Что такое музыкальная прелюдия
Прелюдия (музыка)
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
История
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.
Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.
Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).
Что такое музыкальная прелюдия
Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prèlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel, — род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многоголосную музыку.
Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, которое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов.
Прелюдии не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизационное начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих прелюдий — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во французской опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром.
В 18 в. прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в котором обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в прелюдии противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад прелюдии — всецело полифоническому в фуге. Одновременно Бах утвердил тип большого цикла прелюдий и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»).
В 19-20 вв. создавались как малые «парные» циклы прелюдии и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла («Прелюд, хорал и фуга» для фортепиано Франка), так и большие циклы прелюдий и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности («24 прелюдии и фуги» для фортепиано Шостаковича, Щедрина).
Возник и тип цикла одних только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Прелюдии создавались и в виде отдельных пьес, главным образом для фортепиано, а также в качестве оркестровых вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).
Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыка, в которой воплощается настроение. Прелюдии
Слово «прелюдия» в переводе означает «вступление». Сначала этим термином обозначали небольшой вступительный раздел перед главным изложением музыкального произведения. В XIX веке так стали называть маленькую самостоятельную пьесу, в которой воплощается настроение. Разнообразны прелюдии не только по содержанию (меланхоличные, певучие, бурно-стремительные, сосредоточенные, светлые, жизнерадостные), но и по форме. Несмотря на миниатюрность некоторых прелюдий, Ля-мажор, до-минор, эти произведения завершенные и совершенные. Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель. Прелюдии и фуги писал И. С. Бах, они более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию, Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги.
Бах. Прелюдия и фуга ми бимоль минор.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения.
Шопен. Прелюдия №4 in E minor/
Шопен первый кто создал цикл из 24 прелюдий. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях.
Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами». В дальнейшем к жанру прелюдии обращались выдающиеся композиторы XIX и XX веков: Рахманинов и Лядов, Скрябин и Дебюсси.
Рахманинов. Прелюдия in G minor.
Шопен. Raindrop Prelude.
Рахманинов. Прелюдия №2 оп.3
Лядов. Прелюдия №1 оп.57.
Прелюдия №7 Ля-мажор – настоящая жемчужина среди фортепианных миниатюр, написанных в форме периода. В прелюдии всего 16 тактов, но музыкальный образ воплощен ярко и законченно. Светлый, мечтательный характер музыки соединяется с танцевальным ритмом мазурки.
Шопен. Прелюдия №7 оп28.
Бах. Прелюдия и фуга №12. Орган
Текст из разных источников.
Процитировано 36 раз
Понравилось: 44 пользователям
Прелюдия
Словом «прелюдия» часто обозначают некое предварительное действие или высказывание, предшествующее чем-либо более значительному. Между тем, это не что иное, как музыкальный термин. Жанр, обозначаемый им, прошел долгий путь развития, и современные композиторы продолжают обращаться к нему.
Название «прелюдия» происходит от латинского слова «ludus», что значит – «игра», и предлога «pre-» («перед»). Иными словами, прелюдия – это то, что играют перед чем-то. Зарождение жанра прелюдии произошло в эпоху Возрождения – в то время набирала силу инструментальная музыка, постепенно обособляющаяся от пения и танца. Любимым инструментом той эпохи была лютня, и в центре внимания публики очень часто оказывались лютнисты. Чтобы не ударить в грязь лицом, музыканту нужно было перед началом игры проверить строй инструмента, приспособиться к акустике помещения, а поскольку делать это зачастую приходилось непосредственно в присутствии слушателей, музыканты не просто «пробовали звук», а придавали такой пробной предварительной игре вид небольшой пьесы, которую либо импровизировали, либо заранее сочиняли – вот это и были первые прелюдии.
Со временем прелюдии утратили свое утилитарное значение, но сохранили роль вступления к более крупному сочинению. Создавали их не только для лютни, но и для клавишных инструментов, органа и даже для ансамблей различного состава. В частности, во Франции со времен Луи Куперена сложилась традиция предварять прелюдиями части сюит для клавесина. Особенностью этих прелюдий было отсутствие обозначения длительностей – этот момент композиторы оставляли на усмотрение исполнителя. Подобные прелюдии создавали многие французские композиторы вплоть до первой половины XVIII столетия.
Говоря о жанре прелюдии, нельзя не упомянуть об Иоганне Себастьяне Бахе. Именно в творчестве этого композитора сложился двухчастный цикл, состоящий из прелюдии и фуги. Части такого небольшого цикла сопоставляются по принципу контраста: в прелюдии преобладает гомофонный склад – фуга полифонична, прелюдия относительно свободна – фуга строго упорядочена. Баху принадлежит еще одно важное нововведение – его «Хорошо темперированный клавир» стал первым циклом, объединяющим прелюдии и фуги во всех тональностях.
Начинания Баха не сразу получили продолжение в творчестве других композиторов. В эпоху классицизма жанр прелюдии утрачивает популярность – ведь прелюдии, зародившиеся из импровизаций, были в первую очередь сольными произведениями, а в эпоху классицизма на первый план выдвигается оркестр, и даже в сольных жанрах, развивавшихся в то время (например, сонате), можно усмотреть черты, проистекающие из практики оркестрового музицирования.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Многие задают вопрос, что такое прелюдия. В первый раз услышав слово «прелюдия», особенно в детском возрасте, понимают его как “при людях”. И писать часто пытаются через «и».
Прелюдия как импровизация перед фугой
Импровизация долгое время считалась нормой при исполнении музыки. Причем это касалось не только органной музыки, но и музыкальных произведений для лютни и клавесина. Однако в середине XVIII столетия время прелюдирования подошло к концу. Началась эпоха, когда музыка начала звучать не только в соборах и камерных гостиных. Она переместилась в огромные залы со светским многолюдьем. Здесь исполнителем музыкальных произведений стал оркестр.
Закат прелюдии при классицизме
Революция Шопена
Так продолжалось вплоть до начала XIX века. Тогда думалось, что жанр прелюдии навсегда ушел из музыкальной жизни. Однако в это время оказалось, что стиль классицизма, почти отменивший сложную полифонию и сопутствующее ей прелюдирование, исчерпал себя. Началось новое время – эпоха романтизма с присущим ей стилем барокко.
«Второе рождение» жанр пережил благодаря молодому Фредерику Шопену. При Шопене понимание того, что такое прелюдия, изменилось. Именно он в своем творчестве смог раскрыть неисчерпаемость выразительных возможностей фортепианной миниатюры.
Шопен испытывал тягу к естественности чувств и романтически, одухотворенно воспринимал природу и пейзаж. Видимо он вспомнил как хорошо старые мастера умели передавать все оттенки настроений в своих прелюдиях. Они могли быть как нежными и созерцательными, так и бурными и неистовыми. Это в будущем ярко проявилось в творчестве Шопена.
Шопеновской музыке присущи богатство переживаний, неожиданность оттенков, эмоций и целостность образов, запечатленных в них. Все прелюдии Шопена настолько совершенны, что до сих пор являются образцом для подражания.
Поскольку эти музыкальные произведения так малы, музыканты часто объединяют их в циклы. Создаются они для скрипки, фортепиано, ансамблей, оркестра.
Продолжатели
В XX веке великий знаток полифонии Д. Д. Шостакович вернулся к баховским традициям, создав цикл, состоявший из 24 музыкальных пьес.