Что такое найман в казахстане
Найманы: загадка происхождения, история найманов
Найманы – это сильное воинственное племя тюркского или монгольского происхождения, кочевавшее в Средние века по территории Центральной Азии. Они стали участниками этнической истории многих народов, в частности монголов, киргизов, каракалпаков, нанайцев, татар, хазар и бурятов. В составе казахов найманов насчитывают около полутора миллионов, что составляет десятую часть всего населения. Данное племя в разные периоды в ряде источников упоминалось в средневековых летописях. Однако история найманов, также как их язык и этническая принадлежность, до настоящего времени остаются предметом споров и во многом загадкой для ученых.
Вам будет интересно: Ржавеет ли алюминий: свойства материала, причины коррозии и способы защиты
О названии народности
Некоторые полагают, что название народа происходит от первоначального местообитания этого племени – берегов реки Маймы, которая является притоком Катуни, берущей свое начало в горах Алтая. Также слово «найман» в переводе с тюркского языка означает «восемь». Это стало поводом для возникновения другой версии, корни которой уходят глубоко в историю найманов. Род восьми предков – вот как следует трактовать данное наименование. И главным из прародителей, согласно преданиям, считается Окреш. Но чаще всего переводят название этого этнической группы как «восьмиплеменый народ». Всего версий по данному поводу существует около двух десятков.
История народа в X-XV веках
По некоторым версиям до X века найманы какое-то время были частью Тюркского каганата. А после его распада они участвовали в создании государства Караханидов вместе с кереями, карлуками и прочими древними племенами Центральной Азии. В рунических памятниках той эпохи их называли народом сегиз-огуз. Но это, опять же, всего лишь одна из версий.
Политическая история найманов насыщена событиями. Они создавали великие империи и боролись с завоевателями. В их жизни случались большие взлеты и сокрушительные падения. Ко времени нашествия Чингисхана, то есть к концу XII столетия, среди тюркских племен они считались самым сильным. А потому великому воителю не сразу удалось покорить их, а только после завоевания других, соседствующих с ними народностей, политических интриг и применения тактики раздробления сил противника. Под натиском Чингисхана часть найманов вынуждена была переселиться на западные земли, а другие смешались с монголами, постепенно перенимая их культуру и обычаи.
Позже, войдя в состав средневекового тюркского государства Чагатайского улуса, найманы старались сохранять свое племенное устройство. Во времена Тамерлана эта народность занимала территорию между реками Нура и Ишим. А в XV веке стала частью казахских и киргизских племен, разделив судьбу этих народностей, занимая среди них далеко не последнее, а даже почетное место. Такова была история найманов.
Происхождение и язык
О древних обычаях этого племени на сегодняшний день ученым известно не так много. В современной речи народов Центральной Азии от языка найманов остались лишь некоторые слова, причем часть из них является заимствованными. А потому судить по языку об исторических корнях этого племени невозможно. Если считать их народом сегиз-огуз, упомянутым в летописях VIII-IX веков, то местами их древнего проживания следует считать алтайские, казахские и некоторые близкие области. Следовательно, их язык формировался под влиянием окружения, он имеет тюркское происхождение.
Но по некоторым сведениям, найманы – монголоязычный народ. И тому тоже есть научные подтверждения. Существуют сведения, почерпнутые из письменных источников времен нашествия захватчиков, что при военных столкновениях с монголами и кераитами они прекрасно могли с ними объясниться и великолепно понимали их речь. В таком случае получается, что историю найманов и их корни следует искать среди народности кидани, кочующей по соседству с китайскими землями. Но споры среди ученых до сих пор продолжаются.
Казахский род найманов
Потомков этого древнего племени можно встретить и в современном мире. В частности, за последнее столетие большую роль сыграли найманы в истории Казахстана, равно как и в его этногенетических процессах. В XVIII веке и позднее они жили на побережье Амударьи, населяли Каракумы, афганские территории, отдельные части Западного Казахстана. Живут в данных краях они и теперь.
В дальнем зарубежье с найманами можно встретить в Великобритании, Франции, даже в США. И, конечно, они живут в странах, сыгравших в истории найманов не последнюю роль, то есть в Афганистане, Пакистане, Монголии, Китае, России.
Современные представители данного племени из казахов Среднего жуза, как правило, не сильно отличаются по внешнему виду от европейцев, часто имеют светлые глаза и кожу. По характеру это энергичный, волевой, самоотверженный и отважный народ. Они трудолюбивы, а их женщины преданные и хозяйственные. Эти люди любознательны и общительны, но при этом хитрые и наблюдательные. А потому особенно расслабляться с ними при встрече не стоит.
В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом
24 января 2020, 18:35 11270 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
Найманы, фото: zolord.ru
Так, стопроцентная найманка (то есть как со стороны отца, так и матери) доктор исторических наук Назира Нуртазина считает, что нужно бороться не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни этого явления в казахстанском обществе и универсальный механизм их искоренения.
д.и.н. Назира Нуртазина
Лауреат Государственной премии Казахстана поэт Н. Айтов (Айт-улы) отмечает, что « открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период». И приводит свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».
В своём открытом письме Президенту РК поэт указывает, что «такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет!»
Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническом у признаку.
В его письме упоминается имя артистки Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. В её монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотёпами или хитрыми, опасными и т. д.
Поэт отмечает, что племена Среднего жуза — аргыны и наиболее близкие им найманы, негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», а девушки-найманки, как правило, всегда образованы и активны, и все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).
Казахстанский актёр и сценарист Алмат Сакатов также возмутился насмешкам над найманами.
Он опубликовал своё обращение.
«Уважаемые мои коллеги-актёры и сценаристы, которые пишут для них речь. Что вам сделали найманы? Убили вашего отца? Изнасиловали вашу дочь? Разрушили ваш дом? У вас, что, нет других тем, кроме найманов?
Вчера видел по телевизору, как двое полицейских говорили одному парню: «Его наказывать не буду, его Бог наказал — он женат на найманке». Это что за слова такие?
Если такие смелые, то почему не смеётесь над алимами, почему не смеетесь над конратами? Есть сунак, кожа. Почему не над албанами и суанами? Почему не насмехаетесь над западными адайцами? Попробуйте про них что-нибудь сказать, завтра к вам пятеро ребят с ножами придут.
Почему не насмехаетесь над шапраштинцами? Найманы — это Кабанбай батыр, остальных уж перечислять не буду», — заявил Алмат Сакатов.
Справка
Найманы и кереиты были одними из самых влиятельных племён Монголии до возвышения Чингисхана. Они приняли заметное участие в этногенезе монгольских и тюркских народов. Найманы оказали сильное сопротивление Чингисхану, но впоследствии повлияли на становление монгольской письменности и культуры.
По китайским источникам, найманы XII—XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с ними подходили под понятие «белые татары».
Первые достоверные сведения о найманах оставлены Рашид-ад-дином (XIII в.):
«Это племя степное: некоторые жили в горах, другие в степях. Обитали в Большом Алтае, Каракоруме. в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша. у этих найманских племён были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи, язык и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Хучлук-хан — сильный, великий государь. Из племён, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [I, с. 136—137].
Найманы занимали под свои кочевья Хангайское нагорье, оба склона хребта Алтайн-нуру, долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук Иртыш) и озера Зайсан-нур, на востоке их кочевья граничили с землями кереитов, на севере — киргизов, на западе — канглов и на юге — с Уйгурией.
Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал:
«Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с.151].
По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.
После завоевания найманов Чингисханом многие из них ушли на восток в глубь Монголии, большая часть их земель отошла под кочевья монголов, в том числе и хори-бурят; впрочем, ещё в середине XIII в. они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили на землях к востоку от Иртыша [2, с. 522].
Найманы считаются народом с довольно развитой культурой и торговлей. Считается, что они изначально были северной ветвью каракиданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей из Монголии в алтайские степи.
По «Сокровенному сказанию монголов», шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь, используя волшебный камень. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров — своих соседей на юге [4, с. 202—203].
Найманы — прародители многих тюркских народов
Найманы — монгольский народ, начавший свою историю еще в Средние века. Это один из самых обсуждаемых этносов, вызывающий массу споров из-за языковой и этнической принадлежности. Известен факт их участия в формировании казахов и киргизов, а также алтайцев, монголов и ногайцев. Таким образом, найманы стали одной из самых многочисленных групп монголоидной расы.
История
Историю найманов принято начинать от Кыргызского каганата, разбившего уйгуров в 840 году нашей эры. Период его возвышения характеризуется развитием кочевничества в Центральной Азии. Племена разбились на 2 группы: северную и западную. Именно к западным племенам кочевников и относятся найманы.
В 10 веке вместе с кереитами, живущими на севере, найманы вступают в конфликт с империей Ляо. Военные столкновения происходили регулярно, истощая кочевников. В результате в 984 году они потерпели сокрушительное поражение. Кочевникам, называвшим себя цзубу, удалось отыграться только через 80 лет. Во время сражения они победили войска Ляо, но вновь ослабли и к концу 11 столетия встали под власть сюзеренов.
Найманам пришлось отступить на Алтай, где произошло объединение с кереитами и меркитами, также потерпевшими поражение в битве с войсками Чингисхана.
Несмотря на то, что в 13 веке найманы снова столкнулись с Чингисханом и вновь потеряли правителя, которым стал хан Кушулук, они сумели достигнуть высокого уровня развития. В том числе и в военном деле. Постепенно они стали частью Улуг Улуса, более известного как Золотая Орда. С распадом Орды происходит раскол найманов и дальнейшая ассимиляция другими народами.
Где живут (территория)
Потомки найманов живут в Монголии, Китае, России, Казахстане и Киргизии.
Бурятские найманы живут вместе с западными бурятами в Республике Бурятия. На Алтае потомками найманов стали майманы.
Религия
Религиозные взгляды разнятся в зависимости от района проживания.
До сих пор среди ряда найманов распространено несторианство, признающее Христа, в котором сочетается человеческая и божественная природа. Не менее распространен шаманизм — многие найманы практикуют шаманские ритуалы, танцы и заговоры.
Жизнь
Жилище
С переходом к оседлому образу жизни найманы стали строить деревянные дома. Это было значительно сложнее для них, так как они не владели технологиями строительства, предпочитая селиться в юртах. Для строительства дома использовали дубовые или сосновые бревна. Основную часть дома занимало пространство, где размещалась печь тур-як. Спали найманы на нарах, которые представляли собой помост из досок. Нары также использовались в качестве столов во время трапез. Они служили и для хранения посуды, на них складывали перины и подушки.
В сундуках хранили одежду и украшения. Сундук мог играть роль стула для почетного гостя. Печь разделяла пространство дома на 2 части. За ней располагалась женская зона, где женщины проводили время вместе с детьми. Сюда запрещалось заходить посторонним, исключение делалось только для свекра и мужа. Если возникала необходимость, к женщинам и детям приходили религиозные деятели и врачи.
Найманы ели из глиняной или деревянной посуды. Зажиточных людей среди них было достаточно много, они в качестве посуды пользовались металлическим чашками. Многие изготавливали посуду сами, ремесленники встречались у найманов редко даже с переходом к оседлому образу жизни. Для собственных нужд изготавливали кувшины, копилки, обжигая глину прямо в печи. Посуда могла быть украшена орнаментом и раскрашена в яркие цвета.
У ханов могло быть два дворца. Один предназначался для зимней стоянки и строился из камня. Другой представлял собой летнюю юрту. Ханские палаты отличались убранством, имели много комнат. Троны украшались дорогими тканями. По левую сторону от хана садилась его жена и наиболее почетные гости. С правой стороны всегда сидели предводители разных племен. Найманские ханы, как и обычные люди, ели за низкими столами. Однако их трапеза была более богатой. Хану надлежало дать каждому гостю по кусочку мяса, и только потом все могли приступить к трапезе.
Внешность
Одежда
Одежда у найманов защищала от скверной погоды и позволяла показать свой статус. По одежде можно было определить семейное положение. Информация о найманских нарядах дошла до наших времен из китайских летописей. Лучше всего описаны найманы, переселившиеся на Алтай.
Среди богатых распространение получили меха, которые хорошо защищали от холода. Сказать точно, какой мех использовался, невозможно. Такой материал с течением времени сохраняется очень плохо. Основными элементами гардероба найманов оставались:
Халат с длинным рукавом был основной верхней одеждой найманов. Он мог быть с отворотом или не иметь его. Халаты застегивали как с правой, так и с левой стороны.
Обычно тканью для пошива халатов служил шелк. Но нередко прибегали к использованию шерсти, ведь речь шла о жизни в холодных краях. Изысканный орнамент украшал одежду многих найманов. В целом он не отличался от узоров, характерных для одежды других тюрков. На поясе найманы носили предметы обихода, у женщин были распространены пряжки, шило. Мужчины пользовались огнивом, ножом и другими принадлежностями. Богатые украшали пояс позолоченной бронзой или покрытый платиной. Пояс воина носил символическое значение и показывал его принадлежность к солдатам. Пояс считался знаком доблести, также он мог показать принадлежность к конкретному сословию.
Кочевой образ жизни требует очень много сил и запасов калорий. Найманы ели жирную пищу, которая помогала сохранить силы. Наиболее распространенными продуктами долгое время оставались рис и баранина. Из них с добавлением трав и овощей найманы готовили плов. Готовить могли на растопленном сале, что делало пищу очень жирной.
В молоко добавляли топленое масло, получая калорийный напиток. Хлебом служили лепешки, которые найманы использовали вместо столовых приборов. Ими можно было зачерпнуть плов и есть как самостоятельное блюдо. В пищу при возможности добавляли много овощей, чтобы поспособствовать лучшему пищеварению.
Традиции
На формирование традиций найманов вновь оказал влияние кочевой образ жизни. Большинство исповедовало языческие религии, был сильно развит фольклор. Длительное время сохранялись верования и почитание духов неба, культа предков и культа волков, с которыми ассоциировали себя все тюрки. Анимизм приобретали черты тотемизма: найманы поклонялись тотемам, которые делали из дерева. Некоторые тотемы имели маленькие размеры и были похожи на фигурки. Такую фигурку можно было взять с собой или поставить у порога, чтобы отгонять злых духов.
Как и у других тюрков, у найманов прижилось гостеприимство. Обязательным считалось угостить путника пищей, дать кров и защиту. Иерархия среди найманов была строгой. Слово мужа и отца воспринималось как закон. Каждый должен был уважать старшего и слушать его слово. Женщина играла роль матери и помощницы, готовила еду и ухаживала за детьми.
Культура
Государство найманов было достаточно богатым. В Центральной Азии именно они достигли большого развития, что доказывается летописями. Известно, что найманы строили города-крепости, создавали земледельческие оазисы. Были распространены водопровод и канализация, трубы изготавливались из глины. Жаркий климат обязывал поддерживать чистоту, чтобы минимизировать вероятность возникновения распространения инфекций. В резервуарах хранили воду, предназначенную для случаев, когда могли внезапно случиться осады. У найманов были распространены библиотеки и бани.
Ремесленных мастерских было немного, однако существовало ювелирное дело. Украшения всегда ценились и использовались в качестве оберегов.
Фольклор
Тюркский фольклор стал для найманов очень важным. С детства они узнавали о великом Тенгри, вокруг которого создали культ тенгрианства. Прародительницей всех тюрков считалась богиня Умай. Ее имя дословно означает «лебедь». Считалось, что если удастся увидеть лебедя, летящего в небе, человек становился удачливым.
Легенда об Умай гласит, что богиня однажды нырнула в глубокое озеро и достала из него землю. Эта земля превратилась в горы, растения и животных. Есть и другая легенда, гласящая о сотворении мира из яйца богини. Влияние культа Умай было настолько велико, что хана и его супругу приравнивали к богине, считалось также, что каждый правитель подобен Тенгри. Умай часто изображали с золотой чашей, в которой было налито молоко. Молоко имело оказывало эффект. Если ребенок заболевал, его отпаивали молоком, прося богиню о выздоровлении. В знак почтения Умай женщины найманов носили серьги с трилистником — символом богини-лебедя.
Видео
Племя казахов Найман
«Найман, род в составе казахов Среднего жуза. Вопрос о происхождении Н. весьма сложен, Большинство исследователей (И, Шмидт, А. Позднева, В, Бартольд, В. Васильев и др.) полагают, что Н. были монголоязычными племенами; др. (Рашид ад-Дин, А. Бобривников, Г. Грумм-Гржимайло, Н. Аристов, С. Аманжолов, А. Маргулан) считают их тюркоязычными племенами. Найманский союз племен возник в сер. 8 в. между верхним Ертисом и Орхоном, занимал земли от Хантая до Тарбагатая. В 10 в., согласно письменным документам «Ляо ши», здесь обитали воинственные кочевые племена, которые в источниках, назывались дзу-бу. В период правления династии Ляо появилось название «Н.», которое распространилось на часть цзу-бу. Часть Н. участвовала в формировании государства Караханидов и входила в него.
Н. находились в вассальной зависимости от киданей и кочевали до вост. отрогов Алтайских гор. На 3. соседями Н. были канглы, жившие в бассейне Ертиеа, на В. — меркиты и киреиты, занимавшие долину Толы, р-н ср. течения Орхона и басе. Онгина. Южными соседями Н. были уйгуры, находившиеся в вассальной зависимости от киданей и государство тангутов. В ходе междоусобных войн и набегов племена передвигались на новые места. В 10-12 в.в. образовался союз племен Н. и киреитов. Н. занимались в основном кочевым скотоводством, также охотой, отчасти рыболовством. Разводили овец, коз и лошадей. Жили в кибитках, покрытых войлочными кошмами. Каждый улус располагал определенной территорией, им правил хан, который создавал свой аппарат управления. Войска улуса делились по десятичному принципу: на десятки, сотни, тысячи, тьмы.
В результате войн кон. 12 — нач. 13 вв. часть Н. из Центр. Азии передвинулась на терр. Казахстана. Н. во главе с ханом Кучлуком оказались на Алтае, где соединились с остатками ранее разбитых монголами киданей и меркитов. В 1206 г. под давлением войск Чингисхана Кучлук-хан с частью Н. отступил с Алтая в Жетысу, другая часть осталась в Вост. Казахстане, осела в улусе Угедея.
В 1917 в составе Российской империи насчитывалось 830 тыс. Н. Найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах, происходивших на территории Казахстана, и явились одним из этнических компонентов, вошедших в состав казахского народа.
В казахской родословной Н. делятся на родственные союзы: теристанбалы, сарыжомарт, толегетай. От теристанбалы распространились мамбет и рыскул; сарыжомарта — балталы, багана-лы, кокжарлы, бура, каратаи; толегетая — каракерей, турын, тор-туыл, матай, аталык (в некот. родословных кенже), садыр.
…У Саржомарта от старшей жены — Каратай, от младшей четверо — Бидалы, Жансары, Баржаксы, Шайгоз. Эти четверо ушли к нагаши (деду со стороны матери) к уакам и стали прозываться иргенекты уаками. Потомки Саржомарта имели тамгу «иргенек» и называли себя сами иргенекты найманами. В народе же их почему-то считают уаками» — Шакарим Кудайберды-улы. «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов».
«…В 8-ом веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от оз. Байкал; в 850 годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны и Черного Иртыша с другой. Из географического положения мест, занятых найманами, видно, что они вес время жили в среде монголов; ввиду того, что к монголам отнесены и аргыны, жившие гораздо западнее, правильнее считать найманов за монгольское племя.
…Из приведенных выше данных видно, что целых сто лет (с 1500 по 1600 и, как далее увидим, даже до 1625) на протяжении от Мерва и Балха до низовьев Сары-Дарьи и даже несколько дальше найманы играли крупную политическую роль, они опирались, очевидно, на свое численное превосходство над многими другими родами» — М. Тынышпаев.
Далее по Абулгазы Богодурхану М. Тынышпаев пишет: «Власть над Хорезмом перешла к ним (к сыновьям Араб-Мухамеда от жены найманки Абшу и Ельбарсу — М. А.), а через них — найманам. Сыновья другой жены, в т.ч. и сам историк (Абулгазы — М. А.), озлобленные поведением Абша и Ельбарса (т.е. убийством отца — Араб-Мухамеда — М. А.) и найманов вообще, открыли военные действия. Взаимная резня продолжалась целых 4 года, и только в 1625 г. отцеубийцы были побеждены, взяты в плен и убиты. Победители решили вырвать зло с корнем, т. е. перебить всех найманов; и вот найманы покинули Хорезм и бежали в три стороны: к киргизам в сторону Сыр-Дарьи, к когаям — в низовьях Эдль-Джаика, (т.е. Волги и Урала) и в Бухару. Таким образом, до 1625 г. найманы были в группе кочевых узбеков Хивы».
…Найманы ногайские, ставропольские и крымские произошли от второй группы (ногайские найманы в низовьях Волги имеют те же тамги, что наши); большинство найманов, проживающих на юг от Бухары, произошли от беженцев 1625 года, а керминенские найманы — потомки беженцев 1723 года (т.е. года «Великого бедствия казахов», названного в народе — годом «Актабан-Шубырынды».
…Найманы — один из древнейших племен казахов.
В древних сказаниях найманы определяются как жители, обитавшие между Иртышем и Орхоном, кочевья которых доходили от Хинган до Карпат. В древних китайских источниках найманы известны со 2-го века до н.э. под именем «теле», как один из племен многочисленных кочевых родственных народов, проживавших в улусе Хуннов, широко раскинувшемся в Центральной Азии до берегов Желтой реки в Китае,
…По Абулгази найманы — один из древних племен, известный своей многочисленностью и богатством скота. Это племя в Монголии называлось «сегиз-огуз». Слово «найман» по-монгольски означает — восемь, а «сегиз-огуз» — восемь родов. От этого за племенем закрепилось название Найман. …Монгольский ученый-казах И. Кабыш-улы отмечает, что имя Чингис Те-мучину дал керейский хан Торы (Торгыл). Во времена отца Темучина — Есугея, вождем найманов был Инанг билги. После смерти Инанг билги найманский улус подвергся разделу между его сыновьями: Байбука и Буйрек. Кидаии (каракитаи) Байбуку ещё называли: Гай, Таян, Дэуан. Найманы и кереи были несторианцами (одна из ветвей христианской веры),
У найманов существует много тамги. Таких многочисленных тамги у других казахских родов нет. Это говорит о происхождении найманов от многих тюркских родов, объединявшихся в один союз — Найман. Достоверных источников об этих родах в истории нет. В племени найман много родов и подродов и различных родословных с разными предками».