Что такое милостыня определение
Милостыня
Смотреть что такое «Милостыня» в других словарях:
милостыня — См. дар просить милостыни. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милостыня дар, подаяние; подачка, крохи с барского стола, милостынька, приношение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, милостыни, мн. нет, жен. Подаяние нищему, нуждающемуся. Подать милостыню. Просить милостыню. Ждал ее улыбки, как милостыни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, и, жен. То, что подаётся нищему, подаяние. Собирать, просить милостыню. Подать милостыню. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
милостыня — милостыня, род. мн. милостынь и устарелое милостыней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Милостыня — Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 … Библейская энциклопедия Брокгауза
милостыня — м’илостыня даяние нуждающемуся, дар из милости. Закон требовал постоянного, делового отношения к нищим (Лев.19:9 10; Втор.15:7 11,12 14, срн. Мат.26:11 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Милостыня — ж. Подаяние нищему, нуждающемуся (обычно просящему). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
милостыня — милостыня, милостыни, милостыни, милостынь, милостыне, милостыням, милостыню, милостыни, милостыней, милостынею, милостынями, милостыне, милостынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Милостыня — Подаяние собирание денег, продуктов питания и пр., практикуемое с древних времён отшельниками, аскетами, Бхикшу, монахами различных религий. Подаяние не следует отождествлять с попрошайничеством, паразитическим образом жизни, тунеядством.… … Википедия
Милостыня
Ми́лостыня – 1) акт милосердия в форме подаяния нуждающемуся; 2) добрые поступки, направленные на помощь ближнему, как результат христианской любви (к Богу и ближним); 3) предмет подаяния (деньги, вещи и пр.).
Для христианина благотворительность – это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу, пребывающему за пределами этого чувственного и рационально постигаемого мира. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель предназначает Богу, а не собственной персоне.
Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина – это благодарственная жертва Ему за жизнь и те блага, которые он имеет.
Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель опять же предназначает Богу. Ни о какой социальной иерархии здесь нет и речи: дающий милостыню и принимающий её равны перед Богом как два грешных человека, и каждый по-своему служит Ему.
Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и аскезой.
Подобно телу, душа и дух человека требуют сообразной себе пищи и попечения о них, а потому, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная. Помочь человеку душевно или духовно является делом не менее важным, чем милостыня вещественная.
прп. Паисий Афонский:
«О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит.
Человеку, для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог.
Многостяжатель в конечном итоге на все свои сбережения покупает вечную муку. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего… находят под могильной плитой ключ от вечности».
свт. Иоанн Златоуст:
«Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».
свт. Григорий Двоеслов:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на Небе».
свт. Димитрий Ростовский:
«Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
преп. Максим Исповедник:
«Творящий милостыню… не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждою; хотя добродетельного, за благое расположение воли его, предпочитает порочному».
свт. Григорий Нисский:
«Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного».
преп. Серафим Саровский:
«Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
преп. Варсонофий Оптинский:
«Иная скажет: «Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню». Нет, и такая может исполнить заповедь о милости, и она может подать если не материальную, так духовную милостыню. Спросите: как же это? А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духовная милостыня».
преп. Кирилл Белозерский говорил князю Андрею Можайскому:
«…поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит».
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Милостыня
Греческое слово «eleemon» означает жалкий, вызывающий жалость и сострадание (от этого слова произошло русское слово «алименты»). Греческое слово «eleemosune» означает «благотворение» или «благотворительность».
В Иврите слово «sedaqa» то есть «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня». Взаимосвязь между этими понятиями мы проследим ниже.
Слово «милостыня» как таковое отсутствует в книгах Ветхого Завета, и упоминается лишь в апокрифических книгах и книгах Нового Завета. Однако, как Ветхий, так и Новый Заветы содержат в себе учение о милостыне. В частности, очень подробно идея милостыни и милосердия описана в книге Иова 29:13-17 «Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное».
Согласно современным толковым словарям, милостыня – это подаяние нищему; даяние денег, пищи или вещей нуждающемуся.
I. ЗАКОН БОЖИЙ ПООЩРЯЛ ЛЮДЕЙ К ЩЕДРОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕИМУЩИМ:
1. Закон Божий призывал имеющего достаток делиться с бедняками:
Второзаконие 15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: ‘приближается седьмой год, год прощения’, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».
2. В Субботний год, в соответствии с Законом Божьим, бедняки имели право кормиться с полей богатых людей: Исход 23:10-11 «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею».
3. Закон Божий запрещал при жатве дожинать до конца поля:
Левит 23:22 «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш»; Второзаконие 24:19-22 «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие».
4. В соответствии с Законом Божьим, десятина, скопленная за каждый третий год, предназначалась левиту, пришельцу, сироте и вдове.
Второзаконие 14:28-29 «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать».
6. Законом Божьим разрешалось входить в чужой сад и на поле ближнего своего, чтобы поесть от плодов земли: Второзаконие 23:24-25 «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего».
Обратите внимание на то, что Законом запрещалось выносить плоды с поля и из виноградника, но есть в поле и в саду разрешалось.
7. Закон Божий запрещал давать в долг бедняку под проценты:
Исход 22:25-27 «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»;
Левит 25:35-37 «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».
II. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРАВЕДНОСТЬЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
Как было сказано выше, в Иврите слово «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня» или «милосердие». Зная перечисленные Ветхозаветные законы в отношении бедняков, можно понять и проследить взаимосвязь между идеей праведности и милосердия: Второзаконие 24:10-13 «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим».
Прямое значение слова «sedaqa» – «праведность», «дела праведные» или «справедливость» чаще всего переводится как «благотворительность» или «любовь». И действительно, благие дела – благотворительность по отношению к бедняку, сироте, пришельцу или вдове являются проявлением любви к ближнему. А любовь есть – исполнение Закона, как сказано в Римлянах 10:13 «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
III. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.
Благотворительность, в соответствии с учением Ветхого Завета, является добродетелью – то есть чертой характера и стилем жизни, которые угодны Господу, и за которые Господь вознаграждает:
Иезекииль 18:5-9 «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
Притчи 19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
Нежелание проявлять благотворительность и оказывать милость бедняку в Ветхозаветные времена считалась грехом: Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».
Благотворительность и милосердие к бедным в Ветхозаветные времена ассоциировалось с искуплением грехов, а также являлось шагом примирения с Господом и способом избежать зла и проклятия: Даниил 4:24 «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Со временем даже развилась теория, что благотворительность обладает силой прощения грехов. Однако, это небиблейская теория. Потому что Библия учит нас, что человек спасается верою по благодати Божьей, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ МЕЖДУ НЕИМУЩИМИ:
Позднее, в связи с пленением и рассеянием евреев, обнищание в среде народа Божия усилилось и приобрело широкий размах. Поэтому в Израиле были введены дополнительные меры борьбы с обнищанием. Были установлены два сбора милостыни для обедневших:
Во времена Иисуса прошение милостыни было весьма распространённым явлением: Марк 10:46 «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни»; Деяния 3:2 «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм».
Как ранее было сказано, во дни жизни Иисуса на земле в Израиле существовала практика двух сборов милостынь для неимущих. Кроме того, в женском дворе Храма Господня стояло 13 так называемых «сокровищниц» для добровольных пожетвований на нужды нищих: Марк 12:42-44 «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».
I. ИИСУС ХРИСТОС И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ
1. Учение Христа о милостыне заключалось в том, что дающий ни при каких условиях не должен афишировать свою благотворительность. Иисус учил, что оказывающий милость должен искать вознаграждения только у Бога:
Матфея 6:1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
2. Кроме того, Иисус учил, что блаженнее давать, нежели принимать:
Деяния 20:35 «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: ‘блаженнее давать, нежели принимать’». Нам не известно, когда именно Иисус сказал эти слова. Мы их знаем лишь со слов учеников в Деяниях Святых Апостолов. Но та же идея прослеживается в следующих словах Иисуса: Лука 14:13 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».
3. У Иисуса и Его учеников также был ящик для сбора пожертвований для нищих, куда они жертвовали свои сбережения и складывали пожертвования других людей: Иоанна 13:29 «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».
II. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ
1. В Деяниях Святых Апостолов упоминаются люди, творившие милость:
2. Благотворительность в среде первых христиан
Благотворительность в среде первых христиан была не «обязаловкой», а актом доброй воли, щедрости и милости к братьям и сестрам во Христе: Деяния 5:4 «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».
Когда верующие делились друг с другом своим состоянием и служили друг другу своим имуществом, это не было примером социализма. Люди добровольно делились друг с другом тем, что имели. И всё собранное распределялось между верующими – не лентяями и бездельниками, не желавшими трудиться, а между по-настоящему нуждавшимися семьями: Деяния 2:45 «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».
3. Избрание дьяконов.
Дьяконы (то есть служители) были избраны из среды христиан для того, чтобы следить за справедливым и честным распределением пожертвований и милостынь среди нуждавшихся: Деяния 6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки».
III. ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИЛОСТЫНЕ
1. Христианство не одобряет и не потакает лени и бедности, к которой она приводит: 2 Фессалоникийцам 3:10 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Ефесянам 4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
2. Как христиане мы призваны помогать нуждающимся:
3. Состояние сердца творящего милостыню для Господа важнее, чем размер самой милостыни: Две лепты вдовы, описанные в Евангелии от Марка 12:41-44.
2 Коринфянам 8:12-15 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».
4. Помощь нуждающимся христианам (братьям и сестрам по вере) должна быть приоритетом в нашей благотворительности: Римлянам 15:25-27 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном»; 1 Коринфянам 16:1-4 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».
IV. СПАСАЕТ ЛИ МИЛОСТЫНЯ ДАЮЩЕГО ЕЁ?
Милосердие и благотворительность являются атрибутами праведности, но сами по себе они не оправдывают человека и не даруют ему спасения. Деяния 10:1-6 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
Как мы видим из этого текста, сотник Корнилий творил много милостыни народу. Однако этого было недостаточно для его спасения. Так же, как и любому другому человеку, Корнилию необходимо было принять Господа Иисуса Христа своим Спасителем.
О милостыне
священник Сергий Николаев
Сострадание, способность переживать чужую беду или боль, тревожиться за чью-то судьбу в большей или меньшей степени свойственно каждому человеку. Это чувство как бы врожденное, и отсутствие его говорит о неком изъяне психики человека, болезненности. А вот проявление своего сострадания в поступках — милосердие — это дело свободной воли личности и ее особенное достоинство. Милостивого человека Господь удостаивает особенной благодати — блаженства, так высоко стоит милостыня в очах Господа. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” ( Мф. 5:7 ), — говорит Спаситель. То есть за милостыню нам обещана конкретная награда — милость Божия, отпущение наших грехов.
Что же такое милостыня? Когда мы отдаем что-либо, принадлежащее нам, отдаем не по закону или долгу, не с целью получить от человека что-то большее, то по доброте сердца мы творим милостыню. Она может быть выражена в жертве от своего достатка, в жертве своего свободного времени, труда, душевного участия, в слове утешения, в прощении обиды, в молитве за кого-то. Святитель Иоанн Златоуст говорит о милостыне: “Великое дело милостыня. Возлюби ее, которой нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, — а она стоит и защищает… Столько-то благ от милостыни, а мы не радим и не заботимся? Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, овол (мелкая монета). Нет овола? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным, и получишь награду; ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”.
Для верующего человека милостыня является естественным делом веры. “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:14-17 ). Апостол Иаков говорит о бездейственном сострадании как о мертвом деле, о вере бездеятельной как о вере мертвой.
Милостыня, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь. В Деяниях святых апостолов читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим ( Деян. 4:32-37 ). Что принято было “ежедневное раздаяние потребностей” ( Деян. 6:1-6 ) и для этого были выбраны и поставлены “семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости” ( Деян. 6:3 ). Апостол Павел советует: “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” ( 2Кор. 9:7 ).
Любит Бог… И на нашу щедрость отвечает щедростью. В нашем Рождественском храме один престол посвящен святителю Тихону Амафунтскому. Святитель Тихон родился в семье хлебного торговца. Был он жалостлив к нищим и еще отроком часто подавал милостыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцовский хлеб. Отец был очень огорчен и выговаривал сыну за самовольство. Но мальчик отвечал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Господу. Пойди открой кладовые и увидишь, что Господь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кладовые и увидел, что они наполнены прекрасным хлебом. Картину, изображающую милостыню отрока Тихона, можно увидеть на своде Тихоновского придела в Христорождественском храме.
Иногда люди проявляют разумную, как им кажется, бережливость и не спешат с делами милосердия, говоря себе: “Подожду, когда разбогатею, а сейчас и для себя-то не хватает”. Для них можно вспомнить давнюю историю. В одной обители было принято в Великий Четверг раздавать монастырский хлеб нищим. Но однажды случился в этой местности неурожай, и братия монастыря, боясь остаться без пищи, упросила настоятеля не раздавать обычную милостыню. Когда же через некоторое время открыли житницу, то увидели, что пшеница проросла и не может быть употреблена в пищу. Так Господь наказал маловеров за неразумную экономию.
Но есть в истории Церкви и другой пример. Богатая женщина, похоронив мужа и не нуждаясь в большом имении, стала раздавать обильную милостыню. Она повсюду искала нуждающихся людей и благотворила им. Родные роптали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама станешь нищей”. Но милосердная вдова продолжала щедро раздавать. И вот она раздала все. Через день на город напали варвары, он был разграблен и сгорел. Лишь часть жителей спаслась бегством и среди них вдовица. Она единственная не потеряла ничего, ей нечего было оплакивать.
Милостыня станет нашей заступницей в день Страшного суда. …Жил очень скупой человек. Он никогда не подавал милостыни. Однажды он заболел. В горячке приснился ему сон. Видит он, что, умерший уже, стоит он на последнем Суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сложены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел положил небольшую краюшку хлеба. И эта краюшка начинает перетягивать гору грехов. “Что это?” — спросил человек у Ангела. — “Это твоя милостыня, она почти перетянула чашу греха”. — “Но я никогда не подавал милостыни”, — удивился скупой.
— “Да, ты не подавал, но однажды в досаде ты швырнул в голодного нищего краюхой хлеба, чтобы прогнать его. Вот она, эта нечаянная милостыня”, — отвечал Ангел. Человек проснулся. Он все понял. После выздоровления он воспользовался возможностью помилования — давал щедрую милостыню. “Блажен разумеваяй (понимающий) на нища и убога, в день лют избавит его Господь” ( Пс. 40:1 ).
В прежние времена воскресные и праздничные дни было принято посвящать делам милосердия. Православные после церковной службы посещали больных, заключенных, одиноких. Приносили кто что мог. Так и говорили: “навестить больницу, темницу и вдовицу”. В один московский храм ходит очень пожилой человек. Ходит он на раннюю литургию. После службы он некоторое время отдыхает в храме на лавочке. Как-то мы разговорились. “Хожу после службы в дом престарелых. Рядом здесь. Принесу с собой батон, а иногда немного карамели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот поговорить не с кем. Есть лежачие, им еще труднее. Вот и хожу Христа ради. Поговорю, чаю попью с ними, им радость”.
Спаситель принимает и самый малый дар: “И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды… истинно говорю вам, не потеряет награды своей” ( Мф. 10:42 ).
Можно заметить, что люди милосердные, добрые, щедрые на милостыню более спокойны и оптимистичны. А те, кто разбирает нуждающихся на тунеядцев, бездельников и недостойных, отвечающие на жалобу или просьбу: “Сам виноват”, “много вас”, — эти люди больше боятся жизни, они более беспокойны. Конечно, ведь душа наша знает и чувствует все, и то, что, не оказавши милости, и мы не вправе рассчитывать на милость Господа.
Но есть один род милостыни особый. Во всякий день каждый верующий церковный человек, читая вечерние молитвы, произносит и такие слова: “Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную”. Те, кто ходит в церковь, за каждой службой слышат слова священника или диакона “Еще молимся … о создателях святого храма сего… о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся…” Это сугубая ектения, или просьба к верующим помолиться особо о приносящих плоды своих трудов и трудящихся в храме людей. Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Господа исполнить их прошения (если они, конечно, ко спасению), прося даровать им вечную жизнь?
Основав земную Церковь, Спаситель заботы о ее материальном существовании возложил на милосердие ее членов. Так Сам Иисус, покинув родной дом, три с половиной года жил как странник и пришелец милосердием и участием некоторых людей: Марии и Марфы из Магдалы, их брата Лазаря, Своей родственницы Саломии, некоего Симона и других. И после крестной смерти Спасителя Ему послужили богатые люди — Иосиф из Аримафеи, отдавший свою гробницу для погребения Христа, и Никодим, купивший все необходимое для этого обряда.
Традиционно и для чад Православной Церкви заботиться о священнослужителях и о Доме Божием — храме.
Рождественский храм в селе Заозерье построен на средства и попечением Гавриила Васильевича Рюмина. Сын его, Николай Гаврилович, и купец Платон Михайлов позаботились пристроить приделы Никольский и Тихоновский. Семья местных фабрикантов Барановых щедро благотворила этому храму. Заботы о нем были уделом В.С.Чайкова. Он был старостой Рождественского храма в конце прошлого века. Эти люди жертвовали свои собственные средства, умение и время на строительство и украшение нашего храма. Естественно, что мы молимся о милостивцах. В архивах многих церквей сохранились имена благотворителей, на чьи средства были произведены те или иные работы, куплены иконы или утварь.
Конечно, не все имена сохранились в записях, но Господь принял их жертву и знает их. А мы молимся о “плодоносящих и доброделающих”. Многие заботы, связанные с жизнью храма, берут на себя безвозмездно, то есть Христа ради, милосердные прихожане и даже нездешние верующие люди. Кто-то моет полы, кто-то поет, кто-то чинит и шьет облачение. И о них мы молимся.
Участие в строительстве и украшении церквей всегда очень ценилось нашими соотечественниками. Глядя на величественные здания и благолепие убранства православных храмов, не лишне будет вспомнить, что свою лепту в это великолепие внесла каждая семья из окрестных селений. Из каких средств ни явилась бы сумма на строительство нового храма или на ремонт ветшающего, но часть ее всегда составляли милосердные приношения прихожан и даже нездешних, незнакомых людей. Сборщики с кружками, собирающие “на храм”, ходили повсюду. У Николая Алексеевича Некрасова есть стихотворение “Влас”, где поэт подробно и удивительно ярко рисует жизнь сборщика милостыни на строительство церкви. Как он
Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары.
И дают, дают прохожие:
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы Божии
По лицу земли родной.
На храм Христа Спасителя в прошлом веке собирали средства по всей Руси пятьдесят лет. И хотя требуемая сумма никак не могла быть составлена из народных пожертвований (основные средства дала казна), но участвовать в строительстве храма мог каждый, ведь этот храм был задуман как благодарственная жертва, как свеча от всего русского народа.
Но храм нужно не только построить или отремонтировать. Для того, чтобы он мог жить, чтобы в нем могла беспрепятственно совершаться служба, кто-то должен заботиться о тепле, о свете, о чистоте, об утвари.
Вы приходите в храм, видите сияющие подсвечники, промытые окна, чистые пелены у икон. Кто потрудился над этим? В каждом храме есть свои трудолюбивые и милосердные прихожанки, которые поддерживают чистоту в храме, помогают чинно совершаться богослужению, наблюдают за порядком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорожной грязи остается на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычистить подсвечники, вымыть стеклышки у икон, лампадки. Постирать и погладить облачение. Сменить пелены у икон к празднику. И много, много чего еще, что только они, труженицы, знают. Случится ли, придет на службу не знающий церковного порядка человек, они подскажут ему, при случае и поправят: “Уж не обессудь, в чужой монастырь со своим уставом не ходят”. И все это они делают не за плату, а безвозмездно, Христа ради. Это их милостыня. Жертва. Кто был в Рождественском храме и рассматривал центральный иконостас, тот, может быть, заметил на верхнем ярусе фигуры женщин с кувшинчиками в руках, поднимающихся как бы по горным уступам к каменному отверстому Гробу Спасителя. Это жены-мироносицы, несущие ароматное масло, чтобы помазать тело распятого Иисуса. Масло и в древнем, и в современном религиозном искусстве — символ милости. Милостыня, оказанная Христу, то есть ради Христа, как бы поднимает этих женщин к Самому Воскресшему Богу. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” ( Мф. 5:7 ). И стоит мне, придя в храм, лишь только взглянуть на изображения спешащих к Гробу Господню мироносиц, как в памяти сами возникают имена наших рождественских “мироносиц”, так иногда называют милосердных тружениц, подвизающихся в церкви. “Еще молимся о здравии Анны, Марии, Антонины, Раисы, Лидии, Татианы…”
Казалось, милосердие никак не может быть подвергнуто осуждению. Но враг человеческий, ненавистник нашего спасения и здесь пытается помешать доброму делу. “Зачем такая трата средств на содержание и украшение храма? Можно ведь эти деньги отдать неимущим и тем послужить Христу”, — повторяют вслед за приезжими проповедниками некоторые горе-христиане. В ответ на эти упреки можно вспомнить одну евангельскую историю. Однажды в доме, где трапезовал Спаситель, к нему подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила ароматы на Иисуса. “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим” ( Ин. 12:5 ), — вознегодовал один из учеников. Был это Иуда, позже предавший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор” ( Ин. 12:6 ).
Так вот чьи слова повторяют некоторые “милосердные к неимущим” христиане! Что же ответил Иуде Христос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” ( Иоан. 12:7-8 ). Благотворение Христу выше нежели благотворение человеку. Храм мы называем Домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва.
Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь все свое значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе”. Видно, лукавый не гонится за новшеством, и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрет без покаяния, и очень печалилась о нем, явилась болящему Божия Матерь и сказала: “Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего”. Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов.
К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали”. Что это за обещание и что за деньги, племянница не знала и пересказала сон вдове. Та сразу вспомнила, что незадолго до смерти мужа смотрели они телевизор, передачу о храме святого апостола Андрея Первозванного. Назвали в передаче и расчетный счет. Супруги почему-то решили послать туда некоторую сумму. Да за делами — забыли. Теперь женщина пришла с вопросом, что же ей делать? Как поступить? Видно, не простое это дело — милосердие к Дому Божию.
Помню еще одну историю, рассказанную одной знакомой. Она, пожилая женщина, каждое лето ездила работать каменщицей на реставрацию или строительство церквей. Помогала бесплатно — Христа ради. Однажды она взяла с собой пятилетнего внука. Через некоторое время, уже по возвращении, мальчик рассказал ей: “Мне сегодня ночью Ангел Божий сказал, что меня записали в живую книгу за то, что я подносил кирпичики на стройке”. Что это за “книга живая”? Пятилетний малыш был церковный мальчик, он знал про Ангелов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, слышал впервые. Что ж, может, из этих кирпичиков и сложится для него лестница в Царство Небесное.
Милосердная жертва доступна каждому. Придя в храм, вы покупаете свечу, ставите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спасителю, или Божией Матери, или Святому? Нет. Свеча — это символ вашей горячей молитвы. А заплатив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы покупаете свечу с огорчением сердца, то лучше не покупайте ее вовсе. Господь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по расположению сердца”, — говорит Апостол ( 2Кор. 9:7 ). Людей, редко бывающих в церкви, смущают ящички или кружки, имеющие надписи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Некоторым кажется, что с них беспрерывно требуют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кладете деньги лишь тогда, когда сами этого желаете и столько, сколько желаете. Но скажите, приятна ли Господу ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огорчением, с пересудами или по принуждению? “Награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”. Но не будем заниматься математическими подсчетами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомневаясь, исполнить заповедь “просящему — дай!” Каждый сколько может.
Во время строительства Константинопольского храма одна богатая вдова, римлянка по имени Марция подарила храму восемь парфировых колонн необычайной ценности. На свои средства она доставила их морем из Рима в Константинополь. А Спаситель указал на бедную вдову, положившую в сокровищницу храма всего две лепты, как на самую щедрую благотворительницу. Кто сколько может.
Прежде каждый храм имел своих попечителей, богатых благодетелей, на средства которых, в основном, и содержался. После политического переворота 1917 года казалось, что о благотворительности для церкви не могло быть и речи. Но никакая политическая система не может отменить Бога. Господь все Тот же, заповеди все те же. Известно множество случаев, когда люди, занимавшие значительные должности, не имеющие возможности открыто прийти в храм, благотворили ему. Кто-то помогал достать дефицитный, особенно после войны, стройматериал. Кто-то ставил свою подпись на разрешении подключить храм к энергосети. А какой-то, пусть даже начальник, оберегал от притеснений.
Сейчас директора, владельцы предприятий, а также люди с большими возможностями беспрепятственно могут благотворить нашей Церкви. Появилось новое слово — спонсоры. Слава Богу, некоторые люди входят в наши проблемы, помогают. Мы даже завели отдельную книжечку — синодик поминать благотворителей. Без них в современных экономических условиях ни один храм не выжил бы, как, впрочем, и в дореволюционные годы. Отопление, свет, крыша, газ — это наши заботы. Но это и люди. За решением каждой проблемы стоит человек или несколько, которые не по долгу службы, не из какой-то корысти, престижа или моды, а по расположению сердца уделяют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, материалы, трудовые руки, квалифицированный совет. Мы радуемся за них, ибо по словам Апостола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” ( 2Кор. 9:6 ).
И все же бывает грустно. Одна пожилая прихожанка сказала, что даже во время войны наш храм выглядел лучше, потому что люди больше заботились о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труднее найти помощников.
Да, иногда кажется, что уйдут от болезней или по старости наши “мироносицы” и некому будет заботиться о Доме Божием, некому петь на клиросе, печь просфоры. Грустно.
Но тогда я вспоминаю раннее утро, “утро глубоко”, как поется в пасхальном песнопении, и группу женщин с кувшинчиками масла, спешащих к каменному Гробу. Вспоминаю наш Рождественский иконостас с фигурами мироносиц, поднимающихся в гору, и печаль проходит.
И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любящее сердце и трудовые руки, свои таланты и умение ради Господа, ради Христа, как щедрую милостыню родному храму. Да и не может быть иначе. Без дел милосердия нам не спастись, не подняться к воскресшему Спасителю. А потому, братья и сестры, не будем забывать о чудесной милостыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеждой взываем к Господу даже в самой короткой молитве: “Господи, помилуй”. Аминь.