Что такое мобилизационное развертывание
РАЗВЕРТЫВАНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЕ ВС
Смотреть что такое «РАЗВЕРТЫВАНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЕ ВС» в других словарях:
РАЗВЕРТЫВАНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЕ — МОБИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ … Юридическая энциклопедия
МОБИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ — система мероприятий, проводимых с целью планомерного перевода вооруженных сил, учреждений на организацию и штатную численность военного времени. М.р. вооруженных сил является составной частью мобилизации и включает: перевод войск (сил) на… … Юридическая энциклопедия
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ — комплекс мероприятий по переводу вооруженных сил на военное положение, созданию группировок вооруженных сил для ведения войны и завершению непосредственной подготовки к войне. Включает: перевод вооруженных сил с мирного на военное положение… … Юридическая энциклопедия
жұмылдыра қанат жаю — (Мобилизационное развертывание) Қарулы Күштердің бейбіт уақыттағы ұйымдар мен штаттардан соғыс кезіндегі штаттар мен ұйымдарға өтуі. Ж.қ.ж ға мыналар енеді: бөлімдердің жеке құраммен, ұрыс техникасымен, қару жарақпен, көлікпен жасақтау және… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
6-й стрелковый корпус (1-го формирования) — Всего 6 й стрелковый корпус формировался 3 раза. См. список других формирований 6 й стрелковый корпус (6 й ск) Тип: стрелковый корпус … Википедия
7-й стрелковый корпус — Годы существования 1922 Страна … Википедия
8-й стрелковый корпус (1-го формирования) — 8 й стрелковый корпус Годы существования 9 июня 1922 август 1941 … Википедия
Мобилизация — Листовка о мобилизации в Польше, в 1939 году, подписана Министром Военных дел. Мобилизация (М, мобилизационное развёртывание) (фр. mobilisation, от … Википедия
Всеобщая мобилизация — Польская мобилизация 1939. Мобилизация (мобилизационное развёртывание) (фр. mobilisation, от mobiliser приводить в движение) комплекс мероприятий, направленных на переведение армии и государственной инфраструктуры на военное положение. Впервые… … Википедия
Афганская война (1979—1989) — У этого термина существуют и другие значения, см. Афганская война (значения). Афганская война (1979 1989) … Википедия
Энциклопедия
Комплекс мероприятий, проводимых в целях планомерного перевода военной организации государства с мирного на военное время; составная часть мобилизации в РФ. М.р. ВС РФ заключается в планомерном, заранее подготовленном переводе войск (сил) на организацию и состав военного времени с доукомплектованием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением вооружением, военной техникой и др. материальными средствами. Призыв граждан, пребывающих в запасе, и поставка техники из организаций и от граждан в ВС РФ по мобилизации проводятся по приказам Министра обороны РФ. М.р. ВС РФ может быть общим или частичным; общее охватывает всю вооруженную организацию государства и проводится на всей территории страны, при частичном развертывается часть ВС РФ на определенных стратегических (оперативных) направлениях (районах). Все мероприятия по М.р. ВС РФ в целом и каждого соединения, части и учреждения в отдельности, детально разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих мобилизационных планах (планах отмобилизования).
М.р. РВСН включает: доукомплектование (отмобилизование) органов военного управления, соединений, частей и учреждений в установленные сроки личным составом до штатов военного времени, дообеспечение вооружением, военной техникой и др. материальными средствами до штатно-табельной потребности военного времени за счёт накопленных в мирное время всех видов ресурсов или поступающих от предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных граждан в период мобилизации; выделение личного состава кадра для формирования новых частей и подразделений; проведение боевого слаживания вновь формируемых и развёртываемых частей и подразделений; организацию своевременного их развёртывания в местах (районах) выполнения боевых задач.
М.р. проводится в масштбе Вооруженных Сил, военных округов, видов Вооруженных Сил и родов войск. составной частью М.р. является отмобилизование, т.е. перевод органов военного управления, соединений, воинских частей и учреждений на организацию и состав военного времени.
Что такое мобилизационное развертывание
Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
заблаговременность, плановость и контроль;
комплексность и взаимосогласованность.
3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
(пп. 19.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Мобилизация
Добавлено в закладки: 0
Мобилизация – это ряд мероприятий, которые проводятся государством для сосредоточения и приведения в активное состояние имеющихся сил, ресурсов и средств, для достижения политических и военных целей государства. Объявление всеобщей мобилизации – это компетенция исключительно высших органов государственной власти и главы государства. Главное содержание составляют мобилизация экономики и военных сил. Другими словами, перевод флота и войск на состав и организацию военного времени и перестройку работы сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
Впервые слово «мобилизация» использовано для описания мероприятий, которые проводятся Пруссией в 1850—1860 годах. Методы и теория мобилизации непрерывно с тех пор развивались.
Мобилизационный план — это документ особенной важности, в котором прописываются мобилизационные мероприятия и порядок проведения. Он связан неразрывно с Планом стратегического развёртывания ВС. Оба документа обычно подготавливаются в Генеральном штабе и утверждены высшим руководством государства.
История
Проблема решения мобилизационных задач появилась с введением воинской всеобщей повинности в большей части развитых стран на тот момент. Мобилизация регламентирует общий призыв, который был впервые проведен в течение Французской революции. Развитие социальных институтов и технологический прогресс с тех пор оказали серьёзное воздействие на практику развёртывания сил (войск). Данными изменениями стали железные дороги, которые позволяют перебрасывать огромное число войск на огромные расстояния за короткое время; телеграф, который обеспечивает связь меж территориальными воинскими структурами и координацию исполнения мобилизационного плана; воинская всеобщая повинность, которая позволяет иметь огромный обученный резерв в случае войны.
Распорядительные действия по мобилизации в Франции, Германии, Австрии сосредоточивались в корпусных округах, при этом каждый корпусный командир руководил самостоятельно мобилизацией округа; исполнительные действия возлагали в Австрии и Германии на управления ландверных округов, во Франции — на полковые округа.
Ввиду особенностей комплектования флота и армии в России, крайне неравномерной дислокации сил (войск) и полного несоответствия меж источниками пополнения (источники пополнения — на востоке и в центре, а главная масса сил (войск) — на западе) и потребностями мобилизации, распорядительные действия сосредоточивались в одном центральном учреждении — основном штабе, при котором был особенный комитет для приготовления данных к мобилизации. Исполнительные действия распределялись так: призыв, учёт, отправка и распределение в войска (силы) ратников ополчения и чинов запаса первого разряда проводилось воинскими уездными начальниками при содействии местной полиции; лошади, которые подлежат сдаче в войска на основе военно-конской повинности, собирались особенными заведующими военно-конскими участками, которые выбирались из местных жителей, принимают смешанными комиссиями и потом сдавались военным приёмщикам; содержание материальных запасов возлагалось на части войск, на управления воинских уездных начальников и на интендантство. Детальные правила укомплектования личного состава армии до штатов военного времени преподаются в кн. VI Св. воен. Пост. и в Уставе о воинской повинности.
К 1914 году общую мобилизацию войск возможного противника стали считать началом войны, это положение вошло в «Законы и обычаи войны».
К началу Второй мировой войны мобилизацию проводят скрытно, чтоб получить преимущество над противником до того, как он отмобилизует собственные вооружённые силы.
Место мобилизации в приготовлении к войне
Мобилизация — это составная часть стратегического развёртывания, которое включает:
Главное предназначение стратегического развёртывания — это перевод вооружённых сил с мирного положения на военное (плюс мобилизация), создание группировок военных сил в глубине территории страны и на театрах военных действий для организованного вступления в войну, отражения агрессии и проведения первых стратегических операций стартового периода войны.
Сложности мобилизации: какие вопросы стоят перед Минобороны
Минобороны России провело Коллегию по вопросам мобилизации
Коллегия Минобороны сегодня обсудила вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки на период до 2030 года. Заседание под руководством министра обороны Сергея Шойгу прошло в режиме видеосвязи. С проблемами перевода страны и Вооруженных сил на военное время разбирался обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок.
Участники заседания коллегии Минобороны РФ 17 сентября обсудили план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области мобилизационной подготовки и мобилизации на период до 2030 года. Помимо этого, были рассмотрены вопросы, касающиеся выполнения планов деятельности Восточного военного округа и Северного флота на 2019-2025 годы.
Если обратиться к теории вопроса (без этого будет трудно понять, что же обсуждали на Коллегии Минобороны), то перевод Вооруженных сил с мирное на военное время является частью стратегического развертывания ВС.
Оно включает (помимо перевода) оперативное развертывание войск (сил) на театрах военных действий, стратегические перегруппировки из внутренних районов страны на театры военных действий, развертывание первоочередных стратегических резервов.
Мобилизация Вооруженных сил, как известно, представляет собой планомерный, заранее подготовленный перевод войск (сил) на организационно-штатную структуру военного времени, их доукомплектование (отмобилизование) в установленные сроки личным составом, дообеспечение вооружением, военной техникой и пополнение материальными средствами за счет запасов накопленных в мирное время или поступающих из экономического комплекса страны всех видов ресурсов, формирование новых соединений и частей, а также быстрое слаживание развертываемых войск (сил).
Каждое слово, каждая строчка в этом определении на современном этапе развития страны и Вооруженных сил вызывает вопросы, на которые сегодня, пожалуй, нет однозначных ответов.
К примеру, доукомплектование личным составом. Призвать из запаса военнообязанных в ходе общей (или частичной) мобилизации сравнительно легко, но вот уровень подготовки этих кадров, их профессионализм и немедленная готовность к выполнению боевых задач по предназначению не так однозначна.
К тому же, тут надо учитывать еще один нюанс: сроки создания отдельных образцов современного вооружения и военной техники весьма длительны. К примеру, первый корабль после начала войны флоту в самом лучшем случае удастся получить через несколько лет. А первый полк истребительной авиации поступит на фронт при самых благоприятных обстоятельствах через полгода, да и то он будет укомплектован боевыми машинами и пилотами, собранными с учебных центров.
Нет однозначного ответа и на вопрос, станет ли вооружение и военная техника поступать в армию и на флот в достаточных количествах с предприятий промышленности по плану так называемого расчетного года.
Рассмотрим это на примере частей и соединений тыла Вооруженных сил. К примеру, там есть такие термины как стратегический тыл, оперативный тыл и войсковой тыл. Сугубо по экономическим причинам в мирное время целесообразно содержать органы оперативного тыла (не говоря уже о стратегическом) на уровне не более 10-15%. В противном случае любое государство просто рухнет под бременем подобных расходов. В мирное время нет необходимости содержать, к примеру, развернутые по штатам военного времени тыловые базы фронтов, дорожно-комендантские и автомобильные бригады, передовые и тыловые госпитальные базы.
Поэтому в той или иной степени мобилизационное развертывание Вооруженных сил императивно необходимо. Пока концептуально оно ничем не отличается от модели советских времен. Однако, по всей видимости, период существенных преобразований в этой сфере более чем назрел. К примеру, пока нет ясного ответа, как обеспечить в мирное время хотя бы минимальный резерв летного состава Воздушно-космических сил или других специалистов, самым существенным образом определяющих боевую готовность Вооруженных сил и каким образом поддерживать их умения и навыки на требуемом уровне в мирное время.
Вполне возможно, что назрел переход к созданию так называемой Армии резерва, где все проблемные вопросы будут решены с необходимой эффективностью и результативностью. Это формирование не должно выделяться какими-то раздутыми штатами и непомерной численностью. В войне будущего нам вряд ли понадобиться призыв в ряды Вооруженных сил 39 млн человек, как это было в период Великой Отечественной войны. Однако формирование Армии резерва, подготовка и содержание в ее составе соответствующих специалистов потребует немалых средств, которых, как известно, в настоящее время попросту нет. А подкраска мобилизационной модели советского времени в современных условиях малоэффективна.
Вопросы мобилизационной готовности государства обычно имеют наивысший гриф секретности. Нельзя исключать, что именно вышеперечисленные проблемы обсуждались на сегодняшней Коллегии Минобороны. В частности, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что военное ведомство занимается повышением мобилизационной готовности армии и флота по плану, увязанному с мероприятиями других государственных органов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988-1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).