Что такое миражная интрига

Своеобразие конфликта. («Миражная интрига»)

«Миражная интрига» — термин Ю. В. Манна (слово «миражная» заимствовано у критика прошлого века Ал. Григорьева). Он означает, что формально интрига происходит между Хлестаковым и чиновниками, а на самом деле чиновники взаимодействуют не с Хлестако­вым, а с отсутствующим Ревизором. Название комедии «Ревизор» красноречиво указывает на этого персонажа, который так и не появляется на сцене. Между тем он-то и составляет «цель и смысл комедии». «В голове всех си­дит ревизор» (Н. В. Гоголь). Ревизор подменен Хлестаковым, поэтому в ходе развития действия между героями ^устанавливаются ложные, мнимые, «призрачные» (как сказал бы Белинский) или «миражные» отношения. Исходя из этого, можно сказать, что в комедии две Г интриги.

Одна настоящая: «К нам едет ревизор». Эта завязка появляется в самой первой фразе и захватывает всех действующих лиц (Гоголь считал такое энергичное начало очень важным требованием для комедии). Можно понимать эту завязку в символическом смысле — мистический страх перед ревизором как проявление «одичалой совести» (М. Е. Салтыков-Щедрин). После завязки — экспозиция (сообщения чиновников о положе­нии дел для зрителя — это знакомство с чиновниками). Кульминационный момент — сообщение Почтмейстера о том, что Хлестаков не ревизор, чтение письма Тряпичкину и слова Городничего («Над кем смеетесь и т. д.»). Развязка — приход Жандарма (с сообщением о прибы­тии настоящего ревизора) и немая сцена.

Другая интрига — «миражная» (водевильные взаимо­отношения Хлестакова с чиновниками). Завязка здесь — сообщение Бобчинского и Добчинского, что ревизор — это Хлестаков. Кульминационные моменты — сцена вранья Хлестакова (и композиционно параллельная ей сцена хвастовства Городничего), сцена получения взяток, сце­на «сватовства» Хлестакова с пародийным любовным треугольником (он, жена и дочь Городничего). Развяз­кой для Хлестакова является его отъезд, а для Город­ничего — момент, когда он чувствует себя посрам­ленным («Надул, проклятый. »). Действие развивается, таким образом, между двумя письмами, что придает композиции кольцевой характер.

В отношении заключительной «немой сцены» нет еди­ного мнения исследователей, ее можно интерпретиро­вать по-разному. Одна из возможных интерпретаций — наконец появился настоящий, честный ревизор, и чи­новников настигло справедливое возмездие. Известно, однако, что честных чиновников, в том числе и ревизо­ров, не бывает, об этом говорит многолетний опыт Го­родничего, и вся пьеса доказывает эту идею. Следова­тельно, вряд ли стоит надеяться, что этот новый ревизор окажется лучше прежнего. Кроме того, в пьесе не сооб­щается, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник» — это именно ревизор (тем бо­лее, что ожидаемый ревизор должен быть «инкогнито»). То есть тревога может опять оказаться ложной. Но если этот чиновник не ревизор, тогда вообще непонятно, кто он и с какой целью приехал. Он путешествует в сопро­вождении жандарма и требует к себе Городничего. Если этот жандарм нужен для того, чтобы арестовать Город­ничего, то это необъяснимо, — ведь следствия еще не было, как не было самой ревизии.

Впрочем, очевидно, что городу не нужна ревизия со стороны: он ревизовал себя сам на протяжении пьесы. Поэтому не случайно реплика жандарма вызывает такой шок у действующих лиц: прибывший чиновник в самом деле может ассоциироваться с небесной карой, которой страшатся персонажи комедии. Этому способствует и то обстоятельство, что объявляющего о нем жандарма нет в списке действующих лиц. Все это придает особую, мистическую окраску концовке пьесы.

Примечательно, что чиновник прибывает из Петер­бурга: это соответствует общему колориту образа Петер­бурга в пьесе как города таинственного, заоблачного, «миражного», которого никто из жителей города не ви­дел, существующего в некой особой реальности.

История замысла и жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»

Выбор сюжета. Как и в случае с «Ревизором», сюжет построен на известном «анекдоте», а Гоголю он был подсказан Пушкиным. Гоголь нашел его как нельзя бо­лее подходящим для такого произведения, в котором можно было бы изобразить «хотя с одного боку. всю Русь». Вот что сказал он сам по этому поводу: «Какой оригинальный сюжет! какая разнообразная куча! вся Русь явится в нем». Простой «дорожный» сюжет (Чичи­ков ездит по России, скупая «мертвые души») дает воз­можность показать картины из жизни различных соци­альных групп. Существенно, что если в более ранних \ произведениях Гоголя место действия — мифологизи­рованный город-мир, то в «Мертвых душах» местом дей­ствия следует считать Россию в целом. Разумеется, это тоже мифологизированная Россия, Россия — «дитя Го­голя» (А. А. Блок).

Дантовский фон. В качестве важного прообраза для своей поэмы Гоголь избирает «Божественную комедию» Данте, главный герой которой путешествует по Аду, Чистилищу и Раю в поисках души возлюбленной. Поэма «Мертвые души», согласно гоголевскому замыслу, долж­на была также состоять из трех частей, условно соответ­ствующих Аду, Чистилищу и Раю. «Мертвые души» заду­маны как поэма о постепенном восхождении героя от низших сфер человеческой жизни к высшим, от без­образного к прекрасному, от хаоса к гармонии, от небы­тия к бытию, от «мертвых душ» к живой душе. В первом томе сосредоточено все дурное (Ад), события второго тома должны были оказаться для Чичикова «Чистили­щем», в третьем томе герой должен был окончательно преобразиться и стать воплощением национального идеала. Вместе с Чичиковым этот путь проходят и автор, и сама Россия (в лице читателя). Значит ли это, что у Гоголя был своеобразный утопический замысел спа­сти, преобразить Россию своей поэмой? Вероятно, так оно и есть. Однако, как и всякая утопия, этот замысел не был осуществлен в реальности. Находясь в состоянии тяжелого душевного кризиса. Гоголь уничтожил третий том поэмы и значительную часть второго.

«Мертвые души» — поэма. Гоголь не случайно назы­вает «Мертвые души» поэмой несмотря на то, что этот текст — прозаический. В этом произведении, конечно, сильно чувствуется влияние авантюрного плутовского романа, или так называемой «пикарески», главный герой которой (плут, «пикаро») путешествует, встречает на своем пути различных людей и мастерски обводит их вокруг пальца; дорожный сюжет дает писателю возможность показать множество разнообразных соци­ально-сатирических картин. Но, несмотря на это, «Мертвые души» не похожи на обычный роман. Пере­числим те особенности поэтики «Мертвых душ», кото­рые оправдывают формулу жанра («поэма»), предложен­ную автором.

1. Лиро-эпический характер произведения, особая роль в нем авторского голоса, лирических отступлений.

2. Важная роль композиционных повторов на разных уровнях текста.

3. Поэтическая манера письма. Развернутые метафо­ры и сравнения, длинные фразы с усложненными ри­торическими фигурами, произвольные ассоциативные ; ряды, разнообразные отклонения от темы, в некоторых местах (перечитайте начало главы 7) можно говорить о некотором ритмическом элементе в прозе и о значи­тельной роли фонетических созвучий. Большие фраг­менты «Мертвых душ» легко заучиваются наизусть именно благодаря этому «поэтическому» фактору.

4. Вообще, стиль повествования имеет здесь большее значение, чем в чисто эпическом произведении (по­вести, романе). Как уже говорилось, в этот период твор­чества Гоголя фантасмагорический элемент как бы пере­ходит из сюжета в стиль.

5. В наброске «Учебная книга словесности для рус­ского юношества» Гоголь дает определение «меньшего рода эпопеи» как жанра среднего между поэмой и ро­маном: «. Автор ведет его [героя] жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, картину недостатков, зло­употреблений, пороков. » Напомним, что эпопея — это крупное эпическое произведение на национальную тему, в ней находят свое выражение «субстанциальные силы народа» (В. Г. Белинский). «Мертвые души» мыслились. Гоголем именно в такой перспективе. Поэтому очень чутким следует считать прочтение К. С. Аксакова (статья «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»), который называет эту поэму русской «Илиадой», а Гоголя — русским Гомером. (Про­читайте статью К. С. Аксакова, а также статьи В. Г. Белинского о «Мертвых душах». В чем суть поле­мики между двумя критиками?)

Сюжет и конфликт

Сюжет поэмы несложен.

Завязка. В 1 главе Чичиков приезжает в город, встре­чается с чиновниками и подготавливает почву для заду­манной им авантюры. Обратите внимание на портретную характеристику Чичикова (найдите указания на типич­ность, «усредненность» героя), на иронически пародируемые Гоголем романтические штампы в самохаракте­ристике Чичикова, обращенной к чиновникам: «. и раз­говор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не досто­ин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать на­конец место для жительства, и что, прибывши в этот го­род, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам». Здесь пародий­ность подчеркивается неожиданно прозаической, даже пошлой, концовкой.

(Кого из помещиков встретил Чичиков на «домашней вечеринке» у губернатора?)

В этой же главе мы обнаруживаем и экспозицию — описание города. Обратите внимание на сатирический и гротескный аспект уличного пейзажа и интерьера гос­тиницы. Выделите формулы указания на типичность («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гос­тиницы в губернских городах. » и т. п.). Парадокс за­ключается в том, что хотя говорится об обычности и ти­пичности, но многие детали выписаны гротескно-гипер­болически (изображенная на картине нимфа «с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал», комната «с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов», магазин с надписью «иностранец Василий Федоров»), видна ирония («Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государ­ственных орлов, которые теперь уже заменены лакони­ческою надписью: «Питейный дом»; «Город никак не ус­тупал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных»). Обратите внимание также на па­родийный фрагмент из газетной заметки («город наш украсился. » и т. д.).

Развитие действия. В главах со 2-й по 6-ю Чичиков посещает помещиков — владельцев «Мертвых душ» — и заключает с ними сделки. Все главы построены по одинаковому композиционному принципу. В 7-й главе Чичиков подписывает купчую грамоту, для чего ему не­обходимо прийти в судебную палату и дать взятку чи­новнику «Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло». В 8-й главе Чичиков приходит на бал к губернатору, и здесь его неожиданно разоблачает Ноздрев.

Кульминация. Выступление Ноздрева на балу можно считать началом кульминации сюжета. Эта кульминация расширенная. В конце восьмой главы мы встречаем «колымагу» Коробочки, которая едет в город узнавать, «почем нынче мертвые души». Девятая глава начинается разговором двух дам и продолжается как гротескно-фан­тасмагорический пересказ слухов о Чичикове. В десятой главе все чиновники собираются у полицеймейстера, чтобы «потолковать» о происшедшем. Здесь почтмейстер рассказывает «Повесть о капитане Копейкине». Обрати­те внимание: с одной стороны эта вставка замедляет ход повествования, с другой стороны, ее появление в куль­минационный момент подразумевает особую значимость на более глубоком, символическом уровне произведе­ния.

Развязка. В 11-й главе Чичиков уезжает из города. Обратите внимание, что развязка слегка размыта. Почти вся глава соткана из авторских отступлений: это био­графия Чичикова (которая может рассматриваться как «запоздалая» экспозиция главного героя), а также целый ряд лирических отступлений на тему России. В заклю­чительной сцене Чичиков постепенно утрачивает свои собственно «чичиковские» очертания и растворяется в образе тройки, это уже не Чичиков, а обобщенно-сим­волический образ русского, которому в следующих томах должен был соответствовать обобщенно-символи­ческий образ самой России. Может быть, здесь Чичиков сливается с лирическим героем.

Источник

“Миражная интрига” в комедии “Ревизор” – понятие Хлестакова

В любом литературном произведении существует интрига. Зачастую главной сюжетной линией служит любовная интрига. В пьесе же Н. В. Гоголя «Ревизор» огромную роль играет так называемая «миражная интрига».

Понятие «миражной интриги»

Термин «миражная интрига» впервые употребил литературный деятель А. А. Григорьев по отношению к пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Этот же термин позднее использовал в своей работе Ю. Манн. Что же представляет собой «миражная интрига» в комедии «Ревизор»?

Мираж – нереальный объект, что-то не существующее, что кажется реальностью. Интрига – запутанное событие, в произведениях зачастую – завязка сюжета, на распутывании которой и строится повествование.

Получается понятие «миражная интрига» – это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. Завязка сюжета происходит из-за того, что Хлестакова принимают за другого человека, за ревизора. Завязка «миражной интриги» происходит в тот момент, когда Бобчинский и Добчинский принимают Ивана Александровича за высокопоставленного чиновника.

Хлестаков и «миражная интрига»

Смысл «миражной интриги» заключается в том, что Хлестаков, обдурив весь уездный город, на самом деле никого не обманывал. Этот персонаж на протяжении всей пьесы просто плыл по течению, не отказывался от преподносимых ему даров, при этом до конца не понимая, за что на него свалилось такое счастье. Жители города от страха приняли за ревизора человека, который ни капли на него не был похож. Однако их настолько сковал страх, что они сами придумывали себе логические объяснения всем поступкам Хлестакова. Его заглядывание в тарелки, странная речь – все воспринималось, как попытка запутать следы. А сам Хлестаков хоть и является героем отрицательным, глупцом и пройдохой, не вынашивал никаких коварных планов по одурачиванию городничего и государственных служащих.

Характер Хлестакова

«Миражная интрига» имеет место быть в комедии благодаря характеру главного героя. Безответственный и безалаберный 23-х летний человек попадает в довольно комичную ситуацию. Его принимают за ревизора, а он, не понимая, что происходит, начинает подыгрывать городничему и его свите. Хлестаков весьма глуп и не стремится выяснить причину повышенного к себе внимания. Лишь в четвертом действии он узнает, что все видят в нем проверяющего. Тут уж главный герой показал себя во всей красе и его ложь достигает космических масштабов. Он рассказывает окружающим, что у него огромный особняк в Санкт-Петербурге, что он лично знаком с Пушкиным и сам занимается литературой. Герой обещает жениться на дочери городничего, не забывая флиртовать при этом с ее матерью. Этот поступок говорит о несерьезности и о неуважении к женщинам.

Так же легко и непринужденно, как появился, также он и исчезает, оставляя одураченных чиновников в полном одиночестве и с нерешенными проблемами.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Миражная интрига» в комедии «Ревизор». Здесь дается определение такому понятию, как «миражная интрига», объясняется, что это значит в контексте произведения.

Источник

Миражная интрига в комедии Ревизор Гоголя

Один из главных героев Хлестаков действовал по обстоятельствам и может он и вовсе не хотел вводить всех в заблуждение, кто знает. Данный персонаж просто не отказывался от всех подарков и даже не понимал за какие заслуги с ним такое чудо произошло. Жители города, из за своего страха, решили что Хлестаков ревизор, хотя он ни капли не был похож на настоящего проверяющего. Но из за паники было придумано объяснение к каждому его действию. Они думали что таким образом он заметает следы.

Этот персонаж не по своей воле стал центром интриги. Он просто любил поговорить о себе и иногда говоря неправду он запутывал всех. Но такого коварного плана он не вынашивал в своей голове. Образ Хлестакова очень не однозначный. Он показывает нам глупую, неоднозначную и простую совесть. Также характер Хлестакова создал заблуждение по поводу его профессии. Хоть по началу он и не понимал почему к нему так хорошо относятся окружающие в 4 действии когда все прояснилось он начал много врать.

Безответственный и безалаберный человек рассказывал всем о своей важности, которой на самом деле нет. Несерьезный и не уважающий женщин Хлестаков предлагает выйти замуж за него дочери городничего, но при этом всем он и с матерью девушки флиртует и считает это нормальным. Ему очень повезло что уехать до того как все узнали кем он является на самом деле. Если бы он рассказал обо всем сразу после того как узнал такого могло бы и не случиться. Но горожане и сами виноваты в том что не соблюдали всех правил и при проверке устроили такую беготню вместе с паникой.

Обман всегда раскрывается и вот данная комедия отличный тому пример. Вранье главных за разные вопросы жителей, ложь Ивана Хлестакова все это со временем раскрылось. И если на этот раз одному из лгунов( Ивану ) удалось убежать, то все остальные явно будут лишены своих “теплых местечек” и наказаны по всей строгости. Миражная интрига данной пьесы делает ее намного интересней для прочтения, ведь без данного приема весь смысл бы утратился.

2 вариант

Сюжет комедии «Ревизор» подсказан Гоголю А.С. Пушкиным. Решение изобразить главного героя как обманщика поневоле, вынужденного чиновниками маленького городка к мистификации, миражу. Мираж – что – то неясное, явно несуществующее. Однако в комедии автор запутывает события, закручивает интригу так, что сквозь дымку нереальности завязывается вполне реальный сюжет, формируются яркие образы чиновников и, конечно, главного героя пьесы Хлестакова.

Вот и завязка. Чиновники сами придумали фигуру, еще миражную, расплывчатую, но постепенно слепили образ ревизора. А почему?

В голове каждого из них сидит именно ревизор. Все обеспокоены ревизором. Около него кружатся страх и ужас всех действующих лиц. Это же понятно: городничему лишь бы не упустить возможность получить то, что плывет прямо в руки. Судья взяточник. Земляника – человек толстый, но плут тонкий. Почтмейстер любит интересные истории, читая чужие письма. И прочие реальные, образы чиновников, объятые страхом разоблачения.

Проснувшись, он не помнит, что наговорил и чем всех перепугал. До сих пор не осознает глупость и абсурдность своих поступков. Одновременно влюбляться в дочь и в мать. Просить деньги, просто потому, что сорвалось с языка. И только к концу акта он понимает, что его не за того принимают. И если бы не Осип, который растолковал, ему, что враньё скоро раскроется, он дождался бы позора.

Хлестаков – это лицо придуманное, несуществующее, как мираж. То ли был или то ли не был?

А вот и реальность: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. » Чиновники поражены как громом. А затем немая сцена.

Также читают:

Картинка к сочинению Миражная интрига в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Хамелеонство – способность человека подстраиваться, маскироваться под ситуацию словно хамелеон, меняющий окрас в зависимости от окружающей среды. Такое качество человека вызывает у других неприятные чувства

В произведении «Кладовая солнца» описана жизнь двух детей сирот – Митраши и Насти. Митраша – десятилетний мальчик, небольшого роста и крепкого телосложения, за что его прозвали «мужичок в мешочке»

В 1976 году был написан знаменитый рассказ Виктора Астафьева – «Царь-рыба». Данное произведение раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы, охватывает такие темы

Современное человечество достигло многого. Научилось использовать ядерную энергию для мирных дел. Вышло в космос и отправило свои корабли к другим планетам.

Источник

“Миражная интрига” в комедии “Ревизор”

В любом литературном произведении существует интрига. Зачастую главной сюжетной линией служит любовная интрига. В пьесе же Н. В. Гоголя «Ревизор» огромную роль играет так называемая «миражная интрига».

Понятие «миражной интриги»

Термин «миражная интрига» впервые употребил литературный деятель А. А. Григорьев по отношению к пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Этот же термин позднее использовал в своей работе Ю. Манн. Что же представляет собой «миражная интрига» в комедии «Ревизор»?

Мираж – нереальный объект, что-то не существующее, что кажется реальностью. Интрига – запутанное событие, в произведениях зачастую – завязка сюжета, на распутывании которой и строится повествование.

Получается понятие «миражная интрига» – это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. Завязка сюжета происходит из-за того, что Хлестакова принимают за другого человека, за ревизора. Завязка «миражной интриги» происходит в тот момент, когда Бобчинский и Добчинский принимают Ивана Александровича за высокопоставленного чиновника.

Хлестаков и «миражная интрига»

Смысл «миражной интриги» заключается в том, что Хлестаков, обдурив весь уездный город, на самом деле никого не обманывал. Этот персонаж на протяжении всей пьесы просто плыл по течению, не отказывался от преподносимых ему даров, при этом до конца не понимая, за что на него свалилось такое счастье. Жители города от страха приняли за ревизора человека, который ни капли на него не был похож. Однако их настолько сковал страх, что они сами придумывали себе логические объяснения всем поступкам Хлестакова. Его заглядывание в тарелки, странная речь – все воспринималось, как попытка запутать следы. А сам Хлестаков хоть и является героем отрицательным, глупцом и пройдохой, не вынашивал никаких коварных планов по одурачиванию городничего и государственных служащих.

Характер Хлестакова

«Миражная интрига» имеет место быть в комедии благодаря характеру главного героя. Безответственный и безалаберный 23-х летний человек попадает в довольно комичную ситуацию. Его принимают за ревизора, а он, не понимая, что происходит, начинает подыгрывать городничему и его свите. Хлестаков весьма глуп и не стремится выяснить причину повышенного к себе внимания. Лишь в четвертом действии он узнает, что все видят в нем проверяющего. Тут уж главный герой показал себя во всей красе и его ложь достигает космических масштабов. Он рассказывает окружающим, что у него огромный особняк в Санкт-Петербурге, что он лично знаком с Пушкиным и сам занимается литературой. Герой обещает жениться на дочери городничего, не забывая флиртовать при этом с ее матерью. Этот поступок говорит о несерьезности и о неуважении к женщинам.

Так же легко и непринужденно, как появился, также он и исчезает, оставляя одураченных чиновников в полном одиночестве и с нерешенными проблемами.

Источник

Миражная интрига в комедии Ревизор Гоголя

Миражная интрига — это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. В комедии Ревизор явно просматривается именно эта особенность.

Один из главных героев Хлестаков действовал по обстоятельствам и может он и вовсе не хотел вводить всех в заблуждение, кто знает. Данный персонаж просто не отказывался от всех подарков и даже не понимал за какие заслуги с ним такое чудо произошло. Жители города, из за своего страха, решили что Хлестаков ревизор, хотя он ни капли не был похож на настоящего проверяющего. Но из за паники было придумано объяснение к каждому его действию. Они думали что таким образом он заметает следы.

Этот персонаж не по своей воле стал центром интриги. Он просто любил поговорить о себе и иногда говоря неправду он запутывал всех. Но такого коварного плана он не вынашивал в своей голове. Образ Хлестакова очень не однозначный. Он показывает нам глупую, неоднозначную и простую совесть. Также характер Хлестакова создал заблуждение по поводу его профессии. Хоть по началу он и не понимал почему к нему так хорошо относятся окружающие в 4 действии когда все прояснилось он начал много врать.

Безответственный и безалаберный человек рассказывал всем о своей важности, которой на самом деле нет. Несерьезный и не уважающий женщин Хлестаков предлагает выйти замуж за него дочери городничего, но при этом всем он и с матерью девушки флиртует и считает это нормальным. Ему очень повезло что уехать до того как все узнали кем он является на самом деле. Если бы он рассказал обо всем сразу после того как узнал такого могло бы и не случиться. Но горожане и сами виноваты в том что не соблюдали всех правил и при проверке устроили такую беготню вместе с паникой.

Обман всегда раскрывается и вот данная комедия отличный тому пример. Вранье главных за разные вопросы жителей, ложь Ивана Хлестакова все это со временем раскрылось. И если на этот раз одному из лгунов( Ивану ) удалось убежать, то все остальные явно будут лишены своих “теплых местечек” и наказаны по всей строгости. Миражная интрига данной пьесы делает ее намного интересней для прочтения, ведь без данного приема весь смысл бы утратился.

2 вариант

Сюжет комедии «Ревизор» подсказан Гоголю А.С. Пушкиным. Решение изобразить главного героя как обманщика поневоле, вынужденного чиновниками маленького городка к мистификации, миражу. Мираж – что – то неясное, явно несуществующее. Однако в комедии автор запутывает события, закручивает интригу так, что сквозь дымку нереальности завязывается вполне реальный сюжет, формируются яркие образы чиновников и, конечно, главного героя пьесы Хлестакова.

Итак, наш главный герой попадает в город, где знакомится с чиновниками разного ранга и положения. Два городских болтуна Бобчинский и Добчинский, целью жизни которых была страсть рассказать что — то, донести первыми, представили городничему ревизора «…и денег не платит и не едет. Кому же не быть, как не ему?»

Вот и завязка. Чиновники сами придумали фигуру, еще миражную, расплывчатую, но постепенно слепили образ ревизора. А почему?

В голове каждого из них сидит именно ревизор. Все обеспокоены ревизором. Около него кружатся страх и ужас всех действующих лиц. Это же понятно: городничему лишь бы не упустить возможность получить то, что плывет прямо в руки. Судья взяточник. Земляника – человек толстый, но плут тонкий. Почтмейстер любит интересные истории, читая чужие письма. И прочие реальные, образы чиновников, объятые страхом разоблачения.

Вот и создан Хлестаков! Из себя ничего не представляющий человек, которого даже самые недалекие люди называют пустейшим. Он понял свою значимость и поверил в свои силы. В нем проснулось уважение к самому себе. Он почувствовал удовлетворение, видя, что все вокруг готовы выполнить все, что он хочет. Он разболтался, не понимая о чем говорит, и начал лгать. Постепенно забыв о том, что лжет, он начинает верить в то, что говорит. Хлестаков лжет вовсе не просто так, а с артистизмом, наслаждаясь собой. Он чувствует, что превосходен во всем: и на балах, которые сам дает, и в литературе, и что он — государственный человек. Обед со всякими изысками и вином делает его еще болтливее. Он забывает, что все придумал и начинает верить в то, что сказал, ему уже кажется, что он все это производил.

Проснувшись, он не помнит, что наговорил и чем всех перепугал. До сих пор не осознает глупость и абсурдность своих поступков. Одновременно влюбляться в дочь и в мать. Просить деньги, просто потому, что сорвалось с языка. И только к концу акта он понимает, что его не за того принимают. И если бы не Осип, который растолковал, ему, что враньё скоро раскроется, он дождался бы позора.

Хлестаков – это лицо придуманное, несуществующее, как мираж. То ли был или то ли не был?

А вот и реальность: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. » Чиновники поражены как громом. А затем немая сцена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *