Автор считает, что дополнительное (внешкольное) образование обладает определенным потенциалом для развития неформального образования.
Роли неформального образования в социальном самоопределении детей и молодежи посвящены работы М.Е. Кульпединовой [7]. И для нас очень важно, что автор уделяет в своих работах большое внимание детским общественным объединениям, как социальным институтам, в которых реализуются программы неформального образования, потому что адаптационный характер неформального образования имеет первостепенное значение.
Важное значение приобретает социальная средоориентированность неформального образования, особенно в рамках детских объединений. Неформальное образование в общественном объединении является по своей сути социальным. Общей его составляющей в общественных объединениях, независимо от их ведущего профиля (экологические, патриотические, миротворческие, экономические, краеведческие и т.д.), являются социально ориентированное обучение и воспитание. Специфика социального обучения в общественном объединении – приоритетность учения, а не только преподавания, как это имеет место в формальном образовании, естественная интеграция учения и практической деятельности [8].
Его особые принципы: «учение через деятельность» («учеба через дело»), «учение в реальной жизни», социальная направленность результата, самоорганизация, диалогичность, сотрудничество созвучны положениям продуктивного образования. Это способствует пониманию участниками деятельности объединений, для чего нужны приобретаемые знания и как, с большей пользой, можно ими воспользоваться в каждом конкретном случае. Добавим к этому, что продуктивное обучение чаще всего осуществляется на основе проектной деятельности, которая присуща современным объединениям.
Таким образом, анализ публикаций последних лет показал, что большинство авторов рассматривают неформальное образование детей через призму дополнительного образования. Дополнительное образование называется неотъемлемой частью неформального, рассматривается как «неформальное и непрерывное» или как «формализованный институт неформального образования». Многие авторы отстаивают точку зрения, что неформальное образование может восприниматься не только как дополнительное, но и как неотделимое от формального школьного. Другие констатируют тот факт, что границы формального и неформального образования активно пересекаются как в рамках школьного (основного) образования, так и в рамках дополнительного образования детей.
В заключение следует отметить, что образование, наполненное неформальным содержанием обучения и воспитания, носит инновационный характер и, несомненно, будет востребовано в будущем.
Список литературы