Что такое методическая тема воспитателя
Самообразование, саморазвитие
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.
На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.
Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов.
Самообразование «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Индивидуальный план самообразования на 2021- 2022 учебный год Ф.И.О. : Капанова Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Образование: Высшее ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» 2014 г, специальность по диплому № 050706 Педагогика и.
Публикация «Самообразование педагога «Инновационные здоровьесберегающие. » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» План самообразования педагога «Инновационные здоровьесберегающие технологии» (тема) Мунгалова Анастасия Вячеславовна (Ф.И.О. педагога) 6 лет (стаж работы) без категории (категория) с. Мильково.
План работы по саморазвитию «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста» План работы по саморазвитию на 2021-2022гг. Тема профессионального саморазвития педагога: «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста». Содержание 1.Пояснительная записка 2стр 2.Цели и задачи.
Занятие по самообразованию в старшей группе «Дикие животные Северной Осетии-Алании» Занятие по самообразованию в старшей группе Тема: «Дикие животные Северной Осетии – Алании» Цель: Формировать представления детей о диких животных Северной Осетии. Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей о диких животных лесов родного края (чем питаются; кто, где.
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Самообразование воспитателя подготовительной группы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем.
Статья «Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его. » Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его.
План по самообразованию «Формирование дружеских отношений в детском коллективе» План по самообразованию Цензор Ольги Вячеславовны, воспитателя первой квалификационной категории подготовительной группы № 9 Тема: «Формирование дружеских отношений в детском коллективе» Актуальность: Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.
План по самообразованию воспитателя ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ СВЕТЛАКОВОЙ Е.В. в средней группе на 2021-2022 учебный год ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ» Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и.
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитатель: Доценко Т. А. Дата начала работы над темой: 01. 09. 2021 г. Дата окончания: 31. 05. 2022 г. Цель: повышение своего теоретического уровня.
Методическая тема педагога ДОУ
У каждого педагога должно быть направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание – это, так называемая, методическая тема или тема по самообразованию. При прохождении аттестации методическая тема обязательно указывается, раскрывается ее содержание. Желательно провести самоанализ данного направления.
Прежде всего, необходимо правильно сформулировать тему. Формулировка должна быть четкой, ясной, методически грамотной.
Например:
— «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»;
— «Формирование личностных качеств воспитанников в игровой деятельности»;
— «Применение развивающих игр как условие формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»;
— «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»;
— «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у воспитанников в условиях ДОУ».
Направление методической деятельности педагога должно перекликаться с годовыми задачами дошкольной организации, а также соответствовать положениям и требованиям ФГОС дошкольного образования.
Структура методической папки:
— пояснительная записка (актуальность выбранного подхода для развития детей, цель и задачи; принципы реализации темы);
— методика и организация деятельности по теме (система и содержание деятельности);
— схемы, таблицы, графики, отражающие деятельность педагога по указанной теме;
— материально-техническое и программно-методическое обеспечение;
— этапы работы (особенно, если это касается темы по формированию творческих способностей воспитанников);
— перспективное планирование;
— диагностические материалы по методической теме (материалы уровня достижений воспитанников по данной теме);
— используемая литература.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Ситнова Ольга Евгеньевна
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.
Методическая разработка может представлять собой:
· Разработку конкретного занятия
· Разработку серии занятий
· Разработку темы программы
· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания
· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)
6. Список использованных источников.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработки занятия
В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:
Обоснование выбора темы занятия
Методические рекомендации по проведению занятия
План занятия (с технологической картой)
Дидактический материал к занятию (в виде приложений)
Список литературы (источников) для учащихся
Список литературы для педагога
Рекомендуемый план занятия
Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:
Занятие изучения нового учебного материала
Занятие совершенствование знаний, умений, навыков
Занятие обобщения и систематизации знаний
Занятие контроля знаний, умений и навыков
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5. Цель методическая.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Материально-техническое обеспечение занятия.
Рекомендуемая технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия
Признаки решения дидактических задач
Методы
Методические
Способы организации деятельности
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)
3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Методы и методические приемы обучения
Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Многообразие методов:
Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии http:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод
Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:
· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.
· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.
· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.
· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.
· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.
· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.
· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.
· Контрольный метод.
· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.
· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).
· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.
· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.
· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.
Метод и прием могут меняться местами.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.
Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:
М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:
· методы приобретения новых знаний
· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков
Организационная классификация Ю. К.Бабанского:
· методы организации учебно-познавательной деятельности
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):
· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)
· проблемное изложение материала
Кроме этого, выделяют методы обучения:
·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)
· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)
· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)
Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)
Источник: Гирба Е. Ю., Светолобова С. Б., Полковникова О. С., Хохлова Ю. Г. «Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя», учебно-методическое пособие, УЦ «Перспектива», г. Москва, 2013г.
Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.
Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.
Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.
Методическая разработка «Сказкотерапия» Данная работа предназначена для педагогов, специализирующихся в сфере дошкольного образования, как для малышей, так и для дошкольников.
Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.
Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Проектная деятельность является.
Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Памятка для воспитателей «Как сформулировать методическую тему педагога».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как сформулировать методическую тему педагога.
Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов, в т.ч. их дополнительного профессионального образования.
профессиональное развитие педагогов
(курсы повышения квалификации)
Опорные вопросы для составления индивидуального плана профессионального развития :
— Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы?
— Какие профессиональные задачи необходимо решить?
— Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
— Какие действия будут предприняты?
— Какие результаты ожидаются?
Главное требование к методической теме – она должна отражать цель (Ц) педагогической деятельности и средства (С), при помощи которых данная цель будет достигнута.
Например, методическая тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Схематически формулировку методической темы можно показать так:
Соединяются связками «через», «в», «на основе», «в процессе»
Соединяются связками «как средство», «как инструмент» и т.д.
Правильные (корректные и современные) формулировки целей для методической темы определены ФГОС ДО.
Целевые ориентиры сформулированы объёмно, но их надо конкретизировать, сократить.
Примеры формулировок целевой части методической темы:
— Формирование и развитие навыков взаимодействия со сверстниками в… через…
— Овладение основными культурными способами деятельности через… посредством…
— Развитие детской инициативы и самостоятельности в …
— Формирование установки положительного отношения к миру через…
— Развитие детского воображения в процессе…
— Формирование навыка следования социальным нормам в … посредством …
— Расширение представлений о природном и социальном мире через …
— Развитие волевой сферы и навыков саморегуляции через … в процессе..
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1525676
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.