Что такое муар в фотографии
Что такое муар и искажение цветов?
Данный эффект возникает, когда изображение объекта со многими деталями, например, линиями, накладывается на узор размещения пикселей на матрице.
Как следствие, его чаще всего можно наблюдать на детальных высококонтрастных изображениях узоров. Обычно он появляется при съёмке тканей, волос, или сюжетов, содержащих повторяющиеся детали, например, выраженные вертикальные линии в архитектуре.
Как видно на картинке, при наложении двух узоров друг на друга и образуется муар.
Что такое искажения цветов?
Этот термин используется для обозначения тех цветов на цифровом изображении, которые отличаются от реальных цветов объекта. Свет, исходящий от объекта, регистрируется не на всех цветных датчиках RGB, что и приводит к изменению сохранённых цветов. На цифровых изображениях муар и искажения цветов обычно появляются вместе.
На приведённом выше изображении U-образный узор на отделанной шифером стене возник в результате муара. Кроме того, на изображении наблюдаются участки красного цвета, которые стали следствием искажения цветов.
Во многих цифровых фотокамерах для уменьшения эффекта наложения узоров и искажения цветов используется оптический низкочастотный фильтр.
Если понять суть подобных эффектов, а также причины их появления, эти проблемы можно свести к минимуму во время съёмки или редактирования.
1. Измените угол съёмки и расстояние между фотокамерой и объектом.
Поскольку на эффекты искажения влияет угол, при котором ведётся съемка, а также расстояние между фотоаппаратом и объектом съёмки, малейшие изменения могут устранить или уменьшить эти недостатки. Подвигайте фотокамерой влево-вправо, вверх или вниз, либо подойдите чуть ближе или отойдите подальше.
2. Измените точку фокусировки.
Причины возникновения муара и искажения цветов — очень резкая фокусировка и высокая детализация рисунков. Если вручную отрегулировать объектив и установить фокусировку немного перед или за точкой фокусировки, можно избежать таких эффектов.
3. Измените фокусное расстояние, использовав другой объектив.
4. Уменьшите значения диафрагмы объектива.
График MTF со значениями разрешения для объективов с разными значениями диафрагмы.
Оптимальное разрешение для каждого объектива обеспечивается при определённом значении диафрагмы (на графике это f/8). Оптимальное разрешение обычно достигается при установке значения диафрагмы на 2–3 ступени ниже максимальной.
Чрезмерное закрытие диафрагмы (за пределами оптимального разрешения) приведёт к возникновению дифракции. При этом разрешение уменьшится незначительно, однако одновременно уменьшатся и эффекты искажения.
Чтобы проверить, есть ли на снимке подобные явления, лучше всего просматривать изображения на экране компьютера в полный размер (100 %). При уменьшении снимков могут образовываться ложные муар и искажение цветов, создаваемые рисунком на трубке (или панели) монитора.
Такие эффекты могут появляться на изображениях со всех цифровых фотокамер и сканеров, но вероятность их появления выше на снимках с цифровых зеркальных фотокамер, поскольку в этом случае объектив, матрица и программное обеспечение разработаны для получения максимально резкого и точного изображения.
Возможно, искажение не удастся устранить, но его можно уменьшить, если знать, при каких обстоятельствах возникает данная проблема, и как её устранить.
Как первая, так и вторая статьи взяты с сайта nikoneurope-ru.custhelp.com.
В комментариях делитесь своим опытом и задавайте вопросы. И не забывайте добавлять нас в друзья.
Муар и его проявления
Вы наверняка замечали на некоторых фотографиях, особенно при просмотре на дисплее компьютера, интересные особенности, в виде так называемой «ложной детализации». Обычно проявления ложной детализации имеют место из-за ошибок в графической программе, но в основном причина кроется в качестве самого изображения. При этом избавиться от таких дефектов порой не под силу даже хорошо подготовленному пользователю Фотошопа.
Итак, о чём конкретно идёт речь?
Это явление называется «муар». Он вызывается третьим узором, который в свою очередь проявляется накладыванием двух немного отличающихся друг от друга изображений. Например, первый принадлежит определённому объекту (черепица крыш и т.д.), тогда как второй является рисунком на датчике или экране ПК.
Что можно сделать в такой ситуации? Перед вами – одна из самых серьёзных технических проблем в цифровой фотографии. Правда, муар экрана не деформирует окончательную картинку. А муар сцены – вообще довольно редкое явление, его влияние на цифровой снимок незначительно, при этом его всегда можно нейтрализовать графическим ПО.
Муар экрана
Подобного рода «полосатость» (отмечена указателем) появляется при незначительном масштабировании картинки на экране, но вы можете не беспокоиться: на качество печати и копирование снимков муар экрана никак не влияет.
Муар сцены
Ещё одно проявление муара – ложные изображения, проявившиеся вследствие взаимодействия черепичной кладки крыши и сенсора камеры. Такой дефект неустраним, но к счастью, встречается он очень редко и хорошо заметен лишь при значительном увеличении картинки.
На оригинальной фотографии видно, что на небольших снимках муар практически незаметен.
«Выжженные» и светлые фрагменты
На некоторых фотографиях, яркие области выходят белыми или почти белыми, что значительно снижает детализацию и цветовые характеристики объекта. На этом снимке запечатлён храм Ангкор Уот, время – знойный тропический полдень, палящее солнце освещает гладкие камни, что в комплексе с контрастными глубокими тенями храма затрудняют задачу фотографа получить качественный снимок. Тем не менее, если подойти к построению композиции продуманно, ситуацию можно спасти.
Дело в том, что в некоторых случаях яркостный диапазон слишком велик для плёнки или сенсора, что и приводит к значительному затемнению теневых зон сцены и «выжженности» освещённых.
Во избежание вышеописанных недочётов, не фотографируйте в ярких, контрастных условиях, условно говоря — в полдень. Если же этого времени суток не избежать, постарайтесь чтобы в кадр попало как можно меньше светлых пятен. Потрудитесь также и над созданием такой композиции, которая не будет зависеть от трудноуловимых оттенков цвета и форм объектов.
Полосы, точки, цветные узоры… — и только 1 (один) способ избавиться от «муара» на фотографиях
Муаровые узоры на фото: отчего возникают и как избежать
Немало фотографов, да и просто людей у которых возникла необходимость отсканировать, загрузить или сделать фотографию, сталкивались с феноменом «муара» — узора, которого не должно быть на фотографиях, но который появляется на иллюстрациях и в загруженных в социальные сети картинках.
Как бороться с этим явлением и откуда оно появляется, объясняет дизайнер Мартин Вихари.
Откуда появляется на фото этот своеобразный узор?
Муар в виде полос, точек, цветных узоров возникает при съемке на фотокамеру (смартфон) таких объектов, как заборы и решетки, материалы с линиями и так далее, то есть предметов с определенным типом сечения. Также эффект можно увидеть и невооруженным взглядом, когда вы попытаетесь посмотреть, например, сквозь забор под определенным углом — звенья расходятся и синхронизируются друг с другом, создавая странный эффект:
Кроме того, его можно обнаружить и на фотоснимке белого экрана, на котором на фото внезапно появятся красные и зеленые узоры, которых на самом деле не существует.
Именно из-за муара ведущим и журналистам запрещается носить одежду с полосками:
В общем, по словам Вихари, муар возникает из-за сложного узора, созданного при наложении двух одинаковых узоров. Иногда муар входит в состав дизайна, но в фотографировании он будет только мешать.
Также фотографы и дизайнеры встречаются с явлением муара при работе над сохранением фотографий, содержащихся в старых книгах и газетных статьях, в виде оцифрованных данных. Например, если вы отсканируете следующую черно-белую фотографию с помощью сканера:
то получите примерно следующий результат:
Таким образом появляется точечный узор, которого на самом деле не существует. Кроме того, если вы уменьшите отсканированную фотографию, в зависимости от увеличения также появятся разные узоры-артефакты. На фотографии ниже видно, как появляются разные узоры при уменьшении масштаба:
По словам Мартина, муар также возникает из-за того, что исходная фотография превращается в набор маленьких черно-белых точек при печати в книге или газете.
Естественный минус такого подхода — доступны не все фото-оригиналы, да и не каждый, даже известный фотограф сможет получить доступ к существующим оригинальным фото.
Как избавиться от муара более продуктивным способом?
Поэтому ничего не остается, кроме как переводить в цифру напечатанную фотографию. А чтобы исключить проявление муара, для фотографии нужно будет применять некоторую компьютерную обработку.
«Все руководства по демуару советуют вам после этого применить фильтр повышения резкости, чтобы компенсировать это, но это похоже на разогрев холодной пиццы. Вы никогда не вернетесь туда, где были раньше, как бы вы ни старались», — говорит Мартин Вихари.
Поэтому Вихари спросил метод удаления муара в социальных сетях. Первоначально он предположил, что потребуется сложная компьютерная обработка, такая как машинное обучение. Однако получил ответ от фотографа и нейробиолога Брайана Уильяма Джонса, в котором говорилось: «Никакого машинного обучения не требуется. Все, что вам нужно, — это быстрое преобразование Фурье ».
Быстрое преобразование Фурье, если говорить более-менее простыми словами, — это «алгоритм разделения волн с перекрытием разных частот для каждой частоты». В качестве всем знакомого примера он используется в эквалайзере, который регулирует выходной сигнал для каждой частоты во время воспроизведения звука.
По словам Вихари, когда фотография представлена как своего рода форма волны, муар может быть представлен как волна с периодичностью. Поэтому он решил использовать метод «отделения муаровой части от формы волны фотографии с помощью быстрого преобразования Фурье и устранения муара путем его удаления».
Когда алгоритм быстрого преобразования Фурье был применен к рассматриваемой фотографии (фото слева) с помощью программного обеспечения для обработки изображений Fiji (как говорит автор материала — мощного средства обработки изображений), был получен такой белый узор (справа), который показывает нежелательную «узорность» на фото.
В итоге Вихари успешно удалил муар, убрав белый узор, выявленный при помощи быстрого преобразования Фурье, и выполнив обратное его преобразование.
На изображении ниже вы можете сравнить разницу до сканирования (слева) и после удаления муара (справа):
А здесь видна разница с методом размытия (фото слева) и преобразованием Фурье (справа):
Разница видна невооруженным взглядом даже непрофессионалу.
Что такое муар в фотографии
Как известно, подавляющее число зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов ориентированы, в первую очередь, на съемку фото. И оптический фильтр низких частот на них настроен таким образом, чтобы подавлять муар на статических изображениях.
Но вот во время съемки видео на фотоаппарат, муар и алиасинг вылазят во всей красе. Это связано с тем, что число мегапикселей на матрице фотоаппарата значительно превышает число пикселей, необходимых для видеосъемки в формате FullHD (1920*1080 = 2 073 600), т.е. около 2 мегапикселей.
В некоторых фотоаппаратах (например в Canon 5D Mark III) процессор изображения борется с муаром и алиасингом путем экстраполирования полученной с соседних областей информации на пропущенные области, попросту «размазывая изображение». В результате, страдает реальная резкость изображения, несмотря на то, что фотоаппарат также пытается повысить контурную резкость по известным ему алгоритмам.
Как выглядит муар и алиасинг на изображении?
Недавно мы снимали мероприятие, и использовали в том числе и фотоаппарат Canon 6D, который не может похвастаться своей антимуарной фильтрацией. При одном взгляде на костюм ведущего, я уже понял, что у нас будут проблемы).
Вот некоторые фрагменты кадров с пиджаком ведущего:
А вот еще как это может выглядеть (обратите внимание на провода):
Муар в фотографии тоже имеет место, но проявляется на гораздо более мелких текстурах:
Поэтому, если у вас постановочная съемка, на которой вы можете полностью управлять процессом, избегайте объектов и одежды с мелкой текстурой, либо снимайте не на DSLR, а на цифровые кинокамеры, где размер сенсора и процессор оптимизированы для подавления муара и алиасинга.
Как удалить муар на фотографии
Автор: Fimpuls.ru · Опубликовано 28.12.2017 · Обновлено 31.10.2018
Речь сегодня пойдёт об очень редком явлении, как муар на фотографии. Муар – это волнообразный рисунок, к примеру, на ткани он образуется из-за повторяющихся текстурных линий.
Подробнее об этом явлении расскажет Википедия, а мы в этой статье разберемся как убрать муар в фотошопе.
Как убрать муар в фотошопе?
Рассмотрим 2 способа.
Самый простой способ удаления муара
Наверно самый простой способ, который придёт в голову тому, кто столкнется с муаром.
Для наглядности смотрите видео:
И вот что получилось в итоге:
Искажений цветов теперь нет, но вот муар еще хорошо виден, можно сказать получилось 50 на 50.
Самый эффективный способ удаления мура
Автор этого способа, который опубликован в журнале для полиграфистов Publish в апреле 2006-го года, Александр Миловский. В данной статье под названием «Прощай муар!» много формул и теоретических аспектов, которые не всем нужны и понятны. Попробуем обойтись без них и шаг за шагом воспроизвести все этапы удаления мура.
Откроем изображение в Adobe Photoshop и перейдём в панель Channels (Каналы), чтобы увидеть какой из каналов наименее подвержен муару. В данном случае это канал Green (Зелёный). Вернемся в общий канал RGB и перейдем в панель Layers (Слои). Создадим две копии слоя Background (Фон). Переименуем их в CM1 и CM2, как показано на скриншоте ниже.
Выбираем слой CM1. Далее идем в Image-Adjustment-Channel Mixer. Ставим галочку “Monochrome”. Вспоминаем наименее поврежденный канал, в данном случае Green и ставим ему значение 100%. Другие каналы оставляем без изменений.
После того как мы применили обе команды, слои Layers должны выглядеть так.
Уменьшаем прозрачность слоя CM1 параметром Opacity (Прозрачность) на ноль и увеличиваем его до тех пор, пока муар зрительно не исчезнет. В данном случае Opasity получается 79%.
Находясь на слое CM1, сводим этот слой с предыдущим (правая кнопка мыши – Merge Down).
Теперь видим только два слоя – Background и CM2.
Выбираем слой CM2, идем в меню Image – Apply Image.
Вычитаем данный слой из оригинала операцией Subtract. Установим значения Scale=2, а Offset=128, как на изображении ниже.
Галочкой отмечены важные моменты.
Для слоя CM2 выбираем режим наложения Linear Light.
На том же слое CM2 применяем фильтр High Pass (Filter – Other – High Pass). Радиус выбираем наименьший, при котором полосы муара исчезнут.
Закрываем слой CM2 чёрной маской. Для этого нажимаем на пиктограмму Add Layer Mask в палитре Layers (Слои) с нажатой клавишей Alt.
И в маске прорисуем белой кистью в тех местах, где у нас виден муар.
Далее не забываем слить все слои и сохранить изображение.
Также весь процесс можно посмотреть на видео:
Статья получилась длинная, но на практике, все операции в Photoshop займут максимум минуты 4.
Данная фотография была взята примером, как самое критичное проявление муара, и как видно на картинке выше, узоры муара немного заметны. В любом другом случае, этот способ справится со своей задачей отлично.
И конечно здорово, что техника не стоит на месте, и проблемы муара встречаются все реже.