Что такое миниатюра где и кем она создавалась
Миниатюра (в изобр. искусстве)
Одну из основных областей художественных М. составляет книжная М. — сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг — инициалы, заставки и др. Книжные М. известны уже в Древнем Египте («Книга мёртвых» эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М. 4—6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды («Илиада» Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М. (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы («Парижская псалтирь», 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены («Хлудовская псалтирь», 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М. характерно обилие локальных школ. В М. времени Меровингов (5—8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб («Геласианский сакраментарий», середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7—9 вв. украшались М. крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента («Евангелие из Дарроу», 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи «Каролингского возрождения» наряду с крупноформатными М., следующими позднеантичным образцам («Евангелие Ады», нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером («Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М. испытывает воздействие византийская М.: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными («Бамбергский Апокалипсис», около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М. 11—12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в М. проникают элементы народного творчества («Моралия» святого Григория Великого, 1109—33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М. 13—15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М. дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М. (А. Боневё, Жакмар д’Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М. братьев Лимбург («Богатейший часослов герцога Беррийского»; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М. элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции («Часослов Этьенна Шевалье» Ж. Фуке, 1450—55, разные музеи Европы).
Портретная М. — вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная ) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см ) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М. пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М. складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М. (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М. достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 — начале 19 вв. в жанре портретной М. работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. — во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер — в Англии; австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М. (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 — начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М. работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М. исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.
Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, М. — Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1—2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1—6, Oxf., 1934—53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes. P., [192. ].
Миниатюра
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь) — традиционный стиль искусства, который очень детализирован, часто называемый живописью или работой «в миниатюре».
Миниатюрная живопись возникла из необходимости иллюстрировать документы и рукописи, чтобы помочь читающим, прежде чем было изобретено книгопечатание. Миниатюра помогла передать историю и смысл написанного слова. Поэтому искусство такой живописи непосредственно связано с книжным искусством. Из этих книг или документов вырезали картинки разного размера, чтобы их было легче переносить.
Позже портретные миниатюристы получали заказы на написание небольших портретов — картин, которые использовались так же, как мы сегодня используем фотографии размером с бумажник. Эти картины стали популярны среди коллекционеров и часто упоминаются как «ручные миниатюры». Портретные миниатюры также были написаны и в больших размерах.
Миниатюрную живопись иногда путают и предполагают, что произведения должны быть небольшими или изображать предметы в меньшем масштабе, хотя это не так. Полезно иметь в виду, что происхождение термина «миниатюра» не имеет ничего общего с размером.
Миниатюрная живопись — это стиль и техника живописи, и поэтому работа размером во всю стену может быть написана «в миниатюре». Авторы издательства Йельского университета заявили, что миниатюры были написаны большими, а некоторые работы даже считаются гигантскими. Многочисленные преподаватели Музея Виктории и Альберта в Лондоне подтверждают, что миниатюрные картины не ограничиваются малыми размерами.
Изображения больших размеров документируются на протяжении всей истории и признаются сегодня, хотя живопись больших работ в миниатюре является более сложной и трудоемкой. Миниатюра также уникальна тем, что часто используется на предметах, таких как русские лаковые шкатулки, которые являются прекрасными образцами русской миниатюрной живописи.
Художники, писавшие миниатюры на протяжении всей истории, не были ограничены в своих произведениях масштабом, поскольку их сюжеты были написаны в любом измерении или масштабе, которые они считали приятными для глаз.
Предметы, которые от природы малы по размеру, такие как бабочки и насекомые, были нарисованы в натуральную величину. Таким образом, правило 1/6 масштаба, которое используется некоторыми шоу и обществами сегодня, к сожалению, вызывает некоторое замешательство у новичков в искусстве, кто обычно предполагает, что это часть механического критерия определения миниатюры.
Термин «миниатюра» часто путают с «миниатюризацией», и некоторые выставки миниатюрного искусства относятся не к миниатюре как к первоначальному значению техники, а скорее к размеру картины (миниатюризированная живопись). Это два совершенно разных понятия.
Миниатюрная живопись — это вид искусства, имеющий очень богатую историю, которая продолжается и сегодня художниками со всего мира. Прекрасные декоративные качества миниатюры должны быть сохранены, будь то замысловатые большие произведения или крохотные ручные работы.
Миниатюра
Если говорить о миниатюрных иллюстрациях стран западной Европы, то до XI-XII веков украшения книг имели декоративный характер, изображения людей и предметов встречались редко. Это были преимущественно изображения святых и сцен из Библии. С началом бурного развития искусства в XII веке книжные миниатюры становились все более «свободными» в тематическом и техническом аспектах – художники стали изображать исторические и бытовые сцены. Выделились три основные школы миниатюр – английская, фламандская и французская. Размер самих книг уменьшился, соответственно, уменьшились и рисунки, фигуры стали еще более тонкими и изящными, а само изображение композиционно все больше стало напоминать картины.
Ко второй половине XV века фламандская миниатюра достигла вершины своего развития. Работы мастеров этой школы отличаются мягкостью и глубиной цвета, тонкой проработкой черт лица, деталировкой. В эпоху Ренессанса выделилась еще одна школа миниатюры – итальянская. Художники использовали более густые и насыщенные пигменты, сохраняя при этом резкость контуров и глубину рисунка.
После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг искусство книжной миниатюры было вытеснено гравюрой и ксилографией. Несколько видоизменившись, искусство создания небольших картин стало более камерным, в нем стали превалировать портрет и пейзаж. Живописные миниатюры создавали на фарфоре и камне, на кости и металле. Развивалось декоративно-прикладное направление техники. Миниатюрной росписью украшали небольшие изделия: шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.
Особенно популярны были портретные медальоны, которые вставляли в дорогие оправы и носили при себе на цепочке или ленте. Также миниатюры заменяли памятные фотографии: их брали с собой в поездки, помещали на стены кабинета, выставляли на рабочем столе как напоминание о близком и дорогом человеке. Миниатюрные портреты царственных особ в драгоценных оправах были дорогой и желанной наградой за особые заслуги перед государством.
Современные мастера, работающие в этой технике, считают, что современная миниатюра – произведение живописного искусства, которое может уместиться на ладони, а его площадь не должна превышать 100 кв. см.
Миниатюра
В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский «Кодекс Борджа», XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).
Христос и евангелисты». Миниатюра «Эчмиадзинского евангелия». 989. Матенадаран. Ереван.
Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. Конец 15 в. Британский музей. Лондон.
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.
Литература: Н. Врангель, Миниатюра в России, СПБ, 1909; А. Н. Свирин, Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII вв., М., 1962; Персидские миниатюры XIV-XVII вв. (Альбом), М., 1968; Г. Пугаченкова, О. Галеркина, Миниатюры Средней Азии в избранных образцах. (Из советских и зарубежных собраний), М., 1979; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1-2, L., 1912; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes, P., 1926; Diringer D., The illuminated book, its history and production, N. Y., (1958); Foster J. J., A dictionary of painters of miniatures. (1525-1850), N. Y., (1968).
(от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056—57).
«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин
В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.
МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ
«Палеологовский ренессанс» первых десятилетий XIV века, связанный с именами Андроника II Палеолога и ряда придворных интеллектуалов (например, Феодора Метохита), нашёл отражение в стиле таких рукописей, как Евангелия из монастыря Пантократора (1301 год) и монастыря Ватопед (1304 год) на Афоне. Евангелисты на миниатюрах этих рукописей изображены в энергичных ракурсах, фигуры подчёркнуто объёмны, их пропорции правильны, пространство миниатюр имеет глубину и чётко артикулировано. В миниатюрах Нового Завета с Псалтирью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 миниатюр с изображениями евангелистов, апостолов, иллюстрации гимнов) прослеживаются черты, свидетельствующие о новых тенденциях в искусстве (массивность архитектурных элементов, избыточность драпировок, укрупнение масштабов фигур). В 1330-1340-е годы под влиянием учения Григория Паламы о Божественных энергиях и Фаворском свете создаются такие рукописи, как минологий деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Библиотека Бодли, Оксфорд), Четвероевангелие Исаака Асана Палеолога (1346 год, монастырь Святой Екатерины на Синае). На входных миниатюрах появляются многочисленные портреты ктиторов (например, портрет Феодоры Палеологины и её дочери Евфросинии в рукописи Типикона из монастыря Богоматери Верной Надежды, 2-я четверть XIV века, Линкольн-колледж, Оксфорд). В позднепалеологовский период (после победы исихазма на Соборе 1351 года) главным художественным мотивом миниатюры книжной становится свет, одухотворяющий материю, что нашло отражение в рукописях 2-й половины XIV века: Акафист (1350-1360 годы, ГИМ; выполнен, вероятно, для патриарха Филофея), сборник богословских сочинений Иоанна Кантакузина (Национальная библиотека, Париж, 1375 год, написан писцом Иоасафом из монастыря Одигон). После динамического стиля времени церковных споров возобладала утвердительная, мажорная тональность образов.
Нортумбрийско-ирландская миниатюра книжная (её также называют англо-ирландской или островной) создавалась в монастырях Ирландии и Британии (Келс, Дарроу, Линдисфарн, Дарем). Если в ранних манускриптах (Псалтирь святого Колумбана «Катах», начало VII века, библиотека Ирландской королевской академии, Дублин) используются лишь небольшие инициалы с типично кельтскими орнаментальными мотивами спиралей и вихреобразных завитков с раструбами, иногда дополняемыми головами птиц или дельфинов, то в рукописях конца VII-VIII веков («Книга из Дарроу», 2-я половина VII века, библиотека Тринити-колледжа, Дублин; Линдисфарнское Евангелие, рубеж VII-VIII веков, Британский музей, Лондон) наблюдается сплав ирландских и германских орнаментальных традиций, в котором иногда чувствуется опосредованное воздействие коптского и сирийского иск-ва [Келское (Келлское) Евангелие, рубеж VIII-IX веков, библиотека Тринити-колледжа, Дублин]. Графично-плоскостное решение миниатюры книжной было обусловлено влиянием ювелирного искусства северо-германских племён с его мотивами ленточных плетёнок и борьбы зверей. Орнамент заполняет всё увеличивающиеся в размерах инициалы и покрывает целые листы («ковровые страницы»). Сохраняя свои магические функции, он усиливает сакральное значение евангельского слова и изображений. Изображения святых, ангелов и символов евангелистов строятся по орнаментальному принципу либо сведены к знаку (Евангелие из Эхтернаха, VIII век, Национальная библиотека, Париж).
Памятники меровингской миниатюры книжной характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, около 750 года, Библиотека Ватикана); впервые в истории западно-европейские книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и др. (Геллонский сакраментарий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Париж). От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
При наследниках Карла Великого переживает расцвет реймсская школа (820-830-е годы), в памятниках которой трансформация позднеантичной традиции идёт по пути нарастания общего беспокойного движения, что достигается за счёт рисунка порывистыми быстрыми штрихами, подчёркнутой экспрессивности жестов (Евангелие Эббо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эперне), построения очерковых многофигурных композиций на фоне пейзажа (Утрехтская псалтирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Утрехт). Эти же черты свойственны миниатюрам турской школы, созданным в скриптории аббатства Сен-Мартен (830-853 годы), но в сравнении с очерковыми иллюстрациями Утрехтской псалтири их композиции отличаются чётким построением. В Библиях скриптория Тура становятся обязательными композиция «Majestas Domini» («Христос во славе», или «Маэстá») и посвятительные изображения королей-заказчиков. Появление историзованных инициалов с евангельскими сценами связывают с соборным скрипторием Меца (Сакраментарий Дрого, около 850 года, Национальная библиотека, Париж), достигшим расцвета в середине IX века.
В X-XI ввеках в Испании, изолированной от остальной Европы мусульманскими завоеваниями, складывается так называемое мосарабское искусство со своими самобытными чертами. Плоскостное изображение с орнаментально трактованными декоративными фигурами, как и в меровингских памятниках, разбивается на сегменты, которые заполняются яркими локальными цветами; колористическое решение также напоминает памятники арабские миниатюры (Библия, 920 год, Кафедральный собор, Леон). Чаще всего иллюстрируется «Толкование на Апокалипсис» Беата Лиебанского (975 год, Кафедральный собор, Герона, и др.).
По всей Европе в эпоху Возрождения широко иллюстрируются сочинения гуманистов («Триумфы» Ф. Петрарки, миниатюры дель Кьерико, 1456 год, Библиотека Лауренциана, Флоренция) и античных авторов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, миниатюры Ж. Фуке), исторические хроники («Большие французские хроники», художник Ж. Фуке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Париж; художник С. Мармион, 1457 год, РНБ). Для библиофилов-аристократов создаются уникальные, роскошно декорированные рукописи: Библия Борсо д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эстенсе, Модена; 2 тома, свыше 1 тысячи миниатюр), Молитвенник императора Максимилиана I (1513 год, Баварская национальная библиотека; в создании рисунков и миниатюр принимали участие А. Дюрер, Х. Бальдунг, Л. КранахСтарший, Х. Бургкмайр и др.). В XV-XVI веках миниатюрами украшались не только манускрипты, но и инкунабулы.
В исламском искусстве в средние века развивается миниатюра книжная Египта, стилистически связанная с коптским искусством, а также Сирии (под сильным византийским влиянием) и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222 год, в различных музеях мира). Иранская, афганская и азербайджанская миниатюра книжная органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (гератская школа, тебризская, исфаханская, среднеазиатская, ширазская школы). В XVI-XVII веках в Иране и других странах появляется миниатюра книжная на отдельных листах.
В индийском искусстве плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия раннесредневековой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI века, Музей Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистический жанры (смотрите Могольская миниатюра).
Дополнительная литература:
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Од., 1876;
Владимиров М., Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. М., 1933;
Nordenfalk C., Grabar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;
Porcher J. L’Enluminure française. P., 1958;
Протасьева Т.Н., Щепкина М.В. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958;
Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964;
Азарян Л.Р. Киликийская миниатюра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);
Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1964;
Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;
Goldschmidt A. German illumination. N. Y., 1970;
Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. Chi.; L., 1971;
idem. Byzantine book illumination and ivories. L., 1980;
Unterkircher F. Die Buchmalerei: Entwicklung, Technik, Eigenart. Wien, 1974;
Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Léningrad, 1975;
The place of book illumination in Byzantine art. Princeton, 1975;
Лихачева В.Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; oна жe. Византийская миниатюра. М., 1977;
Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;
Nelson R.S. The iconography of preface and miniature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;
Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983; она же. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003;
Cutler A. The aristocratic psalter in Byzantium. P., 1984;
Пуцко В.Г. Византийские иллюминированные рукописи Чикаго- Карахиссарской группы в Москве // Византийский временник. 1984. № 45;
Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986;
Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.