Что такое мобилизационные мощности
Мобильные мощности в промышленности: печальные итоги проверки
Минфин и налоговая служба России подозревают, что предприятия незаконно получают из бюджета деньги на содержание мобилизационных мощностей. Это оборудование, которое должно быть использовано на случай военных действий. Причем речь идет о десятках миллиардах незаконно возвращаемых через НДС рублей. В тонкостях схемы ухода от налогов разбирался корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Гололобов.
Каждое стратегическое предприятие, металлургическое, энергетическое, машиностроительное, и так далее, обязано содержать мобилизационные мощности. Что это такое, пояснил председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко.
«Для целого ряда предприятий действительно существуют мобильные задания, то есть в период особого времени, то есть в условиях войны, эти предприятия должны резко расширить номенклатуру выпускаемой продукции в интересах обороны страны».
«К сожалению, у нас так и не принят закон о мобильных мощностях в промышленности, поэтому очевидно существует разночтение между позициями предприятий и позиций ФНС. Причем желателен закон прямого действия. Где будут совершенно четок прописаны все необходимые процедуры и меры по компенсации из бюджета на поддержание мобильной мощностей».
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Что такое мобилизационные мощности
В соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1483 О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, начиная с 1 июля 1994 года, не начисляются. В то же время, если мобилизационные мощности используются при производстве продукции, то по таким мощностям амортизация начисляется и относится на себестоимость продукции (см. письмо Минфина РФ от 31.07.97 № 04-05-06/48). [c.137]
Обращается внимание на прекращение начисления амортизационных отчислений во время проведения работ по реконструкции, модернизации основных фондов, нахождения их на консервации и в мобилизационном запасе (п.23 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений, п. 12 Указаний о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г., Указ Президента РФ от 08.07.94 г. № 1483 О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва ). [c.41]
В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ перестали облагаться объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения. [c.361]
Мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.517]
Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.711]
Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью и и частично находящихся на балансе налогоплательщика объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологичес-кого обслуживания магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов спутников связи земли специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях. [c.208]
Согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ не взимаются земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов. [c.342]
Объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий. [c.58]
Оперативные резервы активной мощности в энергосистемах предназначены для регулирования частоты, компенсации мощностей, временно выбывших вследствие аварийных ситуаций, а также замены агрегатов, выводимых в плановые ремонты. В зависимости от мобилизационной готовности и очередности ввода резервы традиционно подразделяются на [c.144]
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ И МОЩНОСТИ налог на имущество [c.711]
Наличие мобилизационного задания, а также перечня мобимущества для выполнения этого задания, согласованного с органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации доводить это задание до предприятия, будут являться основанием для уменьшения стоимости имущества предприятия, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.32]
Об осуществлении МУП и ГУП мероприятий по мобилизационной подготовке
Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Унитарные предприятия могут нести затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из местного бюджета. Учитываются ли такие расходы при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль?
Кроме того, предприятия могут получать средства в рамках госконтрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке. Возникает ли в этом случае облагаемый доход?
Ответы на данные вопросы вы найдете в нашей публикации.
Федеральное и местное законодательство в области мобилизационной подготовки
Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, которые в мирное время проводят организации, по заблаговременной подготовке к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки осуществляется на основании Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ.
В содержание мобилизационной подготовки для организаций входят, в частности, создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил и нужд населения в военное время (пп. 11 п. 3 ст. 2 указанного закона).
Обязанности предприятий в области мобилизационной подготовки перечислены в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ. В частности, они должны:
организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Порядок финансирования указанных мероприятий установлен ст. 14 Федерального закона № 31-ФЗ. Согласно п. 1 работы по мобилизационной подготовке являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В то же время из п. 2 этой статьи следует, что расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке (включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов)), не подлежащие компенсации из бюджетов, могут нести организации (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника).
К сведению: что касается местного законодательства в области мобилизационной подготовки, в качестве примера можно привести Постановление администрации г. Симферополя от 16.07.2015 № 570, которым утверждено Положение об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В пункте 7.2 этого документа говорится, что муниципальные предприятия и учреждения по согласованию с администрацией Симферополя могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из местного бюджета, которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы.
Прежде чем перейти к вопросам включения доходов и расходов, связанных с мобилизационной подготовкой, в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль, несколько слов скажем об осуществлении закупок.
Если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Федерального закона № 31-ФЗ и иного действующего законодательства РФ в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (см. письма Минэкономразвития России от 07.03.2017 № Д28и-919, от 18.11.2016 № Д28и-3161, от 23.06.2016 № Д28и-1561).
Что относится к имуществу мобилизационного назначения?
Под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). К нему относятся следующие основные фонды: здания, сооружения, машины и оборудование (энергетические (силовые), рабочие, информационные), транспортные средства, производственный инвентарь.
В имущество мобилизационного назначения включаются:
объекты мобилизационного назначения (под которыми понимаются объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций);
все виды мобилизационных запасов (резервов).
Мобилизационные мощности в зависимости от степени их загрузки в мирное время подразделяются на три группы:
используемые частично (периодически (эпизодически) загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов));
неиспользуемые (не загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов)).
Используемые частично и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности при необходимости консервируются.
Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой
В состав внереализационных расходов включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана (кроме расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям), – пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Если имущество мобилизационного назначения относится к амортизируемому, то согласно абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ кодексаоно подлежит амортизации по правилам гл. 25 НК РФ. При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, в силу пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации.
Если унитарное предприятие несет не компенсируемые из бюджета затраты на дооборудование основных средств мобилизационного назначения, такие затраты увеличивают первоначальную стоимость ОС, то есть учитываются при расчете налога на прибыль через механизм начисления амортизации.
Обратите внимание: в целях налогообложения прибыли расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке учитываются в зависимости от вида работ (капитальные или некапитальные) – единовременно либо посредством амортизационных отчислений.
Следовательно, на основании пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов подлежат учету единовременно расходы некапитального характера, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-03-05/2).
Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой, принимаются для целей исчисления налога на прибыль при условии, что они:
не подлежат компенсации из бюджета;
согласованы с соответствующими органами.
Кроме того, применение пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является льготой и подтверждение права на нее лежит на налогоплательщике, который должен представить документы, свидетельствующие о наличии у него обязанности по обеспечению мобилизационной подготовки.
Какими документами можно подтвердить мобилизационные расходы?
Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, определен двумя нормативными актами – Положением, утвержденным Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России от 02.12.2002 № БГ-18-01/3 и Рекомендациями, направленными Письмом Минфина России от 17.08.2005 № 03-06-02-02/68.
Принципиального (содержательного) различия между документами, утвержденными Положением и Рекомендациями и подтверждающими право на льготу, не усматривается. В плане, форма которого утверждена Положением, и в перечне, форма которого утверждена Рекомендациями, содержится идентичная информация – с той лишь разницей, что вместе с планом, утвержденным Положением, представляется смета затрат, а в перечень, утвержденный Рекомендациями, включены графы «Первичные документы, подтверждающие расходы на проведение работ» и «Основание для проведения работ». Оба этих документа являются действующими, так как не отменены до настоящего времени и преследуют однородные цели – подтверждение права на льготу. Следовательно, налогоплательщик оформляет пакет документов, подтверждающих право на льготу, в соответствии с одним из вышеуказанных актов (Положением или Рекомендациями).
Документы, оформляемые в соответствии с Положением
Организации подготавливают по установленным формам (п. 3.4 Положения):
план работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (ф. 4). При этом перечень работ определяется Федеральным законом № 31-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ в данной области;
смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (ф. 5).
Форму 4 организации представляют в трех экземплярах на согласование: в федеральные органы исполнительной власти, утвердившие организациям мобилизационные планы, или их правопреемникам; в органы исполнительной власти субъектов РФ, утвердившие организациям мобилизационные планы (п. 3.5 Положения). После согласования два экземпляра формы 4 возвращаются организации (п. 3.6 Положения).
Отметим: налогоплательщики для подтверждения своего права на включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку должны представить в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные формы 4 и 5 (п. 3.7 Положения).
Оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно (п. 3.8 Положения).
Документы, оформляемые в соответствии с Рекомендациями
Согласно п. 4 Рекомендаций для документального подтверждения права на включение вышеназванных затрат в состав внереализационных расходов организации подготавливают перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета (ф. 3).
Основанием для подготовки перечня являются:
договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов), заключенные в установленном порядке организацией, устав или иные документы, определяющие задачи организации по мобилизационной работе;
мобилизационный план организации, согласованный и утвержденный в установленном порядке;
обязанности организации в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, изданными на основе и во исполнение указанного закона.
В налоговый орган по месту постановки на учет организации представляют перечень по форме 3, согласованный с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими контроль и координацию деятельности организаций по мобилизационной подготовке (п. 5 Рекомендаций).
Если названные документы отсутствуют
Как отмечалось выше, применение пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является льготой и подтвердить право на нее должен налогоплательщик. Сам по себе перечень (мобилизационный план), подготовленный добровольно, при отсутствии законодательно установленной обязанности, не подтверждает право на применение льготы. Правовые последствия издания перечня (мобилизационного плана) наступают лишь при наличии правовых оснований для осуществления работ по обеспечению мобилизационной подготовки.
Отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке мобилизационного плана (задания) служит основанием для непризнания налоговым органом затрат, связанных с мобилизационной подготовкой, в составе внереализационных расходов согласно пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.
В качестве примера можно привести Постановление АС СКО от 16.06.2017 № Ф08-3192/2017 по делу № А63-10702/2015. Налогоплательщик посчитал достаточным для подтверждения мобилизационных расходов представление таких документов, как копия сводной сметы затрат на выполнение реконструкции; сводный акт выполненных работ; договоры подряда по филиалам на проведение работ, выполняемые в целях мобилизационной подготовки; акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, платежные поручения. Однако судьи отметили, что данные документы подтверждают ведение строительных, монтажных работ, других работ для целей предпринимательской деятельности. А доказательства наличия в этих работах специальных признаков мобилизационных работ налогоплательщик в материалы дела не представил.
Полученные по госконтракту на выполнение работ по мобилизационной подготовке средства = доход от реализации?
Возможны ситуации, когда предприятие не несет расходов по мобилизационной подготовке, а наоборот, получает средства в соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по мобилизационной подготовке.
Как показывает практика, налоговая инспекция может посчитать, что эти средства должны учитываться в качестве дохода от реализации при определении налогооблагаемой прибыли. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 09.04.2014 № Ф03-1033/2014 по делу № А73-5792/2013, где рассматривался налоговый спор с участием ФГУП, выполнявшего такой госконтракт.
Однако судьи посчитали, что выполнение налогоплательщиком работ в рамках государственных целевых программ не соответствует понятию реализации, установленному ст. 39 НК РФ.
При этом выполнение предприятием работ по мобилизационной подготовке обусловлено обязанностью, возложенной на него п. 1 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ. Названная деятельность связана исключительно с реализацией государственных функций по поддержанию обороноспособности страны.
Согласно п. 1 ст. 14 указанного закона финансирование работ по мобилизационной подготовке является расходным обязательством Российской Федерации, то есть компенсируется из средств бюджета в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Из изложенного следует, что выполнение обозначенных работ в силу прямого указания закона не является предпринимательской деятельностью, поскольку законодательно установленная обязанность осуществления расходов на мобилизационную подготовку не направлена на извлечение доходов и не связана с передачей результатов работ (услуг) на возмездной и безвозмездной основе.
Проект федерального закона «О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации» (внесен депутатами ГД Сулакшиным С.С., Корниенко В.У., Головановым Д.С.) (не действует)
Проект федерального закона
«О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации»
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
Статья 2. Законодательная основа в области мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации
1. Правовое регулирование в области создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации основывается на Федеральных законах: «Об обороне»; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; «О государственном оборонном заказе», других федеральных законах, осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
Глава II. Организационные основы создания, сохранения, развития
и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской
Федерации
Статья 3. Порядок создания, развития и ликвидации мобилизационных мощностей
1. Мобилизационные мощности создаются, развиваются и сохраняются предприятиями на основании заданий, установленных Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Создание и развитие мобилизационных мощностей производится предприятиями в случаях, когда имеющиеся производственные мощности предприятий не обеспечивают выполнение установленных мобилизационных заданий.
Мобилизационные мощности могут создаваться (развиваться) путем реконструкции (расширения) действующих предприятий, нового строительства, а также ассимиляции (приспособления) других предприятий промышленности.
3. Для обеспечения возможности использования мобилизационных мощностей в военное время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с федеральными органами исполнительной власти в мирное время разрабатывают мероприятия по обеспечению предприятий производственно-промышленным персоналом.
4. Финансирование создания и развития мобилизационных мощностей, а также сохранение не используемых в текущем производстве и законсервированных мобилизационных мощностей осуществляется заказчиками из средств соответствующих бюджетов на контрактной основе.
Финансирование работ по сохранению необходимого уровня мобилизационных мощностей при их использовании в текущем производстве продукции производится за счет включения затрат в себестоимость указанной продукции.
5. Мобилизационные мощности, не используемые для вновь утвержденных мобилизационных заданий, подлежат ликвидации. При этом утилизация или продажа специализированных мобилизационных мощностей, ориентированных на производство вооружения и военной техники, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Права и обязанности предприятий по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей
1. Предприятие не вправе отказаться от выполнения задания по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей при наличии гарантированного финансирования по заключенным контрактам.
Предприятие обязано сохранять мобилизационные мощности в готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
2. Предприятие обязано допускать уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для контроля за состоянием мобилизационных мощностей.
3. При выполнении задания по созданию и развитию мобилизационных мощностей предприятие имеет право на первоочередное обеспечение материальными ресурсами и на содействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при размещении на других предприятиях заказов, связанных с реализацией задания.
4. Имущество предприятий, входящее в состав мобилизационных мощностей, подлежит обязательному страхованию за счет средств собственников или владельцев (пользователей) от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения.
Порядок осуществления обязательного страхования мобилизационных мощностей определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Особенности совершения сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям
1. Имущество предприятий, отнесенное к мобилизационным мощностям, имеет ограничение оборотоспособности до прекращения действия контракта на выполнение мобилизационных заданий.
2. Сделки с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, подлежат государственной регистрации.
При совершении сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, с приобретателем этого имущества одновременно заключается контракт на выполнение соответствующих мобилизационных заданий. Указанный контракт на выполнение мобилизационных заданий является необходимым условием для государственной регистрации сделки с указанным имуществом.
3. При совершении сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, указанное имущество может отчуждаться исключительно в составе единого имущественного комплекса, обеспечивающего выполнение мобилизационных заданий, в объемах, установленных контрактом на выполнение мобилизационных заданий.
4. Налоговые и иные уполномоченные органы не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям, чья несостоятельность обусловлена задолженностью перед ним федерального бюджета по государственному оборонному заказу, штрафными санкциями, налагаемыми государственными налоговыми органами из-за неуплаты налогов в федеральный бюджет, причиной которых она послужила, и (или) недостаточностью бюджетных ассигнований, предусматриваемых на содержание указанного имущества, компенсация которых произведена за счет собственных средств организаций, до урегулирования проблемы задолженности со стороны государства.
При проведении процедуры конкурсного производства в отношении признанных банкротами организаций, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям:
в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение мобилизационного задания предусматривает наличие у его исполнителей соответствующего разрешения (лицензии), имущество может быть реализовано исключительно на закрытых торгах среди организаций, обладающих таким разрешением (лицензией);
в случае, когда имущество не удалось реализовать, кредиторами принято решение о завершении процедуры конкурсного производства и утвержден соответствующий ликвидационный баланс, нереализованное имущество мобилизационного назначения подлежит передаче на баланс Министерства государственного имущества Российской Федерации или его соответствующего территориального органа.
5. Мобилизационные мощности предприятий могут использоваться для текущего производства гражданской продукции, при условии сохранения их в готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
6. Предприятиям разрешается сдавать в аренду мобилизационные мощности общепромышленного применения другим предприятиям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при условии обеспечения их готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
Специализированные мобилизационные мощности могут сдаваться в аренду только в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
7. Разрешается перераспределение (передача) мобилизационных мощностей, созданных за счет бюджетных средств, другим предприятиям теми органами, которые заключили контракты на их создание. Перераспределение мобилизационных мощностей, в том числе при разукрупнении предприятий, производится одновременно с передачей мобилизационного задания.
8. Реорганизация предприятий, имеющих мобилизационные задания, связанная с образованием на их базе нескольких независимых юридических лиц, осуществляется по согласованию с органом, установившим мобилизационное задание.
9. Порядок перехода предприятий, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям, под контроль или влияние иностранных юридических или физических лиц, а также порядок привлечения предприятий, находящихся под контролем или влиянием иностранных юридических или физических лиц, к выполнению мобилизационных заданий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Особенности приватизации предприятий, имеющих мобилизационные мощности
1. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению Правительства Российской Федерации контрольный пакет акций предприятия, имеющего мобилизационные мощности, при акционировании передается в собственность соответствующего федерального органа исполнительной власти. В случае уже состоявшегося акционирования проводится дополнительная эмиссия акций с тем, чтобы контрольный пакет акций перешел в собственность соответствующего федерального органа исполнительной власти.
2. Включение предприятий, имеющих мобилизационные мощности, в программы приватизации осуществляется только по согласованию с заказчиками.
Статья 7. Инвестирование развития и сохранения мобилизационных мощностей
Государственная поддержка предприятий, имеющих мобилизационные задания, при осуществлении капитальных вложений, направленных на реконструкцию и развитие производственных мощностей, использующихся для выпуска продукции в военное время, проводится путем:
прямого финансирования утвержденных расходов из средств федерального бюджета;
привлечения негосударственных инвестиций.
Для стимулирования инвестиционной активности инвесторов им уменьшается местный налог на десять процентов и федеральный налог на пять процентов инвестиций, направленных на указанные цели.
Статья 8. Особенности конверсии предприятий, имеющих мобилизационные мощности
1. При разработке программ конверсии производства предприятий, выпускающих военную продукцию в мирное время и имеющих задания по сохранению мобилизационных мощностей, а также при выполнении мероприятий по реализации этих программ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий должны принять меры по обеспечению сохранения мобилизационных мощностей на конверсируемых предприятиях.
2. В случае невозможности сохранения мобилизационных мощностей на конверсируемых предприятиях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по передаче (перераспределению) мобилизационных мощностей и мобилизационных заданий другим предприятиям.
Глава III. Контрактная основа создания и содержания мобилизационных
мощностей
Статья 9. Контракт на выполнение работ по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей
1. Создание, развитие, сохранение и ликвидация мобилизационных мощностей осуществляется на основании контракта, заключаемого предприятием с заказчиком.
Контракт является основным документом, определяющим права, обязанности, ответственность и взаимоотношения сторон при создании, развитии, сохранении и ликвидации мобилизационных мощностей.
2. Работы в области мобилизационных мощностей должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными контрактом.
К обязательным относятся требования по выполнению предприятием задания в области мобилизационных мощностей, обязательства заказчика по своевременному финансированию указанных работ и по возмещению предприятию убытков в случае ликвидации мобилизационных мощностей, созданных в соответствии с заданием заказчика, а также обязательства предприятия по целевому использованию финансовых средств.
3. Контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика за выполнением задания в области мобилизационных мощностей и оказания консультативной и иной помощи предприятию без вмешательства в его хозяйственную деятельность.
4. Примерные условия контракта на выполнение задания в области мобилизационных мощностей определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Ответственность предприятия и заказчика за выполнение задания в области мобилизационных мощностей
1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации и контрактом.
2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления обязательств по выделению предприятию финансовых средств, вызванные этим убытки возмещаются предприятию, а также уплачивается неустойка (пеня) в пользу предприятия по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от несвоевременно оплаченной суммы за весь период просрочки платежа из средств соответствующего бюджета.
3. Возмещение убытков и уплата неустойки (пени) может производиться как в денежной, так и в материальной форме, либо путем передачи государственных ценных бумаг с учетом мнения (по усмотрению) предприятия.
Расчеты в материальной форме, государственными ценными бумагами производятся по их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость имущества, государственных ценных бумаг определяется независимым оценщиком (аудитором). Расходы по привлечению независимого оценщика (аудитора) несет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
4. Предприятие в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств в области мобилизационных мощностей, предусмотренных контрактом, лишаются прав стимулирования, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
5. Споры, возникающие между федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и предприятием при заключении, изменении, расторжении и выполнении контракта в области мобилизационных мощностей, а также споры по возмещению причиненных убытков и взыскании неустойки (пени), рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
При подаче искового заявления в арбитражный суд предоставляется отсрочка уплаты пошлины на срок не менее шести месяцев.
6. Утрата мобилизационных мощностей является подрывом обороноспособности Российской Федерации и рассматривается как преступление против Российской Федерации и подлежит уголовному наказанию в соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 11. Стимулирование создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей
1. Средства, направляемые на создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей, а также работы по формированию заданий по мобилизационным мощностям не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
2. Мобилизационные мощности не облагаются налогом на имущество предприятий.
3. Амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
4. Земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены мобилизационные мощности, не взимаются.
5. В случае, когда при исполнении федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления соответствующего бюджета предприятие не получает в полном объеме предусмотренных бюджетом денежных средств, или не получает их в сроки, установленные контрактом, предприятие вправе произвести зачет своих налоговых обязательств перед соответствующим бюджетом (включая штрафы, пени за просрочку налоговых платежей) в счет финансовых обязательств соответствующего бюджета перед предприятием.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, представительным органам субъектов Российской Федерации привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.