Что такое мицва у евреев в первую брачную ночь
Что такое мицва у евреев в первую брачную ночь
У древних евреев новобрачная, оказавшись на супружеском ложе, до утра не снимала покрывала с лица. Морис Бардеш, обычно весьма суровый к евреям, находил, однако, этот обычай замечательным: он отодвигает красоту на второй план, и даже самая безобразная девушка может рассчитывать на жаркие объятия. Согласно Талмуду, жених в ночь после свадьбы освобождался от ежевечерней молитвы; не молился он и в последующие вечера, если еще не нарушил девственность своей юной жены: чрезмерная набожность грозила снизить любовный пыл, столь необходимый для первой брачной ночи. Если в семье кто-нибудь умирал сразу после свадьбы, это (несмотря на предписанный 7-дневный пост) не отменяло дефлорации, которая считалась самым священным среди священных актов. В Марокко этот акт становился священным вдвойне, т. к. свершался в канун шаббата.
Кровотечение при дефлорации не могло помешать первому половому сношению, но поскольку это кровотечение приравнивалось к менструации, то влекло за собой последующее воздержание. Считалось (абсолютно произвольно), что длится кровотечение 4 дня, затем предписывалось еще 7 дней воздержания; таким образом, с первой брачной ночи до следующего полового сношения проходило 11 дней. Если после второго сношения кровотечение возобновлялось, то следовало еще 11 дней воздержания. Даже если в первую свадебную ночь крови не было, новобрачному следовало поступать, как если бы было кровотечение; часто кровь появлялась после второго сношения, что влекло новую 11-дневную отсрочку, а там наступала и менструация — и снова воздержание. Такие долгие промежутки между сношениями в начале супружеской жизни до сих пор соблюдаются в наиболее религиозных общинах. Это учит правоверных евреев с первой интимной близости обуздывать свои инстинкты.
Благодаря столь долгим воздержаниям новобрачный мог постепенно посвящать юную супругу в таинства брака, что, разумеется, гораздо меньше травмировало девушку физически и морально, чем дефлорация у других народов, где подобные отсрочки не в обычае. Общеизвестная привязанность еврейской жены к мужу, должно быть, во многом связана с тем, что он щадил ее в начале супружеской жизни: девушка, чувствуя себя не только объектом плотских утех мужа, конечно, сильнее привязывалась к нему; его сдержанность говорила о самых нежных чувствах.
Постепенное посвящение в таинство половой жизни было тем более оправданным, что юная еврейка, очень мало осведомленная о физиологии, оказывалась в первую брачную ночь наедине с почти незнакомым мужчиной. Несколько лет назад одна израильская девственница отказалась принять своего супруга, утверждая, что не человек, а только Б-г может подарить ей дитя. В свое время Э. де Граммон поведал забавную историю о свадьбе барона Соломона Ротшильда: ему стоило большого труда в первую брачную ночь снять юную супругу со шкафа, куда она с испугу забралась. Страшась минуты, когда она окажется наедине с мужем, новобрачная всячески старалась оттянуть ее. Х. Дюнан писал, как в Тунисе, когда невесту во главе свадебного шествия вели к дому жениха, она делала три шага вперед и два назад.
С незапамятных времен у евреев существовал непреложный закон: невеста должна быть девственницей. Рассказывают, что, когда греки, а затем римляне заняли Палестину, их правители хотели пользоваться там, как и везде, древним правом первой ночи: правом на дефлорацию новобрачной. Согласно Талмуду, в те времена юных евреек выдавали замуж в среду; накануне девушка должна была провести ночь с высокопоставленным чиновником — игемоном. Чтобы избежать позорной дефлорации и сохранить девственность невесты до первой ночи с супругом, евреи прибегали ко всевозможным уловкам: брак заключался тайно, и объявлялось о нем только после того, как муж совершал дефлорацию, или же, в виде исключения, допускалась близость между женихом и невестой до свадьбы. Протест против права первой ночи был одной из причин восстания Маккавеев, чей успех евреи и сегодня отмечают как праздник.
Члены многих еврейских общин и в наши дни требуют предъявления доказательств непорочности невесты. В Курдистане без этого брак даже мог быть объявлен недействительным. В одной из общин Курдистана кто-нибудь из родственников поднимался утром на крышу дома и выстрелом из ружья оповещал соседей, что дефлорация свершилась. В мае 1968 г. на международном конгрессе в Тель-Авиве говорилось об обычае, существующем у самых старозаветных израильтян: невесту сажали над сосудом с освященным вином, и раввин по исходившему от нее запаху определял, непорочна ли она. У черных евреев Эфиопии священник повязывает на лоб жениху яркую нитку; если невеста оказалась не девственницей, жених сохраняет эту нитку до утра, в таком случае брак аннулируется: со вчерашнего вечера ничего не изменилось, новобрачная не заслуживала даже усилия, потребного, чтобы порвать тонкую ниточку.
Согласно Ветхому Завету, наилучшим доказательством непорочности невесты считалась ее рубашка или простыня с пятнами крови. Еще в 60-х гг. нашего столетия такие рубашки и простыни почти повсеместно вывешивались на всеобщее обозрение у евреев Востока. Мать долго хранила это белье, чтобы при ссорах с соседками размахивать им как флагом в доказательство того, что она хорошо присматривала за дочкой, сохранившей чистоту до свадьбы. Однако в Европе еще во времена Талмуда выставлять напоказ окровавленные простыни не рекомендовалось. В Алжире эта практика была официально запрещена лишь в 1887 г., однако на юге страны она сохранялась вплоть до 60-х гг. XX века. В Ираке до изгнания евреев в Израиль простыни с пятнами крови непременно показывали родственникам, а также мудрецам, которые были счастливы, что традиции не угасают.
Между тем статистика показывает, что в трети случаев дефлорация не сопровождается кровотечением. Одним из первых примеров может служить, очевидно, библейская Сара: ведь когда она рожала Исаака, пришлось разрезать ее девственную плеву, оставшуюся целой. У девушки, едва вступившей в пору половой зрелости, более узкое влагалище и более крепкая плева, чем у взрослой, что, естественно, увеличивает вероятность кровотечения. Возможно, это одна из причин, почему у евреев и других восточных народов девушек выдавали замуж очень рано. Юный возраст новобрачной значительно затруднял дефлорацию; к тому же молодые мужья часто были склонны преувеличивать эти трудности в своем воображении, особенно когда окружающие всячески подчеркивали их. Например, во Франции в XVIII в. на еврейских свадьбах новобрачному давали пить лишь из сосуда с очень узким горлышком, если невеста была девушкой; если же она была вдовой, сосуд был с широким горлышком. В Алжире ко лбу новобрачной специальной повязкой привязывали ключ, откуда и пошло название первой брачной ночи: «ночь открытия двери». Если войти в «дверь» было чересчур легко, неопытный супруг мог предположить, что она уже давно «открыта настежь». К тому же разбиваемый во время брачной церемонии стакан мог навести на мысль, что в «дверь» придется с грохотом ломиться; если же это оказывалось не так, супруг был разочарован.
Когда новобрачный обвинял жену в том, что она вышла замуж не девушкой, то «Синедрион», древнееврейский суд из 27 членов, должен был решить, обоснованно ли его обвинение. Если оно не было справедливым, муж платил штраф — вдвое больше суммы, уплаченной за невесту, и получал сверх того 200 ударов палкой. К тому же он лишался права развестись с женой, а если пренебрегал этим запретом, то его заставляли жениться на ней вновь. Свадьбы у евреев, как правило, справлялись в среду, чтобы суд раввинов, заседавший по четвергам, мог сразу же рассмотреть возможную жалобу мужа. Бывали щекотливые случаи, например, если девушка имела до брака содомические отношения, а ее девственная плева при этом оставалась целой. Согласно решению раввинов, такие девушки сохраняли статус девственниц, что говорит о снисходительности евреев к содомии. Что касается вдов и разведенных женщин, то здесь, разумеется, вопрос о девственности не стоял, поэтому они обычно выходили замуж в четверг,
Случалось и обратное: дефлорация оказывалась слишком трудной. Если дело было в чересчур прочной плеве, то еще в талмудические времена практиковалась искусственная дефлорация, хотя она и не одобрялась мудрецами.
Свадебное путешествие не было принято у евреев в прошлом, и сегодня оно не в обычае в семьях, приверженных традициям. Молодожены остаются дома; в течение недели друзья и родственники берут на себя заботу о них, по очереди приглашая на обед в присутствии десятка гостей: как минимум столько человек необходимо, чтобы возобновить в конце обеда благословения брачной церемонии. Все гости должны быть веселы и радостны, чтобы доставить удовольствие молодой чете. На этих обедах также непременно подается рыба — пища, повышающая плодовитость, и вновь намеками высказывается пожелание родить мальчика. В библейские времена еще одно обстоятельство немало способствовало счастью молодоженов: новобрачный освобождался от службы в армии, даже если шла война, и не направлялся ни на какие принудительные работы в течение нескольких лет.
Постоянное пребывание в течение недели среди родных и друзей позволяло молодым супругам со временем лучше узнать друг друга, избавляя их от длительного пребывания наедине. Такое постепенное вхождение в семейную жизнь под опекой старших — словно брачная церемония затягивалась на целую неделю — всегда было отличительной чертой иудаизма и способствовало прочности еврейских семей; с самого начала акцент делался на социальную и религиозную, а не на сексуальную сторону брачного союза.
Из книги Валенсена Жоржа «Кошерный секс: евреи и секс»
О еврейских свадебных обрядах.
Материал подготовили Н. Хотинская и А. Дикарёв.
Азия и Африка сегодня, 1993, № 5.
[68] — конец страницы.
Известно, что судьба еврейского народа связана с рассеянием по всему свету. На сегодняшний день наиболее крупные еврейские общины сосредоточены в США (6 миллионов), России (около 2 миллионов), Франции (700 тысяч), Великобритании (400 тысяч), Аргентине (300 тысяч), Бразилии (150 тысяч), ЮАР (120 тысяч). Разумеется, внутри этих общин существует разная степень приверженности национальным традициям — от ортодоксального служения заветам предков до сугубо познавательного отношения к ним. Речь идет не о беспамятстве в условиях искусственно навязанного атеизма, скорее о светском подходе к явлениям. Вот почему, на наш взгляд правомерно считать, что этнические традиции брачно-семейного поведения, о которых рассказывается в очерке, сохраняются во времени и пространстве, хотя многие из них и претерпели в ряде случаев существенные изменения. Незыблемыми остались лишь те этнокультурные принципы, которые испокон веху несут общечеловеческий смысл. «Я никогда не звал жену женой. Я зову ее домом» — так утверждает Талмуд.
Еврейская свадьба. Картина М. Оппенгейма
Главное – невинность соблюсти
В трудах философа и историка Филона Александрийского (I век н. э.) говорится, что еврейские юноши и девушки вступали в брак непорочными, поскольку их отцы строго следили, чтобы сыновья не имели связи с проститутками, а дочери держались подальше от мужчин. Особенно туго приходилось девушкам: им нельзя было покидать внутренние комнаты, выходить из дому без сопровождения взрослого родственника и т. д. Летом и зимой молодки одевались во все черное и закрывали лицо (только в XVIII веке в европейских странах еврейки сняли покрывало). Однако, если случался все-таки грех, то [68] соблазнение приравнивалось к изнасилованию. С искусителя взималась большая компенсация. Для тех, кто не мог откупиться, наказанием становилась женитьба на обесчещенной девушке, причем без права развода. В случае группового изнасилования женщина сама выбирала, кто из «ответчиков» станет ее мужем.
Девушке, попросту не устоявшей перед соблазном, жилось не веселее, поскольку она постоянно боялась разоблачения. «Грешницы» нередко выходили замуж за христианина, надеясь на его широту взглядов.
Разумеется, сейчас все иначе. Например, родители не протестуют больше против совместного обучения, причем это касается также религиозных учебных заведений. А в Америке и того больше — еврейские матери под влиянием сексуальной революции поощряют добрачные романы дочерей. Поэтому большинство студенток к моменту вступления в брак имеют, как правило, богатое любовное прошлое.
Считалось, что идеальный возраст для бракосочетания юношей — 18 лет. Но если молодой человек упорно изучал священное писание, со свадьбой разрешалось повременить — ведь семья могла помешать занятиям. Девочек выдавали замуж в 12-13 лет, в Ираке даже в восемь (в 1948 году на этот обычай был наложен запрет). В алжирских семьях 16-летнюю еврейскую девушку называли перестарком. Когда к столу подавали курицу, крылышко на тарелку клали непременно ей — чтобы поскорее «улетела к супругу». Рано женили своих детей евреи, изгнанные из Испании (1492 год), — они пытались с помощью этой «уловки» сохранить род.
В настоящее время еврейская молодежь вступает в брак по своему усмотрению, а в США в 60-е годы юноши женились даже позже, чем остальные американцы.
Выбор супругов
В прошлом супругов выбирали родители и, как правило, дети повиновались их выбору: родительское слово считалось словом Божьим. Нельзя сказать, что в наши дни мнение семьи ничего не стоит. Многие брачные объявления в газетах дают именно родители.
Надо отметить, что во все времена идеалом у евреев считался набожный и образованный зять. Пусть хрупкий, слабый, анемичный, зато умный, начитанный. Такому юноше не к лицу был брак с дочерью невежды. Считалось, что лучше продать все до последней нитки, но жениться на дочери ученого человека. Такого рода ценности сохранились до сегодняшнего дня.
Несколько лет назад Главный Раввин Великобритании разъяснял прихожанам, какими умственными и нравственными качествами должен обладать жених. Невежду, по его словам, следовало немедленно отвергнуть. Хороший университетский диплом — лучший способ быстро и с обоюдного согласия заключить брак. Но сегодня молодые люди, сами выбирающие будущего спутника жизни, хотят и многое другое. Скажем, девушки мечтают о муже, похожем на пловца Марка Спитца или певца Энрико Масиаса. Однако внешность не играет все-таки для большинства первостепенной роли. В газетных объявлениях мужчины и женщины, как правило, не просят выслать фотографию, зато спрашивают номер телефона, чтобы из разговора сделать выводы психологического характера. К числу сохранившихся традиций следует отнести браки между родственниками и соблюдение принципа эндогамии. 1) Скажем, жители Марокко женились только у себя на родине, «ашкенази» (евреи из Германии и центральной Европы) не вступали в брак с «сефарди» (евреями из Испании и стран Ближнего Востока). Еще в начале 60-х годов эти предрассудки казались неискоренимыми. Однако наступила «оттепель»: в 1966—1967 годах 43 процента североафриканских евреев, проживавших во Франции, женились на «ашкенази».
Обручение
У древних евреев обручение праздновалось не менее пышно, чем свадьба, причем две церемонии разделяли не дни, а месяцы. Это позволяло будущим супругам, которые едва были знакомы, лучше узнать друг друга. За восемь дней до свадьбы девушка получала от будущей свекрови ручные и ножные браслеты, символизировавшие цепи супружества.
Считалось, что обручение — не повод для интимной близости. Но за грех, случись он до свадьбы, не наказывали. Более того, в некоторых общинах он воспринимался чуть ли не как норма. Так, в средние века в Сицилии и южной Италии большинство невест выходили замуж беременными. И сегодня, скажем, в Италии 20 процентов евреек выходят замуж, будучи на сносях (традиция оказалась, судя по всему, устойчивой). Некоторые раввины в таком случае отказываются совершать брачный обряд.
Свадьба
Брачная церемония происходит в синагоге или во дворе при синагоге под балдахином-хупой, позволяющим видеть небо. Если оно в звездах — будет многочисленное потомство.
В прошлом костюм новобрачного представлял собой длинный белый балахон, похожий на саван, а на голову юноше клали мешочек с золой — напоминание о смертном часе. Сегодня жених, как правило, одет в обычный костюм, на голове у него либо ермолка, либо шляпа. Однако невеста все еще скрывает лицо под покрывалом.
По многовековой традиции за свадебным столом мужчины сидели отдельно от женщин. В меню обязательно была рыба: считалось, что она повышает плодовитость. Танцевали также разделившись на мужскую и женскую половины. Исключение составлял танец с платком, когда мужчины по очереди танцуют с новобрачной. Принято было кружить жениха и невесту на стуле. Иногда молодые гости исполняли танец живота (в основном в общинах Северной Африки).
Надо отметить, что еврейская свадьба — очень дорогое удовольствие, которое не каждой семье по карману. Проблемы решались по-разному. В Алжире, например, было принято одалживать свадебное платье бедным невестам. Часто свадьбы бедняков играли одновременно со свадьбами богачей, которые брали на себя все расходы. Реформация иудаизма, все шире распространяющаяся сегодня в США, позволяет коренным образом упростить брачную церемонию. Так, можно обойтись без предварительного поста, без брачного договора, а главное — без большого количества гостей.
Своей помпезностью и многолюдьем свадьбы раздражали людей, среди которых жили евреи. Возможно, это была одна из причин, породивших антисемитизм. Однако главное заключалось в неприятии религиозных обрядов. Еще в 1895 году аббат Пюиг в тексте, представленном на конкурс антисемитских проповедей, утверждал, что раввин согласно обычаю преподносит новобрачному яйцо, запятнанное кровью христовой. Дело в том, что в некоторых общинах было принято давать жениху выпить сырое яйцо как символ плодовитости. Этот обычай породил злую легенду,
Первая брачная ночь и медовый месяц
У древних евреев новобрачная, оказавшись на супружеском ложе, до утра не снимала с лица покрывала. Даже христианские апологеты находили этот обычай замечательным, поскольку и безобразная девушка могла таким образом рассчитывать на жаркие объятия. Согласно талмуду жених в день свадьбы освобождался от вечерней молитвы. Чрезмерная набожность могла охладить любовный пыл, столь необходимый для [69] первой брачной ночи: дефлорация считалась самым священным актом.
Следует отметить, что медовый месяц требовал от новобрачных соблюдения многочисленных правил. Согласно этим правилам, учитывающим физиологию женщины, между половыми сношениями супругов устанавливались длительные перерывы. Благодаря им (перерывам) молодые люди обучались сдерживать свои инстинкты, а женщины постепенно постигали таинства брака (возможно ставшая притчей во языцех привязанность еврейской жены к мужу во многом объясняется тем, что супруг с самого начала тактичен и сдержан в чувствах).
Как уже говорилось, с незапамятных времен считалось, что невеста должна быть девственницей. Рассказывают, что когда греки, а затем римляне заняли Палестину, их правители хотели пользоваться там древним правом первой ночи: правом на дефлорацию новобрачной. В те времена браки заключались в среду, накануне же девушка должна была «утешать» высокопоставленного чиновника — игемона. Это стало одной из причин восстания Маккавеев, победа которого до сих пор отмечается евреями как один из самых ярких праздников.
Свадебное путешествие ни раньше, ни теперь не в обычае. Молодожены остаются дома. В течение недели друзья и родственники берут на себя заботу о них, по очереди приглашая на обед. Это позволяет с самого начала почувствовать прочность семейных уз, что всегда было отличительной чертой иудаизма.
Сексуальные отношения в браке
Если судить по библейским текстам, сексуальная жизнь играла большую роль в жизни евреев. Но мнение это ошибочное, поскольку брачные отношения подчинялись очень строгим правилам, диктовавшим самоограничение. Многие правоверные соблюдают их по сей день.
Во всех текстах, посвященных обычаям, подчеркивается, что вечер пятницы — канун шабата — наиболее благоприятное время для исполнения супружеского долга. Праздничное настроение в этот вечер позволяет забыть трудности и заботы. Как отмечал д-р Норман Хейр, известный английский сексолог (соблюдавший обычаи иудеев), уже во время брачной церемонии юноше внушали, что в пятницу ему следует быть особенно нежным.
Согласно обычаю перед заходом солнца муж, выйдя из синагоги, спешил домой. Жена встречала его в дверях с зажженной свечой в руке. Она подавала ужин, более обильный и разнообразный, чем в другие дни, на столе также стояли зажженные свечи. Психоаналитики приписывают этим свечам символическое значение: они ассоциируются с мужским половым органом, «зажечь» который может только супруга. В наши дни пятничный ужин, даже у набожных израильтян, в значительной мере утратил былую торжественность и пышность, однако немного выпитого вина, чтобы отпраздновать шабат, несомненно побуждает супругов к интимной близости.
Как в средние века, так и до самого недавнего времени супруг перед исполнением супружеского долга читал молитву. Это предписывала еще «Каббала». Он просил Господа даровать ему физическую мощь, а также сына. Эта молитва трижды повторялась у супружеской постели.
В прошлом веке эльзасец А. Вейль, воспитанник синагогальной школы, описал, как ее директор, раввин Лазарус, под чьим кровом он жил, исполнял свой супружеский долг. Это происходило только по пятницам, после ужина. В то время как его жена раздевалась за занавеской, он (так же, как и она) бормотал себе под нос древнееврейские молитвы. Затем раввин подходил к занавеске и произносил несколько благословений, на каждое из которых жена отвечала: «аминь». Наконец, она приподнимала занавеску и в возвышенных выражениях приглашала мужа приблизиться.
Условия, в которых проходила супружеская близость, отнюдь не способствовали разжиганию чувственности: согласно талмуду предписывалось бояться света и наготы. Хассидиты (мистическое течение в иудаизме) не снимают в интимные моменты не только рубашки, но и ермолки с головы.
Предварительная любовная игра, похоже, незнакома иудеям. Целоваться позволялось лишь при встрече после долгого отсутствия одного из супругов (поцелуй в губы считался к тому же нечистоплотным). Мужчина не имел права поцеловать женщину, не состоящую с ним в близком родстве. Это считалось вульгарным и безнравственным. Истинно набожному мужчине не следовало целовать даже своих дочерей. При этом правоверные иудеи буквально расточали поцелуи, когда речь шла о священных предметах и книгах: если, например, книга падала на землю, то, подняв ее, всегда спешили с благоговением прижаться губами к переплету.
Покинув супружескую постель, мужчина должен был сразу вымыть руки или принять ванну. И в наши дни многие набожные люди неукоснительно следуют этому обычаю. В III веке, когда очистительная процедура была обязательной, находилось немало упрямцев (как свидетельствует раввин Иосия бен Невис), предпочитавших воздерживаться от половых сношений, чтобы не пришлось потом мыться. Особенно в холодную погоду, в связи с чем среди евреев Палестины сильно снизилась рождаемость. Рассказывают, что одна девушка избавилась от домогательств мужчины, спросив его: «А где ты потом помоешься?».
Возвращаясь к разговору об отношении к эротике, следует отметить, что раввины-талмудисты были против чувственных наслаждений, совращавших человеческую душу. А раввин Исаак в средние века говорил, что после разрушения Иерусалимского храма наслаждение в супружеской жизни следовало бы вообще запретить.
Манора [светильник] храма. Рельеф на арке Тита в Риме.
В одном толковании талмуда, широко распространенном среди иудеев в XII веке, раввин А. бен Менахана советовал супругам во время соития думать о Боге, дабы от нечистых мыслей не родились дурные дети. Забота древних раввинов о том, чтобы супруги, соединяясь, [70] не помышляли ни о чем мирском, была вполне оправданна: мужчины, которых стесняли рамки чересчур строгой моногамии, часто раздвигали их в своем воображении.
Текст брачного договора [город Падуя, XVII век].
Умеренность
Еще в 1789 году польский «ашкенази» Залкинд Хурвиц писал: «Среди евреев нет ни одного, который не был бы отлучен от жены по крайней мере на шесть месяцев в году». Далее он цитирован Леона де Модена, писавшего в своем труде о церемониях и обычаях иудеек: «Еврейки, у которых месячный цикл нарушен, месяцами не живут со своими мужьями» (эта же ситуация повторилась значительно позже у католиков — сторонников календарного метода).
К ежемесячному ритуальному воздержанию добавлялись и другие. В древнем Иерусалиме мужчины, несшие службу в Храме, не должны были сожительствовать со своими женами, также, как и те, кто выполнял ратный долг. Вот исторический факт. Библейский царь Давид соблазнил Вирсавию, жену офицера Урия, участвовавшего в осаде Раббаха. Царь отозвал его из войска, чтобы «узаконить» беременность Вирсавии, но Урия, соблюдая воздержание до окончания войны, не захотел близости с женой. Он вернулся в войско и погиб. как герой «сексуальной дисциплины». Воздерживаться следовало и во время траура — как личного, так и всеобщего (один из таких трауров продолжался 10 дней). После родов супружеская близость запрещалась в течение 40 дней, если родился мальчик, и 80 — если девочка (как бы в наказание родителям за то, что не произвели на свет сына).
Евреи без труда переносили длительное воздержание благодаря своей подчас чрезмерной целомудренности. Один испанский писатель считал, что именно обращенные в христианство евреи повинны в чересчур строгой морали его страны. Раввины же гордились тем, что «среди евреев куда меньше развратников, чем среди любого другого народа».
И в наши дни сексуальная активность верующих евреев гораздо ниже верующих католиков и протестантов. Известно, что умеренность вырабатывается привычкой. Как писал один раввин: «Член мужчины таков, что ведет себя тихо, если держать его на голодном пайке, но становится ненасытным, если постоянно утолять его аппетит». Правоверные иудеи, подчиняясь множеству ограничений в сексуальной жизни, привыкают к воздержанию, их половые потребности становятся меньше — так вырабатывается умеренность. Этому способствуют и другие причины. Так, жена, выбранная, как правило, родителями, воспринимается скорее, как вторая мать или сестра и вызывает меньше плотских желаний.
Из-за воздержания многие евреи (не только в прошлом) рано становятся импотентами. Стекель, один из основоположников венской школы сексологии, отмечал, что импотенция в начале века была подлинным социальным бедствием среди евреев России и Галиции — приверженцев иудаизма. «Я неоднократно констатировал случаи ранней импотенции, это подтверждали и многочисленные коллеги», — писал он.
Однако именно умеренностью евреев объясняется то, что они избавлены от некоторых форм рака. Согласно статистике, 50 лет назад рак шейки матки у евреек встречался в 20 раз реже, чем у представительниц других национальностей (медики долго объясняли это тем, что их мужья обрезаны. Однако и мусульманки и американки, мужья которых теперь, как правило, делают обрезание в младенчестве, часто заболевают раком). Вот что писал профессор Барук: «По нашему мнению эта гипотеза (умеренность мужей — А. Д.) наиболее обоснованна, так как любое повреждение напряженного члена, малейшее кровотечение может создать благоприятную почву для рака». 2)
Той же причиной объясняется и относительно редкие у евреев случаи рака предстательной железы. Правда, по свидетельству американского врача, 30 лет проработавшего в еврейском квартале Бруклина, после 1920 года заболевания участились. Свобода нравов и, как следствие, половая распущенность несомненно изменили ситуацию к худшему. [71]
1) Обычай заключения браков внутри определенной общественной группы (племени, касты).
2) Обширная статистика доказывает связь между сексуальной активностью и раком шейки матки. В Индии в 50-х годах случаи этого заболевания были особенно часты у женщин, выданных замуж совсем юными.