Что такое милостыня православие

Благотворительность и милостыня

Из наследия Оптинских старцев

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие
Слепцы. Художник: А. Пластов

Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие
Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие
В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Источник

Как давать милостыню

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие

О том, как подавать милостыню

Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.

Зачем ангел таскал пророка за волосы

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православиеПророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку — Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.

Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты — богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно — вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.

Не дари подарки диаволу

Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

В рай за червонец

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

Взаймы Богу

Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его пребывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают — щедро и обильно.

«Встаньте, умершие богачи!»

Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?

Источник

Милостыня

Ми́лостыня – 1) акт мило­сер­дия в форме пода­я­ния нуж­да­ю­ще­муся; 2) добрые поступки, направ­лен­ные на помощь ближ­нему, как резуль­тат хри­сти­ан­ской любви (к Богу и ближ­ним); 3) пред­мет пода­я­ния (деньги, вещи и пр.).

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие

Для хри­сти­а­нина бла­го­тво­ри­тель­ность – это не только (и не столько) соци­аль­ное дело, сколько слу­же­ние Богу, пре­бы­ва­ю­щему за пре­де­лами этого чув­ствен­ного и раци­о­нально пости­га­е­мого мира. Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель пред­на­зна­чает Богу, а не соб­ствен­ной пер­соне.

Веру­ю­щий подаёт нищему бук­вально то, что ему «послал Бог», ибо он отно­сится к своему достатку как к дару, кото­рый полу­чен по воле Бога; мило­стыня для хри­сти­а­нина – это бла­го­дар­ствен­ная жертва Ему за жизнь и те блага, кото­рые он имеет.

Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель опять же пред­на­зна­чает Богу. Ни о какой соци­аль­ной иерар­хии здесь нет и речи: дающий мило­стыню и при­ни­ма­ю­щий её равны перед Богом как два греш­ных чело­века, и каждый по-своему служит Ему.

Помощь ближ­нему вос­при­ни­ма­ется рели­ги­оз­ным чело­ве­ком как неотъ­ем­ле­мая часть его слу­же­ния Богу, наряду с хра­мо­вым бого­слу­же­нием, молит­вой и аске­зой.

Подобно телу, душа и дух чело­века тре­буют сооб­раз­ной себе пищи и попе­че­ния о них, а потому, кроме веще­ствен­ной мило­стыни, бывает мило­стыня душев­ная и духов­ная. Помочь чело­веку душевно или духовно явля­ется делом не менее важным, чем мило­стыня веще­ствен­ная.

прп. Паисий Афон­ский:
«О мило­стыне. – Надо раз­мыс­лить так: «Если бы на месте нищего был Сам Хри­стос, то что я дал бы ему? Без­условно, самое лучшее». Так чело­век пони­мает, какова насто­я­щая любовь.
Добро явля­ется добром лишь в том случае, если дела­ю­щий его жерт­вует чем-то своим: сном, покоем и тому подоб­ным. Когда я делаю добро, отдох­нув, оно недо­рого стоит.
Чело­веку, для того, чтобы понять, верно ли он пре­успе­вает в отно­ше­нии духов­ном, нужно прежде всего испы­ты­вать себя, раду­ется ли он отда­вая, а не при­ни­мая. Пра­виль­ный духов­ный путь таков: забы­вать добро, сде­лан­ное тобой, и пом­нить добро, сде­лан­ное тебе дру­гими.
Тот, кто не думает о себе, но посто­янно, в хоро­шем смысле этого слова, думает о других – о таком чело­веке всё время думает Бог.
Мно­го­с­тя­жа­тель в конеч­ном итоге на все свои сбе­ре­же­ния поку­пает вечную муку. Те, кто от чистой любви жерт­вуют своей жизнью ради ближ­него… нахо­дят под могиль­ной плитой ключ от веч­но­сти».

свт. Иоанн Зла­то­уст:
«Начни отда­вать неиму­щим, что тебе не нужно, что у тебя валя­ется; потом будешь в состо­я­нии давать и больше и даже с лише­нием себя; и, нако­нец, уже готов будешь отда­вать и все, что можешь».

свт. Гри­го­рий Двое­слов:
«Пода­вая лежа­щему на земле, мы подаём Сидя­щему на Небе».

свт. Димит­рий Ростов­ский:
«Если при­е­дет к тебе чело­век на коне и будет у тебя про­сить, подай ему. Как он упо­тре­бит твою мило­стыню, ты за это не отве­ча­ешь».

преп. Максим Испо­вед­ник:
«Тво­ря­щий мило­стыню… не делает раз­ли­чия между злым и благим, между пра­вед­ным и непра­вед­ным в потреб­но­стях телес­ных. Но всем равно раз­де­ляет, сораз­мерно с нуждою; хотя доб­ро­де­тель­ного, за благое рас­по­ло­же­ние воли его, пред­по­чи­тает пороч­ному».

свт. Гри­го­рий Нис­ский:
«Давай что имеешь; ибо Бог не тре­бует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким обра­зом общим сбором уни­что­жа­ется несча­стье одного».

преп. Сера­фим Саров­ский:
«Пост же и бдение, и молитва, и мило­стыня, и всякое Христа ради дела­е­мое доброе дело есть сред­ства для стя­жа­ния Свя­того Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа дела­е­мое доброе дело при­но­сит нам плоды Свя­того Духа. Все же не ради Христа дела­е­мое, хотя и доброе, но мзды в жизни буду­щего века не пред­став­ляет, да и в здеш­ней жизни бла­го­дати Божией тоже не дает».

преп. Вар­со­но­фий Оптин­ский:
«Иная скажет: «Этой запо­веди я соблю­сти не могу, так как у меня нет средств на мило­стыню». Нет, и такая может испол­нить запо­ведь о мило­сти, и она может подать если не мате­ри­аль­ную, так духов­ную мило­стыню. Спро­сите: как же это? А вот как: тебя оскор­била такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духов­ная мило­стыня».

преп. Кирилл Бело­зер­ский гово­рил князю Андрею Можай­скому:
«…поститься не можете, а молиться лени­тесь, так хоть пода­вайте, и мило­стыня этот ваш недо­ста­ток вос­пол­нит».

Источник

Как подавать милостыню: советы Оптинских старцев

Открыто помогать или тайно, помочь однажды или помогать регулярно? Что об этом говорили духовники, к советам которых прислушивалась вся Россия? Собор Оптинских старцев — 24 октября

Подавать нужно с искренним состраданием

Как-то раз, выходя из кельи, прп. Амвросий обратился к своему послушнику. «Вон там, — сказал он, — пришла вдова с сиротками мал мала меньше. Сирот-то пять душ, а есть нечего. Сама горько плачет и просит о помощи. А самый маленький ничего не говорит, а только смотрит мне в глаза, подняв ручонки. Да как же не дать-то ему!». Старец тотчас же опустил свою руку в карман за деньгами. Руки от волнения трясутся, лицо подергивается, слезы против воли льются из глаз…

Прп. Макарий: «Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании».

Хорошо жертвовать регулярно

В миру прп. Исаакий был богатым купцом. В его семье был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня.

Бабушка прп. Макария по субботам посещала заключенных и передавала им пироги, которые сама пекла. Однажды эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню.

Не стыдно пожертвовать мало, если больше нет

Прп. Варсонофий: «За год до моего поступления в скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще темно, и город только что начал просыпаться. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Спохватился я, что портмоне не взял, а в кармане всего двадцать копеек. Дал я их старику со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и хотел только что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду, он исчез бесследно. На другой год в этот день я был уже в скиту».

Нельзя превращать бедняка в иждивенца

Прп. Исаакий, будучи настоятелем Оптиной пустыни, не только давал деньги крестьянам-погорельцам, но и находил для них работу при монастыре. Так же поступал с теми, кто попал в трудные обстоятельства, и его предшественник — прп. Моисей.

Прп. Никон: «На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к по-прошайничеству. Одно дело — для других просить, а другое — для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо молиться».

Прп. Нектарий (рассказ Н. Павловича): «Он говорил, что милостыню надо подавать с рассуждением, а то можно повредить человеку. Келейник его рассказывал, что он всегда хотел подробно знать нужду человека, зря не любил давать, а если давал, то щедро, на целые штиблеты или даже на корову или лошадь».

Нужно ли жертвовать то, в чем сам нуждаешься?

Прп. Макарий: «Милостыни ради не должно входить в долги… Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью…».

Прп. Иосиф: «Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности».

Прп. Иосиф: «На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить — это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после».

Прп. Амвросий: «Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, занявши для странницы пять рублей и отдавши ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других».

Прп. Амвросий: «…Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны».

Самому ли давать милостыню или через людей

По обстоятельствам, как будет удобнее, чтобы никого не смутить и не обидеть. Старцы часто подавали милостыню сами, порой даже в обход монастырских правил, а иногда направляли к нуждающимся благотворителей.

Прп. Варсонофий: «…Пока помогаем мы нищим, слава Богу, все хорошо. И на обитель жертвуют, а как нет нищих, то и пожертвований нет… Я так замечал…»

Если тебя обокрали, представь, что подал милостыню

Однажды у посетителей прп. Нектария унесли все их зимние вещи. Старец сказал им, что когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше.

Прп. Амвросий: «В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни».

Источник

Православная Жизнь

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Почему? Отвечает Сергей Комаров.

Что такое милостыня православие. Смотреть фото Что такое милостыня православие. Смотреть картинку Что такое милостыня православие. Картинка про Что такое милостыня православие. Фото Что такое милостыня православие

Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни. Это важное правило утверждается в Нагорной проповеди. Обсуждая основные христианские добродетели, Спаситель последовательно говорит о милостыне, молитве, посте (см. Мф. 6). Тем самым Господь показывает неразрывную связь этих добродетелей, поставляя, между прочим, милостыню на первое место. Об этой добродетели и уместно будет нам поговорить в святые дни Четыредесятницы, когда тысячи христиан совершают постный подвиг и проводят многие часы в молитве.

Творение милостыни было широко распространено еще в ветхозаветную эпоху. В Пятикнижии благотворение нуждающемуся вменялось в прямую обязанность. Помимо строгих указаний не отказывать всякому просящему, в законе Моисея есть множество правил о том, как же именно нужно благотворить. Например: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23:22); «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10–11). Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли (см. Втор. 23:24–25). Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове (см. Втор. 14:28). Было строго запрещено ростовщичество (по крайней мере в отношении иноплеменников). В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. Помимо этого, ко времени жизни Иисуса Христа у евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных («тамху» – в пер. «милостыня для тарелки»). Также осуществлялся еженедельный сбор пожертвований – «куппа», т. е. «пожертвования в ящик». Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, стеснявшихся брать милостыню при людях.

В Новом Завете милостыня не только поощряется, но и получает качество уже не внешней праведности, но духовной добродетели. В Нагорной проповеди Христос говорит, что милостыня должна твориться с правильными мыслями и чувствами. Оказывается, в Новом Завете уже далеко не всякая милостыня угодна Господу! Например, Спаситель приказывает не трубить перед собой – т. е. сохранить в тайне все свои добрые поступки. Также говорит, что левая рука не должна знать, что делает правая. Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).

В новозаветной Церкви обычай помощи бедным был благословлен Самим Христом – апостолы имели ящик для пожертвований, часть которых они выделяли нищим. Впоследствии традиция помощи нуждающимся прочно закрепилась в Церкви. В Посланиях апостола Павла неоднократно звучит просьба о денежной помощи бедной Иерусалимской общине. Еще чаще, чем в Ветхом Завете, на страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих», что и делала Церковь на протяжении всей своей истории.

Если посмотреть жития святых, мы увидим, что они все без исключения были нестяжателями – раздавали имущество и следовали за Христом. Среди них особенно выделяется один святой, которого вполне можно назвать «певцом милостыни». Это святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский отличался удивительной любовью к милостыне. В его творениях встречаются поразительные мысли об этой добродетели.

Например, святой Иоанн замечает, что подаяние милостыни уподобляет нас Богу (1). Действительно, Сам Сын Божий сравнивал сострадательного человека с Богом Отцом: «Итак, будьте милосерды, – говорил Христос, – как и Отец Ваш милосерд» (Лк. 6:36). Данную мысль можно немного продолжить. Славянское слово Бог происходит от санскритского «Бхага», что значит богатый. Бог богат любовью и милостью – и всякий человек, умеющий дарить любовь и милость другим, уподобляется Господу в Его главнейших свойствах.

Златоуст называет подающего милостыню «священником Христа». Как священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, так и милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил Златоуст. Почему? Потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых», – писал святитель. «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».

Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах…

Представляете, какой совет дает Вселенский учитель? «Проси у Бога нищеты…» Эта мысль страшна своей высотой.

Приведем еще несколько размышлений Златоуста. Вот мы, братья и сестры, часто колеблемся: дать или не дать милостыню? Действительно, не всякому человеку сегодня можно верить. А Златоуст буквально обрушивался на тех, кто не желал давать милостыню из-за притворства нищих. «Если он и притворяется, – говорит святитель, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».

«Что выше – девство или милостыня», – спрашивает Иоанн. «Велико девство, ибо человек борется со своей собственной природой. Но милостыня выше – ибо пять юродивых дев, имея девство, не спаслись без милостыни». (Златоуст под елеем в этой притче понимал именно милостыню).

«Тебе нечем подавать?» – вновь задает вопрос святой. Ты можешь спастись и чашей холодной воды, поданной жаждущему, ибо Господь ценит намерения, а не размер подаваемого. Достаточно вспомнить две лепты вдовы или слова Христовы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Посмотри, говорит Златоуст, тебе даже дров не нужно будет тратить, чтоб подогреть воду – достаточно и холодной.

Каждая из приведенных цитат и мыслей дышит поразительной жалостью ко всякому страдающему и великой любовью ко всем людям. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

***
Хочется, чтобы свидетельства Писания и проникновенные слова Вселенского учителя расположили сердца наши почувствовать и признать достоинство любимой Господом и святыми Его добродетели – добродетели милостыни. Любовь к милостыне, несомненно, откроет нам дверь в Царство Небесное, где нет ни одного жадного и скупого. Библия и Златоуст – для православного человека этих двух авторитетов вполне достаточно, чтоб не сомневаться в истинности данной мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *