Что такое наскок в гимнастике
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 14. Техника опорного прыжка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Техника прыжка ноги врозь через козла в ширину (девочки). Техника прыжка через козла в ширину (мальчики).
2. Значение опорных прыжков в физическом совершенствовании и воспитании морально-волевых качеств человека.
2. Упражнения, подводящие к освоению прыжка ноги врозь (девочки) и прыжка согнув ноги (мальчики).
3. Упражнения для развития двигательных качеств, необходимых для успешного овладения опорными прыжками.
Опорные прыжки — прыжки, при выполнении которых используется дополнительная опора руками.
Разбег — равномерно-ускоренное движение, используемое для последующего отталкивания.
Отталкивание — двигательное действие для придания телу вертикальной или горизонтальной скорости
Наскок на мостик — специальный прыжок на мостик двумя ногами, позволяющий использовать его реактивное движение для увеличения высоты отталкивания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Опорные прыжки — это вид соревнований в спортивной гимнастике. Опорными называются те прыжки, при выполнении которых выполняется промежуточная опора руками. Такая опора представляет собой короткое, энергичное отталкивание руками от снаряда.
Выполнение опорных прыжков помогает развивать координацию движений, быстроту, силу мышц ног и рук. Кроме физических качеств, опорные прыжки позволяют воспитывать смелость, решительность и настойчивость в достижении цели.
Опорный прыжок состоит из семи фаз:
При выполнении опорных прыжков важно соблюдать технику безопасности. Проверить устойчивость снаряда и мостика, на место приземления положить два слоя гимнастических матов. Опорные прыжки можно выполнять только под контролем учителя.
Перед выполнением опорного прыжка нужно подготовить мышцы и связки к предстоящей нагрузке. Для этого следует выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
Для выполнения опорного прыжка необходимы следующие снаряды: гимнастический козел, гимнастический мостик, гимнастические маты.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину (девочки). Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать разведение ног. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры, после чего начать поднимать плечи, разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Выполнить приземление.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину (мальчики).
Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать сгибание ног в коленных и тазобедренных уставах. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры после чего начать поднимать плечи, затем разогнуться в тазобедренных суставах и выпрямить ноги. Выполнить приземление.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста
Выберите элемент: Множественный выбор
Информация о тестовом вопросе
Снаряды для опорного прыжка.
Задание: Выберите снаряды для опорного прыжка:
М. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые специалисту по физической культуре, и не включает термины, используемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастерства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медленный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тематические группы.
ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
СОЕДИНЕНИЕ — совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направлению стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разноименным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
ПООЧЕРЕДНЫЕ — движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
на — указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;
в — указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;
с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.
СОЮЗ «и» — ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.
УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.
УПОРЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.
ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ — выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.
Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.
БЕГ — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с безопорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.
ВИС — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.
ВОЛНА — целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (руками).
ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.
ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.
ГРУППИРОВКА — положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.
ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.
КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
КУРБЕТ* — прыжок с рук на ноги.
МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных направлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над полом или снарядом.
МОСТ — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
МОСТ* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.
НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий — выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой).
ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).
ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).
ПЕРЕВОРОТ — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-
вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
ПЕРЕЛЕТ — перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.
ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
ПОДЪЕМ — переход в упор из виса или более низкого упора.
ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полуприсед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев — сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.
ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
САЛЬТО — безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
СОСКОК — спрыгивание со снаряда.
СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.
СТОЙКА — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.
УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекат-
ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляемой ноги.
ШПАГАТ* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.
Основные положения рук
ВНИЗ (в и. п. не указывается)
Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения
(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений
(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО
(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ
ДУГОЙ — а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.
ВНЕ — а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.
ВНУТРИ — а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) положение гимнаста внутри брусьев или лестницы.
ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.
ПОПЕРЕК — плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.
ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.
СИДЯ — положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).
СПЕРЕДИ — лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.
СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.
БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.
ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).
СОГНУВШИСЬ — тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.
УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.
ВЫСОКИМ углом — прямые ноги максимально приведены к туловищу и находятся в положении, близком к вертикальному.
С ЗАХВАТОМ —• прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.
МАХОМ — выполняется за счет инерции движения гимнаста.
СИЛОЙ — выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.
РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.
ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).
ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») — а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.
НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опорой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).
ДВУМЯ (устар. «вперед») — характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.
ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).
УЗКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.
КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса
Общие задачи урока
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.
Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:
гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.
Методическая разработка «Терминология гимнастических упражнений»
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»
Институт физической культуры и спорта
ТЕРМИНОЛОГИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
методические рекомендации для студентов специальности
032101 – физическая культура и спорт
Терминология гимнастических упражнений [Текст] : методические рекомендации для студентов специальности 032101 – физическая культура и спорт / П. А. Некрасов. – Ухта : УГТУ, 2009. – 33 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 032101 – физическая культура и спорт. Данная разработка состоит из семи разделов, которые раскрывают общую характеристику гимнастической терминологии, правила образования терминов и основные термины строевых и общеразвивающих упражнений.
Методические рекомендации составлены в соответствии с ГОС высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине «Технологии физкультурно-спортивной деятельности (гимнастика)».
Методические рекомендации «Терминология гимнастических упражнений» одобрены учебно-методической комиссией института физической культуры и спорта (05.11.2009) и утверждены первым проректором УГТУ (10.11.2009)
Рецензент – Бочаров М. И. дбн., профессор.
Подписано в печать 24.11.2009. Компьютерный набор.
© Ухтинский государственный технический университет, 2009
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.
Отдел оперативной полиграфии УГТУ.
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13
Общая характеристика гимнастической терминологии …………………………………………………………
Терминология общеразвивающих упражнений с предметами …………………………………………………………….
Упражнения с гимнастической палкой ………………………………….
Упражнения с гимнастической скамейкой ……………………………….
Упражнения с набивным мячом …………………………………………..
Терминология упражнений в висах и упорах …………..
Методы выполнения комплексов общеразвивающих упражнений ……………………………………………………………
Команды и терминология строевых упражнений ……..
Схема спортивного зала …………………………………………
Список рекомендуемой литературы ………………………………………
Студентам института физической культуры и спорта, как будущим специалистам в данной сфере, необходимо осваивать большое количество спортивных дисциплин, методики их преподавания и, как одну из составляющих любой методики, терминологии видов спорта. Каждый из видов спорта имеет свои специфические термины, присущие только ему, но основа для любой спортивной терминологии одинакова. Гимнастическая терминология в данной ситуации является универсальной. В ней описываются и характеризуются те положения и команды, которые используются при организации занятий и представителями видов спорта далёких от гимнастики (строевые команды и элементы, упражнения разминки и др.).
Хорошее знание и умелое, правильное применение терминологии позволяет повысить эффективность учебного процесса, повысить его моторную плотность за счёт уменьшения затрат времени занятия на объяснение упражнения и организацию занимающихся. Вместе с тем, овладевая терминологией, студент повышает свою спортивную грамотность как специалист.
Основные причины создания данной методической разработки это:
— низкая спортивная грамотность выпускников школ поступающих в институт физической культуры и спорта, как результат уделения недостаточного внимания решению данного вопроса преподавателями физической культуры в школах из-за недостатка часов;
— подготовка студентов к прохождению педагогической практики на 3-ем курсе и тренерской практики на 4-ом курсе;
— недостаточное количество методической литературы с глубоким освещением этого вопроса.
Гимнастическая терминология имеет свои особенности. Она является сложной системой терминов и правил пользования ими при объяснении и записи упражнений. Специфика гимнастической терминологии заключается в том, что физические упражнения, используемые в гимнастике, разнообразны и редко встречаются в обычной жизни и деятельности человека. Подавляющее большинство гимнастических упражнений имеет абстрактный и искусственный характер, вследствие чего объяснить их очень трудно.
1. Общая характеристика гимнастической терминологии
Терминология – это совокупность терминов, образование и применение которых осуществляется в соответствии с определёнными правилами.
Под термином понимают слово или словосочетание, имеющее специализированное значение, посредствам которого условно обозначают определённое понятие в какой-либо специальной области наук, техники, искусства и др.
Гимнастическая терминология – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, инвентаря. Она включает в себя основы образования терминов, систему этих терминов и правила их применения.
Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъём, спад, поворот, оборот и др.).
В гимнастике с её обилием, разнообразием и спецификой упражнений терминология играет очень важную роль. Она существенно упрощает руководство педагогическим процессом, расширяет возможности общения между преподавателем и учениками, повышает эффективность процесса обучения, увеличивает плотность занятий, облегчает описание и понимание техники гимнастических упражнений. От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова становясь терминами приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, мост, выпад, вис, спад, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его.
Термины должны быть по возможности краткими, удобными для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений, точно и однозначно определять движение, положение действие, должен отражать структуру движения, указывать на способ выполнения упражнения и уточнять присущие ему особенности. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его усвоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в учебно-тренировочном процессе определяя тем самым уровень спортивной грамотности занимающихся. Доступность заключается в том, что терминология должна строится на основе словарного состава родного языка, заимствованных слов из других языков, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам морфологии и грамматики данного народа.
Их образуют следующим образом: придают словам особое терминологическое значение (например спад, подъём, угол, перекидка, захват), придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание. Например – мост, вход, переход и др.), составляют производные слова и словосочетания (упор лёжа, подъём переворотом, перелёт углом, переворот колесом и т.д.), соединяют отдельные слова (полёт-кувырок, разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки), заимствуют иностранные слова и термины укоренившиеся в практике вида спорта (сальто, курбет, рондат, фляк). В гимнастике в качестве терминов используют преимущественно корни общеизвестных русских слов – кач, мах, сед, хват, вис, упор, спад и др.
Все гимнастические термины можно разделить на две группы:
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ термины, с помощью которых обозначаются группы сходных упражнений (опорные прыжки, смешанные висы или упоры, подъёмы, перемахи, повороты, кувырки и др.);
При образовании терминов в гимнастике руководствуются определёнными правилами. Так, например, статические положения называют обычно в зависимости от того, какой частью тела осуществляется опора (упор на руках, стойка на плечах, вис на согнутых ногах и т.п.) и от положения тела (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и т.д.). Термины маховых упражнений образуются с учётом особенностей того или иного двигательного действия (подъём разгибом, подъём одной, подъём махом вперёд из упора на предплечьях и др.). Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полёта (прыжок согнув ноги, ноги врозь, переворот и др.). В вольных упражнениях и в художественной гимнастике термины прыжков определяются в зависимости от положения тела и ног (закрытый, открытый, шагом, перекидной, кольцом, полукольцом и др.). также существуют аутотермины, то есть названия новых оригинальных упражнений по фамилиям первых исполнителей (вертушка «Диомидова», перелёт «Ткачёва» и др.).
Существуют правила принятых сокращений, с помощью которых достигается краткость терминологического обозначения упражнений:
опускаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для поднимания рук вперёд, в стороны вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова – первое обозначает двигаемую часть, второе – направление совершаемого движения или конечное положение (руки вперёд, руки в стороны и т.д.);
не указывается путь движения, если оно выполняется по кратчайшей и наиболее распространённой траектории (путь движении указывается лишь тогда, когда он необычен, например: руки вперёд дугами назад);
не упоминается о направлении движения, если оно выполняется вперёд;
при описании движений ног опускается слово «нога» и «выставить» (правую вперёд на носок или вперёд-книзу);
не уточняется положение рук, ног, тела, если они прямые; если ноги вместе и носки вытянуты; положение ладоней, когда они обращены друг к другу (внутрь) в положении руки вниз, вперёд и вверх или книзу в положении руки в стороны;
не говорится о положении гимнаста, когда он стоит лицом к опоре;
не уточняется способ выполнения движения и его направление, если возможен только один вариант выполнения;
не указывается конечное положение, если оно является естественным завершением данного упражнения;
в ряде случаев можно опускать слова «соскок» и «прыжок» (например: на перекладине – большой оборот назад и сальто прогнувшись или опорные прыжки – лет толчком о ближнюю часть коня).
2. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
Стойка – вертикальное положение тела с различным положением рук и ног.
Стойка ноги врозь – ноги расставлены на ширину плеч (на шаг), носки слегка развёрнуты (рис. 1, в).
Узкая стойка ноги врозь – ноги расставлены врозь на расстояние равное длине ступни (рис. 1, б).
Стойка ноги врозь правой (левой) – правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 1, е).
Стойка скрестно – одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны – на расстоянии 10 – 15 см. (рис. 1, д).
Стойка на правом (левом) колене – колено, голень и вытянутый носок правой (левой) ноги опирается на пол. Левая (правая) нога согнута в колене с опорой на всю стопу. Голень левой (правой) и бедро правой (левой) ног перпендикулярны полу (рис. 1, ж).
Стойка на коленях – колени, голени и вытянутые носки ног опираются на пол, туловище перпендикулярно полу (рис. 1, з).
Рис.1. Разновидности стоек
При выполнении стоек на носках добавляются слова «на носках». Переход из стоек на коленях, Седов и других низких положений в стойку на ногах обозначается словом «ВСТАТЬ».
Сед – положение сидя на полу или снаряде, ноги прямые (рис. 2, а).
Основные разновидности седов: сед ноги врозь (рис. 2, б); сед углом (рис. 2, в); сед на бедре (рис. 2, г,д); сед на пятках (рис. 2, е); сед с наклоном (рис. 2, ж).
Рис. 2. Разновидности выполнения положения «Сед»
Присед – выполняется из основной стойки, на носках, до полного сгибания ног (рис. 3, а).
Присед наклонно – бёдра, туловище и голова на одной прямой линии (рис. 3, г).
Круглый присед – колени вместе, спина круглая, голова опущена, руки вперёд (рис. 3, в).
Полуприсед – приседание на половину амплитуды (рис. 3, б).
Присед на одной – (положение другой ноги и рук необходимо указывать) (рис. 3, е).
Присед с наклоном «старт пловца» (рис. 3, д).
Рис. 3. Разновидности положения «Присед»
Наклон – максимальное сгибание тела в тазобедренных суставах в любых направлениях (вперёд, назад, в стороны).
Разновидности наклонов: наклон; наклон прогнувшись (туловище прогнуто, голова наклонена назад) (рис. 4, а); полунаклон ; наклон вперёд-книзу; наклон назад ; наклон в широкой стойке (рис. 4, в); наклон с захватом (руки захватывают голеностопные суставы и подтягивают туловище к ногам) (рис. 4, б) и др.
Рис. 4. Разновидности наклонов
Упор – положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи выше точек опоры.
Упор стоя – смешанный упор – тело гимнаста находится под углом не менее 45 к плоскости опоры (рис. 5, а).
Упор лёжа – положение гимнаста при котором угол между телом и плоскостью опоры меньше 45(рис. 5, б).
Упор лёжа на бёдрах – тело гимнаста максимально прогнуто (рис. 5, в).
Упор лёжа сзади – спина гимнаста обращена к опоре. Выполняется также опорой предплечьями – упор лёжа сзади на предплечьях (рис. 5, г, д).
Упор лёжа боком (правым, левым) – положение гимнаста, при котором, опираясь на одну руку, тело обращено боком к опоре (рис. 5, е).
Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи. Возможен упор присев на одной ноге с указанием положения другой (рис. 5, з).
Упор согнувшись – тело гимнаста согнуть в тазобедренных суставах, ноги прямые, ладони касаются опоры (рис. 5, и).
Рис. 5. Разновидности упоров
Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием её. Туловище в вертикальном положении.
Выпад правой (левой) – выставление ноги вперёд с одновременным сгибанием её, колено находится на уровне носка, ступня сзади стоящей ноги развёрнута наружу (рис. 6, а).
Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону (рис. 6, в).
Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т.д.) – выставление ноги назад (рис. 6, б).
Выпад с наклоном – выпад (вперёд, вправо, влево) с одновременным наклоном туловища (рис. 6, г).
Глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног (рис. 6, д).
Рис. 6. Разновидности положения «Выпад»
На спине и на животе – ноги прямые, сомкнуты, носки вытянуты, луки в любых положениях.
Лёжа боком – положение с опорой правым (левым) боком.
На груди с опорой – положение с опорой на грудь и одно колено, другая нога отведена назад, руки в стороны (рис. 7, б).
Кольцом – положение лёжа с касанием ногами головы и опорой руками о пол (рис. 7, в).
Рис. 7. Разновидности положений лёжа
Возможные положения рук и движения ими указываются по отношению к туловищу, какое бы положение гимнаст не занимал в пространстве (стоя, сидя, лёжа и т.д.). выделяют основные и промежуточные движения рук.
Основные положения рук :
Руки вперёд – прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, ладони внутрь пальцы сомкнуты (рис. 9, в).
Руки в стороны – руки прямые, подняты на высоту плеч, ладони книзу (рис. 8, в).
Руки назад – руки прямые отведены назад до отказа, ладони внутрь (рис. 9, г).
Руки вверх – руки прямые поднять вверх, параллельны друг другу, ладони внутрь (рис 8, д; 9, д).
Промежуточные положения рук:
Расположение рук под углом 45° к основным положениям, например: руки вверх-наружу (рис 8г). В лицевой плоскости различают следующие положения рук: руки вниз (рис. 8а), в стороны-книзу (рис. 8б), в стороны (рис. 8в), вверх-наружу (рис 8г), вверх (рис. 8д). В боковой плоскости следующие положения рук: руки вниз (рис. 9а), вперёд-книзу (рис. 9б), вперёд (рис. 9в), вперёд-кверху (рис. 9г), вверх (рис. 9д).
Рис. 9. Положения рук в боковой плоскости
Положения с согнутыми руками :
Руки на пояс – руки на поясе согнуты в локтях, кисти опираются на гребень подвздошной кости (четыре пальца вперёд, большой палец назад), локти и плечи отведены назад (рис. 10, а).
Руки перед грудью – согнутые в локтевых суставах, локти на уровне плеч, ладони книзу (рис. 10, б).
Руки к плечам – согнутые в локтевых суставах, руки касаются пальцами плеч, локти у туловища, плечи отведены назад (рис. 10, в).
Руки за голову – согнутые в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти отведены назад и приподняты (рис. 10, г).
Руки перед собой – согнутые руки находятся перед грудью, предплечья одной над другим на уровне плеч (рис. 10, д).
Руки за спину – согнутые в локтевых суставах, кисти охватывают предплечья так, что пальцы касаются локтей а руки спины (рис. 10, е).
Руки согнутые вперёд – согнутые в локтевых суставах, кисти касаются плеч, локти вперёд на уровне плеч (рис. 10, ж).
Руки согнутые назад – согнутые в локтевых суставах руки отвести назад до отказа (рис. 10, з).
Руки согнутые в стороны – согнутые в локтевых суставах, кисти касаются плеч, локти в стороны на уровне плеч (рис. 10, и).
Рис. 10. Разновидности положений с согнутыми руками
Движения ногами (так же как и движения руками) могут выполняться в основных и промежуточных плоскостях.
Движение ног в лицевой плоскости (рис. 11): правую в сторону на носок (а); правую в сторону к низу (б); правую в сторону (в); правую в сторону вверх (г).
Движение ног в боковой плоскости (рис.12): левую вперёд на носок (а); левую вперёд-книзу (б); левую вперёд (в); левую вперёд-кверху (г); левую назад на носок (д); левую назад-книзу (е); левую назад (ж).
Движения могут быть разноимёнными (рис. 13), например правую влево (а) или правую влево-книзу (б).
Движения со сгибанием ног в боковой плоскости (рис. 14): а) согнуть правую (стопа у голени опорной ноги), б) согнуть правую вперёд, в) согнуть правую назад
Движения со сгибанием ноги в лицевой плоскости (рис. 15): а) согнуть правую в сторону, б) согнуть правую назад, колено в сторону.
3. Терминология общеразвивающих упражнений
Упражнения с предметами в большей мере способствуют развитию координационных способностей учащихся. Ведущими в этих упражнениях являются движения руками. Удержание и различные перемещения предмета требуют от занимающихся точности и согласованности в управлении движениями рук, поэтому упражнения с предметами служат одним из наиболее действенных средств совершенствования действий руками.
Упражнения с предметами широко применяются в физическом воспитании школьников. Многообразие форм и большой диапазон трудности упражнений (от элементарных до весьма трудных по координации) позволяют с успехом применять их на занятиях с учащимися любого возраста. В школьной практике наиболее распространены упражнения с палками, скакалками, скамейками, мячами.
3.1 Упражнения с гимнастической палкой
Палки применяемые для упражнений бывают железные и деревянные. Длина палки 100-110 см, толщина – 2-4 см, вес 0,5-3 кг. Способы держания палки: обычный хват (сверху) – палка удерживается двумя руками за концы; хват снизу – хват противоположный первому; разный (разноимённый) хват – одна рука хват сверху, а другая хват снизу; Узкий хват – хват за середину палки обеими руками, кисти рядом; Обратный хват – хват, образуемый поворотом рук внутрь.
Положения с палкой определяются в зависимости от ее расположения по отношению к телу занимающегося. Различают симметричные и несимметричные положения палки.
В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.
Палку вниз – палка удерживается прямыми руками за концы и касается бёдер спереди (рис. 16, а).
Палку вверх – палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис 16, б).
Палку вперёд – палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 16, в).
Палку на грудь – палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис 16, г).
Палку перед собой – перевёрнутая палка находится между предплечьями (рис. 16, д).
Палку на голову – палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 16, е).
Палку за голову – палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается шеи сзади.
Палку на лопатки – палка удерживается за концы согнутыми руками и касается лопаток (рис. 16, ж).
Палку назад – палка удерживается за концы руками, отведёнными назад до отказа.
Палку вниз-сзади – палка удерживается за концы и касается бёдер сзади (рис. 16, з).
Палку за спину – палка удерживается согнутыми руками за концы и касается поясницы.
Рис. 16. Разновидности симметричного положения палки
Несимметричные положения с палкой.
Палку к плечу – основное положение палки во время передвижений. Палка удерживается у правого плеча большим и указательным пальцами, остальные пальцы поддерживают её снизу (рис. 17, а).
Палку вправо (влево) – палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с ней прямую линию (рис. 17, в).
Палку вправо (влево)-книзу (кверху) – палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)» (рис. 17, г,д).
Палку к плечу вперёд (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) – левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении.
Палку к бедру кверху (вправо или вперёд) – палка удерживается у правого (левого бедра) разноимённой рукой, а одноимённой рукой в указанном направлении (рис. 17, е).
Палку на голову вправо (за голову, на грудь и т.п.) – палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а правой в указанном направлении (рис. 17, ж).
Рис. 17. Разновидности несимметричного положения палки
Палка может удерживаться обеими руками за один конец, например: руки вверх, палку вправо (рис. 18, а) ; руки на голову, палку назад (рис. 18, б) .
Могут быть и иные положения палки:
Палку наклонно вправо (влево) – палка удерживается двумя руками за концы, правая рука в сторону, левая вверх (рис. 18, в).
Палку наклонно вперёд, правой сверху (рис. 18, г).
Палку на грудь правым концом вверх – левая рука удерживает палку у груди, а правая направляет её вверх (рис. 18, д).
Палку на грудь, левым концом вправо кверху (рис. 18, е).
Упражнениям с палкой надо обучать после того как ученики хорошо освоят основные положения рук и движения руками без палки. Вначале целесообразно изучать движения с горизонтальным положением палки, поскольку занимающимся легче осуществлять контроль за положением палки. Затем постепенно переходят к упражнениям с вертикальным и наклонным положением палки.
Вначале изучают упражнения в основных плоскостях (лицевой, боковой), а затем в промежуточных. Для усложнения упражнений в них включают различные сочетания движений руками с палкой, с движениями туловища, ног, головы.
3.2. Упражнения со скакалкой
Упражнения со скакалкой развивают прыгучесть, согласованность движений, совершенствуют временную точность движений. Обучение упражнениям со скакалкой надо начинать в младших классах.
Обучение упражнениям со скакалкой надо начинать с формирования правильного навыка вращения скакалки. Эти упражнения выполняются на месте, без подскоков; скакалку сложенную вдвое, занимающиеся вращают поочерёдно правой и левой рукой. Вращение скакалки должно осуществляться главным образом за счёт движений кистью. Затем вращение скакалки одной рукой (сбоку) сочетают с подскоками. Подскок должен выполняться в момент удара скакалкой о пол. После освоения этих упражнений приступают к разучиванию различных подскоков через скакалку.
Упражнения со скакалкой весьма разнообразны:
Простые подскоки – невысокие подпрыгивания, выполняемые на месте или с продвижением в любом направлении.
Двойной подскок – два подскока, из которых первый выполняется повыше через скакалку, а второй (добавочный) пониже, когда скакалка вверху. Подскоки выполняются пружинно.
Подскок скрестно – подскок, выполняемый из стойки ноги скрестно с сохранением положения ног в фазе полёта (рис. 19, а).
Подскок петлёй – скакалка вращается с поочерёдным сведением рук внутрь (образуя петлю) и разведением их (рис. 19, б).
Подскок с двойным вращением – подскок, во время которого скакалка прокручивается дважды.
Подскок с правой на левую (с левой на правую) – подскок выполняемый с одной ноги на другую (рис. 19, в).
Подскок, меняя ногу («маятник») – на каждый подскок поочерёдно меняется положение ног предварительным махом назад и вперёд (рис. 19, г).
Подскоки с поворотами – во время подскоков одновременно выполняются повороты.
Подскоки в полуприседе и приседе – подскоки выполняемые на согнутых ногах (рис. 19, д).
Присядка – подскоки через укороченную скакалку с поочерёдным выставлением ног вперёд на пятку.
Рис. 19 Разновидности подскоков на скакалке
Подскоки с одной скакалкой можно выполнять одновременно вдвоём и втроём. Эти упражнения выполняются стоя в затылок (рис. 20, а) или лицом друг к другу (рис. 20, б).
Рис. 20 Подскоки в парах.
3.3. Упражнения с гимнастической скамейкой
Использование в занятиях гимнастической скамейки помогает решить следующие задачи:
внесение разнообразия в занятие;
повышение интереса к занятиям;
совершенствование чувства равновесия;
развитие умения ведения коллективных действий.
Данная группа упражнений делится на собственно упражнения со скамейкой (в качестве отягощения) и на скамейке (в качестве опоры).
Если плечевая ось параллельна длине скамейки – это продольное положение, а положение, при котором плечи находятся поперёк – поперечное.
При проведении упражнений с использованием скамейки занимающиеся делятся на группы по 5 – 8 человек, располагаясь по одну стороны от неё. Можно располагать по обе стороны от скамейки, в шахматном порядке, чтобы исключить её опрокидывание.
Схемы расстановки скамеек при проведении упражнений
1 2 3
3.4. Упражнения с набивным мячом
Они оказывают разностороннее воздействие на занимающихся. Доступны и разнообразны, эмоциональны. С их помощью развивают мышечную силу, ловкость, координацию, глазомер, умение переходить от максимального мышечного напряжения при бросках к моментальному расслаблению при его ловле.
В различных движениях ногами, руками, туловищем мяч используется как отягощение и в качестве опоры. Упражнения с мячом так же имеют большое корригирующее значение.
4. Терминология упражнений в висах и упорах
При обучении висам и упорам учащиеся знакомятся с основами техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах (большинство висов и упоров служат исходными положениями для выполнения различных гимнастических элементов), овладевают элементами техники таких прикладных навыков, как лазанье и преодоление препятствий, совершенствуют пространственную ориентировку при различных положениях тела. Упражнения в висах и упорах также являются эффективным средством развития силы основных мышечных групп и прежде всего мышц рук и плечевого пояса.
Данные упражнения выполняются на гимнастической стенке, скамейке, бревне, перекладине, брусьях, кольцах. Простейшие упражнения целесообразно разучивать групповым способом, используя для этого снаряды, пригодные для одновременного выполнения упражнений несколькими учащимися.
Висы и упоры подразделяются на смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы). Простые упоры требуют достаточно высокого уровня развития силы. Поэтому их использование в школьной практике ограниченно. Определённые ограничения существуют и в отношении применения упражнений в простых висах. Многие упражнения данной группы малодоступны девочкам и девушкам.
Вис присев – вис, при котором занимающийся находится в приседе, лицом к снаряду. Может выполняться на различных снарядах с опорой ногами о пол, о нижнюю жердь на брусьях разной высоты (вис присев на нижней жерди). Опора может быть на две ноги, на одну (вис присев на правой, левую вперёд). Руки могут быть прямыми или согнутыми.
Вис присев сзади – присед спиной к снаряду.
Вис стоя сзади – положение аналогичное вису стоя но спиной к снаряду.
Вис стоя согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах.
Вис лёжа сзади – положение аналогичное вису лёжа но спиной к снаряду (рис. 21, а).
Вис лёжа ноги сзади – вис лёжа с опорой ногами сзади (рис. 21, б).
Вис лёжа справа (слева) – занимающийся обращён к снаряду боком, ноги опираются справа или слева (рис. 21, в).
Вис на левой (правой) – вис с дополнительной опорой согнутой в колене левой (правой) ногой. Это положение называется также «вис завесом» (рис. 21, г).
Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой – выполняется на брусьях разной высоты. Вис на нижней жерди прогнувшись (согнувшись) с опорой ступнями о верхнюю жердь (рис. 21, д).
Рис. 21. Разновидности смешанных висов
Вис может выполняться как на прямых, так и на согнутых руках.
Вис согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем. (Рис. 22, в)
Вис согнувшись сзади (Рис. 22. г)
Вис верхом или вис согнувшись правой (левой) – при данном способе виса гриф снаряда находиться между ног. (Рис. 22, д)
Вис прогнувшись – вис при котором занимающийся находится в положении головой вниз, тело умеренно прогнуто, голова отведена назад. Вис прогнувшись так же как и вис согнувшись может выполняться как спереди, так и сзади. (Рис. 22, е)
Вис прогнувшись верхом или вис прогнувшись правой (левой) – ноги разведены одна вперёд, другая назад. (Рис. 22, ж)
Вис углом – вис при котором поднятые прямые ноги образуют с туловищем прямой угол. (Рис. 22, з)
Вис сзади – вис при котором занимающийся обращён спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз, голова приподнята. (Рис. 22, и)
Рис. 22.Разновидности простых висов
Упражнения в простых упорах выполняются на брусьях, кольцах, перекладине, коне-махи, и др. В начале обучения их можно выполнять и на гимнастическом бревне, но наиболее удобным снарядом являются брусья.
В положении упора занимающийся удерживается на снаряде, опираясь на него руками, тело прямое или слегка прогнутое, голова прямо (рис. 23, а).
Упор на предплечьях – положение в котором занимающийся опирается на жерди предплечьями, удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь, угол между плечом и предплечьем около 90 (рис. 23, б).
Упор на руках – занимающийся опирается на жерди всей длиной рук, удерживая их кистями. Плечо с туловищем составляют прямой угол, руки немного согнуты в локтях (рис. 23, в).
Упор на руках согнувшись – в положении упора на руках ноги подняты вверх и находятся над туловищем (рис. 23, г).
Упор сзади – положение в упоре спиной к опоре (рис. 23, д).
Упор углом – упор, в котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол (рис. 23, е).
Упор верхом правой (левой) – ноги разведены, одна нога вперёд другая назад. Это положение называется также «упор ноги врозь правой (левой)» (рис. 23, ж). Нога может находиться и снаружи точек опоры – упор верхом правой (левой) вне.
Рис. 23. Разновидности упоров на параллельных брусьях и перекладине
Упоры на брусьях разной высоты.
Разный упор – одна рука прямая опирается о нижнюю жердь, другая всей длиной о верхнюю (рис. 24, а).
Упор на правой (левой) руке – одна рука прямая опирается о нижнюю жердь, а рука которой занимающийся удерживается за верхнюю жердь, согнута (в висе) (рис. 24, б).
Упор на правом (левом) плече – правая (левая) рука опирается всей длиной о нижнюю жердь, другая захватывает верхнюю (рис. 24, в).
Упор на правом (левом) предплечье – положение как и в упоре на правом плече но опора осуществляется на предплечье (рис. 24, г).
Рис. 24. Разновидности упоров на разновысоких брусьях
5. Методы выполнения комплексов общеразвивающих упражнений
Под общеразвивающими упражнениями следует понимать движения отдельных частей тела или их сочетаний, выполняемые с различной частотой и амплитудой и с различной степенью мышечных напряжений. Общеразвивающие упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (с палкой, скакалкой, мячом).
Общеразвивающие упражнения способствуют: развитию физических качеств, формированию правильной осанки, совершенствованию координации движений, подготавливают организм занимающихся к предстоящей физической работе.
На уроках гимнастики общеразвивающие упражнения (далее по тексту ОРУ) выполняются в виде комплексов, которые составляются с учётом различных задач физического воспитания.
Обучение ОРУ проводят различными способами:
по показу – когда занимающиеся вместе с проводящим одновременно выполняют упражнения, предварительно приняв исходное положение (далее И.п.). эта форма наиболее приемлема для учащихся младших классов. Все упражнения выполняются по распоряжению «Со мной упражнение НАЧИ – НАЙ!».
по рассказу – проводящий указывает и.п. и рассказывает, что нужно выполнять под каждый счёт. Можно использовать в старших классах применяя соответствующую терминологию. В младших классах использовать образные выражения: «Прыгайте как мячики», «Машите руками как птицы». Команды: «и.п. ПРИНЯТЬ!», «упражнение (указать в какую сторону, с какой ноги или руки) НАЧИ – НАЙ!».
по показу и рассказу – проводящий демонстрирует упражнений с одновременным объяснением, указывает на наиболее сложные места, темп выполнения, необходимую амплитуду движений. Во время выполнения упражнения указывает на характерные ошибки.
по разделениям – наиболее трудные упражнения, требующие точной координации, разучиваются по частям. Например: «Сгибая левую, наклон вправо – делай раз!», «Выпрямляя левую и сгибая правую, наклон вправо – делай два!». и т.д.
6. Команды и терминология строевых упражнений
Строевые упражнения являются средством организации учащихся и целесообразного их размещения на занятии. Они также способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, повышают эмоциональное состояние занимающихся.
Строевые упражнения можно включать в любую часть урока, но обучать им надо, как правило, в вводной части (реже в заключительной).
Все строевые упражнения выполняются по команде, которую следует подавать громко, отчётливо выделяя её предварительную и исполнительную части. Предварительная часть произносится слегка протяжно. Исполнительная – подаётся после небольшой паузы отрывисто и энергично. Для управления классом применяют не только команды но и распоряжения. Распоряжения подаются иначе, чем команды, например: команда «НАПРА–ВО!», распоряжение – «Повернись направо» или команда «К середине СОМ– КНИСЬ!», распоряжение «Сомкнись к середине». Распоряжения являются ведущим способом управления учащимися в младших классах и на тренировочных занятиях.
Для отмены команды (например, в случае нечёткого её выполнения) подаётся команда «ОТСТАВИТЬ!». По этой команде занимающиеся принимают положение, в котором они находились до выполнения отменённой команды.
Строевая (основная) стойка принимается по команде «СМИРНО!» или после каждой предварительной части любой команды, если до этого была подана команда «ВОЛЬНО!».
В строевой стойке занимающиеся должны держаться подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения. Голову держать прямо, плечи и руки свободно опущены (пальцы слегка согнуть), живот подтянуть, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки на расстоянии ширины стопы.
По команде «ВОЛЬНО!» надо встать свободно, немного согнуть в колене правую или левую ногу. В гимнастике также применяется стойка «вольно», при которой правая нога выставлена в сторону на ширину плеч, вес тела распределяется равномерно на обе ноги, а руки сгибаются за спиной захватом за запястья.
Виды построений на уроках гимнастики.
Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом по одной линии плечом к плечу.
Интервал – расстояние между стоящими в шеренге.
Нормальный интервал должен быть таким, чтобы занимающиеся слегка касались друг друга локтями полусогнутых рук. Такой строй называется сомкнутый. В разомкнутом строю учащиеся располагаются на расстоянии одного шага или интервал, указанный преподавателем.
Фланг – боковая оконечность строя. Правый и левый. При поворотах строя названия флангов не меняются.
Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
Тыл – сторона строя противоположная фронту.
В двухшереножном строю двое занимающихся, стоящие в затылок один другому, образуют РЯД. Для построения подаётся команда «В одну (две) шеренгу (шеренги) – становись!».
Колонна – строй, в котором занимающиеся стоят в затылок один за другим.
Дистанция – расстояние между стоящими в колонне.
При передвижениях направляющий идёт по заданному направлению, а остальные учащиеся сообразуют с ним своё движение. Для построения подаётся команда «В колонну по одному (по два) – становись!».
Команда «Ровняйсь!» подаётся, когда учащиеся построены в шеренгу. При выполнении этой команды все стоящие в строю поворачивают голову направо (налево) в сторону направляющего (кроме самого, он принимает строевую стойку как по команде «смирно!» направляющего). Кроме поворота головы в сторону направляющего, учащиеся немного подают грудь вперёд (наклоняются вперёд прямым телом, не сгибаясь в тазобедренных суставах) так, чтобы они могли видеть грудь третьего от себя человека.
Для расчёта по порядку существуют следующие команды: «По порядку – рассчитайсь!», «На первый второй – рассчитайсь!» и т.д. При выполнении расчёта надо следить за сохранением строевой стойки, быстрым поворотом головы в сторону расчёта и возвращением её в исходное положение. Порядковый номер должен называться громко, чётко, отрывисто. При нечётком проведении расчёта подаётся команда «Отставить!» и расчёт производится заново.
Повороты на месте выполняются по командам: «Напра – ВО!», «Нале – ВО!», «Кру– ГОМ!». Повороты налево и кругом выполняются на пятке левой ноги и носке правой; направо на пятке правой ноги и носке левой. Повороты на 45 выполняются по командам «Пол оборота напра – ВО!», «Пол оборота нале – ВО!».
Для управления движением строя на занятиях гимнастикой применяется ряд команд:
Зигзаг – движение под различными углами, размер которых указывается командой (направление на различные ориентиры).
Разведение – деление колонны на две, вдвое меньшие по фронту. Команды те же что и при дроблении.
Сведение – движение обратное разведению, то есть соединение двух колонн в одну, вдвое большую по фронту. Команды те же что и при слиянии.