смольный собор часы работы смотровой площадки
Звонница Смольного собора. Самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга
В предыдущих статьях мы уже писали про Смольный собор — одно из самых красивых зданий в городе и один из его неофициальных символов. Сегодня же речь пойдет о звоннице собора, на которой расположена самая высокая в городе смотровая площадка. Ее высота — 50 метров, количество ступеней, ведущих наверх, — 278.
Смольный собор
Как добраться
Ближайшая к собору станция метро — «Чернышевская». Путь пешком от нее займет около 30 минут. Вы можете построить свой маршрут от метро до смотровой через Таврический сад — он имеет выходы на любую из четырех своих сторон.
Стоимость входа на звонницу Смольного собора (осень 2018 г.) — 150 рублей. Открыта смотровая площадка ежедневно с 7 утра до 20 часов.
Подъем на смотровую площадку
Свою экскурсию вы можете начать, еще не поднимаясь на звонницу. Недалеко от здания собора находятся памятник архитектуры петровского барокко — Кикины палаты и здание Смольного института, сейчас являющееся резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Также можно сделать множество отличных фото на фоне самого собора или в прилегающем к нему саду.
Лестница на звонницу Служебные помещения собора Винтовая лестница
Кстати, высота Смольного собора вместе с куполами — 93,7 метра, хотя изначально планировалось сооружение 140-метровой колокольни.
Подъем на смотровую площадку находится в самом соборе. После входа в главный зал поворачивайте налево и после оплаты следуйте по указателям на стенах. Рекомендуем приходить сюда в удобной обуви и одежде: подъем проходит по крутым лестницам, иногда в достаточно узких местах. В течение подъема обстановка будет постоянно меняться. Первая часть проходит по достаточно ухоженной лестнице, дальше путь пролегает по различным переходам и лестницам самых различных форм и предназначений.
Видео: Смольный собор. История постройки и подъём на смотровую площадку
На сегодняшний день открыта только одна часть смотровой площадки, на юго-западной звоннице. Всего же их четыре. Остальные три недоступны для посещения в связи с проводящимися там реставрационными работами.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на центральную, южную и восточную части города. В колонках, установленных тут же, транслируется аудиогид, благодаря которому вы с легкостью сориентируетесь в расположении основных достопримечательностей.
Крепёж для колоколов Бинокль Большеохтинский мост
Отсюда видны: заброшенная строительная площадка, на которой должен был быть построен Охта-центр; Большеохтинский мост; здание Смольного института; здание правительства Ленинградской области; панорама исторической части города с самыми известными Петербургскими зданиями — Исаакиевским собором и Петропавловским собором. В северо-западной части города можно увидеть два питерских новостроя: самое большое в Европе здание — Лахта-центр и стадион «Санкт-Петербург». Ближе к центру города в этом же направлении видны здания бывшей тюрьмы «Кресты».
На смотровой площадке установлен вращающийся бинокль, с помощью которого можно в деталях разглядеть все интересующие вас постройки.
Если кратко, в целом:
- это одна из лучших смотровых площадок города, будьте готовы к подъему на высоту 15-этажного дома без лифтов, есть возможность увидеть несколько достопримечательностей одновременно.
Звонница Смольного собора
Несмотря на продолжающуюся реставрацию, Смольный собор приглашает посетить смотровую площадку, расположенную в его звоннице. За 150 рублей с высоты 50 метров можно увидеть центр Петербурга со стороны, полюбоваться видом на Неву и мосты через неё, а также рассмотреть детали собора вблизи.
Информация на странице была обновлена в июне 2021 года.
Смольный собор: адрес, билеты, как добраться
Ближайшая к Смольному собору станция метро – Чернышевская.
Дорога пешком займет около 30 минут через Таврический сад. Если транспортом, то с остановки Кирочная улица, 25 в паре минут от метро.
Туда идут:
— маршрутки К-51, К-76, К-90, К-163 и К-269;
— автобусы 22, 46, 105;
— троллейбус 15.
Весь этот транспорт доставит вас почти под стены собора. Остановка — площадь Растрелли. Проще всего попросить водителя маршрутки или кондуктора подсказать, когда надо выходить. Ехать минут 10-15.
Адрес: площадь Растрелли, 1
Сайт: http://smolnyspb.ru/
Телефон +7 812 900 70 15
Оплатить вход на смотровую площадку нужно прямо на входе, в церковной лавке.
Стоимость билетов: рекомендуемое пожертвование — 200 рублей. Принимаются пластиковые карты.
Сам билет не дают: оплата посещения звонницы считается пожертвованием, хотя если вы попытаетесь пройти без предварительной оплаты, к вам подойдёт охранник и вежливо напомнит, что здесь не бесплатно.
Льготы: студенты, пенсионеры и льготные категории населения — 100 рублей.
Время работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
На подъём, любование городом и спуск обратно комфортно хватит 30 минут.
Практические рекомендации по подъему на колокольню Смольного собора
На смотровую площадку звонницы Смольного собора ведут лестницы, в сумме составляющие 278 ступеней (50 метров). Это на 16 ступеней и 7 метров выше, чем подъём на колоннаду Исаакиевского собора, но подъем проходит немного проще, потому как лестницы меняются — то обычная по квадратному периметру, то винтовая, то снова обычная.
Ближе к вершине предстоит преодолеть металлические ступеньки, а незадолго до самого выхода над лестницей нависает балка — берегите голову. Разумеется, такой подъем будет гораздо проще преодолевать в обуви на нескользкой плоской подошве.
По пути можно рассмотреть кирпичную кладку и деревянные перекрытия. Некоторые уголки будут выглядеть темно и мрачно или таинственно и загадочно в зависимости от вашего настроения.
Кстати, где в архитектурном ансамбле Смольного собора находится звонница? Сервис Яндекс.Картинки по запросу «Звонница Смольного собора» выдает примерно следующее:
Но на самом деле, на подавляющем большинстве этих фото изображен вид со звонницы. А вот сама звонница, стрелкой обозначена смотровая площадка:
Площадка звонницы выше колоннады Исаакия, но не обеспечивает панорамного вида на 360°. Вашему вниманию предлагается небольшая квадратная площадка и три вида на Петербург через три проема башни.
По центру есть бинокль, которым можно воспользоваться бесплатно, чтобы рассмотреть доминанты города. Все проемы для безопасности закрыты металлическими прутьями по всей высоте, но обзорным фотографиям они не мешают.
Через динамики звучит запись экскурсии о соборе: рассказывается его история и описываются открывающиеся вам виды.
Слева мы видим Неву и Большеохтинский мост.
По центру и справа — питерские крыши до самого горизонта и все доминанты, включая шпиль Лахта Центра.
Внизу располагаются другие здания архитектурного ансамбля, сегодня часть из них принадлежит Санкт-Петербургскому Государственному университету.
Справа и слева от башни выглядывают скульптуры ангелочков, видны стены собора и архитектурные детали стиля барокко.
Особенность местности. Про обувь мы уже упоминали, вот ещё несколько советов:
1. С Невы дует сильный ветер, поэтому может стать прохладно даже в жаркий день — захватите теплую одежду.
2. Собор не пользуется такой популярностью, как Исаакий, столпотворения обычно нет, поэтому у вас здесь будет время для красивых фотографий как города, так и собственных.
3. В соборе продолжается реставрация, поэтому будьте готовы к строительным атрибутам по дороге на площадку.
4. Вход в сам собор бесплатный. Не упустите возможность познакомиться с местными иконами. Часть из них очевидно очень древние, но большинство написаны в новом стиле. Все выглядят интересно, даже если вы далеки от религии. Есть и икона семьи Николая II. Взорам посетителей уже открыта и часть внутренней архитектуры.
5. Кроме икон в соборе установлены памятники, есть уголок истории Смольного института благородных девиц, открыта церковная лавка.
Смольный собор : режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)
Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.
Адрес
Как добраться
Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:
Дорога пешком от метро «Чернышевская»
Режим работы Смольного собора в 2021 году
Стоимость билетов в Смольный собор в 2021 году
Собор является действующим храмом, вход бесплатный.
История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге
По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.
Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.
Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля — это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.
Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.
Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.
Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.
Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.
Смольный собор в Санкт-Петербурге
Одним из самых красивых соборов Санкт-Петербурга считается Смольный собор или собор Воскресения Христова. Он является не только частью архитектурного комплекса Смольного монастыря, но и главным храмом учебных заведений города.
Сегодня при соборе открыты воспитательное общество для девочек от 4 до 12 лет «Школа смолянок», патриотическое общество для мальчиков от 5 до 10 лет «Пажеский корпус», а также детская воскресная школа Смольного собора.
Режим работы Смольного собора
С 2015 года собор является действующим православным храмом. Ежедневно в нем проводятся богослужения. Посетить собор можно с 07.00 до 20.00.
Расписание богослужений в Смольном соборе Санкт-Петербурга:
Интерьер Смольного собора:
История
Смольный собор был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела возвести монастырь на месте дворца, где прошло ее детство. Разработка проекта была поручена знаменитому мастеру — Бартоломео Франческо Растрелли. Закладка будущего здания состоялась в конце октября 1748 года. В течение следующих 10 лет строительство собора хорошо финансировалось, на работы присылали солдат и рабочих и стройка шла быстро. Однако, после начала войны с Пруссией, работы сильно замедлились. После смерти императрицы был назначен новый архитектор — Юрий Матвеевич Фельтен. Храм так и не достроили.
Только спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил достроить Смольный собор. После сложных ремонтных работ, в ходе которых были внесены значительные изменения в проект Растрелли (например, было устроено печное отопление, которое изначально не предусматривалось), собор начали достраивать. Работы закончили в 1835 году и собор был освящен во имя Воскресения Христова.
Богослужения в Смольном соборе совершались до революции 1917 года. После нее церковное имущество изъяли, а собор закрыли и использовали как хозяйственное помещение. После Великой Отечественной войны в нем размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда, в 1990 году открылся концертный зал. В 2004 году Смольный собор стал одним из объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Проведение богослужений началось только в 2009 году. Спустя год в храме установили новый иконостас и провели Божественную Литургию. В честь этого события была восстановлена икона Алексея Венецианова с изображением Богородицы. А в 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в лоно церкви.
Особенности архитектуры
Высота собора достигает 94 метров. Смольный собор выполнен в стиле барокко, имеет фронтоны и люкарны. Если смотреть на монастырь сверху, то он построен в виде греческого креста (Смольный собор в центре и 4 церкви по углам).
Большой интерес представляет пятиглавие собора. Растрелли хотел построить однокупольный собор, однако, Елизавета Петровна настояла на пяти куполах. Знаменитый мастер спроектировал купола собора таким образом, что если смотреть на собор издалека, то создается иллюзия, что он огромный. Однако, если подойти ближе, здание как будто уменьшается, но при этом не теряет своей красоты и величия.
Концертный зал
С 1990 года в зале Смольного собора регулярно проходили концерты классической музыки. Со следующего года собор был базовой концертной площадкой для Камерного хора Смольного собора. Афиша зала постоянно обновлялась, хор, под руководством заслуженного артиста России — Владимира Беглецова, исполнял русские и западноевропейские музыкальные произведения.
После передачи храма в ведение Русской православной церкви в 2015 году хор сменил название, поскольку лишился своей базы. Теперь он называется Концертный хор Санкт-Петербурга и располагается в здании Городской думы.
Звонница
Сегодня для всех желающих открыт не только храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров. Лестница на нее находится справа от входа в собор. Сперва придется пройти около 280 ступеней по обычной широкой лестнице, затем предстоит подъем по винтовой и подвесной лестницам.
С обзорной площадки открываются виды на город. Отсюда можно увидеть Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, здание правительства и площадь Растрелли, а также сквер Кикины палаты.
Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2021 году
Посетить храм с экскурсией можно с четверга по воскресенье в 12.00, 13.00, 14.30 и 16.00 часов. Также можно заказать экскурсию на другой день по предварительной договоренности.
Стоимость экскурсионного обслуживания: экскурсия — 200 рублей, подъем на звонницу (смотровая площадка) — 150 рублей. Для студентов и пенсионеров бесплатно.
Кроме экскурсий в соборе проводятся образовательные квесты (200 рублей с человека):
Подробную информацию о квестах можно узнать по телефону +7 (981) 187 00 51 или по электронной почте info.smolniysobor@gmail.com.
Как добраться до Смольного собора
Посещение собора входит в большинство обзорных экскурсий, организованные группы туристов сюда обычно привозят на автобусах, так как Смольный собор находится в некотором отдалении от центра. Например, от Невского проспекта до него придется идти около 30 минут. На машине этот путь можно преодолеть на 10 минут.
Если вы все же хотите прогуляться от Невского, то можно пройти к собору по Суворовскому проспекту.
Пеший маршрут от Невского проспекта на карте Санкт-Петербурга
Также можно пройти к Смольному собору от ближайшей станции метро «Чернышевская». По пути можно посетить Таврический сад, музей А. В. Суворова и музей «Вселенная воды». Из Таврического сада рекомендуется выйти на улицу Шпалерная. Это широкая улица с большими тротуарами и малым количеством машин, она ведет прямо к скверу из которого открывается красивый вид на собор.
Маршрут от станции метро «Чернышевская» — Яндекс.Карты
Возле площади Растрелли есть несколько остановок общественного транспорта:
Также вы можете воспользоваться услугам такси. В Санкт-Петербурге работают популярные приложения для смартфонов — Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber, Везет и другие.
Смольный собор
Аудиогид
Фотографии
Режим работы 2021
Стоимость билетов 2021
Кроме богослужений, проводятся экскурсии:
Билеты на экскурсию
Подъем на смотровую площадку
Ближайшая станция метро
Как добраться до Смольного?
Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.
Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы». Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Колокольни и звонницы
5-ярусной колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Однако макет ее до сих пор хранится в Академии художеств. Особенностью собора считается то, что только один из 5 куполов храмовый, остальные – 2-ярусные колокольни вогнутой формы.
Вверху располагаются маленькие луковичные купола. В нижних ярусах находятся звонницы, куда поместили во время достройки 12 колоколов, отлитых в Валдае.
Смотровая площадка
Со звонницы, расположенной справа от входа, если стоять к нему лицом, и ставшей удобной смотровой площадкой, с высоты 50 метров открываются прекрасные виды на город, его достопримечательности, в том числе Эрмитаж, Большеохтинский мост, Неву. Чтобы попасть туда, надо преодолеть 278 ступеней по винтовым и обычным лестницам.
Перед выходом на площадку придется пройти по металлическим ступеням. Там вы находитесь в полной безопасности, так как осмотр происходит через три проема в башне, которые зарешечены. Лучше взять с собой бинокль, можно также сделать обзорные фото.
Смольный институт благородных девиц
По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.
Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.
Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.
После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.
Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».
С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.
Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.
Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.