Что такое музыкальная психология
Музыкальная психология
Музыка́льная психоло́гия (англ. Music psychology ) — научная дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений, а также исследует закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на различные структурные компоненты человеческой психики.
Содержание
Научная специфика
Музыкальная психология является наукой междисциплинарной, относящейся одновременно и к области музыкознания, и к области прикладной психологии. Поэтому к разработкам в сфере музыкальной психологии могут быть, например, отнесены в том числе и различные профильные исследования в области музыкальной акустики, психоакустики, нейропсихологии восприятия, психофизиологии слуха и движения, эстетики, культурологии, педагогики и т. д.
Основными направлениями научных исследований в области музыкальной психологии являются следующие:
История возникновения и развития
Проблематика музыкальной психологии как таковая рассматривалась на всех этапах развития музыкального искусства, начиная со времён ранней античности.
В развитие музыкальной психологии значительный вклад внесли также В. Вундт [5] (обогативший музыкальную психологию использованием методологического инструментария экспериментальной психофизиологии), В. Кёлер (привнёсший в музыкальную психологию основополагающие принципы гештальтпсихологии [6] ), Г. Ревес [7] (основательным образом исследовавший феномен музыкальной одарённости) и другие известные учёные.
Основные области применения
Музыкальная психология представляет научный и практический интерес в нескольких аспектах:
— в педагогическом, который затрагивает вопросы воспитания и обучения музыкантов;
— в музыковедческом, который, в первую очередь, связан с проблемами отражения в музыке действительности и показа процесса становления в музыкальном произведении художественного смысла;
— в социолого-психологическом, который имеет отношение к различным закономерностям бытования музыки в общественном сознании;
— в собственно психологическом, который интересует учёных с точки зрения наиболее общих задач изучения психики человека, его эстетических потребностей и творческих проявлений.
В сугубо музыковедческом плане область применения музыкальной психологии охватывает все виды музыкальной деятельности: сочинение музыки, исполнение музыки, восприятие музыки, музыкально-теоретический анализ, музыкальное воспитание.
Суть музыкальной психологии
Музыкальная психология является одной из самых интересных отраслей общей психологии и, конечно же, имеет ряд особенностей.
Она изучает такие вопросы, как порог ощущений слуха, осмысление, музыкальный слух, восприятие звуков и пр. Не удивительно, что все это стало исследоваться в рамках отдельного научного направления, поскольку музыкальная одаренность удивляет и поражает людей своей природной сверхъестественностью.
Немного истории
Древнейшими учениями в области музыкальной психологии можно, пожалуй, считать труды ученых из Древней Греции – Аристотеля, который писал о мимесисе, и Пифагора с его рассуждениями об эвритмии. Эти мыслители были склонны полагать, что музыка имеет существенное влияние на душу человека, благодаря чему оказывает влияние на все общество целиком. Платон и вовсе утверждал, что могущество каждого государства напрямую зависит от того, какую в нем предпочитают музыку.
Чтобы понять, что представляет собой предмет рассматриваемой нами науки, нужно вспомнить сначала об общепсихологических терминах, таких как речь, слух, восприятие, чувства, способности. Кстати, еще Пифагор в древние времена говорил, что музыка на людей влияет по-разному. По его мнению, существуют мелодии, помогающие против:
Отдельного внимания заслуживает древнекитайская музыка. Она была символом и основой цивилизации, вся молодежь должна была изучать ее в обязательном порядке. А вот древние индусы музыку широко использовали как способ лечения самых разнообразных заболеваний.
В Средневековье музыкальная психология разрабатывалась в трудах Фараби, Джами, Ибн Сины и др. Но первым ученым, который подошел к рассматриваемой нами науке, используя сугубо научный подход, был Герман Гельмгольц.
В более поздний период самыми главными учениями в области психологии музыки стали считать труды Б.М. Теплова и Е.В. Назайкинского, которые занимались изучением музыкальных способностей. Еще позднее в этой сфере появились имена таких ученых, как С.М. Майкапар, Н.А. Гарбузов, З.А. Ринкявичус и пр.
Если вспомнить жизнь великих музыкантов – Шопена, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Листа, – то их жизненные примеры говорят о том, какими удивительными способностями обладает человек, умеющий сочинять и исполнять музыку. Ответить на вопрос, что это – влияние личностных свойств, особенное воздействие музыки на человеческую душевную натуру или талант исполнителя, – главная задача такого направления в науке, как музыкальная психология.
Виды и отрасли
Мы уже определились, что психология музыки – это отдельное научное направление, и она имеет, как любое другое учение, свои собственные области и течения. Это, например, музыкознание, восприятие, психотерапевтическое направление.
Наибольшего внимания заслуживает, пожалуй, психология музыкального творчества. Конечно же, это деятельность композиторов, в основе которой лежит их богатая фантазия, в конечном итоге рождающая самые разнообразные музыкальные произведения. Это тем более интересно, если учесть тот факт, что в музыке всего-навсего 7 нот. Но стоит вспомнить П.И. Чайковского, который говорил, что в момент, когда к нему приходит вдохновение, композитор становится поистине не совсем нормальным, одна его мысль начинает в буквальном смысле выгонять из головы другую.
Психология музыкальной деятельности может рассматриваться также и в разрезе исполнительского мастерства. Исполнительская деятельность – это одна из главных основ музыки. Когда человек слышит красивое пение, в его душе рождаются чувства радости, добра и в буквальном смысле происходит духовное очищение.
Любого исполнителя музыки можно назвать связующим звеном между слушателем и композитором. Чем более мастерски исполнитель подходит к своему делу, тем более тонко мы, обычные слушатели, можем его понимать и чувствовать. А музыканты в свою очередь подстраиваются под наши запросы и пристрастия.
Отдельно стоит поговорить о психологии музыкального восприятия. Она является одним из основных видов деятельности в музыкальном искусстве, ведь без слушателей музыканты были бы вовсе никому не нужны, и музыка как искусство вообще перестала бы существовать.
Кстати, слушать и воспринимать музыку способен далеко не каждый человек, однако эту способность можно развить в процессе воспитания и образования. Многое будет зависеть и от музыкальных предпочтений. Согласитесь, одни люди любят классику, другие – попсу, а третьи – и вовсе рок-н-ролл. То, как может чувствовать музыку человек, зависит не только от его личностных характеристик, но и от мастерства исполнителя и композитора.
Отдельной отраслью рассматриваемой нами науки является психология музыкальных способностей. Исследователи в этой области занимаются изучением того, при каких условиях индивиды могут исполнять, сочинять или играть музыку. И здесь все опять же зависит от музыкальной одаренности и от того, насколько серьезно человек подходит к своему увлечению. Автор: Елена Рагозина
Музыкальная психология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие музыкальной психологии
Музыкальная психология – это наука, исследующая психологические процессы, механизмы и законы воздействия музыкальной деятельности на личность человека, а также их действие на формирование музыкальной речи, на развитие и исторический прогресс музыкальных средств.
Данная психология как наука причисляется к сфере музыкознания, при этом она тесно связана также с общей психологией, психофизиологией, педагогикой и множеством других психологических дисциплин.
Музыкально – психологические изыскания интересны в различных отраслях:
в педагогической отрасли, исследующей вопросы воспитания и развития музыкантов;
в эстетической отрасли, решающей проблемы отображения реальной действительности в музыке;
социально-психологической отрасли, касающейся закономерностей существования музыки в социальной сфере в виде различных жанров;
психологической отрасли, проявляющей научный интерес в задачах изучения психических процессов человека, его творческих порывов.
Методы музыкальной психологии
В своих методиках музыкальная психология, формируемая современными исследователями, основывается не только на ленинской гипотезе отражения, но и на на музыкальной педагогике и системе практических приёмов понимания музыки, сложившейся в сфере музыкознания.
К самым распространённым методам данной психологии принадлежат:
Музыкальная психология включает в себя все виды музыкальной деятельности:
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация музыкальной психологии.
Музыкально – педагогическая. Включает в себя учение о музыке, понятии слуха и музыкальных способностях;
Психология музыкального восприятия. рассматривает условия, возможности и закономерности осознанного восприятия музыкальных произведений;
Психология творчества. Включает в себя процесс сочинения и написания музыки;
Психология музыкально – исполнительской деятельности. Рассматривает психологические закономерности выступлений, концертной и до концертной работы музыкантов, вопросы, связанные с интерпретацией музыки и влияния музыкального исполнения на зрителей;
Социальная психология музыки.
Краткая история развития музыкальной психологии
В своём историческом развитии психология музыки показывает эволюционные процессы музыкознания, основной психологии и иных наук, занимающихся изучением человеческой личности.
Как независимая научная дисциплина эта психология сформировалась в середине девятнадцатого века, вследствии развития экспериментальной психологической физиологии и провозглашении теории слуха Г. Гельмгольца. Ранее все вопросы музыкальной психологии освещались только лишь мимоходом.
В зарождение музыкальной психологии как науки огромный вклад сделали зарубежные учёные. Вот фамилии некоторых из них: Э. Мах, К. Штумпф, М. Мейер, О. Абрахам, В. Кёлер, В. Вундт, Г. Ревес и др.
В работах современных учёных музыкальная психология воспринимается как деятельность, устремленная на правильное отражение музыки и связывающая личностное восприятие музыкального произведения с данными социального жизненного опыта.
Все подразделения музыкальной психологии соединены в единое целое комплексной системой определений и понятий общей психологии, при этом направленные на музыкальную теорию и практику.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02 08 2021
музыкальная психология
Полезное
Смотреть что такое «музыкальная психология» в других словарях:
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
Музыкальная акустика — Музыкальная акустика раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков. Как и общая акустика, музыкальная акустика междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и (частично) понятийный аппарат… … Википедия
Музыкальная педагогика — (англ. Music Pedagogy) педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов и методов передачи подрастающему поколению всего комплекса музыковедческих знаний, практического опыта музицирования … Википедия
Психология музыкальная — дисциплина, изучающая психологич. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности человека, а также их влияние на строение муз. речи, на формирование и историч. эволюцию муз. средств и особенностей их функционирования. Как наука П.… … Музыкальная энциклопедия
психология музыкальная — отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует: 1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; 2) проблемы психологических механизмов … Большая психологическая энциклопедия
Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Психология музыки (psychology of music) — Область П. м. определялась множеством различных способов. Сишор писал о «музыкальном уме» (musical mind), к рый может реагировать на элементы звучания. Этот ум тж обладает определенными врожденными способностями или талантами, к рые при… … Психологическая энциклопедия
Эстетика музыкальная — Эстетика музыкальная ( англ. Aesthetics of music, нем. Musikästhetik) искусствоведческое понятие, введённое в научный оборот немецким публицистом … Википедия
Прикладная психология — Прикладная психология общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика),… … Википедия
Музыкальная психология (Р.Г. Кадыров)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
Общепсихологические термины и понятия |
Из истории музыкальной психологии |
Направления, отрасли музыкальной психологии |
РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАНТА |
Личность музыканта |
Особенности личности и деятельности музыканта |
РАЗДЕЛ III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ |
Внимание |
Ощущения |
Взаимодействие ощущений |
Ощущения от обертонов |
Слуховые ощущения |
Восприятие |
Особенности музыкального восприятия |
Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» |
Память |
Основные виды музыкальной памяти |
Запоминание музыкального произведения по формуле И.Гофмана |
Мышление |
Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления |
Логика развития музыкальной мысли |
Развитие музыкального мышления |
Воображение |
Воображение в музыкальном искусстве |
Связь музыкального воображения с жизненным опытом |
Развитие музыкального воображения |
РАЗДЕЛ IV. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА |
Эмоции и чувства в музыке |
Воля |
Оптимальное концертное состояние |
Методы овладения оптимальным концертным состоянием |
РАЗДЕЛ V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ |
Темперамент |
Характер. |
Темперамент и характер |
Шопен и Лист |
Способности |
Наследственные и социальные факторы |
Теплов Б.И. «Психология музыкальных способностей» |
РАЗДЕЛ VI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. ТЕСТЫ |
Выявление способностей и их тестирование. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ |
Тест Айзенка на выявление уровня нейротизма и экстраверсии |
Тест Шмишека на выявление акцентуаций личности |
Тест на определение тревожности (по Спилбергеру) |
Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности |
Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности |
ЛИТЕРАТУРА |
Курс лекций по музыкальной психологии читается в продолжение курса общей психологии. Он предназначен для студентов магистратуры, а также аспирантов и ассистентов-стажеров консерватории. За основу системного построения тематического материала была принята следующая последовательность, наиболее часто встречающаяся в общей психологии: деятельность, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, индивидуальные особенности личности. В конце текстов лекций даны психологические тесты по выявлению индивидуальных и профессиональных качеств музыкантов, а также перечень рекомендованной литературы. Представленный список достаточно полно отражает имеющуюся библиографию по музыкальной психологии. Основой для составления данного текста лекций послужила книга В.И. Петрушина «Музыкальная психология» и учебное пособие «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского. Примеры из истории музыки, жизни, творчества, а также высказываний великих музыкантов значительно облегчают усвоение учебного материала.
Психологическое образование в системе профессиональной подготовки музыкантов призвано вооружать будущих специалистов знанием психологических тонкостей, особенностей музыкального искусства и педагогики. Внутренние переживания человека, его думы и стремления, аналитический расчет и полет фантазии, работа над музыкальным произведением и его концертное исполнение, воля и память, характер и способности, а также другие психологические качества личности музыканта, слушателя должен хорошо знать и достаточно ясно представлять себе будущий композитор, исполнитель, музыковед, педагог.
Музыкальная психология – это такая отрасль психологии, в которой специально рассматриваются такие вопросы, как музыкальный слух, пороги слуховых ощущений, ладовые, ритмические, тактильные ощущения, восприятие музыки, переживание, осмысление, запоминание, исполнение и наслаждение ею. Многоплановые проявления музыкальных способностей, музыкальной одаренности, таланта и гения в области музыкального искусства не перестают удивлять и восхищать нас своими безграничными возможностями, своей порой сверхъестественной силой природы.
Основные фундаментальные исследования в области музыкальной психологии: Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» и другие. По детской музыкальной психологии – Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. «Музыкальное восприятие школьников», Ринкявичус З.А. «Воспринимают ли дети полифонию?» и другие. В этих работах авторы опираются в первую очередь на такие крупные, этапные психофизиологические, акустические и педагогические исследования, как: Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга» Гельмгольц Г. «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», Майкапар С.М. «Музыкальный слух, его значение, природа особенности и методы правильного развития», Жак-Далькроз Э. «Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства», Гарбузов Н.А. «Зонная природа музыкального слуха» и другие.
Еще в средние века Фараби в «Большой книге о музыке», Ибн Сина в главах о музыке своих книг «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знаний», Абдурахман Джами в «Трактате о музыке» и многие другие великие ученые Востока рассматривали вопросы музыкальной эстетики и психологии, в частности воздействие музыки на душу, настроение и организм человека.
Наиболее древние учения о музыкальной психологии мы находим в Древнем Египте, Индии, Китае, в священной книге зороастрийцев «Авесте», в трудах древнегреческих ученых – учении об эвритмии Пифагора, учении о мимесисе Аристотеля. Они утверждали об огромном воздействии музыки на психику человека, развитие личности и всего общества в целом. Например, Платон говорил, что «могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах».
Примеры из жизни великих музыкантов – Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Тосканини и других показывают наглядно какими психологическими особенностями и поистине удивительными возможностями может обладать человек при сочинении, исполнении и восприятии музыки. Из истории Средневекового Востока до нас дошли сведения и легенды о том, как великий ученый-энциклопедист Абу Наср Фараби, виртуозно владел игрой на музыкальных инструментах, мог своим исполнением развеселить или опечалить, отвлечь от забот или заставить глубоко задуматься, вызвать радость, восторг или даже усыпить слушавших его людей. Что это? Мастерство исполнителя? Направленность произведения? Влияние личностных свойств? Особое воздействие музыки на психику человека? Во всех этих и других вопросах музыкальной психологии в достаточной степени должен ориентироваться музыкант-профессионал, специалист, посвятивший себя одному из самых удивительных творений человечества – музыкальному искусству. Этот мир музыкальных звуков, образов, мыслей и чувств возвышает человека, роднит его со всем существующим, открывает порой необъяснимые возможности воображения, фантазии, уносит в бескрайние просторы вселенной, приближает к истине, идеалу, делает нашу жизнь осмысленней, духовно чище и прекрасней.
Освоение предмета музыкальная психология следует начинать с повторения общепсихологических категорий и понятий. Эта базовая основа служит отправной точкой, надежным фундаментом в построении отраслевой и, в свою очередь, уже относительно самостоятельной науки – музыкальная психология.
После каждого раздела, рассмотрения тем, для их закрепления и более глубокого изучения целесообразно проводить семинарские занятия.
Общепсихологические термины и понятия
– Предметом изучения психологии являются факторы, закономерности и механизмы психики.
– Отрасли психологии – общая психология, возрастная, педагогическая, психология творчества, искусства, музыкальная, психофизика, психофизиология, парапсихология, психиатрия, социальная, этническая, медицинская, космическая.
– Основные психологические термины – душа, сознание, ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, воля, чувства, темперамент, характер, способности.
– Душа – понятие, отражающее внутренний мир человека.
– Сознание – высший уровень психического отражения действительности в мышлении человека.
– Ощущения – простейший психический процесс отражения в нашем сознании через органы чувств отдельных свойств предметов и явлений.
– Внимание – сосредоточенность деятельности в определенный момент.
– Память – запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта.
– Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.
– Воображение или фантазия – элемент психической, творческой деятельности человека воссоздающего новое.
– Воля – деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.
– Чувства – эмоциональные переживания человеком происходящих явлений.
– Темперамент – индивидуальная особенность человека, обусловленная динамическими проявлениями психики.
– Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Из истории музыкальной психологии
Музыкальная психология, наяду с общей психологией, изучается с древнейших времен. Первые ростки музыкальной психологии как науки мы находим в работах античных философов. Так, в работах Пифагора/VI век до н.э./, его учении об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях. От Пифагора идет традиция сравнивать общественную деятельность, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором также было установлено, что мелодии и ритмы оказывают соответствующее влияние на души людей. Различались мелодии против уныния и душевных переживаний, против раздражения, гнева и других душевных недугов.
Аристотель /IV век до н.э./ вслед за Пифагором и Платоном считал музыку средством гармонизации индивида с обществом. В своих трудах Аристотель разработал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция «катарсиса», согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. Когда в процессе глубокого сопереживания человек очищается духовно, его душа поднимается от своей частности, единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни.
Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания касались и музыкальных инструментов.
У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека: в эпосе об Одиссее, когда от музыки и пения его рана перестала кровоточить, в деятельности сурового царя Спарты Ликурга, который сам сочинял музыку для своего войска, в работах Демокрита, Платона и др.
В древнем Китае музыка считалась символом порядка и цивилизации, она составляла важнейший элемент воспитания молодёжи и входила в число наук, обязательных для изучения. Известно, например, что Конфуций /VI век до н.э./ сам играл на цине и т.д.
В Индии древние врачи использовали музыку в качестве лечебного средства. (См.кн: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, с.10)
В средние века музыкальная психология получила свое развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. /IX- XVI вв./. Например, Фараби /873-950/ в «Большой книге о музыке» пишет о большом воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина /980-1037/ говорил о целительном значении музыки и для души, и для тела. Он описывал восприятие музыки как с физиологической точки зрения, так и с психологической. Абдурахман Джами /1414- 1492/ в «Трактате о музыке» пишет о восприятии интервалов, в их консонирующем и диссонирующем значении как в мелодическом, так и в гармоническом их сочитании.
В средние века на Западе музыкальная психология получила свое развитие в работах музыкантов-теоретиков: Боэций, Гвидо Аретинский, Царлино /XVII-XVIIIвв./, в трудах музыкантов-философов Кунау, Кирхера, Маттесона и др.
Разработку физиологических основ музыкальной психологии мы находим в трудах ученых-физиологов И.М.Сеченова /1829-1905/ «Рефлексы головного мозга» и И.П.Павлова /1849-1936/ учении о высшей нервной деятельности, рефлекторном характере психики, изучение 2-й сигнальной системы.
Большой вклад в развитие науки внесли психологи, музыковеды Карл Штумпф /1848-1936/ «О психологическом происхождении пространственных представлений», «Психология музыкальных восприятий» /т1-2/, Курт Закс /1881-1959/, а также их последователи М.Майер, Г.Ревеш, В.Кёллер.
Значительный вклад в развитие музыкальной психологии внесли: Э.Жак-Далькроз, Н.А.Гарбузов, С.М. Майкапар, Б.В.Асафьев, Ю.Н.Тюлин, Б.М.Теплов, М.В.Блинова, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Ю.Б.Алиев, З.Рикявичус, Л.Комес и др.
Направления, отрасли музыкальной психологии
Опираясь на знаменитую «триаду» Б.В.Асафьева: композитор-исполнитель-слушатель, можно выделить следующие основные направления, отрасли музыкальной психологии: творчества, исполнительства, восприятия, а также продолжить их в этом направлении: образования, музыкознания, просветительства, технического, функционального, психотерапевтического направлений.
Психология музыкального творчества. В основном, это касается деятельности композиторов, которая связана с воображением, фантазией, в итоге – рождением новых произведений музыкального искусства. П.И.Чайковский об этом процессе, о вдохновении, которое появляется в этот момент, говорил: «…когда приходит вдохновение, становишься просто ненормальным. Одна мысль погоняет другую. Не успеваешь записывать ноты. Рождаются все новые и новые музыкальные образы, это необъяснимое чувство вдохновения». Помимо кропотливой нотной записи композитору необходимо верно представлять того исполнителя, который точно донесет его произведение до слушателя.
Исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателем. Различия в музыкально-исполнительском искусстве связаны как со спецификой инструмента, сольными и коллективными видами исполнительства, жанровыми и формообразующими особенностями музыкального произведения, так и в первую очередь творческой индивидуальностью, уровнем профессиональной подготовки и мастерства самого исполнителя. Важно для исполнителя тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя.
Психология музыкального восприятия. Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Так как без слушателя музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства. Как говорится, слушают музыку все, а слышат и воспринимают ее немногие.
Степень восприятия музыки при ее слушании адекватна, прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Полнота и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и о мастерстве композитора и исполнителя. Таким образом можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.
Психология музыкального обучения, образования, воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Помимо традиционных, – определения и проверки музыкального слуха, памяти, чувства ритма, – в музыкальной психологии разработаны тесты: определение музыкальных задатков, одаренности, способностей, разучивания и работы над произведением, подготовки к концертному выступлению, взаимоотношения педагога с учеником и концертным коллективом и др. (Тесты прилагаются)
Из истории мы знаем, что многие выдающиеся музыканты своими успехами обязаны в первую очередь своим учителям, давшим им в руки ключ для постижения глубин музыкального искусства. И весь этот богатейший опыт передается из поколения в поколение, постоянно, развиваясь и обогащаясь. На Востоке мы знаем уникальный пример «школы устозов», когда «шогирд» /ученик/ не только учился у учителя, но и проживал в его доме, постигая глубины музыкального искусства в единстве с бытовой, жизненной психологией. А затем, когда ученик достигал определенного уровня зрелости, сам организовывал подобные «школы устозов». Эти школы часто объединялись в большие корпорации, которые проводили общественные мероприятия, праздники и т.д.
Психология музыкального обучения и воспитания изучается в двух основных направлениях: в русле специального музыкального образования и общего музыкального воспитания.
Психология музыкознания, музыкальной пропаганды и просветительства. Музыковедческая научная и просветительская деятельность направлена на изучение и пропаганду музыкального искусства. Исследователи – историки и теоретики, критики, лекторы-пропагандисты, просветители изучают, анализируют, обогащают, развивают науку о музыке и проводят культурно-просветительскую работу с массовой аудиторией в клубах, парках, домах отдыха, радио, телевидении, прессе и т.д.
Опираясь на прочный научный фундамент, музыкальное исполнительство и творчество совершенствуют свое искусство. А музыкальное просветительство помогает приобщиться слушательской аудитории к этому искусству, к мировым ценностям и достижениям музыкальной культуры. Важное место в музыкальной психологии отводится изучению интеллектуальной, мыслительной деятельности музыковеда и психологическим особенностям взаимосвязи композитора, исполнителя, слушателя, как единого целого музыкального искусства.
Психология технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства. Это еще один вид деятельности, без которого не мыслимо современное музыкальное искусство. Специалисты в области технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства, помимо специальных технических знаний должны иметь музыкальное образование и соответствующие знания, умения, навыки, необходимые при настройке, ремонте и изготовления музыкальных инструментов, в работе с записывающей и воспроизводящей музыку аппаратурой, постановкой и режиссурой музыкальных спектаклей, концертов, теле радиопередач и др… Современное музыкальное искусство все больше опирается на технику. И это совершенно иная психология, связанная как с технической, так и с творческой, исполнительской и слушательской деятельностью, сочетающая в себе комплекс как технического, так и художественного мышления.
Психология функциональной музыки. Использование музыки в прикладных целях мы видим в так называемой функциональной музыке, с помощью которой осуществляется эстетическое наполнение повсе-дневного быта, и особенно, в сфере производства, где такого рода музыка обеспечивает оптимальный ритм трудовых процессов в целях повышения производительности труда. Использование музыки в трудовых процессах имеет свои закономерности, связанные с особенностями протекания нервно-психических процессов в течение рабочего дня. И в этом большое значение имеет подбор музыки, которая помогает решению производст-венных проблем: установление необходимого ритма трудового процесса, повышение производительности труда, снятие накопившегося утомления.
Психология музыкальной психотерапии. Специальное использо-вание музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психо-терапия, которая предлагает для этого музыку для слушания и творчества. У нас эта область музыкальной психологии почти не исследована, ибо требует серьезных знаний как в области медицины, так и в области музыки.
Однако, в трудах великого ученого средневековья Востока Ибн-Сины мы находим важные исследовательские шаги в этой области. Возможность музыки влиять на здоровье, эмоциональное состояние человека, катарси-ческий эффект глубокого музыкального переживания в процессе его восприятия и исполнения – благодатная почва для научных исследований и в медицине, и в музыке.
Основные вопросы в этой проблеме: Что представляет собой личность музыканта? Каковы его отличительные черты? Какие качества надо в себе развивать, чтобы стать хорошим музыкантом и педагогом?
Все великие музыканты говорят, что это та личность, которая дарит людям красоту, надежду, возвышает и облагораживает душу, делает их чище, и прекрасней. В первую очередь, эта личность должна обладать музыкальностью. О музыкальности психолог и музыкант Б.М.Теплов говорил, что это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыки /форму, жанр, мелодию, ритм, лад, тембр, динамику и др./.
Особенности личности и деятельности музыканта
Особенность личности мастеров искусства обычно связывается с пятью «т». Это – талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность. Немаловажное значение в этом играет – музыкальная одаренность и всесторонний талант музыканта. Так, например, юный Моцарт, прослушав в Ватикане всего два раза сложное хоровое произведение / «Мизерере» итальянского композитора Григорио Аллегри/, через два дня вручил написанную по памяти рукопись партитуры Папе Римскому.
Знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини почти весь свой репертуар дирижировал наизусть. При этом он помнил произведения, выученные им десятки лет назад. Ференц Лист мог выучить сложное произведение по пути на концерт, сидя в карете и внимательно изучая это произведение глазами. Все эти примеры связаны с такой психологической особенностью личности, как музыкальная память.
Личность большого музыканта всегда разносторонняя. Этому служит пример ученых-энциклопедистов Среднего Востока, одинаково разбиравшихся и в науке, и в искусстве. Так, например, в музыкальном искусстве Фараби был и теоретиком и блестящим исполнителем на музыкальных инструментах. Своей игрой он мог заставлять людей плакать, смеяться и даже погружать их в крепкий сон.
О разносторонности личности музыканта немецкий дирижер Бруно Вальтер говорил: «Только музыкант – это всегда лишь полумузыкант».
О трудолюбии музыканта П.И.Чайковский говорил: «Нужны, прежде всего труд, труд и труд… Я каждое утро сажусь и работаю до тех пор, пока что-нибудь не выходит».
Знаменитый пианист и педагог М.Клементи занимался по восемь, а иногда по двенадцать и даже четырнадцать часов в день.
С.В.Рахманинов в зрелом возрасте очень жалел, что в молодости, когда у него было здоровье, «он отличался исключительной ленью», а теперь, когда здоровье стало слабеть, он только и думал, что о работе.
О главной цели личности музыканта Ф.Лист говорил своим ученикам: «Если ты хочешь быть значительным музыкантом, то ты должен постараться стать значительным человеком».