Что такое милостыня определение

Милостыня

Смотреть что такое «Милостыня» в других словарях:

милостыня — См. дар просить милостыни. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милостыня дар, подаяние; подачка, крохи с барского стола, милостынька, приношение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, милостыни, мн. нет, жен. Подаяние нищему, нуждающемуся. Подать милостыню. Просить милостыню. Ждал ее улыбки, как милостыни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, и, жен. То, что подаётся нищему, подаяние. Собирать, просить милостыню. Подать милостыню. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

милостыня — милостыня, род. мн. милостынь и устарелое милостыней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Милостыня — Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 … Библейская энциклопедия Брокгауза

милостыня — м’илостыня даяние нуждающемуся, дар из милости. Закон требовал постоянного, делового отношения к нищим (Лев.19:9 10; Втор.15:7 11,12 14, срн. Мат.26:11 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Милостыня — ж. Подаяние нищему, нуждающемуся (обычно просящему). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

милостыня — милостыня, милостыни, милостыни, милостынь, милостыне, милостыням, милостыню, милостыни, милостыней, милостынею, милостынями, милостыне, милостынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Милостыня — Подаяние собирание денег, продуктов питания и пр., практикуемое с древних времён отшельниками, аскетами, Бхикшу, монахами различных религий. Подаяние не следует отождествлять с попрошайничеством, паразитическим образом жизни, тунеядством.… … Википедия

Источник

Милостыня

Ми́лостыня – 1) акт мило­сер­дия в форме пода­я­ния нуж­да­ю­ще­муся; 2) добрые поступки, направ­лен­ные на помощь ближ­нему, как резуль­тат хри­сти­ан­ской любви (к Богу и ближ­ним); 3) пред­мет пода­я­ния (деньги, вещи и пр.).

Что такое милостыня определение. Смотреть фото Что такое милостыня определение. Смотреть картинку Что такое милостыня определение. Картинка про Что такое милостыня определение. Фото Что такое милостыня определение

Для хри­сти­а­нина бла­го­тво­ри­тель­ность – это не только (и не столько) соци­аль­ное дело, сколько слу­же­ние Богу, пре­бы­ва­ю­щему за пре­де­лами этого чув­ствен­ного и раци­о­нально пости­га­е­мого мира. Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель пред­на­зна­чает Богу, а не соб­ствен­ной пер­соне.

Веру­ю­щий подаёт нищему бук­вально то, что ему «послал Бог», ибо он отно­сится к своему достатку как к дару, кото­рый полу­чен по воле Бога; мило­стыня для хри­сти­а­нина – это бла­го­дар­ствен­ная жертва Ему за жизнь и те блага, кото­рые он имеет.

Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель опять же пред­на­зна­чает Богу. Ни о какой соци­аль­ной иерар­хии здесь нет и речи: дающий мило­стыню и при­ни­ма­ю­щий её равны перед Богом как два греш­ных чело­века, и каждый по-своему служит Ему.

Помощь ближ­нему вос­при­ни­ма­ется рели­ги­оз­ным чело­ве­ком как неотъ­ем­ле­мая часть его слу­же­ния Богу, наряду с хра­мо­вым бого­слу­же­нием, молит­вой и аске­зой.

Подобно телу, душа и дух чело­века тре­буют сооб­раз­ной себе пищи и попе­че­ния о них, а потому, кроме веще­ствен­ной мило­стыни, бывает мило­стыня душев­ная и духов­ная. Помочь чело­веку душевно или духовно явля­ется делом не менее важным, чем мило­стыня веще­ствен­ная.

прп. Паисий Афон­ский:
«О мило­стыне. – Надо раз­мыс­лить так: «Если бы на месте нищего был Сам Хри­стос, то что я дал бы ему? Без­условно, самое лучшее». Так чело­век пони­мает, какова насто­я­щая любовь.
Добро явля­ется добром лишь в том случае, если дела­ю­щий его жерт­вует чем-то своим: сном, покоем и тому подоб­ным. Когда я делаю добро, отдох­нув, оно недо­рого стоит.
Чело­веку, для того, чтобы понять, верно ли он пре­успе­вает в отно­ше­нии духов­ном, нужно прежде всего испы­ты­вать себя, раду­ется ли он отда­вая, а не при­ни­мая. Пра­виль­ный духов­ный путь таков: забы­вать добро, сде­лан­ное тобой, и пом­нить добро, сде­лан­ное тебе дру­гими.
Тот, кто не думает о себе, но посто­янно, в хоро­шем смысле этого слова, думает о других – о таком чело­веке всё время думает Бог.
Мно­го­с­тя­жа­тель в конеч­ном итоге на все свои сбе­ре­же­ния поку­пает вечную муку. Те, кто от чистой любви жерт­вуют своей жизнью ради ближ­него… нахо­дят под могиль­ной плитой ключ от веч­но­сти».

свт. Иоанн Зла­то­уст:
«Начни отда­вать неиму­щим, что тебе не нужно, что у тебя валя­ется; потом будешь в состо­я­нии давать и больше и даже с лише­нием себя; и, нако­нец, уже готов будешь отда­вать и все, что можешь».

свт. Гри­го­рий Двое­слов:
«Пода­вая лежа­щему на земле, мы подаём Сидя­щему на Небе».

свт. Димит­рий Ростов­ский:
«Если при­е­дет к тебе чело­век на коне и будет у тебя про­сить, подай ему. Как он упо­тре­бит твою мило­стыню, ты за это не отве­ча­ешь».

преп. Максим Испо­вед­ник:
«Тво­ря­щий мило­стыню… не делает раз­ли­чия между злым и благим, между пра­вед­ным и непра­вед­ным в потреб­но­стях телес­ных. Но всем равно раз­де­ляет, сораз­мерно с нуждою; хотя доб­ро­де­тель­ного, за благое рас­по­ло­же­ние воли его, пред­по­чи­тает пороч­ному».

свт. Гри­го­рий Нис­ский:
«Давай что имеешь; ибо Бог не тре­бует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким обра­зом общим сбором уни­что­жа­ется несча­стье одного».

преп. Сера­фим Саров­ский:
«Пост же и бдение, и молитва, и мило­стыня, и всякое Христа ради дела­е­мое доброе дело есть сред­ства для стя­жа­ния Свя­того Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа дела­е­мое доброе дело при­но­сит нам плоды Свя­того Духа. Все же не ради Христа дела­е­мое, хотя и доброе, но мзды в жизни буду­щего века не пред­став­ляет, да и в здеш­ней жизни бла­го­дати Божией тоже не дает».

преп. Вар­со­но­фий Оптин­ский:
«Иная скажет: «Этой запо­веди я соблю­сти не могу, так как у меня нет средств на мило­стыню». Нет, и такая может испол­нить запо­ведь о мило­сти, и она может подать если не мате­ри­аль­ную, так духов­ную мило­стыню. Спро­сите: как же это? А вот как: тебя оскор­била такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духов­ная мило­стыня».

преп. Кирилл Бело­зер­ский гово­рил князю Андрею Можай­скому:
«…поститься не можете, а молиться лени­тесь, так хоть пода­вайте, и мило­стыня этот ваш недо­ста­ток вос­пол­нит».

Источник

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Милостыня

Греческое слово «eleemon» означает жалкий, вызывающий жалость и сострадание (от этого слова произошло русское слово «алименты»). Греческое слово «eleemosune» означает «благотворение» или «благотворительность».
В Иврите слово «sedaqa» то есть «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня». Взаимосвязь между этими понятиями мы проследим ниже.

Слово «милостыня» как таковое отсутствует в книгах Ветхого Завета, и упоминается лишь в апокрифических книгах и книгах Нового Завета. Однако, как Ветхий, так и Новый Заветы содержат в себе учение о милостыне. В частности, очень подробно идея милостыни и милосердия описана в книге Иова 29:13-17 «Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное».

Согласно современным толковым словарям, милостыня – это подаяние нищему; даяние денег, пищи или вещей нуждающемуся.

I. ЗАКОН БОЖИЙ ПООЩРЯЛ ЛЮДЕЙ К ЩЕДРОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕИМУЩИМ:

1. Закон Божий призывал имеющего достаток делиться с бедняками:
Второзаконие 15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: ‘приближается седьмой год, год прощения’, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

2. В Субботний год, в соответствии с Законом Божьим, бедняки имели право кормиться с полей богатых людей: Исход 23:10-11 «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею».

3. Закон Божий запрещал при жатве дожинать до конца поля:
Левит 23:22 «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш»; Второзаконие 24:19-22 «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие».

4. В соответствии с Законом Божьим, десятина, скопленная за каждый третий год, предназначалась левиту, пришельцу, сироте и вдове.
Второзаконие 14:28-29 «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать».

6. Законом Божьим разрешалось входить в чужой сад и на поле ближнего своего, чтобы поесть от плодов земли: Второзаконие 23:24-25 «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего».
Обратите внимание на то, что Законом запрещалось выносить плоды с поля и из виноградника, но есть в поле и в саду разрешалось.

7. Закон Божий запрещал давать в долг бедняку под проценты:
Исход 22:25-27 «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»;
Левит 25:35-37 «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».

II. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРАВЕДНОСТЬЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

Как было сказано выше, в Иврите слово «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня» или «милосердие». Зная перечисленные Ветхозаветные законы в отношении бедняков, можно понять и проследить взаимосвязь между идеей праведности и милосердия: Второзаконие 24:10-13 «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим».
Прямое значение слова «sedaqa» – «праведность», «дела праведные» или «справедливость» чаще всего переводится как «благотворительность» или «любовь». И действительно, благие дела – благотворительность по отношению к бедняку, сироте, пришельцу или вдове являются проявлением любви к ближнему. А любовь есть – исполнение Закона, как сказано в Римлянах 10:13 «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

III. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.

Благотворительность, в соответствии с учением Ветхого Завета, является добродетелью – то есть чертой характера и стилем жизни, которые угодны Господу, и за которые Господь вознаграждает:
Иезекииль 18:5-9 «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
Притчи 19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
Нежелание проявлять благотворительность и оказывать милость бедняку в Ветхозаветные времена считалась грехом: Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».

Благотворительность и милосердие к бедным в Ветхозаветные времена ассоциировалось с искуплением грехов, а также являлось шагом примирения с Господом и способом избежать зла и проклятия: Даниил 4:24 «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Со временем даже развилась теория, что благотворительность обладает силой прощения грехов. Однако, это небиблейская теория. Потому что Библия учит нас, что человек спасается верою по благодати Божьей, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ МЕЖДУ НЕИМУЩИМИ:

Позднее, в связи с пленением и рассеянием евреев, обнищание в среде народа Божия усилилось и приобрело широкий размах. Поэтому в Израиле были введены дополнительные меры борьбы с обнищанием. Были установлены два сбора милостыни для обедневших:

Во времена Иисуса прошение милостыни было весьма распространённым явлением: Марк 10:46 «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни»; Деяния 3:2 «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм».
Как ранее было сказано, во дни жизни Иисуса на земле в Израиле существовала практика двух сборов милостынь для неимущих. Кроме того, в женском дворе Храма Господня стояло 13 так называемых «сокровищниц» для добровольных пожетвований на нужды нищих: Марк 12:42-44 «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

I. ИИСУС ХРИСТОС И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ

1. Учение Христа о милостыне заключалось в том, что дающий ни при каких условиях не должен афишировать свою благотворительность. Иисус учил, что оказывающий милость должен искать вознаграждения только у Бога:
Матфея 6:1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

2. Кроме того, Иисус учил, что блаженнее давать, нежели принимать:
Деяния 20:35 «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: ‘блаженнее давать, нежели принимать’». Нам не известно, когда именно Иисус сказал эти слова. Мы их знаем лишь со слов учеников в Деяниях Святых Апостолов. Но та же идея прослеживается в следующих словах Иисуса: Лука 14:13 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

3. У Иисуса и Его учеников также был ящик для сбора пожертвований для нищих, куда они жертвовали свои сбережения и складывали пожертвования других людей: Иоанна 13:29 «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

II. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ

1. В Деяниях Святых Апостолов упоминаются люди, творившие милость:

2. Благотворительность в среде первых христиан
Благотворительность в среде первых христиан была не «обязаловкой», а актом доброй воли, щедрости и милости к братьям и сестрам во Христе: Деяния 5:4 «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».
Когда верующие делились друг с другом своим состоянием и служили друг другу своим имуществом, это не было примером социализма. Люди добровольно делились друг с другом тем, что имели. И всё собранное распределялось между верующими – не лентяями и бездельниками, не желавшими трудиться, а между по-настоящему нуждавшимися семьями: Деяния 2:45 «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

3. Избрание дьяконов.
Дьяконы (то есть служители) были избраны из среды христиан для того, чтобы следить за справедливым и честным распределением пожертвований и милостынь среди нуждавшихся: Деяния 6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки».

III. ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИЛОСТЫНЕ

1. Христианство не одобряет и не потакает лени и бедности, к которой она приводит: 2 Фессалоникийцам 3:10 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Ефесянам 4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».

2. Как христиане мы призваны помогать нуждающимся:

3. Состояние сердца творящего милостыню для Господа важнее, чем размер самой милостыни: Две лепты вдовы, описанные в Евангелии от Марка 12:41-44.
2 Коринфянам 8:12-15 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».

4. Помощь нуждающимся христианам (братьям и сестрам по вере) должна быть приоритетом в нашей благотворительности: Римлянам 15:25-27 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном»; 1 Коринфянам 16:1-4 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».

IV. СПАСАЕТ ЛИ МИЛОСТЫНЯ ДАЮЩЕГО ЕЁ?

Милосердие и благотворительность являются атрибутами праведности, но сами по себе они не оправдывают человека и не даруют ему спасения. Деяния 10:1-6 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
Как мы видим из этого текста, сотник Корнилий творил много милостыни народу. Однако этого было недостаточно для его спасения. Так же, как и любому другому человеку, Корнилию необходимо было принять Господа Иисуса Христа своим Спасителем.

Источник

О милостыне

свя­щен­ник Сергий Нико­лаев

Состра­да­ние, спо­соб­ность пере­жи­вать чужую беду или боль, тре­во­житься за чью-то судьбу в боль­шей или мень­шей сте­пени свой­ственно каж­дому чело­веку. Это чув­ство как бы врож­ден­ное, и отсут­ствие его гово­рит о неком изъяне пси­хики чело­века, болез­нен­но­сти. А вот про­яв­ле­ние своего состра­да­ния в поступ­ках — мило­сер­дие — это дело сво­бод­ной воли лич­но­сти и ее осо­бен­ное досто­ин­ство. Мило­сти­вого чело­века Гос­подь удо­ста­и­вает осо­бен­ной бла­го­дати — бла­жен­ства, так высоко стоит мило­стыня в очах Гос­пода. “Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут” ( Мф. 5:7 ), — гово­рит Спа­си­тель. То есть за мило­стыню нам обе­щана кон­крет­ная награда — милость Божия, отпу­ще­ние наших грехов.

Что же такое мило­стыня? Когда мы отдаем что-либо, при­над­ле­жа­щее нам, отдаем не по закону или долгу, не с целью полу­чить от чело­века что-то боль­шее, то по доб­роте сердца мы творим мило­стыню. Она может быть выра­жена в жертве от своего достатка, в жертве своего сво­бод­ного вре­мени, труда, душев­ного уча­стия, в слове уте­ше­ния, в про­ще­нии обиды, в молитве за кого-то. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит о мило­стыне: “Вели­кое дело мило­стыня. Воз­люби ее, кото­рой нет ничего рав­ного, она может и загла­дить грехи, и изба­вить от суда. Ты мол­чишь, — а она стоит и защи­щает… Столько-то благ от мило­стыни, а мы не радим и не забо­тимся? Дай, по воз­мож­но­сти, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, овол (мелкая монета). Нет овола? Дай чашу холод­ной воды. Нет и этого? Поплачь с несчаст­ным, и полу­чишь награду; ибо награда дается не за вынуж­ден­ное, но за сво­бод­ное дело”.

Для веру­ю­щего чело­века мило­стыня явля­ется есте­ствен­ным делом веры. “Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют днев­ного про­пи­та­ния, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грей­тесь и питай­тесь”, но не даст им потреб­ного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:14-17 ). Апо­стол Иаков гово­рит о без­дей­ствен­ном состра­да­нии как о мерт­вом деле, о вере без­де­я­тель­ной как о вере мерт­вой.

Мило­стыня, пожа­луй, самое про­стое и доступ­ное любому бого­угод­ное дело, спо­соб­ное живо­тво­рить нашу веру. Нет ничего легче и спа­си­тель­нее, чем мило­стыня. А насколько она важна для хри­стиан, мы можем судить по тому, как забо­ти­лась о мило­стыне первая Апо­столь­ская Цер­ковь. В Дея­ниях святых апо­сто­лов читаем, что многие хри­сти­ане при­но­сили деньги для раз­дачи неиму­щим ( Деян. 4:32-37 ). Что при­нято было “еже­днев­ное раз­да­я­ние потреб­но­стей” ( Деян. 6:1-6 ) и для этого были выбраны и постав­лены “семь чело­век изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти” ( Деян. 6:3 ). Апо­стол Павел сове­тует: “Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог” ( 2Кор. 9:7 ).

Любит Бог… И на нашу щед­рость отве­чает щед­ро­стью. В нашем Рож­де­ствен­ском храме один пре­стол посвя­щен свя­ти­телю Тихону Ама­фунт­скому. Свя­ти­тель Тихон родился в семье хлеб­ного тор­говца. Был он жалост­лив к нищим и еще отро­ком часто пода­вал мило­стыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцов­ский хлеб. Отец был очень огор­чен и выго­ва­ри­вал сыну за само­воль­ство. Но маль­чик отве­чал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Гос­поду. Пойди открой кла­до­вые и уви­дишь, что Гос­подь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кла­до­вые и увидел, что они напол­нены пре­крас­ным хлебом. Кар­тину, изоб­ра­жа­ю­щую мило­стыню отрока Тихона, можно уви­деть на своде Тихо­нов­ского при­дела в Хри­сто­рож­де­ствен­ском храме.

Иногда люди про­яв­ляют разум­ную, как им кажется, береж­ли­вость и не спешат с делами мило­сер­дия, говоря себе: “Подо­жду, когда раз­бо­га­тею, а сейчас и для себя-то не хва­тает”. Для них можно вспом­нить давнюю исто­рию. В одной оби­тели было при­нято в Вели­кий Чет­верг раз­да­вать мона­стыр­ский хлеб нищим. Но одна­жды слу­чился в этой мест­но­сти неуро­жай, и братия мона­стыря, боясь остаться без пищи, упро­сила насто­я­теля не раз­да­вать обыч­ную мило­стыню. Когда же через неко­то­рое время открыли жит­ницу, то уви­дели, что пше­ница про­росла и не может быть упо­треб­лена в пищу. Так Гос­подь нака­зал мало­ве­ров за нера­зум­ную эко­но­мию.

Но есть в исто­рии Церкви и другой пример. Бога­тая жен­щина, похо­ро­нив мужа и не нуж­да­ясь в боль­шом имении, стала раз­да­вать обиль­ную мило­стыню. Она повсюду искала нуж­да­ю­щихся людей и бла­го­тво­рила им. Родные роп­тали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама ста­нешь нищей”. Но мило­серд­ная вдова про­дол­жала щедро раз­да­вать. И вот она раз­дала все. Через день на город напали вар­вары, он был раз­граб­лен и сгорел. Лишь часть жите­лей спас­лась бег­ством и среди них вдо­вица. Она един­ствен­ная не поте­ряла ничего, ей нечего было опла­ки­вать.

Мило­стыня станет нашей заступ­ни­цей в день Страш­ного суда. …Жил очень скупой чело­век. Он нико­гда не пода­вал мило­стыни. Одна­жды он забо­лел. В горячке при­снился ему сон. Видит он, что, умер­ший уже, стоит он на послед­нем Суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сло­жены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел поло­жил неболь­шую кра­юшку хлеба. И эта кра­юшка начи­нает пере­тя­ги­вать гору грехов. “Что это?” — спро­сил чело­век у Ангела. — “Это твоя мило­стыня, она почти пере­тя­нула чашу греха”. — “Но я нико­гда не пода­вал мило­стыни”, — уди­вился скупой.

— “Да, ты не пода­вал, но одна­жды в досаде ты швыр­нул в голод­ного нищего кра­ю­хой хлеба, чтобы про­гнать его. Вот она, эта неча­ян­ная мило­стыня”, — отве­чал Ангел. Чело­век проснулся. Он все понял. После выздо­ров­ле­ния он вос­поль­зо­вался воз­мож­но­стью поми­ло­ва­ния — давал щедрую мило­стыню. “Блажен разу­ме­ваяй (пони­ма­ю­щий) на нища и убога, в день лют изба­вит его Гос­подь” ( Пс. 40:1 ).

В преж­ние вре­мена вос­крес­ные и празд­нич­ные дни было при­нято посвя­щать делам мило­сер­дия. Пра­во­слав­ные после цер­ков­ной службы посе­щали боль­ных, заклю­чен­ных, оди­но­ких. При­но­сили кто что мог. Так и гово­рили: “наве­стить боль­ницу, тем­ницу и вдо­вицу”. В один мос­ков­ский храм ходит очень пожи­лой чело­век. Ходит он на раннюю литур­гию. После службы он неко­то­рое время отды­хает в храме на лавочке. Как-то мы раз­го­во­ри­лись. “Хожу после службы в дом пре­ста­ре­лых. Рядом здесь. При­несу с собой батон, а иногда немного кара­мели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот пого­во­рить не с кем. Есть лежа­чие, им еще труд­нее. Вот и хожу Христа ради. Пого­ворю, чаю попью с ними, им радость”.

Спа­си­тель при­ни­мает и самый малый дар: “И кто напоит одного из малых сих только чашею холод­ной воды… истинно говорю вам, не поте­ряет награды своей” ( Мф. 10:42 ).

Можно заме­тить, что люди мило­серд­ные, добрые, щедрые на мило­стыню более спо­койны и опти­ми­стичны. А те, кто раз­би­рает нуж­да­ю­щихся на туне­яд­цев, без­дель­ни­ков и недо­стой­ных, отве­ча­ю­щие на жалобу или просьбу: “Сам вино­ват”, “много вас”, — эти люди больше боятся жизни, они более бес­по­койны. Конечно, ведь душа наша знает и чув­ствует все, и то, что, не ока­завши мило­сти, и мы не вправе рас­счи­ты­вать на милость Гос­пода.

Но есть один род мило­стыни особый. Во всякий день каждый веру­ю­щий цер­ков­ный чело­век, читая вечер­ние молитвы, про­из­но­сит и такие слова: “Помяни, Гос­поди, пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих во святых Твоих церк­вах, и даждь им яже ко спа­се­нию про­ше­ния и жизнь вечную”. Те, кто ходит в цер­ковь, за каждой служ­бой слышат слова свя­щен­ника или диа­кона “Еще молимся … о созда­те­лях свя­того храма сего… о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся…” Это сугу­бая екте­ния, или просьба к веру­ю­щим помо­литься особо о при­но­ся­щих плоды своих трудов и тру­дя­щихся в храме людей. Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Гос­пода испол­нить их про­ше­ния (если они, конечно, ко спа­се­нию), прося даро­вать им вечную жизнь?

Осно­вав земную Цер­ковь, Спа­си­тель заботы о ее мате­ри­аль­ном суще­ство­ва­нии воз­ло­жил на мило­сер­дие ее членов. Так Сам Иисус, поки­нув родной дом, три с поло­ви­ной года жил как стран­ник и при­ше­лец мило­сер­дием и уча­стием неко­то­рых людей: Марии и Марфы из Маг­далы, их брата Лазаря, Своей род­ствен­ницы Сало­мии, неко­его Симона и других. И после крест­ной смерти Спа­си­теля Ему послу­жили бога­тые люди — Иосиф из Ари­ма­феи, отдав­ший свою гроб­ницу для погре­бе­ния Христа, и Нико­дим, купив­ший все необ­хо­ди­мое для этого обряда.

Тра­ди­ци­онно и для чад Пра­во­слав­ной Церкви забо­титься о свя­щен­но­слу­жи­те­лях и о Доме Божием — храме.

Рож­де­ствен­ский храм в селе Заозе­рье построен на сред­ства и попе­че­нием Гав­ри­ила Васи­лье­вича Рюмина. Сын его, Нико­лай Гав­ри­ло­вич, и купец Платон Михай­лов поза­бо­ти­лись при­стро­ить при­делы Николь­ский и Тихо­нов­ский. Семья мест­ных фаб­ри­кан­тов Бара­но­вых щедро бла­го­тво­рила этому храму. Заботы о нем были уделом В.С.Чайкова. Он был ста­ро­стой Рож­де­ствен­ского храма в конце про­шлого века. Эти люди жерт­во­вали свои соб­ствен­ные сред­ства, умение и время на стро­и­тель­ство и укра­ше­ние нашего храма. Есте­ственно, что мы молимся о мило­стив­цах. В архи­вах многих церк­вей сохра­ни­лись имена бла­го­тво­ри­те­лей, на чьи сред­ства были про­из­ве­дены те или иные работы, куп­лены иконы или утварь.

Конечно, не все имена сохра­ни­лись в запи­сях, но Гос­подь принял их жертву и знает их. А мы молимся о “пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих”. Многие заботы, свя­зан­ные с жизнью храма, берут на себя без­воз­мездно, то есть Христа ради, мило­серд­ные при­хо­жане и даже нездеш­ние веру­ю­щие люди. Кто-то моет полы, кто-то поет, кто-то чинит и шьет обла­че­ние. И о них мы молимся.

Уча­стие в стро­и­тель­стве и укра­ше­нии церк­вей всегда очень цени­лось нашими сооте­че­ствен­ни­ками. Глядя на вели­че­ствен­ные здания и бла­го­ле­пие убран­ства пра­во­слав­ных храмов, не лишне будет вспом­нить, что свою лепту в это вели­ко­ле­пие внесла каждая семья из окрест­ных селе­ний. Из каких средств ни яви­лась бы сумма на стро­и­тель­ство нового храма или на ремонт вет­ша­ю­щего, но часть ее всегда состав­ляли мило­серд­ные при­но­ше­ния при­хо­жан и даже нездеш­них, незна­ко­мых людей. Сбор­щики с круж­ками, соби­ра­ю­щие “на храм”, ходили повсюду. У Нико­лая Алек­се­е­вича Некра­сова есть сти­хо­тво­ре­ние “Влас”, где поэт подробно и уди­ви­тельно ярко рисует жизнь сбор­щика мило­стыни на стро­и­тель­ство церкви. Как он

Ходит в зимушку сту­де­ную,
Ходит в летние жары,

Вызы­вая Русь кре­ще­ную
На посиль­ные дары.

И дают, дают про­хо­жие:
Так из лепты тру­до­вой

Вырас­тают храмы Божии
По лицу земли родной.

На храм Христа Спа­си­теля в про­шлом веке соби­рали сред­ства по всей Руси пять­де­сят лет. И хотя тре­бу­е­мая сумма никак не могла быть состав­лена из народ­ных пожерт­во­ва­ний (основ­ные сред­ства дала казна), но участ­во­вать в стро­и­тель­стве храма мог каждый, ведь этот храм был заду­ман как бла­го­дар­ствен­ная жертва, как свеча от всего рус­ского народа.

Но храм нужно не только постро­ить или отре­мон­ти­ро­вать. Для того, чтобы он мог жить, чтобы в нем могла бес­пре­пят­ственно совер­шаться служба, кто-то должен забо­титься о тепле, о свете, о чистоте, об утвари.

Вы при­хо­дите в храм, видите сия­ю­щие под­свеч­ники, про­мы­тые окна, чистые пелены у икон. Кто потру­дился над этим? В каждом храме есть свои тру­до­лю­би­вые и мило­серд­ные при­хо­жанки, кото­рые под­дер­жи­вают чистоту в храме, помо­гают чинно совер­шаться бого­слу­же­нию, наблю­дают за поряд­ком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорож­ной грязи оста­ется на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычи­стить под­свеч­ники, вымыть стек­лышки у икон, лам­падки. Пости­рать и погла­дить обла­че­ние. Сме­нить пелены у икон к празд­нику. И много, много чего еще, что только они, тру­же­ницы, знают. Слу­чится ли, придет на службу не зна­ю­щий цер­ков­ного порядка чело­век, они под­ска­жут ему, при случае и попра­вят: “Уж не обес­судь, в чужой мона­стырь со своим уста­вом не ходят”. И все это они делают не за плату, а без­воз­мездно, Христа ради. Это их мило­стыня. Жертва. Кто был в Рож­де­ствен­ском храме и рас­смат­ри­вал цен­траль­ный ико­но­стас, тот, может быть, заме­тил на верх­нем ярусе фигуры женщин с кув­шин­чи­ками в руках, под­ни­ма­ю­щихся как бы по горным усту­пам к камен­ному отвер­стому Гробу Спа­си­теля. Это жены-миро­но­сицы, несу­щие аро­мат­ное масло, чтобы пома­зать тело рас­пя­того Иисуса. Масло и в древ­нем, и в совре­мен­ном рели­ги­оз­ном искус­стве — символ мило­сти. Мило­стыня, ока­зан­ная Христу, то есть ради Христа, как бы под­ни­мает этих женщин к Самому Вос­крес­шему Богу. “Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут” ( Мф. 5:7 ). И стоит мне, придя в храм, лишь только взгля­нуть на изоб­ра­же­ния спе­ша­щих к Гробу Гос­подню миро­но­сиц, как в памяти сами воз­ни­кают имена наших рож­де­ствен­ских “миро­но­сиц”, так иногда назы­вают мило­серд­ных тру­же­ниц, под­ви­за­ю­щихся в церкви. “Еще молимся о здра­вии Анны, Марии, Анто­нины, Раисы, Лидии, Тати­аны…”

Каза­лось, мило­сер­дие никак не может быть под­верг­нуто осуж­де­нию. Но враг чело­ве­че­ский, нена­вист­ник нашего спа­се­ния и здесь пыта­ется поме­шать доб­рому делу. “Зачем такая трата средств на содер­жа­ние и укра­ше­ние храма? Можно ведь эти деньги отдать неиму­щим и тем послу­жить Христу”, — повто­ряют вслед за при­ез­жими про­по­вед­ни­ками неко­то­рые горе-хри­сти­ане. В ответ на эти упреки можно вспом­нить одну еван­гель­скую исто­рию. Одна­жды в доме, где тра­пе­зо­вал Спа­си­тель, к нему подо­шла жен­щина с ала­васт­ро­вым сосу­дом дра­го­цен­ного мира и воз­лила аро­маты на Иисуса. “Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим” ( Ин. 12:5 ), — воз­не­го­до­вал один из уче­ни­ков. Был это Иуда, позже пре­дав­ший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому, что был вор” ( Ин. 12:6 ).

Так вот чьи слова повто­ряют неко­то­рые “мило­серд­ные к неиму­щим” хри­сти­ане! Что же отве­тил Иуде Хри­стос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” ( Иоан. 12:7-8 ). Бла­го­тво­ре­ние Христу выше нежели бла­го­тво­ре­ние чело­веку. Храм мы назы­ваем Домом Божиим, неви­димо в нем пре­бы­вает Гос­подь. Укра­ше­ние и содер­жа­ние храма — желан­ная и дра­го­цен­ная для Гос­пода жертва.

Пре­по­доб­ный Еразм, воз­лю­бив Божии храмы, отдал на Печер­скую цер­ковь все свое зна­чи­тель­ное состо­я­ние. Но лука­вый враг стал через неко­то­рое время сму­щать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы моли­лись о тебе”. Видно, лука­вый не гонится за нов­ше­ством, и поль­зу­ется при­выч­ными мето­дами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доб­ро­де­ла­нии. А потом и вовсе обра­тился к бес­пут­ной жизни. Но Гос­подь не оста­вил его. Когда Еразм тяжело забо­лел и печер­ская братия была готова к тому, что он так и умрет без пока­я­ния, и очень печа­ли­лась о нем, яви­лась боля­щему Божия Матерь и ска­зала: “Еразм! За то, что ты укра­сил цер­ковь Мою, и Я украшу тебя и воз­ве­личу славою в цар­стве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангель­ский образ (мона­ше­ство), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты воз­лю­бил бла­го­ле­пие дома Моего”. Бла­жен­ный Еразм выпол­нил ука­зан­ное и, очи­стив­шись пока­я­нием, в третий день почил в мире. Это заме­ча­тель­ный пример осо­бого Божи­его бла­го­во­ле­ния к устро­и­те­лям и укра­ша­те­лям храмов.

К этой давней исто­рии мне хоте­лось бы доба­вить и две совре­мен­ные. Одна из них слу­чи­лась с при­хо­жан­кой нашего храма. Умер пожи­лой хоро­ший, сер­деч­ный чело­век, при­хо­жа­нин Хри­сто­рож­де­ствен­ского храма. Через неко­то­рое время вдова его обра­ти­лась ко мне с вопро­сом. Дело в том, что пле­мян­ница почив­шего уви­дела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли ото­слать деньги, кото­рые обе­щали”. Что это за обе­ща­ние и что за деньги, пле­мян­ница не знала и пере­ска­зала сон вдове. Та сразу вспом­нила, что неза­долго до смерти мужа смот­рели они теле­ви­зор, пере­дачу о храме свя­того апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного. Назвали в пере­даче и рас­чет­ный счет. Супруги почему-то решили послать туда неко­то­рую сумму. Да за делами — забыли. Теперь жен­щина пришла с вопро­сом, что же ей делать? Как посту­пить? Видно, не про­стое это дело — мило­сер­дие к Дому Божию.

Помню еще одну исто­рию, рас­ска­зан­ную одной зна­ко­мой. Она, пожи­лая жен­щина, каждое лето ездила рабо­тать камен­щи­цей на рестав­ра­цию или стро­и­тель­ство церк­вей. Помо­гала бес­платно — Христа ради. Одна­жды она взяла с собой пяти­лет­него внука. Через неко­то­рое время, уже по воз­вра­ще­нии, маль­чик рас­ска­зал ей: “Мне сего­дня ночью Ангел Божий сказал, что меня запи­сали в живую книгу за то, что я под­но­сил кир­пи­чики на стройке”. Что это за “книга живая”? Пяти­лет­ний малыш был цер­ков­ный маль­чик, он знал про Анге­лов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, слышал впер­вые. Что ж, может, из этих кир­пи­чи­ков и сло­жится для него лест­ница в Цар­ство Небес­ное.

Мило­серд­ная жертва доступна каж­дому. Придя в храм, вы поку­па­ете свечу, ста­вите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спа­си­телю, или Божией Матери, или Свя­тому? Нет. Свеча — это символ вашей горя­чей молитвы. А запла­тив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы поку­па­ете свечу с огор­че­нием сердца, то лучше не поку­пайте ее вовсе. Гос­подь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца”, — гово­рит Апо­стол ( 2Кор. 9:7 ). Людей, редко быва­ю­щих в церкви, сму­щают ящички или кружки, име­ю­щие над­писи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Неко­то­рым кажется, что с них бес­пре­рывно тре­буют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кла­дете деньги лишь тогда, когда сами этого жела­ете и столько, сколько жела­ете. Но ска­жите, при­ятна ли Гос­поду ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огор­че­нием, с пере­су­дами или по при­нуж­де­нию? “Награда дается не за вынуж­ден­ное, но за сво­бод­ное дело”. Но не будем зани­маться мате­ма­ти­че­скими под­сче­тами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомне­ва­ясь, испол­нить запо­ведь “про­ся­щему — дай!” Каждый сколько может.

Во время стро­и­тель­ства Кон­стан­ти­но­поль­ского храма одна бога­тая вдова, рим­лянка по имени Марция пода­рила храму восемь пар­фи­ро­вых колонн необы­чай­ной цен­но­сти. На свои сред­ства она доста­вила их морем из Рима в Кон­стан­ти­но­поль. А Спа­си­тель указал на бедную вдову, поло­жив­шую в сокро­вищ­ницу храма всего две лепты, как на самую щедрую бла­го­тво­ри­тель­ницу. Кто сколько может.

Прежде каждый храм имел своих попе­чи­те­лей, бога­тых бла­го­де­те­лей, на сред­ства кото­рых, в основ­ном, и содер­жался. После поли­ти­че­ского пере­во­рота 1917 года каза­лось, что о бла­го­тво­ри­тель­но­сти для церкви не могло быть и речи. Но ника­кая поли­ти­че­ская система не может отме­нить Бога. Гос­подь все Тот же, запо­веди все те же. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда люди, зани­мав­шие зна­чи­тель­ные долж­но­сти, не име­ю­щие воз­мож­но­сти открыто прийти в храм, бла­го­тво­рили ему. Кто-то помо­гал достать дефи­цит­ный, осо­бенно после войны, строй­ма­те­риал. Кто-то ставил свою под­пись на раз­ре­ше­нии под­клю­чить храм к энер­го­сети. А какой-то, пусть даже началь­ник, обе­ре­гал от при­тес­не­ний.

Сейчас дирек­тора, вла­дельцы пред­при­я­тий, а также люди с боль­шими воз­мож­но­стями бес­пре­пят­ственно могут бла­го­тво­рить нашей Церкви. Появи­лось новое слово — спон­соры. Слава Богу, неко­то­рые люди входят в наши про­блемы, помо­гают. Мы даже завели отдель­ную кни­жечку — сино­дик поми­нать бла­го­тво­ри­те­лей. Без них в совре­мен­ных эко­но­ми­че­ских усло­виях ни один храм не выжил бы, как, впро­чем, и в доре­во­лю­ци­он­ные годы. Отоп­ле­ние, свет, крыша, газ — это наши заботы. Но это и люди. За реше­нием каждой про­блемы стоит чело­век или несколько, кото­рые не по долгу службы, не из какой-то коры­сти, пре­стижа или моды, а по рас­по­ло­же­нию сердца уде­ляют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, мате­ри­алы, тру­до­вые руки, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный совет. Мы раду­емся за них, ибо по словам Апо­стола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” ( 2Кор. 9:6 ).

И все же бывает грустно. Одна пожи­лая при­хо­жанка ска­зала, что даже во время войны наш храм выгля­дел лучше, потому что люди больше забо­ти­лись о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труд­нее найти помощ­ни­ков.

Да, иногда кажется, что уйдут от болез­ней или по ста­ро­сти наши “миро­но­сицы” и некому будет забо­титься о Доме Божием, некому петь на кли­росе, печь просфоры. Грустно.

Но тогда я вспо­ми­наю раннее утро, “утро глу­боко”, как поется в пас­халь­ном пес­но­пе­нии, и группу женщин с кув­шин­чи­ками масла, спе­ша­щих к камен­ному Гробу. Вспо­ми­наю наш Рож­де­ствен­ский ико­но­стас с фигу­рами миро­но­сиц, под­ни­ма­ю­щихся в гору, и печаль про­хо­дит.

И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любя­щее сердце и тру­до­вые руки, свои таланты и умение ради Гос­пода, ради Христа, как щедрую мило­стыню род­ному храму. Да и не может быть иначе. Без дел мило­сер­дия нам не спа­стись, не под­няться к вос­крес­шему Спа­си­телю. А потому, братья и сестры, не будем забы­вать о чудес­ной мило­стыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеж­дой взы­ваем к Гос­поду даже в самой корот­кой молитве: “Гос­поди, поми­луй”. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *