Что такое миниатюра где и кем она создавалась

Миниатюра (в изобр. искусстве)

Одну из основных областей художественных М. составляет книжная М. — сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг — инициалы, заставки и др. Книжные М. известны уже в Древнем Египте («Книга мёртвых» эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М. 4—6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды («Илиада» Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М. (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы («Парижская псалтирь», 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены («Хлудовская псалтирь», 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М. характерно обилие локальных школ. В М. времени Меровингов (5—8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб («Геласианский сакраментарий», середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7—9 вв. украшались М. крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента («Евангелие из Дарроу», 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи «Каролингского возрождения» наряду с крупноформатными М., следующими позднеантичным образцам («Евангелие Ады», нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером («Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М. испытывает воздействие византийская М.: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными («Бамбергский Апокалипсис», около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М. 11—12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в М. проникают элементы народного творчества («Моралия» святого Григория Великого, 1109—33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М. 13—15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М. дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М. (А. Боневё, Жакмар д’Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М. братьев Лимбург («Богатейший часослов герцога Беррийского»; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М. элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции («Часослов Этьенна Шевалье» Ж. Фуке, 1450—55, разные музеи Европы).

Портретная М. — вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная ) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см ) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М. пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М. складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М. (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М. достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 — начале 19 вв. в жанре портретной М. работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. — во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер — в Англии; австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М. (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 — начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М. работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М. исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.

Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, М. — Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1—2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1—6, Oxf., 1934—53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes. P., [192. ].

Источник

Миниатюра

Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь) — традиционный стиль искусства, который очень детализирован, часто называемый живописью или работой «в миниатюре».

Миниатюрная живопись возникла из необходимости иллюстрировать документы и рукописи, чтобы помочь читающим, прежде чем было изобретено книгопечатание. Миниатюра помогла передать историю и смысл написанного слова. Поэтому искусство такой живописи непосредственно связано с книжным искусством. Из этих книг или документов вырезали картинки разного размера, чтобы их было легче переносить.

Позже портретные миниатюристы получали заказы на написание небольших портретов — картин, которые использовались так же, как мы сегодня используем фотографии размером с бумажник. Эти картины стали популярны среди коллекционеров и часто упоминаются как «ручные миниатюры». Портретные миниатюры также были написаны и в больших размерах.

Миниатюрную живопись иногда путают и предполагают, что произведения должны быть небольшими или изображать предметы в меньшем масштабе, хотя это не так. Полезно иметь в виду, что происхождение термина «миниатюра» не имеет ничего общего с размером.

Миниатюрная живопись — это стиль и техника живописи, и поэтому работа размером во всю стену может быть написана «в миниатюре». Авторы издательства Йельского университета заявили, что миниатюры были написаны большими, а некоторые работы даже считаются гигантскими. Многочисленные преподаватели Музея Виктории и Альберта в Лондоне подтверждают, что миниатюрные картины не ограничиваются малыми размерами.

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась

Изображения больших размеров документируются на протяжении всей истории и признаются сегодня, хотя живопись больших работ в миниатюре является более сложной и трудоемкой. Миниатюра также уникальна тем, что часто используется на предметах, таких как русские лаковые шкатулки, которые являются прекрасными образцами русской миниатюрной живописи.

Художники, писавшие миниатюры на протяжении всей истории, не были ограничены в своих произведениях масштабом, поскольку их сюжеты были написаны в любом измерении или масштабе, которые они считали приятными для глаз.

Предметы, которые от природы малы по размеру, такие как бабочки и насекомые, были нарисованы в натуральную величину. Таким образом, правило 1/6 масштаба, которое используется некоторыми шоу и обществами сегодня, к сожалению, вызывает некоторое замешательство у новичков в искусстве, кто обычно предполагает, что это часть механического критерия определения миниатюры.

Термин «миниатюра» часто путают с «миниатюризацией», и некоторые выставки миниатюрного искусства относятся не к миниатюре как к первоначальному значению техники, а скорее к размеру картины (миниатюризированная живопись). Это два совершенно разных понятия.

Миниатюрная живопись — это вид искусства, имеющий очень богатую историю, которая продолжается и сегодня художниками со всего мира. Прекрасные декоративные качества миниатюры должны быть сохранены, будь то замысловатые большие произведения или крохотные ручные работы.

Источник

Миниатюра

Если говорить о миниатюрных иллюстрациях стран западной Европы, то до XI-XII веков украшения книг имели декоративный характер, изображения людей и предметов встречались редко. Это были преимущественно изображения святых и сцен из Библии. С началом бурного развития искусства в XII веке книжные миниатюры становились все более «свободными» в тематическом и техническом аспектах – художники стали изображать исторические и бытовые сцены. Выделились три основные школы миниатюр – английская, фламандская и французская. Размер самих книг уменьшился, соответственно, уменьшились и рисунки, фигуры стали еще более тонкими и изящными, а само изображение композиционно все больше стало напоминать картины.

Ко второй половине XV века фламандская миниатюра достигла вершины своего развития. Работы мастеров этой школы отличаются мягкостью и глубиной цвета, тонкой проработкой черт лица, деталировкой. В эпоху Ренессанса выделилась еще одна школа миниатюры – итальянская. Художники использовали более густые и насыщенные пигменты, сохраняя при этом резкость контуров и глубину рисунка.

После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг искусство книжной миниатюры было вытеснено гравюрой и ксилографией. Несколько видоизменившись, искусство создания небольших картин стало более камерным, в нем стали превалировать портрет и пейзаж. Живописные миниатюры создавали на фарфоре и камне, на кости и металле. Развивалось декоративно-прикладное направление техники. Миниатюрной росписью украшали небольшие изделия: шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.

Особенно популярны были портретные медальоны, которые вставляли в дорогие оправы и носили при себе на цепочке или ленте. Также миниатюры заменяли памятные фотографии: их брали с собой в поездки, помещали на стены кабинета, выставляли на рабочем столе как напоминание о близком и дорогом человеке. Миниатюрные портреты царственных особ в драгоценных оправах были дорогой и желанной наградой за особые заслуги перед государством.

Современные мастера, работающие в этой технике, считают, что современная миниатюра – произведение живописного искусства, которое может уместиться на ладони, а его площадь не должна превышать 100 кв. см.

Источник

Миниатюра

В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский «Кодекс Борджа», XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась
Христос и евангелисты». Миниатюра «Эчмиадзинского евангелия». 989. Матенадаран. Ереван.

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась
Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. Конец 15 в. Британский музей. Лондон.

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.

Литература: Н. Врангель, Миниатюра в России, СПБ, 1909; А. Н. Свирин, Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII вв., М., 1962; Персидские миниатюры XIV-XVII вв. (Альбом), М., 1968; Г. Пугаченкова, О. Галеркина, Миниатюры Средней Азии в избранных образцах. (Из советских и зарубежных собраний), М., 1979; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1-2, L., 1912; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes, P., 1926; Diringer D., The illuminated book, its history and production, N. Y., (1958); Foster J. J., A dictionary of painters of miniatures. (1525-1850), N. Y., (1968).

(от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056—57).

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась
«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин

Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Смотреть картинку Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Картинка про Что такое миниатюра где и кем она создавалась. Фото Что такое миниатюра где и кем она создавалась
В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.

Источник

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ

«Па­лео­ло­гов­ский ре­нес­санс» пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIV века, свя­зан­ный с име­на­ми Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га и ря­да при­двор­ных ин­тел­лек­туа­лов (например, Фео­до­ра Ме­то­хи­та), на­шёл от­ра­же­ние в сти­ле та­ких ру­ко­пи­сей, как Еван­ге­лия из монастыря Пан­то­кра­то­ра (1301 год) и монастыря Ва­то­пед (1304 год) на Афо­не. Еван­ге­ли­сты на ми­ниа­тю­рах этих ру­ко­пи­сей изо­бра­же­ны в энер­гич­ных ра­кур­сах, фи­гу­ры под­чёрк­ну­то объ­ём­ны, их про­пор­ции пра­виль­ны, про­стран­ст­во ми­ниа­тюр име­ет глу­би­ну и чёт­ко ар­ти­ку­ли­ро­ва­но. В ми­ниа­тю­рах Но­во­го За­ве­та с Псал­ти­рью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 ми­ниа­тюр с изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, апо­сто­лов, ил­лю­ст­ра­ции гим­нов) про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты, сви­детель­ст­ву­ю­щие о но­вых тен­ден­ци­ях в искусстве (мас­сив­ность ар­хитектурных эле­мен­тов, из­бы­точ­ность дра­пи­ро­вок, ук­руп­не­ние мас­шта­бов фи­гур). В 1330-1340-е годы под влия­ни­ем уче­ния Гри­го­рия Па­ла­мы о Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях и Фа­вор­ском све­те соз­да­ют­ся та­кие ру­ко­пи­си, как ми­но­ло­гий дес­по­та Фес­са­ло­ни­ки Ди­мит­рия I Па­лео­ло­га (Библиотека Бод­ли, Окс­форд), Чет­ве­ро­еван­ге­лие Исаа­ка Аса­на Па­лео­ло­га (1346 год, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае). На вход­ных ми­ниа­тю­рах по­яв­ля­ют­ся мно­го­численные порт­ре­ты кти­то­ров (например, порт­рет Фео­до­ры Па­лео­ло­ги­ны и её до­че­ри Ев­фро­си­нии в ру­ко­пи­си Ти­пи­ко­на из монастыря Бо­го­ма­те­ри Вер­ной На­де­ж­ды, 2-я четверть XIV века, Лин­кольн-кол­ледж, Окс­форд). В позд­не­па­лео­ло­гов­ский пе­ри­од (по­сле по­бе­ды иси­хаз­ма на Со­бо­ре 1351 года) главным ху­дожественным мо­ти­вом миниатюры книжной ста­но­вит­ся свет, оду­хо­тво­ряю­щий ма­те­рию, что на­шло от­ра­же­ние в ру­ко­пи­сях 2-й половины XIV века: Ака­фист (1350-1360 годы, ГИМ; вы­пол­нен, ве­ро­ят­но, для пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея), сбор­ник бо­го­слов­ских со­чи­не­ний Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на (Национальная библиотека, Па­риж, 1375 год, на­пи­сан пис­цом Ио­а­са­фом из монастыря Оди­гон). По­сле ди­на­мического сти­ля вре­ме­ни цер­ков­ных спо­ров во­зоб­ла­да­ла ут­вер­ди­тель­ная, ма­жор­ная то­наль­ность об­ра­зов.

Нор­тум­брий­ско-ир­ланд­ская миниатюра книжная (её так­же на­зы­ва­ют анг­ло-ир­ланд­ской или ост­ров­ной) соз­да­ва­лась в мо­на­сты­рях Ир­лан­дии и Бри­та­нии (Келс, Дар­роу, Лин­дис­фарн, Да­рем). Ес­ли в ран­них ма­ну­ск­рип­тах (Псал­тирь святого Ко­лум­ба­на «Ка­тах», начало VII века, библиотека Ирландской ко­ро­лев­ской ака­де­мии, Дуб­лин) ис­поль­зу­ют­ся лишь не­боль­шие ини­циа­лы с ти­пич­но кельт­ски­ми ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми спи­ра­лей и вих­ре­об­раз­ных за­вит­ков с рас­тру­ба­ми, ино­гда до­пол­няе­мы­ми го­ло­ва­ми птиц или дель­фи­нов, то в ру­ко­пи­сях конца VII-VIII веков («Кни­га из Дар­роу», 2-я половина VII века, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин; Лин­дис­фарн­ское Еван­ге­лие, ру­беж VII-VIII веков, Британский му­зей, Лон­дон) на­блю­да­ет­ся сплав ирландских и германских ор­на­мен­таль­ных тра­ди­ций, в ко­то­ром ино­гда чув­ст­ву­ет­ся опо­сре­до­ван­ное воз­дей­ст­вие копт­ско­го и си­рий­ско­го иск-ва [Кел­ское (Кел­лское) Еван­ге­лие, ру­беж VIII-IX веков, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин]. Гра­фич­но-пло­ско­ст­ное ре­ше­ние миниатюры книжной бы­ло обу­слов­ле­но влия­ни­ем юве­лир­но­го искусства северо-германских пле­мён с его мо­ти­ва­ми лен­точ­ных пле­тё­нок и борь­бы зве­рей. Ор­на­мент за­пол­ня­ет всё уве­ли­чи­ваю­щие­ся в раз­ме­рах ини­циа­лы и по­кры­ва­ет це­лые лис­ты («ков­ро­вые стра­ни­цы»). Со­хра­няя свои ма­ги­че­ские функ­ции, он уси­ли­ва­ет са­краль­ное зна­че­ние еван­гель­ско­го сло­ва и изо­бра­же­ний. Изо­бра­же­ния свя­тых, ан­ге­лов и сим­во­лов еван­ге­ли­стов стро­ят­ся по ор­на­мен­таль­но­му прин­ци­пу ли­бо све­де­ны к зна­ку (Еван­ге­лие из Эх­тер­на­ха, VIII век, Национальная библиотека, Па­риж).

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

При на­след­ни­ках Кар­ла Ве­ли­ко­го пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет реймс­ская шко­ла (820-830-е годы), в па­мят­ни­ках ко­то­рой транс­фор­ма­ция позд­не­ан­тич­ной тра­ди­ции идёт по пу­ти на­рас­та­ния об­ще­го бес­по­кой­но­го дви­же­ния, что дос­ти­га­ет­ся за счёт ри­сун­ка по­ры­ви­сты­ми бы­ст­ры­ми штри­ха­ми, под­чёрк­ну­той экс­прес­сив­но­сти жес­тов (Еван­ге­лие Эб­бо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эпер­не), по­строе­ния очер­ко­вых мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций на фо­не пей­за­жа (Ут­рехт­ская псал­тирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Ут­рехт). Эти же чер­ты свой­ст­вен­ны ми­ниа­тю­рам тур­ской шко­лы, соз­дан­ным в скрип­то­рии аб­бат­ст­ва Сен-Мар­тен (830-853 годы), но в срав­не­нии с очер­ко­вы­ми ил­лю­ст­ра­ция­ми Ут­рехт­ской псал­ти­ри их ком­по­зи­ции от­ли­ча­ют­ся чёт­ким по­строе­ни­ем. В Биб­ли­ях скрип­то­рия Ту­ра ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми ком­по­зи­ция «Majestas Domini» («Хри­стос во сла­ве», или «Ма­эстá») и по­свя­ти­тель­ные изо­бра­же­ния ко­ро­лей-за­каз­чи­ков. По­яв­ле­ние ис­то­ри­зо­ван­ных ини­циа­лов с еван­гель­ски­ми сце­на­ми свя­зы­ва­ют с со­бор­ным скрип­то­ри­ем Ме­ца (Са­кра­мен­та­рий Дро­го, около 850 года, Национальная библиотека, Па­риж), дос­тиг­шим рас­цве­та в середине IX века.

В X-XI ввеках в Ис­па­нии, изо­ли­ро­ван­ной от ос­таль­ной Ев­ро­пы му­сульманскими за­вое­ва­ния­ми, скла­ды­ва­ет­ся так называемое мо­са­раб­ское искусство со свои­ми са­мо­быт­ны­ми чер­та­ми. Пло­ско­ст­ное изо­бра­же­ние с ор­на­мен­таль­но трак­то­ван­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми фи­гу­ра­ми, как и в ме­ро­винг­ских па­мят­ни­ках, раз­би­ва­ет­ся на сег­мен­ты, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся яр­ки­ми ло­каль­ны­ми цве­та­ми; ко­ло­ри­стическое ре­ше­ние так­же на­по­ми­на­ет па­мят­ни­ки арабские ми­ниа­тю­ры (Биб­лия, 920 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ле­он). Ча­ще все­го ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис» Беа­та Лие­бан­ско­го (975 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ге­ро­на, и др.).

По всей Ев­ро­пе в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ши­ро­ко ил­лю­ст­ри­ру­ют­ся со­чи­не­ния гу­ма­ни­стов («Три­ум­фы» Ф. Пет­рар­ки, ми­ниа­тю­ры дель Кье­ри­ко, 1456 год, Библиотека Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция) и ан­тич­ных ав­то­ров («Иу­дей­ские древ­но­сти» Ио­си­фа Фла­вия, ми­ниа­тю­ры Ж. Фу­ке), ис­то­рические хро­ни­ки («Боль­шие фран­цуз­ские хро­ни­ки», художник Ж. Фу­ке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Па­риж; художник С. Мар­ми­он, 1457 год, РНБ). Для биб­лио­фи­лов-ари­сто­кра­тов соз­да­ют­ся уни­каль­ные, рос­кош­но де­ко­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си: Биб­лия Бор­со д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эс­тен­се, Мо­де­на; 2 то­ма, свыше 1 тысячи ми­ниа­тюр), Мо­лит­вен­ник императора Мак­си­ми­лиа­на I (1513 год, Ба­вар­ская национальная библиотека; в со­зда­нии ри­сун­ков и ми­ниа­тюр при­ни­ма­ли уча­стие А. Дю­рер, Х. Баль­дунг, Л. Кра­нахСтар­ший, Х. Бург­кмайр и др.). В XV-XVI веках ми­ниа­тю­ра­ми ук­ра­ша­лись не толь­ко ма­ну­ск­рип­ты, но и ин­ку­на­бу­лы.

В ис­лам­ском ис­кус­ст­ве в сред­ние ве­ка раз­ви­ва­ет­ся миниатюра книжная Егип­та, сти­ли­сти­че­ски свя­зан­ная с копт­ским ис­кус­ст­вом, а так­же Си­рии (под силь­ным ви­зантийским влия­ни­ем) и Ира­ка, где на­ря­ду с пыш­ны­ми сце­на­ми при­двор­ной жиз­ни рас­про­стра­не­ны ла­ко­нич­ные по сти­лю ил­лю­ст­ра­ции к на­учным трак­та­там («Фар­ма­ко­ло­гия» Дио­ско­ри­да, 1222 год, в различных му­зе­ях ми­ра). Иран­ская, аф­ган­ская и азербайджанская миниатюра книжная ор­га­ни­че­ски свя­за­на со всем ху­дожественным оформ­ле­ни­ем ру­ко­пи­си. Бо­га­тей­шие узор­ные ком­по­зи­ции, ли­рические пей­за­жи, тон­кий ли­ней­ный ритм, изы­скан­ные цве­то­вые со­че­та­ния оп­ре­де­ля­ют де­ко­ра­тив­ность их об­раз­но­го строя (ге­рат­ская шко­ла, теб­риз­ская, ис­фа­хан­ская, сред­не­ази­ат­ская, ши­раз­ская шко­лы). В XVI-XVII веках в Ира­не и других стра­нах по­яв­ля­ет­ся миниатюра книжная на отдельных лис­тах.

В ин­дий­ском ис­кус­ст­ве пло­ско­ст­ные, сти­ли­зо­ван­ные изо­бра­же­ния, чёт­кая кал­ли­гра­фическая ли­ния ран­не­сред­не­ве­ко­вой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сме­ня­ют­ся стрем­ле­ни­ем к точ­ной фик­са­ции отдельных де­та­лей, тща­тель­но­му изо­бра­же­нию че­ло­ве­че­ско­го ли­ца при со­хра­не­нии тра­диционной пло­ско­ст­но­сти, схе­ма­тич­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. Час­то встре­ча­ют­ся ге­рои­ко-ис­то­рические сю­же­ты («Ба­бур-на­ме», конец XVI века, Му­зей Вос­то­ка, Мо­ск­ва). Раз­ви­ва­ют­ся порт­рет­ный и ани­ма­ли­стический жан­ры (смотрите Мо­голь­ская ми­ниа­тю­ра).

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

Ла­за­рев В.Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986;

Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *