Что такое муниципальная практика
Что такое муниципальная практика
Код для вставки в блог
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика»
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика»
В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» (утверждено постановлением Правительства от 18 августа 2016 года №815, далее – Конкурс), Конкурс проводится ежегодно (начиная с 2017 года) в целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
В конкурсе вправе участвовать городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения.
Победители конкурса награждаются дипломами Правительства России. Бюджетам субъектов Федерации, в которых расположены муниципальные образования – победители конкурса, будут предоставляться межбюджетные трансферты из федерального бюджета для направления их местным бюджетам на премирование победителей конкурса.
С 2010 по 2016 год в целях повышения активности органов местного самоуправления муниципальных образований, изучения и распространения положительного опыта по развитию жилищно-коммунального хозяйства и повышению благоустроенности муниципальных образований в соответствии с постановлением Правительства от 28 августа 2009 года №707 проводился Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России».
Что такое муниципальная практика
от 18 августа 2016 года N 815
О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
(с изменениями на 15 апреля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 649 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2017, N 0001201705310023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года N 1424 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2017, N 0001201711280015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 года N 1701 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2019, N 0001201912190010) (вступило в силу с 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 786 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2020, N 0001202006010011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2211 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2020, N 0001202012240020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года N 599 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.04.2021, N 0001202104190009).
Правительство Российской Федерации
2. Установить, что реализация функций, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 декабря 2016 года соответствующие форму конкурсных заявок муниципальных образований и методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований.
6. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
принять участие в организации и проведении конкурса в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением;
содействовать распространению среди муниципальных образований информации о конкурсе и примерах лучшей практики деятельности органов местного самоуправления.
7. Признать утратившими силу:
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2016 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 августа 2016 года N 815
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
(с изменениями на 15 апреля 2021 года)
а) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;
б) муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;
в) обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;
г) укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;
д) модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»).
4. В конкурсе вправе участвовать муниципальные округа, городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения, распределяемые по следующим категориям участников конкурса:
5. Региональный этап конкурса проводится в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях выявления и отбора примеров лучшей муниципальной практики в каждом из субъектов Российской Федерации для последующего проведения федерального этапа конкурса.
6. Конкурсная заявка муниципального образования может быть отклонена на любом этапе конкурса в случае ее представления с нарушением установленных сроков, оформления с нарушением требований, некомплектности, а также указания в ней недостоверных и (или) недействительных сведений. Определение недостоверности и (или) недействительности сведений, указанных в заявке, осуществляется на основе выявления несоответствия таких сведений друг другу, значительных неточностей и погрешностей в вычислениях, несоответствия данным государственной статистики или иным официальным данным, а также на основе экспертных мнений не менее чем одной трети членов соответствующей подкомиссии комиссии.
7. Комиссия или ее подкомиссии определяют количество конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых в комиссию от каждого субъекта Российской Федерации по каждой номинации конкурса и категории участников конкурса, которые предусмотрены пунктами 3 и 4 настоящего Положения.
8. В комиссию могут быть представлены конкурсные заявки муниципальных образований, не ставших победителями регионального этапа конкурса либо не участвовавших в нем, но практика деятельности органов местного самоуправления которых исходя из рекомендации Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)» или Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» может быть признана лучшей в субъекте Российской Федерации. В этом случае каждая из указанных организаций вправе представить в комиссию не позднее 1 сентября не более 1 конкурсной заявки муниципального образования от субъекта Российской Федерации по каждой номинации конкурса.
9. Методика оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форма конкурсной заявки муниципального образования утверждаются по следующим номинациям конкурса:
10. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением между ними номинаций конкурса образуют для проведения федерального этапа конкурса подкомиссии комиссии, которые:
а) осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии;
б) осуществляют прием и рассмотрение конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых в комиссию;
в) информируют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения конкурса;
г) запрашивают информацию и получают пояснения по представленным конкурсным заявкам муниципальных образований;
д) вносят предложения по определению победителей конкурса по номинациям конкурса.
11. Основными функциями комиссии являются:
а) определение победителей конкурса;
б) утверждение составов своих подкомиссий и положений о них;
в) одобрение в целом проекта методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований по каждой номинации конкурса;
г) решение иных вопросов организации и проведения конкурса.
11_1. Проект методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований по каждой номинации конкурса, а также предложения о внесении в нее изменений, имеющих принципиальный характер, до представления в комиссию подлежат направлению на экспертное рассмотрение в автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которое осуществляется в течение 30 дней со дня их поступления.
Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением между ними номинаций конкурса обеспечивают учет замечаний, представленных автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» к проекту методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований либо к предложениям о внесении в нее изменений. Неучтенные замечания, представленные указанной организацией к проекту методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований либо к предложениям о внесении в нее изменений, рассматриваются комиссией.
12. Председателем комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий в соответствии с распределением обязанностей реализацию государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципальных образований.
Состав комиссии формируется с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)», Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» и иных заинтересованных организаций. Указанные предложения должны содержать в том числе кандидатуры независимых экспертов. Количество представителей указанных федеральных органов исполнительной власти не может составлять более половины состава комиссии.
13. Решения комиссии по вопросам, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 11 и в пункте 20 настоящего Положения, принимаются исключительно на ее заседании, по остальным вопросам решения комиссии могут приниматься ее председателем.
14. Информация об организации и проведении конкурса, включая методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форму конкурсных заявок муниципальных образований, размещается на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, в сети Интернет и предоставляется Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)» и Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» для обеспечения возможности размещения ими указанной информации на своих сайтах в сети «Интернет».
Что такое муниципальная практика
Постановление от 18 августа 2016 года №815. Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика» будет проводиться ежегодно начиная с 2017 года. В конкурсе будут принимать участие городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения. Конкурс поможет обобщать и распространять наиболее успешный опыт муниципального управления, будет создавать дополнительные стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований.
Документ
Постановление от 18 августа 2016 года №815
Внесено Минюстом России.
В настоящее время многие органы местного самоуправления имеют успешный опыт решения отраслевых вопросов местного значения, повышения эффективности и качества муниципального управления на основе внедрения новых управленческих технологий, развития диалога с общественностью и поддержки гражданских инициатив.
В целях организации системной работы по выявлению, обобщению и распространению успешного опыта муниципального управления подписанным постановлением принято решение о проведении начиная с 2017 года ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» (далее – конкурс). В конкурсе будут принимать участие городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения.
Комментарий
Конкурс будет проводиться по номинациям, отражающим организацию муниципального управления и практику решения вопросов местного значения в следующих сферах:
— градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;
— муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;
— обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к участию в местном самоуправлении в других формах.
Конкурс будет проходить в два этапа: на региональном и федеральном уровнях. Результаты отбора победителей регионального этапа конкурса будут представляться в федеральную конкурсную комиссию, которая будет определять победителей конкурса с учётом методик оценки конкурсных заявок муниципальных образований соответственно номинациям.
Победителей конкурса будут награждать дипломами Правительства России. Бюджетам субъектов Федерации, в которых расположены муниципальные образования – победители конкурса, будут предоставляться межбюджетные трансферты из федерального бюджета для направления их местным бюджетам на премирование победителей конкурса.
По итогам конкурса Минстрой, Минэкономразвития, Минюст России будут публиковать информацию о лучшей муниципальной практике в конкретных номинациях.
Ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» обеспечит возможность обобщения и распространения наиболее успешного опыта муниципального управления, создаст дополнительные стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований.
Что такое муниципальная практика
Лучшие муниципальные практики
(размещено 17.11 2021)
(размещено 09.11 2021)
Практики реализации национальных проектов в муниципальных образованиях Самарской области в 2020 году. Положительный опыт в Самарской области. Опубликовано на официальном сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области».
Сборник муниципальных практик в сфере туризма в 2020 году. Подготовлен Ассоциацией «Совет муниципальных образований Белгородской области»
Сборник лучших муниципальных практик в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» по итогам Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» 2018 года
Сборник лучших муниципальных практик по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», подготовленный Минэкономразвития России и Минфином России по итогам проведения Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2018 году
Сборник лучших муниципальных практик, подготовленный Минюстом России по итогам проведения Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2018 году
Примеры решения проблем малых городов и исторических поселений:
Народное финансирование (краудфандинг):
Материалы Ассоциации «Совет муниципальных образований Новосибирской области»:
Материалы Центра государственно-частного партнерства:
Что такое муниципальная практика
8 октября вице-премьер Марат Хуснуллин по видеосвязи назвал победителей пятого ежегодного конкурса «Лучшая муниципальная практика». В этом году в конкурсе впервые могли принимать участие муниципальные округа, а количество призовых мест по предложению президента Общероссийского конгресса муниципальных образований Виктора Кидяева было увеличено до пяти в каждый номинации.
«Активное участие муниципалитетов свидетельствует о стремлении заявить о себе, делиться своими уникальными наработками и успешными практиками. Мы видим, что количество заявок на участие с 2017 года увеличилось более чем в два раза. Например, номинация “Умный город” прибавила почти 60% к количеству заявок прошлого года, а это значит, что процесс цифровизации городского хозяйства становится всё более востребованным, в том числе в сельских поселениях», – отметил Марат Хуснуллин.
По итогам конкурса были определены 50 победителей из 36 регионов России. Ряд регионов завоевал несколько наград. Так, например, по две награды завоевали 10 регионов: Чеченская, Чувашская республики, Республика Северная Осетия – Алания, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Калужская, Липецкая, Оренбургская и Саратовская области.
Марат Хуснуллин поручил Минэкономразвития внести проект распоряжения Правительства о выделении средств на премирование победителей конкурса до 20 октября 2021 года, а также обратился с предложением к Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления определить время и место проведения торжественной церемонии вручения дипломов Правительства победителям конкурса.
Размер присуждаемых муниципальным образованиям премий в этом году составляет:
I категория: 1-e место – 50 млн рублей, 2-e место – 40 млн рублей, 3-e место – 30 млн рублей, 4-е место – 20 млн рублей, 5-е место – 10 млн рублей;
II категория: 1-е место – 20 млн рублей, 2-е место – 15 млн рублей, 3-е место – 7 млн рублей, 4-е место – 5 млн рублей, 5-е место – 3 млн рублей.
Призовые деньги предоставляются в виде дотаций бюджетам регионов на премирование муниципальных образований – победителей конкурса.
Конкурс был впервые проведён в 2017 году, и за это время в нём приняли участие более 3,7 тыс. муниципальных образований (3730), или каждый пятый муниципалитет в стране (за исключением муниципальных районов и внутригородских муниципалитетов столичных городов).
По решению Президента Российской Федерации Владимира Путина начиная с 2020 года призовой фонд конкурса был увеличен в 25 раз – до 1 млрд рублей. Был расширен перечень конкурсных номинаций.
В этом году федеральным координатором конкурса выступило Министерство экономического развития. По поручению вице-премьера будет сформирован, размещён на официальных сайтах и направлен в регионы сборник лучших муниципальных практик.
Для определения победителя в номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (“умный город”)» было рассмотрено 95 заявок из 39 субъектов Российской Федерации.
Победители по I категории:
1-е место – г. Калуга
2-е место – г. Казань
3-е место – г. Великий Новгород
4-е место – г. Жуковский Московской области
5-е место – г. Мурманск
Победители по II категории:
1-е место – Стригуновское сельское поселение Белгородской области
2-е место – Пахомовское сельское поселение Орловской области
3-е место – Вознесенское сельское поселение Краснодарского края
4-е место – Пашское сельское поселение Ленинградской области
5-е место – Долгодеревенское сельское поселение Челябинской области
Для определения победителя в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» было рассмотрено 262 конкурсные заявки.
Победители по I категории:
1-е место – городское поселение Курганинское Краснодарского края
2-е место – городское поселение Апастово Республики Татарстан
3-е место – г. Аргун Чеченской Республики
4-е место – г. Липецк
5-е место – г. Южно-Сахалинск
Победители по II категории:
1-е место – сельское поселение Березовикское Новгородской области
2-е место – сельское поселение Красногорское Удмуртской Республики
3-е место – сельское поселение Озерновское Ивановской области
4-е место – посёлок Боровский Тюменской области
5-е место – сельское поселение Знаменское Саратовской области
Для определения победителя в номинации «Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» было рассмотрено 219 заявок из 58 регионов.
Победители по I категории:
1-е место – г. Чистополь Республики Татарстан
2-е место – г. Таруса Калужской области.
3-е место – Темниковское городское поселение Республики Мордовия
4-е место – Левокумский муниципальный округ Ставропольского края
5-е место – посёлок Пятницкое Белгородской области
Победители по II категории:
1-е место – Сугайкасинское сельское поселение Чувашской Республики
2-е место – Бердяшский сельсовет Республики Башкортостан
3-е место – Ногирское сельское поселение Республики Северная Осетия – Алания
4-е место – Спешневское сельское поселение Ульяновской области
5-е место – сельское поселение Хуртагинское Республики Бурятия
Для определения победителей в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» было рассмотрено 192 заявки из 62 субъектов Российской Федерации.
Победители по I категории:
1-е место – г. Череповец Вологодской области
2-е место – г. Дзержинск Нижегородской области
3-е место – г. Чаплыгин Липецкой области
4-е место – г. Железноводск Ставропольского края
5-е место – г. Аткарск Саратовской области
Победители по II категории:
1-е место – Михайловское сельское поселение Чувашской Республики
2-е место – Ташлинский сельсовет Оренбургской области
3-е место – поселение Солнечный Ханты-Мансийского АО
4-е место – Пригородный сельсовет Оренбургской области
5-е место – Мелиховское сельское поселение Ростовской области
Для определения победителей в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия и реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» рассмотрены 263 заявки из 66 регионов Российской Федерации.
Победители по I категории:
1-е место – г. Верхняя Пышма Свердловской области
2-е место – г. Новомосковск Тульской области
3-е место – Парфинское городское поселение Новгородской области
4-е место – г. Самара
5-е место – г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
Победители по II категории:
1-е место – Иранское сельское поселение Республики Северная Осетия – Алания
2-е место – Полётненское сельское поселение Хабаровского края
3-е место – Лобановское сельское поселение Пермского края
4-е место – сельское поселение Визинга Республики Коми
5-е место – Бенойское сельское поселение Чеченской Республики