Что такое милостыня в исламе
Что такое милостыня в исламе
Милостыня заключает в себе важные духовные ценности.
Поистине, любая милостыня (садака), независимо от вида и размера, помогает человеку обрести довольство Всевышнего.
Ведь она заключает в себе такие важные духовные ценности, как поклонение, помощь людям и другим созданиям Аллаха, самовоспитание, распространение добра и блага в обществе. И всякая добродетель считается своего рода садака (от слова «сыдк» – искренность, праведность).
Рассмотрим же подробнее, в чём суть милостыни, и какую пользу она приносит верующим.
Милостыня – прерогатива человека
Господь установил человека халифом (наместником) на земле:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника!» (Аль-Бакара, 30).
Наместник – это тот, кто наделяется особыми полномочиями для управления согласно закону власть имущего – в данном случае Всевышнего Аллаха.
Поэтому каждому верующему следует спешить искренне исполнить эту обязанность, когда перед ним предстаёт такая задача в виде попавшего на глаза объявления с просьбой о помощи, нуждающегося человека, сидящего на улице с протянутой рукой, голодного животного (подбежавшего, почему-то, именно к тебе!), родственников и близких, переживающих сложный период своей жизни, которым необходима поддержка и прочее.
Мусульманину следует помогать нуждающимся.
Великий и Мудрый Господь сказал:
«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заём, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда!» (Аль-Хадид, 11).
Разумеется, Всевышний самодостаточен и не нуждается в том, чтобы Ему давали заём. Но этим Господь предоставляет человеку возможность донести милость Создателя своими руками. А это великая честь для раба и добро, за которое Аллах вознаграждает с щедростью, подобающей Его величию.
Кто же игнорирует это, не понимая ценности такой возможности, то ведь Господь ни в ком не нуждается:
«. Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах богат, а вы бедны. И если вы отвернётесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам!» (Мухаммад, 37-38).
Защита от Ада
Посланник Аллаха ﷺ, наставляя своих сподвижников, говорил: «Защитите себя от огня ада, жертвуя хотя бы даже половиной финика» (Бухари).
Не стоит недооценивать малое деяние, отказываясь совершать его только по причине нехватки средств. Как было упомянуто вначале, садака заключает в себе ряд духовных ценностей.
Значит, если даже один рубль, искренне данный кому-то в качестве милостыни, получившему существенно не поможет, то давший добавит своему сердцу чистоты и света, воспитывая в себе благородную духовную личность, исполнит долг наместника, пройдя выпавшее на его долю испытание и, тем самым, не будет из числа беспечных.
И как велик Господь, милость которого к своим рабам просто невероятна! В книге «Рухуль-Байан» рассказывается:
«Пророк Дауд (а.с.) попросил Аллаха показать ему весы, на которых в Судный День будут взвешиваться деяния рабов. Создатель показал Дауду эти весы. Каждая чаша весов была огромна, как расстояние между востоком и западом. Пророк же, увидев эти весы, упал без сознания, а когда пришел в себя, сказал:
– Господи! У кого же хватит сил заполнить эту чашу благодеяниями?
– О, Дауд! Когда я доволен кем-то из моих рабов, я заполню эту чашу даже одним фиником, данным в качестве садака!».
Садака защищает от Ада.
Защита от гнева Всевышнего
Человек часто совершает поступки, которые гневят Господа миров. О некоторых он может даже не догадываться. Среди них проявление высокомерия, надменности и горделивости, злословие, ложь, скупость и показуха. Поэтому каждый верующий нуждается в защите от такого зла.
В одном из хадисов Пророк ﷺ указал на то, что способно избавить человека от немилости Всевышнего, сказав: «Воистину, скрытая милостыня (данная так, чтобы никто, даже желательно получивший её, не знал личность подавшего) гасит гнев Аллаха» (Табарани).
Скрытность противоположна показухе, а значит, является и профилактикой гордыни. Такая милостыня даётся искренне и преследует цель довольства одного лишь Аллаха. То есть в скрытой садака есть воспитание нафса.
Скрытая милостыня лучше открытой.
Садака предотвращает беды
Люди постоянно сталкиваются с испытаниями в виде бед, несчастий, проблем, болезней и неудач. Предопределённое неизбежно настигает человека. Однако милостыня способна предотвратить некоторые из них, что всегда бывает весьма кстати. В хадисах об этом говорится:
«Лечите ваших больных посредством садака! Садака предотвращает любую болезнь и беду» (Байхаки).
«Садака закрывает двери семидесяти зол» (Табарани).
«Спешите давать садака, так как беды не смогут опередить её» (Байхаки).
«Садака защищает от гнева Аллаха, от скверной смерти» (Тирмизи).
«Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа» (из книги «Тарихуль-Багдад»).
Помогает в обретении высших духовных качеств
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите. » (Аль-Имран, 92);
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный» (Аль-Бакара, 267).
Известно, что отдавать ненужное и не столь ценное – легко, но отрывать «от сердца» – тяжелее. А ставшие на духовный путь люди на всём его протяжении занимаются самосовершенствованием, избавлением от любви к мирскому.
Поэтому, кто желает достичь высоких духовных степеней и иметь качества пророков, стоит обратить внимание на эту методику от самого Аллаха Джалля Джалялуху.
Известно, что отдавать ненужное и не столь ценное – легко, но отрывать «от сердца» – тяжелее.
Избавляет от страха за своё положение в обоих мирах
Самая большая мечта каждого верующего – избежать плохой участи. Страх и горе, которые многие будут испытывать в День Суда, можно предотвратить с помощью милостыни. Ведь это обещает сам Господь:
«Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 274);
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления Дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками!» (Аль-Бакара, 254).
Эти аяты подкрепляет и вышеприведённые хадисы об избавлении от бед благодаря садака.
Увеличивает удел, даёт благословение (баракат) имуществу
Когда кто-либо начинает испытывать тесноту своих дозволенных (халяль) средств, их нехватку, то это признак отсутствия благословения в имуществе. Для избавления от такого положения следует вначале избавиться от тесноты своей души – скупости, беспечности.
Потому как в хадисах посланника Аллаха ﷺ и в аяте Корана сказано: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Всевышнего, спускаются два ангела, и один из них начинает молиться: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». А другой говорит: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни убыток!» (Бухари, Муслим);
«Кто даёт милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, Создатель принимает его Своей правой рукой (довольством), затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (Бухари, Муслим);
«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен (человек сажает одно зерно, а Аллах взращивает семь колосьев, в каждом из которых сто зёрен). Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий!» (Аль-Бакара, 261).
«Сделай добро и брось его в воду».
Однако необходимо знать, что искренней милостыня считается, когда дающий не ожидает и не требует ничего от того, кому он её даёт. Как говорят в народе: «Сделай добро и брось его в воду». Потому как в продолжении Господь повествует:
«Тем, кто расходует своё имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попрёками и оскорблениями, уготована награда у их Господа» (Аль-Бакара, 262).
Попрёк – это напоминание человеку о сделанном ему добре. В этом кроется надменность и показуха. Всевышний повелевает верующим:
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (Аль-Бакара, 264).
Выгодная инвестиция, приносящая пассивную и долгосрочную прибыль
Живя в этом мире, наверное, каждый мечтает иметь пассивный доход. Кому-то удаётся один раз удачно вложиться и наслаждаться жизнью, а кто-то так и не достигает этой цели, оставаясь вынужденным прилагать большие усилия ради добычи каждой копейки. И это в лучшем случае. Ведь порой неудачные вложения приносят огромные убытки, проблемы и горе.
Ислам же предлагает беспроигрышный вариант вложения – садака-джария (непрерывающаяся милостыня).
Посланник Всевышнего ﷺ говорил: «Когда человек умирает, то его дела прерываются, за исключением трёх: текущей милостыни, знания, приносящего пользу, и праведного потомка, просящего за него» (Муслим).
Есть множество способов для участия в такой инвестиции: построить самому или помочь (деньгами, руками, материалами и пр.) в строительстве мечети, школы, моста и других полезных объектов, посадить дерево, вырыть колодец, подарить полезную книгу и многое другое.
Садака-джария – непрерывающаяся милостыня.
Пока от этих вещей люди и животные будут получать пользу (например, от тени дерева, его плодов и кислорода, выделяемым им), Аллах Табаракя ва Тааля продолжит записывать награду в счёт инвестора такой милостыни, даже если самого его уже не будет в живых!
Этот мир является местом посева. Господь же даровал бесчисленное количество разных «семян» (возможностей), чтобы верующие смогли сеять в нём и пожинать обильный урожай в ахирате. Он разделил эти семена на дозволенные и запретные (халяль и харам).
Чтобы пожать хорошие плоды со своего посева, даже благие намерения и дела должны исходить исключительно из дозволенного, утверждённого у Аллаха. Потому как милостыня, данная из запретных средств, прибавит лишь горя.
Помните это и уверенно используйте каждую возможность для достижения довольства Аллаха, не боясь остаться в убытке. Поистине, на пути Аллаха нет ничего, кроме блага!
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
Какая садака является наилучшей?
Ислам побуждает нас давать садака нуждающемуся с целью приблизиться к Всевышнему Аллаху. Давать садака следует скрытно – доводить её до нуждающегося таким образом, чтобы об этом не узнал никто.
Если садака даётся скрытно, это деяние остаётся между человеком и Всевышним, и целью такой милостыни может быть только довольство Всевышнего Аллаха. Если садака подаётся скрытно, то в этом деянии отсутствует рияъ – совершение поклонения напоказ.
Милостыня заключает в себе огромную пользу для человека и общества в целом. Садака воспитывает в обществе дух братства и взаимопомощи. Садака также принесёт человеку огромную пользу в Ахирате. Ведь Всевышний Аллах в Судный день укроет в тени тех, кто подаёт милостыню.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعة يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله: وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша.
…кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас подавать садака, рассказывая о достоинствах милостыни.
От Абу Малика Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
والصَّلاةُ نُورٌ ، والصَّدقةُ بُرهَانٌ ، والصَّبْرُ ضِياءٌ
«Намаз – это свет, милостыня (садака) – это доказательство, а терпение – это сияние». (Муслим, 223)
Мы привыкли считать милостыней деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это принесённая польза, милосердие по отношение к другому. Садака не ограничивается раздачей милостыни, садака может быть приветствием, добрым словом, проявлением уважения к людям и прочими благодеяниями.
Это всё считается садака, за которую Всевышний Аллах вознаграждает своих уверовавших рабов. Следовательно, наше отношение, наша благодарность, наше поведение, доброе слово, добрый поступок, улыбка – также садака.
Что касается наилучшей садака, то для этого нет абсолютного общепринятого правила. Это является относительным понятием, которое часто меняется, учитывая разные обстоятельства.
Во-первых, учитывается положение того, кто подаёт милостыню. Следовательно, садака бедного, неимущего человека превосходит милостыню богатого человека. Садака здорового человека достойнее, чем милостыня больного человека, особенно когда он болен смертельной болезнью.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الصَّدَقَةِ أَعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ تَخْشَى الفَقْرَ، وَتَأْمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمْهِلُ حَتَّى إِذَا بَلَغَتِ الحُلْقُومَ، قُلْتَ لِفُلاَنٍ كَذَا، وَلِفُلاَنٍ كَذَا وَقَدْ كَانَ لِفُلاَنٍ
Во-вторых, учитывается положение того, кому подаётся милостыня. Следовательно, садака, которую человек подаёт своему родственнику, предпочтительнее, чем садака чужому человеку. Также подать милостыню нуждающемуся лучше, чем подать её другому человеку.
В-третьих, учитывается сущность, характер того, что даётся в качестве милостыни. Передаётся множество хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит о том, что лучше всего дать в качестве милостыни.
К таковым относятся следующие вещи:
1. обучение полезным знаниям;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата». (Ибн Маджа, 243)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ تُشْبِعَ كَبِدًا جَائِعًا
«Лучшим садака является кормить досыта голодного». (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 3093)
От Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Са‘д (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «Какая садака нравится тебе больше всего?» Он ответил «Вода»». (Абу Давуд, 1679)
Наилучшей милостыней перед всевышним Аллахом является та садака, которую человек даёт искренне, от чистого сердца и только ради Всевышнего, садака, в которой нет ни малейшей примеси фальши (рияъ) и желания прославиться.
Если садака человека будет такой, Всевышний Аллах непременно примет её, ведь Он сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню женщины ради довольства Аллаха давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, будут увеличены эти благодеяния, им будет дана благородная награда – Рай». (сура Аль-Хадид: 18)
Нурмухамад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.