Что такое миссия проекта
Что такое миссия проекта
Почему невозможно создать успешный проект, не сформулировав его ви́дение и миссию? Как правильно изложенные ценности и принципы помогут другим людям понять, что собой представляет ваш проект? В том числе на эти вопросы ответила руководитель Центра развития местных сообществ и инициатив Уральского федерального университета, региональный координатор Благотворительного фонда «Нужна помощь» Виктория Щелкова в рамках Форума социально ориентированных некоммерческих организаций Приморского края, который прошел летом во Владивостоке. Она также рассказала, как правильно составить стратегию при помощи рабочей тетради «Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности». Все участники лекции могли ее заполнить и забрать с собой.
Виктория подчеркнула, что в начале работы необходимо выяснить четыре важные вещи: каковы миссия, ви́дение, цели и принципы вашей некоммерческой организации или проекта.
Идеальная миссия организации отвечает на четыре вопроса:
Ответы на эти вопросы идеально было бы уложить в двенадцать слов без витиеватых и непонятных формулировок (например, «развитие гражданского общества» – это не миссия).
Примеры миссий коммерческих и некоммерческих компаний:
«Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе» – миссия Диснейленда.
«Изменить к лучшему повседневную жизнь многих» – миссия IKEA.
«Наша цель – систематизировать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования» – миссия Google.
«Развитие благотворительности в России и повышение уровня ее профессионализма» – миссия фонда «Нужна помощь».
«Вовремя оказаться рядом и помочь ребенку с заболеванием головного мозга» – миссия фонда Хабенского.
Страница из рабочей тетради Виктории Щелковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»
Как сформулировать миссию своей организации? Спросите у своих сотрудников, у людей, которым доверяете. На их взгляд, чем вы занимаетесь? Про что вы? Из совокупности таких ответов можно сформулировать миссию.
Миссия должна быть и у каждого отдельного проекта организации: зачем мы это делаем? Для кого? И только после этого можно перейти собственно к фандрайзингу – думать, как, какими способами мы будем искать деньги на работу нашей организации или на какой-то конкретный проект.
Видение организации – это описание идеального состояния организации в будущем. Представьте работу вашей организации через 70 лет, когда вас там уже точно не будет. Что будет происходить? Как бы вы хотели, чтобы ваше дело выглядело, когда вас в нем уже нет?
Видение всегда шире, чем миссия. Почему? Миссия всегда нацелена вовне, на вашу целевую аудиторию. В ней ничего не сказано ни про вас, ни про вашу команду. А в видении все это есть.
А еще в ви́дении должно быть про тех людей, которые вам жертвуют. Как меняется жизнь тех людей, которые вас поддержали?
Например, «Наше видение – стать символом связи-развлечения. Мы вдохновляем людей на нечто большее, чем просто общение. Мы даем возможность каждому получать и создавать опыт развлечения. Этот опыт стирает границы между развлечением и общением» – видение компании SONY.
Ценности и принципы организации или проекта
Принципы всегда опираются на ценности. Есть базовые ценности: семья, здоровье, вера в Бога и т.д. У всех ваших доноров ценности такие же, как у вас. Принцип же – это характер действия. Это энергия, динамика.
Пример: Мы ценим прозрачность (ценность), и именно поэтому мы публикуем ежеквартальные финансовые отчеты всех наших проектов. И более того, мы ждем такой же прозрачности от всех наших подрядчиков и клиентов.
Ценность – прозрачность. Принцип – публикация отчетов.
Страница из рабочей тетради Виктории Щелковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»
В идеале человек, который прочитает ваши ценности и принципы, должен уже примерно понимать, о чем ваш проект.
В одном из фондов, где я работала, был такой случай. На мероприятии к сотруднице подошел один из учредителей фонда. В фонде он появлялся очень редко, примерно раз в три года. Он подошел и спросил: «Слушай, ну чем сейчас фонд-то занимается?» Она ответила: «Ну как чем? Проекты делаем. Старые проекты, новые проекты, разные проекты». Она-то говорит и понимает, о чем именно говорит. Но понял ли ее учредитель? Вопрос риторический.
У нас потом эта фраза даже в присказку вошла – «старые проекты, новые проекты, разные проекты».
Какое отношение миссия, проекты, ценности и принципы имеют к фандрайзингу? Фандрайзинг – это просто разговор человека с человеком. Если человек поймет вашу миссию, если ему будут близки ваши ценности, он обязательно вам поможет.
Без этих вещей невозможно писать стратегию развития организации. Почему? Потому что именно эти четыре вещи показывают, чем ваша НКО отличается от всех остальных. Эти четыре вещи должны быть понятны вам, вашей команде и, более того, если вы их сделаете четко и качественно, вы, скорее всего, задумаетесь: «А точно ли все наши проекты нам нужны?»
Миссию, видение, ценности и принципы нужно пересматривать хотя бы раз в год: организация растет, меняется, и окажется, что что-то уже не актуально, а что-то нужно переформулировать.
Как правильно сформулировать цели организации
Есть пять групп людей, которые взаимодействуют с вашей организацией:
1. Учредители (основатели, собственники)
2. Руководители (отделов, каких-то проектов)
3. Сотрудники – команда
4. Благополучатели – те, ради кого мы все это делаем. Миссия организации должна удовлетворять запросы благополучателей. Не руководителей, не учредителей, а именно благополучателей.
5. Партнеры (спонсоры, доноры, жертвователи). Это все люди, которые по каким-то причинам вас поддерживают ресурсами.
И у всех этих групп – разные цели, в том числе и финансовые. Их нужно учесть при составлении бюджета проекта.
О том, как это делать, и чем опасен хаос в фандрайзинге, читайте в следующей части рассказа.
Цель (миссия) и стратегия проекта
Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.
Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта.
Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта.
К числу факторов внешней среды относят:
Внутренняя среда включает:
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:
Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:
О миссии проекта
БЛОГ ЭКСПЕРТА.
Сергей Олифиров, бизнес-тренер, коуч, консультант по разработке и реализации стратегии, MBA, PMP, DipITOL.
Добрый день! Сегодня мы поговорим о таком факторе успеха проекта, как ясность миссии проекта.
Что такое миссия проекта? Его конечное предназначение, показывающее, ради каких целей и результатов проект был инициирован. Каким образом проект связан с другими проектами, инициативами и стратегией компании. Кто заинтересован в успешной реализации проекта? Для чего проект нужен стейкхолдерам?
Помню в студенческие годы, на первой паре по философии преподаватель спросила нас: какой самый главный вопрос философии? После многочисленных реплик из аудитории: Есть ли душа у человека? Есть ли Бог? Какая мораль правильная? Преподаватель выдержала паузу и сказала: «Самый главный вопрос философии: «Зачем?».
Миссия проекта должна объяснить, зачем инициирован проект, почему его важно реализовать и выделить на него ресурсы. При этом четкий ответ на вопрос о миссии проекта, должен быть не только у менеджера проекта, но и у спонсора, куратора и всех ключевых лиц, принимающих решения.
Что показало наше исследование: только 58% проектных менеджеров и членов проектных команд отметило, что миссия проекта, над которым они работают, им четко понятна, и они знают связь проекта с более высокими задачами.
Не стоит говорить, что непонимание, или недостаточное внимание миссии проекта, особенно со стороны десижнмейкеров может привести к тому, что проект будет лишен бюджетов, других ресурсов и в итоге закрыт.
Важно помнить, что даже если Вы используете agile подход к управлению проектами, и цель проекта и его технические характеристики не всегда очевидны на ранних стадиях планирования, миссия и «ключевое предназначение» должно быть понятно команде и заказчику в самом начале совместной работы.
Нужна ли проекту миссия?
Для начала давайте определимся с двумя порой кажущимися одинаковыми понятиями – миссия проекта и цель проекта. Начинающие стартаперы (и я не исключение) поначалу подменяют одно понятие другим, и искренне верят в то, что реализуют миссию проекта, тогда, как на самом деле лишь достигают его цели. И когда цель достигнута, то происходит кризис – начинаются метания в поисках новой цели, начинается поиск действительно миссии.
Поэтому давайте разнесем цель и миссию, прочертим границу между ними.
Цель – это конкретный результат вашей деятельности, который вы получаете для себя. Миссия – это общий результат вашей деятельности, который получают другие люди.
Исходя из этих определений, выведем основные различия между целью и миссией:
1. Цель – это то, что вы делаете для себя, а миссия – то, что ваш проект делает для других.
2. Цель является четкой, тогда, как миссия обобщенной.
3. Целей может быть несколько, тогда как миссия – одна.
4. Цель можно разбить на ряд задач, достижение которых в частности, будет обозначать достижение цели в целом.
5. Целей может быть несколько, причем разнесенных по разным проектам.
И для простоты приведу пример, так сказать, из практики. Одной из целей проекта Delofri является наработка пользовательской базы (чтобы создать достаточное количество заявок и курьеров, способных их реализовать).
Ну а миссия проекта состоит в стирании границ онлайн-торговли и распространении нового способа доставки товаров по всему миру.
Всем ли проектам нужна миссия? Я считаю, что миссия нужна тем проектам, которые ходят добиться успеха и обрести популярность среди своей аудитории. У любого проекта должен быть смысл существования, смысл роста, развития. Иначе проект со временем усыхает, превращается в «просто бизнес». Именно в отсутствии миссии я вижу причину, по которой большинство стартапов не становятся пробивными и со временем закрываются.
Для вдохновения давайте познакомимся с миссиями популярных компаний:
«Мы помогаем нашим покупателям сэкономить деньги, чтобы сделать их жизнь лучше»
«Улучшение повседневной жизни каждого»
«Создать пространство, в котором каждый может купить онлайн все, что пожелает»
«Предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и объединенным»
«Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому»
«Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал»
«Стать платформой для общения людей в реальном времени»
«Обеспечить быстрый и простой доступ к видео-контенту и предоставить возможность обмениваться видео друг с другом»
«Мгновенно соединять людей повсюду»
«Обеспечить студентов, педагогов, творческих профессионалов по всему миру лучшими персональными компьютерами благодаря использованию инновационных решений»
Как видите, ни одна успешная компания не ставит своей миссией заработок денежных средств, расширение аудитории, внедрение новых алгоритмов управления. Потому что всё это цели. И осмелюсь даже высказать мнение о том, что цель является инструментом для реализации миссии.
Какую миссию определили вы для своего проекта? Отпишитесь в комментариях, с интересом ознакомлюсь!
Нужна ли миссия компании? Что это такое, в чем польза, примеры
Миссия компании — бесполезный атрибут или нужная вещь? В этой статье разбираемся, что это вообще такое, каким компаниям нужна миссия, а каким нет, и смотрим примеры миссий от известных компаний.
Что такое миссия компании
Миссия — это цель компании, сформулированная в паре предложений. Обычно миссия отражает не финансовые цели компании, а что-то более возвышенное и человечное: какой след она хочет оставить в мире, какую глобальную пользу принести своим клиентам и сотрудникам. То есть рассказывает, почему вообще возникла компания и к чему она стремится.
Зачем нужна миссия организации
Миссию компании можно создавать в трех целях: для мотивации сотрудников, для представления клиентам и «чтобы было». Посмотрим на примерах, чем отличаются эти подходы.
Миссия компании как девиз для сотрудников
Некоторые компании используют миссию как путеводную звезду для сотрудников. Это хорошо получается, если миссия короткая и применима к разным ситуациям. Например, «Додо Пицца» сформулировала так: «Мы создаем вкусную еду и искренний сервис, чтобы подарить людям больше моментов радости». Такие миссии помогают сотрудникам понять, что важно для компании, и объединяют команду для достижения общей цели.
Миссия компании как часть образа для клиентов
Миссию можно сформулировать для клиентов как часть коммуникации. В таком случае она будет простыми словами объяснять, какую именно пользу компания стремится принести клиентам, почему ее продукты именно такие.
Миссия компании Apple классно иллюстрирует нацеленность на клиентов: «Лучшие технологии — те, что делают лучше жизнь каждого. Делать семейные фото. Общаться в FaceTime. Открывать шторы по утрам. Мы хотим, чтобы технологии помогали в повседневных делах каждому человеку. Поэтому мы создаем продукты, доступные всем. Мы убеждены, что главное в устройстве — не мощность, а возможности, которые оно вам дает».
Миссия компании, если просит директор
Никто не запрещает написать миссию, даже если особо не о чем писать. Может, директор хочет, чтобы было «как у всех», или вы хотите протестировать — а вдруг и правда это как-то повлияет на продажи.
Но, скорее всего, получится что-то вроде такого (все совпадения с существующими миссиями случайны):
Миссия нашей компании — удерживать лидирующие позиции на рынке (впишите сферу) за счет постоянного повышения качества продукции и обслуживания клиентов. Мы считаем, что (впишите продукт) — честное и разумное предложение нашим покупателям, забота о которых является основной мотивирующей силой нашей деятельности. Мы стремимся обеспечить и гарантировать сотрудникам высокую заработную плату, достойные условия труда и возможность гордиться своей принадлежности к компании и разделять наши деловые принципы.
Этот текст может висеть где-то в разделе «О компании», где его никто не будет читать.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Кому нужна миссия организации, а кому нет
Миссия не нужна, если вы просто делаете на бизнесе деньги без всяких возвышенных целей. Если у вас при этом заботливый сервис и нормальная мотивация для сотрудников — это просто отлично. Вам не надо выдумывать никакую миссию: сотрудники хорошо работают, клиенты идут за качественными услугами.
И, наоборот, даже самая душевная миссия ничего не будет значить, если компания жадничает на зарплатах, продает некачественные продукты и не отличается хорошим сервисом.
Отсутствие миссии никак на вас не скажется, если бизнес нормально выстроен. Если все плохо, миссия не спасет.
Миссия нужна бизнесу, у которого есть искренняя причина существования, кроме заработка. Например, вы стали родителем, искали нормальную кроватку по цене не как самолет, не нашли и решили делать такие кроватки самостоятельно. Или ваш близкий человек страдал от проблем с кожей, вы хотели ему помочь и в итоге начали производить косметику для других людей с такой проблемой. Такая причина — и есть миссия, вам остается только ее сформулировать.
Как придумать миссию организации
Допустим, вы определились и все же хотите составить миссию. Чтобы работать было проще, предлагаю следовать этому плану из четырех шагов.
Ответьте на вопросы
Перед вами список из семи вопросов. Отвечайте развернуто и записывайте свои ответы.
Вопросы, которые помогут придумать миссию компании
Составьте текст
Посмотрите на свои ответы. Логически объедините их в один текст. Оцените — что в них самое важное, вдохновляющее, что больше всего характеризует ваш бизнес. Самое интересное, что миссия не должна быть большой, пусть это будет пять слов или 15 — главное, чтобы она отражала именно ваш образ.
Сократите текст
Теперь самая важная и сложная часть — вычистить и «причесать» все, что осталось. В идеале готовая миссия должна быть такого формата, чтобы легко уместить ее на слайд презентации или произнести в речи перед сотрудниками или при встрече с клиентами.
Протестируйте готовую миссию
Дайте почитать коллегам, друзьям — всем, чьему мнению в этом вопросе вы доверяете. Желательно, чтобы это были люди как из компании, так и извне, чтобы получить оценку с обеих позиций. Спросите, все ли им было понятно, какие чувства появились при прочтении, соответствует ли текст образу компании. Соберите все замечания и вернитесь к доработке миссии.
Примеры миссий от известных компаний
В этом разделе собрала для вас 30 миссий компаний. Читайте, вдохновляйтесь.
IKEA
Больше всего на свете мы ценим жизнь дома. В основе нашей культуры лежат единство, энтузиазм и «рациональный» взгляд на мир. Мы оптимисты и постоянно ищем новые способы сделать все лучше, начиная с кресла-качалки, которое умещается в плоскую упаковку, и заканчивая светодиодными лампочками, которые доступны любому. Наша миссия — изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей — не только покупателей, но и сотрудников компании ИКЕА и компаний-поставщиков.
Леруа Мерлен
Миссия Леруа Мерлен — сделать доступным для каждого ремонт и обустройство дома. «Низкие цены каждый день» — концепция, которая объединяет все магазины в России.
Volvo
Содействовать экономическому процветанию, предлагая транспортные решения.
Harley Davidson
Нас интересует не столько конструирование транспортных средств, сколько вечная жажда приключений. И духовная свобода.
Tesla
Tesla’s mission is to accelerate the world’s transition to sustainable energy.
Миссия Tesla — ускорить переход мира к устойчивой энергетике.
Аэрофлот
Мы работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит — быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии.
S7 Airlines
Наша миссия — поддерживать людей в их движении к счастью и вдохновлять тех, кто стремится к нему, найти нужный путь.
Миссия Facebook — помочь людям во всем мире объединиться в сообщество и стать ближе друг к другу.
ВКонтакте
Наша миссия — соединять людей, сервисы и компании, создавая простые и удобные инструменты коммуникации.
TikTok
TikTok — ведущее приложение для создания и просмотра коротких видеороликов. Наша миссия — вдохновлять пользователей на творчество и приносить радость.
«Яндекс»
Миссия «Яндекс» — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.
Цель компании Google – упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому.
Mail.ru
Наша миссия — улучшать жизнь человека, делая технологии доступными и удобными.
Avast
Компания Avast стремится создать мир, в котором каждый, кем бы он ни был, где бы ни находился и каким бы образом ни подключался к Интернету, сможет быть уверен в своей безопасности и конфиденциальности.
«Лаборатория Касперского»
Наша миссия — строить безопасный мир.
Disney
Миссия The Walt Disney Company – быть одним из мировых лидеров по производству и предоставлению развлечений и информации.
Our mission is “to act in the public interest, serving all audiences through the provision of impartial, high-quality and distinctive output and services which inform, educate and entertain”.
Наша миссия — действовать в интересах общества, служить всем аудиториям, предоставляя непредвзятые, высококачественные и уникальные продукты и услуги, которые информируют, обучают и развлекают.
Nike
Our mission: bring inspiration and innovation to every athlete in the world.
* If you have a body, you are an athlete.
Наша миссия: нести вдохновение и инновации каждому атлету* в мире.
*Если у вас есть тело, вы атлет.
Mastercard
Каждый день в любой точке мира мы используем наши технологии и знания, чтобы сделать процесс оплаты безопасным, простым и удобным.
Visa
Наша миссия заключается в том, чтобы открыть миру доступ к самой инновационной, надежной и безопасной платежной сети, предоставив потребителям, компаниям и национальным экономикам возможности для развития.
Сбер
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Lenovo
Мы стремимся создать персональные устройства для максимально большого количества людей, сформировать вдохновляющее культурное сообщество и построить надежную компанию, которая будет пользоваться доверием и уважением во всем мире. Это видение способствуют реализации нашей миссии — стать одной из лучших в мире компаний по производству персональных устройств.
Samsung
Вдохновлять мир новаторскими технологиями, продуктами и разработками, обогащающими человеческие жизни и вносящими вклад в социально ответственное, устойчивое будущее.
Создание качественных технологий, доступных для всех.
Huawei
Мы стремимся предоставить цифровые технологии каждому человеку, дому и организации для создания полностью подключенного интеллектуального мира.
Polaroid
We create beautiful tools to capture the meaningful moments in life.
Мы создаем прекрасные инструменты, чтобы запечатлевать памятные моменты жизни.
Starbucks
Наша миссия — вдохновлять и питать дух каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте.
Danone
Миссия Danone — нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей.
Coca-Cola
В 1886 году, когда началась история Coca‑Cola, нашей миссией было дать людям новые напитки. Но сегодня мир изменился, и компания столкнулась с новыми задачами и вызовами. Сегодня наша миссия — создавать напитки и менять мир к лучшему.
Nestle
Цель «Нестле» — повышение качества жизни и вклад в здоровое будущее. В соответствии с целью и ценностями компании мы стремимся формировать культуру здорового образа жизни и правильного питания. Так мы вносим вклад в общество и тем самым обеспечиваем долгосрочный успех нашей компании.
Миссия компании: что стоит запомнить
Миссия — это причина существования компании, кроме заработка. Миссию организации можно использовать как часть имиджа в коммуникации с клиентами, а также для объединения и мотивации сотрудников на пути к общей цели.
Если компания создавалась чисто для заработка, миссия не нужна, и ее отсутствие никак не скажется на успехе бизнеса. Особенно если налажен хороший сервис и внутренняя система мотивации. Если нет их и нет какой-то глобальной цели, миссия компании будет натянутой и пафосной и никак не поможет делу.
Создать миссию можно за четыре шага. На первом пошагово опишите, чем занимается ваша компания и какую пользу приносит клиентам, какие проблемы решает, какие изменения хочет принести в мир. На втором составьте текст из своих ответов и определитесь, какая мысль в нем главная. На третьем сократите текст, оставив только главное. На четвертом попросите коллег и друзей прочитать ваш текст и рассказать, какие реакции и замечания у них появились, и возвращайтесь к редактированию.
Миссия SendPulse — сделать вашу коммуникацию с клиентом простой, удобной и омниканальной. Регистрируйтесь и попробуйте делать рассылки с нашими инструментами для создания чат-ботов, email, SMS и Viber сообщений.
Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.